СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 10-11 кл.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10-11 кл.»

Рабочая программа по биологии 10 - 11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 10, 11 классах по курсу «Общая биология» составлена на основе образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), (программы И. Б. Морзуновой: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. - М. Дрофа, 2009 г). Информация об используемом учебнике: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2016.

Общая характеристика предмета «Биология»

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Цели учебного предмета «Биологии»

- освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

- ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

- воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

- приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Сроки реализации программы:

На изучение биологии на базовом уровне отводится согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю

10 класс – 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебных недель)

11 класс – 33 часа в год (1 час в неделю, 33 учебные недели)









Тема

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

3

-

2.

Учение о клетке.

13

3 лаб. раб

3.

Организм.

8

1 лаб.+1 практ.

4.

Основы генетики и селекции.

10

1 практ.

5.

Итого:

34

4 лаб., 2 практ.



Учебный план 10 класс











Тема

Количество часов

Лабораторные работы

Раздел 1. Вид 24

1.

История эволюционных людей.

4

1

2.

Современное эволюционное учение.

12

2

3.

Происхождение жизни на Земле.

4

1

4.

Происхождение человека.

4

2

Раздел 2. Экосистема 9

1.

Экологические факторы.

3


2.

Структура экосистемы.

3

5

3.

Биосфера – глобальная экосистема.

1


4.

Биосфера и человек.

2

2

5.

Итого

33

13



Учебный план 11 класс
























Планируемые результаты освоения учебного предмета «Общая биология»


Личностные результаты освоения:

- самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиск и устранение причин возникших трудностей;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.);

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.


Метапредметные результаты:

- самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- формулирование полученных результатов;

- участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными элементами прогнозирования;

- объяснять роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира на уровне объект- свойство, явление- процесс- закономерность, теория, принцип;

- умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий;

- умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов;

- умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

- Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов;

- Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах;

- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.


Предметные результаты освоения:

Знать и понимать:

1.основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

2.особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

3.особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

4.причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.


Уметь:

приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;

приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории , законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влиянии алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенныеизменения в биосфере;

аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;

выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;

устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении

утопающего.






Содержание учебной программы 10 класса

34 часа в год (1 час в неделю)


ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа).

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации. Биологические системы. Уровни организации живой природы. Методы познания живой природы.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ (13 часов).

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом вклетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации. Строение молекулы белка. Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК. Строение клетки.

Строение клеток прокариот и эукариот. Строение вируса. Хромосомы. Характеристика гена. Удвоение молекулы ДНК.

Лабораторная работа № 1. Изучение каталитической активности ферментов.

Лабораторная работа № 2. Наблюдение клеток животных, растений, бактерий под микроскопом.

Лабораторная работа № 3. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.


ОРГАНИЗМ (8 часов).

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Лабораторная работа № 4 . «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»

Практическая работа № 1. Опыты по изучению фотосинтеза.


ГЕНЕТИКА и СЕЛЕКЦИЯ (10 часов)

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Половые клетки. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Гибридизация. Исследования в области биотехнологии.

Практическая работа № 2. «Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой»












Содержание программы 11 класса

(33ч год, 1 час в неделю)


Раздел 1. ВИД - 21 часа.

Тема № 1. История эволюционных идей - 4 часа

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема № 2. Современное эволюционное учение - 12 часов

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс.

Лабораторная работа № 1 . «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа № 2. «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Лабораторная работа № 3. «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Промежуточный контроль по изученным темам.

Тема № 3. Происхождение жизни на Земле – 4 часа

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарин – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Лабораторная работа № 4. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни »

Тема № 4. Происхождение человека - 4 часа

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение рас. Видовое единство рас.

Лабораторная работа № 5. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека »

Лабораторная работа № 6. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих какдоказательство их родства»

Промежуточный контроль по теме «Происхождение человека»

Раздел 2. ЭКОСИСТЕМА – 12 часов.

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистемы. Влияние человека. Агроценозы.

