муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа№2
города ИскитимаНовосибирскойобласти
Рассмотрено на ШМО: Протокол № _______ от ____________ | УТВЕРЖДЕНО: Протокол педсовета № ____от ___________ |
Руководитель: ( ) | Директор школы: (Рыбцев А.А.) |
Рабочая программа по предмету«биология»
для учащихся 5-9 классов Срок реализации – 5 лет.
Составитель: учитель
1 квалификационной категории
Тайменева Т.А.
Искитим 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе части 6 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в действующей редакции, примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15), учебного плана МБОУ - СОШ № 2 г.Искитима, а также примерной программы по учебным предметам. С учетом Приказа Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» и Приказа Минобрнауки России от18.05.20г. №249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников».
Реализуемый УМК:
Класс | Учебник | Автор | Год,издательство |
5 | Биология. Бактерии, грибы, растения. | В.В. Пасечник. | М.: Дрофа, 2020 г. |
6 | Биология. Многообразие покрытосеменных растений. | В.В. Пасечник. | М.: Дрофа, 2020 г. |
7 | Биология. Животные. | В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. | М.: Дрофа, 2017 г. |
8 | Биология. Человек. | Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. | М.: Дрофа, 2019 г. |
9 | Биология. Введение в общую биологию. | В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. | М.: Дрофа, 2020 г. |
Место учебного предмета «биология» в учебном плане:
На изучение биологии на ступени основного общего образования отводится 280 часов: из них 35 часов - в 5 классе (1 час в неделю), 35 часов - в 6 классе (1 час в неделю), 70 часов - в 7 классе( 2 часа в неделю), 72 часа в 8 классе (2 часа в неделю), 68 часов в 9 классе(2 часа в неделю).
Года обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов в учебномгоду |
5 класс | 1 | 35 | 35 |
6 класс | 1 | 35 | 35 |
7 класс | 2 | 35 | 70 |
8 класс | 2 | 36 | 72 |
9 класс | 2 | 34 | 68 |
Итого | 280 |
Из них:
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияпредмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих
Личностных результатов:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметными результатами освоения биологии основной образовательной программы основного общего образования являются:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметными результатами: освоения биологии в основной школе являются:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
ПО КЛАССАМ:
5 класс
Введение
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Раздел 1. Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов(лупа, световой микроскоп). Строение клетки. (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие). Деление клетки. Понятие «ткань.
Л.р.№1 «Рассмотрение клеточного строения с помощью лупы»
Л.р.№2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Л.р.№3 «Пластиды в клетках листа элодеи.»
Л.р.№4 «Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях»
Раздел 2. Царство Бактерии
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями..
Раздел 3. Царство грибы
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правило сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Л.р.№5 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».
Раздел 4. Царства растения.
Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли. мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.). Принципы классификации. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосемянные, их строение и многообразие, среда обитания. Распространение голосемянных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнения растений в процессе эволюции.
Л.р.№6 «Внешнее строение цветкового растения».
Проверочная работа.
Обобщение.
6 класс
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Листорасположение. Клеточное строение листа. Внутреннее строение ветки дерева. Строение клубня, строение луковицы. Строение цветка. Строение соцветий. Классификация плодов.
Приготовление и рассмотрение препарата кожицы чешуи лука
Раздел 2. Жизнь растений (12часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Определение всхожести семян растений и их посев. Вегетативное размножение комнатных растений.
Раздел 3. Классификация растений (5 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Проверочная работа.
Обобщение.
7 класс
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология. Современная зоология.
Тема 2. Простейшие (3 ч)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Л.Р. "Знакомство с многообразием водных простейших"
Многоклеточные животные. (36 ч)
Тема 3. Беспозвоночные (17 ч.)
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.
Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.
Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.
Отряд Перепончатокрылые
Л.Р. "Знакомство с многообразием кольчатых червей"; "Внешнее строение дождевого червя"; "Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"; "Знакомство с ракообразными"; "Изучение представителей отрядов насекомых"
Тема 4 Тип хордовые. Позвоночные. (19 ч.)
Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и ЧерепныеКласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Отряды птиц. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Отряды млекопитающих. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрации. Микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. Морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Лабораторные работы "Внешнее строение и передвижение рыб"; "Изучение внешнего строения птиц".
Тема 5. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Эволюция строения и функций органов и их систем.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы. "Изучение особенностей покровов тела"; "Изучение способов передвижения животных"; "Изучение способов дыхания животных"; "Изучение ответной реакции животных на раздражение"; "Изучение органов чувств животных"
Индивидуальное развитие животных. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные работы. Определение возраста животных
Тема 6. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Способы размножения.
Тема 7. Биоценозы (5 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза
Тема 8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 ч)
Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира.
Проверочная работа
Обобщение.
8 класс
1. Раздел «Введение». (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
2. Раздел «Происхождение человека». (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
3. Раздел «Строение организма». (4 ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образовательные ткани. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
4. Раздел «Опорно-двигательная система ». (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы)
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы.
№1 "Микроскопическое строение кости".
№2 "Мышцы человеческого тела" (выполняется либо в классе, либо дома).
№3 "Утомление при статической и динамической работе".
№4 "Осанка и плоскостопие". (выполняется дома).
5. Раздел «Внутренняя среда». (3 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
6. Раздел "Кровеносная и лимфатическая системы" (7 ч.)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные работы.
№5 "Изучение особенностей кровообращения"
№6 Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
№7 Опыты доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий".
№8 Функциональная проба: реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.
7.Раздел «Дыхание». ( 5 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторная работа.
№9 "Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха".
8. Раздел «Пищеварение. ( 7 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа.
№10 "Действие ферментов слюны на крахмал".
9. Раздел "Обмен веществ и энергии" (3 ч.)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторная работа.
№11 "Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена"
10. Раздел «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и вторичная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
11. Раздел «нервная система». (6 ч)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Значение нервной системы. Мозг и психика.
Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико - синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Лабораторная работа.
№12 "Пальценосовая проба"
12. Раздел «Анализаторы. Органы чувств». (6 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторная работа.
№13 "Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением".
13. Раздел «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика». (5 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Лабораторные работы.
№17 "Выработка навыка зеркального письма".
№18 "Колебания образа усечённой пирамиды".
14. Раздел "Эндокринная система" (3 ч.)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
15. Раздел «Индивидуальное развитие организма». (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Проверочная работа.
Обобщение.
9 класс
Введение (4 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторная работа № 1 "Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой"
Раздел 2. Клеточный уровень (15 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа № 2. "Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом"
Раздел 3. Организменный уровень (12 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа №3 "Выявление изменчивости организмов"
Практические работы № 1 "Решение генетических задач на моногибридное скрещивание"; № 2 "Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании"; №3 "Решение генетических задач на дигибридное скрещивание"; № 4 "Решение генетических задач на наследование признаков сцепленных с полом".
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторная работа № 4 "Изучение морфологического критерия вида"
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Ростовской области.
Раздел 6.Биосферный уровень (11 часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Проверочная работа.
Обобщение.
