МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО ______/Столярова И. С. ________________ Протокол № ____ от «___» ___________ 2017г. | «Согласовано» Зам. директора по УР ________ / Уросова В. В../ «___»___________2017 г. | «Утверждаю» Директор школы _________ /В.Е Левченков/ Приказ № ___ от «___»___________2017 г. |
Рабочая программа
по биологии
для 9 класса
Составитель:
учитель Столярова И. С.
2017/2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273 – ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897; зарегистрированным Минюстом России 01.02 2011, рег.№ 19644;
фундаментальным ядром содержания общего образования (под ред. В.В..Козлова, А.М. Кондакова, Москва; Просвещение, 2011;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. , №1086);
положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МБОУ «СШ№22»;
учебным планом МБОУ « СШ №22» на 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы основного общего образования Н.И.Сонина и В.Б.Захарова (Биология. 5-9 классы. Концентрический курс, М. Дрофа, 2013г.) и ориентирована на использование учебника «Биология. Общие закономерности», 9 класс, авторы С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров, И. Б. Агафонова, Н.И.Сонин, Дрофа, 2016 г.
Содержание курса (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 ч.)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1
Структурная организация живых организмов(10 часов)
Тема 1.1
Химическая организация клетки (3 ч.)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Тема 1.2
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке(3 ч.)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 1.3
Строение и функции клеток (5ч.)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Основные понятия.
Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки.
Раздел 2
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч.)
Тема2.1
Размножение организмов (2ч.)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Тема2.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(3ч.)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Основные понятия.
Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Умения.
Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Раздел3.
Наследственность и изменчивость организмов(20 часов)
Тема 3.1
Закономерности наследования признаков(10ч.)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Тема 3.2
Закономерности изменчивости (4 ч.)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Тема 3.3
Селекция растений, животных и микроорганизмов(3ч.)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия.
Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения.
Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
Раздел 4
Эволюция живого мира на Земле (19 ч.)
Тема 4.1.
Развитие биологии в додарвиновский период. (2 ч.).
развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Тема 4.2.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путеместественного отбора (5ч.)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Тема 4.3
Микроэволюция(5 ч.)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации
Тема 4.4. Тема 4.4.
Приспособленность организмовк условиям внешней среды как результат действияестественного отбора 3 ч.)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации
Тема 4.5.
Возникновение и развитие жизни на Земле (3 ч.)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Основные понятия.
Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Умения.
Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
Раздел 2
Умения.
Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Раздел 5.
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5ч.)
Тема5.1
Биосфера, ее структура и функции (3ч.)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Тема 5.2
Биосфера и человек (2ч.)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Основные понятия.
Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Умения.
Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Повторение пройденного материала – 5 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Предметные:
Учащиеся должны знать/понимать:
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ,
принципы структурной организации и функции белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кисорт;
строение прокариотической, эукариотической клеток,
особенности строения растительной , животной клеток;
фундаментальные понятия биологии;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
Метапредметные :
сравнивать и сопоставлять этапы развития животных изученных таксономических групп:
составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний, обобщать и делать выводы по изученному материалу,
работать с учебником и дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала,
представлять изученный материал используя возможности компьютерных технологий:
объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике:
самостоятельно составлять схемы процессов,
иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками:
работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования:
обобщать и делать выводы по изученному материалу:
составлять конспект параграфа учебника:
разрабатывать план – конспект темы, используя разные источники информации:
готовит устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы:
избирательно относится к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Личностные:
формировать чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину;
осознание учащимися ответственности и долга перед Родиной;
ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;
формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
способность проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые
знания;
прививать любовь к природе, чувство уважения к ученым, развивать эстетическое восприятие общения с живыми организмами;
готовить учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранном поприще;
умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
критически относится к своим поступкам, осознавать ответственность за их результаты;