Лабораторная работа № 7. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистемах»

Лабораторная работа № 8. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»

Лабораторная работа № 9. «Решение экологических задач»

Лабораторная работа № 10. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Лабораторная работа № 11. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности»

Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура. Учение Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ. Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Пути решения проблем. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное

использование природных ресурсов.

Лабораторная работа № 12. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

Лабораторная работа № 13. «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

Контроль по теме «Экосистема»

Итоговый урок















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС. «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» 34 часа.

к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой.

ТЕМА

Часы

д/з

ЗУН

Общие учебные умения и навыки


Способы деятельности учащихся

Раздел 1: Биология как наука. Методы научного познания (3)

1

Введение. Краткая история развития биологии.

1

п.1. стр. 6-11, вопр. 1-7, повт. Стр. 12-14. п.2. стр. 15-18, вопр. 1-8, повт. стр. 19-21.

Познакомить с историей развития биологии. 1. Раскрыть сущность понятия жизнь. 2. Углубить знания о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого.

Вести краткую запись в тетрадях. Уметь вычленять критерии живого при изучении природных объектов.

1. Отвечают на вопросы, выбирают вопросы, на которые будут отвечать.

2

Входной

контроль

1

.

Входной контроль



3

Сущность жизни и

Свойства живого. Уровни организации

живых

организмов.

1

п. 3. стр. 21-25, вопр. 1-6, повт. стр. 26-29

Углубить знания о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого. Уровни организации живых

организмов.



1.Индивидуальный ответ у доски.

2.Работа со схемой в учебник

Раздел 2: Учение о клетке (13)

4-5

История изучения

клетки. Клеточная

теория. Химический

состав клетки.

2

п.4 -5. стр. 30-41,

вопр.1-7; индивид.

1-4;повт. стр. 41-42.

Раскрыть роль катионов и анионов в жизнедеятельности

клетки.

Совершенствовать навыки логического мышления.

Анализировать факты.

Частично - поисковая,

репродуктивная деятельность

6

Неорганические вещества клетки.

1

п.6. стр. 42-46,

вопр. 1-5; повт.

стр.46-48, задания

по выбору.

Рассмотреть особенности

строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью в клетке.

Делать выводы о значении макро- и микроэлементов;

роли воды в процессе

обмена веществ

Частично - поисковая,

репродуктивная деятельность.

7

Органические

вещества.

Общая характеристика

Липиды.

1

п. 7. стр.48-51,

вопр.1-6;задания 1-3, повт. стр. 52-

53.

Раскрыть особенности строения

органических веществ. Углубить

знания об особенностях строения молекулы жиров.

Уметь выявлять взаимосвязь строения и функций веществ. Вести краткую запись в тетради.

Работа в тетрадях.

8

Органические

вещества.

Углеводы.

Белки.

1

п. 8. стр. 54-59,

вопр. 1-7, зада

н. 1-5; повт. стр. 60-62.

Углубить и обобщить знания о

строении и функциях

полисахаридов.

Устанавливать связь

между строением и

функциями веществ.

Частично - поисковая работа.

9

Органические

вещества.

Нуклеиновые

кислоты.

1

п. 9 стр. 63-68

вопр.1-7, задания 1-3.

Охарактеризовать особенности

строения молекул нуклеиновых

кислот. Углубить знания об

особенностях строения и

функциях различных видов РНК.

Уметь схематично

изображать участки ДНК. Вести краткую запись в тетрадях.Уметь давать сравнительную

характеристику РНК

и ДНК.

Участие в повторении по

основным понятиям.

Отвечают на вопросы.

Индивидуальная работа. .Работают с текстом,

анализируют, делают вывод.

10-11

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Органоиды.

2

п. 10 стр.69-79,

вопр.1-5,зада

ния 1- 4; доп. стр.

79-82.

Конкретизировать знания об

особенностях строения и функций

органоидов клетки.

Уметь работать с текстом и рисунками учебника. Уметь делать выводы.

Лабораторная работа № 1. «Изучение

строения растительной и

животной клеток под

микроскопом».

12

Строение ядра.

Хромосомы.

1

п. 11 стр. 82- 87

вопр. 1-8, зада

ния 1-3.

Углубить знания о ядре как о

важнейшем компоненте клетки.

