СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: "Биология" авторского коллектива В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Г.Г. Швецова (ФГОС программа для основной школы 6-9 классы В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов. Москва, Просвещение, 2021), для организаций общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

Руководитель МО

Заместитель директора по УР

Директор


_____________Круглова Н.В.

_______________Белова О.В.

_____________А.А. Мамаев

Протокол № _ от



« » мая 2021 г.

« » августа 2021 г.

« » августа 2021 г.




2022/2023 учебный год



КГОБУ «Елизовская районная вечерняя (сменная) школа»

Рабочая программа по «Биологии» 8 класс

учителя Мавлюдова Махмуда Омаровича

Учебник: «Биология» авторского коллектива В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Г.Г. Швецова (ФГОС программа для основной школы 6-9 классы В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Москва Просвещение, 2021), для организаций общего образования.


Уровень:






Пояснительная записка



Рабочая программ разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерных программ основного общего образования, авторской программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных программ под редакцией В.В. Пасечника, г. Москва, издательство «Просвещение», 2021 г., УМК В.В. Пасечника «Биология: 8 класс: учебник В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; М.: Просвещение, 2021.

Рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса и ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): Биология: 8 кл.: учебник / Пасечник В.В. Биология. 8 класс. М.: Просвещение, 2021.

Рабочая программа разработана на основании следующих федеральных и региональных нормативно – правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;

  2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, 9с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577);

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений №3 от 24.11.2015

№81);

  1. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования» (ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 №38, №629 от 07.07.2017 г.);

    • сформировать представление о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой: о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

    • познакомить учащихся с многообразием животного мира и его системы, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

    • изучить биогеоценотическое и практическое значение животных необходимость рационального использования и охраны животного мира. С учетом вышеназванных подходов целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013, 2010.-96. (Стандарты второго поколения);

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 г. № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254"

7. Учебного плана КГОБУ «Елизовская районная вечерняя (сменная) школа» на 2022-2023 учебный год.

  1. Положения о рабочей программе КГОБУ «Елизовская районная вечерняя (сменная) школа»

  2. Назначение программы: обеспечение гарантий получения учащимися образования в соответствии с учебниками по биологии под редакцией авторского коллектива В.В. Пасечника, А.А. Каменского, Г.Г. Швецова предполагающих реализацию компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов к содержанию образования.

  3. Программа рассчитана на 68 учебных часа, из расчета 2ч неделю.

  4. Срок реализации программ Учебного плана КГОБУ «Елизовская районная вечерняя (сменная) школа» на 2022-2023 учебный год.





Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Биология»
Личностные
-
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских ученых в развитие мировой науки.
-
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
-
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
. понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
-
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
-
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природой и социальной средой;
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировозрения;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
-
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
- сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
-
активное участие в решении практических задач ( в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
-
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
- осознание экологических проблем и путей их решения;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
-
адекватная оценка изменяющихся условий;
- принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
- планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

Метапредметные
Регулятивные УУД:
-
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемы варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
-
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставит себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций.
-
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг;
- овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).



Познавательные УУД:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учетом предложенной учебной биологической задачи;
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- запомнить и систематизировать биологическую информацию.



Коммуникативную УУД:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчить конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и /или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыты (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущество командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой;
- овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.




Предметные

- объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека;
- характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы; наследственные и ненаследственные программы поведения; особенности высшей нервной деятельности человека; виды потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна; структуру функциональных систем организма, направленных на достижение полезных приспособительных результатов;
- различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека; объяснять значение мер профилактики в предупреждении заболеваний человека;
- выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
- решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья человека, проводить расчеты и оценивать полученные значение;
- называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние;
- использовать приобретенные знания и умения для соблюдения здорового образа жизни, сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек, зависимостей;
- владеть приемами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и отморожениях;
- демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями предметов естественно-научного и гуманитарного циклов, различных видов искусства; технологии, ОБЖ, физической культуры;
- использовать методы биологии: наблюдать, измкрять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности;
- проводить простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты;
- соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
- владеть приемами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4-5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
- создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учетом особенностей аудитории сверстников.

Содержание ООО по «Биологии»

Введение. Наука о человеке (4 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Общий обзор организма человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро и микро строение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы – антогонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статистическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Внутренняя среда организма (4 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Анализ крови. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и Антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунная система. Воспаление. Фагоцитоз. Инфекционные болезни. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.
Кровообращение и лимфообращение (4 часа)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение работы сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхание (7 часов)
значение дыхания. Органы дыхательной системы. Строение и функции. Голосообразование. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Питание (5 часов)
пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Обмен веществ и превращение энергии (5 часов)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Эритроциты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Энергетическая емкость пищи.
Выделение продуктов обмена (2 часа)
Органы мочевыделения. Строение и работа почек. Нефроны. Предупреждение почечных заболеваний.
Демонстрация модели почки.
Покровы тела человека (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и: лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Закаливание.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 часов)
Органы эндокринной системы. Железы внутренней, смешанной и внешней секреции. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Свойства гормонов. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Отделы головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Функции переднего мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Систематический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Органы чувств. Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение зрения. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Строение и функции сетчатки. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействия анализаторов.
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (4 часа)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Врожденные и приобретенные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Динамический стереотип. Сон и сновидение.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия. Внушаемость и негативизм. Эмоции, эмоциональные состояния. Стресс. Эмоциональные отношения. Внимание. Физиологические основы внимания. Причины рассеяности. Воспитание внимания.
Размножение и развитие человека (3 часа)
Жизненные циклы организмов. Мужская и женская половые системы. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Человек и окружающая среда (4 часа)
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Тематическое планирование

Раздел

Количество

часов

1

Введение

4

2

Общий обзор организма человека

3

3

Опора и движение

7

4

Внутренняя среда организма

4

5

Кровообращение и лимфообращение

4

6

Дыхание

7

7

Питание

5

8

Обмен веществ и превращение энергии

5

9

Выделение продуктов обмена

2

10

Покровы тела человека

4

11

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

7

12

Органы чувств. Анализаторы

5

13

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

4

14

Размножение и развитие человека

3

15

Человек и окружающая среда

4


Итого

68



Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Количество

часов

Введение. Науки, изучающие организм человека (4 часа)

1.1.