Тематическое планирование
Тематическое планирование (5 класс)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Из них: |
лабораторные | контрольные |
1 | Введение | 6 ч. | - | - |
2 | Клеточное строение организмов. | 9 ч. | 4 | 1 |
3 | Царство бактерии | 2 ч. | - | 1 |
4 | Царство грибы. | 4 ч. | 1 | 1 |
5 | Царство растения. | 12 ч. | 1 | 1 |
6 | Обобщение и систематизация знаний за курс. | 2 ч. | - | 1 |
ИТОГО: | 35 | 6 | 5 |
Тематическое планирование (6 класс)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Из них: |
лабораторные | контрольные |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 14 | 13 | 1 |
2 | Жизнь растений. | 12 | 3 | 1 |
3 | Классификация растений. | 5 | - | 1 |
4 | Природные сообщества. | 2 | - | 1 |
5 | Обобщение и систематизация знаний. | 2 | - | 1 |
Итого: | 35 | 16 | 5 |
Тематическое планирование (7 класс)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Из них: |
лабораторные | контрольные |
1 | Введение | 2 ч. | - | - |
2 | Простейшие | 3 ч. | 1 | 1 |
3 | Многоклеточные. Беспозвоночные. | 17 ч. | 5 | 1 |
4 | Тип хордовые. Позвоночные. | 19 ч. | 2 | 1 |
5 | Эволюция строения и функций органов и их систем. | 14 ч. | 6 | 1 |
6 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | 4 ч. | - | 1 |
7 | Биоценозы | 5 ч. | - | 1 |
8 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 4 ч. | - | - |
9 | Обобщение и систематизация знаний. | 2 ч. | - | 1 |
ИТОГО: | 70 ч. | 14 | 7 |
Тематическое планирование (8 класс)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Из них: |
лабораторные | контрольные |
1 | 1. Введение. Науки изучающие организм человека. | 2 ч. | - | - |
2 | Происхождение человека. | 3 ч. | - | - |
3 | Строение организма. | 4 ч. | - | 1 |
4 | Опорно-двигательная система. | 7 ч. | 4 | 1 |
5 | Внутренняя среда организма. | 3 ч. | - | 1 |
6 | Кровеносная и лимфатическая системы. | 7 ч. | 4 | 1 |
7 | Дыхание. | 5 ч. | 1 | 1 |
8 | Пищеварение. | 7 ч. | 1 | 1 |
9 | Обмен веществ и энергии. | 3 ч. | 1 | 1 |
10 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 4 ч. | - | 1 |
11 | Нервная система. | 6 ч. | 1 | 1 |
12 | Анализаторы. Органы чувств. | 6 ч. | 1 | 1 |
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 ч. | 2 | 1 |
14 | Эндокринная система. | 3 ч. | - | 1 |
15 | Индивидуальное развитие организма. | 5 ч. | - | 1 |
16 | Обобщение и систематизация знаний за курс | 2 ч. | - | 1 |
Итого: | 72 ч. | 15 | 14 |
Тематическое планирование (9 класс)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Из них: |
лабораторные | контрольные |
1 | Введение | 4 ч. | - | - |
2 | Молекулярный уровень | 10 ч. | 1 | 1 |
3 | Клеточный уровень | 15 ч. | 1 | 1 |
4 | Организменный уровень. | 12 ч. | 5 | 1 |
5 | Популяционно-видовой уровень. | 8 ч. | 1 | 1 |
6 | Экосистемный уровень | 6 ч. | - | 1 |
7 | Биосферный уровень | 11 ч. | - | 1 |
8 | Обобщение и закрепление материала за курс. | 2 ч. | - | 1 |
ИТОГО: | 68 | 8 | 7 |
Приложение№1
к рабочей программе по биологии
2020-21 учебный год
Календарно-тематическое планирование на 2020-21 учебный год. 5 класс
№ п/п | Название темы | Кол. ч. |
| I. Введение: | 6 ч. |
| Биология – наука о живой природе | 1 |
| Методы исследования в биологии | 1 |
| Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 |
| Среды обитания живых организмов | 1 |
| Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 |
| Обобщающий урок. | 1 |
| II. Клеточное строение организмов: | 9 ч. |
| Устройство увеличительных приборов. ЛР №1 "Рассмотрение клеточного строения с помощью лупы" | 1 |
| Строение клетки | 1 |
| Л.р.№2 "Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука" | 1 |
| Пластиды. Л.р.№3 «Пластиды в клетках листа элодеи". | 1 |
| Химический состав клетки. Л.Р. №4 "Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях" | 1 |
| Жизнедеятельность клетки. | 1 |
| Деление клетки | 1 |
| Понятие "ткань" | 1 |
| Обобщающий урок. | 1 |
| III. Царство Бактерии: | 2 ч. |
| Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 |
| Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 |
| IV. Царство Грибы: | 4 ч |
| Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 |
| Шляпочные грибы | 1 |
| Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№5«Строение плесневого гриба мукора, дрожжей" | 1 |
| Грибы-паразиты | 1 |
| V. Царство Растения: | 12 ч |
| Классификация организмов. | 1 |
| Разнообразие, распространение, значение растений. | 1 |
| Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | 1 |
| Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | 1 |
| Лишайники | 1 |
| Мхи. | 1 |
| Плауны, хвощи. | 1 |
| Папоротники. | 1 |
| Голосеменные растения. | 1 |
| Покрытосеменные растения. Л.Р. № 6 "Внешнее строение цветкового растения". | 1 |
| Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 |
| Обобщение. | 1 |
| VI. Обощение и систематизация знаний за курс: | 2 ч. |
| Проверочная работа. | 1 |
| Обобщение. | 1 |
Календарно-тематическое планирование на 2020-21 учебный год 6 класс
№ п/п | Название темы | Кол. ч. |
| Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 ч |
| Строение семян. Л/р №1. «Строение семян двудольных растений». Л/р №2. «Строение семян однодольных растений». | 1 |
| Виды корней и типы корневых систем. Л/р № 3«Стержневая и мочковатая корневые системы». | 1 |
| Зоны корня Л/р № 4«Корневой чехлик и корневые волоски». Условия произрастания и видоизменение корней. | 1 |
| Побег и почки. Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек на стебле» | 1 |
| Внешнее строение листа. Л.р.6 "Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Листорасположение." | 1 |
| Клеточное строение листа. Л.Р. 7"Клеточное строение листа" Видоизменение листьев. | 1 |
| Строение стебля. Л/р № 8 «Внутреннее строение ветки дерева». Видоизменённые побеги. Л/р № 9 «Строение клубня, строение луковицы". | 1 |
| Строение цветка. Л/р № 10 «Строение цветка». | 1 |
| Соцветия. Л/р № 11 «Строение соцветий». | 1 |
| Плоды и их классификация. Л/р № 12 «Классификация плодов». Распространение плодов и семян | 1 |
| Растительная клетка. | 1 |
| Л.р. 13 "Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука" | 1 |
| Ткани растений. | 1 |
| Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 |
| Раздел 2. Жизнь растений. | 12 часов |
| Минеральное питание растений. Л.р. 14 "Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю". | 1 |
| Фотосинтез. | 1 |
| Дыхание растений. | 1 |
| Испарение воды. Листопад. | 1 |
| Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л/р №15 «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения | 1 |
| Прорастание семян. Л/р №16 «Определение всхожести семян растений и их посев». | 1 |
| Способы размножения растений. | 1 |
| Размножение споровых растений. | 1 |
| Размножение голосеменных растений. | 1 |
| Половое размножение покрытосеменных растений. | 1 |
| Вегетативное размножение покрытосеменных растений. П/р «Вегетативное размножение комнатных растений». | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» | 1 |
| Раздел 3 Классификация растений. | 5 ч. |
| Систематика покрытосеменных растений. | 1 |
| Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | 1 |
| Класс двудольные. Семейство Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные. | 1 |
| Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые). | 1 |
| Важнейшие сельскохозяйственные растения. | 1 |
| Раздел 4. Природные сообщества | 2 ч. |
| Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. | 1 |
| Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1 |
| Обобщение и систематизация полученных знаний. | 2 ч. |
| Проверочная работа. | 1 |
| Обобщение за курс. | 1 |
Календарно-тематическое планирование на 2020-21 учебный год 7 класс
№ п/п | Название темы | Кол. часов |
| 1. Введение | 2 ч. |
| История развития зоологии | 1 |
| Современная зоология | 1 |
| 2. Простейшие | 3 ч. |
| Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики, солнечники. Лабораторная работа №1. «Знакомство многообразием водных простейших. | 1 |
| Жгутиконосцы. | 1 |
| Инфузории. Значение простейших. | 1 |
| 3.Многоклеточные. Беспозвоночные. | 17 ч. |
| Тип Губки. | 1 |
| Тип Кишечнополостные. | 1 |
| Тип Плоские черви | 1 |
| Тип Круглые черви. Л.р. №2. «Знакомство многообразием кольчатых червей | 1 |
| Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты | 1 |
| Тип Кольчатые черви: классы Олигохеты и Пиявки Л.р. №3. Внешнее строение дождевого червя. | 1 |
