Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) укрупнённой группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
Коды результатов | Планируемые результаты освоения дисциплины включают: |
ЛР 01 | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире |
ЛР 02 | российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); |
ЛР 03 | гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности |
ЛР 04 | толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты |
ЛР 05 | готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
ЛР 6 | осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем |
ЛР 07 | ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни |
МР 01 | умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях |
МР 02 | владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
МР 03 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
МР 04 | умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности |
МР 05 | умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов |
МР 06 | умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей |
МР 07 | владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания |
ПРб 01 | сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов |
ПРб 02 | владение базовым понятийным аппаратом социальных наук |
ПРб 03 | владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов |
ПРб 04 | сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире |
ПРб 05 | сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов |
ПРб 06 | владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений |
ПРб 07 | сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентов | Объем в часах | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 семестр – 34 ч, из них: теоретическое обучение – 20 ч., практических занятий – 14 ч. |
Основное содержание |
Введение | Содержание учебного материала: | 2 | |
| 1 | Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальностей СПО | 2 | ПРб 01, ПРб 07; МР 02, МР 03; ЛР 03, ЛР 05; ОК 01 |
Раздел 1 Человек. Человек в системе общественных отношений | | |
Тема 1.1 Природа человека, врождённые и приобретённые качества | Содержание учебного материала: | 20 | |
2 | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии | 2 | ПРб 01, ПРб 05; МР 02; ЛР 01, ЛР 05; ОК 02 |
3 | Человек в группе. Многообразие мира общения, межличностное общение и взаимодействие | 2 | ПРб 07; ЛР 03, ЛР 05; ОК 04 |
4 | Межличностные конфликты | 2 | ПРб 06, ПРб 07; ЛР 04МР 06; ОК 04 |
5 | ПЗ 1 Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы | 2 | ПРб 01, ПРб 02; ЛР 03, ЛР 04; МР 01; ОК 04 |
6 | ПЗ 2 Мировоззрение. Типы мировоззрения | 2 | ПРб 01, ПРб 07; ЛР 01; МР 03, МР 06; ОК 03 |
Тема 1.2 Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала: | 6 | |
7 | Духовная культура личности и общества | 2 | ПРб 01, ПРб 02; ЛР 01, ЛР 05; МР 02, МР 04; ОК 03, ОК 06 |
8 | Культура общения, труда, учёбы, поведения в обществе | 2 | ПРб 01, ПРб 02; ЛР 04 МР 01, МР 02, МР 03; ОК 03, ОК 06 |
9 | ПЗ 3 Духовная культура личности и общества. Виды культуры | 2 | ПРб 01, ПРб 02; ЛР 03, ЛР 05 МР 01, МР 03; ОК 03, ОК 06 |
Тема 1.3 Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала: | 6 | |
10 | Наука. Образование как способ передачи знаний и опыта | 2 | ПРб 02; ЛР 01, ЛР 03, ЛР 05; МР 02; ОК 02 |
11 | ПЗ 4 Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества | 2 | ПРб 02; ЛР 01, ЛР 03, ЛР 05; МР 02; ОК 02 |
Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
12 | Анализ научных текстов профессиональной направленности | 2 | ПРб 03; ЛР 06; МР 01, МР 03, МР 04, МР 07; ОК 03, ОК 04 |
Тема 1.4 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала: | 2 | |
13 | ПЗ 5 Мораль. Религия. Искусство | 2 | ПРб 01, ПРб 02, ПРб 06; МР 02; ЛР 01, ЛР 04; ОК 06 |
Раздел 2 Общество как сложная динамическая система | 4 | |
Тема 2.1 Представление об обществе как сложной динамичной системе | Содержание учебного материала: | 4 | |