Раскрыть функции ядра в клетке.

Выявлять взаимосвязь строения и функции ядра.

Делать записи в тетрадях.

Лабораторная работа № 2 по теме «Изучение

хромосом на готовых микропрепаратах».

13

Прокариотическая клетка.

1

п. 12 стр. 87- 91,

вопр. 1-5, задания 1-6; повт. стр. 92-93

Раскрыть особенности протекания митоза.

Отвечать на вопросы.

Обсуждать проблему,

находить причинно-

следственные связи,

делать выводы.

Репродуктивная, частично -

Поисковая деятельность.

14

Реализация

наследственной

информации в

клетке.

1

п. 13. стр. 94-99,

вопр.1-6; задания 1-7.

Сформировать представление об

основном процессе метаболизма –

биосинтезе белка. Объяснить

сущность матричных реакций.

Работать с рисунком,

составлять схему в

тетради. Отвечать на

вопросы, решать задачи.

Частично – поисковая

деятельность.

15

Неклеточная

форма

жизни -

вирусы.

1

п. 14 стр. 100 - 105, вопр. 1-6; задания 1-8; повт.

стр. 106-109.

Познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в

природе и жизни людей.

Уметь обсуждать

поставленные проблемные вопросы, делать соответствующие выводы. Конспектировать.

Групповые и

индивидуальные способы.

16

Промежуточный контроль по теме «Клетка»

1


Промежуточный контроль1-6

задания 1-8; повт. стр.106-109;

индивид. сообщения образовательных достижений.



Раздел 3: Организм (8)

17

Организм -

единое целое.

Многообразие

организмов.

Обмен веществ

и энергии. Энергетически й обмен.

1

п. 15 стр. 111-116,

вопр. 1-5; зада

ния 1-5; п. 16 стр.

116-121; вопр. 1-6, задания 1-3.


Отвечать на проблемные

вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Отвечать на проблемные

вопросы, работать с

текстом учебника,

выделять главное.

Репродуктивная, частично -

поисковая деятельность.

Репродуктивная, частично -

поисковая деятельность.

18

Пластический

обмен.

Фотосинтез.

1

п. 17 стр.122-125

вопр.1-7 зада

н.1-5.

Сформировать представление об

основном процессе метаболизма –

биосинтезе белка. Углубить знания

учащихся о фотосинтезе. Обосновать космическую роль

зелёных растений. Сформировать

представление о хемосинтезе.

Отвечать на

проблемные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Практическая работа № 1 по теме «Опыты по

изучению фотосинтеза»

19

Деление клетки. Митоз.

1

п.18 стр. 125-131, вопр. 1-5, задания 1-2 повт. стр 131-133.

Раскрыть особенности протекания митоза.

Отвечать на проблемные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Работа с текстом учебника. Работа по рисунку учебника. Устный ответ. Составление конспекта.

20

Размножение: бесполое и половое

1

п.19 стр 133-138, вопр. 1-7 задания 1-6. Повт. стр. 138-140.

Расширить и углубить знания о бесполом размножении. Создать представление об эволюции полового размножения. Познакомить со спецификой половых клеток – гамет.

Уметь написать характеристику бесполого размножения. Отвечать на вопросы. Составлять схему в тетрадях. Отвечать на проблемные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Лабораторная работа № 3 по теме «Изучение клеток дрожжей под

микроскопом»


21

Образование

половых клеток. Мейоз.

1

п. 20 стр. 140-147,

вопр.1-6, зада

ния 1-2

Познакомить учащихся со

спецификой строения половых

клеток. Сформировать

представление об этапах созревания гамет у человека и

животных.

Комментировать,

отвечать на вопросы,

Рецензировать ответы товарищей. Слушать, строить схемы.

Работа в тетрадях.

Составление схемы.

Работа по рисунку,

частично поисковая

деятельность.

22

Оплодотворение

1

п. 21 стр. 147-

151 вопр. 1-4 повт. стр. 152

Расширить знания учащихся о

процессе оплодотворения. Познакомить с краткой историей

учения об онтогенезе. Сформировать знания об

эмбриональном развитии.

