СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатива для учащихся адаптированного 8 класса «Растениеводство»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для учащихся 14 лет. Срок реализации про­граммы 1 год по 1 часу в неделю (34 часа).

Программа «Растениеводство» существенно дополняет школьный курс биологии окультуренных растениях. Знания обучающихся  не только расширя­ются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают выра­женную экологическую направленность.

Программа разработана для учащихся 14 лет. Срок реализации про­граммы 1 год по 1 часу в неделю (34 часа).

Программа «Растениеводство» существенно дополняет школьный курс биологии окультуренных растениях. Знания обучающихся  не только расширя­ются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают выра­женную экологическую направленность.

Программа разработана для учащихся 14 лет. Срок реализации про­граммы 1 год по 1 часу в неделю (34 часа).

Программа «Растениеводство» существенно дополняет школьный курс биологии окультуренных растениях. Знания обучающихся  не только расширя­ются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают выра­женную экологическую направленность.

Программа разработана для учащихся 14 лет. Срок реализации про­граммы 1 год по 1 часу в неделю (34 часа).

Программа «Растениеводство» существенно дополняет школьный курс биологии окультуренных растениях. Знания обучающихся  не только расширя­ются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают выра­женную экологическую направленность.

Программа разработана для учащихся 14 лет. Срок реализации про­граммы 1 год по 1 часу в неделю (34 часа).

Программа «Растениеводство» существенно дополняет школьный курс биологии окультуренных растениях. Знания обучающихся  не только расширя­ются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают выра­женную экологическую направленность.

Программа разработана для учащихся 14 лет. Срок реализации про­граммы 1 год по 1 часу в неделю (34 часа).

Программа «Растениеводство» существенно дополняет школьный курс биологии окультуренных растениях. Знания обучающихся  не только расширя­ются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают выра­женную экологическую направленность.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультатива для учащихся адаптированного 8 класса «Растениеводство»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАГНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Принята

Педагогическим советом

Протокол №_1___ от 18.08____2022 г

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № _от 18.08_2022 г

Директор МБОУ «Тагнинская ООШ»

О.В. Темникова









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультатива для учащихся адаптированного 8 класса

«Растениеводство»



Программа составлена: учителем технологии

Третьяковой Еленой Николаевной



















2022 – 2023 учебный год



Пояснительная записка

Программа разработана для учащихся 14 лет. Срок реализации про­граммы 1 год по 1 часу в неделю (34 часа).

Программа «Растениеводство» существенно дополняет школьный курс биологии окультуренных растениях. Знания обучающихся не только расширя­ются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают выра­женную экологическую направленность.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения про­диктована реальной опасностью жизни всему живому. Экологическое воспи­тание детей - новое направление педагогики, сменившее, традиционное пред­ставление в программах ознакомления детей с природой. При этом элементы экологических знаний постоянно присутствуют на каждом занятии, они не обособленны, но дают в полной мере формирование у детей экологического сознания.

Принципиальное отличие программы «Растениеводство» от школьных программ это связь биологии с сельским хозяйством, которая даёт цельное представление о растительном мире, тесно связанном с трудовой деятельностью человека в сельском хозяйстве.

Программа «Растениеводство» позволяет в большей степени учесть индиви­дуальные особенности детей, их интерес к цветоводству.

Приоритет отдается практическим занятиям, экскурсиям. Усилена роль занятий, ко­торые проходят вне класса. Даже теоретические занятия проводятся в основ­ном средствами окружающей действительности (в поле, лесу, теплице, на сельхозучастке).

Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с миром растений, способствуют развитию наблюдательности.

Используется нетрадиционная форма подачи материала - игра. Через игру подросток постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку.

Много времени отводится исследовательской работе. Научно-исследовательская деятельность необходима для развития творческого мыш­ления учащихся.

Творчески мыслящий человек - это свободный человек. Как же помочь ребенку быть свободным? Я договариваюсь с детьми о том, что мы писатели и надо, как можно больше сделать заметок в своих записных книжках. Такой вид писательского творчества, как дневниковые записи, доступен любому ребенку. И после каждой прогулки в лес, каждой экскурсии, ребенок делает записи в своем дневнике. Таким образом, он учится не только смотреть, но и видеть окружающий мир, чувствовать его.

Цель курса «Растениеводство» - удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, получить основы агрономического образования, выра­ботать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоя­тельную, творчески мыслящую личность.

Задачи:

образовательные- обеспечить усвоение учащимися основных положе­ний сельскохозяйственной науки о строении, жизнедеятельности растений, об их индивидуальном и историческом развитии; добиваться понимания практического значения агрономических знаний, как научной основы сель­скохозяйственного производства, природоохранной деятельности; помочь школе расширить и углубить знания ученика по биологии, естествознанию и экологии;

развивающие- формировать умение по выращиванию растений, прове­дению опытов с растениями, охране природы; развивать логическое мышле­ние и самостоятельность ребенка

воспитательные- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, формировать у каждого ответственность за состояние окружающей среды, способствовать трудовому воспитанию и физическому оздоровлению школьников.

Цель- получение дополнительного образования по цветоводству.

