СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу «право. основы правовой культуры»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «право. основы правовой культуры»»

Рабочая программа по Элективному курсу «Право. Основы Правовой культуры»

10 класс. Базовый уровень.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Элективному курсу «Право. Основы Правовой культуры» для 10 класса составлена на основе Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897, в соответствии Примерной основной образовательной программой среднего общего образования и рассчитана на обучение праву школьников 11 класса общеобразовательных организаций Российской Федерации на базовом уровне..

Программа предусматривает использование в образовательном процессе учебно – методический комплекс (УМК) «Право.Основы правовой культуры». Входящий в состав комплекса учебник имеет гриф» Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации и включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.

УМК по праву для 10 класса включает в себя :

  1. Учебник: Е,А, Певцова. Право. Основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций.Базовый и углублённый уровни: в 2ч.. М.: ООО « Русское слово – учебник», 2020 (ФП № 1.3.3.7.3.2)

  2. .Программа курса: автор- составитель Е.А.Певцова. « Право.Основы правовой культуры».10-11классы. Базовый и углубленный уровни.- М. : ООО « Русское слово- учебник», 2020.- (ФГОС. Иннновационнная школа )..

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения права на уровне среднего общего образования основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 11 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение курса.

Целью школьного до образования является формирование у обучающихся правовой культуры и правового сознания. Правовая культура вооружает людей знаниями и умениями освоения правовой действительности. Школьнику необходим правовой опыт поведения в различных ситуациях. Данная программа ориентирована на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков.

Задачи изучения курса:

- формирование правовой культуры и правосознания, социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения правовых норм у молодого поколения;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правопорядку;

- освоение знаний о праве как науки, о принципах, нормах, и институтах права, необходимых для ориентации в нормативно- правовых материалах;

- овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для решения практических задач в социально- правовой сфере, продолжения обучения;

- формирование правовой компетенции подростка, предполагающей не только правовую грамотность ,но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникших проблем, ориентироваться в правовом пространстве.

Курс «Право. Правовая культура» сочетает юридическое содержание и педагогические технологии при работе с учащимися. Важное внимание уделяется формированию умений и навыков правомерного поведения, выработку навыков правомерной защиты своих прав и интересов, на уважение права, осознание его ценности.

Курс направлен на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование правовой воспитанности, чувства ответственности и социальной активности. В 10 классе они изучают вопросы теории государства и права , конституционного права. В 11 классе приобретают правовую компетентность в различных отраслях права.

Освоение вариантов правомерного поведения осуществляется с использованием активных форм обучения, работой с правовой информацией, через проведение сюжетных , ролевых игр, участие в творческих проектах .



Данная рабочая программа предназначена для реализации в 10 классе МБОУ СОШ №16 ст. Георгиевской в общеобразовательных классах и предполагает изучение курса на базовом уровне в объеме 17 часов.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Право. Правовая культура»

Требования к результатам обучения предполагают реализа­цию деятельностного, компетентностного и личностно ориен­тированного подходов в процессе усвоения программы. Результатами образования являются компетентности, за­ключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельно­сти, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.



Личностными результатами изучения курса на данном этапе обучения являются:

• Воспитание российской гражданской , идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности пере Родиной, уважение к государственным символам;

• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

.формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

. готовность к служению Отечеству, его защите;

• сформированность мировоззрения, соответствующее современному уровню развития правовой науки и практики,

• осмысление социально–нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной. , творческой деятельности;

.толерантное сознание и поведение, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать;

.навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в видах деятельности;

. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

. готовность и способность к образованию и самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию;

. сформировать экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природы и общества;

.ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.


Метапредметные результаты:

• осуществлять при поддержке учителя и самостоятельно постановку учебной задачи цели;;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

. соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность решения учебной задачи;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем ;

•готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, уметь ориентироваться в разных источниках; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);

. умение определять назначение и функции социальных институтов;

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу, составлять сложный план, обосновывать выводы;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

. выстраивать ответ в соответствии с заданиями, целью (сжато, подробно, выборочно);

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ–технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат;

. давать оценку и самооценку, выявляя позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.


