СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологии

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Программа « Экология» составлена на основе:

  • проекта Феде­рального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование);
  • программы курса «Экология» авторского коллектива  В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко, М.2010 г.

Особое внимание при изучении «Экологии» уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с практикумом: Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА  2011.

А также методического пособия для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области


«Согласовано»

Руководитель МО учителей географии

____________________ Л.В.Мишурина

Протокол № ___

от «____»__________2016 г

«Согласовано»

Заместитель директора «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области

___________________Е.В.Калугина

«____»____________2016 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области

____________________ О.А.Пономарева

Приказ № ___ от «___»____________2016 г.














2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа « Экология» составлена на основе:

  • проекта Феде­рального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование);

  • программы курса «Экология» авторского коллектива В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко, М.2010 г.

Особое внимание при изучении «Экологии» уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с практикумом: Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА 2011.

А также методического пособия для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011.

Цели изучения предмета «Экология»:

-формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения обучающихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе

Основные задачи:

-помогать обучающимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны – как лично значимую.

-способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений и т.д.) и отношений;

-формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций

-развивать личную ответственность за состояние окружающей среды , которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;

-вовлекать обучающихся в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения индивидуального экологического пространства.




5 класс

  • способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;

  • формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;

  • формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;

  • знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как в будущем;

  • развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;

  • вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;

  • знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.

Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работ, полевого практикума. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год.

Данный элективный курс позволит учащимся решить наиважнейшую задачу, которая стоит перед школой будущего – применение знаний в соответствии с усвоенными, перешедшими в разряд личностных, ценностями — ценностными ориентациями. Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.

На занятиях могут применяться разнообразные формы и методы обучения: семинары, ролевые игры, конференции, экскурсии, защита проектов.



Общая характеристика предмета

Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда — в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным. Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек причастен и привязан, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он осознает свою ответственность и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем богаче его духовная жизнь.

Через осознание собственного «Я», своего места в этом мире, через осознание многообразных взаимосвязей с окружающим миром человек приходит к пониманию законов всеобщего единства и необходимости сохранения природного равновесия. Изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на человека. Разрушая природу или равнодушно наблюдая, как ее разрушают другие, человек, тем самым разрушает свое духовное и физическое «Я». Человек — часть природы, но как носитель разума, именно он несет ответственность за свои действия по отношению к природе.

Уникальность экологического образования заключается именно в его мировоззренческой функции, в том, что в его рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает, исходя из принципов экологической целесообразности1. При этом очень важно, чтобы все экологические законы, принципы, правила и предписания были соизмеримы с возможностями принятия решения каждым конкретным человеком. Только в этом случае экологические проблемы становятся личностно значимыми.

Но как построить образовательный процесс таким образом, чтобы школьник соотносил полученные знания и навыки с собственными проблемами, интересами, задачами, как на личном, так и на общественном уровне? Как должно строиться преподавание экологии, чтобы абстрактные понятия стали «рабочими» и помогали воплощать экологические принципы в реальной жизни?

Известный афоризм «У любой проблемы всегда есть легкое решение — ясное, приемлемое и… неверное» в значительной степени относится и к проблеме школьного экологического образования. На первый взгляд, она решалась достаточно логично: был разработан ряд документов, в том числе Концепция общего среднего экологического образования (ИОСО РАО, 1994), проект стандарта образовательной области «Экология» (1998); предмет «экология» был введен в федеральный базисный учебный план. Однако затем и образовательная область, и предмет были исключены и из стандартов, и из федерального базисного учебного плана на долгие годы. И вот предполагается вновь ввести экологию в учебные планы: в соответствии с проектом ФГОС среднего (полного) общего образования экология отнесена к числу учебных предметов, выбираемых обучающимися из предметной области «Естествознание».

Поэтому, предлагаемая вниманию педагогов концепция интегрированного курса «Экология» и разработанный на ее основе учебно-методический комплект для основной школы (5—9 классы) — один из вариантов разработки содержания и структуры экологического образования на этапе основной школы. В таком контексте данный курс может рассматриваться как пропедевтический по отношению к курсу, изучаемому в 10—11 классах, на завершающем этапе школьного обучения.


Место элективного курса «Экология»

в базис­ном учебном (образовательном) плане.


Элективный курс «Экология» изучается на ступени основного общего образования в 5–9х классах в общем объеме  34 часа в год (1 час в неделю). Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) .

Планируемые результаты

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:

ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;

  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.

ОБЪЯСНЯТЬ:

  • экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        1. Экология. Живая планета. 5 класс

(35 часов, 1 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.

Глава 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.


Глава 2. Основные понятия экологии (10 ч)

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.

Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.

Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.

Глава 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.

Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).

Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.

Глава 4. Край, где ты живёшь (6 ч, резервные часы на региональный компонент)

Прохоровка и ее окрестности, особенности географического положения, территория и границы. Природа края в прошлом. Изменение природы человеком, его причины. Современный рельеф.

Полезные ископаемые. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.

Погодные условия окрестностей Прохоровки. Причины изменения климатических условий и погоды (загрязнение воздуха, «роза ветров»). Особенности погоды (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления.

Роль растений в защите воздуха от загрязнения. Лесонасаждения, их значение.

Парк культуры и отдыха. Роль парка в создании комфортной среды для прохоровцев: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств среды. Красная книга Прохоровского района. Правила поведения в природе.