Задачи:

образовательные:

Дать знание истории развития цветоводства;

Дать знание о разнообразии цветочно-декоративных растений, их биологических особенностей, способах размножения;

Дать знание о 30 видах комнатных растений, особенностях ухода за ними, способах борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений;

Дать понятие об удобрениях;

Дать понятие о почве; развивающие:

Формировать умение собирать зрелые семена цветочных культур;

Формировать умение черенковать травянистые растения;

Формировать умение бороться с вредителями и болезнями комнатных цветов;

Формировать умение подготовить земельную смесь для комнатных растений, для черен­ка, для посева;

Формировать умение поливать, рыхлить, подкармливать, обрезать комнатные растения;

Формировать умение сеять мелкие и крупные цветочные семена;

Формировать умение пикировать цветочные сеянцы;

Формировать умение проводить опыты с цветочными растениями;

воспитательные:

воспитывать любовь к цветам;

-воспитывать трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, самостоя­тельность, чувство долга и патриотизма.

- Формировать умение проводить опыты, направленные на решение поставленных перед сельским хозяйством задач;

воспитательные:

воспитывать бережное отношение к посадкам сельскохозяйственных культур;

воспитывать потребность в труде и уважение к людям труда;

воспитывать культуру проводимых сельскохозяйственных мероприятий.



Основные ведущие идеи, проходящие через весь курс «Растениеводство»

Идти к знаниям, обучать и воспитывать путем практической деятель­ности. Это реализуется за счет большого процента индивидуальных и кол­лективных практических работ, что позволяет лучше усвоить обучающий ма­териал и воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.

Растение - это составная часть живой природы, природа и человек едины. Особенности ухода за растениями связаны с биологическим строени­ем их. Эти научные идеи помогут добиться понимания учениками значения агрономических знаний как научной основы сельскохозяйственного произ­водства и природоохранной деятельности.

Сближение обучения и воспитания с жизнью. Для этого использую окружающую действительность как источник знаний и как область их при­менения. Нет ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненно­го значения и применения своей работы. Это поможет детям правильно отно­ситься к природе, научиться общаться с окружающими людьми, проявить се­бя в общественной жизни, приобрести уважение в семье, в кругу сверстников ,определиться с выбором профессии.

Для достижения намеченной цели и в соответствии с выявленными за­кономерностями основывалась на следующих принципах обучения и воспи­тания:

наглядность. Многие занятия проводятся посредством окружающей действительности. Изучаемые объекты на занятиях ученик видит, ощущает, осязает (комнатные растения, овощ, семена, вредители и т.д.). На станции юннатов много наглядных пособий (плакаты, модели, схемы, коллекции се­мян, вредителей, болезней растений). Вместе с учениками изготавливаем на­глядные пособия сами.

систематичность и последовательность. Например, систематиче­ские занятия по комнатному цветоводству начинается с экскурсии по тепли­це. Так дети запоминают сложные названия растений. Изучение овощных растений идет по такому же принципу и в такой же последовательности, как и изучение цветочных растений. С каждым занятием идет повторение и со­вершенствование процесса. Систематическое и последовательное проведение некоторых прак­тических работ (полив, рыхление, посев, пикировка) доведена до автоматизма.

-прочности. Теплица позволяет провести любое занятие наиболее интересно. Этот интерес влияет на прочность ус­военного. Учу пользоваться различными справочниками и не перегружать память запоминанием большого количества чисел. Учу логически мыслить вместо заучивания. Например, вместо запоминания глубины посева семян всех цветочных и овощных культур достаточно представить себе семя, взять три его размера и получить глубину посева. Вместо запоминания схемы по­садки растений, достаточно представить его размеры во взрослом состоянии и узнаешь, сколько растению потребуется площади для роста. Теория под­крепляется практикой.

доступности. Обучаю, исходя из возраста , из уровня подго­товленности и развития ребят. Актуальна для старших школьников исследовательская работа. В процессе обучения учитываю индиви­дуальную обучаемость. В программе указаны темы оцениваемой работы, выбор которой позволяет учесть индиви­дуальные особенности детей, развить их интересы и способности.

научности. Использую курсы повышения квалификации и новейшую литературу по педагогике и психологии для обучения на основе достижений педагогики, психологии, методики передового педагогического опыта. Ин­формирую своих учащихся о новых достижениях в растениеводстве. Приме­няю новейшую научную терминологию. Провожу вместе с юннатами иссле­довательскую работу. Приучаю к самостоятельности в исследовательской ра­боте.

связь теории с практикой. Учащиеся обязательно проверяют свои знания на практических занятиях. Использую окружающую действитель­ность и как источник знаний, и как область их применения.

Данная образовательная программа позволяет развивать творческие способности детей через изобразительную деятельность, через поделки из природного материала, через участие в выставках, концертах, праздниках. Программа призвана развивать трудолюбие через общественно-полезный труд, через практическую работу.

Программа способствует развитию аккуратности, т.к. некоторые виды работ (посев семян, пикировка сеянцев и др.) не выполнишь без развития ак­куратности.

