СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр № 2

Майкопского района»



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «ОЦ № 2

Майкопского района»

___________________/ / ___________ И.Ю. Воронцова

« ___» ___________ 2022 года « ___» ___________ 2022 года





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии



Класс – 8

Учитель – Лутай Е.В.

Количество часов: всего – 70 часов

Планирование составлено на основе: Примерных программ по биологии. - М.: Дрофа, 2007

Учебник – Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.





2022-2023 учебный год.



Пояснительная записка



Рабочая учебная программа составлена на основе:

1) Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.

2) Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1987 от 17.12.2010 года.

3) Приказа Мои Н РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

4) Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения РФ, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.

5) Приказа МОиН РФ №889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МОиН РФ 09.03.2004г. № 1312».

6) Приказа МОиН РА «1272 от 11.11.2010 «О новой редакции базисных и примерных учебных планов образовательных учреждений РА, реализующих программы общего образования».

7) Письма МОиН РА №3337 от 05.07.2012г. «О внесении изменений в примерные учебные планы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, в рамках апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

8) Приказа Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

9) Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006г. №115 « О национально –региональном компоненте государственного образовательного стандарта»

10) Приказ Министерства образования и науки РФ№ 1576, №1577 от 31.12.2015 г.;

11) Письмо МОиН РА № 2366/1 от 29.04.2016г.)

12) Учебного плана МБОУ «ОЦ№2 Майкопского района»



Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2017). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2017, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология.Человек» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разно уровневой организацией организма человека. Затем вводится понятие о нервной и эндокринной системах, на последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В нашей рабочей программе мы изменили последовательность изучения тем. Изучение нервной и эндокринной системы мы перенесли после темы «Строение организма», так как эти системы регулируют работу всех систем органов, поэтому мы считаем такую последовательность в изучении более целесообразной. Примерная программа основного общего образования содержит 8 лабораторных работ и одну экскурсию, все они включены в нашу рабочую программу. Авторская программа Пасечника В. В. Содержит 33 лабораторные работы. Мы, в связи с излишней перегрузкой учащихся, не включили в свою рабочую программу следующие лабораторные работы:

«Штриховое раздражение кожи-тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении»; «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»; «Опыты, выявляющие природу пульса»; «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»; «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»; «Составление пищевого рациона»; «Определение совместимости шампуня, с особенностями местной воды»; «Определение остроты слуха»; «Зрительные, слуховые, тактильные иллюзии». Их изучение можно включить в элективный курс по предмету или биологический кружок. Мы добавили лабораторную работу «Обнаружение и устойчивость витамина С», в связи с тем, что изучение этой темы, как правило, приходится на обострение сезонных простудных заболеваний и изучение этого вопроса мы считаем актуальным.

При изучении курса биологии в 8 классе прослеживается тесная связь со многими предметами школьного цикла: химия, физика. география, история, ОБЖ, физическая культура.



Планируемые результаты обучения.

Ученик научится:

• Понимать смысл биологических терминов;

• Знать признаки сходства и отличия человека и животных;

• Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии,

питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция

жизнедеятельности организма;

• Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей

нервной деятельности и поведения.

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика,

значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе.

Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных

заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме,

влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические

эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека,

взаимодействие систем и органов организма человека;

•сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска

на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника,

биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернетресурсах.

• характеризовать особенности строения и процессов

• жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить

наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные

биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению

организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими

животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;

выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем

органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об

организме человека,

• получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье

человека.

•характеризовать особенности строения и процессов

• жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить

наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные

биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению

организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими

животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;

выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем

органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об

организме человека,

• получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье

человека.

