Ростовская область, Веселовский район, х. Нижнесоленый
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнесоленовская общеобразовательная средняя школа
Утверждаю директор
МБОУ Верхнесоленовская СОШ
Приказ от____________№____
Подпись Вандюк О.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
основного общего образования (8 класс)
Количество часов - 69
Учитель:_Токарчук Татьяна Викторовна______
Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.
Программно-методические материалы: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов «Биология. 8 класс» Линия жизни (М.: Просвещение, 2020)
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные акты и учебно-методические документы
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 классов является частью Образовательной программы МБОУ Верхнесоленовская СОШ и разработана в соответствии с Учебным планом МБОУ Верхнесоленовская СОШ на 2022-2023 учебный год, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее - ПООП ООО), в соответствии с авторской программой УМК по биологии «Линия жизни» Пасечник В.В. и на основе следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)).
Постановления:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказы:
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".
Приказ Минпросвещения России № 766 от 23.12.2020 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый Министерством просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254»;
Приказ Минпросвещения России от 18 декабря 2019 года № 695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения РФ от 5 октября 2020 г. № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»;
приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Методические рекомендации:
Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей (Распоряжение Министерства просвещения РФ от 12 января 2021 г. № Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»).
Письма:
письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;
письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;
письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями);
письмо Минобрнауки России от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;
письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 "О направлении информации" (вместе с "Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного");
письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5–11 классов по индивидуальному учебному плану».
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «Биология. Человек. 8 класс»
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
3. Место учебного предмета, курса, дисциплины в учебном плане
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.
Отбор содержания проведён с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, переменой характера и способов общения, социальных взаимодействий. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом выше названных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваимой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, учебного плана МБОУ Верхнесоленовская СОШ и программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника ((Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы, сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы» Москва: Дрофа 2015), рассчитанной на 70 часов (2 часа в неделю) и ориентирована на использование учебника В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов «Биология. 8 класс» Линия жизни (М.: Просвещение, 2020)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс. В 8 классе на изучение курса отводится 70 часов (2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ Верхнесоленовская СОШ на 2022-2023 учебный год программа будет реализована за 69 ч.
Отбор форм организации обучения осуществляется с учётом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определён в каждом разделе программы.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ БАЗОВОГО УРОВНЯ
(2 часа в неделю, всего часов)
Учебные единицы |
Введение. Происхождение человека Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид. |
Клеточное строение организма. Ткани Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. |
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. |
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. |
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений. |
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм |
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. |
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи. |
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. |
Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Нервная система человека Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Железы внутренней секреции (эндокринная система) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. |
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. |
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. |
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. |
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. |
5. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Из них (кол-во часов) |
КР | сроки | ЛР |
1 | Введение. Человек как биологический вид | 2 | | | |
2 | Происхождение человека | 3 | | | |
3 | Общий обзор организма | 4 | тест | | Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека». Лабораторная работа № 2 «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения» |
4 | Опорно-двигательная система | 7 | | | Лаб/ раб № 3 «Изучение микроскопического строения кости» Лабораторная работа №4 «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц» Лабораторная работа №5 «Осанка и плоскостопие» |
5 | Внутренняя среда организма | 4 | | | Лабораторная работа №6 « Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» |
6 | Кровеносная и лимфатическая системы | 7 | 1 | | Лабораторная работа №7 «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». |
7 | Дыхание | 5 | | | Лабораторная работ№8 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». |
8 | Пищеварение | 6 | 1 | | Лабораторная работа 9 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал» (в качестве домашнего задания) |
9 | Обмен веществ и энергии | 3 | | | Лабораторная работа №10 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена» |
10 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 4 | | | |
11 | Железы внутренней секреции | 3 | | | |
12 | Нервная система | 4 | | | Лабораторная работа 11 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга». |
13 | Анализаторы. Органы чувств. | 5 | 1 | | |
14 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 4 | | | |
15 | Индивидуальное развитие организма. Человек и окружающая среда | 5 | | | |
| Годовая контрольная работа | | 1 | | |
| Итого | 69 | | | |
6. Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урока | Тема урока | Содержание | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Д/з | Дата |
предметные | метапредметные УУД | личностные УУД |
| | Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа) | | | |