Дополнительная образовательная программа «Растениеводство» предусматривает разнообразные формы занятий: практические, комбинированные, теоретические, познавательные игры, экскурсии, исследовательская работа, зачетные занятия. Учебное занятие, продолжительность которого два часа, часто бывает комбинированным, то есть теория + практика. Учащиеся показывают свои умения и навыки работы. Знания переходят в умения, умения в навыки (если умеет, значит знает). Теоретические занятия могут быть в форме рассказа, диалога, беседы. Рассказ - повествовательное изложение материала по данной теме занятий. Эмоциональность, образность рассказа важна для восприятия детей. На занятиях часто используется рассказ с демонстрацией живых растений, предметов, фотографий, картинок. Беседа - очень важный метод работы педагога на основе непосредственного общения с учащимися. Вопрос является основным элементом беседы. Важны параметры вопросов (открытость, закрытость). Открытые вопросы предоставляют учащемуся самому выстроить свой ответ. Закрытые вопросы содержат в себе формулировку ответа. Беседа используется обычно в начале изучения темы для определения объема знаний учащихся. Беседа в конце занятия имеет контрольную функцию. Очень интересной формой занятия является экскурсия. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики ее как небольшого путешествия. Методические стороны экскурсии: эмоциональность, содержательность. Обязательно указываются цели и задачи экскурсии, место проведения, содержание, подводятся итоги вместе с детьми. Основная цель наблюдений - удовлетворение потребности учащегося в исследовательской деятельности. Они учатся вести дневник наблюдений, делать в нем записи. Более сложная исследовательская работа - проведение опыта. Чтобы успешно провести опыт, нужно составить методическую разработку с порядком исследования, с планом составления отчета о проведенной работе.

В образовательном процессе широко используются задания творческого характера, когда полученные знания, впечатления, умения используются в самостоятельной творческой деятельности, дающей оригинальный индивидуальный продукт. Например, поделки из природного материала, планировка цветника, создание севооборота овощного поля. Проекты учащихся обсуждаются на занятиях. Формой итогового контроля является конкурс творческих работ.

Даются такие индивидуальные задания как реферат, сообщение, проведение опыта, самостоятельная творческая работа ( вырастить растение ), которые также направлены на развитие творческих способностей детей.

Углублению познавательного интереса к растениеводству способствует включение в учебное занятие познавательных игр и игровых заданий. Это способствует развитию внимания, памяти, воображения. На занятиях кружка используются биологические шутки, загадки о растениях, сказки, стихи и песни о растениях. Зачетные занятия -повторение, закрепление пройденного материала и контроль за полученными знаниями и умениями. К зачетным занятиям относится биологическая викторина, тесты, защита своего творческого проекта.

Условиями реализации образовательной программы являются:

-теплица школы с наличием 70 видов комнатных растений

-пришкольный участок с деревьями, кустарниками и различными цветами

-специальное оборудование и инвентарь

-библиотека по растениеводству

-методические материалы

-наглядные пособия

Таким образом дополнительная образовательная программа «Растениеводство» -реалистична, т.к. имеется соответствие между задачами и необходимыми для их достижения средствами.

Диагностика педагогического процесса.

Педагогическая диагностика - измерение и оценка результативности деятельности педагога. Диагностика ставит задачи: выявить, в какой степени ребенок освоил программу и ее основное содержание; выявить, как ребенок овладел трудовыми навыками и умениями по уходу за растениями ;выявить, в какой степени сформировано гуманное, эстетическое, познавательное отношение к природе, растениям.

Методы диагностики: беседа, педагогическое наблюдение, опрос, зачет, практическая работа, тестирование.

Диагностика бывает входящая (проводится в начале учебного процесса), текущая(после изучения отдельных тем и блоков), итоговая (в конце учебного года).

Для анализа объема и характера освоенных детьми знаний и умений используются следующие критерии: высокий уровень, средний и низкий.

-дети знают историю развития комнатного цветоводства, 30 видов комнатных растений, особенности ухода за ними, способы размножения, борьбы с вредителями и болезнями, 20 цветочных растений открытого грунта, особенности ухода за ними, способы размножения, почвенные смеси;

-имеют представление о удобрениях , почве;

-умеют собирать зрелые семена цветов, бороться с вредителями и болезнями комнатных цветов, приготовить земельную смесь для посадки и посева растений, сеять мелкие и крупные семена, пикировать сеянцы, поливать, рыхлить, подкармливать, обрезать растения, проводить опыты с цветочными растениями;

-дети интересуются цветами, трудолюбивы, наблюдательны, аккуратно выполняют задание, самостоятельно проводят необходимую работу.

Средний уровень подготовки:

-дети знают 20 видов комнатных растений, особенности ухода за ними, основные способы размножения, борьбы с вредителями и болезнями растений, 14 цветочных растений открытого грунта , особенности ухода за ними, способы размножения; понятие об удобрении, о почве.

-умеют с помощью педагога собирать зрелые семена цветов, черенковать травянистые растения, бороться с вредителями и болезнями механическими способами, приготовить питательную смесь с помощью педагога; сеять крупные семена, поливать, рыхлить, обрезать растения, проводить опыты с растениями под наблюдением педагога; интересуются растениями только когда есть мотивация, не всегда с удовольствием выполняют работу, не очень аккуратны, многие задания выполняются под наблюдением педагога, не всегда бережно относятся к растениям.

Низкий уровень подготовки: если дети знают 10 видов комнатных растений, особенности ухода за ними, основные способы размножения, борьбы с вредителями, 8 растений открытого грунта, понятие об удобрениях, о почве, могут назвать и определить только 1 вредителя и 1 болезнь растений; умеют собирать только крупные семена бархатцев, циннии, однолетние георгины, не всегда зрелые, черенковать травянистые растения только под наблюдением педагога; бороться с вредителями и болезнями только механическим способом, сеять крупные семена, поливать, рыхлить, обрезать растения; не могут долго выполнять однообразную работу, не аккуратны, не могут самостоятельно выполнить задание, не всегда бережно относятся к растениям.

