СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Ростовская область, Веселовский район, х. Нижнесоленый

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнесоленовская общеобразовательная средняя школа


Утверждаю директор

МБОУ Верхнесоленовская СОШ

Приказ от____________№____

Подпись Вандюк О.Г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

основного общего образования (8 класс)

Количество часов - 69

Учитель:_Токарчук Татьяна Викторовна______



Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.

Программно-методические материалы: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов «Биология. 8 класс» Линия жизни (М.: Просвещение, 2020)











2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы

Рабочая программа по биологии для учащихся 8 классов является частью Образовательной программы МБОУ Верхнесоленовская СОШ и разработана в соответствии с Учебным планом МБОУ Верхнесоленовская СОШ на 2022-2023 учебный год, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее - ПООП ООО), в соответствии с авторской программой УМК по биологии «Линия жизни» Пасечник В.В. и на основе следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Программы:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)).

Постановления:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Приказы:

  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".

  • Приказ Минпросвещения России № 766 от 23.12.2020 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый Министерством просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254»;

  • Приказ Минпросвещения России от 18 декабря 2019 года № 695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);

  • Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 5 октября 2020 г. № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»;

  • приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Методические рекомендации:

  • Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей (Распоряжение Министерства просвещения РФ от 12 января 2021 г. № Р-6  «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»).

Письма:

  • письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

  • письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

  • письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями);

  • письмо Минобрнауки России от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;

  • письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 "О направлении информации" (вместе с "Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного");

  • письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5–11 классов по индивидуальному учебному плану».








2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «Биология. Человек. 8 класс»

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.


3. Место учебного предмета, курса, дисциплины в учебном плане

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.

Отбор содержания проведён с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, переменой характера и способов общения, социальных взаимодействий. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом выше названных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваимой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, учебного плана МБОУ Верхнесоленовская СОШ и программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника ((Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы, сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы» Москва: Дрофа 2015), рассчитанной на 70 часов (2 часа в неделю) и ориентирована на использование учебника В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов «Биология. 8 класс» Линия жизни (М.: Просвещение, 2020)

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс. В 8 классе на изучение курса отводится 70 часов (2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ Верхнесоленовская СОШ на 2022-2023 учебный год программа будет реализована за 69 ч.

Отбор форм организации обучения осуществляется с учётом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определён в каждом разделе программы.


4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ БАЗОВОГО УРОВНЯ

(2 часа в неделю, всего часов)


Учебные единицы


Введение. Происхождение человека

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

  • Общий обзор организма

Клеточное строение организма. Ткани

Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

  • Система опоры и движения.

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

  • Внутренняя среда организма.

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

  • Кровеносная и лимфатическая системы организма

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

  • Дыхательная система

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

  • Пищеварительная система

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

  • Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

  • Выделение.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

  • Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение.

Нервная система человека

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

  • Покровные органы. Теплорегуляция

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

  • Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

  • Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

  • Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.



















5. Тематическое планирование


п/п


Название раздела

Кол-во

часов

Из них (кол-во часов)

КР

сроки

ЛР


1

Введение. Человек как биологический вид

2




2

Происхождение человека

3




3

Общий обзор организма


4

тест


Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического

строения тканей организма человека».

Лабораторная работа № 2 «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения»

4

Опорно-двигательная система


7



Лаб/ раб № 3 «Изучение микроскопического строения кости»

Лабораторная работа №4 «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»

Лабораторная работа №5 «Осанка и плоскостопие»

5

Внутренняя среда организма


4



Лабораторная работа

№6 « Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

6

Кровеносная и лимфатическая системы

7

1


Лабораторная работа №7 «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

7

Дыхание

5



Лабораторная работ№8

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

8

Пищеварение

6

1



Лабораторная работа 9 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал» (в качестве домашнего задания)

9

Обмен веществ и энергии

3



Лабораторная работа №10 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена»

10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4




11

Железы внутренней секреции

3




12

Нервная система

4



Лабораторная работа 11 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга».

13

Анализаторы. Органы чувств.

5

1



14

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

4




15

Индивидуальное развитие организма. Человек и окружающая среда

5





Годовая контрольная работа


1




Итого

69







6. Календарно-тематическое планирование 8 класс

урока

Тема урока

Содержание

Виды деятельности

учащихся

Планируемые результаты

Д/з

Дата


предметные

метапредметные

УУД

личностные

УУД



Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)




1/1

Науки о человеке.

Здоровье и его охрана.

Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Основные направления (проблемы) биологии 8 класса, связанные с изучением организма человека

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека


учащиеся должны знать:

науки и методы наук, изучающих человека, основные этапы развития наук;

уметь выделять специфические особенности

человека как биосоциального существа

Познавательные (П):

учащиеся должны уметь работать с

учебником и

дополнительной

литературой;

Регулятивные (Р):

организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы;

Коммуникативные (К) :

слушать учителя и одноклассников; выражать свои мысли в устной и письменной форме


формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека; понимание значимости

здорового и безопасного образа жизни; понимание

значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии


§1


2/2

Становление наук о человеке

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека

Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине



§1




Происхождение человека (3 часа)




3/1

Биологическая природа человека

Систематическое

положение человека

Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных

учащиеся должны знать:

место человека в систематике;

основные этапы эволюции человека, человеческие расы;

объяснять место и роль человека в природе;

определять черты сходства и различия человека и животных;

доказывать несостоятельность расистских взглядов

П: составлять сообщения на основе

обобщения материала

учебника и дополнительной литературы; устанавливать причинно-следственные связи

при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас;

Р: представлять результаты работы, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

К: работать в составе творческих групп, эффективно взаимодействовать со сверстниками

формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать

фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения


§2


4/2

Расы человека. Среда обитания

Расы человека и их формирование

Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов


§2


5/3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

Историческое

прошлое людей.

Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека



§3




Строение организма (4 часа)




6/1

Строение организма человека.

Общий обзор организма человека.

Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами

знать: общее строении организма человека, строение тканей;

рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека;

научиться выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

наблюдать и описывать клетки и ткани

на готовых микропрепаратах














научиться характеризовать

рефлекторную регуляцию органов и систем организма

П: сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; проводить биологические исследовании и делать выводы на основе полученных результатов

Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения;

самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

и при необходимости

вносить коррективы

К: работать в группах, строить

эффективное взаимодействие со сверстниками

формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

представления о клетке как элементарной

биологической системе – единице живого;

понимания необходимости соблюдать правила при

выполнении лабораторных работ; умения

применять полученные знания в практической деятельности

§4-5


7/2

Клеточное строение организма

Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки

Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов






§4


8/3

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа №1

Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная.

Лаб/раб №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним


§4


9/4

Регуляция процессов жизнедеятельности. Лабораторная работа №2


Гомеостаз.

Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор.

Лаб /раб №2

«Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения»


Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

§6




Опорно-двигательная система (7 часов)




10/1

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей Лабораторная работа №3


Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей

Лаб/ раб № 3

Изучение микроскопического строения кости

Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

научиться объяснять особенности строения скелета человека; распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов




















П: работать с печатным текстом, схемами, таблицами

выделять главное, давать определение понятий;

Р: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы;

К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками.

грамотно формулировать высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения


формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать

фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

критическое отношение к своим поступкам,

осознание ответственности за их последствия



§7


11/2

Скелет человека. Соединения костей


Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов

Раскрывают особенности строения скелета человека. Определяют типы соединения костей


§8


12/3

Осевой скелет и скелет конечностей

Соединение костей. Сустав

Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника


§9


13/4

Строение мышц. Обзор мышц человека

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. Самонаблюдение

Работа основных мышц

Роль плечевого пояса в движениях руки

Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


§10


14/5

Работа скелетных мышц и их регуляция Лабораторная работа №4

Работа мышц и её регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц.

Лаб/ раб №4 Влияние статической и динамической работы на утомление мышц

Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов


§11


15/6

Нарушения опорно-двигательной системы Лабораторная работа №5


Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие.

Лабораторная работа №5

Выявление плоскостопия (выполняется дома)

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия


§12


16/7

Зачет по теме: «Строение организма», «Опорно-двигательная система».









Внутренняя среда организма (4 ч)




17/1

Состав внутренней среды организма и её функции.

Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови


Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение

Научиться характеризовать

компоненты внутренней среды организма человека;

защитные барьеры организма; правила переливания крови;

выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых

микропрепаратах

П: давать определение понятий, работать с микроскопом; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Р: выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности.

К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками



формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

представления о клетке как наименьшей единице, обладающей всеми признаками живого; умения

применять полученные знания в практической деятельности


§13


18/2

Состав крови.

Постоянство внутренней среды Лабораторная работа

6

Лабораторная работа

№ 6 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета


§14


19/3

Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови.

Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Свертывание крови, состав плазмы.

Знают компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Свертывание крови, состав плазмы.


§15


20/4

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергия. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент

Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови


§16




Кровеносная и лимфатическая системы ( 7 ч)




21/1

Органы кровообращения.

