СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №17»


Рузаевского муниципального района





Рассмотрена и одобрена на заседании

методического объединения

«Здоровье». Руководитель МО

______________ /Лазуткина Е.В.

«__» __________ 20__ года

Рассмотрена и одобрена на заседании

методического совета

Руководитель МС

______________ /Сарайкина О.В.

«__» __________ 20__ года

Утверждена руководителем

общеобразовательного учреждения

___________ /Сарайкина О.В.

«__» __________ 20__ года













Рабочая программа



учебного курса «Биология»



в 9 классе







Составитель: Лазуткина Е.В.


учитель биологии и химии
















2021-2022г.

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 7 часов отводится на выполнение лабораторных работ. Рабочая программа составлена с учетом ключевых положений ФГОС нового поколения: приоритет системно-деятельностного подхода, популярность проектной деятельности, трехуровневый результат.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Общий объём часов в 9 классе на изучение курса "Биология" составляет 68 часов (2 час в неделю, 34 учебных недели).


Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений, эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям;

- умение работать с разными источниками биологической информации; находить биологическую информация в различных источниках; анализировать и оценивать информация, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные результаты:

• знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

• уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9 КЛАСС


Глава 1. Общие закономерности жизни (4 ч)

Биология – наука о живом мире

Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей

Методы биологических исследований

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Объяснять назначение методов исследования

в биологии.

Общие свойства живых организмов

Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел неживой природы, делать выводы

Многообразие форм живых организмов

Называть четыре среды жизни в биосфере. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы.

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот. Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в с став ткани. Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей.

Химические вещества в клетке

Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке.

Строение клетки

Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Различать основные части клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных.

Органоиды клетки и их функции

Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника.

Обмен веществ – основа существования клетки

Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма

Биосинтез белка в клетке

Определять понятие «биосинтез белка».

Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Отвечать на итоговые вопросы

Биосинтез углеводов – фотосинтез

Определять понятие «фотосинтез».

Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом

Обеспечение клеток энергией

Определять понятие «клеточное дыхание».

Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма.

Размножение клетки и ее жизненный цикл

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».

Характеризовать значение размножения клетки. Давать определение понятия «митоз». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Контрольная работа: «Общие закономерности жизни на клеточном уровне»

Отвечать на итоговые вопросы темы 1, предложенные в учебнике.

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (20 ч)

Организм – открытая живая система (биосистема).

Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности

Примитивные организмы

Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами

Растительный организм и его особенности

Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Приводить конкретные примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе

Многообразие растений и их значение в природе

Называть конкретные при меры споровых растений.

Выделять и обобщать особенности строения семенных растений. Называть конкретные примеры голосеменных и покрытосеменных растений. Различать и называть органы цветкового растения и растений иных отделов на натуральных объектах, рисунках, фотографиях.

Организмы царства грибов и лишайников

Называть конкретные примеры грибов и лишайников. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе

Животный организм и его особенности

Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными

Разнообразие животных

Различать на натуральных объектах, рисунках, фотографиях, таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых домашних животных и животных, опасных для человека. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать рост и развитие животных.

Сравнение свойств организма человека и животных

Выявлять и называть клетки, ткани органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы.

Размножение живых организмов

Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника.

Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения

Индивидуальное развитие

Давать определение понятия «онтогенез».

Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона.

Образование половых клеток

Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Давать определение понятия «мейоз». Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез».

Мейоз

Изучение механизма наследственности

Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя.

Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости

Основные закономерности наследования признаков у организмов

Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».

Давать определение понятия «ген». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивость организмов.

Давать определения понятий «генотип» и «фенотип»

Закономерности изменчивости Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов.

Ненаследственная изменчивость Лабораторная работа № 4«Изучение изменчивости у организмов».

Выявлять признаки ненаследственной изменчивости.

Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Основы селекции организмов

Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Контрольная работа: «Закономерности жизни на организменном уровне»


Отвечать на итоговые вопросы темы 2, предложенные в учебнике.

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (16 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера Выделять и пояснять основные идеи гипотез

о происхождении жизни.

Современные представления о возникновении жизни на Земле

Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Объяснять роль биологического круговорота веществ

Этапы развития жизни на Земле

Выделять существенные признаки эволюции жизни.

Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле.

Идеи развития органического мира в биологии

Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Характеризовать значение теории эволюции

Ламарка для биологии

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира

Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу

Вид, его критерии и структура

Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Процессы образования видов

Объяснять причины многообразия видов.

Приводить конкретные примеры формирования новых видов.

