СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Глобальная география" 2017-18 учебный год

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая  программа составлена на основе:

  • программы элективных курсов «География 10-11 классы. Профильное обучение», автор – составитель В.П. Дронов, М.:изд. ООО «Дрофа» 2013г.,
  •  авторской программы «Глобальная география», авторы:  Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география» М.:Дрофа, 2013

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Глобальная география" 2017-18 учебный год»

Содержание

стр.

  1. Пояснительная записка 2 – 3


  1. Планируемые результаты обучения 3 – 5


  1. Содержание программы 5 – 9


  1. Тематическое планирование 9 - 10























Пояснительная записка

Данная рабочая  программа составлена на основе:

  • программы элективных курсов «География 10-11 классы. Профильное обучение», автор – составитель В.П. Дронов, М.:изд. ООО «Дрофа» 2013г.,

  • авторской программы «Глобальная география», авторы: Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география» М.:Дрофа, 2013

  • федеральный государственный образовательный стан­дарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образова­ния и науки Российской Федерации от 14 мая 2012 г. №413);

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования в части географии — базовый документ при создании учебных планов, программ, учебно-методических мате­риалов и пособий (разработан Российской академией образования по заказу Министерства образования и на­уки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (в ред. 2011 г.));

  • идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Учебно- методический комплект для учителя

Учебник для 10-11 класса М.«Вентатна-Граф», Бахчиева О.А. «Экономическая и социальная география мира» 2017г.

Атлас 10 класс

контурные карты 10 класс

Учебно- методический комплект для учащихся

Учебник для 10-11 класса М.«Вентатна-Граф», Бахчиева О.А. «Экономическая и социальная география мира» 2017г.

Атлас 10 класс

контурные карты 10 класс


Описание места элективного курса в учебном плане с количеством часов, отведенных на изучение курса

В соответствии со школьным учебным планом 2017-2018 учебного года в 10 классе «Глобальная география» изучается в течение 35 часов (1 час в неделю). Данная программа разработана для учащихся 10 класса базового уровня.

Цели и задачи курса

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

- овладению системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

- формированию глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

- развитию познавательных интересов учащихся к приобретающим всё большее звучание проблемам социального характера - межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т.п.;

- вооружение учащихся специальными и общенаучными знаниями, позволяющими им самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному курсу.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса.

Целью настоящего курса является познание пространственных проявлений общепланетарных процессов и явлений. В ходе достижения цели решаются задачи.

— овладению системой знаний о глобальных пробле­мах современности, что исключительно важно для цело­стного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

— формированию глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классо­вым интересам;

— развитию познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам со­циального характера — межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.;

— вооружению учащихся специальными и общеучеб­ными знаниями, позволяющими им самостоятельно до­бывать информацию географического характера по дан­ному курсу.

Изучение курса «Глобальная география» в старших классах позволяет интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеоб­разовательный и культурологический потенциал геогра­фии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенча­тый и концентрический принципы обучения.

Содержание, его структура и объём настоящей программы полностью соответствует структуре и объёму содержания типовой (авторской) программы.

Особенностью изучаемого курса является ярко выраженный междисциплинарный характер, пронизанный идеей географического единства человечества и его выживания.

География остается единственной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направление в науке; широко используется региональный компонент.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является возможность интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимальное использование общеобразовательного и культурологического потенциала географии как учебного предмета; сочетать линейно-ступенчатьий и концентрический принцип в обучении, более широкий спектр применяемых технологий преподавания; методическое и техническое обеспечение, формы и методы ведения уроков.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения глобальной географии являются: формирование готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование мотивации учеников к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, экологическую культуру, формирование российской гражданской идентичности. Изучение географии в старшей школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: воспитание российской гражданской идентичности, патрио- тизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ормирование готовности к служению Отечеству; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6 формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; развитие навыков сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание готовности и способности к образованию, в  том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды.