14 | Общество как сложная динамическая система. Общество и природа | 2 | ПРб 01, ПРб02; МР 05, МР 06; ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03; ОК 01, ОК 04 |
15 | ПЗ 6 Основные институты общества. Общество и природа. Глобализация | 2 | ПРб 01, ПРб 03; МР 05, МР 06; ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03; ОК 04, ОК 06 |
Раздел 3 Экономика | 10 | |
Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Содержание учебного материала: | 4 | |
16 | Экономика семьи. Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен | 2 | МР 06; ЛР 01, ЛР 03; ОК 01, ОК 02ОК 03 |
17 | ПЗ 7 Экономика как наука. Типы экономических систем | 2 | МР 05; ЛР 01, ЛР 03; ОК 04 |
2 семестр – 44 ч., из них: теоретическое обучение – 30 ч., практические занятия – 14 ч. |
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала: | 2 | |
18 | Рынок одного товара. Основные организационные формы бизнеса в России | 2 | МР 05; ЛР 01, ЛР 03; ОК 04 |
Тема 3.3 Рынок труда и безработица | Содержание учебного материала: | 2 | |
19 | Спрос на труд и его факторы. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи | 2 | МР 05; ЛР 01, ЛР 03; ОК 01, ОК 03 |
Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала: | 2 | |
20 | ПЗ 8 Особенности современной экономики России | 2 | МР 05; ЛР 01, ЛР 03; ОК 01, ОК 03 |
Раздел 4 Социальные отношения | 16 | |
Тема 4.1 Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала: | 4 | |
21 | Социальные отношения | 2 | МР 03, МР 04; ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03; ОК 04, ОК 06 |
22 | ПЗ 9 Социальная стратификация. Социальная стратификация в современной России | 2 | МР 03, МР 04; ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03; ОК 04, ОК 06 |
Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала: | 6 | |
23 | Социальный контроль | 2 | МР 03, МР 04; ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03; ОК 04, ОК 06 |
24 | Девиантное поведение | 2 | МР 03, МР 04; ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03; ОК 04, ОК 06 |
25 | ПЗ 10 Виды социальных норм. Социальные конфликты | 2 | МР 03, МР 04; ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03; ОК 04, ОК 06 |
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала: | 6 | |
26 | Молодёжь как социальная группа | 2 | МР 03, МР 04; ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03; ОК 04, ОК 06 |
27 | Семья как малая социальная группа. Семейное право и семейные правоотношения | 2 | МР 03, МР 04; ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03; ОК 04, ОК 06 |
28 | ПЗ 11 Межнациональные отношения. Семья в современной России | 2 | МР 03, МР 04; ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03; ОК 04, ОК 06 |
Раздел 5 Политика | 8 | |
Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала: | 4 | |
29 | Государство как политический институт. Формы государства | 2 | МР 05, МР 07; ЛР 01, ЛР 03, ЛР 05; ОК 01, ОК 02ОК 03 |
30 | ПЗ 12 Политическая система общества, её структура. Государство в политической системе общества. Функции и формы государства | 2 | МР 05, МР 07; ЛР 01, ЛР 03, ЛР 05; ОК 01, ОК 02ОК 03 |
Тема 5.2 Участники политического процесса | Содержание учебного материала: | 4 | |
31 | Политический статус личности. Гражданское общество и государство. Избирательная кампания в Российской Федерации | 2 | МР 05, МР 07; ЛР 01, ЛР 03, ЛР 05; ОК 01, ОК 02ОК 03 |
32 | ПЗ 13 Гражданское общество и правовое государство | 2 | МР 05, МР 07; ЛР 01, ЛР 03, ЛР 05; ОК 01, ОК 02ОК 03 |
Раздел 6 Право | 14 | |
Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала: | 8 | |
33 | Юриспруденция как общественная наука. Нормативные правовые акты и их характеристика | 2 | МР 05, МР 07; ЛР 03, ЛР 04; ОК 01, ОК 02 |
34 | Правоотношения и их структура | 2 | МР 05, МР 07; ЛР 03, ЛР 04, ЛР 07; ОК 01, ОК 02 |
35 | ПЗ 14 Право в системе социальных норм. Система права. Формы права | 2 | МР 05, МР 07; ЛР 03, ЛР 04, ЛР 07; ОК 01, ОК 02 |
Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
36 | Анализ нормативно-правовых актов профессиональной направленности | 2 | МР 02, МР 03, МР 04; ЛР 03, ЛР 04, ЛР 07; ОК 01, ОК 02 |
Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала: | 4 | |
37 | Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации | 2 | МР 03, МР 05; ЛР 03, ЛР 04, ЛР 07; ОК 06 |
38 | Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина | 2 | МР 03, МР 05; ЛР 03, ЛР 04, ЛР 07; ОК 06 |
Тема 6.3 Отрасли российского права | Содержание учебного материала: | 2 | |
39 | Гражданское право и гражданские правоотношения. Трудовое право и трудовые правоотношения. Административное право. Уголовное право | 2 | МР 01, МР 04; ЛР 03, ЛР 04, ЛР 07; ОК 01, ОК 02, ОК 04 |
Консультация | 2 | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 80 | |
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
учебный кабинет, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности студентов.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» входят:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
1 Касьянов В.В. Обществознание: общеобразовательная подготовка: учебное пособие для ссузов/ В.В.Касьянов, - Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 413 с. - ISBN: 978-5-222-31435-7 (Среднее профессиональное образование).
2 Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. / А.Г. Важенин. - М.: Академия, 2017. – 464 с. - ISBN: 978-5-4468-0746-8 (Среднее профессиональное образование).
3 Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: практикум / А.Г. Важенин. – М.: Академия, 2017. – 208 с. - ISBN: 978-5-4468-0746-8 (Среднее профессиональное образование).
4 Румынина В.В. Основы права: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования / В.В.Румынина. – Москва: Издательство: Фо-рум, - 2015 г.- 240 с. - ISBN: 978-5-7695-7353-8 (Среднее профессиональное образование).
5 Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В.Румынина. – 12-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с.- ISBN 978-5-4468-3908-7
6 Гербер И.А. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности: учебное пособие / И.А.Гербер. – Москва: КНОРУС, 2020.- 336 с.- ISBN978-5-406-01289-5 (Среднее профессиональное образование).
1 Правительство Российской Федерации: официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: http://government.ru (дата обращения: 09.04.2022).
2 Официальный интернет-портал правовой информации: официальный сайт. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.04.2022).
3 Правовая система Консультант Плюс: официальный сайт. Москва. – Обновляется в течение суток. - URL: http://www.consultant.ru
4 Конституция РФ: www.constitution.ru (дата обращения: 11.04.2022).
3. Юридическая Россия: федеральный правовой портал. - официальный сайт. Москва. – Обновляется в течение суток. - URL: http:// www.law.edu.ru (дата обращения: 07.05.2022).
4. Президент России гражданам школьного возраста. - официальный сайт. Москва. – Обновляется в течение суток. - URL: http://www.uznay-prezidenta.ru (дата обращения: 04.04.2022).
1 Конституция Российской Федерации: Федеральный конституционный закон №1 от 14.03.2020: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года.]. - Москва: Проспект, 2021.- 64 с. - ISBN: 978-5-8475-1276-3
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 19 [ред. от 31.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020] - Издательство: АСТ, 2020 г. – 154 с.- ISBN 978-5-17-118632-6
3 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ [ред. от 31.07.2020: с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020]: Омега-Л : Кодексы. Законы. Нормы, 2020 г. – 240 с. - ISBN 978-5-370-04730-5
4 Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ [ред. от 06.02.2020] - ЭКСМО: Кодексы Российской Федерации, 2019 г. – 64 с.- ISBN 978-5-04-111141-0
5 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ [ред. от 31.07.2020] - Норматика: Кодексы. Законы. Нормы, 2020 г. – 239 с.- ISBN 978-5-4374-1463-7
6 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ [принят Государственной Думой 21 октяб. 1994 г.]- ПРОСПЕКТ - Кодексы Российской Федерации , 2020 г.- 736 с.- ISBN 978-5-392-32924-3