Тематическое планирование 5 класс. Экология. Живая планета

п/п

Разделы

Количество фактически отведённых часов

1

Введение

1 час

2

Глава I. История взаимоотношений человека и природы

5 часов

3

Глава II. Основные понятия экологии

10 часов

4

Глава III. Сообщества и экосистемы

12 часов

5

Глава IV. Край, где ты живёшь (резервные часы на региональный компонент, полевой пратикум)

6 часов

Итого

34 часа







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА

Введение в экологию: Живая планета.

№ урока


Наименование глав и тем

Тип урока

Дата

Дом. Зад.

Примечание

План.

Факт.


Введение 1 час

Личностные результаты: Осознавать ценность экологических знаний, как важнейшего

компонента научной картины мира.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения

Предметные результаты: представление о науке экологии, ее роли в освоении планеты

человеком




1.

Введение

Урок-беседа



Стр.3



Глава 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)

Личностные результаты: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Метапредметные результаты: ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

Предметные результаты: овладение основными навыками нахождения, использования и презентации экологической информации.

2.

Человек и природа в далеком прошлом: присваивающее хозяйство.

комбинированный урок




П.1 зад.1,2


3.

Переход человека к производящему хозяйству.




П.2 , литер стр.


4.

От колесницы до самолета.




П.3 зад 4


5.

Человек и природа в настоящем.




П.4.подг.проект


6.

Проект №1: «Озеленение пустыря».

практикум



Отв.на вопр


Глава 2. Основные понятия экологии (10 ч)

Личностные результаты: овладение экологическими знаниями и умениями

Метапредметные результаты: развитие творческих и интеллектуальных способностей, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Умение высказывать суждения и подтверждать их фактами.

Предметные результаты: формирование представлений и основополагающих знаний о распространении живых организмов на Знмле

7.

Экология: что это такое.




П.5, вопросы к П.


8.

Что такое экосистема (урок 1-ый).




П.6 , рассм.схему


9.

Что такое экосистема (урок 2-ой).




П.6, лит стр.


10.

Что такое биосфера Земли (урок 1-ый).




П.7, подг.сообщ.


11.

Что такое биосфера Земли (урок 2-ой).




П.7, отв.на вопр.


12.

Распространение живых организмов на Земле

(урок 1-ый).




П.8 инд.зад.


13.

Распространение живых организмов на Земле

(урок 2-ой).




П.8, подг.сообщ.


14.

Среда обитания живых организмов: из чего она состоит (урок 1-ый).




П.9, лит.стр.


15.

Среда обитания живых организмов: из чего она состоит (урок 2-ой).




П.9, вопр., повт.термины


16.

Проект №2: «Игра – это важное занятие».




Отв.на вопросы. Заполнить схему


Глава 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Личностные результаты: овладение системой экологических знаний и умений, сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде

Метапредметные результаты: развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения организовать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты

Предметные результаты: формирование представлений о необходимости экологических знаний для решения современных практических задач человечества

17.

Сообщество живых организмов.




П.10, лит.стр.


18.

Группы организмов в природном сообществе

(урок 1-ый).




П.11, отв.на вопр.


19.

Группы организмов в природном сообществе

(урок 2-ой).




П.11, инд.зад.


20.

Цепи и сети питания: кто кого и что ест (урок 1-ый).




П.12


21.

Цепи и сети питания: кто кого и что ест (урок 2-ой).




П.12 работать с текстом


22.

Естественные и искусственные экосистемы (луг).




П.13, вопр. к п.


23.

Естественные и искусственные экосистемы (поле).




П.13, термины


24.

Городские экосистемы (урок 1-ый).




П.14, подг. к дискуссии


25.

Городские экосистемы (урок 2-ой).




П.14, подг.проект


26.

Проект №3: «Мое любимое дерево».

практикум



Инд.зад.(дерев.зодчество

на Руси)


27.

«Русь деревянная».




П.15, вопр.; подг.прект


28.

Проект №4: «Мы ждем вас, птицы!».




Повт.термины


Глава 4. Край, где ты живёшь (6 ч)

Личностные результаты: овладение системой экологических знаний и умений

Метапредметные результаты: развитие творческих и интеллектуальных способностей, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Умение высказывать суждения и подтверждать их фактами.

Предметные результаты: формирование представлений и основополагающих знаний о природе своего края

29.

Окрестности Прохоровки.




Инд. задания


30.

Экскурсия в парк

экскурсия



Инд.задания.


31.

Полезные ископаемые и погодные условия Прохоровки.




Подг. сообщения


32.

Роль растений в защите воздуха от загрязнения.




Инд.задания


33.

Красная книга Прохоровского района. Правила поведения в природе.






34.

Итоговый урок

Обобщение знаний







Содержание программы. 6 класс.

Введение (2 ч)

Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде. Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека.

Тема 1. Наши древние корни (4 ч)

Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.

Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель). Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и ближайших к нему человекообразных обезьян: шимпанзе и горилл. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные заболевания и процессы старения и др.). Отличительные особенности человека как биологического вида: S-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти,

крупный головной мозг, долгое детство). Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару. Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов.

Тема 2. Природа и человек: у истоков культуры (5 ч)

Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда. Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия. Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани

человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Сколько существует языков на планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения. Возникновение письменности. От пиктографического письма к буквенному. Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства –свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. «Метод пристального взгляда». Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.

Тема 3. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов (5 ч)

Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и покровительницы. Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира. Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род – древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика. Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.

Тема 4. Научные методы в экологии (4 ч)

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы (одна из биографий по усмотрению учителя: Олдо Леопольд, Генри Торо, Альберт Швейцер).

Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы, используемые в экологических исследованиях. Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера-2» - модель биосферы Земли. Математическое

моделирование.