-дети знают историю развития овощеводства, семена овощных культур (12 шт.), районированные сорта основных овощных культур в Иркутской области, схемы посева и посадки основных овощных культур, требования их к уходу, значимость овощей в питании, пять вредителей и пять болезней, меры борьбы с ними, сроки посева и уборки овощей;

-дети умеют собирать семена овощных культур, бороться с вредителями и болезнями овощных культур, сеять, пикировать, выращивать рассаду, копать, боронить, рыхлить, поливать, полоть, подкармливать, самостоятельно проводить опыты, направленные на решение поставленных педагогом задач;

-бережно относятся к посадкам сельскохозяйственных культур, любят трудиться и уважительно относятся к людям труда, творчески подходят к работе.

Средний уровень подготовки:

-дети знают семена основных овощных культур (8 шт.), некоторые сорта овощных культур, ориентируются в схемах посева и посадки основных овощных культур, значимость в питании некоторых овощей, три вредителя и две болезни овощных

Умеют собирать семена овощных культур, умеют агротехническим спосо­бом бороться с вредителями и болезнями овощных растений, под наблю­дением педагога сеять, пикировать, проводить опыты, хорошо умеют по­ливать рыхлить, сажать растения;

Трудолюбивы, но не самостоятельны, без творческого подхода, уважи­тельны к людям: труда, бережно относятся к окружающей природе.

Низ­кий уровень подготовки, если дети знают: 4-7 семян овощных культур, 1-2сорта овощных культур, плохо ориентируются в схемах посева и посадки овощных растений, значимость в питании некоторых овощей, 1 вредителя и 1 болезни, примерные сроки посева и посадки овощей, сроки уборки; умеют собирать семена овощных культур, поливать, рыхлить растения, не всегда правильно сажают растения, сеют только под руководством педагога; не бережливы, не аккуратны, но любят трудиться.


Учебный план на год


№ блока

Кол-во занятий

Наименование блока

Кол-во часов

всего

теория

практика

контроль


1

1

Введение

1

1

1



2

2

Значение растений в жизни человека

2

1

1



3

5

Семена цветочных культур

5

3

2

1


4

2

Комнатные растения, их группировка

2

2


1


5

2

Вредители комнатных растений

2

2

2



6

3

Болезни комнатных растений

3

2

1



7

4

Размножение комнатных растений

4

2

2

1


8

3

Питание комнатных растений

3

2

1



9

5

Почва. Земельные смеси

5

2

3



10

3

Пересадка цветочных растений

3

2

1



11

2

Весенние работы

2

1

1



12

2

Итоговое занятие

2

1


1


Учебно-тематический план на год обучения


Тема занятия

Дата проведения занятия


1. Введение


1

Комплектование групп

ТБ и ПДД



2. Значение растений в жизни человека


2

Лесное сообщество. Значение парка. Знакомство с теплицей


3


Поделки из природного материала



3. Семена цветочных культур


4,5,

6,7,

8

Сбор семян бархатцев

Сбор семян цинии

Сбор семян алисума



4. Комнатные растения


9,10

Красивоцветущие комн. растения

Декоративные растения

Лианы

Ампельные растения

Суккуленты



5. Вредители комн. растений


11,



12

Тля- внешний вид и меры борьбы

Щитовка - внешний вид и меры борьбы


Другие вредители



6. Болезни комн. растений


13,14

Основные болезни


15

Симптомы болезней


7. Размножение комн. растений


16

Правила черенкования

Черенкование лиан


17

Размножение аспарагуса

Размножение луковичных растений


18

Размножение папоротника

Размножение полукустарников


19

Уход за черенками

Размножение комнатных растений



8. Питание комнатных растений


20

Сроки и правила подкормки


21

Минеральные и органические удобрения


22

Питательные растворы



9. Почва, земельные смеси


23,24

Понятие о почве, земле


25,26,27

Земельные смеси



10. Пересадка цветочных растений


28

Правила пересадки черенков

Пересадка черенков


29

Правила пересадки растений


30

Пересадка растений



11. Весенние работы


31

Уход за многолетками


32

Посадка однолетних цвет. культур


33,34

12. Итоговое занятие

















Содержание образовательной программы «РАСТЕНИЕВОДСТВО»

1.Введение.

Цель Заинтересовать учащихся в занятиях кружка «Юный агроном». Познакомить с правилами ТБ и ПДД.

Задачи: Выявить взаимосвязь кружковых занятий со школьными уроками биологии. Показать актуальность в получении агрономических знаний. Знать элементарные правила ТБ при работе в кружке, знать ПДД для пешехода.

Теория: Знакомство с детьми. Беседа о интересах воспитанников. Лекция о истории развития станции юннатов. Обсуждение режима работы кружка, досуга детей. Чтение правил по технике безопасности и правил дорожного движения. Беседа о причинах травматизма.

Практика: Коллективный труд с различными орудиями труда.

Повторение: Правила ТБ и ПДД.

