СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 7 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 7 классе по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 7 класса»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»






РАССМОТРЕНО

На заседании МО ГБОУ

«Республиканский центр образования»_______

Протокол № ___

от «___»__________2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______Г.Д.Дугаржапова

«___» _____________2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ«Республиканский центр образования»

______С.П.Новокрещенных

«___»_____________2019 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





Предмет: Биология

Класс: 7

Учебный год: 2019-2020

Тип программы: основная общеобразовательная

Количество часов : 34

Разработчик программы: Жигжитова Татьяна Владимировна

Квалификационная категория: высшая












Улан-Удэ

2019


Пояснительная записка


Рабочая программа биологии предназначена для работы с учащимися 7 класса с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом, обучающихся по общеобразовательной программе и направлена на всестороннее развитие детей, максимальное использование всех сохранных анализаторов, их стимуляцию и развитие.

Программа ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий предметной линии «Сфера жизни» (концентрический курс), созданных коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина.

Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа:

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» (от 06.05.2014 № 508-V);

- Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 10.10.2010 № 1897»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 с изменениями от 05.07.2017 № 629);

- Письмо Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» N06-1254 от 30.09.2009 г.;

- Письмо Министерства образования и науки РФ No07-832 от 10 декабря 2012 г. «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «РЦО» на 2019-2020 годы (5 – 9 кл)

- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждение «Республиканский центр образования»;

- Учебный план Государственного бюджетного образовательного учреждение «Республиканский центр образования»;

- Положение о рабочей учебной программе Государственного бюджетного образовательного учреждение «Республиканский центр образования».

- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова М.: Дрофа,2012; (ФГОС)

Цели изучения учебного предмета

Цели биологического образования

Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы


Цели обучения:

  • систематизация знаний об объектах живой природы, которые учащиеся получили при из- учении пропедевтического курса в начальной школе, курсов «Введение в биологию. 5 класс» и «Живой организм. 6 класс»;

  • приобретение новых знаний об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;

  • овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

  • освоение обще предметных компетенций;

Задачи обучения:

  • продолжить освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  • способствовать овладению умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • создавать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • способствовать воспитанию позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;


Изменения, внесенные в авторскую программу по предмету и обоснование их целесообразности.

Авторская программа под руководством Н.И. Сонина – концентрический курс: «Биология Многообразие живых организмов». 7 класс. Дрофа 2013. (ФГОС), взята без изменений.

Количество учебных часов.

В соответствии с учебным планом ГБОУ «РЦО» в 7 классе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю), из них 8 часов для проведения лабораторных и 5 часов для контрольных работ.

Внеурочная деятельность по предмету будет осуществлятся в течение учебного года через предметные недели, экскурсии, дни здоровья, природоохранные акции, в подготовке к олимпиадам, конкурсам.

При изучении курса «Биология» в 7 классе используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Технология информационно-коммуникационного обучения;

  • Технология проблемного обучения;

  • Технология проектного обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Технология разноуровневого обучения;

  • Технология личностно-ориентированного обучения.



Содержание программы

Введение (1 час)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Раздел 1. Царство Прокариоты (1 час)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий. Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого. Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.

Раздел 2. Царство Грибы (3 часа)

Общая характеристика грибов

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Лабораторные и практические работы
Лаб. раб. № 1. Строение плесневого гриба мукора.

Лишайники

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

Раздел 3. Царство Растения (8 часов)

Общая характеристика растений

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Низшие растения

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Высшие растения

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Различные представители папоротников.

Лабораторная работа

Лаб. работа №2 «Многообразие водорослей. Распознавание отделов водоросли»

Лаб. раб № 3 «Многообразие мхов. Распознавание растений отдела Моховидные»

Отдел Голосеменные растения

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Лабораторная работа

Лаб. раб № 4 Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные и практические работы

Лаб. раб № 5 Изучение строения и многообразия бобовых и розоцветных.

Раздел 4. Царство Животные (19 часов)

Общая характеристика животных

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Подцарство Одноклеточные

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Сарк жгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Лабораторная работа

Лаб. раб № 6 «Изучение строения инфузории туфельки»

Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Тип Кишечнополостные

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

Лаб. раб №7 «Изучение строения гидры»

Тип Плоские черви

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тип круглые черви

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тип Кольчатые черви

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Лабораторная работа

Лаб. раб №8 Выявление приспособлений у дождевого червя к среде обитания

Тип Моллюски

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Членистоногие

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

Тип Иглокожие

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Тип Хордовые. Бесчерепные

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Класс Земноводные

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Класс Пресмыкающиеся

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично наземных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Класс Птицы

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Киле рудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Класс Млекопитающие

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Раздел 5. Царство Вирусы (2 час)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.






