Тема 5. Человек изменяет природу (4 ч)

Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами. Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и

проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем. Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты.

Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве (4 ч)

Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс). «Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др. Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа – источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира. Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство.. Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран. Что могут рассказать о природе гербы городов России.

Тема 7. Экология, человек, культура – Белгородская область

Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Белгородской области. Памятники древней славянской культуры на территории Белгородской области. Охраняемые территории и памятники природы Белгородской области. Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас.



Тематическое планирование 6 класс. Экология: Природа. Человек. Культура.

№№ п.п

Тема

К-во часов


Введение

2 часа

1.

Наши древние корни

4 часа

2.

Природа и человек: у истоков культуры

4 часа

3.

Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов

4 часа

4.

Научные методы в экологии

4 часа

5.

Человек изменяет природу

4 часа

6.

Отношение человека к природе в искусстве

4 часа

7.

Экология. Человек. Культура –региональный компонент

8 часов


Итого

34 часа


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6 КЛАССА

Экология: Природа. Человек. Культура.

№п/п

Тема учебного занятия

Тип учебного занятия


Дата проведения

Домашнее задание

Примечание

по плану

фактически


Введение 2 часа


Личностные результаты: Осознавать ценность экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения

Предметные результаты: представление о человеке как части природы

1

Человек – часть природы




Введение стр.6-11


2

Потребности человека




Стр.11-14



Тема 1. Наши древние корни. 4 часа


Личностные результаты: овладение экологическими знаниями и умениями

Метапредметные результаты: ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;


Предметные результаты: религиозные и научные представления о происхождении человека, основные этапы эволюции человека

3

Наша планета до появления человека




П.1, отв.на вопр.


4

Религиозные и научные представления о происхождении человека




П.2, вернисаж


5

Основные этапы эволюции человека




П.3, лит.стр.


6.

Огонь, очаг, жилище.




П.4 отв.на вопр.стр.53



Тема 2. Природа и человек: у истоков культуры. 4 часа


Личностные результаты: освоение общекультурного наследия

Метапредметные результаты: развитие творческих и интеллектуальных способностей, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Умение высказывать суждения и подтверждать их фактами.

Предметные результаты: способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним.

7.

Как человек мыслит?




П.5, лит.стр.


8.

Возникновение устной и письменной речи




П.6, вернисаж


9.

Как человек получает информацию об окружающем мире




П.7, подг.сообщ


10

Человек познающий




П.8 стр.86, пров.знания



Тема 3. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов. 4 часа.


Личностные результаты: осознание себя как члена общества, сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения, освоение национальных ценностей, традиций и культуры

Метапредметные результаты: развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний. Умение высказывать суждения и подтверждать их фактами.

Предметные результаты: человек и его отношение к природе в религиях различных народов

11.

Древний человек – часть единой природы




П.9,вопр.на стр.95


12.

Растения и животные – покровители рода




П.10, лит.стр.


13.

Природа и человек в верованиях древних славян




П.11, вернисаж


14.

Человек и его отношение к природе в различных религиях народов России




П.12, отв.на вопр.



Тема 4. Научные методы в экологии. 4 часа


Личностные результаты: умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

Метапредметные результаты: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Предметные результаты: изучение и прогнозирование и изменений в окружающей среде с помощью различных методов экологических исследований.

15.

Философы о взаимосвязи природы и человека




П.13, отв.на вопросы к п.


16.

Философы о взаимосвязи природы и человека




П.13, лит.стр.


17.

Методы экологических исследований




П.14, з.5 стр.140


18.

Моделирование в экологии




П.15, выучить термины



Тема 5. Человек изменяет природу. 4 часа


Личностные результаты: овладение системой экологических знаний и умений, сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде

Метапредметные результаты: формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ

Предметные результаты: история взаимоотношений человечества и природы, международное сотрудничество в области охраны природы

19.

Углубление противоречий между человеком и природой




П.16, подг.сообщ.о экол.проблемах


20.

Бездонна ли «кладовая природы»




П.17, отв. На вопр.


21.

Бездонна ли «кладовая природы»




П.17, лит.стр


22..

Из истории природоохранного дела в России




П.18, вернисаж



Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве. 4 часа


Личностные результаты: формирование экологического сознания, признание высовой ценности жизни во всех ее проявлениях

Метапредметные результаты: развитие умений задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами

Предметные результаты: особенности эстетического восприятия природы, выразительности природных форм. Гармония в природе

23.

Человек и природа в художественном творчестве




П.19, стр.187-194


24.

Особенности эстетического восприятия




П.19.стр.194-196, лит.стр.


25.

Природа и архитектура




П.20, стр.199-202, отв.на вопр.стр 205


26.

Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство




П.20, стр 202-205, вернисаж



Тема 7. Экология, человек, культура – региональный компонент. 8 часов


Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою малую родину уважение к истории, культурным и историческим памятникам .

Метапредметные результаты: развитие умений осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера

Предметные результаты: формирование представлений об особенностях экологических проблем на территории Белгородской области. Овладение элементарными практическими навыками использования приборов и инструментов для определения экологических параметров географической среды.

27.

Стоянки древнего человека на территории Белгородской области




Инд. задания


28.

Памятники древней славянской культуры на территории Белгородской области




Подг.сообщения


29.

Охраняемые территории и памятники природы Белгородской области




Инд. задания


30.

Азбука экологической культуры




Подг.проект «Что может сделать каждый из нас для сохранения равновесия в природе


31.