Ученик получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой

помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении

утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за

состоянием собственного организма;

•выделять эстетические достоинства человеческого тела;

•реализовывать установки здорового образа жизни;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному

здоровью и здоровью других людей;

•находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме

человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и

поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния

факторов риска на здоровье человека.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины

Учащиеся должны уметь:

-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;

- объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;



- в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;

- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-получать информацию об организме человека из разных источников

Метопредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;

- проводить исследовательскую и проектную работу;

- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;

- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД,наркомания,алкоголизм

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;

— следить за соблюдением правил поведения в природе;

— использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах,ожогах,обморожениях,травмах,спасении утопающего

— уметь рационально организовывать труд и отдых;

--- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на УМК «Пасечника В. В.: учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2013.-336 с.. (Гриф:Рекомендовано МО РФ) ; Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 96 с.





Тематическое планирование







Тема

Количество часов





1

Введение


1час

2

Происхождение человека

3часа

3

Строение организма

4часа

4.

Нервная система


6часов

5

Эндокринная система

3часа

6

Опорно-двигательная система

8часов

7

Внутренняя среда организма

3часа

8

Кровеносная и лимфатическая система

6 часов

9

Дыхание

4часов

10


Пищеварение

6часов

11

Обмен веществ и энергии

4 часа

12

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5часов

13

Анализаторы

5часов

14

Высшая нервная деятельность

5часов

15

Индивидуальное развитие организма

4 часа

16

Итоговая контрольная работа

1 час



17

Резервное время

2 часа

70 часов







Содержание курса



 Введение (2 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2Строение и функции организма (63 часа)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Самонаблюдение: Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (8 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

             Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома)

Утомление при статической работе.

Осанка и плоскостопие.

Самонаблюдение: Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы: Функция венозных клапанов.

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Опыты, выясняющие природу пульса.

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11. Выделение (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12. Нервная система (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13. Анализаторы (6 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15. Эндокринная система (железы внутренней секреции) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3Индивидуальное развитие организма (6 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.









































Календарно-тематическое планирование



п\п

Тема урока

Элементы содержания

Вид деятельности

Дата план

Дата факт


Тема 1. Введение (1 час)

1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана



Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья.

Предметы изучения наук о человеке: анатомия, фи­зиология, гигиена, психо­логия.

Методы изучения: самона­блюдение, наблюдение, лабо­раторный анализ, описание строения

Развитие анатомии, физио­логии и гигиены с начала XIX века до наших дней (Луи Пастер, И. И. Мечни­ков). пре­мии в области медицины

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современ-ной жизни.






Происхождение человека (3 часа)

2

Систематическое положение человека

Историческое прошлое людей

Биологическая природа человека

Основные понятия

Рудименты. Атавизмы. Доказательство животного происхождения человека. Систематическое положение Человека разумного в царст­ве Животные: тип, класс, отряд, семейство, род, вид


Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументи-ровать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных




3

Расы человека. Среда обитания Происхождение человека



Расы человека и их формирование

Соотношение биологических и социальных факторов, становление рас и народов. Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная; расизм.


Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных

Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека



4.

Историческое прошлое человека


Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользовать-ся анатомичес-кими таблицами, схемами.



Строение организма (4 часа)




5

Общий обзор организма человека.

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)


Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека

Уровни организации, структура: органы, система органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.

Выделяют существен-ные признаки организма человека, особенности его биологичес-кой природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения.



6

Клеточное строение организма

Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки

Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосома, гены, ДНК, РНК, ядрышко.

Возбудимость. Органоиды. Развитие. Рост. Субстрат. Фермент. Обмен веществ в клетке. Механизм действия фер­мента. Рост и развитие клетки. Деление клетки. Покой и возбуждение клетки. Свойства клеточной мем­браны.

Демонстрация

Разложение пероксида водорода ферментом каталазой



Выделяют существен-ные признаки организма человека, особенности его биологичес-кой природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения.



7

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная



Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная.

Взаимосвязь, строение и функции, типы тканей

Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса. Свойства нервной ткани: возбудимость, проводи­мость. Свойства мышечной ткани: возбудимость и сократи­мость



Выделяют существен-ные признаки организма человека, особенности его биологичес-кой природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения.



8

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция



Нервная ткань: тело нейрона, дендриты, аксон, нейроны, нейроглия, нервное волокно, синапс. Типы нейронов: чувстви­тельные, вставочные, ис­полнительные. Прямые и обратные НС. Рефлекторная зона

Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор.