1/1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Основные направления (проблемы) биологии 8 класса, связанные с изучением организма человека | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека | учащиеся должны знать: науки и методы наук, изучающих человека, основные этапы развития наук; уметь выделять специфические особенности человека как биосоциального существа | Познавательные (П): учащиеся должны уметь работать с учебником и дополнительной литературой; Регулятивные (Р): организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; Коммуникативные (К) : слушать учителя и одноклассников; выражать свои мысли в устной и письменной форме | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; понимание значимости здорового и безопасного образа жизни; понимание значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии | §1 | |
2/2 | Становление наук о человеке | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека | Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине | §1 | |
| | Происхождение человека (3 часа) | | | |
3/1 | Биологическая природа человека | Систематическое положение человека | Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных | учащиеся должны знать: место человека в систематике; основные этапы эволюции человека, человеческие расы; объяснять место и роль человека в природе; определять черты сходства и различия человека и животных; доказывать несостоятельность расистских взглядов | П: составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас; Р: представлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания К: работать в составе творческих групп, эффективно взаимодействовать со сверстниками | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения | §2 | |
4/2 | Расы человека. Среда обитания | Расы человека и их формирование | Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов | §2 | |
5/3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. | Историческое прошлое людей. | Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека | §3 | |
| | Строение организма (4 часа) | | | |
6/1 | Строение организма человека. | Общий обзор организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека | Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами | знать: общее строении организма человека, строение тканей; рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека; научиться выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы; наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах научиться характеризовать рефлекторную регуляцию органов и систем организма | П: сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; проводить биологические исследовании и делать выводы на основе полученных результатов Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы К: работать в группах, строить эффективное взаимодействие со сверстниками | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; представления о клетке как элементарной биологической системе – единице живого; понимания необходимости соблюдать правила при выполнении лабораторных работ; умения применять полученные знания в практической деятельности | §4-5 | |
7/2 | Клеточное строение организма | Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки | Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов | §4 | |
8/3 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа №1 | Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная. Лаб/раб №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» | Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним | §4 | |
9/4 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Лабораторная работа №2 | Гомеостаз. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Лаб /раб №2 «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения» | Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | §6 | |
| | Опорно-двигательная система (7 часов) | | | |
10/1 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей Лабораторная работа №3 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей Лаб/ раб № 3 Изучение микроскопического строения кости | Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | научиться объяснять особенности строения скелета человека; распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | П: работать с печатным текстом, схемами, таблицами выделять главное, давать определение понятий; Р: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками. грамотно формулировать высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения; критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия | §7 | |
11/2 | Скелет человека. Соединения костей | Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов | Раскрывают особенности строения скелета человека. Определяют типы соединения костей | §8 | |
12/3 | Осевой скелет и скелет конечностей | Соединение костей. Сустав | Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника | §9 | |
13/4 | Строение мышц. Обзор мышц человека | Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. Самонаблюдение Работа основных мышц Роль плечевого пояса в движениях руки | Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | §10 | |
14/5 | Работа скелетных мышц и их регуляция Лабораторная работа №4 | Работа мышц и её регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. Лаб/ раб №4 Влияние статической и динамической работы на утомление мышц | Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов | §11 | |
15/6 | Нарушения опорно-двигательной системы Лабораторная работа №5 | Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. Лабораторная работа №5 Выявление плоскостопия (выполняется дома) | Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия | §12 | |
16/7 | Зачет по теме: «Строение организма», «Опорно-двигательная система». | | | | | | |
| | Внутренняя среда организма (4 ч) | | | |
17/1 | Состав внутренней среды организма и её функции. | Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение | Научиться характеризовать компоненты внутренней среды организма человека; защитные барьеры организма; правила переливания крови; выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями; проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах | П: давать определение понятий, работать с микроскопом; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения. Р: выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; представления о клетке как наименьшей единице, обладающей всеми признаками живого; умения применять полученные знания в практической деятельности | §13 | |
18/2 | Состав крови. Постоянство внутренней среды Лабораторная работа № 6 | Лабораторная работа № 6 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом | Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета | §14 | |
19/3 | Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови. | Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Свертывание крови, состав плазмы. | Знают компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Свертывание крови, состав плазмы. | §15 | |
20/4 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергия. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент | Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови | §16 | |
| | Кровеносная и лимфатическая системы ( 7 ч) | | | |
21/1 | Органы кровообращения. | Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы | Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем | научиться описывать органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме; заболевания сердца и сосудов и их профилактику; объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем; выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам; определять пульс и кровяное давление; оказывать первую помощь при заболеваниях сердца и сосудов, кровотечениях. | П: находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов, строить высказывания в устной и письменной форме, работать с тестами различного уровня сложности Р: организовывать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы; оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости К: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения воспринимать информацию по памяти , строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения; критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия | §17 | |