Практикум: «Что должен знать юный исследователь природы»




Записать в тетр.10 заповедей друзей леса


32.

Практикум: «Тренируем органы чувств»




Изготовить простейший «микроскоп»


33.

Практикум: «Геометрия живой природы»




Нарисовать разнообр.формы листьев и крон деревьев и кустарников


34.

Заключение







Содержание программы 7 класс. Экология: Среды жизни на планете


Введение (1 ч)

Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы.Условия, определяющие границы распространение живых организмов в биосфере: остаточное содержание кислорода, воды, благоприятная температура, необходимый минимум минеральных или органических веществ, соленость (для водных организмов). Границы жизни.

Практическая работа: составление схемы "Распространение жизни в биосфере".

Тема 1. Экологические факторы и закономерности их действия (5 ч) Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания, взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические (свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые (механический и химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф; химические (газовый состав, солевой состав воды); физические (плотность, давление, уровень шума и др.). Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других организмов. Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие,

обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма и влияние результатов его социокультурной деятельности. Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов.

Практические работы: 1. Работа с дидактическим пособием "Лесные экосистемы".

Демонстрации:

1. Моделирование процесса водной эрозии почвы. 2. Видеофильмы и аудиокассеты. Экскурсия в парк, на водоем или иную, близкую к природной, городскую экосистему с целью выявления и изучения различных экологических факторов.

Тема 2. Вода — древнейшая среда жизни (8 ч) Зарождение жизни в мировом океане. Экосистема океана — наиболее древняя экосистема планеты. Своеобразие физико-химических свойств воды, делающее ее благоприятной для жизни организмов. Физические свойства воды: прозрачность, плотность, температура, давление, освещенность. Химические свойства воды: соленость, минеральный состав, кислотность, насыщенность кислородом и углекислым газом. Вода — универсальный растворитель многих минеральных и органических соединений. Скорость течения воды как экологический фактор. Особенности условий жизни в водной среде. Приспособленность живых организмов к различным условиям водной среды обитания. Многообразие водных экосистем: реки, озера, моря и океаны. Экосистемы подземных водоемов. Изменение условий жизни в водной среде в результате деятельности человека. Влияние физического и химического загрязнения среды на обитателей водных экосистем. Ответственное отношение к воде. Природоохранное законодательство о защите и рациональном использовании водных ресурсов.

Практические работы:

1*. Органолептические свойства воды: определение цвета, запаха и вкуса воды различных проб воды (например, дистиллированной, минеральной, водопроводной воды и т.п.).

2. Определение прозрачности воды с использованием специальной шкалы.

3. Определение химического состава воды.

4. Простейший тест на жесткость воды.

5. Определение кислотности различных проб воды.

Демонстрации:

1. Определение мутности воды.

2. Аудиокассеты: "Море, киты и флейта", "Морской прибой", "Колыбельная Матери-китихи Маленькому тюлененку".

Экскурсия на водоем.

Тема 3. Наземно-воздушная среда жизни (8 ч) Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов.

Сравнительная характеристика физических и химических свойств водной и воздушной среды (плотность, теплоемкость, атмосферное давление, газовый состав, прозрачность, освещенность). Климатические факторы. Живые организмы осваивают воздушную среду: бактерии, споры и семена грибов и растений; крылатые беспозвоночные; птицы и млекопитающие. Приспособленность к полету. Почему невозможно существование живых организмов, постоянно живущих в воздухе. Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн". Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе загрязняющих веществ. Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы; "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли. Природоохранное законодательство об охране атмосферы. Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие. Переходные экосистемы — болота. Сравнительная характеристика наземных экосистем своей местности.

Практические работы:

1. Определение запыленности воздуха.

2*. Определение массы выбросов автомобильного транспорта.

3. Изготовление естественного барометра из сучка или шишки хвойного дерева

(ель, сосна, можжевельник и др.).

4*. Биоиндикационные методы определения загрязнения атмосферы: лихеноиндикация, индикация с помощью эпифитных мхов и хвойных растений.

Наблюдения:

1. Наблюдения за полетом различных животных: птиц и насекомых, рукокрылых млекопитающих.

2. Изучение распространения семян растений, переносимых ветром.

Демонстрации:

1. Аудиокассеты: "Парящие облака", "Открытое небо", "Голубая планета", "Полет летучей рыбы", "Летний полдень", "Лесной концерт", "Заброшенный пруд".

2. Видеофильмы: "Лесная рапсодия", "Экология города. Загрязнение атмосферы в городе", "Сукцессия в наземных и переходных экосистемах". Экскурсия в зоопарк.

Дидактичекая игра "Найди свой дом. Лесные экосистемы".

Тема 4. Почва как среда жизни (6 ч) Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы по ее компонентам: твердый, жидкий, газообразный, живой. Механическая структура почвы и ее свойства: влагоемкость, воздухопроницаемость, кислотность, плодородие. Почва как среда обитания живых организмов. Разнообразие почвенных микроорганизмов и водной фауны почвы. Почвенные беспозвоночные (простейшие, черви, клещи, насекомые и т.д.). Позвоночные животные — обитатели почвы. Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат функционирования экосистемы. Нарушение почв в результате деятельности человека. Природоохранное законодательство об ответственности человека за состояние почв.

Практические работы:

1. Изучение структуры почвы по образцам.

2. Определение механического состава почвы.

3*. Определение цвета почвы с использованием "Цветового треугольника".

4*. Определение влажности почвенных образцов.

5*. Определение кислотности почвы.

6. Определение содержания нитратов в пищевых продуктах.

