Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия по естествознанию для 5-6 класса, авторыА. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание»
- развитие самостоятельных личностных качеств владения современными знаниями и комплексом умений (компетенций: ключевых, метапредметных, предметных).
- формировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
- овладевать обучающимися универсальными учебными действиями (УУД), как способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта:
- обеспечить усвоение понятийной базы для изучения последующих предметов - естественнонаучного цикла (химии, биологии, географии);
- формировать у учащихся умения наблюдать, а также измерительных и экспериментальных умений;
- формировать у учащихся умений самостоятельно приобретать знания из различных источников, работать с научно-популярной литературой;
- формировать познавательного интереса к физике и технике, положительных мотивов учения;
- развивать творческих способностей учащихся.
На изучение физики в 5 классе в учебном плане школы отводится 35 часов в год из части, формируемой образовательным учреждением, 1 час в неделю.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий, позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также приобрести навыки самоорганизации своей деятельности. Уровень самостоятельности обучающихся является одним из критериев оценки их учебной деятельности.
При обучении естествознания, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.
-универсальными учебными действиями на примерах экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,
-организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
-понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами
- использует для познания различные методы, проводит сравнение объектов по критериям;
- умеет воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в различных формах в соответствии с поставленными задачами.
- учится понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами.
- адекватно воспринимать и передавать информацию, кратко и точно отвечать на вопросы, отображать предметное содержание и условия деятельности в отчете;
- выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).
1.Определение размеров физического тела.
2.Измерение объема измерительного цилиндра и твердого тела.
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.
Температура. Термометры.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение температуры воды и воздуха.
5.Измерение плотности вещества.
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.
Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.
Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.
Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.
Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
6.Измерение силы трения.
7.Определение давления тела на опору.
Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение.
Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.
8.Измерение выталкивающей силы.
9.Выяснение условия плавания тел.
Календарно – тематическое планирование по физике 5 класс 1 час в неделю |
ФАЗА СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ГОДА Задачи: Дать возможность обучающимся определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения; Провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно; восстановить навыки, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва; Создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения. |
№ | Тема урока/ Тип урока | часов | Дата по плану/ факт | Элементы содержания | Вид деятельности | Требование к результатам | Контрольно-оценочная деятельность (вид, форма) |
учащиеся научатся | учащиеся смогут научиться |
Введение 5 ч |
1/1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика Урок изучения нового материала | 1 | | Физика – это наука о природе. Наблюдение и описание физ.явлений. История возникновения наук о природе Физические явления. Что изучает астрономия. Астрономические явления | Информационный. Слушание объяснений учителя | выявлять физические и астрономические явления в природе. | Л. Убедиться в возможности познания природы. Проявлять уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; Р. Понимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Воспринимать и анализировать сообщения. К. Адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание. | текущий |
2/2 | Методы физических исследований. Комбинированный урок | 1 | | Наблюдение и описание физ.явлений. Наблюдения и опыт. Методы астрономии. | Наблюдение. Информационный. Работа с научно-популярной литературой | Сравнивать и применять различные единицы измерения расстояний. | Л. Положительно относится к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания и умения. Р. Понимать и сохранять учебную цель и задачу. П. понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами. К. Уважительно относится к одноклассникам, учителю, авторам открытий и изобретений | Мини-размышления. УО. |
3/3 | Измерительные приборы Урок практикум | 1 | | Единицы физических величин. Измерительные приборы и шкала прибора. Цена деления шкалы прибораТочность измерений | Деятельност ный: эксперимент. Кратковременная практическая работа | Применять алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора. Пользоваться измерительными приборами. | Л. Желать приобретать новые знания и умения. Р. Планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия. П. Уметь воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. К. Уметь работать в группе. | Личные наблюдения учителя. Дневники достижений. УО |
