СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2021/2022 учебный год (базовый уровень) 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно -тематическое планирование по биологии 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2021/2022 учебный год (базовый уровень) 5 класс ФГОС»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города Сергиев Посад Московской области,

улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46



Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №14 _______________

И. В. Горшкова

«30» августа 2021года

МП













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии на 2021/2022 учебный год

(базовый уровень)

5 класс ФГОС










Составитель: Сенькина Н.Н.

учитель биологии

высшей квалификационной категории







2021 год


Пояснительная записка

Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(33,5 часов, 1 час в неделю)

В 2021-22 учебном году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» работает по федеральным государственным стандартам основного общего образования.

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №14

2. Учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ СОШ №14;

3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

4 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано Минюстом России 06.02.2015, регистрационный № 35915).

7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано Минюстом России 02.02.2016, регистрационный № 40937).

8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5).

А также на основе авторской программы В.В. Пасечника (Биология. 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, изд. - М. Дрофа, 2012 г.).

УМК - В. В. Пасечника, «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс. М.: Дрофа, (2014 г.)

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 5 классе отводится 33,5 часа (1 час в неделю).

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Растения.

- систематизировать знания учащихся о растительных организмах и их многообразии;

- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой последующей уровневой и профильной дифференциации.

В 5 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах иссле­дования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значе­нии бактерий, грибов и растений, о значении этих организ­мов в природе и жизни человека.

Содержание данного курса строится на основе системно - деятельностного подхода. Лабораторные работы имеют большое значение в обучении биологии, поэтому предполагается работа в тетради-практикуме.

Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий.

С начала изучения биологии подростки приобщаются к научной системе взглядов на окружающий мир, у них закладываются основы научного миропонимания. Изучение свойств и строения живой клетки, законов наследственности, причин изменчивости, естественного отбора, обсуждение вопросов адаптации к среде обитания, происхождения жизни и структурных уровней ее организации создает в сознании учащихся биологическую научную картину мира.

Важный элемент формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Именно благодаря урокам биологии ребенок может получить основы гуманного отношения к природе, окружающему миру в целом. Здесь могут формироваться и развиваться особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Таким образом, изучение биологии в школе дает обучающимся определенный круг знаний и тем способствует формированию их мировоззрения и воспитанию нравственных качеств.

Содержание программы

Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс (33,5 часов, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого:

клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенн

Сущность воспитания заключается в целенаправленном превращении социального опыта в личный опыт, приобщающей человека ко всему богатству мировой человеческой культуры. Воспитание способствует также формированию мировоззрения, которое формируется всю жизнь человека, но его становление особенно интенсивно идет в школьные годы, определяясь, в первую очередь, содержанием учебных предметов в общеобразовательной школе.

ые признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия:

«клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе, уметь слушать и слышать другое мнение.

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

Обобщающее повторение 1 час.

Календарно-тематическое планирование по биологии (ФГОС)

5 классы

урока

Названия разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные сроки прохождения

Первый триместр

Раздел 1. Введение (6 часов)

1.

1. Биология —

наука о живой природе

Определяют понятия

«биология», «биосфера», «экология».

Раскрывают значение

биологических знаний в

современной жизни.

Оценивают роль биологической

науки в жизни общества



2.

2. Методы исследования

в биологии

Определяют понятия

«методы исследования»,

«наблюдение», «эксперимент»,

«измерение». Характеризуют

основные методы исследования

в биологии. Изучают правила

техники безопасности в кабинете

биологии



3.

3. Разнообразие живой

природы. Царства

живых организмов.

Отличительные

признаки живого.

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и

«царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание,

обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа



4.

4. Среды обитания

живых организмов.

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют

связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека

на природу



5.

5. Экологические

факторы и их

влияние на живые

организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника



6.

6. Обобщающий урок

«Введение» Экскурсия

Многообразие живых

организмов, осенние

явления в жизни

растений и животных.

Практическая работа

Фенологические

наблюдения за

сезонными

изменениями в природе

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений




Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

7.

1. Устройство

увеличительных

приборов

Определяют понятия «клетка»,

«лупа», «микроскоп», «тубус»,

«окуляр», «объектив»,

«штатив». Работают с лупой

и микроскопом, изучают

устройство микроскопа.

Отрабатывают правила работы с

микроскопом



8.

2. Строение клетки

Выделяют существенные

признаки строения клетки.

Различают на таблицах и

микропрепаратах

части и органоиды клетки



9.

3. Приготовление

микропрепарата

кожицы чешуи лука

Учатся готовить микропрепараты.

Наблюдают части и органоиды

клетки под микроскопом,

описывают и схематически

изображают их



10

4. Пластиды

Выделять существенные

признаки строения клетки.

Различать на таблицах и

микропрепаратах части и

органоиды клетки



Второй триместр

11.

5. Химический состав

клетки:

неорганические и

органические вещества

Объясняют роль минеральных

веществ и воды, входящих в состав

клетки. Различают органические и

неорганические вещества,

входящие в состав клетки.

Ставят биологические

эксперименты по изучению

химического состава клетки.

Учатся работать с лабораторным

оборудованием



12.

6. Жизнедеятельность

клетки: поступление

веществ в клетку

(дыхание, питание)

Выделяют существенные

признаков процессов

жизнедеятельности клетки.

Ставят биологические

эксперименты по изучению

процессов жизнедеятельности

организмов и объясняют их

результаты. Отрабатывают

умение готовить

микропрепараты и работать с

микроскопом



13.

