СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2021/2022 учебный год (базовый уровень) ФГОС 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2021/2022 учебный год (базовый уровень) ФГОС 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Куликова, д.16

Тел. 8(496) 540-41-46; факс 8(496) 540-41-46



УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ СОШ №14 _______________

И. В. Горшкова

«30» августа 2021года

МП













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии на 2021/2022 учебный год

(базовый уровень) ФГОС

9 класс









Составитель: Сенькина Наталья Николаевна

учитель биологии высшей квалификационной категории






2021 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В 2021-22 учебном году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» работает по федеральным государственным стандартам основного общего образования.

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №14

2. Учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ СОШ №14;

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано Минюстом России 06.02.2015, регистрационный № 35915).

7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано Минюстом России 02.02.2016, регистрационный № 40937).

8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5).

А также на основе авторской программы В.В. Пасечника (Биология. 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, изд. - М. Дрофа, 2015 г.).

УМК. Учебник: – Биология. В. В. Пасечника, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию 9 класс. (2015 г.)

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 9 классе отводится 67 часов (2 часа в неделю), что соответствует базисному плану. «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в 5-8 классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Для повышения уровня и использования полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предус­матривается выполнение ряда лабораторных работ, которые прово­дятся после подробного инструктажа

Цель курса: формирование у учащихся четкого и достаточно конкретного представления об основных проблемах современной общей биологии.

Задачи курса:

- обеспечить возможность учащихся овладеть основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенно пользоваться биологической терминологией и символикой;

- развивать умение школьников использовать различные методы изучения живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений, выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

- познакомить учащихся со значением биологических знаний для формирования современных научных представлений о мире;

- создать условия для осознания учащимися важности биологических знаний, как для формирования общего кругозора, так и для развития функциональной грамотности, позволяющих человеку решать практические задачи;

- развивать способность школьников анализировать биологическую информацию, полученную из различных источников, а также умение высказывать и аргументировать свою точку зрения с позиций знаний биологии;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- обеспечить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.

Большое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

В программах данной линии особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний, а также на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, а это совпадает с поставленными задачами школы в области формирования экологического образования.

Содержание курса для 9 класса продолжает линию учебно-методических пособий по биологии, соответствующих современным образовательным стандартам.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.

Воспитывать направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при возникающих затруднениях;

Формировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения.

Задачей воспитания является помощь в становлении личности ученика, осознании им собственных потребностей и интересов. Целенаправленное превращение социального опыта в личный опыт, приобщающей человека к богатству мировой человеческой культуры является сущностью воспитания.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии направлена на достижение обучающихся следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье - сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3.В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание. 9 класс Введение в общую биологию

(67 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред­ставления о сущности жизни. Значение биологиче­ской науки в деятельности человека.

Демонстрация

Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— свойства живого;

— методы исследования биологии;

— значение биологических знаний в современной жизни.

Учащиеся должны иметь представление:

— о биологии, как науке о живой природе;

— о профессиях, связанных с биологией;

— об уровневой организации живой природы.

РАЗДЕЛ 1 Уровни организации живой природы (49 часов)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (7 часов)

Качественный скачок от неживой к живой при­роде. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Ка­тализаторы. Вирусы.

Демонстрация Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторные и практические работы

№1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

Предметные результаты:

Учащиеся должны:

— знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;

— иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни;

— получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

Тема 1.2. Клеточный уровень (8 часов)

Основные положения клеточной теории. Клет­ка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моде­лей-аппликаций, иллюстрирующих деление кле­ток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Демонстрация Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

2 Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Предметные результаты

Учащиеся должнызнать:

— основные методы изучения клетки;

— особенности строения клетки эукариот и прокариот;

— функции органоидов клетки;

— основные положения клеточной теории;

— химический состав клетки.

Учащиеся должны иметь представление:

— о клеточном уровне организации живого;

— о клетке как структурной и функциональной единице жизни;

— об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;

— о росте, развитии и жизненном цикле клеток;

— об особенностях митотического деления клетки.

Учащиеся должны получить опыт:

— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения клеток живых организмов.