Формулировать определение. Уметь правильно характеризовать события,

происходящие при двойном оплодотворении у цветковых растений.

Работать с информационными

листами. Работать с

учебником.

Отмечают основные этапы

развития эмбриологии.

Работа по учебнику.

Отвечают на вопросы.

23

Индивидуальное развитие

организмов.

1

п. 22 стр. 152-157,

вопр. 1-8 зада

ния 1-4; повт.

стр.158-159.

Продолжить формирование и

углубление знаний об эмбриональном развитии

организмов на основе изучения

закономерностей органогенеза.

Выполнять тестовое

задание. Работать с

текстом и рисунками.

Обсуждать , делать

выводы.

Ученики работают с

текстом и рисунками

Обсуждают возникшие

ситуации.

24

Онтогенез

человека.

Репродуктивно

е здоровье.

1

п.23 стр. 160-166,

вопр.1-5,зада

ния 1-4.

Сформировать знания о

закономерностях постэмбриональног о развития

животных. Продолжить

формирование и углубление знаний

о постэмбриональном развитии,

рассмотреть онтогенез растений.

Строить схему «Виды

постэмбрионального

развития».Обсуждать

результаты. Уметь сравнивать.

Слушать

внимательно

учителя.

Работа по группам

Обсуждение результатов

работы групп Работа

фронтальная. Отвечают на

вопросы.

Раздел 4: Основы генетики и селекции (10)

25

Генетика -наука о

закономерностях

наследственнос

ти и изменчивости.

Г. Мендель - основоположник генетики.

1

п.24 стр. 167- 170,

вопр. 1-4, зада

ния 1-3.

Познакомить учащихся с

основными генетическими понятиями и терминами.

Уметь правильно

раскрывать сущность

основных понятий

генетики, сравнивать

их друг с другом. Работать самостоятельно с учебником.

Выписывают понятия,

отвечают на вопросы,

обсуждают. Осуществляют

самоконтроль.

26

Закономерности и наследования. Моногибридное скрещивание.

1

п. 25

стр. 170-176, вопр.

1-7, задания 1-3.

Продолжить знакомство учащихся с опытами Г.Менделя. Сформировать знания о моногибридном скрещивании. Дать определения первого и второго законов Г. Менделя.

Уметь слушать, задавать вопросы. Делать записи в тетрадях. Заполнять схему. Решать задачи.

Работают в тетрадях. Объясняют смысл записей. Решают задачи.

27

Закономерности

наследования.

Дигибридное

скрещивание.

1

п. 26 стр.176-180,

вопр.1-5,зада

н.1-3 доп.мате

р. стр.181-184.

Ввести понятие о дигибридном

скрещивании, и сформулировать

третий закон Г. Менделя.

Уметь решать

генетические задачи.

Работают

самостоятельно

по вариантам.

Решают задачи.



28

Хромосомная

теория

наследственнос

ти.

1

п. 27 стр. 184-187,

вопр.1-5 зада

н.1-2.

Конкретизировать знания о хромосомном механизме

определения пола, об особенностях

половых хромосом, аутосом.

Отвечать на вопросы.

Работают у доски,

самостоятельно

по заданиям.

29

Современные

представления

о гене и геноме.

1

п. 28 стр. 188-191

вопр. 1-4Задан.1-3; допол.стр.194-

196.

.Дать представление о геноме человека.

Отвечать на вопросы.

Составляют схему в тетрадях. Работа с текстом

учебника.

30

Генетика пола.

1

п.29. стр. 197-

203, вопр. 1-7

задан.1-2.

Конкретизировать знания о

хромосомном механизме определения пола, об особенностях

половых хромосом.

Уметь классифицировать

формы изменчивости,

сравнивать их друг с

другом, приводить

примеры.

Составляют схему в тетрадях. Работа с текстом

учебника.

31

Изменчивость:

наследственная

и ненаследственная.

1

п. 30 стр. 203-208,

вопр. 1-6 зада

ния 1-6.

Сформировать знания о

модификационной и комбинативной изменчивости,

причинах ее проявления,

влияние на организм.

Обсуждать информацию. Делать сообщения.

