Рабочая программа по биологии 10 - 11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 10, 11 классах по курсу «Общая биология» составлена на основе образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), (программы И. Б. Морзуновой: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. - М. Дрофа, 2009 г). Информация об используемом учебнике: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2016.
Общая характеристика предмета «Биология»
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Цели учебного предмета «Биологии»
- освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
- приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Сроки реализации программы:
На изучение биологии на базовом уровне отводится согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю
10 класс – 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебных недель)
11 класс – 33 часа в год (1 час в неделю, 33 учебные недели)
№ | Тема | Количество часов | Лабораторные и практические работы |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. | 3 | - |
2. | Учение о клетке. | 13 | 3 лаб. раб |
3. | Организм. | 8 | 1 лаб.+1 практ. |
4. | Основы генетики и селекции. | 10 | 1 практ. |
5. | Итого: | 34 | 4 лаб., 2 практ. |
Учебный план 10 класс
№ | Тема | Количество часов | Лабораторные работы |
Раздел 1. Вид 24 |
1. | История эволюционных людей. | 4 | 1 |
2. | Современное эволюционное учение. | 12 | 2 |
3. | Происхождение жизни на Земле. | 4 | 1 |
4. | Происхождение человека. | 4 | 2 |
Раздел 2. Экосистема 9 |
1. | Экологические факторы. | 3 | |
2. | Структура экосистемы. | 3 | 5 |
3. | Биосфера – глобальная экосистема. | 1 | |
4. | Биосфера и человек. | 2 | 2 |
5. | Итого | 33 | 13 |
Учебный план 11 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Общая биология»
Личностные результаты освоения:
- самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиск и устранение причин возникших трудностей;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.);
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Метапредметные результаты:
- самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- формулирование полученных результатов;
- участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными элементами прогнозирования;
- объяснять роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира на уровне объект- свойство, явление- процесс- закономерность, теория, принцип;
- умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий;
- умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов;
- умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов;
- Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах;
- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Предметные результаты освоения:
Знать и понимать:
1.основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
2.особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
3.особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
4.причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь:
приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории , законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влиянии алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенныеизменения в биосфере;
аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении
утопающего.
Содержание учебной программы 10 класса
34 часа в год (1 час в неделю)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа).
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации. Биологические системы. Уровни организации живой природы. Методы познания живой природы.
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ (13 часов).
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом вклетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации. Строение молекулы белка. Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК. Строение клетки.
Строение клеток прокариот и эукариот. Строение вируса. Хромосомы. Характеристика гена. Удвоение молекулы ДНК.
Лабораторная работа № 1. Изучение каталитической активности ферментов.
Лабораторная работа № 2. Наблюдение клеток животных, растений, бактерий под микроскопом.
Лабораторная работа № 3. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
ОРГАНИЗМ (8 часов).
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Лабораторная работа № 4 . «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»
Практическая работа № 1. Опыты по изучению фотосинтеза.
ГЕНЕТИКА и СЕЛЕКЦИЯ (10 часов)
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Половые клетки. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Гибридизация. Исследования в области биотехнологии.
Практическая работа № 2. «Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой»
Содержание программы 11 класса
(33ч год, 1 час в неделю)
Раздел 1. ВИД - 21 часа.
Тема № 1. История эволюционных идей - 4 часа
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема № 2. Современное эволюционное учение - 12 часов
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс.
Лабораторная работа № 1 . «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Лабораторная работа № 2. «Выявление изменчивости у особей одного вида»
Лабораторная работа № 3. «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»
Промежуточный контроль по изученным темам.
Тема № 3. Происхождение жизни на Земле – 4 часа
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарин – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Лабораторная работа № 4. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни »
Тема № 4. Происхождение человека - 4 часа
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение рас. Видовое единство рас.
Лабораторная работа № 5. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека »
Лабораторная работа № 6. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих какдоказательство их родства»
Промежуточный контроль по теме «Происхождение человека»
Раздел 2. ЭКОСИСТЕМА – 12 часов.
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистемы. Влияние человека. Агроценозы.
Лабораторная работа № 7. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистемах»
Лабораторная работа № 8. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»
Лабораторная работа № 9. «Решение экологических задач»
Лабораторная работа № 10. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
Лабораторная работа № 11. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности»
Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура. Учение Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ. Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Пути решения проблем. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное
использование природных ресурсов.