4/4 | Лабораторная работа №1 «Определение размеров тела». Комбинированный урок | 1 | | Международ-ная система единиц, способы измерения длины. Измерение длины. Единицы длины. Шкала измерительного прибора | Деятельностный: эксперимент. | Применять метод рядов для измерения размеров малых тел. | Л. Убеждаться в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий Р. Планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия П. Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования выполнения учебной задачи. К. Формировать уважительное отношение к одноклассникам. | Личные наблюдения учителя. Практическая работа Уровень знаний по определению размеров тел. |
5/5 | Лабораторная работа №2 «Измерение объема твердого тела» Урок практикум | 1 | | Объем тела. Измерение объема. Мензурка. | Деятельност ный: эксперимент Решение познавательных задач. Изучение устройства приборов | Применять полученные знания на практике | Л. Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Р. Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. П. Овладевать универсальными учебными действиями на примерах экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в отчете. | Практическая работа Личные наблюдения учителя, отчет по эксперименту |
Тела и вещества 14ч |
6/1 | Физическое тело. Вещество. Урок изучения нового материала | 1 | | Понятие физическое тело, вещество. Небесные тела. Форма и объем физических тел. | Информационный. Слушание объяснений учителя. | проводить сравнение физических тел по их характеристикам. | Л. Проявлять уважение к творцам науки и техники, воспринимает физику как элемент общечеловеческой культуры; желает приобрести новые знания и умения. Р. Понимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Воспринимать и анализировать сообщения. К. Адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание. | Мини-размышления, уровень знаний по предмету. УО |
7/2 | Три состояния вещества Комбинированный урок | 1 | | Упражнения на отграничение понятий: физическое явление, тело, вещество. Упражнение на определение формы тела, вещества | Деятельност ный. Организация совместной учебной деятельности Решение познавательных задач. Отбор и сравнение объектов. | сравнить физические тела по их веществу и форме, делать обобщение, вывод. | Л. Желать приобретать новые знания и умения. Р. Планировать необходимые действия, действовать по плану. П. Анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; использовать для познания различные методы, проводить сравнение объектов по критериям. К. Уметь работать в группе. | Личные наблюдения учителя, отчет по эксперименту. ФО |
8/3 | Масса тела Комбинированный урок | 1 | | Масса тела. Единицы массы. Единицы массы. Массы планет и звезд. | Информационный. Слушание объяснений учителя. | Определять понятия массы, единиц массы | Л. Овладеть эвристическими методами решения проблем. Р. Понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, Овладевать универсальными учебными действиями на примерах экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. П. Извлекает нужную информацию и находить пути решения поставленной задачи. К. Приобрести умения осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в конспекте. | |
9/4 | Лабораторная работа №3 «Определение массы тела» Урок практикум | 1 | | Масса тела. Определение массы различных тел путем их взвешивания на рычажных весах. | Деятельностный : эксперимент. Решение познавательных задач. Изучение устройства приборов | Измерять массу тела, сравнивать массы тел, делать вывод Работать с приборами | Л. Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Р. Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. П. Приобретсти опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в отчете. | |
10/5 | Температура. Термометр. Лабораторная работа № 4 «Измерение температуры воздуха и воды» | 1 | | Зависимость температуры от скорости движения частиц. Знакомство с прибором – термометром. | Личностный. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей | Формулировать понятие «тепловое движение», «температура». Измерять температуры, используя шкалы с различной ценой деления. | Л. Проявляет уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; формирует: навыки организации учебной деятельности, мотивации развития интеллектуальных и творческих способностей; принимает и сохраняет учебную задачу. П. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных зада. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. | Беседа, опрос. Выполнение задания с учетом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели УО |
11/6 | Строение вещества. Молекулы и атомы | | | Дискретное строение вещества Молекулы. Атомы | Решение познавательных задач. Отбор и сравнение объектов. | Формулировать основные положения молекулярно кинетической теории. Обосновывать знания на примерах. | Л. Желать приобрести новые знания и умения. Р. Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения П. анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; использоватьдля познания различные методы проводит, сравнение объектов по критериям. К. Уметь работать в группе. | Личные наблюдения учителя, рисунок-отчет. ФО |
12/7 | Движение молекул. Диффузия | 1 | | Средняя скорость движения молекул и температуры тела Диффузия. | Личностный. Самостоятельная работа. | Строить зависимость скорости движения частиц от t0 тела. Объяснять физические явления в природе, в быту. | Л. формировать познавательный интерес, совершенствовать полученные знания формировать: навыки Р. Планирует самостоятельно необходимые действия. П. Извлекать нужную информацию и самостоятельно находит решения. К. Кратко и точно отвечать на вопросы, отображать предметное содержание. | Мини-размышления рисунок отчет. УО. Беседа, опрос. |
