Составитель: Лазуткина Е.В.
2021-2022г.
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 7 часов отводится на выполнение лабораторных работ. Рабочая программа составлена с учетом ключевых положений ФГОС нового поколения: приоритет системно-деятельностного подхода, популярность проектной деятельности, трехуровневый результат.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Общий объём часов в 9 классе на изучение курса "Биология" составляет 68 часов (2 час в неделю, 34 учебных недели).
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений, эстетического отношения к живым объектам.
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям;
- умение работать с разными источниками биологической информации; находить биологическую информация в различных источниках; анализировать и оценивать информация, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
• знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Глава 1. Общие закономерности жизни (4 ч) |
Биология – наука о живом мире | Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей |
Методы биологических исследований | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Объяснять назначение методов исследования в биологии. |
Общие свойства живых организмов | Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел неживой природы, делать выводы |
Многообразие форм живых организмов | Называть четыре среды жизни в биосфере. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. |
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) |
Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» | Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот. Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в с став ткани. Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей. |
Химические вещества в клетке | Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. |
Строение клетки | Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Различать основные части клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных. |
Органоиды клетки и их функции | Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. |
Обмен веществ – основа существования клетки | Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма |
Биосинтез белка в клетке | Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Отвечать на итоговые вопросы |
Биосинтез углеводов – фотосинтез | Определять понятие «фотосинтез». Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом |
Обеспечение клеток энергией | Определять понятие «клеточное дыхание». Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. |
Размножение клетки и ее жизненный цикл Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения». | Характеризовать значение размножения клетки. Давать определение понятия «митоз». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Контрольная работа: «Общие закономерности жизни на клеточном уровне» | Отвечать на итоговые вопросы темы 1, предложенные в учебнике. |
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (20 ч) |
Организм – открытая живая система (биосистема). | Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности |
Примитивные организмы | Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами |
Растительный организм и его особенности | Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Приводить конкретные примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе |
Многообразие растений и их значение в природе | Называть конкретные при меры споровых растений. Выделять и обобщать особенности строения семенных растений. Называть конкретные примеры голосеменных и покрытосеменных растений. Различать и называть органы цветкового растения и растений иных отделов на натуральных объектах, рисунках, фотографиях. |
Организмы царства грибов и лишайников | Называть конкретные примеры грибов и лишайников. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе |
Животный организм и его особенности | Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными |
Разнообразие животных | Различать на натуральных объектах, рисунках, фотографиях, таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых домашних животных и животных, опасных для человека. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать рост и развитие животных. |
Сравнение свойств организма человека и животных | Выявлять и называть клетки, ткани органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы. |
Размножение живых организмов | Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения |
Индивидуальное развитие | Давать определение понятия «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона. |
Образование половых клеток | Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Давать определение понятия «мейоз». Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». |
Мейоз |
Изучение механизма наследственности | Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости |
Основные закономерности наследования признаков у организмов | Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Давать определение понятия «ген». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивость организмов. Давать определения понятий «генотип» и «фенотип» |
Закономерности изменчивости Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. |
Ненаследственная изменчивость Лабораторная работа № 4«Изучение изменчивости у организмов». | Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Основы селекции организмов | Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
Контрольная работа: «Закономерности жизни на организменном уровне» | Отвечать на итоговые вопросы темы 2, предложенные в учебнике. |
Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (16 ч) |
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. |
Современные представления о возникновении жизни на Земле | Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения. |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Объяснять роль биологического круговорота веществ |
Этапы развития жизни на Земле | Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле. |
Идеи развития органического мира в биологии | Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии |
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира | Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. |
Современные представления об эволюции органического мира | Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу |
Вид, его критерии и структура | Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах) |
Процессы образования видов | Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования. |