22/2 | Строение и работа сердца | Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца | Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями | §17 | |
23/3 | Сосудистая система. Круги кровообращения Лабораторная работа №7 | Органы кровообращения. Сердечный цикл Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Лаб/раб №7 Измерение кровяного давления | Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | §18 | |
24/4 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. | Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки | §18 | |
25/5 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и ее последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний | §24 | |
26/6 | Первая помощь при кровотечениях | Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях | Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов | | | §25 | |
27/7 | Урок-зачет по теме: «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы». | Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольных функций: представление уч-ся вариантов работ, понятийно обоснованных эталонов выполнения заданий, оценивание полученных результатов | | | | | |
| | Дыхание (5 ч) | | | |
28/1 | Значение дыхания. Легочное и тканевое дыхание Органы дыхательной системы. Дыхательные пути. | Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути.. Заболевания органов дыхания и их предупреждение | Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы | научиться характеризовать строение и функции органов дыхания; механизмы вдоха и выдоха; нервную и гуморальную регуляцию | П: находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов Р: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками | умение учащихся реализовывать теоретические познания на практике; формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения; критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия | §20 | |
29/2 | Легкие. Голосовой и речевой аппарат. | Газообмен в лёгких и тканях. Голосовой аппарат | Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения | дыхания, выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена; оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях | §20 | |
30/3 | Механизм вдоха и выдоха. Лабораторная работ№8 | Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды Лаб/ раб №8 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. | Объясняют механизм регуляции дыхания | §21 | |
31/4 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. | Жизненная ёмкость лёгких. Вред табакокурения. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе | Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов | §22 | |
32/5 | Заболевания органов дыхания: их профилактика. Реанимации | Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. | §23 | |
| | Пищеварение (6ч) | | | |
33/1 | Питание и пищеварение | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы | научиться характеризовать строение и функции пищеварительной системы; правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтов; выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы | П: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов Р: организовывать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы; оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками | умение учащихся реализовывать теоретические познания на практике; формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; умение слушать ислышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения; критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия | §24 | |
34/2 | Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа №9 | Пищеварение в ротовой полости. Самонаблюдения Определение положения слюнных желёз. Движение гортани при глотании. Лаб/раб №9 Изучение действия ферментов слюны на крахмал (в качестве домашнего задания) | Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | §25 | |
35/3 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока | Пищеварение в желудке и кишечнике. Изучение действия ферментов желудочного сока на белки | Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | §26 | |
36/4 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит | Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы | §27 | |
37/5 | Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения | Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения | Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни | §28 | |
38/6 | Зачет по теме: «Пищеварительная система», «Дыхательная система». | Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольных функций: представление уч-ся вариантов работ, понятийно обоснованных эталонов выполнения заданий, оценивание полученных результатов | | | | |
| | Обмен веществ и энергии (3 часа) | | | |
39/1 | Пластический и энергетический обмен. Ферменты и их роль в организме человека. | Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека Строение и работа ферментов. | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека Раскрывают роль ферментов. | научиться давать определения понятий темы- обмен веществ и энергии; характеризовать роль витаминов в обмене веществ; классификацию витаминов; нормы и режим питания; выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме; объяснять роль витаминов в организме; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения развития авитаминозов | П: классифицировать витамины; : работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты; Р: : выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения; | §29 §30 | |
40/2 | Витамины и их роль в организме человека. | Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека | Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов | §31 | |
41/3 | Нормы и режим питания. Лабораторная работа №10 | Энергетическая емкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Лаб/ раб №10 Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена | Обсуждают правила рационального питания | §32 | |
| | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (6 часа) | | | |
42/1 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | Выделение и его значение. Органы выделения. | Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы | научиться характеризовать строение и функции кожи; строение и функции органов мочевыделительной системы, заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения; выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции; оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, | П: работать с печатным текстом, схемами, таблицами выделять главное, давать определение понятий Р: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения; | §33 | |
43/2 | Заболевания органов мочевыделения | Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение | | §34 | |
44/3 | Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Самонаблюдения Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки | Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | §35 | |
45/4 | Болезни и травмы кожи. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. | Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви | Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены | §36 | |