7. Определение радиоактивного загрязнения почвы с помощью дозиметра.

Демонстрации:

1. Почвенные карты мира, России, своей местности.

2. Почвенные микроорганизмы под микроскопом.

3. Опыт по определению степени фитотоксичности почвы.

4. Видеофильмы: "Влияние деятельности человека на почвы", "Антропогенное загрязнение почв и его влияние на здоровье человека".

Экскурсии:

1. Местный краеведческий музей.

2. Сбор почвенных образцов.

3*. Выявление нарушенных территорий и "бросовых земель" в городе.

Тема 5. Организм как среда обитания (3 ч) Использование одних живых организмов другими в качестве среды обитания (эволюционный аспект). Растения, животные и человек как среда обитания других организмов: микроорганизмов, беспозвоночных, позвоночных. Благоприятные особенности живого организма как среды обитания: присутствие для его обитателей обилия легкоусвояемой пищи, постоянство температурного и солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов. Неблагоприятные экологические условия данной среды обитания: нехватка кислорода и света, ограниченность жизненного пространства, необходимость преодоления защитных реакций организма-хозяина; сложность распространения от одной особи-хозяина к другой. Ограниченность данной среды обитания во времени жизнью хозяина. Типы взаимоотношений живых организмов, при которых один из видов является средой обитания для другого вида: наружный и внутренний паразитизм; случайный и обязательный паразитизм: полупаразитизм. Приспособленность организмов к паразитическому образу жизни: особенности внутреннего и внешнего строения, высокая плодовитость, сложные циклы развития. Болезнетворные микроорганизмы. Как сохранить свое здоровье: санитарно-

гигиенические нормы и правила.

Практические работы:

1. Изучение поврежденных растений по гербарному материалу.

2. Изучение под микроскопом препаратов, демонстрирующих особенности строения различных организмов-паразитов.

Демонстрации:

1. Микропрепараты и влажные препараты паразитов животных и человека.

2. Видеофильмы, "Заболевания человека, вызываемые паразитическими организмами".

Экскурсия на сельскохозяйственное предприятие (животноводческую или птицеферму).

Тема 6. Среда жизни человечества (3 ч) Биосфера — оболочка Земли, где проявляется деятельность всего живого вещества: растений, животных, микроорганизмов и человечества. Появление человека — один из важнейших этапов в развитии биосферы. Неразрывная связь человека с природой, его неотделимость от общих законов, присущих всему живому на планете. Взаимодействие общества и природы: изъятие обществом из природы веществ и энергии; уничтожение и преобразование огромного количества видов живых организмов; переработка веществ; сброс отходов в окружающую природную среду; кардинальное преобразование природных комплексов и др. Решение важнейших проблем взаимоотношения между человеком и биосферой через оптимизацию существующих экосистем (в данном случае — получение соотношения элементов экосистемы, наиболее желательного в хозяйственном смысле) и восстановление разрушенных высокопродуктивных природных экосистем. Экологическая культура — один из важнейших компонентов общей культуры каждого современного человека. "Экологические заповеди", составленные американским экологом Т.Миллером: что должен знать каждый, чтобы понять и сохранить природу.

Практические работы:

1. Тест "Я и Природа"

2. Выполнение иллюстраций к "Экологическим заповедям" и оформление выставки "Что должен знать каждый человек, чтобы понять и сохранить природу".

Демонстрации: Карты экологического состояния различных территорий мира, России, своей местности.

Игры: 1. "Красная книга" (Прутченков А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологического тренинга. — М.: Международная Педагогическая Академия,

1998. — С. 66—67) 2. "Разумное поведение" (Там же, с. 67—68) 3. "Закон об охране природы" (Там же, с. 70—71)__


Тематическое планирование 7 класс. Экология: Среды жизни на планете


№ № п.п.

Тема

Количество часов


Введение

1 час

1.

Экологические факторы и закономерности их действия

4 часа

2.

Вода – древнейшая среда жизни

6 часов

3.

Наземно-воздушная среда жизни

6 часов

4.

Почва как среда жизни

4 часа

5.

Организм как среда обитания

2 часа

6.

Среда жизни человека

4 часа

7.

Среды жизни – региональный компонент

6 часов


Заключение

1 час


Итого

34 часа




Экосистемы и человек

Введение (1 ч) Биосфера — глобальная экосистема. Биосфера и человек: противоречия, проблемы и перспективы взаимодействия. Проект «Биосфера-2»: история создания, цели, задачи. Полученные результаты: открытия, сделанные в ходе реализации проекта; проблемы технического, психологического, социального и иного характера. Неоднозначность оценки проекта.

Тема 1. Системное строение природы (9 ч) Понятие «система» в науке. Система как множество закономерно связанных друг с другом и взаимодействующих элементов. Целостность — основное свойство систем, не сводимое к простому набору элементов. Элементы системы, их взаимодействие. Интегративное (системное) свойство. Связи между элементами в системе. Системные и несистемные связи. Значение связей в системах. Направленные потоки вещества, энергии или информации, благодаря которым возникает системное свойство.