Лабораторная работа № 12. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»
Лабораторная работа № 13. «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»
Контроль по теме «Экосистема»
Итоговый урок
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС. «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» 34 часа.
к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой.
№ | ТЕМА | Часы | д/з | ЗУН | Общие учебные умения и навыки | Способы деятельности учащихся |
Раздел 1: Биология как наука. Методы научного познания (3) |
1 | Введение. Краткая история развития биологии. | 1 | п.1. стр. 6-11, вопр. 1-7, повт. Стр. 12-14. п.2. стр. 15-18, вопр. 1-8, повт. стр. 19-21. | Познакомить с историей развития биологии. 1. Раскрыть сущность понятия жизнь. 2. Углубить знания о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого. | Вести краткую запись в тетрадях. Уметь вычленять критерии живого при изучении природных объектов. | 1. Отвечают на вопросы, выбирают вопросы, на которые будут отвечать. |
2 | Входной контроль | 1 | . | Входной контроль | | |
3 | Сущность жизни и Свойства живого. Уровни организации живых организмов. | 1 | п. 3. стр. 21-25, вопр. 1-6, повт. стр. 26-29 | Углубить знания о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого. Уровни организации живых организмов. | | 1.Индивидуальный ответ у доски. 2.Работа со схемой в учебник |
Раздел 2: Учение о клетке (13) |
4-5 | История изучения клетки. Клеточная теория. Химический состав клетки. | 2 | п.4 -5. стр. 30-41, вопр.1-7; индивид. 1-4;повт. стр. 41-42. | Раскрыть роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки. | Совершенствовать навыки логического мышления. Анализировать факты. | Частично - поисковая, репродуктивная деятельность |
6 | Неорганические вещества клетки. | 1 | п.6. стр. 42-46, вопр. 1-5; повт. стр.46-48, задания по выбору. | Рассмотреть особенности строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью в клетке. | Делать выводы о значении макро- и микроэлементов; роли воды в процессе обмена веществ | Частично - поисковая, репродуктивная деятельность. |
7 | Органические вещества. Общая характеристика Липиды. | 1 | п. 7. стр.48-51, вопр.1-6;задания 1-3, повт. стр. 52- 53. | Раскрыть особенности строения органических веществ. Углубить знания об особенностях строения молекулы жиров. | Уметь выявлять взаимосвязь строения и функций веществ. Вести краткую запись в тетради. | Работа в тетрадях. |
8 | Органические вещества. Углеводы. Белки. | 1 | п. 8. стр. 54-59, вопр. 1-7, зада н. 1-5; повт. стр. 60-62. | Углубить и обобщить знания о строении и функциях полисахаридов. | Устанавливать связь между строением и функциями веществ. | Частично - поисковая работа. |
9 | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. | 1 | п. 9 стр. 63-68 вопр.1-7, задания 1-3. | Охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот. Углубить знания об особенностях строения и функциях различных видов РНК. | Уметь схематично изображать участки ДНК. Вести краткую запись в тетрадях.Уметь давать сравнительную характеристику РНК и ДНК. | Участие в повторении по основным понятиям. Отвечают на вопросы. Индивидуальная работа. .Работают с текстом, анализируют, делают вывод. |
10-11 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. | 2 | п. 10 стр.69-79, вопр.1-5,зада ния 1- 4; доп. стр. 79-82. | Конкретизировать знания об особенностях строения и функций органоидов клетки. | Уметь работать с текстом и рисунками учебника. Уметь делать выводы. | Лабораторная работа № 1. «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом». |
12 | Строение ядра. Хромосомы. | 1 | п. 11 стр. 82- 87 вопр. 1-8, зада ния 1-3. | Углубить знания о ядре как о важнейшем компоненте клетки. Раскрыть функции ядра в клетке. | Выявлять взаимосвязь строения и функции ядра. Делать записи в тетрадях. | Лабораторная работа № 2 по теме «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах». |