Замкнутое и незамкнутое кровообращение.

Кровеносная и лимфатическая системы

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем

научиться описывать органы кровеносной и

лимфатической систем, их роль

в организме;

заболевания сердца и сосудов и их профилактику;


объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем; выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

определять пульс и кровяное давление; оказывать первую помощь при заболеваниях

сердца и сосудов, кровотечениях.

П: находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой

системы, оформлять её в виде рефератов, докладов, строить высказывания в устной и письменной форме, работать с тестами различного уровня сложности


Р: организовывать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы; оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости

К:

воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения

воспринимать информацию по памяти , строить высказывания в устной и письменной форме;

работать с тестами различного уровня сложности

формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать

фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

критическое отношение к своим поступкам,

осознание ответственности за их последствия



§17


22/2

Строение и работа сердца

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями


§17


23/3

Сосудистая система.

Круги кровообращения Лабораторная работа

7


Органы кровообращения. Сердечный цикл Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Лаб/раб

№7

Измерение кровяного давления

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


§18


24/4

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.


Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки


§18


25/5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и ее последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

§24


26/6

Первая помощь при кровотечениях

Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях

Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов



§25


27/7

Урок-зачет по теме: «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы».


Формирование у учащихся

способностей к осуществлению контрольных функций: представление уч-ся вариантов работ, понятийно обоснованных эталонов выполнения заданий, оценивание полученных результатов








Дыхание (5 ч)




28/1

Значение дыхания.


Легочное и тканевое дыхание


Органы дыхательной системы. Дыхательные пути.

Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути.. Заболевания органов дыхания и их предупреждение

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы

научиться характеризовать

строение и функции органов дыхания; механизмы вдоха и выдоха; нервную и гуморальную регуляцию

П: находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов

Р: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы

К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками



умение учащихся реализовывать

теоретические познания на практике;

формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать

фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

критическое отношение к своим поступкам,

осознание ответственности за их последствия

§20


29/2

Легкие.

Голосовой и речевой аппарат.

Газообмен в лёгких и тканях. Голосовой аппарат

Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения

дыхания,

выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего,

простудных заболеваниях


§20


30/3

Механизм вдоха и выдоха.

Лабораторная работ№8

Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды Лаб/ раб №8

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Объясняют механизм регуляции дыхания


§21


31/4

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

Жизненная ёмкость лёгких. Вред табакокурения.

Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов


§22


32/5

Заболевания органов дыхания: их профилактика. Реанимации

Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.


§23




Пищеварение (6ч)




33/1

Питание и пищеварение

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы

научиться характеризовать строение и функции пищеварительной системы;

правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтов;

выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

приводить доказательства необходимости

соблюдения мер профилактики

нарушений работы пищеварительной системы

П: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты;

проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

Р: организовывать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы; оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости

К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками


умение учащихся реализовывать

теоретические познания на практике;






формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

умение слушать ислышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать

фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

критическое отношение к своим поступкам,

осознание ответственности за их последствия



§24


34/2

Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа №9

Пищеварение в ротовой полости.

Самонаблюдения

Определение положения слюнных желёз. Движение гортани при глотании.

Лаб/раб №9 Изучение действия ферментов слюны на крахмал (в качестве домашнего задания)

Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов



§25


35/3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Изучение действия ферментов желудочного сока на белки

Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


§26


36/4

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит

Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы



§27


37/5

Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения

Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения

Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни

§28


38/6

Зачет по теме: «Пищеварительная система», «Дыхательная система».


Формирование у учащихся

способностей к осуществлению контрольных функций: представление уч-ся вариантов работ, понятийно обоснованных эталонов выполнения заданий, оценивание полученных результатов







Обмен веществ и энергии (3 часа)




39/1

Пластический и энергетический обмен.

Ферменты и их роль в организме человека.

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека

Строение и работа ферментов.

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека

Раскрывают роль ферментов.

научиться давать определения понятий темы- обмен веществ и энергии; характеризовать роль витаминов в обмене веществ; классификацию витаминов;

нормы и режим питания;

выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме;

объяснять роль витаминов в организме;

приводить доказательства необходимости

соблюдения мер профилактики нарушения развития авитаминозов

П: классифицировать витамины;

: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты;

Р: : выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности.

К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками


формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать

фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

§29

§30


40/2

Витамины и их роль в организме человека.

Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека

Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов

§31


41/3

Нормы и режим питания. Лабораторная работа

10

Энергетическая емкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Лаб/ раб

№10

Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена

Обсуждают правила рационального питания

§32




Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (6 часа)




42/1

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

Выделение и его значение. Органы выделения.

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы

научиться характеризовать

строение и функции кожи;

строение и функции органов мочевыделительной системы, заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения;

выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях,

П: работать с печатным текстом, схемами, таблицами

выделять главное, давать определение понятий

Р: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы;

К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками


формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать

фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;


§33


43/2

Заболевания органов мочевыделения

Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение



§34


44/3

Покровы тела.

Кожа – наружный покровный орган

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи.

Самонаблюдения

Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.

Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


§35


45/4

Болезни и травмы кожи.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви

Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены


§36


46/5

Гигиена кожных покровов.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи

Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова


§37


47/6

Урок – зачет по темам: «Обмен веществ и энергии. Выделительная система. Покровные органы. Теплорегуляция».









Железы внутренней секреции 3 ч.




48/1

Железы внутренней секреции и их функции.

Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции

научиться отличать железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы; устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции

П: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между видами желёз и их характеристикой

Р: организовать выполнение заданий учителя;

планировать и прогнозировать результаты своей деятельности;

К: работать в паре, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

понимание важности знаний о гуморальной системе регуляции жизнедеятельности;

понимание ценности здорового и безопасного образа жизни



§38


49/2

Железы внутренней секреции и их функции.




§38


50/3

Работа эндокринной системы и её нарушения

Влияние гормонов желез внутренней секреции на человека

Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека


§39




Строение нервной системы 4 ч.




51/1


Строение и

значение нервной системы.

Спинной мозг

Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга

научиться описывать строение нервной системы, объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности, объяснять влияние отделов нервной системы на

деятельность органов

П: работать с различными источниками информации;

составлять план и конспект параграфа; проводить сравнение объектов по заданным критериям;

устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

Р: проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

К: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками









формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

понимание важности знаний о нервной системе и процессов регуляции жизнедеятельности;

понимание ценности здорового и безопасного образа жизни
















§40

§41


52/2


Строение головного мозга.

Головной мозг. Лабораторная

работа №11

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции.

Функция продолговатого и

среднего мозга, моста и мозжечка. Лаб/раб №11 Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга.

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга


§42

§42


53/3

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Самонаблюдение

Штриховое раздражение кожи

Раскрывают функции переднего мозга


§43


54/4

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.


Объясняют влияние

нарушения работы нервной системы на организм человека.

Врожденные и приобретенные заболевания нервной системы.


§44




Анализаторы. Органы чувств. ( 5 часов)




55/1

Анализаторы. Зрительный анализатор

Понятие об анализаторах. Строение зрительного анализатора


Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Выделяют существенные признаков строения и функционирования зрительного анализатора

научиться давать определения понятий темы-

анализаторы и органы чувств, их значение;

выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;


П: устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией

Р: выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности

К: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения

формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека

понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для

закрепления

§45


56/2

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Заболевания органов зрения и их предупреждение

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения


§45


57/3

Слуховой анализатор

Слуховой анализатор, его строение

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха




§46


58/4

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, осязание.

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы




§47


59/5

Вкусовой и обонятельный анализатор. Боль.

Обоняние, вкус





§48




Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (4 часов)




60/1

Высшая нервная деятельность.

Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности


научиться выделять существенные особенности поведения и психики человека;

объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека

П: классифицировать типы и виды памяти

Р: выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности

К: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения

формирование

познавательного интереса к изучению биологии человека;

умение слушать ислышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать

фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения


§49


61/2

Память и обучение. Врожденные и приобретенные программы поведения

Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. Врождённое и приобретённое поведение

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека




§50

§51


62/3

Сон и бодрствование.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

Сон и бодрствование. Значение сна

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти.


Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека

Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов




§53


64/4

Урок – зачет по темам «Нервная система», «Анализаторы», «Высшая нервная деятельность»









Индивидуальное развитие организма .Человек и окружающая среда ( 5 часов)




65/1

Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки

Жизненные циклы. Размножение. Половая система

Развитие зародыша. Половое созревание

Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие.

Выделяют существенные признаки органов размножения человека

Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека

научиться характеризовать жизненные циклы организмов;

мужскую и женскую

половые системы;

наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики; выделять существенные признаки органов размножения человека;

объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода

П: приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека

Р: выполнять работу пользуясь готовым планом, представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности

К: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения

понимание учащимися

ценности здорового и безопасного образа жизни;

необходимости

соблюдения мер профилактики

инфекций, передающихся

половым путём;

ВИЧ-инфекции

медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека



§54

§55


66/2

Беременность и роды

Беременность. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции.