Методы и формы подачи материала: практический, словесный (беседа, лекция, обсуждение, чтение), наглядный.

Контроль: Опрос элементарных правил ТБ. Тест по ПДД. Правильное применение орудий труда на практике.

Оборудование: Кинофильм, фотоальбом, плакат, правила поведения в учреждении станции юннатов, схемы, картинки, правила по ТБ и ПДД, тетради, ручки, фартуки, перчатки, ножницы, лопатки, грабли, вилы.

Цель : Раскрыть значение растений в жизни человека на примере леса, парка и теплицы. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Задачи: Знать основные виды растений , которые нас окружают. Находить различия между лесом и парком. Знать виды теплиц и что в них можно выращивать. Приобрести навыки правильного поведения в природе. Воспитание любви к растениям.

Экскурсия «Лесное сообщество».

Цель: Познакомиться с растительным составом леса и его значением в жизни человека.

Задачи: Знать основные виды деревьев, кустарников, трав. Уметь выстраивать «пищевую цепочку». Приобрести навыки правильного поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе.

Содержание: Беседа о правилах поведения в лесу. Разбор понятия «этажи леса», «пищевые цепочки». Чтение рассказа Ю.Дмитриева «Что такое лес?». Наблюдение за жизнью леса. Проводится словесная игра «пищевые цепочки» в лесу. Фотографирование лесных объектов. Сбор природного материала (листьев, шишек, мха, коряг и др.).

Экскурсия «Значение парка».

Цель: Познакомиться с устройством парка и понять его значение в жизни человека.

Задачи: Знать различие между лесом и парком , назначение газонов, цветников и посадок древесно-кустарниковых пород. Уметь правильно себя вести в парке.

Содержание: Беседа о растительном составе парка. Назначение газонов. Разнообразие газонов. Назначение цветника. Клумба- часть цветника простой геометрической формы. Рабатка - часть цветника удлиненной формы. Арабески -цветник сложной фигурной формы. Альпинарий - цветник ландшафтного типа. Назначение древесно-кустарниковых насаждений. Фотографирование клумбы, робатки, арабески, альпинария. Сбор красивых листьев. Небольшие зарисовки детей цветников. Сбор мусора в мешки на территории парка.

Экскурсия «Знакомство с тепличными растениями».

Цель: Выяснить предназначение теплицы.

Задачи: Знать виды теплиц и что там растет. Воспитывать бережное отношение к

растению. Понять назначение теплицы.

Содержание: Правила поведения в теплице. История развития теплиц. Виды

теплиц, парников. Что можно вырастить в парнике и в теплице. Рассказ о комнатных цветах. Индивидуальное задание: нарисовать комнатное растение и описать его по схеме: лист (форма, цвет, размер), стебель (длинный, короткий, древесный, травянистый, стелющийся), цветок (размер, цвет, соцветие).

Выставка поделок из природного материала.

Цель: Развитие творческих способностей детей.

Задачи: Повторить значение растений в жизни человека. Систематизировать знания о сообществах. Уметь делать поделку из природного материала.

Содержание: Рассматривание фотографий. Вспоминаем по картинкам растительный состав леса, парка, теплицы. Значение растений в жизни человека. Показ по картинкам поделок из природного материала. Индивидуальная работа: поделка из природного материала.

Оборудование: Мох, желуди, засушенные листья, шишки, коряги, клей, пластилин, цветная бумага, палочки, семена растений, тетрадь, ручка.

Ожидаемый результат: Дети знают значение растений в жизни человека, различие между парком и лесом, виды теплиц. Умеют делать поделку из природного материала. Накапливают экологические знания о природе. Бережно относятся к растению.

3. Сбор семян цветочных культур. 

Цель блока: познакомить с различными семенами цветочных культур. Научить правильно собирать семена цветов.

Задачи: знать названия однолетних цветочных культур ( алисум, бархатцы, циния, однолетние георгины, агератум, петунья, сальвия). Знать однолетники по внешнему виду. Уметь собирать зрелые семена. Воспитание трудолюбия, терпения.

Теория: дать понятие семя - это конечная стадия роста однолетнего растения, необходимого для продолжения жизни. Дать знание о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш. Дать описание внешнего вида алисума, бархотцев, циннии, однолетних георгинов, агератума, сальвии, петуньи. 

Практика: игра « Я садовником родился». Сбор зрелых семян алисума, бархатцев, циннии, однолетних георгинов, агератума, сальвии, петуньи. 

Повторение: названия однолетних цветов.

демонстрация: гербарий однолетних цветов, зрелых и незрелых семян бархатцев, циннии, однолетних георгинов, агератума, сальвии, петуньи.

Методы и формы подачи материала: словесная (объяснение, консультация), метод игры, практический, метод наблюдений (визуально).

Контроль: оценка определения растений на клумбе, правильного сбора семян.

Оборудование: гербарий однолетних цветов, зрелых и незрелых семян бархатцев, циннии, однолетних георгинов, агератума, сальвии, петуньи, мешочки для сбора семян, кружочки с названием цветка.

Ожидаемый результат: дети знают названия многих однолетних цветов. Умеют собирать зрелые семена однолетних цветов. Приобрели навык сбора мелких семян.

Задачи: знать 5-6 названий растений относящихся к разным группам. Определять их по внешнему виду.

Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Теория: лекция об истории развития цветоводства. Подразделение цветов на несколько групп. Рассказ о декоративно-лиственных, декоративно-цветущих, лианы, ампельные, суккуленты. Рассказ о растениях по плану: история, география, в честь кого назван, требования к условиям среды.

Практика: оформление этикеток. Зарисовать любимый цветок в тетради.

Повторение:5-6 комнатных растений, относящихся к различным группам.

Экскурсия: тема « Декоративно-цветущие комнатные растения "

Цель: расширить знания о декоративно-цветущих комнатных растениях.

Задачи: знать названия 5-6 декоративно-цветущих комнатных растений. Определять их по внешнему виду. Возбудить интерес и любовь к цветущим растениям..

Содержание: лекция о комнатных растениях в теплице . Выделение красиво цветущих растений. Рассказ юннатов о своем любимом домашнем цветке. Обучение правильному оформлению этикеток.

Демонстрация: 60-70 видов комнатных растений 35 семейств. Картинки с комнатными цветами.

Методы и формы подачи материала: словесный (лекция, рассказ), метод наблюдения (зарисовка), наглядный.

Контроль: устный опрос по темам. Тест по группировке комнатных растений.

Оборудование: теплица, картинки с комнатными цветами, тетради, ручки, карандаши, ножницы, клей.

Ожидаемый результат: Дети знают 25-30 комнатных растений, приобретают опыт составления этикеток. Воспитывается интерес к цветам.

5. Вредители комнатных растений.

Цель: научить правильно определять вредителя на растении и бороться с ним,

соблюдая правила ТБ.

Задачи: знать названия основных вредителей; внешний вид, агротехнический и

биологический способы борьбы с ними, уметь определять пораженное растение,

уметь приготовить рабочий раствор для обработки и умение обработать растение.

Воспитывать внимательность, аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к

растению.

Теория: беседа о вредителях и о вреде наносимом растениям с примером из

жизни. Лекция о вредителях (тля, белокрылка, клещ...) Называются

агротехнические и биологические способы борьбы с вредителями. Показ

пораженных растений с четкими признаками поражения.

Практика: находят самостоятельно в теплице растения пораженные тлей,

белокрылкой, клещом. Рассматривают под микроскопом листья бегонии,

пораженные клещом. Зарисовывают вредителя в тетрадку. Готовят рабочий

раствор: 15г лука мелко нарезать, залить 1л. воды, настоять 12 часов в плотно

закрытой таре. Готовят раствор из хозяйственного мыла и опрыскивают

пораженные растения рабочим раствором приготовленным на предыдущем

занятии. Щитовку уничтожаем протирая тряпочкой.

Повторение: вредители - трудный материал для усвоения учащимися, но постоянный практический контроль за пораженными растениями помогает лучше его усвоить. Правила ТБ.

Демонстрация: плакат с пораженными частями растений разными вредителями. Тепличные растения во всем объеме.

Методы и формы подачи материала: словесный (лекция, рассказ), метод наблюдения (зарисовка), наглядный, практический.

Контроль: по результатам практического уничтожения вредителей.

Оборудование: микроскоп, тетради, ручки, лук репчатый, хозяйственное мыло, опрыскиватель, лист бегонии с клещом..

Ожидаемый результат: дети знают 3-4 вредителя, умеют приготовить рабочий раствор и опрыскивать пораженные растения, приобретают опыт борьбы со щитовкой. Воспитывается внимательность, аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к растению.

Цель: познакомить с симптомами болезней у комнатных растений.

Задачи: знать 3-4 симптома болезней у комнатных растений. Уметь определять

больное растение, быть терпеливым, внимательным. Воспитать бережное

отношение к растениям.

Теория: беседа с детьми о гриппе, с целью выявления понятия симптом. Рассказ по плакатам о симптомах болезней у комнатных растений. Наблюдение за больными растениями.

Практика: рассмотреть больные растения по рисункам, определить , чем болеет растение. Найти больные растения в теплице, обратив внимание на листья и стебли растений.

Повторение: симптомы заболеваний растений.

Демонстрация: рисунки и плакат с частями больного растения. Растения в теплице.

Методы и формы подачи материала: словесный (беседа, рассказ), метод наблюдения (зарисовка), наглядный, практический.

Контроль: определить самостоятельно по листу заболеваемость растения.

Оборудование: рисунки, плакат, листья заболевшего растения.

Ожидаемый результат: дети знают основные болезни растений, умеют их

определить по зараженным частям больного растения. Воспитывается бережное

отношение к растениям.

7. Размножение комнатных растений.

Цель: научить размножать комнатные растения.

Задачи: знать способы размножения растений, уметь самостоятельно работать с живыми объектами, черенковать травянистые растения, лианы, делить кусты аспарагуса, папоротника, уметь ухаживать за черенками. Напоминаю правила ТБ.

Теория: беседа с детьми о том, что мы собираем осенью ( о семенах ), для чего мы это делаем? Рассказ о растениях, которые можно размножить семенами. Рассматриваем вегетативное размножение травянистых растений. Показ среза черенка. Черенок - это часть стебля с листьями, почками или часть листа. Лекция о том, какие растения можно размножить черенком с почками и с листьями, какие листом, какие частями листа, какие семенами и делением куста. Показ деления куста папоротника. Рассказ о луковичных, которые размножаются детками. Показ правильного отделения детки-луковицы. Рассказ о размножении полукустарников. Объяснение правильного выбора черенка. Беседа о правильном уходе за черенками. Рассказ о методике проведения опыта.