Описывать фенотип

растения.

Практическая работа № 2 по теме «Изучение

Модификацион ной

изменчивости. Построение

вариационной кривой»

32

Генетика и здоровье человека.

1

п. 31

стр.

208-

215,

вопр.

1-7

Наследственные

заболевания.

Сформировать

взгляды учащихся о

здоровом образе

жизни.




33

Селекция: основные методы достижения.

1

П.32 стр.219-227, вопр 1-9.

Познакомить учащихся с краткой историей селекции. Раскрывать значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Сформировать знания об основных методах и направлениях селекции.

Обсуждать, оценивать

индивидуальные сообщения учащихся, давать определения. Чертить схему. Заполнять таблицу.


Работают в тетрадях. Заполняют таблицу

34


Итоговый контроль,

Биотехнология:

достижения и

перспективы

развития.

1


Урок контроля и

коррекции знаний и

умений





ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС. «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» 33 ЧАСА

к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой.



ТЕМА

ЧАС

Д/З

З У Н

Основные виды

деятельности учащихся


Тема: История эволюционных идей. Современное эволюционноеучение. Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека.

21


Познакомить учащихся с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды

Человеческой истории.


1

Развитие биологии в

додарвиновский период.

Работа

К. Линнея.

1

п. 1 стр.3 -11, вопр.1-5 задан.1-3; повт. стр. 11-12.

Сформировать знания о системе

Органической природы, созданной

К. Линнеем: о вкладе К. Линнея в

Биологию.

Оценивать вклад различных учёных в развитие биологии.

2

Эволюционная теория Ж. Б.

Ламарка.

1

п. 2 стр. 13-17

вопр.1-4, задан. 1-4.

Продолжить формирование знаний о развитии и углублении взглядов на развитие жизни на Земле. Сформировать знания о первой

Эволюционной теории Ж.Б.Ламарка.

Оценивать вклад Ж. Б. Ламарка в развитие биологии.

3

Предпосылки возникновения

учения Ч. Дарвина.

1

п. 3 стр. 17-21,

вопр. 1-5, задан. 1-3.

Познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально – экономических условий начала 19 века.

Оценивать предпосылки

возникновения учения Ч. Дарвина.

4

Эволюционная теория

Чарльза Дарвина.

1

п. 4 стр.21- 29,

вопр. 1- 7, задан.1-2.

Познакомить с идеями основных

Положений эволюционной

теории Ч. Дарвина. Раскрыть сущность идеи искусственного и

естественного отбора.

Характеризовать содержание

эволюционной теории Чарльза Дарвина.

5

Вид: критерии и структура.

1

п. 5 стр. 30-33, вопр. 1- 7, задан.1-5.

Углубить и расширить знания о

виде как компоненте

эволюционного процесса.

Сформировать знания о критериях

Определять и характеризовать

критерии вида. Лабораторная работа № 1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»

6

Популяция как структурная

единица вида и эволюции.

1

п. 6 стр. 34-39,

вопр. 1- 5; задан. 1- 5 по выбору.

п. 7 стр. 39-42,

вопр. 1-5, задан.

1-2.


Характеризовать популяцию как

структурную единицу

вида и эволюции.

7

Факторы эволюции.

1

п. 8 стр. 42-46,

вопр. 1-7, задан. 1-5 по выбору.


Характеризовать основные факторы эволюции.

Лабораторная работа № 2. «Выявление изменчивости у

особей одного вида»

8

Естественный отбор – главная

движущая сила эволюции.

1

п. 9 стр. 47-

52, вопр. 1-

5, задан. 1-2. доп. стр. 52.

Расширить и углубить знания о естественном отборе в свете

Современных концепций эволюции.

сформировать знания о разных

формах естественного

отбора.

Называть причины изменения генофонда популяции.

9

Адаптация организмов к

условиям обитания как результат действия естественного отбора

1

п. 10 стр. 53-59,

вопр. 1-6.

Сформировать конкретные знания

О приспособительных особенностях

строения, окраски тела и поведении

животного.

Характеризовать основные виды

адаптации организмов к условиям обитания. Лабораторная работа

№3 «Выявление приспособлений

организмов к среде обитания»

10

Видообразование как

результат эволюции.

