СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 7 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Биология" в 7 классе с календарно-тематическим планированием на 2 часа в неделю в 1 полугодии и 1 час в неделю - во втором (51 час в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 7 классе»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылкинская СОШ №2»



Рассмотрено и одобрено на МО естественно-математического цикла Руководитель МО КовероваЛ.П.______

Протокол № 1 от «30» августа 2021г

Согласовано

зам.директора поУВР

Никулина Т.В.________

31» августа 2021г

Утверждаю

Директор школы

Горбунова О.Г.______

Приказ № ______

от «01» сентября 2021г.







Рабочая программа по курсу

«Биология. Животные»

7 класс

2021 – 2022 учебный год.

Программа: авторская программа под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) «Биология 5-9 классы», М.: Дрофа, 2017г.;

Учебник: В.В.Латюшин В.А.Шапкин «Биология. Животные», М.: «Дрофа», 2018г.

Количество часов: 1,5/51;

Составитель: учитель биологии Канунникова Л.Н.

2021 год




Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2017.), рассчитанной на 34 часа. (2 урока в неделю в 1 полугодии и 1 урок - во 2-м) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: В. В. Латюшин, В.А.Шапкин Биология .Животные.7 класс. Учебник / М.: Дрофа, Вертикаль 2018 г.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология. Животные » в 7 классе.

Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Предметные результаты обучения :

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • выделение существенных признаков биологических объектов;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. Животные. 7 КЛАСС»

(51 час, 1,5 часа в неделю)

Введение (1 ч)

Животные. Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Строение животных. Процессы жизнедеятельности. Многообразие животных их роль в природе и жизни человека. Систематика животных.

Раздел 1. Простейшие (2 ч)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колони­альные организмы.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Раздел 2. Многоклеточные животные (26 ч)

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообра­зие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологи­ческие особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, об­раз жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: много­образие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакцией на раздражение.

Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жиз­ни и поведение; биологические и экологические особеннос­ти; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Лабораторные работы.

Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические осо­бенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звёзды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни че­ловека.

Лабораторные и практические работы

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Экскурсия. Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; зна­чение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Многообразие хордовых животных (типы и классы хордовых).      Класс Ланцетники. Позвоночные живот­ные.

Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хряще­вые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; био­логические и экологические особенности; значение в приро­де и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения рыб, наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические осо­бенности; значение в природе и жизни человека; исчезаю­щие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняе­мые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, об­раз жизни и поведение; биологические и экологические осо­бенности; значение в природе и жизни человека; исчезаю­щие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения птиц.


Раздел1.Многообразие животных (3 часа)

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Млекопитающие Калужской области. РК

Красная книга животных РМ

Демонстрация видеофильма.

Лабораторные работы.

1. Изучение внешнего строения млекопитающих.

Экскурсия. Разнообразие млекопитающих.

Раздел 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. Индивидуальное развитие животных (12 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.

Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторные работы.

1. Изучение особенностей различных покровов тела.

2.Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

3.Изучение строения куриного яйца.


Раздел 3

Развитие и закономерности размещения животного мира на земле (2 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Ареалы обитания. Закономерности размещения животных

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.






Раздел 4. Биоценозы (3 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт) РМ. Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.


Раздел 5

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2 часа)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Воздействие человека на животных РМ. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

( текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующими образом

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  1. Рубежный контроль (тестовые и программированные работы по ключевым темам и разделам).

Итоговый контроль за курс биологии 7 класса «Животные» проводится в форме теста.









КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Лабораторный практикум. Демонстрации.

Проверочные работы.

Оборудование к уроку.

  1. Введение (1 час)

1

Инструктаж ТБ. История Развития зоологии. Современная зоология

1



Инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии.

Натуральные пособия:

  1. Простейшие (2часа)

2/1

Простейшие. Многообразие, среда и место обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

1



Д. микропрепаратов простейших

Таблицы с изображением простейших, микропрепараты простейших организмов, микроскопы.

3/2

Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.