§56


67/3

Итоговая контрольная работа

Итоговая работа для оценивания достижений планируемых результатов






68/4

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность

Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера



§57


69/5

Человек и окружающая среда.


Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольных функций: индивидуальное написание проверочной работы с последующим сличением её результатов с заданным эталоном; оценивание полученных результатов.

выделять существенные признаки биологических объектов

(клеток и тканей человека, органов и систем органов чело

века) и процессов, характерных для человека

познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

регулятивные:

организовать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности

коммуникативные:

воспринимать информацию на слух.

формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и неудач в деятельности, необходимости повторения для закрепления знаний

§58-59




7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2014 г.

  1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2014 г.

  2. Рохлов В.С. Диагностические итоговые работы для оценки качества обучения. Биология. 8 класс, 2014 г.

  3. Биология. Анатомия и физиология человека». 8 класс. Углубленное изучение. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Брыксина З.Г. Издательство: Дрофа, 2013

Электронное сопровождение УМК:

  1. 1С: Школа. Биология. 8 класс. Человек. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  2. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.

  3. Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.

  5. ЦОРы Единой коллекции: «Биология 8 класс»

- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29

-http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29 

www.bio.1septevber.ru – газета «Биология» - приложение к 1 сентября

www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.

www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



Учебное оборудование

1. Оптическая: Лупы ручные; электронный микроскоп

2. Комплект посуды и принадлежностей для опытов.

3. Портреты выдающихся биологов

4. Таблицы Пугал Н.А. Уровни организации живой природы»

5. Таблицы демонстрационные «Строение тела человека».

6. Видеофильмы « Анатомия 1-2,3, 4».

7. Видеофильм «Первая медицинская помощь».

8. Микропрепараты по физиологии и анатомии человека.

9. МОДЕЛИ: глазное яблоко, гортани в разрезе, ДНК, мозга в разрезе, почки в разрезе, сердца (лабораторная), сердца в разрезе (Демонстрационная), скелет человека на штативе, торс человека разборный, увеличенная модель ушной раковины.

10. Барельефные модели к разделу «Человек»: строение спинного мозга, железы внутренней секреции, строение уха человека, органы полости тела человека, почка человека, строение легких, пищеварительный тракт, кожа человека.

Техническое обеспечение:

  1. мультимедийная доска 2. мультимедиа-проектор 3. компьютер

8. Результаты освоения предмета и система их оценки

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «биология»

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— следить за соблюдением правил поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

— принимать ценности семейной жизни;

— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

— работать с учебником и дополнительной литературой;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас;

— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

— устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника;

— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями;

— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов;

— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

— классифицировать витамины

— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

--- классифицировать типы и виды памяти.

— классифицировать железы в организме человека;

— устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной;

--- приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Личностные УУД:

- уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

- способность вырабатывать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и окружающих;

- умение применять полученные знания в практической деятельности;

- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;

- умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных ценностей.

Регулятивные УУД:

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

Умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

- умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

— выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

--- объяснять место и роль человека в природе; — определять черты сходства и различия человека и животных; — доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы; — наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах; — выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;

— объяснять особенности строения скелета человека; — распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; — оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями; — проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах; — объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем; — выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам; — измерять пульс и кровяное давление; — выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена; — оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях; — выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения; — приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы;

— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека; — объяснять роль витаминов в организме человека; — приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов;

— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции; — оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова; — объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности; — объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов; — выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; — выделять существенные особенности поведения и психики человека; — объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека; — характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека; - выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы; — устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции; — выделять существенные признаки органов размножения человека; — объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода; — приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.


Критерии оценки учебной деятельности по биологии:

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.


Оценка уровня знаний учащихся.

Оценка устного ответа:

«5» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» -  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая  последовательность.

«2» -  при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.  


Оценка лабораторной работы

«5»  - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 15-20 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 24  вопросов.

Время выполнения работы: 20-30 мин.

Оценка «5» - 22-24 правильных ответов, «4»- 17-21, «3» - 13-16 , «2» - менее 12

Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:

  • решение задач творческого и поискового характера;

  • учебное проектирование;

  • проверочные, контрольные работы по предметам;

  • комплексные работы на межпредметной основе и др.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.

  • «5» -обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.

  • «4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 70 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.

  • «3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.

  • «2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня.

  • «1» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!