1

п. 11 стр. 62-

66. вопр. 1-

5, индив.

задание.

Углубить и расширить понятие

«микроэволюция», раскрыть способы

видообразования.

Сравнивать основные пути и способы видообразования и

делать выводы.

11

Сохранение многообразия

видов как основа устойчивого

развития биосферы.

1

п. 12. стр.68-

71, вопр.16,

задан.1- 2; доп.

материал стр.

72- 75.

Сформировать знания о

макроэволюции; раскрыть основные

направления эволюции; показать

роль человека в биологическом

регрессе.

Доказывать, что сохранение

многообразия видов является основой устойчивого развития

биосферы.

12

Доказательство эволюции

органического мира.

1

п. 13 стр.75-

82, вопр. 1-5

задан. 1-3; доп.

материал стр.

83-84.

Раскрыть общие закономерности

эволюционного процесса; проанализировать явление

дивергенции и

конвергенции.

Приводить доказательства

эволюции органического мира.

13

Промежуточный контроль

1



Урок контроля и коррекции знаний

14

Развитие представлений о

происхождении жизни на

Земле.

1

п. 14 стр. 85-89,

вопр. 1-6, задан. 1-2.

Сформировать знания об основных

гипотезах происхождения жизни.

Анализировать и оценивать различные гипотезы.

Лабораторная работа № 4. «Анализ и оценкаразличных гипотез

происхождения жизни»

15

Современные представления

о возникновении жизни.

1

п. 15 стр. 89-

95, вопр. 1-6.

задан. 1-3;

доп.материал стр.95-96.

Сформировать знания об основных

теориях происхождения

жизни.

Анализировать и оценивать работы С. Миллера и А. И. Опарина.

16

Развитие жизни на Земле.

1

п. 16 стр. 96-103,

вопр.стр.1-9,

задан. 1-5 по

выбору, доп.материал стр.104-106.

Сформировать знания об

особенностях флоры и фауны самых ранних эр органического мира. Дать

характеристику геологическим

процессам протерозоя и палеозоя; углубить знания эволюционных

закономерностей. На основе

характеристики особенностей

климата в мезозое сформировать

знания об ароморфозах растений и животных. Охарактеризовать

кайнозой.

Характеризовать основные этапы

биологической эволюции на Земле.

17

Гипотезы происхождения

человека.

1

п. 17 стр. 106-

109, вопр. 1- 5,

задан. 1-2.

Познакомить с основными

взглядами учёных на проблему.

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека. Лабораторная работа

18

Положение человека в системе животного мира.

1

п. 18 стр. 109-

115, вопр. 1-5, задан. 1-6 по

выбору; доп. стр. 115.

Познакомить с данными сравнительной анатомии, эмбриологии.

Определять положение человека в системе животного мира. Лабораторная работа № 6.

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других

млекопитающих как доказательство их родства»

19

Эволюция человека.

1

п. 19 стр.115-121, вопр.. 1- 6,

задан. стр 1- 6 (по выбору).

Раскрыть движущие силы эволюции

человека; сформировать

знания особенностей строения и

жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных

людей.

Характеризовать основные этапы

антропогенеза.

20

Человеческие расы.

1

п. 20 стр. 121-

125, вопр. 1-5;

задан. 1-7.


Знакомиться с механизмом

расообразования, отмечая единство происхождения рас.

21

Промежуточный контроль по

теме «Происхождение

человека»

1



Урок контроля и коррекции знаний

Экологические факторы. Структура экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек. 12

22

Организм и среда.

Экологические факторы.

1

п. 21 стр. 128-

133, вопр. 1-

5, задания

1-5

Раскрыть взаимодействие факторов среды; сформировать знания об

ограничивающем факторе; о

результатах проявления его

действия. Охарактеризовать

воздействие факторов среды на

организм, раскрыть сущность понятия

«экологическая система».

Определять основные

задачи современной

экологии.

23

Абиотические факторы

среды.

