СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащихся 5-9 классов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии составлена к УМК Пасечника В.В.- 5-9 кл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 5-9 классов.»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа№2

города ИскитимаНовосибирскойобласти

Рассмотрено на ШМО:

Протокол № _______ от ____________

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол педсовета № ____от ___________


Руководитель: ( )

Директор школы: (Рыбцев А.А.)














Рабочая программа по предмету«биология»

для учащихся 5-9 классов Срок реализации – 5 лет.



Составитель: учитель

1 квалификационной категории

Тайменева Т.А.




















Искитим 2021


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе части 6 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в действующей редакции, примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15), учебного плана МБОУ - СОШ № 2 г.Искитима, а также примерной программы по учебным предметам. С учетом Приказа Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» и Приказа Минобрнауки России от18.05.20г. №249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников».

Реализуемый УМК:

Класс

Учебник

Автор

Год,издательство

5

Биология. Бактерии, грибы, растения.

В.В. Пасечник.

М.: Дрофа, 2020 г.

6

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

В.В. Пасечник.

М.: Дрофа, 2020 г.

7

Биология. Животные.

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.

М.: Дрофа, 2017 г.

8

Биология. Человек.

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

М.: Дрофа, 2019 г.

9

Биология. Введение в общую биологию.

В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов.

М.: Дрофа, 2020 г.


Место учебного предмета «биология» в учебном плане:

На изучение биологии на ступени основного общего образования отводится 280 часов: из них 35 часов - в 5 классе (1 час в неделю), 35 часов - в 6 классе (1 час в неделю), 70 часов - в 7 классе( 2 часа в неделю), 72 часа в 8 классе (2 часа в неделю), 68 часов в 9 классе(2 часа в неделю).

Года обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов в учебномгоду

5 класс

1

35

35

6 класс

1

35

35

7 класс

2

35

70

8 класс

2

36

72

9 класс

2

34

68

Итого

280

Из них:









Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияпредмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих

Личностных результатов:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметными результатами освоения биологии основной образовательной программы основного общего образования являются:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметными результатами: освоения биологии в основной школе являются:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

ПО КЛАССАМ:

5 класс

Введение

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное   строение организмов.  Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов(лупа, световой микроскоп). Строение клетки. (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие). Деление клетки.  Понятие «ткань.

Л.р.№1 «Рассмотрение клеточного строения с помощью лупы»

Л.р.№2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Л.р.№3 «Пластиды в клетках листа элодеи.»

Л.р.№4 «Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях»

Раздел 2. Царство Бактерии

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями..

Раздел 3. Царство грибы                                                                                 

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правило сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Л.р.№5 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».

Раздел 4. Царства растения.

Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли. мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.). Принципы классификации. Водоросли.  Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе  и жизни человека, охрана. Голосемянные, их строение и многообразие, среда обитания. Распространение голосемянных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнения растений в процессе эволюции.

Л.р.№6 «Внешнее строение цветкового растения».

Проверочная работа.

Обобщение.

6 класс

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений  (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Листорасположение. Клеточное строение листа. Внутреннее строение ветки дерева. Строение клубня, строение луковицы. Строение цветка. Строение соцветий. Классификация плодов.

Приготовление и рассмотрение препарата кожицы чешуи лука

Раздел 2. Жизнь растений (12часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Определение всхожести семян растений и их посев. Вегетативное размножение комнатных растений.

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Проверочная работа.

Обобщение.

7 класс

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология. Современная зоология.

Тема 2. Простейшие (3 ч)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Л.Р. "Знакомство с многообразием водных простейших"

Многоклеточные животные. (36 ч)

Тема 3. Беспозвоночные (17 ч.)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Отряд Перепончатокрылые

Л.Р. "Знакомство с многообразием кольчатых червей"; "Внешнее строение дождевого червя"; "Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"; "Знакомство с ракообразными"; "Изучение представителей отрядов насекомых"

Тема 4 Тип хордовые. Позвоночные. (19 ч.)

Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и ЧерепныеКласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Отряды птиц. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Отряды млекопитающих. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрации. Микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. Морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Лабораторные работы "Внешнее строение и передвижение рыб"; "Изучение внешнего строения птиц".