Предметные результаты изучения истории включают:

. сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизмах и формах ;

. владение знаниями о понятии права, источниках, нормах права, законности, правоотношениях;

. определение и использование правоведческих понятий и терминов;

. владеть знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

. сфорированность представлений о Конституции как основном законе государства, о правовом статусе личности в России;

. сформированность представлений о разных видах судопроизводства, првилах применения права, разрешение конфликтов правовым способом;

. систематизация информации в ходе проектной деятельности;

• сформированность основ правового мышления ;

• сформированность способность применять понятийный аппарат правового знания;

. сформированность знаний об основах адинистративного, гражданского, трудового, уголовного права;

• умение изучать информацию различных правоведческих источников, раскрывая их познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

•познание юридической деятельности;

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об правовых норах и их применении. объяснения сложившихся норм социального поведения, использования правовые знания в жизни.


Основное содержание курса

«Право. Правовая культура». 10 класс(18 часов). Базовый уровень



Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.

Значение правовых знаний и умений для человека. Система юридических наук. Основные виды юридических профессий. Информация и право.

Право и основные теории его понимания. Признаки и функцииправа. Нормы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.

Понятия: Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуально- правового характера.

Неофициальная правовая информация. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Право. Метод правового регулирования. Социальные нормы. Моральные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции. Правовое регулирование.

Тема II. Теоретические основы права как системы.

Понятие системы права.. Правовые нормы и их характеристика. Классификация норм права., Структура правовой нормы. Институты права. Отрасли права.

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Понятия.

Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Частное право.публичное право.материальное право. Процессуальное право.законодательная инициатива. Закон.подзаконный акт.локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация консолидация. Учёт.

Тема III. Правоотношения и правовая культура.

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение. Правопорядок с позиции современной науки. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Обстоятельства , исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структурв. Общественная опасность коррупции, для граждан, общества и государства. Антикоррупционные меры.

Понятия. Правоотношение. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Правопорядок. Правовое сознание Коррупция. Коррупционные правонарушения.

Тема IV. Государство и право.

Понятие государства. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства .Виды функций государства. Форма государства и её элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма правления. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки Глава государства. Законодательная, исполнительная, судебная власти. Система органов местного самоуправления.

Конституционное право РФ и его источники. Тельное право и избирательный процесс.. Конституция РФ- основной закон государства. Структура конституции РФ. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Принципы гражданства. Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Классификация прав человека. Личные права. Политические права и свободы. Социальные, экономические и культурные права. Права ребёнка. Обязанности граждан . Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента РФ.

Понятия. Государство. Сущность государства. Политическая система общества. Функции государства. Форма государства. Глава государства. Форма государства . Монархия как форма правления. Республика как форма правления. Государственное устройство. Формы государственного устройства: Монархия, Республика,. Парламентарная республика. Президентская республика. Правовой статус человека.

Конституция. Гражданство, Гражданин, Альтернативная гражданская служба. Референдум. Ценз. Правовой статус.

Тема V. Правосудие и правоохранительные органы.

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд РФ. Верховный суд РФ. Суды общей юрисдикции. Мировые судьи. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского процесса. Участники и стадии гражданского процесса. Арбитражные суды и арбитражное судопроизводство.. Правоохранительные органы РФ. Система органов внутренних дел. Прокуратура и её деятельность. Органы федеральной службы безопасности. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказания, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба войск национальной гвардии, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Полиция.


Календарно – тематическое планирование. Базовый уровень ( 18 часов). 10 класс.


п\п

Тема

Кол.

часов

Дата

Форма

занятия

Планируемые результаты

Виды деятельности

личностные

метапредметные

предметные

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.

2







1

Значение правовых знаний и умений для человека. Признаки и функции права.

1


Лекция с элементами беседы

Воспитание российского гражданского , правосознания, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, обществом.


осуществлять при поддержке учителя и самостоятельно постановку учебной задачи цели;;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

сформированность представлений о праве, его функциях, механизмах действия и формах ;

владение знаниями о роли права в жизни человека, общества.


понимать значение права, уважительно относиться к праву,

давать определение праву.

2

Система регулирования общественных отношений

1


лекция

форировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития правовой науки и практики,


определять понятия, устанавливать аналогии,

выстраивать ответ в соответствии с заданиями, целью (сжато, подробно, выборочно);

способность применять понятийный аппарат правового знания при выполнении практических заданий;


понимать механизм правового регулирования


Тема 2. Теоретические основы права как системы.

3







3

Понятие системы права.

1


Лекция с элементами беседы

. готовность и способность к образованию и самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;


. владение знаниями о понятии права, источниках, нормах права, законности, правоотношениях.