| Тип Моллюски. Л.р. №4. Особенности строения и жизни моллюсков. | 1 |
| Классы моллюсков. | 1 |
| Тип Иглокожие. | 1 |
| Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Л.р. №5. «Знакомство с ракообразными» | 1 |
| Класс Паукообразные. | 1 |
| Класс Насекомые. Л.р. №6 «Изучение представителей отрядов насекомых» | 1 |
| Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | 1 |
| Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 |
| Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | 1 |
| Отряды насекомых: Перепончатокрылые. | 1 |
| Обобщение по теме "Многоклеточные. Беспозвоночные" | 1 |
| 4. Тип хордовые. Позвоночные. | 19 ч. |
| Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и Черепные | 1 |
| Класс Рыбы. Л.р №7. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | 1 |
| Подкласс Хрящевые рыбы | 1 |
| Подкласс Костные рыбы | 1 |
| Класс Земноводные | 1 |
| Класс Пресмыкающиеся, Отряд Чешуйчатые. | 1 |
| Отряды Черепахи и Крокодилы. | 1 |
| Класс Птицы. | 1 |
| Класс Птицы. Общая характеристика класса Отряд Пингвины. Л.р. №8. «Изучение внешнего строения птиц» | 1 |
| Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | 1 |
| Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные | 1 |
| Отряды: Воробьинообразные, Голенастые (Аистообразные). | 1 |
| Класс Млекопитающие. | 1 |
| Класс Млекопитающие, Подклассы Однопроходные, и Сумчатые, Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые. | 1 |
| Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. | 1 |
| Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | 1 |
| Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, | 1 |
| Отряды: Приматы. | 1 |
| Обобщающий урок по теме "Тип хордовые. Позвоночные" | 1 |
| 5. Эволюция строения и функций органов и их систем. | 14 ч. |
| Покровы тела. Л.р. № 9 «Изучение особенностей различных покровов тела» | 1 |
| Опорно-двигательная система | 1 |
| Способы передвижения. Полости тела. Л.р. № 10 «Изучение способов передвижения животных» | 1 |
| Органы дыхания и газообмен. Л.р. № 11 «Изучение способов дыхания животных» | 1 |
| Органы пищеварения. Обмен веществ. | 1 |
| Кровеносная система. Кровь. | 1 |
| Органы выделения. | 1 |
| Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Л.р. № 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение» | 1 |
| Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Л.р. № 13 «Изучение органов чувств животных» | 1 |
| Продление рода. Органы размножения. | 1 |
| Способы размножения животных. Оплодотворение. | 1 |
| Развитие животных с превращением и без превращения. Л.р. № 14 «Определение возраста животных» | 1 |
| Периодизация и продолжительность жизни животных. | 1 |
| Эволюция строения и функций органов и их систем. Обобщающий урок | 1 |
| 6. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | 4 ч. |
| Доказательства эволюции животных. | 1 |
| Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 |
| Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции | 1 |
| Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | 1 |
| 7. Биоценозы | 5 ч. |
| Естественные и искусственные биоценозы | 1 |
| Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 |
| Цепи питания, поток энергии. | 1 |
| Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 |
| Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза | 1 |
| 8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 4 ч. |
| Воздействие человека и его деятельности на животных. | 1 |
| Одомашнивание животных. | 1 |
| Законы об охране животного мира. Система мониторинга | 1 |
| Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 |
| Обобщение и систематизация знаний за курс. | 2 ч. |
| Проверочная работа. | 1 |
| Обобщение, повторение пройденного материала. | 1 |
Календарно-тематическое планирование на 2020-21 учебный год 8 класс
№ п/п | Название темы | Кол.ч. |
| 1. Введение. Науки изучающие организм человека. | 2 ч. |
| Науки, изучающие организм человека. Здоровье и его охрана. | 1 |
| Становление наук о человеке. | 1 |
| 2. Происхождение человека. | 3 ч. |
| Систематическое положение человека. | 1 |
| Историческое прошлое. людей | 1 |
| Расы человека | 1 |
| 3. Строение организма. | 4 ч. |
