Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Куликова, д.16
Тел. 8(496) 540-41-46; факс 8(496) 540-41-46
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №14 _______________
И. В. Горшкова
«30» августа 2021года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии на 2021/2022 учебный год
(базовый уровень) ФГОС
9 класс
Составитель: Сенькина Наталья Николаевна
учитель биологии высшей квалификационной категории
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В 2021-22 учебном году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» работает по федеральным государственным стандартам основного общего образования.
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №14
2. Учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ СОШ №14;
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано Минюстом России 06.02.2015, регистрационный № 35915).
7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано Минюстом России 02.02.2016, регистрационный № 40937).
8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5).
А также на основе авторской программы В.В. Пасечника (Биология. 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, изд. - М. Дрофа, 2015 г.).
УМК. Учебник: – Биология. В. В. Пасечника, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию 9 класс. (2015 г.)
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 9 классе отводится 67 часов (2 часа в неделю), что соответствует базисному плану. «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в 5-8 классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
Для повышения уровня и использования полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа
Цель курса: формирование у учащихся четкого и достаточно конкретного представления об основных проблемах современной общей биологии.
Задачи курса:
- обеспечить возможность учащихся овладеть основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенно пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развивать умение школьников использовать различные методы изучения живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений, выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- познакомить учащихся со значением биологических знаний для формирования современных научных представлений о мире;
- создать условия для осознания учащимися важности биологических знаний, как для формирования общего кругозора, так и для развития функциональной грамотности, позволяющих человеку решать практические задачи;
- развивать способность школьников анализировать биологическую информацию, полученную из различных источников, а также умение высказывать и аргументировать свою точку зрения с позиций знаний биологии;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- обеспечить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.
Большое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
В программах данной линии особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний, а также на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, а это совпадает с поставленными задачами школы в области формирования экологического образования.
Содержание курса для 9 класса продолжает линию учебно-методических пособий по биологии, соответствующих современным образовательным стандартам.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Воспитывать направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при возникающих затруднениях;
Формировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения.
Задачей воспитания является помощь в становлении личности ученика, осознании им собственных потребностей и интересов. Целенаправленное превращение социального опыта в личный опыт, приобщающей человека к богатству мировой человеческой культуры является сущностью воспитания.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии направлена на достижение обучающихся следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье - сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3.В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание. 9 класс Введение в общую биологию
(67 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрация
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— свойства живого;
— методы исследования биологии;
— значение биологических знаний в современной жизни.
Учащиеся должны иметь представление:
— о биологии, как науке о живой природе;
— о профессиях, связанных с биологией;
— об уровневой организации живой природы.
РАЗДЕЛ 1 Уровни организации живой природы (49 часов)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (7 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Демонстрация Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
№1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Предметные результаты:
Учащиеся должны:
— знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
— иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни;
— получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.
Тема 1.2. Клеточный уровень (8 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Демонстрация Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
№2 Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные результаты
Учащиеся должнызнать:
— основные методы изучения клетки;
— особенности строения клетки эукариот и прокариот;
— функции органоидов клетки;
— основные положения клеточной теории;
— химический состав клетки.
Учащиеся должны иметь представление:
— о клеточном уровне организации живого;
— о клетке как структурной и функциональной единице жизни;
— об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;
— о росте, развитии и жизненном цикле клеток;
— об особенностях митотического деления клетки.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения клеток живых организмов.
Тема 1.3. Организменный уровень (15 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
№3Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Московской области
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— сущность биогенетического закона;
— основные закономерности передачи наследственной информации;
— закономерности изменчивости;
— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
— особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны иметь представление:
— организменном уровне организации живого;
— о мейозе;
— об особенностях индивидуального развития организмов;
— об особенностях бесполого и полового размножения организмов;
— об оплодотворении и его биологической роли.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
№4 Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Московской области
Экскурсии Причины многообразия видов в природе.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Учащиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (7 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем окрестностей города Ипатово.
Экскурсии №1 Биогеоценоз.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Учащиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
РАЗДЕЛ 2 Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов -микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни (8 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа№4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Резервное время 3 часа.
Демонстрация
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
№5 Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсии №2В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Экскурсия в районный музей.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
— особенности антропогенного воздействие на биосферу;
— основы рационального природопользования;
— основные этапы развития жизни на Земле.
Учащиеся должны иметь представление:
— о биосферном уровне организации живого;
— о средообразующей деятельности организмов;
— о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
— о круговороте веществ в биосфере;
— об эволюции биосферы;
— об экологических кризисах;
— о развитии представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
— о доказательствах эволюции;
— о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны демонстрировать:
— знание основ экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— формулировать выводы;
— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— осознавать, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.
Календарно - тематическое планирование 9 класс
по курсу " Введение в общую биологию"
(по программе В.В. Пасечника).
67 часов. 2 час в неделю.