13 | Прокариотическая клетка. | 1 | п. 12 стр. 87- 91, вопр. 1-5, задания 1-6; повт. стр. 92-93 | Раскрыть особенности протекания митоза. | Отвечать на вопросы. Обсуждать проблему, находить причинно- следственные связи, делать выводы. | Репродуктивная, частично - Поисковая деятельность. |
14 | Реализация наследственной информации в клетке. | 1 | п. 13. стр. 94-99, вопр.1-6; задания 1-7. | Сформировать представление об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка. Объяснить сущность матричных реакций. | Работать с рисунком, составлять схему в тетради. Отвечать на вопросы, решать задачи. | Частично – поисковая деятельность. |
15 | Неклеточная форма жизни - вирусы. | 1 | п. 14 стр. 100 - 105, вопр. 1-6; задания 1-8; повт. стр. 106-109. | Познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей. | Уметь обсуждать поставленные проблемные вопросы, делать соответствующие выводы. Конспектировать. | Групповые и индивидуальные способы. |
16 | Промежуточный контроль по теме «Клетка» | 1 | | Промежуточный контроль1-6 задания 1-8; повт. стр.106-109; индивид. сообщения образовательных достижений. | | |
Раздел 3: Организм (8) |
17 | Организм - единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и энергии. Энергетически й обмен. | 1 | п. 15 стр. 111-116, вопр. 1-5; зада ния 1-5; п. 16 стр. 116-121; вопр. 1-6, задания 1-3. | | Отвечать на проблемные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное. Отвечать на проблемные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное. | Репродуктивная, частично - поисковая деятельность. Репродуктивная, частично - поисковая деятельность. |
18 | Пластический обмен. Фотосинтез. | 1 | п. 17 стр.122-125 вопр.1-7 зада н.1-5. | Сформировать представление об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка. Углубить знания учащихся о фотосинтезе. Обосновать космическую роль зелёных растений. Сформировать представление о хемосинтезе. | Отвечать на проблемные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное. | Практическая работа № 1 по теме «Опыты по изучению фотосинтеза» |
19 | Деление клетки. Митоз. | 1 | п.18 стр. 125-131, вопр. 1-5, задания 1-2 повт. стр 131-133. | Раскрыть особенности протекания митоза. | Отвечать на проблемные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное. | Работа с текстом учебника. Работа по рисунку учебника. Устный ответ. Составление конспекта. |
20 | Размножение: бесполое и половое | 1 | п.19 стр 133-138, вопр. 1-7 задания 1-6. Повт. стр. 138-140. | Расширить и углубить знания о бесполом размножении. Создать представление об эволюции полового размножения. Познакомить со спецификой половых клеток – гамет. | Уметь написать характеристику бесполого размножения. Отвечать на вопросы. Составлять схему в тетрадях. Отвечать на проблемные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное. | Лабораторная работа № 3 по теме «Изучение клеток дрожжей под микроскопом» |
21 | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | п. 20 стр. 140-147, вопр.1-6, зада ния 1-2 | Познакомить учащихся со спецификой строения половых клеток. Сформировать представление об этапах созревания гамет у человека и животных. | Комментировать, отвечать на вопросы, Рецензировать ответы товарищей. Слушать, строить схемы. | Работа в тетрадях. Составление схемы. Работа по рисунку, частично поисковая деятельность. |
22 | Оплодотворение | 1 | п. 21 стр. 147- 151 вопр. 1-4 повт. стр. 152 | Расширить знания учащихся о процессе оплодотворения. Познакомить с краткой историей учения об онтогенезе. Сформировать знания об эмбриональном развитии. | Формулировать определение. Уметь правильно характеризовать события, происходящие при двойном оплодотворении у цветковых растений. Работать с информационными листами. Работать с учебником. | Отмечают основные этапы развития эмбриологии. Работа по учебнику. Отвечают на вопросы. |
23 | Индивидуальное развитие организмов. | 1 | п. 22 стр. 152-157, вопр. 1-8 зада ния 1-4; повт. стр.158-159. | Продолжить формирование и углубление знаний об эмбриональном развитии организмов на основе изучения закономерностей органогенеза. | Выполнять тестовое задание. Работать с текстом и рисунками. Обсуждать , делать выводы. | Ученики работают с текстом и рисунками Обсуждают возникшие ситуации. |