Тема 1.3. Организменный уровень (15 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости. Демонстрация микропрепарата яйце­клетки и сперматозоида животных.

Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

3Лабораторные и практические работы

Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Московской области

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— сущность биогенетического закона;

— основные закономерности передачи наследственной информации;

— закономерности изменчивости;

— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

— особенности развития половых клеток.

Учащиеся должны иметь представление:

— организменном уровне организации живого;

— о мейозе;

— об особенностях индивидуального развития организмов;

— об особенностях бесполого и полового размножения организмов;

— об оплодотворении и его биологической роли.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Демонстрация

Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

4 Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Московской области

Экскурсии Причины многообразия видов в природе.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— критерии вида и его популяционную структуру;

— экологические факторы и условия среды;

— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

— движущие силы эволюции;

— пути достижения биологического прогресса.

Учащиеся должны иметь представление:

— о популяционно-видовом уровне организации живого;

— о виде и его структуре;

— о влиянии экологических условий на организмы;

— о происхождении видов;

— о развитии эволюционных представлений;

— о синтетической теории эволюции;

— о популяции как элементарной единице эволюции;

— о микроэволюции;

— о механизмах видообразования;

— о макроэволюции и ее направлениях.

Учащиеся должны получить опыт:

— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (7 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологи­ческая сукцессия.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем окрестностей города Ипатово.

Экскурсии №1 Биогеоценоз.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— критерии вида и его популяционную структуру;

— экологические факторы и условия среды;

— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

— движущие силы эволюции;

— пути достижения биологического прогресса.

Учащиеся должны иметь представление:

— о популяционно-видовом уровне организации живого;

— о виде и его структуре;

— о влиянии экологических условий на организмы;

— о происхождении видов;

— о развитии эволюционных представлений;

— о синтетической теории эволюции;

— о популяции как элементарной единице эволюции;

— о микроэволюции;

— о механизмах видообразования;

— о макроэволюции и ее направлениях.

Учащиеся должны получить опыт:

— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

РАЗДЕЛ 2 Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусст­венный отбор. Селекция. Образование видов -микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гер­бариев и коллекций, иллюстрирующих изменчи­вость, наследственность, приспособленность, ре­зультаты искусственного отбора.

Экскурсия Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни (8 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скеле­тов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа№4. Изучение палеонтологических доказательств эво­люции.

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое об­нажение.

Резервное время 3 часа.

Демонстрация

Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

5 Лабораторные и практические работы

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсии №2В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Экскурсия в районный музей.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

— особенности антропогенного воздействие на биосферу;

— основы рационального природопользования;

— основные этапы развития жизни на Земле.

Учащиеся должны иметь представление:

— о биосферном уровне организации живого;

— о средообразующей деятельности организмов;

— о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

— о круговороте веществ в биосфере;

— об эволюции биосферы;

— об экологических кризисах;

— о развитии представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;

— о доказательствах эволюции;

— о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Учащиеся должны демонстрировать:

— знание основ экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

Метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— формулировать выводы;

— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— осознавать, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.


















Календарно - тематическое планирование 9 класс

по курсу " Введение в общую биологию"

(по программе В.В. Пасечника).

67 часов. 2 час в неделю.

9 класс

Содержание урока

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные

сроки прохождения


Первый триместр


Введение. 2 часа.


1

1.Введение. Биология - наука о жизни.




2

2.Методы исследования.

Сущность жизни и свойства живого




Раздел 1. Уровни организации живой природы (49 часов)


Тема 1.1 .Молекулярный уровень. (6 часов)


3

1.Молекулярный уровень




4

2.Углеводы. Липиды.




5

3.Состав и строение белков. Функции белков




6

4.Нуклеиновые кислоты




7

5.АТФ и другие органические соединения клетки.




8

6.Вирусы.




Тема 2. Клеточный уровень (8 часов)



9

1.Основные положения клеточной теории.





10

2.Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.




11

3.Органоиды клетки и их строение.




12

4.Органоиды клетки и их строение.




13

5.Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.




14

6.Типы питания клетки.

Фотосинтез и хемосинтез




15

7.Гетеротрофы.