Виды безусловных рефлек­сов: пищевые, оборонитель­ные, ориентировочные.

Выделяют существен-ные признаки процессов рефлектор-ной регуляции жизнедея-тельности организма человека. Объясняют необходи-мость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека.




Нервная система (6 часов)




9

Тест по теме «Строение организма»

Значение нервной системы

Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов. Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.


Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизне- деятель-ности.




10

Строение нервной системы. Спинной мозг















Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга

Серое вещество. Функции: рефлекторная и проводящая. Восходящие и нисходящие нервные пути


Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распозна- ют на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга.



11

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка Функции переднего мозга



Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга

Борозды. Извилины. Демонстрация

Модель головного мозга человека

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга. Выполняют лаборатор-ную работу.



12

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)


Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции

Расположение серого и бело­го вещества. Доли коры больших полуша­рий: лобная, теменная, заты­лочная, височная. Функциональные зоны больших полушарий: двига­тельная, кожно-мышечной чувствительности, зритель­ная, слуховая, обонятельная и вкусовая. Строение переднего мозга. Промежуточный мозг: тала-мус, гипоталамус. Большие полушария. Мозо­листое тело. Старая кора (гиппокамп, миндалевидное тело). Новая кора. Временные связи


Раскрывают функции переднего мозга. Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. Участие в беседе с элемента­ми самостоятельной работы с текстом учебника.



13

Обобщение по теме «Нервная система»

Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Отделы автономной нервной системы: симпатический и парасимпатический. Функциональное разделение нервной системы на сомати­ческую и автономную (веге­тативную). Принцип дополнительности


Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.Поиск информации на основе анализа содержания рисунка.





Эндокринная система (3 часа)





14

Роль эндокринной регуляции

Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции

Гормоны

Демонстрация

Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.


Выделяют существенные признаки строения и функциони-рования органов эндокрин-ной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции.



15

Функция желез внутренней секреции.

Йододефицит в РА

Влияние гормонов желез внутренней секреции на человека

Функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы; нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез. Профилактика эндокринных болезней.


Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека.



16.

Обобщающий урок по темам: «Нервная и эндокринная системы»

Обобщение и закрепление знаний материала по нервной и эндокринной системам.

Применяют на практике ранее изученный материал, работая индивидуально и по группам с заданиями разного уровня сложности, корректируют выявленные проблемы в знаниях.




Опорно-двигательная система (8 часов)




17

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей


Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, желтый кост­ный мозг. Компактное и губчатое строение костей. Микроскопическое строение кости. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные.

Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека

Демонстрация

Распилы костей.

Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологичес-кие исследова-ния. Делают выводы на основе полученных результатов.Выполнение лаборатор-ной работы «Микроско-пическое строение кости. Изучение внешнего вида отдельных костей»



18

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Строение позвонка: тело позвонка, дуги, отростки: задний и боковые. Межпо­звоночные диски. Скелет конечностей и их поясов

Сравнение скелета человека и животных, особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Строение и функции скелета. Демонстрация Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков.



Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночни-ка.



19

Соединения костей

Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные – суставы.

Определяют типов соединения костей. Участие в беседе по рисун­кам учебника.



20

Строение мышц. Обзор мышц человека


Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. Работа основных мышц

Роль плечевого пояса в движениях руки


Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологичес кие исследова-ния. Делают выводы на основе полученных результатов.



21

Работа скелетных мышц и их регуляция


Работа мышц и её регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц.

Влияние статической и динамической работы на утомление мышц

Двигательная единица. Динамическая, статическая работа, тренировочный эффект, биологическое окисление. Гиподинамия.

Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологичес-кие исследова-ния. Делают выводы на основе полученных результатов.Выполнение лаборатор-ной работы.



22

Нарушения опорно-двигательной системы

.

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие.

Выявление плоскостопия (выполняется дома)

Корригирующая гимнастика. Сутулость. Влияние физкультуры на формирование скелета.