Тема 5. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Эволюция строения и функций органов и их систем.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы. "Изучение особенностей покровов тела"; "Изучение способов передвижения животных"; "Изучение способов дыхания животных"; "Изучение ответной реакции животных на раздражение"; "Изучение органов чувств животных"

Индивидуальное развитие животных. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные работы. Определение возраста животных

Тема 6. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Способы размножения.

Тема 7. Биоценозы (5 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза

Тема 8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 ч)

Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира.

Проверочная работа

Обобщение.

8 класс

1. Раздел «Введение».  (2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

2. Раздел «Происхождение человека». (3 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

3. Раздел  «Строение организма». (4 ч)

Уровни организации.  Структура тела.  Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образовательные ткани. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

4. Раздел «Опорно-двигательная система ». (7 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы)

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы.

1  "Микроскопическое строение кости".

2  "Мышцы человеческого тела" (выполняется либо в классе, либо дома).

3  "Утомление при статической и динамической работе".

4  "Осанка и плоскостопие". (выполняется дома).

5. Раздел «Внутренняя среда». (3 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз.  Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции.  Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К  в свёртывании крови. Анализ крови.  Малокровие.  Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и  И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной  защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

6. Раздел "Кровеносная и лимфатическая системы" (7 ч.)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно – сосудистой системы.  Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов.  Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторные работы.

5  "Изучение особенностей кровообращения"

6  Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

7  Опыты доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий".

8  Функциональная проба: реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.

7.Раздел «Дыхание». ( 5 ч)

Значение дыхания.  Строение и функции органов дыхания. Голосообразование.  Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях.  Механизмы вдоха и выдоха.  Нервная и гуморальная регуляция дыхания.  Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания.   Флюорография.   Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть.   Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.  Реанимация.  Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лабораторная работа.

9  "Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха".

8. Раздел «Пищеварение. ( 7 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.  Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы.  Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.  Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа.

10  "Действие ферментов слюны на крахмал".

9. Раздел "Обмен веществ и энергии" (3 ч.)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.   Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей.  Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы.  Роль ферментов в обмене веществ.  Витамины.  Энерготраты человека и пищевой рацион.  Нормы и режим питания.  Основной и общий обмен.  Энергетическая ёмкость пищи.

Лабораторная работа.

11 "Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена"


10. Раздел «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». (4 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи.  Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний.  Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.  Терморегуляция организма.  Закаливание. Доврачебная помощь  при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция.  Строение и работа почек.  Нефроны. Первичная и вторичная моча.  Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

11. Раздел «нервная система». (6 ч)

 Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Значение нервной системы.  Мозг и психика.

 Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга.  Строение головного мозга.  Функции продолговатого, среднего, моста и мозжечка. Передний мозг.  Функции  промежуточного мозга и коры больших полушарий.  Старая и новая кора больших полушарий головного мозга.  Аналитико - синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы.  Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Лабораторная работа.

12  "Пальценосовая проба"

12. Раздел «Анализаторы. Органы чувств». (6 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз.  Ход лучей через прозрачную среду глаза.  Строение и функции сетчатки. Корковая часть  зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.  Гигиена зрения.  Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.  Коррекция зрения.  Слуховой анализатор.  Значение слуха.  Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха.  Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.  Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.  Их анализаторы.  Взаимодействие анализаторов.  

Лабораторная работа.

13 "Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением".

13. Раздел «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика». (5 ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего  поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших  психических функций.  Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления,  память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли.     Внушаемость и негативизм.  Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения   (чувства). Внимание.  Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Лабораторные работы.

17 "Выработка  навыка зеркального письма".

18  "Колебания образа усечённой пирамиды".

14. Раздел "Эндокринная система" (3 ч.)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.  Свойства гормонов.  Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.  Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

15. Раздел «Индивидуальное развитие организма». (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Проверочная работа.

Обобщение.

9 класс

Введение (4 часа)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрация Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация  Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторная  работа № 1 "Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой"

Раздел 2. Клеточный уровень (15 часов)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Демонстрация

Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа № 2. "Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом"

Раздел 3. Организменный уровень (12 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация  Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа №3 "Выявление изменчивости организмов"

Практические работы № 1 "Решение генетических задач на моногибридное скрещивание"; № 2 "Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании"; №3 "Решение генетических задач на дигибридное скрещивание"; № 4 "Решение генетических задач на наследование признаков сцепленных с полом".

Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация

Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Лабораторная работа № 4 "Изучение морфологического критерия вида"

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Ростовской области.

Раздел 6.Биосферный уровень (11 часов)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.

Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация

Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

Проверочная работа.

Обобщение.


Тематическое планирование

Тематическое планирование (5 класс)

п/п

Название

раздела, темы

Кол-во

часов

Из них:

лабораторные

контрольные

1

Введение

6 ч.

-

-

2

Клеточное строение организмов.

9 ч.

4

1

3

Царство бактерии

2 ч.

-

1

4

Царство грибы.

4 ч.

1

1

5

Царство растения.

12 ч.

1

1

6

Обобщение и систематизация знаний за курс.

2 ч.

-

1

ИТОГО:

35

6

5

Тематическое планирование (6 класс)

п/п

Название

раздела, темы

Кол-во

часов

Из них:

лабораторные

контрольные

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

14

13

1

2

Жизнь растений.

12

3

1

3

Классификация растений.

5

-

1

4

Природные сообщества.

2

-

1

5

Обобщение и систематизация знаний.

2

-

1

Итого:

35

16

5

Тематическое планирование (7 класс)

п/п

Название

раздела, темы

Кол-во

часов

Из них:

лабораторные

контрольные

1

Введение

2 ч.

-

-

2

Простейшие

3 ч.

1

1

3

Многоклеточные.

Беспозвоночные.

17 ч.

5

1

4

Тип хордовые. Позвоночные.

19 ч.

2

1

5

Эволюция строения и функций органов и их систем.

14 ч.

6

1

6

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

4 ч.

-

1

7

Биоценозы

5 ч.

-

1

8

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

4 ч.

-

-

9

Обобщение и систематизация знаний.

2 ч.

-

1

ИТОГО:

70 ч.

14

7

Тематическое планирование (8 класс)

п/п

Название

раздела, темы

Кол-во

часов

Из них:

лабораторные

контрольные

1

1. Введение. Науки изучающие организм человека.

2 ч.

-

-

2

Происхождение человека.

3 ч.

-

-

3

Строение организма.

4 ч.

-

1

4

Опорно-двигательная система.

7 ч.

4

1

5

Внутренняя среда организма.

3 ч.

-

1

6

Кровеносная и лимфатическая системы.

7 ч.

4

1

7

Дыхание.

5 ч.

1

1

8

Пищеварение.

7 ч.

1

1

9

Обмен веществ и энергии.

3 ч.

1

1

10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4 ч.

-

1

11

Нервная система.

6 ч.

1

1

12

Анализаторы. Органы чувств.

6 ч.

1

1

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5 ч.

2

1

14

Эндокринная система.

3 ч.

-

1

15

Индивидуальное развитие организма.

5 ч.

-

1

16

Обобщение и систематизация знаний за курс

2 ч.

-

1

Итого:

72 ч.

15

14

Тематическое планирование (9 класс)

п/п

Название

раздела, темы

Кол-во

часов

Из них:

лабораторные

контрольные

1

Введение

4 ч.

-

-

2

Молекулярный уровень

10 ч.

1

1

3

Клеточный уровень

15 ч.

1

1

4

Организменный уровень.

12 ч.

5

1

5

Популяционно-видовой уровень.

8 ч.

1

1

6

Экосистемный уровень

6 ч.

-

1

7

Биосферный уровень

11 ч.

-

1

8

Обобщение и закрепление материала за курс.

2 ч.

-

1

ИТОГО:

68

8

7



Приложение№1

к рабочей программе по биологии

2020-21 учебный год

Календарно-тематическое планирование на 2020-21 учебный год. 5 класс

п/п

Название темы

Кол. ч.


I. Введение:

6 ч.

Биология – наука о живой природе

1

Методы исследования в биологии

1

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

Среды обитания живых организмов

1

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Обобщающий урок.

1


II. Клеточное строение организмов:

9 ч.

Устройство увеличительных приборов. ЛР №1 "Рассмотрение клеточного строения с помощью лупы"

1

Строение клетки

1

Л.р.№2 "Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука"

1

Пластиды. Л.р.№3 «Пластиды в клетках листа элодеи".

1

Химический состав клетки. Л.Р. №4 "Обнаружение воды и минеральных веществ в растениях"

1

Жизнедеятельность клетки.

1

Деление клетки

1

Понятие "ткань"

1

Обобщающий урок.

1


III. Царство Бактерии:

2 ч.

