Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 5 классе
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Чтение
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Умения правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам; Умения находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями; Умения отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя); Умения заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося); Умения принимать участие в уроках внеклассного чтения. | Умения правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам; Умения читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту; Умения отвечать на вопросы учителя; Умения пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно; Умения выражать своё отношение к поступкам героев и событиям; Умения выучить наизусть 8-10 стихотворений; Умения читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя. |
Личностные учебные действия
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т. п.);
- чувств прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
- чувства гордости за свою страну;
- гордости за школьные успехи и достижения как собственные, так и своих товарищей;
- умения адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- умения уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- умения активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- умения бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
-умения строить сообщения в устной форме;
-умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
-умения формулировать собственное мнение;
-умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-умения адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Коммуникативные учебные действия
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
-умения слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- умения использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- умения принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- умения осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-готовности к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
умения корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- умения дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-
пространственную организацию;
- умения использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- умения использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета «Чтение» в 5 классе
Примерная тематика чтения:
Устное народное творчество
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы.
Сказки. Представления о добре и зле.
Картины родной природы
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.
О животных
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Из прошлого нашего народа
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).
Спешите делать добро
Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
Из произведений зарубежных писателей
Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.
Навыки чтения
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.
Работа с текстом
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста.
Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Выделение в соответствии с данным планом частей текста.
Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.
Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.
Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.
Тематическое планирование с указанием количества часов основных
видов учебной деятельности.
№ | Тема | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
1. | Устное народное творчество. | 19 | Знакомство с произведениями малых форм устного народного творчества. Заучивание наизусть. Работа над смысловым содержанием произведений. Выборочное чтение, чтение по ролям. Рассказывание сказки с использованием слов и выражений из текста Составление характеристик главных героев. Работа над техникой чтения: правильность, осознанность, выразительность. Работа с иллюстративным материалом. Придумывание и рассказывание сказки собственного сочинения |
2. | Картины родной природы. | 54 | Выборочное чтение. Беседа о лете с опорой на текст рассказа и собственный опыт и впечатления. Приметы лета в рассказе. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки. Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки. Составление рассказа по плану. Составление рассказа-описания по опорным словам. |
3. | О друзьях – товарищах. | 12 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Составление плана рассказа, пересказ по плану. Работа над характеристикой персонажей. Выяснение отношения школьников к героям рассказа. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Выяснение личного отношения школьников к прочитанным произведениям и их героям. Соотнесение пословиц с содержанием произведений, поведением героев. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Обсуждение понятий «дружба», «товарищество», «скромность», «хвастливость», «смелость», «благородство», «достоинство», «справедливость» |
4. | Басни Крылова | 4 | Понятие «басня» как литературный жанр. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Использование элементов драматизации. Выяснение и обсуждение морали басни. Дополнительное чтение басен, изученных в прошлые годы обучения, и новых по выбору учителя |
5. | Спешите делать добрые дела. | 14 | Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Пересказ текста по вопросам. Сравнительный анализ поступков персонажа. Выборочное чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к пожилым людям. Деление рассказа на части, озаглавливание и пересказ. Выяснение личного отношения школьников к героям понравившихся произведений. Объяснение смысла пословиц и сопоставление их с произведениями и поведением их героев. Рассказывание, работа с иллюстративным материалом |
6. | О животных. | 13 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида и характера героя. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста по плану. Оценка поведения героя, высказывание учащимися своего отношения к нему. Чтение наизусть стихотворений. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. |
7. | Из прошлого нашего народа. | 17 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Работа с описанием русского войска. Работа над кратким пересказом. Пересказ по плану. Работа с иллюстративным материалом. Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в рассказе. |
8. | Из произведений зарубежных писателей. | 11 | Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом по плану. Оценка персонажей прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям. |