Выявляют условия нормального развития и жизнедея-тельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармонич-ность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскосто-пия. Выполнение лабораторной работы «Осанка и плоско­стопие». Участие в беседе.



23

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них

Меры первой помощи.

Повреждения опорно-дви­гательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, рас­тяжение связок, вывих. Факты Приемы первой доврачебной помощи. Демонстрация: Приемы оказания первой помощи при травмах.



Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскосто-пия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Поиск информации о прие­мах первой доврачебной по­мощи.



24.

Проверочная работа по теме: «Опорно-двигательная система»

Обобщение и систематизация знаний по опорно-двигательной системе человека. Закрепить знания о составе и типах костей, особенностях скелета человека. Знать повреждения опорно-двигательной системы и мерах первой помощи.

Обобщают и систематизируют свои знания об опорно-двигатель-ной системе человека. Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют тестовую работу.



Внутренняя среда организма (3 часа)




25

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма


Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови

Состав плазмы. Фибриноген. Условия для образования тромба: витамин К, соли кальция. Значение тканевой жидкости и лимфы. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Относительное постоянст­во внутренней среды. Под­вижное равновесие


Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови.



26

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

НРК. Аллергенные факторы в РА


Иммунитет. Антиген. Интерферон. Иммунная система: кост­ный мозг, вилочковая желе­за, лимфатические узлы, Т-лимфоциты, В-лимфо-циты. Свойства Специфичность. Неспецифический и специ­фический иммунитет. Ин­фекционные и паразитарные болезни. Проявления имму­нитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость. Нарушения механизма им­мунитета. Вакцины и лечеб­ные сыворотки. Естественный и искусствен­ный иммунитет. Резус-фактор и резус-кон­фликт.

Процесс

Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета.

Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета.



27

Иммунология на службе здоровья

Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергия. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент

Иммунология, история открытия вакцинации (работы Э. Дженнера и Л. Пастера. Естественный иммунитет, искусственный иммунитет, аллергия, аллерген, тканевая совместимость.

Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови, пересадки органов и тканей.




Кровеносная и лимфатические системы (6 часов)




28

Транспортные системы организма

Замкнутое и незамкнутое кровообращение.

Кровеносная и лимфатическая системы

Взаимодействие кровеносной и лимфатической систем. Виды кровеносных сосудов, аорта, лимфатические сосуды

Процесс Образование тканевой жид­кости и лимфы


Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Выявление параметров срав­нения в ходе беседы по ри­сунку. Поиск информации для со­ставления таблицы. Обсуждение содержания таб­лицы.



29

Круги кровообращения


Органы кровообращения. Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Изменение состава крови в кругах кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия


Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследова-ния. Делают выводы на основе полученных результатов.



30

Строение и работа сердца

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца

Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Сердечный цикл, фазы сердечного цикла, симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

Строение сердца: наружный слой, миокард, эпители­альный слой. Околосердеч­ная сумка. Четырехкамерное строение. Положение сердца в грудной полости. Особенности строения сер­дечной поперечно-полосатой мышечной ткани. Роль парасимпатического и симпатического отделов НС.


Демонстрация

Модели сердца и торса человека.

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями.Поиск информации для ха­рактеристики сердечного цикла. Участие в беседе.



31

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения


Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Кровоснабжение органов, гипертония и гипотония, спазм сосудов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт. Тонометр, фонендоскоп. Механизмы регуляции кровоснабжения.

Причины движения крови по сосудам: работа сердца, артериальное давление. Факторы, влияющие на дви­жение крови: диаметр сосу­да, вязкость крови. Скорость движения крови.

Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки.

Выполнение лабораторных работ.



32

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов


Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и ее последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности

Ударный объем. Гипертония. Гипотония. Некроз. Инфаркт миокарда. Факты Юношеская гипертония. Первая помощь при стено­кардии, гипертоническом кризе

Демонстрация Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеванийАнализ текста учебника. Участие в беседе; выполнение лабораторной работы и анализ ее результатов.




33

Первая помощь при кровотечениях. Оказание первой помощи при повреждениях скелета и кровотечениях.

