СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования на основе Примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине обществознание»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)













Рабочая программа

общеобразовательной учебной дисциплины

ОУД.12 Обществознание


для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы


(базовая подготовка)
















2018 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования на основе Примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».


Разработчик: преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

____________Н.Н. Балакина









Содержание


1 Пояснительная записка

4

2 Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»

5

3 Место учебной дисциплины в учебном плане

6

4 Результаты освоения учебной дисциплины

6

5 Тематическое планирование

8

6 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

16

7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Обществознание»


19

8 Рекомендуемая литература

20



1 Пояснительная записка


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО-ППССЗ) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание рабочей программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

- формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» включает содержание учебного материала, последовательность его изучения, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).


2 Общая характеристика учебной дисциплины «Обществознание»


Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.

Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности достигается как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.

В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они получают достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

При освоении специальности СПО технического профиля 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включающая экономику и право, изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» завершается подведением итогов в форме комплексного дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).


3 Место учебной дисциплины в учебном плане


Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Обществознание» общеобразовательной дисциплиной и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).


4 Результаты освоения учебной дисциплины


Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

– толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

– готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

– умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

– умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

– владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

– владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

– сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

– сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

– владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

– сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.


5 Тематическое планирование


При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: - 164 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, - 110 часов (в том числе практические занятия – 34 часов); внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 54 часов.


Рабочий тематический план


п/п

Наименование и содержание разделов, тем

Количество часов

Аудиторн.

Самост.

1

Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2


2

Раздел 1 Человек и общество

16

10

3

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

10

6

4

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

2


5

Самостоятельная работа №1: составление тезисов по теме: «Основные виды профессиональной деятельности».


1

6

Практическое занятие №1 по теме «Человек, индивид, личность».

2


7

Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

2


8

Самостоятельная работа №2: написание эссе по теме: «Цель и смысл человеческой жизни».


2

9

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2


10

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

2


11

Самостоятельная работа №3: подготовка презентаций по темам: «Межличностные отношения в молодежной среде», «Истоки конфликтов в среде молодежи».


3

12

Тема 1.2 Общество как сложная система.

6

4

13

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2


14

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

2


15

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

2


16

Самостоятельная работа №4: написание реферата по теме «Глобальные проблемы человечества».


4

17

Раздел 2 Духовная культура человека и общества

8

5

18

Тема 2.1 Духовная культура личности и общества. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2


19

Самостоятельная работа №5: составление опорного конспекта по теме «Формы и типы культуры. Особенности молодежной субкультуры».


2

20

Тема 2.2 Наука и образование в современном мире. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

2


21

Самостоятельная работа №6: написание эссе по теме: «Единый государственный экзамен – за и против».


2

22

Практическое занятие №2 по теме «Роль образования в жизни человека и общества».

2


23

Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

2


24

Самостоятельная работа №7: составления тезисов по теме: «Мировые религии».


1

25

Раздел 3 Экономика

22

8

26

Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

6

1

27

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

2


28

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

2


29

Самостоятельная работа №8: составление сравнительной таблицы по теме: «Типы экономических систем»


1

30

Практическое занятие №3 по теме «Типы экономических систем».

2


31

Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

8

3

32

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

2


33

Самостоятельная работа №9: подготовка сообщения по теме «Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков по вопросу «Товар и его стоимость».


2

34

Практическое занятие №4 по теме «Факторы спроса и предложения».

2


35

Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

2


36

Практическое занятие №5 по теме «Функции государства в экономике».

2


37

Самостоятельная работа №10: составления тезисов по теме: «Измерители экономической деятельности - ВВП, ВНП, НД».


1

38

Тема 3.3 Рынок труда и безработица.

4

4

39

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

2


40

Самостоятельная работа №11: написание реферата по теме: «Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах».


4

41

Практическое занятие №6 по теме «Причины безработицы и трудоустройство»

2


42

Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

4


43

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

2


44

Практическое занятие №7 по теме «Особенности современной экономики»

2


45

Раздел 4 Социальные отношения

16

8

46

Тема 4.1 Социальная роль и стратификация.

2

2

47

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2


48

Самостоятельная работа №12: написание эссе по темам: «Мои социальные роли в семье».


2

49

Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты.

4

2

50

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

2


51

Самостоятельная работа №13: написание сообщение по теме «Современная молодежь: проблемы и перспективы».


2

52

Практическое занятие №8 по теме «Социальные конфликты».

2


53

Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы.

10

4

54

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2


55

Практическое занятие №9 по теме «Социальная стратификация».

2


56

Самостоятельная работа №14: подготовка, проведение и обработка данных анкетирования по теме: «Проблемы современной молодежи», в рамках исследовательской работы.


4

57

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

2


58

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

2


59

Практическое занятие №10 по теме «Семья в современной России».

2


60

Раздел 5 Политика

18

9

61

Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе.

12

5

62

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт.

2


63

Самостоятельная работа №15: подготовка сообщения по теме «Политическая власть: история и современность».


2

64

Практическое занятие №11 по теме «Государство в политической системе общества»

2


65

Внутренние и внешние функции государства. Признаки государства. Государственный суверенитет. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.

2


66

Практическое занятие №12 по теме «Гражданское общество и правовое государство»

2


67

Самостоятельная работа №16: составление кроссворда (от 10 до 15 терминов) по теме «Политика и власть».


