Разработчик: преподаватель Тарасянц А.А.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) квалификации бухгалтер укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Учебная дисциплина ЕН.01 Математика является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
Учебная дисциплина «Математика» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих компетенций: ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО, а также личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей специальности:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
-самостоятельная работа 6 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы, личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные понятия комплексных чисел | 4 | |
Тема 1.1. Комплексные числа | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ЛР 1 |
Комплексные числа и действия над ними | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 |
Практическое занятие «Решение задач с комплексными числами. Геометрическая интерпретация комплексного числа». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 2. Элементы линейной алгебры | 20+3 с/р | |
Тема 2.1. Матрицы и определители | Содержание учебного материала | 7 | ОК 02, ЛР4 |
Матрицы, их виды, действия над матрицами. Определители | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1. Практическое занятие «Действия над матрицами». | 2 |
2. Практическое занятие в форме практической подготовки «Элементы эконометрики» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. Сложение и вычитание матриц, умножение матрицы на число, умножение матрицы на матрицу, транспонирование матриц, нахождение обратных матриц и определителей матриц. | 1 |
Тема 2.2. Методы решения систем линейных уравнений | Содержание учебного материала | 13 | ОК 03, ОК 04 ЛР 10 |
1.Системы линейных уравнений. Метод Гаусса. | 6 |
2. Метод обратной матрицы |
3.Правило Крамера. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1. Практическое занятие «Метод Гаусса (метод исключения неизвестных)». | 2 |
2. Практическое занятие «Формулы Крамера (для систем линейных уравнений с тремя неизвестными)». | 2 |
3. Практическое занятие в форме практической подготовки «Вычисление обратной матрицы при проведении экономических расчетов» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1.Решение систем линейных уравнений методом Гаусса, по правилу Крамера и методом обратной матрицы. | 1 |
Тема 2.3. Моделирование и решение задач линейного программирования | Содержание учебного материала | 3 | ОК 09, ЛР1 |
1. Математические модели и задачи линейного программирования | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Графический метод решения задачи линейного программирования. | 1 |
Раздел 3. Введение в анализ | 6 | |
Тема 3.1. Функции многих переменных | Содержание учебного материала | 2 | ОК 09, ЛР 10 |
1. Функции двух и нескольких переменных, способы задания, символика, область определения. | 2 |
Тема 3.2. Пределы и непрерывность | Содержание учебного материала | 4 | ОК 04, ЛР 4 |
1. Предел функции и бесконечно малые функции. |
2. Непрерывность функции и замечательные пределы |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 4. Дифференциальные исчисления | 12 | |
Тема 4.1. Производная и дифференциал | Содержание учебного материала | 12 | ОК 02, ОК 03, ЛР 4 |
1. Производная функции. Дифференциал. Правила дифференцирования | 6 |
2.Возрастание и убывание функций. Экстремумы функций |
3. Частные производные |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1. Практическое занятие «Производная функции». | 2 |
2. Практическое занятие в форме практической подготовки «Полное исследование функции. Анализ экономических графиков» | 2 |
| 3. Практическое занятие «Частные производные» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 5. Интегральное исчисление и дифференциальные уравнения | 26+3с/р |
Тема 5.1. Неопределённый интеграл | Содержание учебного материала | 9 | ОК 03, ЛР 1 |
1. Первообразная функция и неопределённый интеграл. | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1. Практическое занятие «Нахождение неопределённого интеграла с помощью таблиц, а также используя его свойства». | 2 |
2. Практическое занятие «Методы замены переменной и интегрирования по частям». | 2 |
3. Практическое занятие «Интегрирование простейших рациональных дробей». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1.Интегральное исчисление функций одной вещественной переменной. | 1 |
Тема 5.2. Определённый интеграл | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ЛР 10 |
Определённый интеграл. Приложения определенного интеграла | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1. Практическое занятие Вычисление определенного интеграла | 2 |
2. Практическое занятие Вычисление площадей и объемов с помощью интеграла | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 5.3. Несобственный интеграл | Содержание учебного материала | 5 | ОК 01, ОК 09, ЛР 1 |
1. Интегрирование неограниченных функций. Интегрирование по бесконечному промежутку. | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 |
1. Практическое занятие «Вычисление несобственных интегралов. Исследование сходимости (расходимости) интегралов». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1.Вычисление площади плоской фигуры, длины кривой, объёма и площади тел вращения. | 1 |
Тема 5.4. Дифференциальные уравнения | Содержание учебного материала | 9 | ОК 02, ОК 04, ЛР 4 |
Дифференциальные уравнения 1 и 2 порядка | 2 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1. Практическое занятие «Дифференциальные уравнения первого порядка». | 2 |
2. Практическое занятие Практическое занятие «Однородное дифференциальное уравнение» | 2 |
3.«Дифференциальные уравнения второго порядка». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Решение дифференциальных уравнений первого порядка и первой степени, уравнений с разделяющимися переменными, а также однородных дифференциальных уравнений. | 1 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) | 2 | |
Всего: | 76 | |
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет «Математика», оснащённый оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, учебная доска, рабочее место преподавателя, комплекты заданий для тестирования и контрольных работ, измерительные и чертёжные инструменты.
Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
3. Юхно, Н. С. Математика: учебник / Н.С. Юхно. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 204 с. — (Среднее профессиональное образование). — DOI 10.12737/1002604. - ISBN 978-5-16-014744-4. - Текст: электронный // Znanium: электронно-библиотечная система: [сайт]. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002604 (дата обращения: 31.03.2021). – Режим доступа: для авторизир. пользователей Полный контингент
Освоенные элементы компетенций | Результаты обучения | Критерии оценки | Методы и формы оценки |
| Умения: | | |
ОК 1, ЛР 1, ЛР 4, ЛР 10 | умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; | умение решать алгебраические уравнения с комплексными числами; умение решать задачи с комплексными числами; умение геометрически интерпретировать комплексное число; умение находить площадь криволинейной трапеции; умение находить определённый интеграл используя основные свойства, правила замены переменной и интегрирования по частям; умение вычислять несобственные интегралы; умение исследовать сходимость (расходимость) интегралов, в том числе в форме практической подготовки | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 2 | быстрота и точность поиска, оптимальность и научность необходимой информации, а также обоснованность выбора применения современных технологий её обработки; | умение решать алгебраические уравнения с комплексными числами; умение решать задачи с комплексными числами; умение геометрически интерпретировать комплексное число; умение составлять матрицы и выполнять действия над ними; умение вычислять определитель матрицы; умение решать задачи при помощи дифференциальных уравнений; умение решать дифференциальные уравнения первого порядка и первой степени; умение решать дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными; умение решать однородные дифференциальные уравнения , в том числе в форме практической подготовки | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 3, ЛР 1, ЛР 4, ЛР 10 | организовывать самостоятельную работу при освоении профессиональных компетенций; стремиться к самообразованию и повышению профессионального уровня; | умение решать системы линейных уравнений методом Гаусса, правилом Крамера и методом обратной матрицы; умение находить неопределённый интеграл с помощью таблиц, а также используя его свойства; умение вычислять неопределённый интеграл методом замены переменной и интегрирования по частям; умение интегрировать простейшие рациональные дроби; | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 4, ЛР 1, ЛР 4, ЛР 10 | умело и эффективно работает в коллективе, соблюдает профессиональную этику; | умение решать системы линейных уравнений методом Гаусса, правилом Крамера и методом обратной матрицы; умение решать задачи при помощи дифференциальных уравнений; умение решать дифференциальные уравнения первого порядка и первой степени; умение решать дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными; умение решать однородные дифференциальные уравнения, в том числе в форме практической подготовки | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 4 | умение ясно, чётко, однозначно излагать математические факты, а также рассматривать профессиональные проблемы, используя математический аппарат; | умение составлять матрицы и выполнять действия над ними; умение вычислять определитель матрицы; умение находить площадь криволинейной трапеции; умение находить определённый интеграл используя основные свойства, правила замены переменной и интегрирования по частям, в том числе в форме практической подготовки | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 9, ЛР 1, ЛР 4, ЛР 10 | умение рационально и корректно использовать информационные ресурсы в профессиональной и учебной деятельности; | знает, что представляет собой математическая модель; знает, как практически применять математические модели при решении различных задач; знает общую задачу линейного программирования; знает матричную форму записи; знает графический метод решения задачи линейного программирования; умение вычислять несобственные интегралы; умение исследовать сходимость (расходимость) интегралов, в том числе в форме практической подготовки | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 3, ЛР 1, ЛР 4, ЛР 10 | умение обоснованно и адекватно применять методы и способы решения задач в профессиональной деятельности; | умение составлять матрицы и выполнять действия над ними; умение вычислять определитель матрицы; знает, что представляет собой математическая модель; знает, как практически применять математические модели при решении различных задач; знает общую задачу линейного программирования; знает матричную форму записи; знает графический метод решения задачи линейного программирования; умение находить неопределённый интеграл с помощью таблиц, а также используя его свойства; умение вычислять неопределённый интеграл методом замены переменной и интегрирования по частям; умение интегрировать простейшие рациональные дроби, в том числе в форме практической подготовки | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
| Знания: | | |