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях

Гематома. Внутренние кровотечения. Внешние кровотечения: арте­риальные, венозные, капил­лярные. Носовые кровотечения. Процесс Лечение раны. Признаки и первая помощь



Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов.







34.

Проверочный тест по теме Кровеносная и лимфатические системы

Закрепить знания о повреждениях опорно-двигательной системы и видах кровотечений. Изучить меры оказания первой помощи при повреждениях скелета и различных видах кровотечений.

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Выявление параметров срав­нения в ходе беседы по ри­сунку. Поиск информации для со­ставления таблицы. Обсуждение содержания таб­лицы.




Дыхание (5 часов)




35

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование.


Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение

Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи; легкие, легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы; голосовые связки, около носовые пазухи, миндалины, артикуляция, тембр. Заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит; врач оториноларинголог; дифтерия.

Демонстрация

Модель гортани. Роль резонаторов, усиливающих звук.

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхатель-ной системы. Поиск информации о строе­нии и функциях голосовых связок. Участие в беседе с элемента­ми самостоятельной работы с учебником.



36

Легкие. Легочное и тканевое дыхание


Процессы, лежащие в основе газообмена в легких и тканях.

Газообмен в легких.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Роль гемоглобина в процессах газообмена.

Газообмен в тканях. Клеточное дыхание.

Определение понятий: тканевое дыхание, легочный пузырек, вентиляция легких, вдох, выдох, диффузия.

Демонстрация: Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей.






Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения. Работа с текстом и рисунками учебника, Интернет-ресурсами. Просмотр слайд-фильма. Составление схемы «Газообмен в легких».



37

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

НРК. Качество воздуха в Майкопском районе РА


Характеристика объемов вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Механизм дыхательных движений.

Механизм вдоха.

Механизм выдоха.

Определение понятий: дыхательные движения, спокойный вдох, дыхательный объем, глубокий вдох.

Охрана воздушной среды

Роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов (кашель, чихание и др.);Вред курения; источники загрязнения атмосферного воздуха; методы определения его запыленности. Воздушная среда и ее охрана. Никотин, респиратор, смог.

Защитные рефлексы - кашель и чихание.





Работа с текстом и рисунками учебника, Интернет-ресурсами. Просмотр слайд-фильма, видеофрагментов.

Заполнение таблицы «Дыхательные объемы и их характеристика».

Составление схем : «Механизм вдоха», «Механизм выдоха».




38

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации


Жизненная ёмкость лёгких. Вред табакокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Заболевания органов дыхания и их профилактика.

остаточный воздух, обхват грудной клетки. Флюорография, туберкулез легких, палочка Коха, рак легких, электротравма, клиническая смерть, биологическая смерть, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Инфекционные и хрониче­ские заболевания дыхатель­ных путей: гайморит, фрон­тит, тонзиллит, дифтерия

Демонстрация:Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.


Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающегопростудных заболева-ниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов.



39

Обобщающий урок по кровеносной и дыхательной системе. Тест по теме «Дыхательная система»

Углубление и закрепление знаний материала тем «Кровеносная и дыхательная системы»

Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, корректи-руют выявленные проблемы в знаниях.





Пищеварение 6 ч.


40.

Питание и пищеварение.

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Сущность и значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Определение понятий: пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза, простые сахара, пищеварительный тракт,пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества.

Работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами. Выделяют существенные признании процессов питания и пищеваре-ния. Отвечают на проблемный вопрос: «Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриное яйцо, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека»». Сравнивают пищеварительный тракт млекопитающих и человека.




41.

Пищеварение в ротовой полости


Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов. Нервно-гуморальная регуляция пищеварения. Влияние никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости.

Определение понятий: потовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка; зубная эмаль, дентин, зубная пульпа; резцы, клыки, малые и большие коренные зубы, кариес, пульпит.

Самонаблюдения

Определение положения слюнных желёз.


Работа с текстом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

Исследуют особенности пищеварения в ротовой полости (работа в группах). Выполняют лабораторную работу. Делают выводы на основе полученных результатов.