Классификация — распределение каких-либо тел или явлений на группы (классы) на основе присущих им общих признаков. три основные функции классификации: систематизирующая, объяснительная, прогностическая. Основание классификации — существенный, главный признак. Задачи, которые решает теория систем. Выделение различных классов систем в зависимости от состава, структуры и других особенностей: природные и искусственные, материальные и абстрактные; развивающиеся и неразвивающиеся системы; статичные и динамичные; закрытые и открытые; централизованные и нецентрализованные. При описании системы необходимо указывать, к каким классам она может быть отнесена по тем или иным признакам. Системное устройство мира. Представления древних о Порядке и хаосе как о двух связанных понятиях, отражающих системность мира. Иерархия природных систем. Системы имеют разный уровень сложности, различные размеры (ранги). Понятие «ранг». Иерархия — расположение систем в порядке от высшего ранга к низшему. Надсистемы и подсистемы. Понятие устойчивости системы. Устойчивое, неустойчивое и безразличное состояние систем, зависящее от способности реагировать на внешнее воздействие. Положительные и отрицательные обратные связи, их роль для устойчивости системы. теория систем — наука, формулирующая закономерности и принципы, общие для различных систем из самых разных областей познания. Системный подход. Один из создателей теории систем — русский ученый А.А. Богданов. Моделирование как научный метод изучения систем. Математическое моделирование глобальных процессов. Живые (биологические) системы с точки зрения теории систем. Основные свойства живых систем: саморегуляция, самовосстановление и самовоспроизводство. Уровни организации живого.

Тема 2. Экологические системы: общие особенности организации (10 ч) Экосистема — центральное понятие экологии. Принципиальное отличие экосистем от живых систем более низкого уровня организации. характеристика экосистемы с позиции системного подхода. Компоненты экосистемы. Соотношение понятий «биоценоз», «биотоп», «экосистема». Системное свойство экосистемы — круговорот веществ. Экосистемное строение биосферы. Жизнь зародилась как экосистема. Методы изучения экосистем. Классификация экосистем по различным основаниям: по размеру, по средам жизни, по происхождению (природные и искусственные). Наземные и водные, природные и антропогенные экосистемы. Микро-, мезо- и макроэкосистемы. Биосфера — экосистема высшего, глобального уровня. Понятие «биом». Зональность экосистем. Проявление географической зональности в особенностях состава, структуры и распределения экосистем на уровне биомов. Вертикальная зональность в распространении экосистем, наблюдаемая при подъеме в горы, как «зеркальное» отражение географической зональности. Возможно ли полное совпадение между экосистемами широтных поясов и высотных зон? Структура экосистемы как совокупность связей и отношений между ее элементами. Описание структуры экосистемы с позиций: видового разнообразия; пространственно-временного размещения компонентов биоценоза на территории, занимаемой биотопом; многообразия экологических связей между видами и популяциями, в первую очередь пищевых (трофических). трофическая структура экосистемы. Классификация типов питания организмов по источнику углерода и энергии. Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, симбиотрофы. Функциональные группы организмов по типу питания: продуценты, консументы и редуценты. Энергия в экосистеме. Почему невозможен круговорот энергии? Пищевые цепи и сети, трофические уровни. Экологические пирамиды: пирамиды численности, биомассы и энергии. трофический уровень экологической пирамиды. Продуктивность экосистемы. Первичная продукция различных экосистем. Круговороты веществ на Земле: геологический (большой) и биологический (малый). Биогеохимический круговорот (цикл). Круговороты веществ в экосистеме: круговорот углерода, круговорот кислорода, биотический круговорот. Взаимосвязь круговоротов. Круговорот и устойчивость экосистем. Динамика экосистем. Суточная, сезонная и многолетняя динамика. Экологические сукцессии: первичные (сукцессии развития) и вторичные (восстановительные).

Тема 3. Биологическое разнообразие и устойчивости экосистем (6 ч) Биологическое разнообразие — все многообразие живых организмов, обитающих на планете; многообразие экосистем суши, водных экосистем и составляющих их экологических комплексов; разнообразие внутри видов, между видами и экосистемами. разнообразие жизни как предмет изучения. Уровни биологического разнообразия. Внутривидовое (генетическое), видовое и экосистемное разнообразие. Биологическое разнообразие, созданное человеком. Каким образом человек увеличивает разнообразие некоторых видов живых организмов: искусственный отбор, скрещивание. Сорта культурных растений. Породы домашних животных. Проблема сохранения биологического разнообразия. Причины поддержания биологического разнообразия. Международная программа «Биологическое разнообразие». Научная программа «Диверситас». Международный день биологического разнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии России. Дискуссия «Нужно ли сохранять все виды в природе?

Тема 4. Разнообразие экосистем нашего края (5 ч) Экосистемы суши. Лес — основной тип наземных экосистем. Классификация лесов. Охрана и возобновление лесов. Водные экосистемы. Классификация, общие принципы организации и функционирования. Пресноводные экосистемы: водоемы, водотоки. Экосистемы морей и океанов. Экосистемы болот.

Заключение (1 ч) Экологические проблемы человечества: успехи и неудачи в поиске решений. резервное время — 2 ч.



Тематическое планирование 8 класс. Экология: Экосистемы и человек


№ № п.п.

Тема

Количество часов


Введение

1 час

1.

Понятие системы в естествознании

2 часа

2.

Экосистема – единица биосферы

2 часов

3.

Методы изучения экосистем

3 часов

4.

Состав и структура экосистем

5 часа

5.

Взаимодействие компонентов в экосистеме

5 часа

6.

Свойства экосистем. Развитие экосистем

5 часа

7.

Влияние деятельности человека на экосистемы

4 часов

8.

Экосистемы и человек – региональный компонент

6 часов


Заключение

1 час


Итого

34 часа


Содержание программы 9 класс. Экология: Город, в котором мы живем.


Введение (1 ч) Человек в городе. Понятие “городская среда”. Аспекты рассмотрения городской среды: природный, технический, социальный и культурно-исторический. Экологический подход к изучению городской среды. Я - горожанин. Сравнительная характеристика городской и сельской среды. Положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Перспективы развития

современных городов, учитывающие исторически сложившуюся большую приспособленность человека к жизни в сельской местности.