Л.р.№1 «Знакомство с многообразием водных простейших»

1



Д. микропрепаратов простейших.

. Л.р.№1

Таблицы с изображением простейших, микропрепараты микроскопы.

  1. Многоклеточные беспозвоночные животные (12 часов)

4/1

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни.

1




Таблицы с изображением губок.

5/2

Тип Кишечнополостные.


1



Демонстрация м/п. гидры, кораллов, медуз,

Изобразительные пособия: таблицы

6/3

Тип Плоские Черви

1



Терминологический диктант.


Изобразительные пособия: Презентация «Тип Плоские черви»

7/4

Тип Круглые черви

Л.р. №2 «Распознавание животных типа Круглые черви»

1



Л.р. №2

Натуральные и изобразительные пособия

8/5

Тип Кольчатые черви.

Л.р. №3 «Распознавание животных типа Кольчатые черви»

1



Л.р. №3

Оборудование согласно инструктивной карточке (с.42 учебника)

9/6

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Л.р. №4 «Особенности строения и жизни моллюсков»

1



Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Л.р. №4

Натуральные пособия: набор раковин брюхоногих и двухстворчатых моллюсков

10/7

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение


1



Биологические задачи.

Демонстрация морских звезд и др. иглокожих.

Таблицы.

11/8

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные Лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными».

1



Л/р №5

Оборудование согласно инструктивной карточке (с.58 учебника)

12/9

Класс Насекомые.

Л.р. №6 «Изучение представителей отрядов насекомых»

1



Л.р. №6

Натуральные пособия: препараты майского жука и коллекции других насекомых

( бабочки, пчелы );

13/10

Отряды класса Насекомых.

1



Заполнение таблицы

«Отряды насекомых и их характеристика».

Натуральные пособия: коллекция представителей насекомых изучаемых отрядов;


14/11

Многообразие отрядов класса Насекомых

1




Оборудование согласно Отряды кинструктивной карточке (с.65 учебника)

15/12

Контрольно – обобщающий урок по теме

«Тип Членистоногие».

1



Тестирование по теме «Тип Членистоногие»


  1. Позвоночные животные (14 часов)

16/1

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные.

1




Натуральные препараты:

17/2

Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Классы: Хрящевые, Костные.

Л.р. № 7 «Внешнее строение рыб»

1



Л.р. № 7

Оборудование согласно инструктивной карточке (с.102 учебника)


18/3

Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Отряды хрящевых и костных рыб

1



Биологические задачи.

Таблицы с изображением представителей хрящевых и костных рыб.

19/4

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение

1




Натуральные пособия: влажные препараты; изобразительные пособия:

20/5

Класс Пресмыкающиеся. Отряды. Многообразие.

1




Натуральные пособия, изобразительные пособия

21/6

Класс Птицы. Л.р. №8 «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни».

1



Л.р. №8

Оборудование согласно инстр. Карт. (с.136 учебника)

22/7

Класс Птицы. Многообразие. Отряды.

1




Презентация и видеофильм по теме.

23/8

Класс Птицы. Многообразие. Отряды.

1




Презентация и видеофильм по теме.

24/9

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

1




Таблицы, Презентация и видеофильм по теме.


25/10

Биологические и экологические особенности отрядов млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные, хоботные, ластоногие, хищные.






26/11

Биологические и экологические особенности отрядов млекопитающих: парнокопытные, непарнокопытные

1



Оформление таблицы

«Отряды млекопитаю-

щих и их общая харак-

теристика».

Таблицы. Презентация и видеофильм по теме.

27/12

Биологические и экологические особенности отрядов млекопитающих, их роль в природе и жизни человека. Приматы

1



Сообщения учащихся.

Презентация «Приматы»

Таблицы с изображением представителей отрядов. Презентация и видеофильм по теме.

28/13

Повторение и обобщение темы «Тип Ходовые»

1




Таблицы с изображением представителей отрядов млекопитающих. Презентация и видеофильм по теме.

29/14

Контрольно – обобщающий урок по теме: «Тип Хордовые».




