СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс 2020-2021

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс 2020-2021»

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения биологии


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии в 9 классе являются следующие:

Личностные результаты обучения

—воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

—осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность

человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—признание права каждого на собственное мнение;

—умение отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

—классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

—самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

—при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

—формулировать выводы;

—устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

—применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

—владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

—организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

—использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

—демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—свойства живого;

—методы исследования в биологии;

—значение биологических знаний в современной жизни;

—профессии, связанные с биологией;

—уровни организации живой природы;

—состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;

—представления о молекулярном уровне организации живого;

—особенности вирусов как неклеточных форм жизни;

—основные методы изучения клетки;

—особенности строения клетки эукариот и прокариот;

—функции органоидов клетки;

—основные положения клеточной теории;

—химический состав клетки;

—клеточный уровень организации живого;

—строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;

—обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;

—рост, развитие и жизненный цикл клеток;

—особенности митотического деления клетки;

—сущность биогенетического закона;

—мейоз;

—особенности индивидуального развития организма;

—основные закономерности передачи наследственной информации;

—закономерности изменчивости;

—основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

—особенности развития половых клеток;

—критерии вида и его популяционную структуру;

—экологические факторы и условия среды;

—основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

—движущие силы эволюции;

—пути достижения биологического прогресса;

—популяционно-видовой уровень организации живого;

—развитие эволюционных представлений;

—синтетическую теорию эволюции;

—определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;

—структуру разных сообществ;

—процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;

—основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

—особенности антропогенного воздействия на биосферу;

—основы рационального природопользования;

—основные этапы развития жизни на Земле;

—взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

—круговороты веществ в биосфере;

—этапы эволюции биосферы;

—экологические кризисы;

—развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;

—значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

—выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;

—демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

—использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения: клеток живых организмов, морфологического критерия видов;

—описывать организменный уровень организации живого;

—приводить доказательства эволюции;

—проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

—раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;

—рассказывать о средообразующей деятельности организмов;

—характеризовать: биосферный уровень организации живого, оплодотворение и его биологическую роль, роли продуцентов, консументов, редуцентов.

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета в 9 классе являются следующие:

Ученик научится:

  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

  • • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.



  1. Содержание учебного предмета «Биология»


9 класс

Введение (3 ч)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Лабораторные работы Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Раздел 2. Клеточный уровень (15 ч)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Лабораторные работы Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом

Раздел 3. Организменный уровень (15 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Лабораторные и практические работы

Решение задач на моногибридное скрещивание

Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании

Решение задач на дигибридное скрещивание

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом

Выявление изменчивости организмов.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция— элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.

Лабораторные работы Изучение морфологического критерия вида.

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

  1. Тематическое планирование учебного предмета «Биология»


9 класс

урока

Тема урока

Введение (3 ч.)

Вводный инструктаж по ТБ. Биология  - наука о жизни.

Методы исследования в биологии.

Сущность жизни и свойства живого.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч.)

Молекулярный уровень: общая характеристика.

Углеводы.

Липиды.

Состав и строение белков.

Функции белков.

Нуклеиновые кислоты.

АТФ и другие органические соединения клетки.

Биологические катализаторы. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №1 по теме «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

Вирусы.

Контрольная работа №1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

Раздел 2. Клеточный уровень (15 ч.)

Клеточный уровень: общая характеристика.

Общие сведения о клетках.  Клеточная мембрана. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 2 по теме «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Особенности строения клеток эукариот прокариот.

Контрольная работа №2 по теме «Клетка».

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке.

Фотосинтез и хемосинтез.

Автотрофы и гетеротрофы.

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

Деление клетки. Митоз.

Контрольная работа №3 по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

Раздел 3. Организменный уровень (15 ч.)

Размножение организмов.

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

П.р. №1 по теме «Решение задач на моногибридное скрещивание».

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. П.р. №2 по теме «Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании»

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

П.р. №3 по теме «Решение задач на дигибридное скрещивание».

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование  признаков. П.р. №4 «Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 3 по теме «Выявление изменчивости организмов».

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Контрольная работа №4 по теме «Организменный уровень организации живого».

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч.)

Популяционно - видовой уровень: общая характеристика. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №4 по теме «Изучение морфологического критерия вида».

Экологические факторы и условия среды.

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

Популяция как элементарная единица эволюции.

Борьба за существование и естественный отбор.

Видообразование.

Макроэволюция.

Контрольная работа №5 по теме «Популяционно-видовой уровень".

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч.)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Состав и структура сообщества.

Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Саморазвитие экосистемы Экологическая сукцессия.

Контрольная работа №6 по теме "Экосистемный уровень».

Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч.)

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов.

Круговорот веществ в биосфере.

Эволюция биосферы

Гипотезы возникновения жизни.

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Основы рационального природопользования.

Итоговая работа за курс 9 класса в рамках промежуточной аттестации.

Анализ итоговой работы за курс 9 класса.

Приложение 1

Темы проектов по предмету «Биология» 9 класс


  1. Аромат здоровья.

  2. Ароматерапия в жизни младших школьников.

  3. Ароматерапия на дому.

  4. Архитекторы фауны.