42.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Строение желудка. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Свойства ферментов, условия их активности, их роль в пищеварении. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения.

Определение понятий: пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз.

Демонстрационная работа «Действие желудочного сока на белок»

Работа с текстом и рисунками учебника, торсом человека. Объясняют особенности пищеваре-ния в желудке и кишечнике. Распознают и описыва-ют на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Характеризуют сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеваре-нии.



43.

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник.Роль печени в организме: синтез аминокислот, выра­ботка желчи, барьерная функция, поддерживание по­стоянства состава. Влияние алкоголя на здоровье печени. Значение толстого и тонкого кишечника. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

Определение понятий: всасывание, ворсинка, воротная вена, печень, печеночная вена, заменимые и незаменимые аминокислоты, желчь, мочевина, глюкоза, глицерин, слепая кишка, аппендицит, аппендикс, перитонит.

Работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами, торсом человека. Изучают строение кишечных ворсинок. Объясняют механизм всасывания веществ в кровь и лимфу. По ходу объяснения заполняют таблицу «Всасывание питательных веществ в организме». Исследуют роль печени в организме.



44.

Регуляция пищеварения

Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Определение понятий: фистула, безусловные рефлексы, условные рефлексы, мнимое кормление, гуморальное сокоотделение желудочных желез.

Работа с текстом и рисунками учебника, просмотр презентации. Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Изучают роль И.П.Павлова в изучении механизмов условного и безусловно-го сокоотделе-ния. Сравнивают нервную и гумораль-ную регуляцию пищеваре-ния.



45.


Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции. Правила потребления пищевых продуктов, их физиологическая значимость; правила гигиены питания; дать понятие о наиболее опасных кишечных инфекциях: ботулизме, сальмонеллезе, холере, дизентерии. Карантин, диарея, дизентерия, дизентерийная палочка, дезинфицирующие средства.

Работа с учебником, выделяют существенные признаки обмена веществ и превраще-ний энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минераль-ных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека.




Тема: Обмен веществ и энергии ( 4 часа)


46.

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека. Основные понятия: подготовительная, основная, заключительная стадия обмена, заменимые и незаменимые аминокислоты, амилаза, микро- и макроэлементы.

Работа с учебником, выделяют существенные признаки обмена веществ и превраще-ний энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минераль-ных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека.




47

Витамины

ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека. Основные понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые витамины В и С, цинга, бери-бери, В1-гиповитаминоз, витамины В2, В12, жирорастворимые витамины А и Д, витамин Е, родопсин, «куриная слепота», каротин, рахит.


Работа с презента-цией, дополнительной литературой, лаборатор-ным оборудова-нием. Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в обмене веществ (работа в группах). Выполняют лабораторную работу по обнаружению и устойчивости витамина С.



48.

Энергозатраты человека и пищевой рацион


Основной и общий обмен. Энергетическая емкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Основные понятия: основной обмен, общий обмен, энергозатраты организма, энергетическая ёмкость пищевых продуктов (калорийность), нормы питания, насыщенные жирные кислоты.

Обсуждают правила рационального питания. Объяснять энерготраты человека и пищевой рацион, энергетическую ёмкость пищи. Обосновы-вают нормы и режим питания. Повторяют гуморальную регуляцию дыхания.




49.

Обобщающий урок тестирование по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ».

НРК. Рацион питания жителей Адыгеи

Систематизация знаний и контроль уровня усвоения материала данных тем.

Что должны знать поданной теме:

-Строение органов пищеварения;

-Функции органов пищеварения;

-Как регулируется работа органов;

-Какие вещества необходимы организму;

-Основные термины и понятия.

Что должны уметь по данной теме:

-Работать с изображениями органов;

Выделять главное и второстепенное.

Где можно применить данные знания:

-Для сохранения своего здоровья;

-Для формирования правильного режима питания;

Для составления правильного рациона питания.

Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией.


Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют тестовую работу, корректируют выявленные проблемы в знаниях.





Тема «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» (5 часов)


50.