13/8 | Взаимодействие частиц вещества | 1 | | Взаимодействие частиц, вещества | Деятельностный: эксперимент. Решение познавательных задач. | На примерах подтверждать наличие сил взаимодействия частиц. | Л. Желать приобрести новые знания и умения. Р. Понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, овладеть универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. П. Осознать познавательную задачу. К. Приобретать умения адекватно воспринимать и информацию | Мини-размышления рисунок отчет. УО. Беседа, опрос |
14/9 | Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений | 1 | | Модели твердого жидкого и газообразного состояний вещества. | Информационная. Слушание объяснений учителя. Анализ проблемных ситуаций. | Определять агрегатные состояния вещества. Объяснять свойства вещества, их различия на основе МКТ | Л. Убедиться в возможности познания природы. Проявлять уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; Р. Понимать различиямежду исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами. П. Приобретать опыт поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. К. Приобретать умения адекватно воспринимать, отображать предметное содержание и условия деятельности в различных знаковых системах. Р. Убедиться в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, проявляет уважение к творцам науки и техники. | Мини-размышления. Таблица отчет. УО. |
15/10 | Строение атома | 1 | | Дискретное строение вещества Атомы | Решение познавательных задач. Отбор и сравнение объектов. | Формулировать основные положения молекулярно кинетической теории. Обосновывать знания на примерах. | Л. Желать приобрести новые знания и умения. Р. Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения П. анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; использоватьдля познания различные методы проводит, сравнение объектов по критериям. К. Уметь работать в группе. | Личные наблюдения учителя, рисунок-отчет. ФО |
16/11 | Плотность вещества | 1 | | Масса и объем тела, плотность вещества | Информационный. Деятельностный. | Определять понятия массы, объема, плотности тел, единиц измерения. Определять плотность по формуле. | Л. Желать приобрести новые знания и умения. Р. Овладевать универсальными учебными действиями на примерах экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. П. Осознать познавательную задачу. К. Приобретать умения осуществлять сотрудничество с учителем , адекватно воспринимать и передавать информацию. | Проверка знаний по умению применять формулу расчета плотности веществ УО |
17/12 | Связь между плотностью, массой и объемом | 1 | | Плотность, масса, объем тел. Перевод единиц измерения в систему СИ. | Деятельностный. Информационный. Анализ проблемных ситуаций. Систематизация учебного материала. | Применять знания по расчету плотности веществ при решении всех типов задач. | Л. Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Р. овладевает навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. П. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; | Мини-размышления. Проверка уровня знаний по решению всех типов задач. УО |
18/13 | Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности вещества» | 1 | | Плотность вещества | Деятельностный: эксперимент Решение познавательных задач. Изучение устройства приборов | Применять полученные знания по определению объема, массы, плотности вещества, переводу единиц измерения. | Л. Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Р. Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. П. овладение универсальными учебными действиями на примерах экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в отчете. | Отчет по практической работе. Личные наблюдения учителя. |
19/14 | Контрольная работа №1. «Тело, вещество, явление. Методы наблюдения». Урок контроля | 1 | | Понятие физическое тело, вещество, явление. Методы наблюдения в астрономии Методы наблюдения в астрономии | Личностный. Самостоятельная работа. | применять на практике знания, полученные на уроках | Л. Формировать: навыки организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; мотивации развития интеллектуальных и творческих способностей. Р. Планировать самостоятельно необходимые действия. П. Извлекать нужную информацию и самостоятельно находить решения. К. Учится кратко и точно отвечать на вопросы, отображать предметное содержание. | СРУмения использования рациональных способов выполнения задания с учетом индивидуальных и личностных качеств. |
Взаимодействие тел 8 ч |
20/1 | Взаимодействие тел. Сила Урок изучения нового материала | 1 | | Взаимодействие тел. Сила. Условие равномерного движения тела. Изменение скорости и деформация тел под действием силы. | Информационный. Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. | Формулировать определение силы, формулировать определение деформации | Л. Желать совершенствовать приобретенные знания и умения. Р. Принимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану. П. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, графической, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание заданий. К. Приобрести умения осуществлять сотрудничество со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в конспекте. | Наблюдения ученика. Беседа, опрос. |