  5. Бактерицидное действие фитонцидов.

  6. Биологически активные вещества. Витамины.

  7. Биологически активные добавки.

  8. Биологические методы борьбы с вредителями комнатных растений.

  9. Биологическое значение жирорастворимых витаминов.

  10. Биологическое оружие и биотерроризм.

  11. Биология в жизни каждого.

  12. Биология в профессиях.

  13. Биология развития как функция времени.

  14. Биология. Размножение.

  15. Биолюминесценция.

  16. Биометрические особенности папиллярного узора.

  17. Биометрическое исследование влияния дерматоглифических особенностей человека на его характер, способности, поведение.

  18. Бионика. Технический взгляд на живую природу.

  19. Биоритмы вокруг нас.

  20. Биоритмы жизни.

  21. Биоритмы — внутренние часы человека.

  22. Биороль витаминов.

  23. Биофизика человека.

  24. Биохимическая диагностика процесса утомления.

  25. Близнецы — чудо жизни.

  26. Близнецы. Похожи или нет?

  27. Болезни хлеба.

  28. Бумага и её свойства.

  29. Вегетарианство: "за" и "против".

  30. Влияние гаджетов на подростков.

  31. Влияние живой и мертвой воды на живые организмы.

  32. Влияние насекомых-вредителей на зеленые насаждения моего города.

  33. Влияние солей тяжелых металлов на плазмолиз протопласта растительной клетки.

  34. Влияние фитонцидных растений на живые организмы.

  35. Влияние фитонцидов на сохранность продуктов.

  36. Влияние хлорки на белки.

  37. Влияние различных условий на рост и размножение дрожжей.

  38. Вода – самое удивительное вещество на Земле.

  39. Вода — источник жизни.

  40. Вода — основа жизни на Земле.

  41. Вода, дарующая жизнь.

  42. Воздействие электрического тока на растительные клетки.

  43. Возникновение жизни на Земле.

  44. Возникновение и развитие условных рефлексов.

  45. Выращивание методом "влажных камер".

  46. Выявление наиболее благоприятных факторов для сохранения свежести молока.

  47. Выявление тягучей (картофельной) болезни хлеба и способы её предотвращения.

  48. Генетические заболевания жителей Европейских стран.

  49. Дары растительного мира и красота.

  50. Дачный участок как экосистема.

  51. Естественно-научное обоснование некоторых народных примет.

  52. Живая и мёртвая вода – миф или реальность.

  53. Живые «чудовища» - многообразие глубоководных живых организмов.

  54. Зависимость интенсивности фотосинтеза от внешних условий.

  55. Зависимость фотопериодических реакций от воздействия света на организм растений.

  56. Значение близкородственного скрещивания.

  57. Зеленое покрывало Земли.

  58. Изучение влияния музыкальных звуков на человека и животных.

  59. Изучение закономерностей временной и географической изменчивости сроков сезонного развития природы.

  60. Изучение наследования признаков леворукости в семье.

  61. Изучение наследования признаков по родословной.

  62. Изучение проблемы страха школьников перед публичными выступлениями.

  63. Изучение работы дрожжей в тесте.

  64. Испытание аппетитом.

  65. Исследование индивидуальных биоритмов.

  66. Исследование взаимосвязи между образом жизни школьника и плотностью его тела.

  67. Исследование влияния отдельных факторов на ход технологического процесса приготовления дрожжевого теста и на качество изделий из него.

  68. Исследование влияния шума и музыки на память и внимание человека.

  69. Исследование жесткости воды различных природных источников района.

  70. Красная книга — сигнал тревоги.

  71. Лесной календарь.

  72. О некоторых способах выжить в природе.

  73. Они рядом с нами - редкие и исчезающие животные (растения).

  74. Определение качества воды методом биотестирования.

  75. Почва — кладовая земли.

  76. Природные катастрофы.

  77. Природные синоптики.

  78. Природные часы.

  79. Проблемы выживания в походе.

  80. Прогноз погоды по приметам.

  81. Продолжительность жизни.

  82. Продукты пчеловодства в косметологии.

  83. Реактивное движение в живой природе.

  84. Современные методы селекции.

  85. Способы распространения плодов и семян в разных экосистемах.

  86. Транспирация и фотосинтез.

  87. Трение в мире растений.

  88. Ферменты – эликсиры жизни.

  89. Ферменты — биологические катализаторы.

  90. Физиогномика.

  91. Фитонциды.

  92. Фитонциды и их влияние на микроорганизмы.

  93. Фотосинтез.

  94. Функции белков.

  95. Функции белков в организме.

  96. Хемолюминесценция.

  97. Чудодейственность зоотерапии.

  98. Эволюция Земли и естественный отбор.

  99. Эволюция вокруг нас.

  100. Электричество в жизни растений.





Приложение 2

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по предмету «Биология»


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).



Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.


Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.


Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.


Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет не менее половины работы.

  2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.


Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

  1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.

  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.


Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.


Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.


Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.


Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

  • неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

  • неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

  • неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

  • нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.


К негрубым относятся ошибки:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-3 из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

  • ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.


Недочётам и являются:

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

  • арифметические ошибки в вычислениях;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

  • орфографические и пунктационные ошибки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!