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

Роль бактерий в природе и жизни человека

1


IV. Царство Грибы:

4 ч

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

1

Шляпочные грибы

1

Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№5«Строение плесневого гриба мукора, дрожжей"

1

Грибы-паразиты

1


V. Царство Растения:

12 ч

Классификация организмов.

1

Разнообразие, распространение, значение растений.

1

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

1

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

1

Лишайники

1

Мхи.

1

Плауны, хвощи.

1

Папоротники.

1

Голосеменные растения.

1

Покрытосеменные растения. Л.Р. № 6 "Внешнее строение цветкового растения".

1

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

Обобщение.

1


VI. Обощение и систематизация знаний за курс:

2 ч.

Проверочная работа.

1

Обобщение.

1


Календарно-тематическое планирование на 2020-21 учебный год 6 класс

п/п

Название темы

Кол. ч.


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

14 ч

Строение семян. Л/р №1. «Строение семян двудольных растений».

Л/р №2. «Строение семян однодольных растений».

1

Виды корней и типы корневых систем. Л/р № 3«Стержневая и мочковатая корневые системы».

1

Зоны корня Л/р № 4«Корневой чехлик и корневые волоски».

Условия произрастания и видоизменение корней.

1

Побег и почки. Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек на стебле»

1

Внешнее строение листа. Л.р.6 "Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Листорасположение."

1

Клеточное строение листа. Л.Р. 7"Клеточное строение листа"

Видоизменение листьев.

1

Строение стебля. Л/р № 8 «Внутреннее строение ветки дерева». Видоизменённые побеги. Л/р № 9 «Строение клубня, строение луковицы".

1

Строение цветка. Л/р № 10 «Строение цветка».

1

Соцветия. Л/р № 11 «Строение соцветий».

1

Плоды и их классификация. Л/р № 12 «Классификация плодов».

Распространение плодов и семян

1

Растительная клетка.

1

Л.р. 13 "Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука"

1

Ткани растений.

1

Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1


Раздел 2. Жизнь растений.

12 часов

Минеральное питание растений. Л.р. 14 "Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю".

1

Фотосинтез.

1

Дыхание растений.

1

Испарение воды. Листопад.

1

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л/р №15 «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения

1

Прорастание семян. Л/р №16 «Определение всхожести семян растений и их посев».

1

Способы размножения растений.

1

Размножение споровых растений.

1

Размножение голосеменных растений.

1

Половое размножение покрытосеменных растений.

1

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

П/р «Вегетативное размножение комнатных растений».

1

Обобщающий урок по теме «Жизнь растений»

1


Раздел 3 Классификация растений.

5 ч.

Систематика покрытосеменных растений.

1

Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

1

Класс двудольные. Семейство Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные.

1

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

1

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

1


Раздел 4. Природные сообщества

2 ч.

Природные сообщества. Взаимосвязи

в растительном сообществе.

1

Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир.

1


Обобщение и систематизация полученных знаний.

2 ч.

Проверочная работа.

1

Обобщение за курс.

1


Календарно-тематическое планирование на 2020-21 учебный год 7 класс

п/п

Название темы

Кол. часов


1. Введение

2 ч.

История развития зоологии

1

Современная зоология

1


2. Простейшие

3 ч.

Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики, солнечники. Лабораторная работа №1. «Знакомство многообразием водных простейших.

1

Жгутиконосцы.

1

Инфузории. Значение простейших.

1


3.Многоклеточные.

Беспозвоночные.

17 ч.

Тип Губки.

1

Тип Кишечнополостные.

1

Тип Плоские черви

1

Тип Круглые черви. Л.р. №2. «Знакомство многообразием кольчатых червей

1

Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты

1

Тип Кольчатые черви: классы Олигохеты и Пиявки Л.р. №3. Внешнее строение дождевого червя.

1

Тип Моллюски. Л.р. №4. Особенности строения и жизни моллюсков.

1

Классы моллюсков.

1

Тип Иглокожие.

1

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Л.р. №5. «Знакомство с ракообразными»

1

Класс Паукообразные.

1

Класс Насекомые. Л.р. №6 «Изучение представителей отрядов насекомых»

1

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

1

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1

Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

1

Отряды насекомых: Перепончатокрылые.

1

Обобщение по теме "Многоклеточные. Беспозвоночные"

1


4. Тип хордовые. Позвоночные.

19 ч.

Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и Черепные

1

Класс Рыбы. Л.р №7. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

1

Подкласс Хрящевые рыбы

1

Подкласс Костные рыбы

1

Класс Земноводные

1

Класс Пресмыкающиеся, Отряд Чешуйчатые.

1

Отряды Черепахи и Крокодилы.

1

Класс Птицы.

1

Класс Птицы. Общая характеристика класса Отряд Пингвины. Л.р. 8. «Изучение внешнего строения птиц»

1

Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

1

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные

1

Отряды: Воробьинообразные, Голенастые (Аистообразные).

1

Класс Млекопитающие.

1

Класс Млекопитающие, Подклассы Однопроходные, и Сумчатые, Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые.

1

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные.

1

Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

1

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные,

1

Отряды: Приматы.

1

Обобщающий урок по теме "Тип хордовые. Позвоночные"

1


5. Эволюция строения и функций органов и их систем.

14 ч.

Покровы тела. Л.р. 9 «Изучение особенностей различных покровов тела»

1

Опорно-двигательная система

1

Способы передвижения. Полости тела. Л.р. 10 «Изучение способов передвижения животных»

1

Органы дыхания и газообмен. Л.р. 11 «Изучение способов дыхания животных»

1

Органы пищеварения. Обмен веществ.

1

Кровеносная система. Кровь.

1

Органы выделения.

1

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Л.р. 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

1

Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Л.р. 13 «Изучение органов чувств животных»

1

Продление рода. Органы размножения.

1

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1

Развитие животных с превращением и без превращения. Л.р. 14 «Определение возраста животных»

1

Периодизация и продолжительность жизни животных.

1

Эволюция строения и функций органов и их систем. Обобщающий урок

1


6. Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

4 ч.

Доказательства эволюции животных.

1

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции

1

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

1


7. Биоценозы

5 ч.

Естественные и искусственные биоценозы

1

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1

Цепи питания, поток энергии.

1

Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза

1


8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

4 ч.

Воздействие человека и его деятельности на животных.

1

Одомашнивание животных.

1

Законы об охране животного мира. Система мониторинга

1

Охрана и рациональное использование животного мира.

1


Обобщение и систематизация знаний за курс.

2 ч.

Проверочная работа.

1

Обобщение, повторение пройденного материала.

1


Календарно-тематическое планирование на 2020-21 учебный год 8 класс

п/п

Название темы

Кол.ч.


1. Введение. Науки изучающие организм человека.

2 ч.

Науки, изучающие организм человека. Здоровье и его охрана.

1

Становление наук о человеке.

1


2. Происхождение человека.

3 ч.

Систематическое положение человека.

1

Историческое прошлое. людей

1

Расы человека

1


3. Строение организма.

4 ч.

Общий обзор организма

1

Клеточное строение организма. Строение и функции клетки.

1

Ткани животных и человека.

1

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

1


4. Опорно-двигательная система.

7 ч.

Значение опорно-двигательного аппарата. Его состав. Строение костей. Л.р. 1 «Микроскопическое строение кости»

1

Скелет человека. Осевой скелет

1

Скелет конечностей. Соединение костей

1

Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р.2 «Мышцы человеческого тела»

1

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р. 3 «Утомление при статической и динамической работе»

1

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.р. 4 «Осанка и плоскостопие".

1

Первая помощь при ушибах, вывихах суставов и переломах костей.

1


5. Внутренняя среда организма.

3 ч.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

Иммунология на службе здоровья.

1


6. Кровеносная и лимфатическая системы.

7 ч.

Транспортные системы организма

1

Круги кровообращения. Л.Р. 5 "Изучение особенностей кровообращения".

1

Строение и работа сердца

1

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.

Л.р. 6 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»; Л.р. 7 "Опыт доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий" .

1

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.р.8 "Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».

1

Первая помощь при кровотечениях.

1

Обобщение по теме "Кровеносная и лимфатическая ситстемы."

1


7. Дыхание.

5 ч.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

1

Легкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания

1

Функциональные возможности дыхательной системы. Л.Р. 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

1

Обобщение по теме «Дыхательная системы»

1


8. Пищеварение.

7 ч.

Питание и пищеварение

1

Пищеварение в ротовой полости. Л.Р.10 «Действие слюны на крахмал»

1

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

1

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

1

Регуляция пищеварения

1

Гигиена органов пищеварения.

1

Обобщение по теме "Пищеварение"

1


9. Обмен веществ и энергии.

3 ч.