1



Разноуровневая проверочная работа.


  1. Эволюция строения и функций органов (12 часов)

30/1

Покровы тела. Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей различных покровов тела».

1



Составление сравнительной характеристики покровов тела основных типов беспозвоночных и основных классов типа Хордовых..

Л/р №9


Изобразительные пособия: таблицы, рисунки. Оборудование согласно инстр. карточке (с.192учебника)

31/2

Опорно - двигательная система и способы передвижения. Полости тела.

Л.р. №10 «Выявление особенностей строения скелета в связи с образом жизни»

1



Д. скелетов.

Л.р. №10

Изобразительные пособия: таблицы с изображением ОДС животных.

32/3

Органы дыхания и газообмен

Л.р. №11 «Изучение способов дыхания животных»

1



Составление таблицы

«Сравнительная характеристика органов дыхания у изученных типов животных и у классов типа хордовых». Л/р№11

Таблицы с изображением органов дыхания у моллюсков, членистоногих, хордовых животных.


33/4

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1



Составление сравнительной таблицы

«Сравнительная характеристика органов пищеварения у некоторых типов животных и у классов».

Таблицы с изображением органов пищеварения

34/5

Органы кровообращения. Кровь.

1



Составление сравнительной таблицы

типа хордовых».

Изобразительные пособия: таблица «Кровеносная система позв. животных».

35/6

Органы выделения

1



Составление таблицы

«Сравнительная хар-ка органов выделения у некоторых классов типа хордовых»

Изобразительные пособия: таблицы с изображением органов выделения.

36/7

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Л/р №12 «Изучение ответной реакции организма на раздражение»

1



Работа с терминами на с. 229 -230 учебника.

Л.р.№12

Изобразительные пособия: таблицы

37/8

Органы чувств. Л/р №12 «Изучение ооганов чувств животных»

1



Л.р.№13

Изобразительные пособия: таблицы

38/9

Органы размножения. Продление рода.

1



Самостоятельная работа с терминами на с. 238 учебника.

Изобразительные пособия: таблицы с изображением органов размножения позвоночных и беспозвоночных животных.

39/10

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения

Л/р №14 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»


1



Самостоятельная работа с текстом учебника на с. 240-242 и выполнение задания. Л/р №14

Изобразительные пособия: схема деления амебы, почкование и половое размножение гидры.

40/11

Периодизация и продолжительность жизни

1



Таблицы

41/12

. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем».

1





Оборудование согласно инструктивной карточке (с.246)




  1. Развитие и закономерности размещения животных (2 часа)

42/1

Доказательства эволюции животных. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1



Д. палеонтологических доказательств эволюции.

Отработка новых терминов.

Изобразительные пособия: таблицы и рисунки с изображением ископаемых остатков первоптицы, кистеперой рыбы и других .

43/2

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции

1



Тестирование




Рисунки с изображением всех типов беспозвоночных и позвоночных животных. Таблица «Эволюция развития животного мира»

  1. Биоценозы (3 часа)

44/1

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы

1



Работа с рисунком 197 в учебнике на с. 270.

Изобразительные пособия: таблицы «Биоценоз луга», «Биоценоз леса», «Биоценоз пруда».


45/2

Цепи питания. Поток энергии Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

1



Проверка письменного задания №3 после п. 54.

Опорный конспект, таблицы с изображением биоценозов пруда, смешанного леса, лу

га.


46/3

Экскурсия в природу «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.


1



Работа в группах по заданиям.


  1. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2 часа)

47/1

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

1



Презентации по теме

Таблицы с изображением промысловых животных

48/2

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

1



Презентации по теме

Учебник, Конституция России.

49

Повторение и обобщение материала по изученному курсу «Биология. Животные»

1



Фронтальный опрос

Учебник,

50

Итоговое контрольное тестирование по изученному курсу "Биология. Животные"

1



Программированные задания, биологические задачи, тестирование

.

51

Заключительный урок по курсу «Биология: животные»: анализ зачетных работ, подведение итогов. Летние задания

1



.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!