различать институты права, отрасли права

4

Правовые нормы и их характеристика

1


Комбинирован-ный

изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью

. владение знаниями о понятии права, источниках, нормах права, законности, правоотношениях.

анализировать правовые нормы с позиции их классификации

5

Нормативный правовой акт. Виды.

1


Лекция с элементами беседы

форировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития правовой науки и практики,

осуществлять при поддержке учителя и самостоятельно постановку учебной задачи цели;;

. владение знаниями о нормативном правовом акт. .

анализировать нормативно-правовые акты.


Тема .Правоотношения и правовая культура

3







6

Юридические факты как основа правоотношений

1


Лекция с элементами беседы

форировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития правовой науки и практики,

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;


способность применять понятийный аппарат правового знания при выполнении практических заданий;

определять структуру правоотношения, харатеризовать его элементы.

7

Правонарушение.

Юридическая ответственности.

1


лекция

форировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития правовой науки и практики,


осуществлять при поддержке учителя и самостоятельно постановку учебной задачи цели;;


способность применять понятийный аппарат правового знания при выполнении практических заданий;

распознавать функции юридической ответственности

8

Правовое сознание и его структура

1


Комбинирова-ный

форировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития правовой науки и практики,


определять понятия, устанавливать аналогии,

выстраивать ответ в соответствии с заданиями, целью (сжато, подробно, выборочно);

способность применять понятийный аппарат правового знания при выполнении практических заданий;


характеризовать

правовое сознание, его структуру.


Тема 4.

Государство и право

6







9

Государство, его функции,признаки

1


Комбинирова-ный

воспитание российского гражданского, правосознания, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, обществом.

использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;


формирование навыков самостоятельного поиска правовой информации

определять признаки государства

10

Форма государства и её элементы

1


практикум

. готовность и способность к образованию и самообразованию

строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью

сформированность представлений о государстве, его функциях, механизмах

характеризовать форму государства и её элементы.

11

Ветви власти

1


Лекция

форировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития правовой науки и практики,

планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы

способность применять понятийный аппарат правового знания при выполнении практических заданий;

определение значения разделения властей

12

Система органов местного самоуправления

1


лекция

воспитание российского гражданского, правосознания, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, обществом.

осуществлять при поддержке учителя и самостоятельно постановку учебной задачи цели;;


способность применять понятийный аппарат правового знания при выполнении заданий;


Знакомство с деятельностью органов местного самоуправления в регионе

13

Конституционное право РФ и его источники

1


лекция

воспитание российского гражданского, правосознания, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, обществом.


определять понятия, устанавливать аналогии,

выстраивать ответ в соответствии с заданиями, целью (сжато, подробно, выборочно);

способность применять понятийный аппарат правового знания при выполнении практических заданий;


Анализ источников конституционного права РФ

14

Конституция РФ, её структура

1


практикум

воспитание российского гражданского, правосознания, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, обществом.

Умение общаться и взаиодействовать в процессе совместной деятельности, уважительно относиться к мнениям других

сформированность общих представлений о Конституции, её структуре

анализ структуры Конституции

15

Гражданство в РФ.

Избирательное право

1


лекция

формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности

умение ясно и точно излагать свою точку зрения, используя правовые знания

сформированность общих представлений о гражданстве в РФ.

Составление плана по теме «Гражданство вРФ.»

Тема 5.Правосудие и правоохранительные органы

3







16

Защита прав человеа в РФ

1


лекция

формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности

умение ясно и точно излагать свою точку зрения, используя правовые знания

способность применять понятийный аппарат правового знания при выполнении практических заданий;


Определение органов по защите прав человека

17

Гражданское процессуальное право.

1


лекция

воспитание российского гражданского, правосознания, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, обществом.

осуществлять при поддержке учителя и самостоятельно постановку учебной задачи цели определять пути их достижения;;


способность применять понятийный аппарат правового знания при выполнении практических заданий;


Определить особенность Гражданскогопроцессуального права.

18

Правосудие в РФ

1


лекция

формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности

осуществлять при поддержке учителя и самостоятельно постановку учебной задачи цели определять пути их достижения;;


способность применять понятийный аппарат правового знания при выполнении практических заданий;


понимать значение права, уважительно относиться к праву,

давать определение праву


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!