Синтез белков в клетке.




16

8.Деление клетки. Митоз. 02.11.21



Тема 3 Организменный уровень. (15 часов)


17

1.Размножение организмов. Оплодотворение.




18

2.Развитие половых клеток. Мейоз.




19

3.Оплодотворение.




Второй триместр


20

4.Индивидуальное развитие организмов.




21

5.Генетика как наука. Гибридологический метод.




22

6.Законы Г. Менделя.




23

7.Анализирующее скрещивание




24

8.Дигибридное скрещивание




25

9.Закон Т Моргана




26

10.Взаимодействие генов.




27

11.Генетика пола




28

12.Модификационная изменчивость




29

13.Мутационная изменчивость




30

14.Основы селекции




31

15.Контр-обобщ. урок по теме "Организменный уровень организации жизни"




Тема 4 Популяционно-видовой уровень. (3 часа)


32

1.Вид. Критерии вида. Популяция





33

2. Экологические факторы и условия среды.




34

3.Биологическая классификация.





Тема 5 Эволюция. (10часов)


35

1.Развитие эволюционного учения. Основные положения теории Ч.Дарвина.




36

2.Изменчивость организмов.




37

3.Генофонд популяций.




38

4.Борьба за существование.




39

5.Естественный отбор.




40

6.Изолирующие механизмы.




41

7.Видообразование




42

8.Макроэволюция.




43

9.Основные закономерности эволюции




Третий триместр


44

10.Контр-обобщ. урок по теме " Основы учения об эволюции"




Тема 6 Экосистемный уровень (7часов)


45

1.Сообщество, экосистема, биогеоценоз.




46

2.Состав сообщества




47

3.Структура сообщества




48

4.Потоки вещества и энергии в экосистеме




49

5.Продуктивность сообщества




50

6.Саморазвитие экосистемы.




51

7.Контр-обобщ.урок по теме "Популяционный уровень организации жизни."




Тема 7 Биосферный уровень (4 часа)



06.04.21

52

1. Контрольно – обобщающий урок по теме "Популяционный уровень организации жизни."




53

2.Круговорот веществ в биосфере.




54

3.Круговорот веществ в биосфере




55

4.Контр-обобщ. Урок по теме «Биосферный уровень жизни»




Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле. (8 часов)


56

1.Гипотезы возникновения жизни.




57

2.Гипотеза Опарина - Холдейна.




58

3.Основные этапы развития жизни на Земле.




59

4.Эра древней жизни.




60

5.Развитие жизни в палеозое.




61

6.Развитие жизни в мезозое.




62

7.Развитие жизни в кайнозое




63

8.Контр-обобщ. урок по теме "Развитие жизни на Земле".




64

Повторительно - обобщающий урок.




65

Повторительно - обобщающий урок.




66

Повторительно - обобщающий урок.




67

Повторительно - обобщающий урок.







Теоретическая часть – 64 часов + 3 часа резервного времени. Лаб. работ - 4

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Учебные пособия для учащихся:

  1. Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Введение в общую биологию и экологию. Изд-во «Дрофа» - М.: 2006.

  2. В.В. Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию и экологию 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику 9 класс – М.; Дрофа,2006.

Литература для учителя:

  1. В.В. Пасечник. Введение в общую биологию и экологию 9 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Изд-во «Дрофа» - М.: 2006.

  2. Батуев А.С. Гуленскова М.А. Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.

  1. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.; «Дрофа» - М.: 2008.

  2. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания; «Аквариум»,1998.

  3. М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева. Развернутое тематическое планирование, Волгоград: Учитель,2009г.

  4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

  5. ЖеребцоваЕ.Л. Биология в схемах и таблицах.-СПб.:Тригон,2011.

  6. Елкина Л.В. Биология в таблицах. Весь школьный курс.– Минск: «Современная школа», 2011.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.



Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


Рабочая программа согласована

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей

биологии, географии и химии

Протокол № 1

от «26» августа 2021 года

Руководитель ШМО ______________Т.В. Палагина

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ Бирюкова Т.В.

«27 августа» 2021 года


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!