21/2 | Явление тяготения. Сила тяжести Комбинированный урок | 1 | | Сила тяжести. Сила тяжести. Деформация тел под действием силы тяжести. Измерение силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. | Информационный. Деятельностный. Решение познавательных задач. Изучение устройства приборов | Формулировать определение силы тяжести, сравнение силы тяжести, описывать явление всемирного тяготения Графически изображать силы, практический вывод формулы силы тяжести | Л. Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Р. Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, Овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. П. Приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в отчете. | Практическая работа. Беседа, опрос. Личные наблюдения учителя, отчет по эксперименту |
22/3 | Вес тела. Невесомость Комбинированный урок | 1 | | Вес тела. Деформация растяжения и сжатия, кручения, сдвига. | Информационный. Объяснение наблюдаемых явлений. | Формулировать определение веса, сравнение, вывод Рассчитывать вес тела, изображать графически | Л. Желать приобретать новые знания и умения. Р. Понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, Овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. П. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, математической, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание заданий и находить верный обоснованный ответ. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в конспекте. | Наблюдения ученика. Беседа, опрос. |
23/4 | Деформация. Виды деформации. Сила упругости Комбинированный урок | 1 | | Сила упругости. Изменение скорости и деформация тел под действием силы упругости. Измерение силы упругости. Зависимость силы упругости от величины деформации и жесткости тела. | Информационный. Объяснение наблюдаемых явлений. Работа с научно-популярной литературой | Формулироватть определение силы упругости, виды деформации | Л. формирует познавательный интерес. Р. Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. П. Приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в отчете. | Наблюдения ученика. Беседа, опрос. |
24/5 | Измерение сил. Динамометр. Урок практикум | 1 | | Сила упругости, деформация тел. Устройство динамометра. Изучение зависимости силы упругости от величины деформации тела | Деятельностный : эксперимент. Решение познавательных задач. Изучение устройства приборов | Выявлять понятие силы упругости, установить зависимость силы упругости от величины деформации, сравнивать, делать выводы | Л. Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Р. Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. П. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в отчете. | Практическая работа Личные наблюдения учителя, отчет по эксперименту |
25/6 | Сила трения Комбинированный урок | 1 | | Сила трения. Силы трения в жидкостях и газах. Виды трения: трение покоя, трение скольжения, вязкое трение. | Информационный. Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей Анализ проблемных ситуаций. | Формулировать определение силы трения, виды трения, сравнивать Измерять силу трения | Л. Желать приобретать новые знания и умения. Р. Понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, Овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. П. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, математической, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание заданий и находить верный обоснованный ответ. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в конспекте. | |
26/7 | Способы усиления и ослабления трения. Лабораторная работа №6«Изучение силы трения» Урок практикум | 1 | | Зависимость силы трения от силы давления. Изучение зависимости силы трения от силы давления и качества обработки поверхности | Деятельностный : эксперимент. Решение познавательных задач | Устанавливать зависимость силы трения от силы давления Измерять силу трения динамометром | Л. Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Р. Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. П. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его. . К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в отчете. | |
27/8 | Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел» Контроль знаний | 1 | | Взаимодействие тел. Силы. | Решение текстовых количественных и качественных задач | Объяснять наблюдаемые явлений. Систематизировать учебного материала. | Л. Повышать мотивацию развития интеллектуальных и творческих способностей. Р. Планировать самостоятельно необходимые действия. Формирует навыки организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. П. Извлекать нужную информацию и самостоятельно находить решения. К. Учится кратко и точно отвечать на вопросы, отображать предметное содержание. | Учет использования рациональных способов выполнения задания с учетом индивидуальных и личностных качеств. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. 8 ч |
28/1 | Давление твердых тел Комбинированный урок | 1 | | Давление. Единицы давления. Сила давления. | Информационный. Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Работа с научно-популярной литературой | Формулировать определение давления, единицы измерения Понимать физический смысл давления | Л. Желать приобретать новые знания и умения. Р. Понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, Овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. П. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, математической, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание заданий и находить верный обоснованный ответ. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в конспекте. | Наблюдения ученика. Беседа, опрос. |