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять возникновение надвидовых групп. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию |
Основные направления эволюции | Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации |
Примеры эволюционных преобразований живых организмов | Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений. Сравнивать типы размножения у растительных организмов. |
Основные закономерности эволюции Лабораторная работа № 5«Приспособленность организмов к среде обитания». | Называть и характеризовать основные закономерности эволюции. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Человек – представитель животного мира | Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах |
Эволюционное происхождение человека | Характеризовать основные особенности организма человека. Сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян. |
Этапы эволюции человека | Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека |
Человеческие расы, их родство и происхождение | Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный |
Контрольная работа: «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | Отвечать на итоговые вопросы темы 2, предложенные в учебнике. |
Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (16 ч) |
Условия жизни на Земле Среды жизни и экологические факторы | Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. |
Общие законы действия факторов среды на организмы | Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений |
Приспособленность организмов к действию факторов среды | Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа» |
Биотические связи в природе | Выделять и характеризовать типы биотических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей |
Популяции | Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. |
Функционирование популяции в природе | Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. |
Сообщества | Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе |
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. |
Развитие и смена биоценозов | Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы. |
Основные законы устойчивости живой природы Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды». | Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность» |
Экологические проблемы в биосфере | Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Итого вый контроль усвоения материала курса биологии 9 класса | Отвечать на итоговые вопросы по темам 1–5 учебника. |
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт |
1. Общие закономерности жизни (4 ч) |
| Биология — наука о живом мире | | |
| Методы биологических исследований | | |
| Общие свойства живых организмов | | |
| Многообразие форм живых организмов | | |
2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) |
| Многообразие клеток. Лабораторная работа 1: «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток». Химический состав клетки | | |
| Строение клетки | | |
| Органоиды клетки и их функции | | |
| Обмен веществ — основа существования клетки | | |
| Биосинтез белков в живой клетке | | |
| Биосинтез углеводов — фотосинтез | | |
| Обеспечение клеток энергией | | |
| Размножение клетки и ее жизненный цикл. Лабораторная работа 2: «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения» | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Общие закономерности жизни на клеточном уровне» | | |
| Контрольная работа: «Общие закономерности жизни на клеточном уровне» | | |
3.Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч) |
| Организм – открытая биосистема | | |
| Примитивные организмы | | |
| Растительный организм и его особенности | | |
| Многообразие растений и их значение в природе | | |
| Организмы царства грибов и лишайников | | |
| Животный организм и его особенности | | |
| Разнообразие животных | | |
| Сравнение свойств организма человека и животных | | |
| Размножение живых организмов | | |
| Индивидуальное развитие (онтогенез) | | |
| Образование половых клеток. Мейоз | | |
| Изучение механизма наследственности | | |
| Основные закономерности наследования признаков у организмов. Лабораторная работа №3: «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | | |
| Закономерности изменчивости | | |
| Наследственная изменчивость. Лабораторная работа №4: «Изучение изменчивости у организмов» | | |
| Основы селекции организмов | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Закономерности жизни на организменном уровне» | | |
| Контрольная работа: «Закономерности жизни на организменном уровне» | | |
4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч) |
| Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | | |
| Современные представления о возникновении жизни на Земле | | |
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | | |
| Этапы развития жизни на Земле | | |
| Идеи развития органического мира в биологии | | |
| Ч. Дарвин об эволюции органического мира | | |
| Современные представления об эволюции органического мира | | |
| Вид, его критерии и структура | | |
| Процессы образования видов | | |
| Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | | |
| Основные направления эволюции | | |
| Примеры эволюционных преобразований живых организмов | | |
| Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа №5: «Приспособленность организмов к среде обитания» | | |
| Человек – представитель животного мира | | |
| Эволюционное происхождение человека | | |
| Этапы эволюции человека | | |
| Человеческие расы, их родство и происхождение | | |
| Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | | |
| Контрольная работа: «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | | |
5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (16 ч.) |
| Среды жизни и экологические факторы | | |
| Закономерности действия факторов среды на организмы | | |
| Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лабораторная работа №6: «Оценка качества окружающей среды» | | |
| Биотические связи в природе | | |
| Популяция как форма существования вида | | |
| Природное сообщество – биогеоценоз | | |
| Биогеоценоз, экосистема и биосфера | | |
| Смена биогеоценозов и ее причины | | |
| Многообразие биогеоценозов (экосистем) | | |
| Основные закономерности устойчивости живой природы | | |
| Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | | |
| Контрольная работа по теме: «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | | |
| Обобщение и систематизация знаний по курсу: «Биология. 9 класс» | | |
| Итоговая контрольная работа | | |
| Подведение итогов | | |