Тема 1. Человек и город: взаимообусловленность существования и развития (2 ч) Влияние природных условий на расселение и занятия людей. Первые поселения. Возникновение городов. Экологические связи города с прилегающими территориями. Роль городов в истории развития человечества. Изменения в биосфере, связанные с ростом городов на планете. Нарастание экологической нестабильности в связи с ростом городов. Необходимость разумного регулирования потребностей людей в условиях городской жизни.

Деловая игра: "В поисках трех аргументов".

Тема 2. Город как система ( 3 ч) Город - сложная многоуровневая открытая система. Социальные, технические и природные элементы города. Фундаментальные особенности города как системы: урбанистическая концентрация, многофункциональность, динамизм, саморазвитие, историческая многослойность, противоречивость и проблемность. Подсистемы города: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения. Экосистемный подход к изучению городской среды. Теоретические и эмпирические методы изучения состояния и динамики развития различных элементов и подсистем города. Экологическая экспертиза, экологический

мониторинг, моделирование. Социологические методы: опросы, анкетирование, интервьюирование.

Практические работы:

1. Изучение восприятия человеком отдельных элементов городского ландшафта, городской среды в целом.

2. Изучение самоощущения человека в различных пространствах города. Выявление районов города, вызывающих топофильные и топофобные образы.

3. "Красота и индивидуальность нашего города": оценка качеств, определяющих индивидуальность города.

4. "Мой город сегодня и полвека назад": интервью дают старожилы.

5. Определение рейтинга экологических проблем города.

Тема 3. Городские экосистемы: контроль за состоянием и условия сохранения экологического равновесия (3 ч)

Изучение разнообразия городских экосистем, их структуры. Характеристика факторов, влияющих на устойчивость городских экосистем: многообразие видов живых организмов, окружающий ландшафт, типы городской застройки, прилегающие природные

экосистемы и др. Экологическая экспертиза. Планирование этапов экспертизы: исследовательского, аналитического и проектного. Особенности экспертизы различных экосистем города: водоема, реки, парка, городского пустыря, жилого района и т.д. Экологический мониторинг городской среды. Подсистемы мониторинга. Служба городского экологического мониторинга. Экологическая полиция.

Условия сохранения экологического равновесия между урбанизированными и природными компонентами экосистем города.

Практические работы:

1. Составление карты разнообразия экосистем города и их состояния.

2. Выявление и паспортизация памятников природы на территории города (родников, геологических обнажений, отдельных деревьев, уникальных природных комплексов и др.).

3. Разработка проектов озеленения территории школы, жилого дома, зимнего сада.

4. Самооценка отношения к природе и самоконтроль личного участия в изучении, сохранении и улучшении состояния городской среды

5. Участие в работе по улучшению состояния различных экосистем города.

Деловая игра: "Экологический баланс" Дискуссия "Бездомные животные в городе".

Тема 4. Проблема водоснабжения города (3 ч) Система снабжения города питьевой водой: исторический экскурс. Современная система водоснабжения. Путь движения воды от источника к вашему дому (школе). Системы водоочистки. Основные направления совершенствования водоснабжения города. Культура водопотребления: экономное и рациональное использование воды в быту.

Практические работы:

1. Изучение качества воды в районе водозабора.

2. Моделирование различных этапов водоочистки: отстаивание, фильтрование, хлорирование, дистилляция.

3. Социологический опрос "Экономно ли мы расходуем воду?"

4. Расчет среднесуточного потребления воды вашей семьей (школой). Разработка рекомендаций по экономному использованию воды.

Экскурсия на водозабор или водоочистные сооружения.

Тема 5. Город и бытовые отходы (3 ч) Общая классификация отходов. Способы избавления от отходов: частичная утилизация, захоронение на полигонах, свалки, мусоросжигательные заводы и др. Зависимость количества и соотношения различных компонентов бытовых отходов от экономических условий и уровня экологического сознания населения. Основные направления решения проблемы бытовых отходов: раздельный сбор компонентов бытового мусора, рециклинг (повторное использование), компостирование.

Практические работы: 1. Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за неделю.

2. Социологический опрос: "Как сделать наш город чистым?"

3. Оформление (фото)выставки "Мусор от А до Я": наиболее распространенные виды мусора на наших улицах и во дворах; ущерб окружающей среде и здоровью человека; время разложения; конечные продукты разложения; возможные виды переработки.

4. Конкурс проектов "Не будем расточительны - не будем нуждаться!"

Деловая игра: "Биржа отходов".

Экскурсия: посещение специально оборудованного места складирования твердых отходов (полигона), мусоросжигательного завода, завода по переработке и утилизации какого-либо из видов бытовых отходов.

Тема 6. Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений (3 ч) Автомобильный транспорт - экологическая проблема № 1. Различные аспекты этой проблемы. Загрязнение окружающей среды (воды, воздуха, почвы) оксидами углерода и азота, свинцом, кадмием, сажей, продуктами, образующимися при истирании деталей автомобиля и др. Автомобили и фотохимический смог. Проблемы, связанные с большим количеством сырья и энергии, необходимых при производстве и эксплуатации автомобилей. Проблемы, связанные с дорожным строительством и ростом сети автомобильных дорог. Транспортные аварии. Экологическая грамотность водителя как одно из важнейших направлений решения комплекса проблем, связанных с автомобильным транспортом в городе.