2

68

Правовое государство, понятие и признаки. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

2


69

Практическое занятие №13 по теме «Формы государства».

2


70

Самостоятельная работа №17: составление сравнительно-аналитической таблицы «Типология политических режимов».


1

71

Тема 5.2 Участники политического процесса.

6

4

72

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация.

2


73

Практическое занятие №14 по теме «Избирательное право в Российской Федерации».

2


74

Самостоятельная работа №18: подготовка презентаций по теме «Политические партии современной России», «Выборы в РФ: виды и порядок проведения».


3

75

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

2


76

Самостоятельная работа №19: составление сравнительно-аналитической таблицы «Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм».


1

77

Раздел 6 Право

28

14

78

Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений.

6

1

79

Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

2


80

Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура.

2


81

Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

2


82

Самостоятельная работа №20: составление тезисов по теме «Виды юридической ответственности».


1

83

Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации.

8

4

84

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

2


85

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.

2


86

Самостоятельная работа №21: подготовка сообщение по теме «Судебная система Российской Федерации».


2

87

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

2


88

Самостоятельная работа №22: подготовка сообщения по теме «Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века».


2

89

Практическое занятие №15 по теме «Права и обязанности человека и гражданина».

2


90

Тема 6.3 Отрасли российского права.

14

9

91

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

2


92

Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

2


93

Самостоятельная работа №23: подготовка реферата по теме «Характеристика отрасли российского права (на выбор)».


5

94

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2


95

Практическое занятие №16 по теме «Трудовое право».

2


96

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

2


97

Самостоятельная работа №24: подготовка к дифференцированному зачету по вопросам самоподготовки.


4

98

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

1


99

Контрольная работа №1

1


100

Практическое занятие №17 по теме «Уголовное право».

2



Итого

110

54


Максимальная учебная нагрузка (всего)

164

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

110

в том числе:


практические работы

34

контрольные работы

1

Самостоятельная работа студента (всего)

54

в том числе:


подготовка устных выступлений, докладов, эссе

16

подготовка исследовательского проекта

4

составление кроссвордов

2

написание реферата

13

составление тезисов

4

подготовка электронных презентаций

6

составление сравнительных таблиц

3

составление опорного конспекта

2

подготовка к дифференцированному зачету

4


Темы рефератов

1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

3. Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе.

5. Индустриальная революция: плюсы и минусы.

6. Глобальные проблемы человечества.

7. Современная массовая культура: достижение или деградация?

8. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

9. Кем быть? Проблема выбора профессии.

10. Современные религии.

11. Роль искусства в обществе.

12. Экономика современного общества.

13. Структура современного рынка товаров и услуг.

14. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.

15. Я и мои социальные роли.

16. Современные социальные конфликты.

17. Современная молодежь: проблемы и перспективы.

18. Этносоциальные конфликты в современном мире.

19. Семья как ячейка общества.

20. Политическая власть: история и современность.

21. Политическая система современного российского общества.

22. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.

23. Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).

24. Формы участия личности в политической жизни.

25. Политические партии современной России.

26. Право и социальные нормы.

27. Система права и система законодательства.

28. Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.

29. Характеристика отрасли российского права (на выбор).


6 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов


Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения.

1 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».

Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.

Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.

1.2 Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс».

2 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

2.1 Духовная культура личности и общества

Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.

Умение различать культуру народную, массовую, элитарную.

Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.

Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в

обществе, этикета.

Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям.

2.2. Наука и образование в современном мире

Различение естественных и социально-гуманитарных наук.

Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом.

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей.

3 ЭКОНОМИКА

3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики.

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет».

3.3. Рынок труда и безработица

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий.

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли.

4 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

4.1. Социальная роль и стратификация

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».

Определение социальных ролей человека в обществе.

4.2. Социальные нормы

и конфликты

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения.

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи).

5 ПОЛИТИКА

5.1 Политика и власть. Государство в политической системе

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».

Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима.

Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки.

5.2 Участники политического процесса

Характеристика взаимоотношений личности и государства.

Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации

6 ПРАВО

6.1 Правовое регулирование общественных отношений

Выделение роли права в системе социальных норм.

Умение давать характеристику системе права.

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан.

6.3. Отрасли российского права

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права.

7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Обществознание»


Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание» предполагает наличие учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин и права», библиотеки, читального зала, в которых обеспечивается свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого студенты просматривают визуальную информацию по обществознанию, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • программные средства обучения;

  • методические рекомендации по выполнению практических работ;

  • методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов;

  • слайд – презентации к дисциплине.



8 Рекомендуемая литература


Основные источники:

1. Важенин А.Г. Обществознание: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Г. Важенин. - 12-e изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 368с.


Дополнительные источники:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г.

5. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208с.

6. Касьянов В.В. Обществознание: Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 413с.

7. Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.: Проспект, 2015.

8. Курбатов В.И. Обществознание: Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 512с.

9. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М.: Проспект, 2015.

10. Марченко М.Н. Обществознание: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2013.

11. Радько Т.Н., Гребнев Л.С. Обществознание: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015.


Интернет-источники:

1. Центральная электронная библиотека: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.ru/

2. Публичная Электронная Библиотека: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.walla.ru/

3. Электронная библиотека IQlib: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iqlib.ru/

4. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

5. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

6. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!