46/5 | Гигиена кожных покровов. | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи | Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова | §37 | |
47/6 | Урок – зачет по темам: «Обмен веществ и энергии. Выделительная система. Покровные органы. Теплорегуляция». | | | | | | |
| | Железы внутренней секреции 3 ч. | | | |
48/1 | Железы внутренней секреции и их функции. | Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции | научиться отличать железы внешней, внутренней и смешанной секреции; выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы; устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции | П: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между видами желёз и их характеристикой Р: организовать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; К: работать в паре, строить эффективное взаимодействие со сверстниками | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; понимание важности знаний о гуморальной системе регуляции жизнедеятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни | §38 | |
49/2 | Железы внутренней секреции и их функции. | | | §38 | |
50/3 | Работа эндокринной системы и её нарушения | Влияние гормонов желез внутренней секреции на человека | Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека | §39 | |
| | Строение нервной системы 4 ч. | | | |
51/1 | Строение и значение нервной системы. Спинной мозг | Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга | Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга | научиться описывать строение нервной системы, объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности, объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов | П: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа; проводить сравнение объектов по заданным критериям; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками Р: проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; понимание важности знаний о нервной системе и процессов регуляции жизнедеятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни | §40 §41 | |
52/2 | Строение головного мозга. Головной мозг. Лабораторная работа №11 | Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Функция продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лаб/раб №11 Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. | Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга | §42 §42 | |
53/3 | Вегетативная нервная система | Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Самонаблюдение Штриховое раздражение кожи | Раскрывают функции переднего мозга | §43 | |
54/4 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. | | Объясняют влияние нарушения работы нервной системы на организм человека. Врожденные и приобретенные заболевания нервной системы. | §44 | |
| | Анализаторы. Органы чувств. ( 5 часов) | | | |
55/1 | Анализаторы. Зрительный анализатор | Понятие об анализаторах. Строение зрительного анализатора | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Выделяют существенные признаков строения и функционирования зрительного анализатора | научиться давать определения понятий темы- анализаторы и органы чувств, их значение; выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; | П: устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией Р: выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности К: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления | §45 | |
56/2 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | Заболевания органов зрения и их предупреждение | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения | | §45 | |
57/3 | Слуховой анализатор | Слуховой анализатор, его строение | Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха | | | §46 | |
58/4 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, осязание. | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы | | | | §47 | |
59/5 | Вкусовой и обонятельный анализатор. Боль. | Обоняние, вкус | | | | | §48 | |
| | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (4 часов) | | | |
60/1 | Высшая нервная деятельность. | Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | научиться выделять существенные особенности поведения и психики человека; объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека; характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека | П: классифицировать типы и виды памяти Р: выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности К: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения | формирование познавательного интереса к изучению биологии человека; умение слушать ислышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения | §49 | |
61/2 | Память и обучение. Врожденные и приобретенные программы поведения | Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. Врождённое и приобретённое поведение | Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека | | | | §50 §51 | |
62/3 | Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | Сон и бодрствование. Значение сна Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. | Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов | | | | §53 | |
64/4 | Урок – зачет по темам «Нервная система», «Анализаторы», «Высшая нервная деятельность» | | | | | | |
| | Индивидуальное развитие организма .Человек и окружающая среда ( 5 часов) | | | |
65/1 | Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки | Жизненные циклы. Размножение. Половая система Развитие зародыша. Половое созревание Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. | Выделяют существенные признаки органов размножения человека Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека | научиться характеризовать жизненные циклы организмов; мужскую и женскую половые системы; наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики; выделять существенные признаки органов размножения человека; объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода | П: приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека Р: выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности К: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения | понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни; необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём; ВИЧ-инфекции медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека | §54 §55 | |
66/2 | Беременность и роды | Беременность. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. | | | §56 | |
67/3 | Итоговая контрольная работа | Итоговая работа для оценивания достижений планируемых результатов | | | | | |
68/4 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность | Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера | | | §57 | |
69/5 | Человек и окружающая среда. | | Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольных функций: индивидуальное написание проверочной работы с последующим сличением её результатов с заданным эталоном; оценивание полученных результатов. | выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и тканей человека, органов и систем органов чело века) и процессов, характерных для человека | познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. регулятивные: организовать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности коммуникативные: воспринимать информацию на слух. | формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний | §58-59 | |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2014 г.