Практика: опыты по размножению растений разными методами. Самостоятельное нарезание черенков. Закладка опыта «Выявление наилучшего приживания черенка». Для этого помещаем черенки в разные субстраты: банка с водой, ящик с землей. Наблюдаем за приживаемостью черенков через неделю, через месяц ( приложение «Методическая разработка проведению опытов с растениями» ). Сажаем детки амариллисов в стеллажи с землей или ящики на 1/3 выше уровня почвы. Ухаживаем за посаженными черенками: полив, рыхление.

Повторение: правила ТБ при работе с ножницами, сепаратором. Способы размножения. Умение черенковать. Умение рассаживать растения. 

Демонстрация: тепличные растения, срез черенка, деление куста папоротника, луковица амариллиса с деткой, плакат со способами размножения.

Методы и формы подачи материала: словесный (беседа, рассказ, объяснение, консультация), метод наблюдения (визуально), наглядный, практический.

Контроль: правила посадки деток амариллиса. Правильное черенкование. Неглубокая посадка папоротника. Тест на размножение комнатных растений. Оформление самостоятельной работы по своему опыту. Защита своей работы. Темы исследовательских работ:

Где быстрее дает корни черенок традесканции в воде или земле.

Где быстрее дает корни черенок циперуса в темноте или на свету.

Где быстрее дает корни лист фиалки в темноте или на свету..

Влияние температуры на приживаемость черенков традесканции.

Ожидаемый результат: Дети знают различные способы размножения. Умеют черенковать травянистые растения, делить куст аспарагуса и папоротника, посадить луковицу амариллиса. Знают лучшую температуру укоренения черенков.

8.Питание комнатных растений.

Цель: Развивать знания об удобрениях.

Задачи: знать важнейшие удобрения, применять удобрения для подкормки растений, быть аккуратным.

Теория: беседа о витаминах, для чего они служат, откуда они поступают к нам в организм. Взаимосвязь человека с растениями. Макроэлементы: азот, фосфор, калий, сера, магний, кальций. Микроэлементы: цинк, марганец, бор, молибден, железо. Органические удобрения: навоз коровий, птичий помет, травяная мука. Минеральные удобрения: мочевина, селитра, аммофос, метафосфат калия. Лекция о сроках и правилах подкормки.

Практика: готовят рабочий раствор для подкормки. Правило — не подкармливать больное растение, после пересадки, сухое растение,t раствора должна быть 22градуса. Подкармливают растение. Закладка коллективного опыта «Влияние различных питательных растворов на колеус».

Повторение: правила подкормки растений.

Демонстрация: коллекция минеральных удобрений.

Методы и формы подачи материала: словесный (беседа, беседа, объяснение, консультация), метод наблюдения (визуально), наглядный, практический.

Контроль: правильность приготовления раствора, умение подкармливать растение.

Резерв: использовать на завершение опыта, сделать вывод.

Оборудование: коллекция удобрений, тетрадь, ручки, емкость для приготовления рабочего раствора.

Ожидаемый результат: знают органические удобрения и 3 минеральных, знают правила подкормки растений, умеют приготовить рабочий раствор и подкормить растение. Воспитывается аккуратность.

9.Почва. Земельные смеси.

Цель: сформировать понятие о почвах и земельных смесях.

Задачи: знать структуру почвы, привить навыки по умению определять влажность почвы, составлению земельной смеси.

Теория: сформировать понимание значения земли и почвы. Прочитать военный рассказ о земле. Беседа по вопросам. Почва - это такая земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Беседа о мероприятиях по охране почв, о методах повышения плодородия почв, о культуре землепользования. Понятие о земельных смесях.

Практика: запись в тетради определения почвы, виды почв ( дерновая, листовая, хвойная, торф, песок ). Определяют влажность почвы на ощупь. Составление таблицы земельных смесей.

Закладка долгосрочного опыта «Влияние земельной смеси на рост и развитие комнатных растений»

группа готовит смеси для герани..

Повторение: понятие почва и виды почв, умение составлять земельные смеси.

Демонстрация: почвенные монолиты.

Методы и формы подачи материала: словесный (беседа, рассказ, консультация), метод наблюдения (визуально), наглядный, практический.

Контроль: устный опрос, умение составить земельную смесь.

Оборудование: образцы почв, дерновая земля, листовая, хвойная, торф, песок, тетрадь, ручка.

Ожидаемый результат: дети знакомы с понятием почва, знать виды почв, умеют составлять смеси.

10. Пересадка растений.

Цель: Систематизировать все знания о почве, земельных смесях, пересадке растений и по уходу за ними.

Задачи: Знать правила пересадки черенков, горшечных растений; уметь пересаживать черенки, находить нуждающиеся в пересадке горшечные растения и пересаживать их; воспитывать наблюдательность, трудолюбие, аккуратность.

Теория: Беседа о правилах. Для чего они необходимы? Вспомним, когда черенковали растения? Какие они сейчас? Сравнение. Педагогом даются правила пересадки черенков, горшечных растений. Рассказ о необходимости пересадить цветок. Разглядывание цветка и беседа по наводящим вопросам. Подвести к выводу, что цветок необходимо пересадить.