24 | Онтогенез человека. Репродуктивно е здоровье. | 1 | п.23 стр. 160-166, вопр.1-5,зада ния 1-4. | Сформировать знания о закономерностях постэмбриональног о развития животных. Продолжить формирование и углубление знаний о постэмбриональном развитии, рассмотреть онтогенез растений. | Строить схему «Виды постэмбрионального развития».Обсуждать результаты. Уметь сравнивать. Слушать внимательно учителя. | Работа по группам Обсуждение результатов работы групп Работа фронтальная. Отвечают на вопросы. |
Раздел 4: Основы генетики и селекции (10) |
25 | Генетика -наука о закономерностях наследственнос ти и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. | 1 | п.24 стр. 167- 170, вопр. 1-4, зада ния 1-3. | Познакомить учащихся с основными генетическими понятиями и терминами. | Уметь правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Работать самостоятельно с учебником. | Выписывают понятия, отвечают на вопросы, обсуждают. Осуществляют самоконтроль. |
26 | Закономерности и наследования. Моногибридное скрещивание. | 1 | п. 25 стр. 170-176, вопр. 1-7, задания 1-3. | Продолжить знакомство учащихся с опытами Г.Менделя. Сформировать знания о моногибридном скрещивании. Дать определения первого и второго законов Г. Менделя. | Уметь слушать, задавать вопросы. Делать записи в тетрадях. Заполнять схему. Решать задачи. | Работают в тетрадях. Объясняют смысл записей. Решают задачи. |
27 | Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. | 1 | п. 26 стр.176-180, вопр.1-5,зада н.1-3 доп.мате р. стр.181-184. | Ввести понятие о дигибридном скрещивании, и сформулировать третий закон Г. Менделя. | Уметь решать генетические задачи. | Работают самостоятельно по вариантам. Решают задачи. |
28 | Хромосомная теория наследственнос ти. | 1 | п. 27 стр. 184-187, вопр.1-5 зада н.1-2. | Конкретизировать знания о хромосомном механизме определения пола, об особенностях половых хромосом, аутосом. | Отвечать на вопросы. | Работают у доски, самостоятельно по заданиям. |
29 | Современные представления о гене и геноме. | 1 | п. 28 стр. 188-191 вопр. 1-4Задан.1-3; допол.стр.194- 196. | .Дать представление о геноме человека. | Отвечать на вопросы. | Составляют схему в тетрадях. Работа с текстом учебника. |
30 | Генетика пола. | 1 | п.29. стр. 197- 203, вопр. 1-7 задан.1-2. | Конкретизировать знания о хромосомном механизме определения пола, об особенностях половых хромосом. | Уметь классифицировать формы изменчивости, сравнивать их друг с другом, приводить примеры. | Составляют схему в тетрадях. Работа с текстом учебника. |
31 | Изменчивость: наследственная и ненаследственная. | 1 | п. 30 стр. 203-208, вопр. 1-6 зада ния 1-6. | Сформировать знания о модификационной и комбинативной изменчивости, причинах ее проявления, влияние на организм. | Обсуждать информацию. Делать сообщения. Описывать фенотип растения. | Практическая работа № 2 по теме «Изучение Модификацион ной изменчивости. Построение вариационной кривой» |
32 | Генетика и здоровье человека. | 1 | п. 31 стр. 208- 215, вопр. 1-7 | Наследственные заболевания. Сформировать взгляды учащихся о здоровом образе жизни. | | |
33 | Селекция: основные методы достижения. | 1 | П.32 стр.219-227, вопр 1-9. | Познакомить учащихся с краткой историей селекции. Раскрывать значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Сформировать знания об основных методах и направлениях селекции. | Обсуждать, оценивать индивидуальные сообщения учащихся, давать определения. Чертить схему. Заполнять таблицу. | Работают в тетрадях. Заполняют таблицу |
34 | Итоговый контроль, Биотехнология: достижения и перспективы развития. | 1 | | Урок контроля и коррекции знаний и умений | | |
ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС. «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» 33 ЧАСА
к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой.