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2014 г.
Рохлов В.С. Диагностические итоговые работы для оценки качества обучения. Биология. 8 класс, 2014 г.
Биология. Анатомия и физиология человека». 8 класс. Углубленное изучение. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Брыксина З.Г. Издательство: Дрофа, 2013
Электронное сопровождение УМК:
1С: Школа. Биология. 8 класс. Человек. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.
ЦОРы Единой коллекции: «Биология 8 класс»
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29
-http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29
www.bio.1septevber.ru – газета «Биология» - приложение к 1 сентября
www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Учебное оборудование
1. Оптическая: Лупы ручные; электронный микроскоп
2. Комплект посуды и принадлежностей для опытов.
3. Портреты выдающихся биологов
4. Таблицы Пугал Н.А. Уровни организации живой природы»
5. Таблицы демонстрационные «Строение тела человека».
6. Видеофильмы « Анатомия 1-2,3, 4».
7. Видеофильм «Первая медицинская помощь».
8. Микропрепараты по физиологии и анатомии человека.
9. МОДЕЛИ: глазное яблоко, гортани в разрезе, ДНК, мозга в разрезе, почки в разрезе, сердца (лабораторная), сердца в разрезе (Демонстрационная), скелет человека на штативе, торс человека разборный, увеличенная модель ушной раковины.
10. Барельефные модели к разделу «Человек»: строение спинного мозга, железы внутренней секреции, строение уха человека, органы полости тела человека, почка человека, строение легких, пищеварительный тракт, кожа человека.
Техническое обеспечение:
мультимедийная доска 2. мультимедиа-проектор 3. компьютер
8. Результаты освоения предмета и система их оценки
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «биология»
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
— работать с учебником и дополнительной литературой;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас;
— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
— устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника;
— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями;
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов;
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
— классифицировать витамины
— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
--- классифицировать типы и виды памяти.
— классифицировать железы в организме человека;
— устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной;
--- приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные УУД:
- уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
- способность вырабатывать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и окружающих;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
- умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных ценностей.
Регулятивные УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
Умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:
— выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
--- объяснять место и роль человека в природе; — определять черты сходства и различия человека и животных; — доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы; — наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах; — выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;
— объяснять особенности строения скелета человека; — распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; — оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями; — проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах; — объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем; — выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам; — измерять пульс и кровяное давление; — выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена; — оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях; — выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения; — приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы;
— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека; — объяснять роль витаминов в организме человека; — приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов;
— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции; — оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова; — объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности; — объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов; — выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; — выделять существенные особенности поведения и психики человека; — объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека; — характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека; - выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы; — устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции; — выделять существенные признаки органов размножения человека; — объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода; — приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Критерии оценки учебной деятельности по биологии:
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка уровня знаний учащихся.
Оценка устного ответа:
«5» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.
«4» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
«3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая последовательность.
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.
Оценка лабораторной работы
«5» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.
«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.
«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.
«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 15-20 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 24 вопросов.
Время выполнения работы: 20-30 мин.
Оценка «5» - 22-24 правильных ответов, «4»- 17-21, «3» - 13-16 , «2» - менее 12
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:
решение задач творческого и поискового характера;
учебное проектирование;
проверочные, контрольные работы по предметам;
комплексные работы на межпредметной основе и др.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.
«5» -обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
«4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 70 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
«3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.
«2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня.
«1» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня.