Программа по литературному чтению разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы».
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2011. Рабочие тетради к учебнику в 2 частях
Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.: Просвещение 2011.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Комплект портретов детских писателей.
Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 3 класс. М.: Просвещение,2013 г.
Кутявина С.В., Поурочные разработки по литературному чтению. Книга для учителя. М.: ВАКО, 2013г.
Курс «Литературное чтение» рассчитан в 3 классе на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели ).
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание тем.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество ( 14 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь (11 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки ( 8 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы ( 10 ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 ( 5 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое ( 16 ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 ( 8 ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке – наберешь кузовок ( 12 ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (7 ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература ( 11 ч)
Мифы Древней Греции.
Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».
Тематическое планирование по литературному чтению (136 ч.)
№ | Тема урока | Кл-во часов | Дата |
план | факт |
1 четверть – 32 ч. Самое великое чудо на свете (4 ч) |
1 | Водный урок по курсу литературного чтения | 1 | | |
2 | В мире книг | 1 | | |
3 | Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров | 1 | | |
4 | Обобщение по теме «Самое великое чудо на свете» | 1 | | |
Устное народное творчество ( 14 ч) |
5 | Русские народные сказки | 1 | | |
6 | Докучные сказки | 1 | | |
7 | Народные промыслы | 1 | | |
8 9 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 2 | | |
10 11 12 | «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. Проверка техники чтения | 3 | | |
13 14 15 16 | «Сивка – Бурка». Русская народная сказка. | 4 | | |
17 | Обобщение по теме: «Устное народное творчество» Р/к В.Степанов «В гостях у лошадки» | 1 | | |
18 | Проверочная работа по теме: «Устное народное творчество.» Проект: «Сочиняем сказку» | 1 | | |
| | | | |
Поэтическая тетрадь (11 ч) |
19 | Как научиться читать стихи | 1 | | |
20 | Ф.И. Тютчев:”Весенняя гроза”, “Листья” | 1 | | |
21 | А.А. Фет “Глянь – ка, мама, из окошка”, “Зреет рожь над жаркой нивой” | 1 | | |
22 | И.С. Никитин”Полно, степь моя” | 1 | | |
23 | И. С. Никитин”Встреча зимы” | 1 | | |
24 | И.З. Суриков “Детство” | 1 | | |
25 | И.З. Суриков “Зима” | 1 | | |
26 | Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором» | 1 | | |
27 | Обобщение по разделу: « Поэтическая тетрадь».Проверь себя. Р/к Л.Епанешников «Живой значок» | 1 | | |
28 | Проверочная работа по теме: « Поэтическая тетрадь» | 1 | | |
29 | Проверка техники чтения. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи В. Смоленского | 1 | | |
Великие русские писатели (24 ч) |
30 | Детские годы А.С. Пушкина. Р/к И.Кашпуров.Стихи | 1 | | |
31 | А.С. Пушкин .Отрывки из романов | 1 | | |
32 | А.С.Пушкин “Зимнее утро” | 1 | | |
2 четверть – 32 ч. |
33 | А. С. Пушкин. “Зимний вечер” | 1 | | |
34 35 36 37 38 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Р/к Н.Ананьченко «Про Барбоса» | 5 | | |
39 | И. А. Крылов. «Мартышка и очки» | 1 | | |
40 | И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна» | 1 | | |
41 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица»» | 1 | | |
42 | Обобщение творчества И.А. Крылова | 1 | | |
43 | В. Воскобойников. М.Ю. Лермонтов. Детство. Юность | 1 | | |
44 | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | | |
45 | М. Ю. Лермонтов. «Утёс»,«Осень» | 1 | | |
46 | Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя) | 1 | | |
47 | Л. Н. Толстой. «Акула» | 1 | | |
48 | Л. Н. Толстой. «Прыжок» | 1 | | |
49 | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка» | 1 | | |
50 | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | | |
51 | Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок» | 1 | | |
52 | Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»). Р/к А.Линев «Колосок» | 1 | | |
53 | Проверочная работа к разделу «Великие русские писатели» | 1 | | |
Поэтическая тетрадь (6 ч) |
54 | Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» | 1 | | |
55 | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | | |
56 | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово» | 1 | | |
57 | Проверка техники чтения. Проверь себя. Р/к А.Екимцев «В самый первый день войны» | 1 | | |
58 | И. А. Бунин. «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 | | |
59 | Проверочная работа к разделу «Поэтическая тетрадь ». | 1 | | |
Литературные сказки ( 8 ч) |
60 | Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | 1 | | |
61 | Контрольная работа №1 за 1 полугодие | 1 | | |
62 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | | |
63 64 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | 2 | | |
3 четверть – 40 ч. |
65 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | 1 | | |
66 | Урок-КВН. Проверь себя | 1 | | |
67 | Проверочная работа к разделу «Литературные сказки» | 1 | | |
Были и небылицы ( 10 ч) |
68 69 | М. Горький. «Случай с Евсейкой» | 2 | | |
70 71 72 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» | 3 | | |
73 74 75 | А. Куприн. «Слон» | 3 | | |
76 | Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя. Р/к В.Гарбук «Где родится каравай» | 1 | | |
77 | Проверочная работа к разделу «Были-небылицы» | 1 | | |
Поэтическая тетрадь ( 5 ч) |
78 | Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон» | 1 | | |
79 | А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона» | 1 | | |
80 | С. Есенин. «Черёмуха» | 1 | | |
81 | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь ». Проверь себя | 1 | | |
82 | Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | | |
Люби живое ( 16 ч) |
83 | М. Пришвин. «Моя Родина». (Из воспоминаний) | 1 | | |
84 85 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | 2 | | |
86 87 | В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку» | 2 | | |
88 89 | В. Бианки. «Мышонок Пик» | 2 | | |
90 91 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». светится» | 2 | | |
92 | В. П. Астафьев. «Капалуха» | 1 | | |
93 | В. Л. Дуров. «Наша Жучка» | 1 | | |
94 95 96 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». Р/к Г.Пухальская «Серебряная дудочка» | 3 | | |
97 | Обобщающий урок по теме «Люби живое». Проверь себя. Проверка техники чтения | 1 | | |
98 | Проверочная работа по теме “Люби всё живое” | 1 | | |
Поэтическая тетрадь ( 8 ч) |
99 | С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» | 1 | | |
100 | А. Барто. «Разлука», «В театре» | 1 | | |
101 | С. В. Михалков. «Если» | 1 | | |
102 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок» | 1 | | |
103 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
104 | М.Дружинина «Мамочка-мамуля!», Т.Бокова «Родина». ». Р/к Г.Пухальская «Серебряная дудочка» | 1 | | |
4 четверть – 32 ч. |
105 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь ». Проверь себя | 1 | | |
106 | Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь» | 1 | | |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок ( 12 ч) |
107 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 | | |
108 109 | М. Зощенко «Золотые слова» | 2 | | |
110 111 | М. Зощенко «Великие путешественники» | 2 | | |
112 | Н. Носов. «Федина задача» | 1 | | |
113 114 115 | А. П. Платонов. «Цветок на земле».Р/к Н.Нестеренко «Кот Федот» | 3 | | |
116 | Н. Носов. «Телефон» | 1 | | |
117 | В. Ю. Драгунский. «Друг детства» | 1 | | |
118 | Проверь себя. Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 | | |
По страницам детских журналов (7 ч) |
119 | Ю. Ермолаев. «Проговорился» | 1 | | |
120 | Ю Ермолаев «Воспитатели» | 1 | | |
121 122 | Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р/к Т.Лобова «Забавные истории» | 2 | | |
123 | Р. Сеф. «Весёлые стихи» | 1 | | |
124 | Проверочная работа по теме: По страницам детских журналов | 1 | | |
125 | Контрольная работа №3 (Промежуточная аттестация) | 1 | | |
Зарубежная литература ( 11 ч) |
126 | Что уже знаем и умеем | 1 | | |
127 128 129 | Мифы Древней Греции. Р/к С.П.Бойко «Красная шапочка» | 3 | | |
130 131 132 133 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | 4 | | |
134 | Проверка техники чтения | 1 | | |
135 136 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». | 2 | | |