Учебно-тематический план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Лабораторные, практические работы (для уроков физики, химии, биологии)

Контрольная работа

1

Введение

1


1

2

Царство Прокариоты

1



3

Царство Грибы

3

1


4

Царство Растения

8

4

1

5

Царство Животные

19

3

2

6

Царство Вирусы

2


1


Всего

34

8

5






































Планируемые результаты


Предметные результаты изучения

учебного предмета «Биология»

Третий год обучения

Какие умения нужно сформировать:

– характеризовать принципы классификации растений, вид как основную систематическую категорию, систему растительного мира; основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные; покрытосеменные, или цветковые);

– приводить примеры вклада российских (в том числе Г.Ф. Морозов, Н.И. Вавилов, И.В. Мичурин) и зарубежных (К. Линней, Л. Пастер) ученых в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях;

– использовать биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология, бактериология, классификация, систематика, таксон, вид, жизненная форма растений, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

– различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; грибы по изображениям, схемам, муляжам; бактерии по изображениям;

– выявлять признаки классов в строении покрытосеменных, или цветковых, признаки семейств двудольных (крестоцветные, розоцветные, мотыльковые, пасленовые, сложноцветные) и однодольных (лилейные, злаки);

– определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной карточки;

– выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

– проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному плану; делать выводы на основе сравнения;

– описывать усложнение организации растений в ходе исторического развития растительного мира на Земле;

– выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для растений, экологические группы растений;

– характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров) природных зон Земли, флору;

– приводить примеры культурных растений и их значения в жизни человека;

– перечислять меры охраны растительного мира Земли;

– раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни;

– показывать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, математике, физике, истории и литературе; создавать собственные письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии;

– использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части;

– соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

- работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

- выделять главные и существенные признаки понятий;

- составлять описание объектов;

- составлять простые и сложные планы текста;

- осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

- выявлять причинно-следственные связи;

- работать со всеми компонентами текста;

- оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Личностные результаты обучения

- формирование ответственного отношения к учению, труду;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

- формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

- формирование основ экологической культуры.



Календарно-тематический план


урока

Дата проведения



Тема урока

план

факт

1

2-6 сен


Многообразие живого и наука систематика

Раздел 1. Царство Прокариоты (1ч)

2

9-13 сен


Царство прокариоты. Входная КР

Раздел 2. Царство Грибы (3ч)

3

16-20

сентября


Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека Лабораторная работа №1

4

23-27 сен


Группа Лишайники.


5

30-4

октября


Обобщение по темам. Контрольная работа №1

Раздел 3. Царство Растения (8ч)

6

7-11

октября


Общая характеристика царства Растения.

7

14-18 октября


Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Лаб. раб № 2

8

21-25 октября


Высшие растения. Отдел Моховидные

Отдел Плауновидные

Лаб. раб. № 3

9



5-8 ноября


Отдел Хвощевидные, Отдел Папоротниковидные,

10

11-15 ноября


Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.

Лаб. Раб. № 4

11

18-22 ноября


Отдел Покрытосеменные, особенности организации.

Лаб. Раб. № 5

12

24-29 ноября


Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные

Класс Двудольные

13

2-6 декабря


Обобщение по разделу. Контрольная работа №2 «Царство Растения»

Раздел 4. Царство Животные (19ч)

14

09-13 декабря


Царство Животные.

Подцарство Одноклеточные

Тип Саркожгутиконосцы

15

16-20 декабря


Подцарство Одноклеточные

Тип Споровики. Тип Инфузории

Лаб. раб. № 6

16

23-27 декабря


Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные

Лаб. раб. № 7

17

13-17

января


Тип Плоские черви

18

20-24

января


Тип Круглые черви

19

27 -31 января


Тип Кольчатые черви

Лаб. раб. № 8

20

3 -7 февраля


Тип Моллюски

21

10-14 февраля


Тип Членистоногие

Класс Ракообразные

22

17-21 февраля


Класс Паукообразные

Класс Насекомые

23

24 -28 февраля


Тип Хордовые

Надкласс Рыбы

24

2-6 марта


Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

25

9-13 марта


Класс Земноводные

26

16-20 марта


Класс Пресмыкающиеся.

Контрольная работа №3

27

30марта -03 апреля


Класс Птицы. Внешнее строение и значение

28

6-10

апреля


Класс Птицы. Внутреннее строение

29



30

13-17 апреля



20-24 апреля


Класс Млекопитающие.