Метапредметные результаты направлены на освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуни- кативных). Изучение географии в старшей школе должно отражать достижение следующих метапредметных результатов: умение самостоятельно определять цели своей деятельности, составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владеть навыками познава тельной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентиро- ваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; 6 владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные результаты освоения содержания географии ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки: владение географическим мышлением для определения географических аспектов глобальных природных, социально-экономических и  экологических процессов и проблем, знать и объяснять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда; — оценивать геополитические риски, вызванные социально- экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; — понимать основные направления социально-экономического развития страны, задачи внешнеэкономической деятельности; — оценивать по статистическим материалам и картам показатели, характеризующие социально-экономическое развитие страны; — оценивать место страны в мировой экономике, в междуна- родном экономическом разделении труда; — выявлять особенности современного геополитического и геоэкологичсекого положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; — знать и объяснять географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса); — понимать причины возникновения, обострения, глобальных проблем человечества, их взаимосвязи; — давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества,знать и объяснять:Предмет изучения глобальной географии;систематизацию глобальных проблем, их причины возникновения, пути решения;антропогенные воздействия на природу в целом и ее отдельные компоненты;особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества;политическую анатомию современного мира, культурно-исторические регионы мира;экономическую дифференциацию мира; особенности глобальной и социальной экологии; уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития процессов и явлений; о ценивать и объяснять степень природных и техногенных изменений в природе; проводить учебные исследования, моделирование ситуаций в пространственно-временной конкретности; решать социально значимые задачи на основе проведения учебной экспертизы.

Содержание программы

Введение

Тема 1. Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Глобалистика – учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных.Проблемы, которые следует считать глобальными. Природные явления глобального характера. Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству.Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное представление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географических уровнях – континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном.

Тема 2. Систематизация глобальных проблем

Смысл систематизации, позволяющей составить более наглядное представление об анализируемых проблемах, чётче зафиксировать существующие связи между различными их группами. 1 группа: проблемы политического и социально-экономического характера;2 группа: проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, продовольственная, сырьевая, проблемы Мирового океана);

3 группа: проблемы преимущественно социального характера (демографическая, религиозных отношений, охраны здоровья и др.);

4 группа: проблемы научного характера (освоение космоса, исследование внутреннего строения Земли и др.);

5 группа: проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, стихийные бедствия и др.);

6 группа: малые глобальные проблемы преимущественно психологического и аутоэкологическсого характера (бюрократии, эгоизма и д.).

Методы исследования глобальных проблем, в частности имеющиеся в арсенале у географов.

I раздел. Современный лик Земли

Тема 1. Изменившийся лик Земли

Антропогенные воздействия на природу в целом и её отдельные компоненты. Позитивные и негативные результаты человеческой деятельности.

Антропогенные воздействия на окружающую среду, связанные с промышленной, сельскохозяйственной, градостроительной и иной деятельностью человека.Антропогенные и культурные ландшафты. Классификация ландшафтов в зависимости от степени их трансформации в результате хозяйственной деятельности человека ( практически неизменённые, слабо изменённые, нарушенные, сильно изменённые, преобразованные, искусственные.

Тема 2. География человечества

Наука о народах. Общность по имени «этнос». Узы, связывающие народы с окружающей средой. Понятие о «кормящих ландшафтах». Влияние природы на характер и традиции народа.Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Этнография. Учение о цивилизациях. (Ф. Ратцель, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.). отсутствие стройной научной теории цивилизаций. Глобальные процесс взаимодействия и взаимопроникновения региональных цивилизаций. Характеристика известных цивилизаций.

Тема 3. Политическая анатомия современного мира

Повторение сюжетов, связанных с формированием политической карты мира (10 класс). Культурно-исторические регионы мира: Западная Европа, Восточная Европа, англоязычная Америка, Арабский Восток и др.Трудность оценки предстоящих перемен на геополитической картине мира. Повышение роли экономического и научно-технического потенциала, адаптационных и мобилизационных способностей государственной системы, идейных и культурных ценностей.Концепция евразийства и сфера жизненных интересов России. Возрождение концепции «евразийства» в России после распада СССР. Проблема установления атмосферы дружбы народов бывшего СССР.

Тема 4. Экономическая дифференциация мира

Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса. Разумное государственное правление и атмосфера конкуренции как двигатели прогресса. Примеры Западной Европы, США и Японии.Мировое хозяйство: понятие, тенденции развития. Его неоднородность и внутренняя противоречивость. Международное разделение труда и роль в нём географических факторов. Новые индустриальные страны.Экономический опыт СССР – России в 20 веке. Политика хозяйственной обособленности СССР от Запада и её причины.