9 класс
№ | Содержание урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
Первый триместр | |
Введение. 2 часа. | |
1 | 1.Введение. Биология - наука о жизни. | | | |
2 | 2.Методы исследования. Сущность жизни и свойства живого | | | |
Раздел 1. Уровни организации живой природы (49 часов) | |
Тема 1.1 .Молекулярный уровень. (6 часов) | |
3 | 1.Молекулярный уровень | | | |
4 | 2.Углеводы. Липиды. | | | |
5 | 3.Состав и строение белков. Функции белков | | | |
6 | 4.Нуклеиновые кислоты | | | |
7 | 5.АТФ и другие органические соединения клетки. | | | |
8 | 6.Вирусы. | | | |
Тема 2. Клеточный уровень (8 часов) | | |
9 | 1.Основные положения клеточной теории. | | | |
10 | 2.Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | | | |
11 | 3.Органоиды клетки и их строение. | | | |
12 | 4.Органоиды клетки и их строение. | | | |
13 | 5.Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | | | |
14 | 6.Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез | | | |
15 | 7.Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. | | | |
16 | 8.Деление клетки. Митоз. 02.11.21 | |
| Тема 3 Организменный уровень. (15 часов) | |
17 | 1.Размножение организмов. Оплодотворение. | | | |
18 | 2.Развитие половых клеток. Мейоз. | | | |
19 | 3.Оплодотворение. | | | |
Второй триместр | |
20 | 4.Индивидуальное развитие организмов. | | | |
21 | 5.Генетика как наука. Гибридологический метод. | | | |
22 | 6.Законы Г. Менделя. | | | |
23 | 7.Анализирующее скрещивание | | | |
24 | 8.Дигибридное скрещивание | | | |
25 | 9.Закон Т Моргана | | | |
26 | 10.Взаимодействие генов. | | | |
27 | 11.Генетика пола | | | |
28 | 12.Модификационная изменчивость | | | |
29 | 13.Мутационная изменчивость | | | |
30 | 14.Основы селекции | | | |
31 | 15.Контр-обобщ. урок по теме "Организменный уровень организации жизни" | | | |
Тема 4 Популяционно-видовой уровень. (3 часа) | |
32 | 1.Вид. Критерии вида. Популяция | | | |
33 | 2. Экологические факторы и условия среды. | | | |
34 | 3.Биологическая классификация. | | | |
| Тема 5 Эволюция. (10часов) | |
35 | 1.Развитие эволюционного учения. Основные положения теории Ч.Дарвина. | | | |
36 | 2.Изменчивость организмов. | | | |
37 | 3.Генофонд популяций. | | | |
38 | 4.Борьба за существование. | | | |
39 | 5.Естественный отбор. | | | |
40 | 6.Изолирующие механизмы. | | | |
41 | 7.Видообразование | | | |
42 | 8.Макроэволюция. | | | |
43 | 9.Основные закономерности эволюции | | | |
Третий триместр | |
44 | 10.Контр-обобщ. урок по теме " Основы учения об эволюции" | | | |
Тема 6 Экосистемный уровень (7часов) | |
45 | 1.Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | | | |
46 | 2.Состав сообщества | | | |
47 | 3.Структура сообщества | | | |
48 | 4.Потоки вещества и энергии в экосистеме | | | |
49 | 5.Продуктивность сообщества | | | |
50 | 6.Саморазвитие экосистемы. | | | |
51 | 7.Контр-обобщ.урок по теме "Популяционный уровень организации жизни." | | | |
Тема 7 Биосферный уровень (4 часа) | | | 06.04.21 |
52 | 1. Контрольно – обобщающий урок по теме "Популяционный уровень организации жизни." | | | |
53 | 2.Круговорот веществ в биосфере. | | | |
54 | 3.Круговорот веществ в биосфере | | | |
55 | 4.Контр-обобщ. Урок по теме «Биосферный уровень жизни» | | | |
Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле. (8 часов) | |
56 | 1.Гипотезы возникновения жизни. | | | |
57 | 2.Гипотеза Опарина - Холдейна. | | | |
58 | 3.Основные этапы развития жизни на Земле. | | | |
59 | 4.Эра древней жизни. | | | |
60 | 5.Развитие жизни в палеозое. | | | |
61 | 6.Развитие жизни в мезозое. | | | |
62 | 7.Развитие жизни в кайнозое | | | |
63 | 8.Контр-обобщ. урок по теме "Развитие жизни на Земле". | | | |
64 | Повторительно - обобщающий урок. | | | |
65 | Повторительно - обобщающий урок. | | | |
66 | Повторительно - обобщающий урок. | | | |
67 | Повторительно - обобщающий урок. | | | |
Теоретическая часть – 64 часов + 3 часа резервного времени. Лаб. работ - 4
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Учебные пособия для учащихся:
Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Введение в общую биологию и экологию. Изд-во «Дрофа» - М.: 2006.
В.В. Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию и экологию 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику 9 класс – М.; Дрофа,2006.
Литература для учителя:
В.В. Пасечник. Введение в общую биологию и экологию 9 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Изд-во «Дрофа» - М.: 2006.
Батуев А.С. Гуленскова М.А. Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.; «Дрофа» - М.: 2008.
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания; «Аквариум»,1998.
М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева. Развернутое тематическое планирование, Волгоград: Учитель,2009г.
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
ЖеребцоваЕ.Л. Биология в схемах и таблицах.-СПб.:Тригон,2011.
Елкина Л.В. Биология в таблицах. Весь школьный курс.– Минск: «Современная школа», 2011.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Рабочая программа согласована
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей биологии, географии и химии Протокол № 1 от «26» августа 2021 года Руководитель ШМО ______________Т.В. Палагина | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Бирюкова Т.В. «27 августа» 2021 года |
14