№ | ТЕМА | ЧАС | Д/З | З У Н | Основные виды деятельности учащихся |
| Тема: История эволюционных идей. Современное эволюционноеучение. Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека. | 21 | | Познакомить учащихся с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды Человеческой истории. | |
1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея. | 1 | п. 1 стр.3 -11, вопр.1-5 задан.1-3; повт. стр. 11-12. | Сформировать знания о системе Органической природы, созданной К. Линнеем: о вкладе К. Линнея в Биологию. | Оценивать вклад различных учёных в развитие биологии. |
2 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 | п. 2 стр. 13-17 вопр.1-4, задан. 1-4. | Продолжить формирование знаний о развитии и углублении взглядов на развитие жизни на Земле. Сформировать знания о первой Эволюционной теории Ж.Б.Ламарка. | Оценивать вклад Ж. Б. Ламарка в развитие биологии. |
3 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 | п. 3 стр. 17-21, вопр. 1-5, задан. 1-3. | Познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально – экономических условий начала 19 века. | Оценивать предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. |
4 | Эволюционная теория Чарльза Дарвина. | 1 | п. 4 стр.21- 29, вопр. 1- 7, задан.1-2. | Познакомить с идеями основных Положений эволюционной теории Ч. Дарвина. Раскрыть сущность идеи искусственного и естественного отбора. | Характеризовать содержание эволюционной теории Чарльза Дарвина. |
5 | Вид: критерии и структура. | 1 | п. 5 стр. 30-33, вопр. 1- 7, задан.1-5. | Углубить и расширить знания о виде как компоненте эволюционного процесса. Сформировать знания о критериях | Определять и характеризовать критерии вида. Лабораторная работа № 1. «Описание особей вида по морфологическому критерию» |
6 | Популяция как структурная единица вида и эволюции. | 1 | п. 6 стр. 34-39, вопр. 1- 5; задан. 1- 5 по выбору. п. 7 стр. 39-42, вопр. 1-5, задан. 1-2. | | Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и эволюции. |
7 | Факторы эволюции. | 1 | п. 8 стр. 42-46, вопр. 1-7, задан. 1-5 по выбору. | | Характеризовать основные факторы эволюции. Лабораторная работа № 2. «Выявление изменчивости у особей одного вида» |
8 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | 1 | п. 9 стр. 47- 52, вопр. 1- 5, задан. 1-2. доп. стр. 52. | Расширить и углубить знания о естественном отборе в свете Современных концепций эволюции. сформировать знания о разных формах естественного отбора. | Называть причины изменения генофонда популяции. |
9 | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора | 1 | п. 10 стр. 53-59, вопр. 1-6. | Сформировать конкретные знания О приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведении животного. | Характеризовать основные виды адаптации организмов к условиям обитания. Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» |
10 | Видообразование как результат эволюции. | 1 | п. 11 стр. 62- 66. вопр. 1- 5, индив. задание. | Углубить и расширить понятие «микроэволюция», раскрыть способы видообразования. | Сравнивать основные пути и способы видообразования и делать выводы. |
11 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | 1 | п. 12. стр.68- 71, вопр.16, задан.1- 2; доп. материал стр. 72- 75. | Сформировать знания о макроэволюции; раскрыть основные направления эволюции; показать роль человека в биологическом регрессе. | Доказывать, что сохранение многообразия видов является основой устойчивого развития биосферы. |
12 | Доказательство эволюции органического мира. | 1 | п. 13 стр.75- 82, вопр. 1-5 задан. 1-3; доп. материал стр. 83-84. | Раскрыть общие закономерности эволюционного процесса; проанализировать явление дивергенции и конвергенции. | Приводить доказательства эволюции органического мира. |
13 | Промежуточный контроль | 1 | | | Урок контроля и коррекции знаний |
14 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | 1 | п. 14 стр. 85-89, вопр. 1-6, задан. 1-2. | Сформировать знания об основных гипотезах происхождения жизни. | Анализировать и оценивать различные гипотезы. Лабораторная работа № 4. «Анализ и оценкаразличных гипотез происхождения жизни» |
15 | Современные представления о возникновении жизни. | 1 | п. 15 стр. 89- 95, вопр. 1-6. задан. 1-3; доп.материал стр.95-96. | Сформировать знания об основных теориях происхождения жизни. | Анализировать и оценивать работы С. Миллера и А. И. Опарина. |
16 | Развитие жизни на Земле. | 1 | п. 16 стр. 96-103, вопр.стр.1-9, задан. 1-5 по выбору, доп.материал стр.104-106. | Сформировать знания об особенностях флоры и фауны самых ранних эр органического мира. Дать характеристику геологическим процессам протерозоя и палеозоя; углубить знания эволюционных закономерностей. На основе характеристики особенностей климата в мезозое сформировать знания об ароморфозах растений и животных. Охарактеризовать кайнозой. | Характеризовать основные этапы биологической эволюции на Земле. |
17 | Гипотезы происхождения человека. | 1 | п. 17 стр. 106- 109, вопр. 1- 5, задан. 1-2. | Познакомить с основными взглядами учёных на проблему. | Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека. Лабораторная работа |