II раздел. Глобальные проблемы человечества

Тема 1. Демографическая проблема

Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обеспечить нынешнее и особенно будущее население нормальными условиями жизни.Способность Земли теоретически прокормить один десяток миллиардов людей. Существующие возможности увеличения площади обрабатываемых земель и повышения средней урожайности благодаря «зелёной революции».Связь демографической проблемы с сохраняющимися социально-экономическими условиями в странах «третьего мира». Понятие о теории «демографического перехода» и её применимость к условиям слаборазвитых стран. Предпочтение аграрным обществом большой семьи.Демографическая политика, её направленность и пути активизации. Демографическая политика КНР, Индии, стран Африки и Латинской Америки: успехи и разочарования. Демографическая политика в бывшем СССР и современной России.

Тема 2. Проблема отсталости

Корни отсталости некоторых стран современного мира .Историческое запаздывание в развитии социально-экономических структур как основная причина отсталости. Роль колониализма и неоколониализма в консервации и преодолении слаборазвитости.Масштабы и критерии отсталости. Бедность, неграмотность населения, хроническое недоедание и голод, высокая смертность, эпидемии и т.д. как атрибуты неразвитости общества. Критерии отсталости, применяемые в ООН. Наиболее развитые страны мира, их типичные признаки. Слаборазвитые государства Африки, Азии и Латинской Америки.Понятие о «новом международном экономическом порядке», перспективы его установления. Связь отсталости с другими глобальными проблемами.

Тема 3. Продовольственная проблема

Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные растительные источники пищи. Мясо и рыба – важнейшие источники белков. Молоко и жиры животного происхождения.Сущность продовольственной проблемы в современном мире и её основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление.Дифференциация стран и регионов по остроте проявления продовольственного кризиса. Повышенный естественный прирост населения, значительно опережающий производство продовольствия. Страны Сахеля как «полюс» мирового голода.Некачественное, неполноценное питание как наиболее типичная форма проявления продовольственной проблемы в отдельных странах муссонной Азии. Продовольственная программа а странах Латинской Америки.Обострение продовольственной ситуации в странах – преемниках бывшего СССР.Пути выхода из продовольственного тупика. Роль ликвидации голода в решении проблемы отсталости.Обеспечение продовольствием растущего населения Земли. Роль пахотных угодий, лугов, Мирового океана и искусственных продуктов в решении продовольственной проблемы.

Тема 4. Энергетическая проблема

Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоёмкости современной экономики. Негативные экологические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса.Энергетический кризис 70- х гг.: предпосылки и последствия. Конец эпохи дешёвых источников энергии. Страны ОПЕК и их роль в формировании конъюктуры цен на энергоресурсы.Традиционная и альтернативная энергетика.Энергетика и экология.Глобальная энергетическая ситуация и другие глобальные проблемы.

Тема 5. Сырьевая проблема

Сущность глобальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минерального сырья. Виды сырья более или менее близкие к исчерпанию. Оптимистические и пессимистические прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем.Относительна ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как главная составляющая глобальной сырьевой проблемы.Производство отходное – малоотходное – безотходное.Оборотное использование невозобновимых ресурсов – один из путей ресурсосбережения. Утилизация бытовых отходов.Россия и глобальный сырьевой кризис.Глобальная сырьевая ситуация и её связь с другими глобальными проблемами, прежде всего энергетической.

Тема 6. Проблема Мирового океана

Мировой океан как «колыбель» всего живого на планете. Защита океанической средой зарождающейся жизни от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле.Мировой океан как ресурсная база. Структура морских ресурсов. Морское хозяйство. Биологические ресурсы. Мировое рыболовство, его современные масштабы и возможные пределы. Марикультура. Морская горнодобывающая промышленность. «Тощая руда». Ресурсы и добыча нефти и газа. Океан как источник пресной воды.

Проблемы использования энергии океана. Проблема развития морского транспорта. Мировое судоходство. Морской флот. Порты, каналы. Нетрадиционные виды морского транспорта. Проблемы морского транспорта.Экология Мирового океана.Океан –общее достояние человечества.

Проблемы Мирового океана и их связь с другими глобальными проблемами.

Тема 7. Глобальный этнический кризис

Растущая экономическая и техническая взаимозависимость государств и ускорение процессов интернациоализации социальной жизни. Параллельно проявляющееся стремление отдельных стран и этносов к самоидентификации. Проявлении в различных регионах мира неконтролируемых национальных эмоций, обретающих формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма.Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация.География межэтнических конфликтов в современном мире. Межэтнические и религиозные трения в Африке, Южной Азии, Латинской Америке.Россия и глобальный этнический кризис.Глобальный этнический кризис и его связь с другими глобальными проблемами.