| Общий обзор организма | 1 |
| Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. | 1 |
| Ткани животных и человека. | 1 |
| Нервная ткань. Рефлекторная регуляция | 1 |
| 4. Опорно-двигательная система. | 7 ч. |
| Значение опорно-двигательного аппарата. Его состав. Строение костей. Л.р. 1 «Микроскопическое строение кости» | 1 |
| Скелет человека. Осевой скелет | 1 |
| Скелет конечностей. Соединение костей | 1 |
| Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р.2 «Мышцы человеческого тела» | 1 |
| Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р. 3 «Утомление при статической и динамической работе» | 1 |
| Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.р. 4 «Осанка и плоскостопие". | 1 |
| Первая помощь при ушибах, вывихах суставов и переломах костей. | 1 |
| 5. Внутренняя среда организма. | 3 ч. |
| Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 1 |
| Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 |
| Иммунология на службе здоровья. | 1 |
| 6. Кровеносная и лимфатическая системы. | 7 ч. |
| Транспортные системы организма | 1 |
| Круги кровообращения. Л.Р. 5 "Изучение особенностей кровообращения". | 1 |
| Строение и работа сердца | 1 |
| Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Л.р. 6 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»; Л.р. 7 "Опыт доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий" . | 1 |
| Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.р.8 "Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 1 |
| Первая помощь при кровотечениях. | 1 |
| Обобщение по теме "Кровеносная и лимфатическая ситстемы." | 1 |
| 7. Дыхание. | 5 ч. |
| Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | 1 |
| Легкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | 1 |
| Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания | 1 |
| Функциональные возможности дыхательной системы. Л.Р. 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | 1 |
| Обобщение по теме «Дыхательная системы» | 1 |
| 8. Пищеварение. | 7 ч. |
| Питание и пищеварение | 1 |
| Пищеварение в ротовой полости. Л.Р.10 «Действие слюны на крахмал» | 1 |
| Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 |
| Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | 1 |
| Регуляция пищеварения | 1 |
| Гигиена органов пищеварения. | 1 |
| Обобщение по теме "Пищеварение" | 1 |
| 9. Обмен веществ и энергии. | 3 ч. |
| Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. | 1 |
| Витамины. | 1 |
| Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лр.11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | 1 |
| 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 4 ч. |
| Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. | 1 |
| Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. | 1 |
| Терморегуляция организма. Закаливание | 1 |
| Выделение. | 1 |
| 11. Нервная система. | 6 ч. |
| Значение и строение нервной системы. | 1 |
| Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 |
| Строение головного мозга. Продолговатый, средний мозг, мост и мозжечок. Лр 12 «Пальценосовая проба» | 1 |
| Передний мозг. Промежуточный мозг и большие полушария. | 1 |
| Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы | 1 |
| Обобщение по теме Нервная система. | 1 |
| 12. Анализаторы. Органы чувств. | 6 ч. |
| Анализаторы | 1 |
| Зрительный анализатор. Л.р. 13 "Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением" | 1 |
| Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 |
| Слуховой анализатор. | 1 |
| Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы. | 1 |
| Обобщение по теме "Анализаторы. органы чувств". | 1 |
| 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 ч. |
| Вклад отечественных ученых в разработку учения о в н д | 1 |
| Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.Р. 14 «Выработка навыка зеркального письма» | 1 |
| Сон и сновидения | 1 |
| Особенности высшей нервной деятельности человека. | 1 |
| Воля. Эмоции. Внимание. ЛР. 15 «Колебания образа усеченной пирамиды» | 1 |
| 14. Эндокринная система. | 3 ч. |
| Роль эндокринной регуляции | 1 |
| Функция желез внутренней секреции | 1 |
| Обобщение по теме "Эндокринная система" | 1 |