29/2 | Зависимость давления от площади опоры. Лабораторная работа №7 «Определение давление тел на опору» Комбинированный урок | 1 | | Способы изменения давления. | Информационный. Слушание объяснений учителя. Изучение устройства приборов Анализ проблемных ситуаций. | Применять способы изменение давления, сравнения давления, рассчитывать давление | Л. Освоить приемы действий в нестандартных ситуациях, овладеть эвристическими методами решения проблем. Р. Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, Овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. П. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, математической, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание заданий и находить верный обоснованный ответ. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в конспекте. | Практическая работа .Беседа, опрос. |
30/3 | Передача давления жидкостями и газом. Закон Паскаля Комбинированный урок | 1 | | Закон Паскаля. Свойства жидкости | Информационный. Анализ проблемных ситуаций. | Определять строение жидкостей, смысл закона Паскаля. Объяснять передачу давления в жидкостях | Л. Убедиться в возможности познания природы. Проявляет уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; Р. Убедиться в возможности познания природы, Осознавать и запоминать учебную цель и задачу. П. Воспринимать и анализировать сообщения. К. Адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание. | Личные наблюдения учителя, отчет по исследованию давления жидкости. УО |
31/4 | Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды Комбинированный урок | 1 | | Сообщающиеся сосуды. | Деятель ностный. Информационный. Анализ проблемных ситуаций | Определять понятие сообщающихся сосудов, применение сообщающихся сосудов. Объяснять практическое применение сообщающихся сосудов и принцип работы приборов. | Л. совершенствует имеющиеся знания. Р. Понимает и принимает поставленную задачу. П. Формировать умения воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание заданий, находить ответы на поставленные вопросы и объяснять их. К. Приобретать умения адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в конспекте. | Личные наблюдения учителя. Выполнение конспекта с учетом проявления интереса к учению ФО |
325 | Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимедова сила. Лабораторная работа № 8 «Измерение выталкивающей силы» Комбинированный урок | 1 | | Изучение зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части тела и плотности жидкости | Деятельностный : эксперимент. Решение познавательных задач | Применять закон Архимеда. Объяснять и определять выталкивающую силу при разной степени погруженности тела в жидкости разной плотности. | Л. осваивает приемы действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. Р. овладевает навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. П. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками и учителем, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в отчете. | Практическая работа Личные наблюдения учителя, отчет по эксперименту |
33/6 | Условия плавания тел. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия плавания тел» Комбинированный урок | 1 | | Условия плавания тел различных размеров, формы и состава вещества в жидкостях разной плотности. | Информационный. Изучение устройства приборов Работа с научно-популярной литературой Анализ проблемных ситуаций. | Применять закон Архимеда для условия плавания тел в жидкости. Объяснять и определять условия плавания тел в жидкости. | Л. Желать приобрести новые знания и умения. Р. Понимает различия между теоретическими моделями и реальными объектами, Овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. П. Осознать познавательную задачу. К. Приобретать умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в конспекте. | Наблюдения учителя. Беседа. ФО |
34/7 | Контрольная, работа № 3 «Свойства жидкостей» Урок контроля | 1 | | Закон Архимеда Условия плавания тел в жидкости Сила поверхностного натяжения. Смачивание | Деятельностный Личностный Решение познавательных задач | Применять закон Архимеда для условия плавания тел. Формулировать войства жидкостей. Применять знания при решении всех типов задач. | Л. Формировать: навыки организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; мотивации развития интеллектуальных и творческих способностей. Р. Планирует самостоятельно необходимые действия. П. Извлекать нужную информацию и самостоятельно находит решения. К. Приобретать умения адекватно воспринимать информацию | Проверка уровня знаний по решению всех типов задач. ПО |
35/8 | Повторение по теме «Плотность вещества» Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | Строение вещества. Основы МКТ. Плотность, масса, объем тел. Перевод единиц измерения в систему СИ. | Информационный. Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Систематизация учебного материала. Работа с научно-популярной литературой | Определять базовые понятия. Определять понятия массы, объема, плотности тел, единиц измерения. Определять плотность по формуле при решении всех типов задач. | Л. Убедиться в возможности познания природы., в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества формирует отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.. Р. Осознавать и запоминать учебную цель и задачу. П. Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в символической форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание заданий | Личные наблюдения учителя, с учетом проявления интереса учащихся к учению, стремления к достижению поставленной цели ФО |