Объяснять причины двух типов видообразования.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

Выделять существенные процессы дифференциации вида.

Объяснять возникновение надвидовых групп. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию

Основные направления эволюции

Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений. Сравнивать типы размножения у растительных организмов.

Основные закономерности эволюции Лабораторная работа № 5«Приспособленность организмов к среде обитания».

Называть и характеризовать основные закономерности эволюции. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Человек – представитель животного мира

Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах

Эволюционное происхождение человека

Характеризовать основные особенности организма человека.

Сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян.

Этапы эволюции человека

Различать и характеризовать стадии антропогенеза.

Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека

Человеческие расы, их родство и происхождение

Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

Называть существенные признаки вида Человек разумный.

Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный

Контрольная работа: «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

Отвечать на итоговые вопросы темы 2, предложенные в учебнике.

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (16 ч)

Условия жизни на Земле

Среды жизни и экологические факторы

Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания.

Общие законы действия факторов среды на организмы

Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек

жизнедеятельности у животных и растений

Приспособленность организмов к действию факторов среды

Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа»

Биотические связи в природе

Выделять и характеризовать типы биотических связей.

Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей

Популяции

Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции.

Функционирование популяции в природе

Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы.

Сообщества

Выделять существенные признаки природного сообщества.

Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.

Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Развитие и смена биоценозов

Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов.

Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы.

Основные законы устойчивости живой природы Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды».

Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы.

Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность»

Экологические проблемы в биосфере

Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Итого вый контроль усвоения материала курса биологии 9 класса

Отвечать на итоговые вопросы по темам 1–5

учебника.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры, защита проектов), обобщающих уроков

  • Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах
























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

68 часов (2 часа в неделю)

9 «А» класс

№ п/п

Тема

Дата план

Дата факт

1. Общие закономерности жизни (4 ч)

Биология — наука о живом мире



Методы биологических исследований



Общие свойства живых организмов



Многообразие форм живых организмов



2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Многообразие клеток. Лабораторная работа 1: «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток». Химический состав клетки



Строение клетки



Органоиды клетки и их функции



Обмен веществ — основа существования клетки



Биосинтез белков в живой клетке



Биосинтез углеводов — фотосинтез 



Обеспечение клеток энергией



Размножение клетки и ее жизненный цикл. Лабораторная работа 2: «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения»



Обобщение и систематизация знаний по теме: «Общие закономерности жизни на клеточном уровне»



Контрольная работа: «Общие закономерности жизни на клеточном уровне»



3.Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч)

Организм – открытая биосистема



Примитивные организмы



Растительный организм и его особенности



Многообразие растений и их значение в природе



Организмы царства грибов и лишайников



Животный организм и его особенности



Разнообразие животных



Сравнение свойств организма человека и животных



Размножение живых организмов



Индивидуальное развитие (онтогенез)



Образование половых клеток. Мейоз



Изучение механизма наследственности



Основные закономерности наследования признаков у организмов. Лабораторная работа №3: «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»



Закономерности изменчивости



Наследственная изменчивость. Лабораторная работа №4: «Изучение изменчивости у организмов»



Основы селекции организмов



Обобщение и систематизация знаний по теме: «Закономерности жизни на организменном уровне»



Контрольная работа: «Закономерности жизни на организменном уровне»



4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания



Современные представления о возникновении жизни на Земле



Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни



Этапы развития жизни на Земле



Идеи развития органического мира в биологии



Ч. Дарвин об эволюции органического мира



Современные представления об эволюции органического мира



Вид, его критерии и структура



Процессы образования видов



Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов



Основные направления эволюции



Примеры эволюционных преобразований живых организмов



Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа №5: «Приспособленность организмов к среде обитания»



Человек – представитель животного мира



Эволюционное происхождение человека



Этапы эволюции человека



Человеческие расы, их родство и происхождение



Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли



Обобщение и систематизация знаний по теме: «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»



Контрольная работа: «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»



5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (16 ч.)

Среды жизни и экологические факторы



Закономерности действия факторов среды на организмы



Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лабораторная работа №6: «Оценка качества окружающей среды»



Биотические связи в природе



Популяция как форма существования вида



Природное сообщество – биогеоценоз



Биогеоценоз, экосистема и биосфера



Смена биогеоценозов и ее причины



Многообразие биогеоценозов (экосистем)



Основные закономерности устойчивости живой природы



Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы



Обобщение и систематизация знаний по теме: «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»



Контрольная работа по теме: «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»



Обобщение и систематизация знаний по курсу: «Биология. 9 класс»



Итоговая контрольная работа



Подведение итогов
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!