Внешнее строение


Внутреннее строение

31

27апреля-1 мая


Многообразие млекопитающих

32

4-8 мая


Обобщение и повторение

Раздел 5. Царство Вирусы (2ч)

33

11 -15 мая


Вирусы

34

18-22 мая


Итоговая контрольная работа
























Материально-техническое обеспечение


1. Примерные программы по учебным предметам Биология 5-9 классы (стандарты второго поколения) под руководством вице-президента РАО А.А.Кузнецова, академика РАО М.В.Рыжакова, члена-корреспондента РАО А.М.Кондакова. М.: «Просвещение» 2011г.


2. Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2012; (ФГОС)


3. Сонин Н.И., Сапин М.Р.  Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.


4.Сонин Н.И., Агафонова И.Б.  Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.


5.Уроки биологии Кирилла и Мефодия



6.Мультимедийное приложение к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология 7 класс. Многообразие живых организмов»

7.Биология 6-11 классы: лабораторный практикум (СD)

8.Биология. Животные. (СD)

9.Биология. Растения. (СD)



Интернет ресурсы:


http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;

http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);

http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации.



















Критерии и нормы оценивания предметных результатов

Общедидактические:

Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётами являются:

- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.

Требования к написанию школьного реферата

Зашита реферата — одна из форм проведения устной итого­вой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его зна­чение как «краткое изложение в письменном виде или в форме пуб­личного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, ре­зультатов научного исследования; доклад на определенную тему, ос­вещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Од­нако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к зтой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъ­являются к ее выполнению

1. Тема реферата и ее выбор. Основные требования к этой части реферата:
· тема должна быть сформулирована грамотно с литератур­ной точки зрения
· в названии реферата следует определить четкие рамки рас­смотрения темы, которые не должны быть слишком широ­кими или слишком узкими
· следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излиш­ней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

2. Требования к оформлению титульного листа
В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа — Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу – населенный пункт и год написания.

3. Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начи­нается культура научного труда.
Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

4. Основные требования к введению


Введение должно включать в себя краткое обоснование акту­альности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с не­выясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также пока­зать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема рефе­рата должна быть актуальна либо с научной точки зрения ум, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник ел выделить цель (или не­сколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реали­зации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее обществен­ной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.

5. Требования к основной части реферата

Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школь­ников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося мате­риала. Средний объем основной части реферата — 10 страниц. Учите­лю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить вни­мание на обоснованное распределение материала на параграфы, уме­ние формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного изразных литературных источников, также должна включать в себя соб­ственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Требования к заключению

Заключение — часть реферата, в которой формулируются выво­ды по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть чет­ким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение пробле­мы. Объем заключения 2-3 страницы.

7. Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последова­тельности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательст­ва, год издания

8. Основные требования к написанию реферата
Основные требования к написанию реферата следующие:
· Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
· Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.
· Не следует требовать написания очень объемных по количе­ству страниц рефератов.
· Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.

9. Выставление оценки за реферат
В итоге оценка складывается из ряда моментов:
• соблюдения формальных требований к реферату.
• грамотного раскрытия темы:
• умения четко рассказать о представленном реферате
· способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.



























Приложение1


Контрольно-измерительные материалы.


Контрольная работа №1 (входная)

Спецификация


Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры входящего контроля индивидуальных достижений обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Биологии».

Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)»).

2) Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

3) учебно-методический комплект по биологии Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс. М.: Дрофа, 2017

Распределение заданий по основным разделам


Разделы курса

Число заданий

Строение живых организмов

8

Жизнедеятельность организмов

12

Итого

20

Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. За верное выполнение каждого задания части А выставляется 1 балл, в другом случае – 0

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 20.


Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку

Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-9

10-13

14-17

18-20


Распределение заданий по уровню сложности

Часть А содержит 20 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных.

Все задания базового уровня сложности.

Контроль УУД:

Всего: 20 заданий ( 20 баллов – 100%).

Высокая сформированность УУД ( в): 18-20 баллов -(100% - 89%);

Средняя сформированность УУД (с): 14-17 баллов (88% - 67%);

Низкая сформированность УУД (н): 10-13 баллов (66% - 37% ).

Неудовлетворительная сформированность УУД (неуд) 0-9 баллов (33% и меньше).


Кодификатор






Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе

Код раздела

Проверяемые элементы

1

Строение живых организмов

Строение растительной и животной клетки. Ткани растений и животных. Органы и системы органов животных.

2

Жизнедеятельность организмов

Питание и пищеварение. Транспорт веществ в организме. Координация и регуляция. Бесполое и половое размножение. Рост и развитие растений и животных .