ОК 1, ЛР 1, ЛР 4, ЛР 10 | знание основных математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; | знает определение комплексного числа в алгебраической форме, действия над ними; знает, как геометрически изобразить комплексное число; знает, что представляет собой модуль и аргумент комплексного числа; знает, как найти площадь криволинейной трапеции; знает, что называется определённым интегралом; знает формулу Ньютона-Лейбница; знает основные свойства определённого интеграла; знает правила замены переменной и интегрирование по частям; знает, как интегрировать неограниченные функции; знает, как интегрировать по бесконечному промежутку; знает, как вычислять несобственные интегралы; знает, как исследовать сходимость (расходимость) интегралов; | Проверка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 2 | знание основных понятий и методов теории комплексных чисел, линейной алгебры, математического анализа; | знает определение комплексного числа в алгебраической форме, действия над ними; знает, как геометрически изобразить комплексное число; знает, что представляет собой модуль и аргумент комплексного числа; знает экономико-математические методы; знает, что представляют собой матричные модели; знает определение матрицы и действия над ними; знает, что представляет собой определитель матрицы; знает, что такое определитель второго и третьего порядка; знает задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям; знает основные понятия и определения дифференциальных уравнений; | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 3, ЛР 1, ЛР 4, ЛР 10 | значения математики в профессиональной деятельности; | знает метод Гаусса, правило Крамера и метод обратной матрицы; знает, что представляет собой первообразная функция и неопределённый интеграл; знает основные правила неопределённого интегрирования; знает, как находить неопределённый интеграл с помощью таблиц, а также используя его свойства; знает в чём заключается метод замены переменной и интегрирования по частям; знает, как интегрировать простейшие рациональные дроби; | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 4, | знание математических понятий и определений, способов доказательства математическими методами; | знает метод Гаусса, правило Крамера и метод обратной матрицы; знает задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям; знает основные понятия и определения дифференциальных уравнений; знает определение предела функции; знает определение бесконечно малых функций; знает метод эквивалентных бесконечно малых величин; знает, как раскрывать неопределённость вида 0/0 и ∞/∞; знает замечательные пределы; знает определение непрерывности функции; | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 1-4, ОК 9, ЛР 1, ЛР 4, ЛР 10 | знание математических методов при решении задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью и иных прикладных задач; | знает экономико-математические методы; знает, что представляют собой матричные модели; знает определение матрицы и действия над ними; знает, что представляет собой определитель матрицы; знает, что такое определитель второго и третьего порядка; знает, как найти площадь криволинейной трапеции; знает, что называется определённым интегралом; знает формулу Ньютона-Лейбница; знает основные свойства определённого интеграла; знает правила замены переменной и интегрирование по частям; знает определение предела функции; знает определение бесконечно малых функций; знает метод эквивалентных бесконечно малых величин; знает, как раскрывать неопределённость вида 0/0 и ∞/∞; знает замечательные пределы; знает определение непрерывности функции; | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 9 | знание математического анализа информации, представленной различными способами, а также методов построения графиков различных процессов; | знает, что представляет собой математическая модель; знает как практически применять математические модели при решении различных задач; знает общую задачу линейного программирования; знает матричную форму записи; знает графический метод решения задачи линейного программирования; знает, как интегрировать неограниченные функции; знает, как интегрировать по бесконечному промежутку; знает, как вычислять несобственные интегралы; знает, как исследовать сходимость (расходимость) интегралов; знает, как задавать функции двух и нескольких переменных, символику, область определения; | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |
ОК 1-4, ОК 9, ЛР 1, ЛР 4, ЛР 10 | знание экономико-математических методов, взаимосвязи основ высшей математики с экономикой и дисциплинами общепрофессионального цикла; | знает экономико-математические методы; знает, что представляют собой матричные модели; знает определение матрицы и действия над ними; знает, что представляет собой определитель матрицы; знает, что такое определитель второго и третьего порядка; знает, что представляет собой математическая модель; знает как практически применять математические модели при решении различных задач; знает общую задачу линейного программирования; знает матричную форму записи; знает графический метод решения задачи линейного программирования; знает, что представляет собой первообразная функция и неопределённый интеграл; знает основные правила неопределённого интегрирования; знает, как находить неопределённый интеграл с помощью таблиц, а также используя его свойства; знает в чём заключается метод замены переменной и интегрирования по частям; знает как интегрировать простейшие рациональные дроби; | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта. |