18 | Положение человека в системе животного мира. | 1 | п. 18 стр. 109- 115, вопр. 1-5, задан. 1-6 по выбору; доп. стр. 115. | Познакомить с данными сравнительной анатомии, эмбриологии. | Определять положение человека в системе животного мира. Лабораторная работа № 6. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» |
19 | Эволюция человека. | 1 | п. 19 стр.115-121, вопр.. 1- 6, задан. стр 1- 6 (по выбору). | Раскрыть движущие силы эволюции человека; сформировать знания особенностей строения и жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей. | Характеризовать основные этапы антропогенеза. |
20 | Человеческие расы. | 1 | п. 20 стр. 121- 125, вопр. 1-5; задан. 1-7. | | Знакомиться с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения рас. |
21 | Промежуточный контроль по теме «Происхождение человека» | 1 | | | Урок контроля и коррекции знаний |
Экологические факторы. Структура экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек. 12 |
22 | Организм и среда. Экологические факторы. | 1 | п. 21 стр. 128- 133, вопр. 1- 5, задания 1-5 | Раскрыть взаимодействие факторов среды; сформировать знания об ограничивающем факторе; о результатах проявления его действия. Охарактеризовать воздействие факторов среды на организм, раскрыть сущность понятия «экологическая система». | Определять основные задачи современной экологии. |
23 | Абиотические факторы среды. | 1 | п. 22 стр. 133- 138, вопр. 1-4, задания1-4 | Продолжить углубление и расширение экологических знаний на основе изучения учащимися действия на организмы важнейших абиотических факторов. | Характеризовать абиотические факторы среды. |
24 | Биотические факторы среды | 1 | п. 23 стр. 139- 144, вопр. 1-6, задание 1-3, доп матер. стр. 144-145. | Расширить и углубить знания об экологических факторах; показать Взаимоотношения между организмами. | Описывать основные биотические факторы среды. |
25 | Структура экосистем. | 1 | п.24 стр. 146-151, вопр. 1- 5, задание 1-4 | | Выделять существенные признаки экосистем. |
26 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | 1 | п.25.стр. 152- 155, вопр. 1- 5, задание 1-2. | Показать взаимоотношения между организмами, скрыть сущность отношений между организмами; сформировать умения различать проявления разных форм симбиоза. | Лабораторная работа №7. «Составление схем передачи веществ и энергии» |
27 | Причины устойчивости и смены экосистем. | 1 | п.26 стр. 156-159, вопр.1- 4, задание 1-3. | Продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений. | Лабораторная работа № 8. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» Лабораторная работа № 9. «Решение экологических задач» |
28 | Влияние человека на экосистемы. | 1 | п.27 стр.159-162, вопр. 1-4, задание1-4. | | Лабораторная работа № 10.«Выявление Антропогенных изменений в экосистемах своейместности» Лабораторная работа № 11.«Сравнительная Характеристика природных экосистем и агросистем своей местности» |
29 | Биосфера – глобальная экосистема. | 1 | п.28 стр.162- 171, вопр. 1- 5, Задание 1-4; | | Раскрыть содержание учения Вернадского В.И. |
30 | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | 29 вопр. 1- 6, задание 1-3; допол. стр. 171-172. | Создать представления о биосфере на основе главных признаков; сформировать знания о границах биосферы; познакомить с учением В.И.Вернадского о биосфере. | Характеризовать роль живых организмов в биосфере. |
31 | Биосфера и человек. | 1 | п. 30 стр.172- 180, вопр. 1-4, задание1-7по выбору. | Раскрыть сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере. | Лабораторная работа № 12. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» |
32 33 | Основные экологические проблемы современности. Пути решения экологических проблем. | 1 | п. 31 стр. 180- 193, вопр1-4, задание1-8 по выбору. | Предлагать путирешения экологических проблем | Лабораторная работа № 13. «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения» |
33 | Итоговый урок | 1 | | | Контроль и коррекция знаний |
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
Список литературы:
1. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 112с.
2. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5 -11 классы.– М.: Дрофа, 2010.
3.. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.
4. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс», Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:Дрофа, 2009 г.
5. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.: Дрофа, 2002 г.
Интернет-ресурсы:
1.Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко. http://www.kozlenkoa.narod.ru
2. Проблемы эволюции http://www.macroevolution.narod.ru
3 .Теория эволюции как она есть. http://evolution.powernet.ru
4. Чарлз Дарвин: биография и книги .http://charles-darwin.narod.ru
5. Экологическое образование детей и изучение природы России. http://www.ecosystema.ru
6. сайт htt:// f ejon.edu.pu.
7. сайт htt://school-collectjon.edu.ru.
8. сайт http://www.drofa.ru.
Учебно-лабораторное оборудование и техническое оснащение образовательного процесса:
1.Таблицы.
2. Натуральные объекты.
3. Гербарии.
4. Модели.
5. Определители растений.
6. Микроскопы.
7. Микропрепараты.
8. Лабораторное оборудование.
22