Лабораторные работы:

1. Определение содержания свинца в растениях 2. Определение содержания хлоридов в городских почвах.

Практические работы:

1. "Автомобиль в городе": анкетирование владельцев легковых автомобилей. 2. Транспорт будущего. Разработка проектов новых средств передвижения.

Дискуссия: "Автомобиль - "за" и "против".

Тема 7. Производство и потребление электроэнергии в городе (2 ч) Традиционные источники энергии: запасы и потребление. Влияние, которое оказывают на городскую среду электростанции, работающие на различных видах топлива. Основные потребители электроэнергии в городе: промышленные предприятия, бытовой сектор, транспорт. Перспективы энергетики: анализ основных тенденций решения энергетической проблемы.

Практические работы:

1. Анкета для всей семьи: "Экономно ли ваша семья расходует электроэнергию?"

2. Изучение мнения жителей города: "Угрожает ли нам энергетический голод?"

3. Разработка проектов нетрадиционных методов получения электроэнергии.

Дискуссия: "Атомная энергия - неизбежный результат технического прогресса? (экономические и социальные аспекты атомной энергетики)".

Тема 8. Здоровье горожанина ( 6 ч) Факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека в городе. Высокая плотность городского населения: влияние на эпидемиологическую обстановку, частоту возникновения стрессовых ситуаций и т.д. Влияние физического и химического загрязнения окружающей среды на здоровье горожан. Образ жизни человека и его здоровье: причинно-следственные связи. Рациональное питание. Опасность, связанная с потреблением алкоголя и наркотиков. Установление корреляции между действием различных факторов и изменением состояния здоровья городского населения.

Практические работы:

1. Тест на индивидуальное восприятие различного уровня шума. 2. Социологический опрос жителей города о проблеме шумового загрязнения.

3. Нанесение на план города (района) выявленных источников химического и физического загрязнения.

3. Тест "Стресс". Определение индивидуальной устойчивости к стрессам.

4. "Проверьте свой образ жизни": таблица самоконтроля.

5. Практикум "Ваше питание". Составление "приходно-расходной" модели организма человека.

6. Курение как фактор риска (социологический опрос).

7. Анализ статистических данных об отрицательном воздействии алкоголя, табачного дыма на человека. Решение задач.

Психологический тренинг "Антистресс".

Тема 9. Жилье человека в городе (6 ч) Городская квартира как экосистема. Особенности действия на человека абиотических и биотических факторов среды в жилом помещении. Домашние животные: проблемы содержания и поиск решений. Комнатные растения - обязательный элемент домашнего интерьера. Основные приемы фитодизайна.

Практические работы:

1. Анализ нормативных документов по экологической безопасности жилых помещений. Решение задач с использованием справочного материала. 2. "Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам?"

3. Тест "Дом, в котором я хочу жить".

4. "Я строю дом": разработка проекта дома, основанного на принципах экологической целесообразности.

5. Оформление экологического паспорта школы по результатам предварительного обследования здания.

Тема 10. Город будущего — будущее города (2 ч) Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город. Основная

характеристика экологичного города - равновесие между природной и урбанизированной средой. Экологизация городской среды на основе системного подхода: одновременное восстановление природной среды, качества жизни, экологического равновесия и

устойчивого развития. Направления экологизации городов: экологизация существующих городов путем создания новых экологичных кварталов и микрорайонов; строительство новых экологичных городов - экосити (экополисов). Экореконструкция и экореставрация городских ландшафтов.

Практические работы: 1. Проведение социологического опроса жителей о перспективах изменения экологической ситуации в городе.

2. "Тенденции". Описание динамики изменения экологических характеристик вашего города на основе анализа параметров, характеризующих его нынешнее экологическое состояние.

3. "Город будущего". Разработка проекта города будущего с учетом заданных параметров (численность населения, характер энергообеспечения, система общественного транспорта)


Тематическое планирование 9 класс. Экология: Город, в котором мы живем.


№ № п.п.

Тема

Количество часов


Введение

1 час

1.

Человек и город: взаимообусловленность

существования

2 часа

2.

Город как антропоэкосистема

2 часа

3.

Городские экосистемы: условия сохранения

экологического равновесия. Городской экологический мониторинг

2 часа

4.

Проблема водоснабжения города

2 часа

5.

Город и бытовые отходы. Проблема раздельного сбора мусора

2 часа

6.

Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений

2 часа

7.

Производство и потребление электроэнергии в городе

2 часа

8.

Жилье человека в городе

4 часа

9.

Здоровье горожанина

4 часа

10.

Экология города – региональный компонент

10 часов


Заключение. Город будущего – будущее города

1 час


Итого

34 часа


Нормы оценок по преподаваемому предмету


Формы контроля

критерии оценки

тесты

Правильный ответ – 1 балл

Общее количество баллов за тестовую работу (в %):

0-32% - «2»

33-49%% - «3»

56-65%% - «4»

Более 66% - «5»

Формы контроля

критерии оценки

Логические задания (письменные и устные)

Оценка выставляется по степени проявления необходимых в задании знаний, умений и навыков.

Проблемные задания (письменные и устные)

Образные задания (письменные и устные)


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти, обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

  • Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими обучающимися

Отметка "4"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.

  • Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

  • Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

  • Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

  • Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

  • Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подго­товки обучающегося.



Список литературы для учителя:

  1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.

  2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.

  3. Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. – 46 с.


Список литературы для учащихся:

  1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 – 128 с.: цв.ил.

  2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.






1 Панов В.И. Введение в психологию экологического сознания. — М.: Психологический институт РАО, 2000. — С.32

30




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!