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ.

1

Витамины.

1

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лр.11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

1


10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4 ч.

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.

1

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

1

Терморегуляция организма. Закаливание

1

Выделение.

1


11. Нервная система.

6 ч.

Значение и строение нервной системы.

1

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

Строение головного мозга. Продолговатый, средний мозг, мост и мозжечок. Лр 12 «Пальценосовая проба»

1

Передний мозг. Промежуточный мозг и большие полушария.

1

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

1

Обобщение по теме Нервная система.

1


12. Анализаторы. Органы чувств.

6 ч.

Анализаторы

1

Зрительный анализатор. Л.р. 13 "Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением"

1

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

Слуховой анализатор.

1

Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы.

1

Обобщение по теме "Анализаторы. органы чувств".

1


13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5 ч.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о в н д

1

Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.Р. 14 «Выработка навыка зеркального письма»

1

Сон и сновидения

1

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

Воля. Эмоции. Внимание. ЛР. 15 «Колебания образа усеченной пирамиды»

1


14. Эндокринная система.

3 ч.

Роль эндокринной регуляции

1

Функция желез внутренней секреции

1

Обобщение по теме "Эндокринная система"

1


15. Индивидуальное развитие организма.

5 ч.

Размножение человека

1

Развитие зародыша и плода

1

Наследственные и врождённые заболевания

1

Развитие ребёнка после рождения. Интересы, склонности. Способности.

1

Интересы, склонности, способности.

1


Обобщение и систематизация знаний за курс

2 ч.

Проверочная работа.

1

Повторение и закрепление пройденного материала.

1


Календарно-тематическое планирование на 2020-21 учебный год 9 класс

п/п

Название темы

Кол. ч.


1. Введение

4 ч.

Биология - наука о живой природе

1

Методы исследования в биологии

1

Сущность жизни и свойства живого

1

Обобщение.

1


2. Молекулярный уровень

10 ч.

Молекулярный уровень: общая характеристика

1

Углеводы

1

Липиды

1

Состав, строение белков

1

Функции белков

1

Нуклеиновые кислоты

1

АТФ и другие органические соединения

1

Биологические катализаторы.

Л. Р. № 1"Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой"

1

Вирусы

1

Обобщение

1


3. Клеточный уровень

15 ч.

Клеточный уровень: общая характеристика.

1

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

1

Ядро.

1

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

1

Митохондрии Пластиды. Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения

1

Особенности строения клеток эукариот и прокариот

Л. Р. № 2. "Рассматривание клеток растений и животных"

1

Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм

1

Энергетический обмен в клетке

1

Фотосинтез и хемосинтез

2

Автотрофы и гетеротрофы

1

Синтез белков в клетке

2

Деление клетки. Митоз

1

Обобщение.

1


4. Организменный уровень.

12 ч.

Размножение организмов.

1

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

Пр. Р № 1«Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

1

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

Пр. Р. № 2 "Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании"

1

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Пр. Р № 3 "Решение генетических задач на дигибридное скрещивание"

1

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Пр. Р. № 4. Решение генетических задач на наследование признаков сцепленных с полом"

1

Обобщающий урок по теме:"Решение генетических задач"

1

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

Л.Р. № 3 " Выявление изменчивости организмов"

1

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

1

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

1

Обобщение.

1


5. Популяционно-видовой уровень.

8 ч.

Популяционно- видовой уровень: общая характеристика. Л. Р. № 4 "Изучение морфологического критерия вида"

1

Экологические факторы и условия среды

1

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

1

Популяция как элементарная единица эволюции

1

Борьба за существование и естественный отбор

1

Видообразование

1

Макроэволюция

1

Обобщение.

1


6. Экосистемный уровень

6 ч.

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

Состав и структура сообщества

1

Межвидовые отношения организмов в экосистеме

1

Потоки вещества и энергии в экосистеме

1

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

1

Экскурсия "Изучение и описание экосистемы своей местности"

1


7. Биосферный уровень

11 ч.

Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов.

1

Круговорот веществ в биосфере

1

Эволюция биосферы

1

Гипотезы возникновения жизни

1

Развитие представлений о происхождении жизни.

Современное состояние проблемы

2

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

1

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

Основы рационального природопользования

1

Обощение.

1


Обобщение и закрепление материала за курс.

2 ч.

Проверочная работа.

1

Обобщение и закрепление материала за курс.

1


2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!