Выделение

Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Основные понятия: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, корковое и мозговое вещество почки, почечные пирамиды, почечная лоханка, нефрон, первичная моча, вторичная моча, мочекаменная болезнь.

Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями слоев кожи. Заполняют таблицу. Анализируют сообще-ния о производ-ных кожи. Проводят биологичес-кие исследов-ания. Делают выводы на основе полученных результатов.



51.

Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи.

Самонаблюдения

Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.

Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки.

Основные термины: эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти.

Работа с презента-цией, учебником, тетрадью, дополнительной литературой. Приводят доказатель-ства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены. Осваивают приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.



52.

Терморегуляция организма. Закаливание

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах.

Основные термины: терморегуляция, теплообразование, теплоотдача,

солнечный и тепловой удар, закаливание.

Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции, разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания, значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах.



53.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы. Обморожения

Ожоги. Первая помощь при поражениях кожи. Болезни кожи: чесотка, лишаи; ожоги; химические и термические; обморожения, теплоизолирующая повязка.

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.



54.

Обобщающий урок тестирование по теме «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция»

Углубление и закрепление знаний материала тем «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция».

Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, корректируют выявленные проблемы в знаниях.





Тема «Анализаторы» (5 часов)


55.

Анализаторы

Понятие об анализаторах.

Ощущения.

Достоверность полученной информации,

Иллюзии. Основные понятия: орган чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, чувствительные зоны коры большого мозга, галлюцинации, иллюзии.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования анализаторов. Изучают свойства и роль анализаторов во взаимодействии и их взаимозаменяемости в организме.



56.

Зрительный анализатор


Строение зрительного анализатора. Основные понятия: глазное яблоко, глазница, глазные мышцы, Слезная железа, слезный канал, белочная оболочка (склера), роговая оболочка (роговица), зрачок, радужная оболочка (радужка), хрусталик, ресничное тело, стекловидное тело, сетчатка, палочки и колбочки, желтое пятно, слепое пятно, бинокулярное зрение. .








Выделяют существенные признаки строения и функциони-рования зрительного анализатора. Изучают строение глаза, объясняют значение частей глаза. В результате обсуждения строят таблицу. Участвуют в беседе с элемента­ми самостоятельной работы с учебником. Выполняют лабораторные работы и анализируют их результаты.



57.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Заболевания органов зрения и их предупреждение. Основные понятия: глазные инфекции, конъюктива, конъюктивит, близорукость, дальнозоркость. Мышцы ресничного тела, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо.

Изучают ход лучей через прозрачную среду глаза, причины нарушения зрения. Выделяют признаки дальнозоркости и близорукости. Приводят доказатель-ства необходи-мости соблюдения мер профилактики нарушений зрения.



58.

Слуховой анализатор

Слуховой анализатор, его строение. Основные понятия: наружное ухо: ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка; среднее ухо: слуховые косточки, слуховая труба, перепонка овального и круглого окна; внутреннее ухо: костный лабиринт, перепончатый лабиринт, улитка, рецепторы слуха; стереофоническое звучание; воспаление среднего уха, тугоухость.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Работают с учебником.

Показывают взаимосвязь строе­ния органа слуха и выполняя-емой им функции. Приводят доказатель-ства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха.



59.

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние. Основные понятия: вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы, волосковые клетки, мышечное чувство, кожная чувствительность, вибрационное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы.

Называют расположе-ние зон чув­ствительности в коре больших по­лушарий.

Описывают строение и располо­жение органов равновесия, мышеч­ного чувства, кожной чувствитель­ности, обоняния, вкуса.




Тема «Высшая нервная деятельность» (5 часов)


60.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Основные понятия: ВНД, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, временная связь, подкрепление, угасание условного рефлекса без подкрепления, растормаживание, положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы, закон взаимной индукции возбуждения-торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.

Дают определение ВНД. Характери-зуют вклад отечествен-ных ученых в разработку учения о высшей нервной деятель-ности. Повторяют материал о разноуровневой организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах. Изучают механизм выработки условного рефлекса.