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Календарно –тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения |
| Введение 3 ч. | | |
1. | Введение. Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности»» | Стр. 3-6 | 01.09 |
2. | Многообразие живого мира. Уровни организации живых организмов. | Стр.7-9 | 04.09 |
3. | Отличительные признаки живой материи. | Стр. 9-11, конспект урока | 08.09 |
4. | Раздел1. Структурная организация живых организмов. 10 ч. Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки | Стр.13-16 | 11.09 |
5. | Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты. | Стр.17-20, составить развернутый план | 15.09 |
6. | Органические вещества клетки. Углеводы и липиды. | Стр. 20-22, конспект урока | 18.09 |
7. | Пластический обмен. Биосинтез белка. | Стр.23-26 | 22.09 |
8. | Энергетический обмен.. | Стр.27-30 | 25.09 |
9. | Способы питания. | .Повт. стр. 23-30, конспект урока. | 29.09 |
10. | Общий план строения клетки. Прокариотическая клетка. | Стр. 31-34 | 02.10 |
11. | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. | Стр. 35-41 | 06.10 |
12. | Эукариотическая клетка. Ядро. Лабораторная работа №1 « Изучение строения клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах». | Стр. 42-45 | 09.10 |
13. | Деление клетки. | Стр. 46-50 | 13.10 |
14. | Клеточная теория строения организмов. | Стр. 52-54 | 16.10 |
15. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Структурная организация живых организмов» | Повт. стр. 13-54 | 20.10 |
16. | Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие. 5ч. Бесполое размножение. | Стр. 55-59, сост. таблицы | 23.10 |
17. | Половое размножение. Развитие половых клеток. | Стр. 60-65 | 27.10 |
18. | Эмбриональный период развития. | Стр. 66-70 | 10.11 |
19. | Постэмбриональный период развития. | Стр. 71-76 | 13.11 |
20. | Раздел 3. Наследственность и изменчивость. 10 ч. Генетика как наука. | Стр. 77-78, конспект | 17.11 |
21. | Основные понятия генетики. | Стр. 78-79 | 20.11 |
22. | Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Менделя. | Стр. 80-84, задачи | 24.11 |
23. | Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет. | Стр. 85-87, задачи. | 27.11 |
24. | Третий закон Менделя. | Стр. 88-92, задачи. | 01.12 |
25. | Решение генетических задач. | Задачи, повт. стр..82-92 | 04.12 |
26. | Сцепленное наследование признаков. | Стр. 93-95, задачи | 08.12 |
27. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Стр. 96-99, задачи. | 11.12 |
28. | Решение генетических задач. Лабораторная работа №2. «Решение генетических задач и составление родословных» | Задачи, повт. стр. 82-99 | 15.12 |
29. | Методы изучений генетики. Лабораторная работа «Составление родословных» | Конспект урока. | 18.12 |
30. | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | Стр. 100-104 | 22.12 |
31. | Уровни возникновения мутаций. Свойства мутаций. Факторы, влияющие на частоту мутаций. | Стр. 1100-104, сообщения. | 25.12 |
32. | Ненаследственная (фенотипическая) изменчивость. Лабораторная работа№3 «Построение вариационной кривой» | Стр.105-107. | 29.12 |
33. | Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и кривой. | Повт. стр. 100-107 | |
34. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | Стр. 108-110, составление таблицы | |
35. | Селекция растений и животных. | Стр. 111-115 | |
36 | Селекция микроорганизмов. | Стр. 116-120, сообщения | |
37 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Наследственность и изменчивость» | Повт. стр. 77-120 | |
38. | Раздел 4.Эволюция живого мира на Земле. Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. | Стр. 121-124 | |
39. | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.. | Стр. 125-127 | |
40. | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. | Стр. 1128-130 | |
41. | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | Стр. 131-134 | |
42. | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | Стр. 135-140 | |
43. | Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | Стр. 141-143 | |
44. | Элементарные эволюционные факторы. | Стр. 144-147 | |
45. | Формы естественного отбора. | Стр. 148-153 | |
46. | Главные направления эволюции. | Стр. 154-159 | |
47. | Типы эволюционных изменений. | Стр. 160-164 | |
48. | Приспособительные особенности строения и поведения животных. Лабораторная работа №5 «Изучение приспособленности к среде обитания» . | Стр. 165-174, составление таблицы | |
49. | Забота о потомстве. | Стр. 175-179 | |
50. | Физиологические адаптации. | Стр. 180-182 | |
51. | Современные представления о возникновении жизни. | Стр. 184-186 | |
52. | Начальные этапы развития жизни..Жизни в архейскую и протерозойскую эры. | Стр. 187-194, сост. таблицы | |
53. | Развитие жизни в палеозойскую эру. | Стр. 195-202, сост. таблицы | |
54. | Развитие жизни в мезозойскую эру. | Стр. 202-205, сост. таблицы | |
55. | Развитие жизни в кайнозойскую эру. | Стр. 206-208, сост. таблицы | |
56. | Происхождение человека. | Стр. 209-217 | |
57. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция живого мира на Земле» | Повт. стр. 121-217 | |
58. | Раздел 5.Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.5 ч. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. | Стр. 219-223 | |
59. | Круговорот веществ в природе | Стр. 224-228, , сост. схем круговорота | |
60. | История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы | Стр. 229-233 | |
61. | Абиотические факторы среды | Стр. 234-239. сост. конспект | |
62. | Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в биоценозе. | Стр. 240-249 | |
63. | Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. | Стр. 250-259, сост. плана | |
64. | Природные ресурсы и их использование. | Стр. 271-273 | |
65. | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | Стр. 273-276, сообщения | |
66. | Охрана природы и основы рационального природопользования. Контрольно – обобщающий урок по теме «Основы экологии». | Стр. 285-289 Сообщения об охране окружающей среды | |
67. | Повторительно-обобщающий урок. Защита проектов | | |
68 | Повторительно-обобщающий урок Защита проектов. | | |
.