Ответы:

вопр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20






















ответ

а

в

в

а

в

а

б

в

а

в

б

а

б

б

б

б

б

б

б

б























Контрольная работа №1 (входная) по биологии 7 класс

Задание А: Выберите один правильный ответ из предложенных.

1.Ботаника – это наука изучающая:

а) растения в) человека

б) животных г) микроорганизмы

2.Растения при дыхании выделяют:

а) кислород б) водород

в) углекислый газ г) азот

3.Фотосинтез происходит в

а) лейкопластах б) рибосомах

в) хлоропластах г)лизосомах

4. Сосуд, идущий от легких к сердцу, несет кровь богатую:

а) кислородом б) азотом

в) углеродом г) углекислым газом

5. Наружный слой клетки:

а) цитоплазма б) вакуоль

в) оболочка г) ядро

6. Вены - это сосуды, несущие

а) кровь от органов к сердцу б) кровь от сердца к органам

в) венозную и артериальную кровь

7. Клеточное строение имеют:

а) растения б) все живые организмы

в) животные г) человек

8. Раздражимость характерна:

а) только для растений б) только для животных

в) для всех живых организмов

9. Стебель с листьями и почками называются

а) побег б) семенем

в) корнем г) плодом

10. Зелёную окраску листьям придают:

а) лейкопласты б) хромопласты

в) хлоропласты

11. Впервые нервная система появляется у

а) плоских червей б ) гидры в) позвоночных животных

12. Рыбы дышат:

а) жабрами б) легкими в) кожей

13. У дождевого червя кровеносная система:

а) не замкнутая б) замкнутая

14. Наружный скелет имеют:

а) простейшие б) некоторые простейшие, большинство моллюсков, членистоногие

в) только простейшие и моллюски

15. К теплокровным животным относятся:

а) насекомые

б) млекопитающие в) пресмыкающиеся

16. Растения при дыхании поглощают:

а) азот б) кислород

в) углекислый газ

17. Оплодотворение- это

а) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика б) слияние ядер мужских и женских половых клеток в) прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки

18. Нервная ткань характерна:

а) только для растений б) только для животных

в) и для растений и для животных

19. Кровь насыщенная углекислым газом называется:

а) артериальная б) венозная в) смешанная

20. У земноводных сердце

а) двухкамерное б) трехкамерное

в) четырехкамерное


































Контрольная работа №2

Спецификация

Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Биологии» за 1 четверть.

Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)»).

2) Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

3) учебно-методический комплект по биологии Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл. М.: Дрофа, 2017

Распределение заданий по основным разделам

Разделы курса

Число заданий

Царство Бактерии

5

Царство Грибы

4

Лишайники

3

Итого

12

Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. За верное выполнение каждого из заданий А1-А10 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

2.За верное выполнение задания В выставляется 2 балла.

3.Задания С оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа (максимум 3 балла).

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 15.


Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку


Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл


0-5

6-9

10-12

13-15

Распределение заданий по уровню сложности

Часть А содержит 10 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных.

Все задания базового уровня сложности.

Часть В содержит одно задание повышенного уровня сложности, с заполнением пропусков в предложении

Часть С содержит 1 задание повышенного уровня сложности: выбор правильных утверждений.

Контроль УУД:

Всего: 12 заданий ( 15 баллов – 100%).

Высокая сформированность УУД ( в): 13-15 баллов -(100% - 89%);

Средняя сформированность УУД (с): 10-12 баллов (88% - 67%);

Низкая сформированность УУД (н): 6-9 баллов (66% - 37% ).

Неудовлетворительная сформированность УУД (неуд) 0-5 баллов (33% и меньше).

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе


Код раздела

Проверяемые элементы

1

Царство Прокариоты

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

2

Царство Грибы

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

3

Лишайники

Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль лишайников в природе.



Ответы:

Задание/

/вариант1

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

I

В

Г

А

Б

Г

А

В

В

В

В


В. Лишайники – это симбиотические организмы. Они состоят из гриба и водоросли . Зеленая водоросль образует органические вещества, используемые грибом, который снабжает водоросль водой и растворенными в ней минеральными солями. Лишайники размножаются в основном вегетативно - частями слоевища.

С. 1,2,4,7.


Контрольная работа №2 по темам: «Бактерии». «Грибы». «Лишайники».