7. Жизнедеятельность

клетки: рост, развитие

Выделяют существенные

признаки процессов

жизнедеятельности клетки.

Обсуждают биологические

эксперименты по изучению

процессов жизнедеятельности

организмов и объясняют

их результаты



14.

8. Деление клетки

Выделяют существенные

признаки процессов

жизнедеятельности клетки



15.

9. Понятие «ткань»

Определяют понятие

«ткань». Выделяют признаки,

характерные для различных видов

тканей. Отрабатывают умение

работать с микроскопом и

определять различные растительные

ткани на микропрепаратах



16.

10. Обобщающий урок

по теме: «Клеточное строение организм»

Работают с учебником,

рабочей тетрадью и

дидактическими материалами.

Заполняют таблицы. Демонстрируют

умение готовить

микропрепараты и работать с

микроскопом



Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

17.

1. Бактерии, их

разнообразие, строение

и жизнедеятельность

Выделяют существенные

признаки бактерий



18.

2. Роль бактерий в

природе и жизни

человека

Определяют понятия

«клубеньковые

(азотфиксирующие) бактерии»,

«симбиоз», «болезнетворные

бактерии», «эпидемия».

Объясняют роль бактерий в

природе и жизни человека



РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)

19.

1. Общая характеристика

Грибов строение и

жизнедеятельность.

Роль грибов в природе

и жизни человека

Выделяют существенные

признаки строения и

жизнедеятельности грибов.

Объясняют роль грибов в

природе и жизни человека



20.

2. Шляпочные грибы

Различают на живых объектах и

таблицах съедобные и

ядовитые грибы. Осваивают

приёмы оказания первой

помощи при отравлении

ядовитыми грибами



21.

3. Плесневые грибы и

дрожжи

Готовят микропрепараты и

наблюдают под микроскопом

строение мукора и дрожжей.

Сравнивают увиденное под

микроскопом с приведённым в

учебнике изображением



22.

4. Грибы-паразиты

Определяют понятие «грибы-

паразиты». Объясняют роль

грибов-паразитов в природе и

жизни человека



Третий триместр

23.

5.Обобщающий урок по

теме: «Царство Грибы»

Работают с учебником,

тетрадью и дидактическими

материалами. Заполняют таблицы.

Демонстрируют умение готовить

микропрепараты и работать с

микроскопом. Готовят сообщение

«Многообразие грибов и их значение

в природе и жизни человека». (На

основе обобщения материала

учебника и дополнительной литературы)



РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов)

24.

1. Ботаника — наука о

растениях.

Определяют понятия «ботаника»,

«низшие растения», «высшие

растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные

признаки растений. Выявляют на

живых объектах и таблицах

низших и высших растений

наиболее распространённых

растений, опасных для человека

растений. Сравнивают

представителей низших и высших

растений. Выявляют взаимосвязи

между строением растений и их

местообитанием



25.

2. Водоросли, их

многообразие, строение,

среда обитания

Выделяют существенные

признаки водорослей.

Работают с таблицами и

гербарными образцами,

определяя представителей

водорослей. Готовят

микропрепараты и работают с

микроскопом



26.

3. Роль водорослей в

природе и жизни

человек. Охрана

водорослей

Объясняют роль водорослей в

природе и жизни человека.

Обосновывают необходимость

охраны водорослей



27.

4. Лишайники

Определяют понятия

«кустистые лишайники»,

«листоватые лишайники»,

«накипные лишайники».

Находят лишайники в природе



28.

5.Мхи, папоротники,

хвощи, плауны

Выполняют лабораторную

работу. Выделяют

существенные признаки

высших споровых растений.

Сравнивают разные группы

высших споровых растений

и находят их представителей

на таблицах и гербарных

образцах. Объясняют роль мхов,

папоротников, хвощей и плаунов в

природе и жизни человека



29.

6. Голосеменные

растения

Выполняют лабораторную

работу. Выделяют существенные

признаков голосеменных растений.

Описывают представителей

голосеменных растений с

использованием живых объектов,

таблиц и гербарных образцов.

Объясняют роль голосеменных

в природе и жизни человека



30.

7. Покрытосеменные

растения

Выполняют лабораторную

работу. Выделяют

существенные признаки

покрытосеменных растений.

Описывают представителей

голосеменных растений с

использованием живых

объектов, таблиц и гербарных

образцов. Объясняют роль

покрытосеменных в природе и

жизни человека



31.

8. Происхождение

растений. Основные

этапы развития

растительного мира


Определяют понятия

«палеонтология», «палеоботаника»,

«риниофиты». Характеризуют

основные этапы развития

растительного мира



32.

9. Обобщающий урок по

теме: «Царство

Растения»

Сравнивают представителей

разных групп растений, делают

выводы на основе сравнения.

Оценивают с эстетической

точки зрения представителей

растительного мира. Находят

информацию о растениях в

научно-популярной

литературе, биологических

словарях и справочниках,

анализируют и оценивают её,

переводят из одной формы в

другую



33.

Обобщающее повторение




33.5

Резервный урок.




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Литература для учителя:

  • Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

  • Журин А. А., Иванова Т.В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012.

  • Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дро­фа, любое издание

Учебные пособия для учащихся:

  • Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

  • Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.


Рабочая программа согласована

Согласовано

на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № 1

от «26» августа 2021 года

Руководитель ШМО: Палагина Т.В.

_______________

Согласовано

Зам. директора по УВР

__________ Бирюкова Т.В.

«27 августа» 2021 года






7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!