Тема 8. Проблема здоровья и долголетия

Здоровье человека. Одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Продолжительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны.Понятие о медицинской географии, изучающей распространение болезней и патологических состояний человека; причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье человека.География инфекционных заболеваний (чума, клещевой энцефалит; малярия и «сонная болезнь» - типичные инфекционные заболевания африканских тропиков; эпидемиологические заболевания: грипп, туберкулёз, холера и т.д.).Синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД) – новая глобальная смертельная инфекция. Его распространение по всему миру. Пути заражения.Распространение злокачественных новообразований и их связь с географическими факторами. Зависимость здоровья человека от режима и качества питания.«Интернациональность» сердечно-сосудистых, психических и некоторых других заболеваний.Глобальное значение вопроса об увеличении средней продолжительности жизни человека. Геронтрологическая наука.Связь проблемы здоровья и долголетия человека с продовольственной проблемой, демографической, отсталости и др.

Тема 9. Проблема стихийных природных явлений

Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных природных явлений (СПЯ) по условиям возникновения (космические, метеоролого-климатические и др.). виды стихийно-разрушительных явлений (наводнение, цунами, смерч, засуха и др.).Эволюция человеческого поведения в отношениях СПЯ: 1)бегство; 2)поиск способов защиты от стихийных бедствий; 3)разработка механизма предотвращения некоторых из СПЯ на базе научных открытий.Рост числа человеческих жертв и материального урона от СПЯ в связи с интенсивным ростом населения, его концентрация в областях, подверженных влиянию наиболее разрушительных СПЯ.Географический характер проблемы СПЯ. Роль географов в разработке мер по предупреждению СПЯ.

Тема 10. Проблема технологических аварий

«Цепная реакция» катастроф производственного характера последних десятилетий как подтверждение глобальности проблемы (Чернобыль, «Челленджер» и др.).Систематизация технологических аварий в зависимости от характера отраслей материального производства. Роль автомобильного, морского и авиационного транспорта в статистике смертельных случаев. Роль угледобываюшей промышленности мира в гибели рабочих. География угольных бассейнов с повышенным содержанием метана.Математическая теория катастроф.Географические аспекты проблемы технологических аварий

Тема 11. Проблема дефицита демократии и свободы

Всеобщая декларация прав человека как важнейший международный документ – концентрированное выражение демократического опыта человечества. Права человека – наше естественное, неотчуждаемое достояние, а не дар государства, за который следует благодарить его руководителей.Анализ ранжирования государств по группам – «свободные», «частично свободные», «несвободные», «реакционные» - режимы, отказывающиеся предоставить своим гражданам основные политические и социальные права. Различия понятий «авторитаризм» и «тоталитаризм».Положение с правами человека в СССР, новой России и странах нового зарубежья

Тема 12. Другие глобальные проблемы современности.

Реестр глобальных проблем человечества. Проблема преступности, присущая всем государствам без исключения. Классификация нарушений законности и порядка: преступление против личности (убийсттво, телесные повреждения, изнасилование и др), преступления против личной собственности граждан (грабеж, разбой, кража, мошенничество, вымогательство и др.), государственные преступления ( измена Родине, шпионаж, политический террор, диверсия и тд,)воздушный терроризм. Варьирование форм преступлений от страны к стране, от региона к региону. Понятие «геокриминогенная обстановка и роль географии в изучении преступности. Терроризм и региональные конфликты. Кризис культуры, нравственности, семьи (проблема экологии души) – специфическая глобальная проблема. Лббой народ как живой организм, особого высшего порядка. Плоды многовекового отбора и великие социальные потрясения, войны и др. Проблема урбанизации мира, создающая сложнейший узел противоречий, совокупность которой и служит веским оргментом для рассмотрения ее под глобальным углом зрения. Анализ других глобальных проблем.

III раздел. Геоэкология – фокус глобальных проблем

Тема 1. Биосфера как планетарная организация жизни

Биосфера – «область существования живого вещества» (по В.И. Вернадскому), оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор.Пределы биосферы. Роль температуры, давления, ультрафиолетового излучения. Общая масса живого вещества на планете. Отличительные особенности живого вещества от неживого.Биогеохимические круговороты элементов в природе. Роль углерода, кислорода, азота, фосфора и других элементов в функционировании биогеохимических круговоротов.Наиболее распространенные сценарии гибели земной биосферы в будущем.

