Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кротовская средняя школа»
Рассмотрено на заседании ШМО естественно-математического цикла и рекомендовано к утверждению | Утвердено ___________________________ Директор школы: Явкина И.М. |
Руководитель ШМО: | Приказ № 185 от « » августа 2023 г. |
/ Чавга А.А../ |
Протокол № 1 |
| |
| |
Рабочая программа по элективному курсу «Глобальная география» 11 класс
на 2023-2024 учебный год
разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
Примерной программы среднего общего образования по географии (М.:Просвещение,2017);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Учебного плана Кротовской средней школы, утвержденного приказом №185 от 30.08.2023 г.;
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Максаковский В.П. «География 10-11 классы :базовый уровень» (М.:Просвещение,2018.
На изучение курсав учебном плане отводится 34 часа (по 1 учебному часу в неделю).
.Составитель: учитель географии Ментова Лидия Владимировна
Год разработки: 2023.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты: Обладание российской гражданской идентичностью и гражданской позицией, готовность вести диалог и достигать взаимопонимания, критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете; Обладание российской гражданской идентичностью, патриотизмом, уважением к своему народу, чувством ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважением государственных символов (герб, флаг, гимн); Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; Сформированность экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: ставить учебные задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность их выполнения; планировать свою работу в соответствии с целями, задачами и условиями; систематизировать и структурировать информацию, выбирать главное; владеть навыками анализа и синтеза.
Познавательные УУД: работать с текстом, понимать прочитанное, искать и отбирать источники информации; работать с различными источниками информации: составлять план работы, конспекты, тезисы выступления, аннотации; организовывать и представлять результаты своей работы, в том числе с использованием презентации в программе PowerPoint, аналитических записок, рефератов; самостоятельно добывать знания и информацию, расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника; применять теоретические знания на практике; применять средства MicrosoftOffice и персональный компьютер для решения практических задач. Коммуникативные УУД: работать в команде (в составе временного творческого коллектива), распределять функции и сферу ответственности за конечный результат; выступать перед аудиторией; участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
формировать представление о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формировать первичные навыки использования территориального подхода как основы географического мышления для сознания своего места в целостном, многообразном и быстроизменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формировать представление и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Выпускник получит возможность научиться:
владеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;
владеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; владеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формировать умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания; создавать основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание элективного курса «Глобальная география» 10-11 класс
(34часа+34 часа)
Название разделов и тем | Содержание учебного предмета и формы организации деятельности обучающихся |
Введение | Предмет экономической и социальной географии |
Современная политическая карта мира. | Разнообразие стран мира. Формы государственного и политико административного правления. Международные отношения. Политическая география и геополитика. |
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. | Государственные границы, их виды. Государственная территория. Этапы формирования политической карты мира. Современное состояние политической карты мира. Разнообразие стран мира. Классификации стран мира. Подходы к классификации стран мира. Основные типы стран. Развитые и развивающиеся страны. |
География населения мира. | Численность и воспроизводство населения. Миграции. Демографическая политика. Состав населения (половой, расовый, религиозный). Урбанизация стран мира и трудовые ресурсы. |
Научнотехническая революция и Мировое хозяйство. | Научно-техническая революция. Мировое хозяйство и международное разделение труда. |
География отраслей мирового хозяйства. | Территориальная и отраслевая структура хозяйства. Факторы размещения отраслей хозяйства. География отраслей хозяйства. ТЭК, металлургия, машиностроение. Химическая, лесная, текстильная отрасли. Ведущие страны и районы. География сельского хозяйства мира. География транспорта мира. Международные экономические отношения. |
Зарубежная | Зарубежная Европа. Географическое положение, природные и ресурсы Население |
Европа | Зарубежной Европы. Хозяйство Зарубежной Европы. Сельское хозяйство Зарубежной Европы. Транспорт и туризм в Европе. Северная Европа. Западная Европа. Германия. Восточная Европа. Польша. Южная Европа. Обобщение знаний по теме «Европа» |
Зарубежная Азия. Австралия | Зарубежная Азия. Политическая карта. Население региона. Ресурсообеспеченность региона. Общая характеристика хозяйства региона. Юго- Западная Азия. Южная Азия. Индия. Восточная Азия. Китай. Япония. ЮгоВосточная Азия. Индонезия. Австралия и Океания. Общий экономико- географический обзор Австралии. Большой Барьерный риф Австралии. Органический мир Австралии. Островной мир Океании. |
Африка | Африка. Состав. ЭГП. Население. Природноресурсный потенциал материка. Общая характеристика хозяйства, основные черты отраслей. ЮАР. Страна с двойной экономикой. Субрегионы Северной и Тропической Африки. |
Северная Америка | Северная Америка. ЭГП, состав региона. Оценка ресурсообеспеченности и хозяйства региона. Макрорегионы США. Канада. |
Латинская Америка | Латинская Америка. Состав. ЭГП. Население региона. Оценка ресурсообеспеченности региона. Общая характеристика хозяйства. Роль стран системе мирового хозяйства. Географическая специфика стран региона. |
Глобальные проблемы человечества | Сущность глобальных проблем. Энергетическая и сырьевая проблемы. Экологические проблемы. Географические аспекты демографической и продовольственной проблем мира. Экономическая отсталость стран мира - общемировая проблема. Проблема использования Мирового океана. Мирное освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Стратегия устойчивого развития. Сущность глобальных проблем. Энергетическая и сырьевая проблемы. Экологические проблемы. Географические аспекты демографической и продовольственной проблем мира. Экономическаяотсталость стран мира - общемировая проблема. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Глобальная география» 11-го класса
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Зарубежная Европа | 6 |
2. | Зарубежная Азия. Австралия | 10 |
3. | Африка | 4 |
4. | Северная Америка | 4 |
5. | Латинская Америка | 4 |
6. | Глобальные проблемы человечества | 2 |
| Резервное время | 4 |
Итого: | 34 часа |