Часть А

  1. Организмы, состоящие из одной клетки и не имеющие оформленного ядра –  А)водоросли Б) мхи В) бактерии г) папоротники

  2. Шаровидные бактерии: А) бациллы Б) вибрионы В) спириллы Г) кокки

  3. Бактерии легко переносят жару и мороз так как: А) быстро размножаются Б) не дышат и не растут В) могут не питаться Г) образуют споры

  4. Гриб снабжает дерево: А) кислородом Б) водой и минеральными солями В) органическими веществами Г) крахмалом

  5. К ядовитым грибам относятся: А) подберезовик, подосиновик Б) опенок, шампиньон В) рыжик, лисичка Г) желчный гриб, мухомор

  6. К плесневым грибам относится: А) мукор Б) лисичка В) головня Г) дрожжи

  7. Слоевище лишайника состоит из: А) бактерий и водорослей Б) гриба и дерева В) гриба и водоросли Г) гриба и бактерии

  8. Для получения теста используют: А) головню Б) пеницилл В) дрожжи Г) мукор

  9. Заболевания людей и животных вызывают: А) почвенные бактерии Б) клубеньковые бактерии В) болезнетворные бактерии Г) бактерии гниения

  10. Меньше всего бактерий встречается: А) в непроветренных помещениях Б) на улицах города В) высоко в горах, в воздухе Г) в помещении кинотеатра

Часть В

Допишите предложения.

Лишайники – это _______ организмы. Они состоят из гриба и __________ . Зеленая ___________ образует _________ вещества, используемые __________, который снабжает __________ водой и растворенными в ней __________ солями. Лишайники размножаются в основном _________ - частями ___________.


Часть С

Выберите правильные утверждения.

  1. Микология – наука о грибах.

  2. Клетки грибов имеют ядра.

  3. Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.

  4. Бактерии относятся к царству прокариот.

  5. Все бактериальные клетки имеют ядро.

  6. «Бактерион» означает «палочка».

  7. Лишайники – это организмы симбионты.

  8. Лишайники нетребовательны к чистоте воздуха.

  9. Автотрофный компонент лишайника – гриб.

  10. Лишайники размножаются только половым путем.

















































Контрольная работа №3

Спецификация

Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Биологии».

Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)»).

2) Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

3) учебно-методический комплект по биологии Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл. М.: Дрофа, 2017

Распределение заданий по основным разделам

Разделы курса

Число заданий

Царство Бактерии

2

Царство Грибы

3

Лишайники

1

Царство Растения

9

Итого

15

Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1.За верное выполнение каждого из заданий А1-А12 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

2. Задания В 1, В 2 оцениваются по 2 балла, если правильно выбраны все 3 ответа; 1 балл ставится, если выбрано 2 верных ответа; 0 баллов ставится, если выбран 1 ответ или нет правильного ответа.

3. Задания С оцениваются по 1 баллу каждый верно выбранный ответ (ответ ученика должен соответствовать ответу, указанному в ключе)

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 19.


Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку

Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл


0-8

9-12

13-16

17-19


Распределение заданий по уровню сложности

Часть А содержит 12 заданий с выбором одного варианта ответа из трех предложенных.

Все задания базового уровня сложности.

Часть В содержит два задание повышенного уровня сложности, с установлением последовательности

Часть С содержит 1 задание повышенного уровня сложности: с выбором нескольких правильных ответов.

Контроль УУД:

Всего: 15 заданий ( 19 баллов – 100%).

Высокая сформированность УУД ( в): 17-19 баллов -(100% - 89%);

Средняя сформированность УУД (с): 13-16 баллов (88% - 67%);

Низкая сформированность УУД (н): 9-12 баллов (66% - 37% ).

Неудовлетворительная сформированность УУД (неуд) 0-8 баллов (33% и меньше).

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе

Код раздела

Проверяемые элементы

1

Царство Прокариоты

Формы бактерий

2

Царство Грибы

Наука о грибах. Строение, классификация грибов

3

Лишайники

Строение лишайников

4

Царство Растения

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма. Многообразие растений. Основные отделы растений.

Ответы

Часть 1 А1.— 3 А2.— 1 АЗ.— 1 А4.— 1 А5. — 3 А6.— 1 А7.— 3А8.— 3 А9.— 2 А 10.— 2А 11.— 2 А 12.— 3  Часть 2. В 1. – 2,1,3,5,7,4,6; В 2. – 1,5,6,3,4,2 Часть 3 С1 - 2,3,4

Контрольная работа №3 «Царство Растения»

Вариант - 1

Часть 1 (А) Выберите правильный ответ из трёх:

А1 Наука о грибах называется

  1. цитология

  2. ботаника

  3. микология

А2 Шарообразная форма бактерий называется

  1. кокки

  2. спириллы

  3. вибрионы

А3 Элементарная единица строения многоклеточного организма

  1. Клетка

  2. ткань

  3. орган

А4 Гриб мукор относят к классу

  1. зигомицеты

  2. аскомицеты

  3. базидомицеты

А5 Тела грибов могут быть

  1. только одноклеточными

  2. только многоклеточными

  3. одноклеточными и многоклеточными

А6 Наиболее простой тип слоевища у лишайников

  1. накипных

  2. листовых

  3. кустистых

А7 Тело водорослей имеет

  1. стебель и листья

  2. корень и стебель

  3. не расчленено на типичные органы

А8 Зелёный мох не размножается

  1. спорами

  2. частями тела

  3. половыми клетками

А9 Оплодотворение у папоротников осуществляется

  1. без участия воды

  2. только в присутствии воды

  3. при помощи ветра

А10 Голосемянные растения имеют

  1. семя и цветок

  2. только семя

  3. не имеют ни семян, ни цветка

А11 Укажите растение относящееся к Отделу Голосеменные растения

  1. тополь

  2. сибирская сосна

  3. берёза

А12 Основной признак покрытосеменных растений – наличие

  1. стебля и листьев

  2. стебля, листьев и корня

  3. цветков и плодов

Часть 2 ( В)

В 1 Расположите в правильной последовательности систематические категории растений, начиная с наименьшей

  1. род

  2. вид

  3. семейство

  4. отдел

  5. порядок

  6. царство

  7. класс









В2 Установите верную последовательность Отделов высших растений, соответствующую филогенетическому древу Царства растений:

  1. Отдел Моховидные

  2. Отдел Покрытосеменные

  3. Отдел Папоротниковидные

  4. Отдел Голосеменные

  5. Отдел Плауновидные

  6. Отдел Хвощевидные









Часть 3 (С)

С 1. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки

  1. Тело низших растений называется слоевищем.

  2. Водоросли относятся к высшим растениям.

  3. Основной признак однодольных растений – наличие двух семядолей в семени.

  4. Гаметофит папоротника представлен стеблем с листьями.

  5. Высшие растения имеют ткани.


















Контрольная работа №4

Спецификация

Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Биологии» за 3 четверть.

Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)»).

2) Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

3) учебно-методический комплект по биологии Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл. М.: Дрофа, 2017


Распределение заданий по основным разделам

Разделы курса

Число заданий

Введение

1

Царство Бактерии

1

Царство Грибы

1

Царство Растения

7

Царство Животные

11

Итого

21

Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. За верное выполнение каждого из заданий А1-А15 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 15.


Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку


Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл


0-9

10-12

11-13

14-15

Общие критерии оценивания:

Повышенный уровень – 14 - 15 баллов

Базовый уровень – 10 – 12 баллов

Низкий уровень –9 баллов и менее


КОДИФИКАТОР



Код элементов

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

задания

Код

раздела

Код контролируемого

элемента

1


Введение

А1

2


Царство Прокариоты



2.1

Многообразие, особенности строения и происхождении прокариотических организмов.

А3

3


Царство Грибы



3.1

Общая характеристика грибов. Лишайники.

А2

4


Царство Растения



4.1

Низшие растения.

А13


4.2

Высшие споровые растения.

А5, В5


4.3

Высшие семенные растения. Отдел голосеменные растения.

В1,В5


4.4

Высшие семенные растения. Отдел покрытосеменные (цветковые) растения.

А6, А7

В1, В5

5


Царство Животные



5.1

Подцарство одноклеточные.

В3


5.2

Тип Кишечнополостные.

А14


5.3

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип кольчатые черви.

А9, В2


5.4

Тип членистоногие.

А8


5.5

Тип хордовые. Подтип бесчерепные.

А15


5.6

Подтип позвоночные. Надкласс рыбы.

А10, С1


5.7

Класс земноводные.

В4


5.8

Класс пресмыкающиеся.

А11, С1


5.9

Класс птицы.

А4


5.10

Класс млекопитающие.

А12, С1




 Ответы:

Задание/

/вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

I

1

4

3

3

4

4

2

2

4

2

1

1

3

4

3



Контрольная работа №4


Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по биологии дается 40 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 15 заданий.

Часть А содержит 15 заданий (А1-А15). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Вариант 1

Часть А. При выполнении заданий А1 – А15 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1. Какую группу в систематике растений считают наиболее крупной:

1) отдел; 2) класс; 3) род; 4) семейство.

А2. Грибы выделяют в особое царство, отличающееся от царства растений, так как они:

1) неподвижны и растут всю жизнь;

2) поглощают из почвы воду и минеральные вещества;

3) содержат в клетках цитоплазму с органоидами;

4) используют для питания готовые органические вещества.