Практика: Пересадка черенков и горшечных растений , которые нуждаются в пересадке.

Повторение: Земельные смеси для различных растений.

Демонстрация: Укорененные черенки герани, фуксии, фикуса, плюща, гибискуса, бегонии, каланхоэ. Цветы в горшках, нуждающиеся в пересадке.

Методы и формы подачи материала: словесный (беседа, рассказ, диалог), метод наблюдения (визуально), практический.

Контроль: Тест по блокам «Почва. Земельные смеси.» и «Пересадка растений».

Резерв: Помочь школе в пересадке горшечных растений.

Индивидуальная работа: Самостоятельно пересадить цветы у себя дома.

Ожидаемый результат: Дети знают правила пересадки черенков и комнатных растений. Умеют самостоятельно пересаживать растения. Соблюдают технику безопасности. Получают радость от работы.

3. Семена цветочных культур, (продолжение).

Цель: Дать понятие о процессе выращивания цветочных растений из семян.

Задачи: Научить распознавать и определять семена цветочных культур. Знать названия растений. Знать условия , необходимые для роста семян. Знать правила и последовательность посева мелких и крупных семян. Знать сроки посева, температурный режим выращивания сеянцев, правила ухода за ними. Уметь подготовить почву к посеву, посеять семена цветочных культур. Уметь заложить опыт и проанализировать его. Воспитать интерес к работе, быть наблюдательными.

Теория: Связь с фенологическими изменениями в природе (сбор семян осенью, а посев весной). Беседа по вопросам : чем отличаются семена друг от друга (форма, размер, окраска). Рассказ о том, как долго растения могут находиться в состоянии покоя (зерновые культуры в зернохранилищах, семена, найденные в толще льда, гробницах). Что необходимо для прорастания семени? Беседа по вопросам. Основные правила посева мелких семян и крупных семян. Режим ухода за сеянцами.

Практика: Провести познавательную игру «Какое это семя?» на закрепление названий растений и определение семян цветочных культур. Очистка семян. Проведение опыта. Для быстрого получения результата берем семена гороха и помещаем в различные условия.

Результаты наблюдений занести в тетрадь.

Проверка всхожести семян в % (из 100 посеянных семян взошло 20, то всхожесть 20%). Высокая всхожесть - больше 80%. Подготовка ящиков к посеву. Посев мелких и крупных семян. Подписывают ящики с посевами. Ухаживают за всходами. Пробуют пикировать крупные сеянцы.

Повторение: различные семена цветочных культур; земельные смеси; однолетние цветы

Демонстрация: коллекция семян, картинки однолетних цветов.

Методы и формы подачи материала: словесный (беседа, рассказ, диалог), метод наблюдения (визуально), практический, метод игры (познавательная).

Контроль: устный опрос по результатам опыта, тест по блоку «семена цветочных культур».

Индивидуальная работа: темы опытов

Влияние земельной смеси на качество цветов.

Влияние температурного режима на всходы.

Влияние светового режима на качество сеянцев.

Наблюдение над прорастанием семян гемантус без земли и без воды.

Получение семян фуксии и выращивание ее из семян.

Оборудование: коллекция семян, мешочки с семенами, коробки с неочищенными семенами, земельные смеси, сито, марганцовка.

Ожидаемый результат: дети знают 10 однолетних цветочных растений, условия для прорастания семян, правила посева и ухода за семенами; умеют определять растения по семенам, проводить самостоятельный посев семян, ухаживать за всходами; вместе с педагогом заложить опыт, наблюдать за ним, делать выводы.

11. Весенние работы.

Цель: получить навыки ухода за одно и многолетними культурами.

Задачи: знать основные агротехнические приемы, знать правила пересадки одно и многолетних культур; уметь сажать цветы, ухаживать за ними.

Теория: лекция о биологических особенностях многолетников и однолетников. Способы размножения многолетников (семенами, черенками, делением куста). Многолетники размножаемые семенами (водосбор, гейлардия, гвоздика, гипсофила, колокольчик, люпин, примула, ромашка, рудбекия).Луковичные и клубнелуковичные (гиацинт, крокус, лилия, нарцисс, тюльпан). Клубневые, корневищные (георгина, бегония, ирис, пион, ландыш, флокс, роза). Однолетние цветочные культуры (агератум, астра, петунья, алисум, бархатцы, календула, львиный зев, портулак, цинния, однолетние георгины, сальвия). Двухлетние цветочные культуры (гвоздика, маргаритка, фиалка).

Практика: уход за многолетниками ( полив, перекопка, рыхление, подкормка,

вырезка, опрыскивание ), посадка и пересадка многолетников; подготовка места под посадку однолетних культур ( перекопка, боронование, разравнивание борозд ), посадка цветов в открытый грунт.

Повторение: биологические особенности цветочных культур; правила посева и посадки, правила ТБ.

Демонстрация: однолетних и многолетних цветов.

Методы и формы подачи материала: словесный ( рассказ, консультация), практический.

Контроль: определение качества выполненной посадки цветов в открытый грунт.

Оборудование: лопаты, грабли, секатор, лейки, подкормка, цветы.

Ожидаемый результат: дети знают 10 многолетников и 10 однолетников, умеют их правильно высаживать. Получают радость от работы, бережно относятся к инвентарю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!