Тема 2. Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления

Техногенез как совокупность процессов в природной среде, вызванных хозяйственной деятельностью человека. Техногенез и антропогенез. Этапы и параметры техногенеза.Показатели, использующиеся для характеристики техногенеза. Экспоненциальный рост техногенной нагрузки на среду. Изменения глобальной экологической среды

Тема 3. Глобальная экология

Техногенез и экология: нити связи. Экология как разветвлённая система современных научных направлений. Глобальная экология и глобальная экосистема.Условность государственных и административных границ экологии.Общие и специфические экологические проблемы.Экология хозяйственного развития Европы. Критическое состояние экосистем Тропической Африки. Трагедия Сахеля. Антропогенная эволюция экосистем муссонной Азии. Деградация лесного покрова Амазонки. Кислотные дожди в англо-язычной Америке. Экологическая обстановка в других крупнейших регионах мира.

Тема 4. Экология атмосферы, гидросферы, педосферы

Жизненно важные функции атмосферы Земли. Кислород и живое вещество. Понятии е об экологии атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на климат. Парниковый эффект и озоновые дыры.Вода, её круговорот и роль в биосфере. Водопользование и водопотребление. Основные загрязнители гидросферы: нефть и нефтепродукты, моющие средства, тяжелые металлы и др. Почвы, их роль в развитии живой природы. Понятие об экологии педосферы. Земельный фонд мира и его динамика. Причины современной деградации и потерь пахотных земель. Загрязнение почвенного покрова. Опустынивание. Охрана и воспроизводство почв.

Тема 5. Социальная экология

Социальная экология как научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа» и разрабатывающая научные основы рационального природопользования. Оптимизация жизненной среды человека как главная идея социальной экологии.Социальная экология как сплав социологии, социальной психологии и экологии человека.Географические подходы к изучению социальной экологии мира. Социально-экологическая специфика территориальных групп человеческого общества со всеми продуктами их деятельности.

Тема 6. Геоэкология России

Острота и масштабность экологических проблем России. Унаследованность многих из них от СССР. Сохранение «единого экологического пространства» после распада СССР.Загрязнение и охрана приземного слоя атмосферы. Уровень загрязнения на основании ПДК. Экологически неблагополучные регионы России.Загрязнение и охрана поверхностных и подземных вод. Обеспеченность России пресными водами и их антропогенное загрязнение. Основные источники загрязнения. Проблемы загрязнения крупнейших рек и водоёмов.Загрязнение и охрана земельных ресурсов. Районы, подверженные ветровой и водной эрозии. Засоление и переувлажнение почв. Нерациональное использование минеральных удобрений и средств борьбы с сорняками. Накопление в почвах промышленных отходов.

Проблема утилизации промышленного и бытового мусора в России.

Радиоактивное загрязнение территории России, Украины и Белоруссии. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Мощность дозы гамма-излучений на территории России. Последствия радиоактивного загрязнения.Использование и защита лесных ресурсов.Особо охраняемые природные территории России.Регионы повышенного экологического неблагополучия.Экологические проблемы новой России и глобальная экология.

Тематическое планирование




Раздел

Количество часов

Практические работы, семинары, деловые игры, диспуты, зачет

Введение

2


Современный лик Земли

4

Семинар 1 «Позитивные и негативные результаты человеческой деятельности»

Пр.р.№ 1 «Составление таблицы «Изменения на политической карте мира»

Пр.р. № 2 «Выявление и нанесение на контурные карты стран, находящихся на разном уровне социально-экономического развития»

Глобальные проблемы человечества

20

Пр. п № 3 «Построение схемы изменения численности населения»

Пр.р. №4 « Дифференциация стран и регионов по остроте проявления продовольственного кризиса»

Пр.р. № 5 «Контуры энергохозяйства будущего, прогнозы и сценарии развития энергетики на ХХIвек»

Пр.р. № 6 «Сравнительная характеристика обеспеченности разных стран природными ресурсами»

Семинар 2 «Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация»

Пр.р. № 7 «Выявление и нанесение на контурные карты межэтнических конфликтов современного мира»

Семинар 3 «Связь проблемы здоровья и долголетия человека с другими глобальными проблемами»

ПРр. № 8 «Выявление и нанесение на контурные карты географического характера проблем СПЯ»

Пр.р.№ 9 «Систематизация технологических аварий в зависимости от характера отраслей материального производства»

Диспут 1 «Права человека»

Семинар 4 «Проблема преступности. Терроризм и региональные конфликты»

Геоэкология – фокус глобальных проблем

9

Семинар 5 «Примеры, иллюстрирующие процесс воздействия общества на природную среду»

Пр.р. № 10 «Выявление и нанесение на контурные карты зон глобального экологического бедствия»

ДИ «Выявление основных загрязнителей атмосферы, гидросферы, педосферы»

Семинар 6 «Острота и масштабность экологических проблем России»

Пр.р. № 11 «Выявление и нанесение на контурные карты географического характера экологических проблем России»

Зачет «Глобальная география»

ИТОГО

35

Пр.р. – 11, семинары – 6, диспут -1, ДИ – 1, зачет - 1















Календарно-тематическое планирование

урока

Дата по пл/ф

тема урока

Практические работы, семинары, итоговое занаятие



Введение 2 часа


1


Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание


2


Систематизация глобальных проблем.