Введение. Науки, изучающие организм человека.

1

1.2.


Биологическая природа человека.

1

1.3.


Расы человека.

1

1.4.


Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

1

Общий обзор организма человека (3 часа)

2.1.


Строение организма человека (атомно-молекулярный, клеточный, тканевый).

1

2.2.


Строение организма человека (органный).

1

2.3.


Регуляция процессов жизнедеятельности.

1

Опора и движение (7 часов)

3.1.


Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

1

3.2.


Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

1

3.3.


Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

1

3.4.


Строение и функция скелетных мышц.

1

3.5.


Работа мышц и ее регуляция.

1

3.6.


нарушение опорно-двигательной системы. Травматизм.

1

3.7.


Контрольная работа №1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опора и движение».

1

Внутренняя среда организма (4 часа)

4.1.


Состав внутренней среды организма и ее функции.

1

4.2.


Состав крови. Постоянство внутренней среды.

1

4.3.


Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови.

1

4.4.


Иммунитет. Нарушение иммунной системы.

1

Кровообращение и лимфообращение (4 часа)

5.1.


Органы кровообращения. Строение и работы сердца.

1

5.2.


Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

1

5.3.


Сосудистая система. Лимфообращение.

1

5.4.


Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.

1

Дыхание (7 часов)

6.1.


Дыхание и его значение. Органы дыхания.

1

6.2.


Дыхание и его значение. Органы дыхания.

1

6.3.


Механизм дыхания.

1

6.4.


Регуляция дыхания. Охрана окружающей среды.

1

6.5.


Заболевания органов дыхания, их профилактика.

1

6.6.


Первая помощь при остановке дыхания.

1

6.7.


Контрольная работа №2 по теме: «Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхание».

1

Питание (5 часов)

7.1.


Питание и его значение. Органы пищеварения.

1

7.2.


Пищеварение в ротовой полости.

1

7.3.


Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

7.4.


Всасывание питательных веществ в крови.

1

7.5.


Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

1

Обмен веществ и превращение энергии (5 часов)

8.1.


Пластический энергетический обмен.

1

8.2.


Ферменты и их роль в организме человека.

1

8.3.


Витамины и их роль в организме человека.

1

8.4.


Нормы питания и режим питания.

1

8.5.


Л/работа №4. Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена.

1

Выделение продуктов обмена (2 часа)

9.1.


Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

1

9.2.


Заболевания органов мочевыделения.

1

Покровы тела человека (4 часа)

10.1.


Кожа – наружный покровный орган.

1

10.2.


Болезни и травмы кожи.

1

10.3.


Гигиена кожных покровов.

1

10.4.


Контрольная работа №3 по теме: «Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Выделение».

1

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 часов)

11.1


Функция желез внутренней секреции.

1

11.2.


Работа эндокринной системы и ее нарушения.

1

11.3.


Строение нервной системы и ее значение.

1

11.4.


Спинной мозг.

1

11.5.


Головной мозг.

1

11.6.


Вегетативная нервная система.

1

11.7.


Нарушение в работе нервной системы и их предупреждение.

1

Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

12.1.


Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

1

12.2.


Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

1

12.3.


Слуховой анализатор.

1

12.4.


Вестибулярный аппарат. Мышечное чувство. Осязание.

1

12.5.


Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.

1

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (4 часа)

13.1.


Высшая нервная деятельность. Рефлексы.


13.2.


Память и обучение. Л/работа №5. Оценка объема кратковременной памяти.

1

13.3.


Врожденное и приобретенное поведение. Сон и бодрствование.

1

13.4.


Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

Размножение и развитие человека (3 часа)

14.1.


Особенности размножения человека.

1

14.2.


Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

1

14.3.


Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

1

Человек и окружающая среда (4 часа)

15.1.


Социальная и природная среда человека.

1

15.2.


Окружающая среда и здоровье человека.

1

15.3.


Повторение и обобщение пройденных тем.

1

15.4.


Итоговая контрольная работа.

1



Лабораторные работы:
Раздел Общий обзор организма человека:
Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека».
Раздел Опорно-двигательная система:
Лабораторная работа №2 «Выявление плоскостопия».
Раздел Дыхание:
Лабораторная работа №3 «Жизненная емкость легких».
Раздел Обмен веществ и превращение энергии:
Лабораторная работа №4 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».
Раздел Органы чувств. Анализаторы:
Лабораторная работа №5 «Оценка объема кратковременной памяти».

Контрольные работы по разделам:
№1 «Общий обзор организма человека. Опора и движение».
№2 «Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхание».
№3 «Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Выделение».
№4 «Итоговая контрольная работа».

Темы рефератов:
1. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
2. Иммунология на службе здоровья.
3. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.
4. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.
5. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
6. Вред алкоголя, никотина и наркотиков на здоровье человека.

Демонстрации:
Раздел Опорно-двигательная система:
«Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах».
Раздел Кровообращение и лимфообращение:
«Демонстрация моделей сердца человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений».
Раздел Дыхание:
«Демонстрация модели гортани, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемов искусственного дыхания».
Раздел Выделение продуктов обмена:
«Демонстрация модели почки»
Раздел Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности:
«Демонстрация модели головного мозга человека».
Раздел Органы чувств. Анализаторы:
«Демонстрация моделей глаза; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии».



























Скачать

© 2023, 91 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!