1

п. 22 стр. 133-

138, вопр. 1-4,

задания1-4

Продолжить углубление и

расширение экологических

знаний на основе изучения

учащимися действия на

организмы важнейших

абиотических факторов.

Характеризовать

абиотические факторы

среды.

24

Биотические факторы среды

1

п. 23 стр. 139-

144, вопр. 1-6,

задание 1-3,

доп матер.

стр. 144-145.

Расширить и углубить знания об

экологических факторах; показать

Взаимоотношения между организмами.

Описывать основные

биотические факторы

среды.

25

Структура экосистем.

1

п.24 стр. 146-151, вопр. 1- 5,

задание 1-4


Выделять существенные

признаки экосистем.

26

Пищевые связи. Круговорот

веществ и энергии в

экосистемах.

1

п.25.стр. 152- 155, вопр. 1-

5, задание 1-2.

Показать взаимоотношения

между организмами, скрыть сущность

отношений между организмами;

сформировать умения различать

проявления разных форм симбиоза.

Лабораторная работа

№7. «Составление

схем передачи

веществ и энергии»

27

Причины устойчивости и

смены экосистем.

1

п.26 стр. 156-159, вопр.1- 4,

задание 1-3.

Продолжить углубление и расширение знаний о многообразии

взаимоотношений между организмами

на основе изучения особенностей

антибиотических

отношений.

Лабораторная работа

№ 8. «Исследование

изменений в экосистемах на

биологических моделях»

Лабораторная работа

№ 9. «Решение

экологических задач»

28

Влияние человека на экосистемы.

1

п.27 стр.159-162,

вопр. 1-4, задание1-4.


Лабораторная работа

№ 10.«Выявление

Антропогенных изменений в

экосистемах своейместности»

Лабораторная работа

№ 11.«Сравнительная

Характеристика природных экосистем и агросистем своей

местности»

29

Биосфера – глобальная

экосистема.

1

п.28 стр.162-

171, вопр. 1- 5,

Задание 1-4;


Раскрыть содержание

учения Вернадского В.И.

30

Роль живых организмов в

биосфере.

1

29 вопр. 1-

6, задание

1-3; допол.

стр. 171-172.

Создать представления о

биосфере на основе главных признаков; сформировать

знания о границах биосферы;

познакомить с учением

В.И.Вернадского о биосфере.

Характеризовать роль живых

организмов в биосфере.

31

Биосфера и человек.

1

п. 30 стр.172-

180, вопр. 1-4,

задание1-7по

выбору.

Раскрыть сущность круговорота

веществ и превращения

энергии в биосфере.

Лабораторная работа

№ 12. «Анализ и

оценка последствий

собственной

деятельности в

окружающей среде»

32

33

Основные экологические

проблемы современности. Пути решения экологических

проблем.

1

п. 31 стр. 180-

193, вопр1-4,

задание1-8 по

выбору.

Предлагать путирешения

экологических

проблем

Лабораторная работа

№ 13. «Анализ и

оценка глобальных

экологических

проблем и путей их

решения»


33

Итоговый урок

1



Контроль и коррекция

знаний



































Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса.

Список  литературы:


1. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.Сборник нормативных документов. Биология  / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 112с.

2. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5 -11 классы.– М.: Дрофа, 2010.

3.. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.

4. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс», Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:Дрофа, 2009 г.

5. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.: Дрофа, 2002 г.

Интернет-ресурсы:

1.Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко. http://www.kozlenkoa.narod.ru

2. Проблемы эволюции http://www.macroevolution.narod.ru

3 .Теория эволюции как она есть. http://evolution.powernet.ru

4. Чарлз Дарвин: биография и книги .http://charles-darwin.narod.ru

5. Экологическое образование детей и изучение природы России. http://www.ecosystema.ru

6. сайт htt:// f ejon.edu.pu.

7. сайт htt://school-collectjon.edu.ru.

8. сайт http://www.drofa.ru.

   Учебно-лабораторное оборудование и техническое оснащение образовательного процесса:     

 1.Таблицы.

2. Натуральные объекты.

3. Гербарии.

4. Модели.

5. Определители растений.

6. Микроскопы.

7. Микропрепараты.

8. Лабораторное оборудование.


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!