I раздел. Современный лик Земли 4 часа

3


Изменившийся лик Земли

Семинар 1 «Позитивные и негативные результаты человеческой деятельности»

4


География человечества


5


Политическая анатомия современного мира

Пр.р.№ 1 «Составление таблицы «Изменения на политической карте мира»

6


Экономическая дифференциация мира

Пр.р. № 2 «Выявление и нанесение на контурные карты стран, находящихся на разном уровне социально-экономического развития»

II раздел. Глобальные проблемы человечества 20 часов

7


Демографическая проблема. Теория демографического перехода. Демографическая обстановка в России.

Пр. п № 3 «Построение схемы изменения численности населения»

8


Проблема отсталости. Причины отсталости. Отсталость и колониализм. Отсталость и географическая среда


9


Продовольственная проблема. Источники продовольственных ресурсов. Голод и здоровье человечества. Причины голода

Пр.р. №4 « Дифференциация стран и регионов по остроте проявления продовольственного кризиса»

10


Энергетическая проблема. Обеспеченность энергоресурсами. Альтернативные источники энергии

Пр.р. № 5 «Контуры энергохозяйства будущего, прогнозы и сценарии развития энергетики на ХХIвек»

11


Сырьевая проблема. Вторичные ресурсы. Утилизация отходов. Россия и глобальный сырьевой кризис.

Пр.р. № 6 «Сравнительная характеристика обеспеченности разных стран природными ресурсами»

12


Проблемы Мирового океана. Проблема использования энергии Океана


13


Глобальный этнический кризис

Семинар 2 «Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация»

14


Пространственные уровни проявления этнического кризиса. Терроризм


15


«Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений


16


Экология и этнические распри. Россия и глобальный этнический кризис


Пр.р. № 7 «Выявление и нанесение на контурные карты межэтнических конфликтов современного мира»

17


Проблемы здоровья и долголетия человека. Медицинская география. Нозогеография


18


Эпидемиологическая география (инфекционных заболеваний). Пространственная экспансия СПИДа. Распространение злокачественных новообразований

Семинар 3 «Связь проблемы здоровья и долголетия человека с другими глобальными проблемами»



Проблема стихийных природных явлений Проблема освоения космоса

ПРр. № 8 «Выявление и нанесение на контурные карты географического характера проблем СПЯ»

19


Проблема технологических аварий

Пр.р.№ 9 «Систематизация технологических аварий в зависимости от характера отраслей материального производства»

20


Проблема дефицита демократии и свободы

Диспут 1 «Права человека»

21


Другие глобальные проблемы современности

Семинар 4 «Проблема преступности. Терроризм и региональные конфликты»

22


Исследования внутреннего строения Земли


23


Долгосрочное прогнозирование погоды


24


Предотвращение ядерной войны и сохранение мира на Земле


25


Всемирное наследие человечества


26


Объекты Всемирного наследия в России


III раздел. Геоэкология – фокус глобальных проблем. 9 часов

27


Биосфера как планетарная организация жизни


28


Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления

Семинар 5 «Примеры, иллюстрирующие процесс воздействия общества на природную среду»

29


Глобальная экология.

Пр.р. № 10 «Выявление и нанесение на контурные карты зон глобального экологического бедствия»

30


Экология атмосферы, гидросферы, педосферы

ДИ «Выявление основных загрязнителей атмосферы, гидросферы, педосферы»

31


Социальная экология как научная дисциплина


32


Геоэкология России.

Семинар 6 «Острота и масштабность экологических проблем России»

33


Острота и масштабность экологических проблем России.

Пр.р. № 11 «Выявление и нанесение на контурные карты географического характера экологических проблем России»

34


Особо охраняемые природные территории России.

Регионы повышенного экологического неблагополучия.


35


Итоговое занятие

Зачет «Глобальная география»


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!