| 15. Индивидуальное развитие организма. | 5 ч. |
| Размножение человека | 1 |
| Развитие зародыша и плода | 1 |
| Наследственные и врождённые заболевания | 1 |
| Развитие ребёнка после рождения. Интересы, склонности. Способности. | 1 |
| Интересы, склонности, способности. | 1 |
| Обобщение и систематизация знаний за курс | 2 ч. |
| Проверочная работа. | 1 |
| Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 |
Календарно-тематическое планирование на 2020-21 учебный год 9 класс
№ п/п | Название темы | Кол. ч. |
| 1. Введение | 4 ч. |
| Биология - наука о живой природе | 1 |
| Методы исследования в биологии | 1 |
| Сущность жизни и свойства живого | 1 |
| Обобщение. | 1 |
| 2. Молекулярный уровень | 10 ч. |
| Молекулярный уровень: общая характеристика | 1 |
| Углеводы | 1 |
| Липиды | 1 |
| Состав, строение белков | 1 |
| Функции белков | 1 |
| Нуклеиновые кислоты | 1 |
| АТФ и другие органические соединения | 1 |
| Биологические катализаторы. Л. Р. № 1"Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой" | 1 |
| Вирусы | 1 |
| Обобщение | 1 |
| 3. Клеточный уровень | 15 ч. |
| Клеточный уровень: общая характеристика. | 1 |
| Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | 1 |
| Ядро. | 1 |
| Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | 1 |
| Митохондрии Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 1 |
| Особенности строения клеток эукариот и прокариот Л. Р. № 2. "Рассматривание клеток растений и животных" | 1 |
| Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм | 1 |
| Энергетический обмен в клетке | 1 |
| Фотосинтез и хемосинтез | 2 |
|
| Автотрофы и гетеротрофы | 1 |
| Синтез белков в клетке | 2 |
|
| Деление клетки. Митоз | 1 |
| Обобщение. | 1 |
| 4. Организменный уровень. | 12 ч. |
| Размножение организмов. | 1 |
| Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | 1 |
| Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 1 |
| Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание Пр. Р № 1«Решение генетических задач на моногибридное скрещивание» | 1 |
| Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Пр. Р. № 2 "Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании" | 1 |
| Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Пр. Р № 3 "Решение генетических задач на дигибридное скрещивание" | 1 |
| Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Пр. Р. № 4. Решение генетических задач на наследование признаков сцепленных с полом" | 1 |
| Обобщающий урок по теме:"Решение генетических задач" | 1 |
| Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции Л.Р. № 3 " Выявление изменчивости организмов" | 1 |
| Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | 1 |
| Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | 1 |
| Обобщение. | 1 |
| 5. Популяционно-видовой уровень. | 8 ч. |
| Популяционно- видовой уровень: общая характеристика. Л. Р. № 4 "Изучение морфологического критерия вида" | 1 |
| Экологические факторы и условия среды | 1 |
| Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | 1 |
| Популяция как элементарная единица эволюции | 1 |
| Борьба за существование и естественный отбор | 1 |
| Видообразование | 1 |
| Макроэволюция | 1 |
| Обобщение. | 1 |
| 6. Экосистемный уровень | 6 ч. |
| Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 |
| Состав и структура сообщества | 1 |
| Межвидовые отношения организмов в экосистеме | 1 |
| Потоки вещества и энергии в экосистеме | 1 |
| Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | 1 |
| Экскурсия "Изучение и описание экосистемы своей местности" | 1 |
| 7. Биосферный уровень | 11 ч. |
| Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. | 1 |
| Круговорот веществ в биосфере | 1 |
| Эволюция биосферы | 1 |
| Гипотезы возникновения жизни | 1 |
| Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | 2 |
|
| Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 1 |
| Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 |
| Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 |
| Основы рационального природопользования | 1 |
| Обощение. | 1 |
| Обобщение и закрепление материала за курс. | 2 ч. |
| Проверочная работа. | 1 |
| Обобщение и закрепление материала за курс. | 1 |
2