А3. В корнях бобовых растений могут поселяться бактерии

1) паразитические; 2) серобактерии; 3) клубеньковые; 4) нитробактерии.

А4. Сердце птиц состоит из

1) двух желудочков и одного предсердия; 2) двух предсердий и одного желудочка;

3) двух предсердий и двух желудочка; 4) одного желудочка и одного предсердия.

А5. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

1) узкие листья 2) образуется мало спор

3) есть воздухоносные клетки 4) отсутствуют корни

А6. Плод крестоцветного растения капусты огородной называют

1) бобом; 2) коробочкой; 3) костянкой; 4) стручком.

А7. Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столонов у картофеля?

1) рыхление; 2) окучивание; 3) пасынкование; 4) пикировка.

А8. Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют

1) членистое тело; 2) хитиновый покров;

3) брюшную нервную цепочку; 4) кровеносную систему.

А9. Окончательным хо­зя­и­ном бы­чье­го цепня является

1) ко­ро­ва; 2) овца; 3) сви­нья; 4) человек.

А10. У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?

1) двоякодышащие 2) хрящевые 3) костистые 4) костные

А11. Четырёхкамерное серд­це у

1) голубя 2) черепахи 3) змеи 4) ящерицы

А12. Число по­звон­ков в шей­ных от­де­лах по­зво­ноч­ни­ка жи­ра­фа и мыши

1) одинаково

2) у жи­ра­фа больше

3) у жи­ра­фа из­ме­ня­ет­ся вме­сте с ро­стом животного

4) у обоих из­ме­ня­ет­ся вме­сте с ростом

А13. Главным признаком низших растений принято считать

1) отсутствие семян 2) наличие спор

3) отсутствие тканей и органов 4) наличие органов

А14. Только у представителей типа кишечнополостных в теле имеются клетки

1) нервные 2) мускульные 3) чувствительные 4) стрекательные

А15.Замкнутая кровеносная система является характерным признаком

1) моллюсков 2) насекомых 3) хордовых 4) ракообразных
























Контрольная работа (итоговая) №5

Спецификация

Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Биологии» за учебный год.

Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)»).

2) Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

3) учебно-методический комплект по биологии Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл. М.: Дрофа, 2017

Распределение заданий по основным разделам

Разделы курса

Число заданий

Введение

1

Царство Бактерии

1

Царство Грибы

1

Царство Растения

7

Царство Животные

11

Итого

21

Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. За верное выполнение каждого из заданий А1-А15 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

2.За верное выполнение каждого из заданий В1–В5 выставляется по 2 балла.

3.Задания С1 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа (максимум 3 балла).

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 28.


Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку


Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл


0-9

10-17

18-23

24-28

Общие критерии оценивания:

Повышенный уровень – 18 - 26 баллов

Базовый уровень – 10 – 17 баллов

Низкий уровень –9 баллов и менее


КОДИФИКАТОР

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

задания

Код

раздела

Код контролируемого

элемента

1


Введение

А1

2


Царство Прокариоты



2.1

Многообразие, особенности строения и происхождении прокариотических организмов.

А3

3


Царство Грибы



3.1

Общая характеристика грибов. Лишайники.

А2

4


Царство Растения



4.1

Низшие растения.

А13


4.2

Высшие споровые растения.

А5, В5


4.3

Высшие семенные растения. Отдел голосеменные растения.

В1,В5


4.4

Высшие семенные растения. Отдел покрытосеменные (цветковые) растения.

А6, А7

В1, В5

5


Царство Животные



5.1

Подцарство одноклеточные.

В3


5.2

Тип Кишечнополостные.

А14


5.3

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип кольчатые черви.

А9, В2


5.4

Тип членистоногие.

А8


5.5

Тип хордовые. Подтип бесчерепные.

А15


5.6

Подтип позвоночные. Надкласс рыбы.

А10, С1


5.7

Класс земноводные.

В4


5.8

Класс пресмыкающиеся.

А11, С1


5.9

Класс птицы.

А4


5.10

Класс млекопитающие.

А12, С1




 Ответы:

Задание/

/вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

I

1

4

3

3

4

4

2

2

4

2

1

1

3

4

3




Задание/ вариант

В1

В2

В3

В4

В5

С1

I

236

134

АБББ

15342

7261

1)размножение пресмыкающихся не связано с водой(внутреннее оплодотворение, яйца с большим запасом питательных веществ, покрыты оболочкой);

2) в желудочки сердца неполная перегородка;

3) лучше развит передний мозг и мозжечок;

4) имеется шейный отдел позвоночника.


Контрольная работа № 5 (итоговая) по биологии для обучающихся 7 класса

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по биологии дается 40 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 21 задание.