61.

Врожденные и приобретенные программы поведения


Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. Врождённое и приобретённое поведение. Основные понятия: рефлекс, этология, динамический стереотип. Безусловные рефлексы и ин­стинкты - врожденные про­граммы поведения человека. Рассудочная деятельность -приобретенная программа поведения. Условия формирования ди­намического стереотипа.


Приводят примеры врожденных и приобретен-ных программ поведе­ния. Объясняют механизм формирова­ния динамичес-кого стереотипа. Анализи-руют содержание ри­сунков

и ос­новных понятий. Выделяют существен-ные особенности поведения и психики человека.



62.

Сон и сновидения

Сон и бодрствование. Значение сна. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.

Характеризуют фазы сна. Работа с учебником, дополнительной литературойРаскрывают биологичес-кое значение чередования сна и бодрствова-ния. Изучают фазы сна, их характерис-тики, сущность и значение снов.



63.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы


Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Основные понятия: базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция; речь: внешняя и внутренняя; познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, объект, фон, наблюдение, ум, представления.


Характери-зуют особенности высшей нервной деятельнос-ти человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстрой-ства памяти. Проводят биологичес-кое исследова-ние, делают выводы на основе полученных результатов.





64.

Воля. Эмоции. Внимание


ФГ. Выполнение заданий на формирование функциональной грамотности (Естественнонаучной грамотности)

Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания.

Основные понятия: волевое действие; внушаемость, негативизм; эмоциональные Состояния: аффект, стресс; эмоциональные отношения; внимание: непроизвольной и произвольное, устойчивое и колеблющееся, рассеянность.

Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетичес-ких потребнос-тей в жизни человека. Приводят примеры ситуа­ций проявления воли; объяснять термин аффект. Описывают физиологические ос­новы внимания. Называют этапы волевого дейст­вия.






Тема «Индивидуальное развитие организма» (5 часов)


65.

Жизненные циклы. Размножение. Половая система

Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Основные понятия: сперматозоиды, семенники, простата, гены, половые хромосомы, яичники, матка, графов пузырек, яйцеклетка, овуляция, оплодотворение; менструация, менструальный цикл, поллюции.

Перечисля-ют этапы жизненного цикла особи. Узнают по рисункам органы размноже-ния. Выделяют существен-ные признаки органов размножения человека. Сравнивают по выделенным па­раметрам бесполое и половое размножения



66.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды Наследственные и врожденные заболевания.

Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Основные понятия: биогенетический закон, онтогенез, филогенез; плацента, пупочный канатик (пуповина), зародыш, плод, беременность, родовые схватки, плодные оболочки, пупок.

Характеризуют наследствен­ные и врожденные заболевания че­ловека.

Называют меры профилактики заболеваний, передаваемых поло­вых путем.

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода.



67.

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность. Основные понятия: ребенок новорожденный и грудной, пубертат, индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка; интересы: непосредственные, опосредованные, склонности, способности, наследственные задатки.

Перечисля-ют этапы жизненного цикла особи. Узнают по рисункам органы размноже-ния. Выделяют существен-ные признаки органов размножения человека. Сравнивают по выделенным па­раметрам бесполое и половое размножения






Итоги года(1 час)



68.

Итоговая проверочная работа

Материал курса «Биология. Человек».



69

Итоговый урок




70

Резерв








Методическое обеспечение

Дополнительная литература для учителя:

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2018 г.

- Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2016

  1. «Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.

  2. «Биология. 8 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.

  3. «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.

  4. Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек». - М., Дрофа, 2009.


Наглядные пособия:

-Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.

- Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

- Модель головного мозга человека.

- Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей.

- Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха.

-Торс человека.

- Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.

- Модель гортани с щитовидной железой.

-Модель почек с надпочечниками.

- Модели сердца.

- Рельефная таблица «Строение кожи».

Учебно-методический комплекс

Для учителя:

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. учебник/ М.: 2018 г.

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2018 г.

- Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2018 г.

Для ученика:

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. учебник/ М.: 2018 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!