Часть А содержит 15 заданий (А1-А15). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.

Часть В включает 5 заданий с кратким ответом (В1-В5). При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Часть С включает 1 задание, на которое следует дать развернутый ответ.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Вариант 1

Часть А. При выполнении заданий А1 – А15 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1. Какую группу в систематике растений считают наиболее крупной:

1) отдел; 2) класс; 3) род; 4) семейство.

А2. Грибы выделяют в особое царство, отличающееся от царства растений, так как они:

1) неподвижны и растут всю жизнь;

2) поглощают из почвы воду и минеральные вещества;

3) содержат в клетках цитоплазму с органоидами;

4) используют для питания готовые органические вещества.

А3. В корнях бобовых растений могут поселяться бактерии

1) паразитические; 2) серобактерии; 3) клубеньковые; 4) нитробактерии.

А4. Сердце птиц состоит из

1) двух желудочков и одного предсердия; 2) двух предсердий и одного желудочка;

3) двух предсердий и двух желудочка; 4) одного желудочка и одного предсердия.

А5. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

1) узкие листья 2) образуется мало спор

3) есть воздухоносные клетки 4) отсутствуют корни

А6. Плод крестоцветного растения капусты огородной называют

1) бобом; 2) коробочкой; 3) костянкой; 4) стручком.

А7. Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столонов у картофеля?

1) рыхление; 2) окучивание; 3) пасынкование; 4) пикировка.

А8. Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют

1) членистое тело; 2) хитиновый покров;

3) брюшную нервную цепочку; 4) кровеносную систему.

А9. Окончательным хо­зя­и­ном бы­чье­го цепня является

1) ко­ро­ва; 2) овца; 3) сви­нья; 4) человек.

А10. У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?

1) двоякодышащие 2) хрящевые 3) костистые 4) костные

А11. Четырёхкамерное серд­це у

1) голубя 2) черепахи 3) змеи 4) ящерицы

А12. Число по­звон­ков в шей­ных от­де­лах по­зво­ноч­ни­ка жи­ра­фа и мыши

1) одинаково

2) у жи­ра­фа больше

3) у жи­ра­фа из­ме­ня­ет­ся вме­сте с ро­стом животного

4) у обоих из­ме­ня­ет­ся вме­сте с ростом

А13. Главным признаком низших растений принято считать

1) отсутствие семян 2) наличие спор

3) отсутствие тканей и органов 4) наличие органов

А14. Только у представителей типа кишечнополостных в теле имеются клетки

1) нервные 2) мускульные 3) чувствительные 4) стрекательные

А15.Замкнутая кровеносная система является характерным признаком

1) моллюсков 2) насекомых 3) хордовых 4) ракообразных

Часть В.

При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных из шести.

В1. Какие из приведённых ха­рак­те­ри­стик ха­рак­тер­ны для од­но­доль­ных растений? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) могут быть древесными

2) одна семядоля

3) параллельное жилкование листьев

4) две семядоли

5) перистое жилкование листьев

6) мочковатая кор­не­вая система

В2.Органами чувств свободноживущих плоских червей являются? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) примитивные глаза

2) вкусовые сосочки на языке

3) органы осязания на покровах

4) органы химического чувства на теле

5) внутреннее ухо

6) органы обоняния в носовой полости

В3. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности животного и его видом.

Процесс жизнедеятельности

Вид животного

1. Фагоцитоз - захват пищи ложноножками

2. Фотосинтез

3. Движение с помощью жгутика

4. Постоянная форма тела

А) Амеба

Б) Эвглена



1

2

3

4






В4.Определите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность стадий развития лягушки. Начиная с взрослого животного. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) взрослое животное

2) головастик

3) икринка

4) оплодотворение

5) половые клетки







В5. Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПАПОРОТНИКИ

Папоротники — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — сорусах. Из споры развивается ___________ (Б) — особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ___________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима ___________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода

2) заросток

3) минеральная соль

4) проросток

5) семязачаток

6) зигота

7) споровые

8) цветковые

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

Ответ:

А

Б

В

Г






Часть С. Необходимо дать развернутый ответ.

С1. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными?


Приложение 2.

Темы проектной деятельности

(на выбор ученика)



    1. Птицы - рекордсмены.

    2. Пчелы и муравьи – общественные насекомые.

    3. Рыбы и удивительная забота о потомстве.

    4. Смертельно опасные цветы

    5. Суточная активность обитателей аквариума.

    6. Хищные птицы: дневные и ночные хищники.

    7. Экологические типы птиц

    8. Экологическое состояние хвойных растений на территории поселка...


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!