СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 15






«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №15

Приказ от 02.06.22г. № 101 ОД

____________ Е.А. Качурина

печать



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология»

естественнонаучной направленности,

с использованием оборудования центра

«Точка роста»

наименование учебного предмета (курса)


основное общее образование 8 класс

уровень образования

Количество часов, в неделю

8 класс –2 часа


Общее количество часов на 2022-23 учебный год

в 8 классе - 68 часов







Учитель Ефимова Ольга Николаевна







Учебники, используемые при реализации программы:

Биология 8 класс, А.Г. Драгомиров, Р.Д.Маш-«Вентана-Граф»-2019г.









2022 год



Раздел 1.Пояснительная записка к рабочей программе по биологии

Название курса

биология

Класс

8

Срок реализации

1 год (2022-2023 уч. год)

Разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №15

Программа разработана на основе примерной программы по биологии 5-9 класс ФГОС по линии Пономаревой

УМК

Биология 8 класс, А.Г. Драгомиров, Р.Д.Маш-«Вентана-Граф»-2019г.

Количество часов

8 класс: 68 ч (в неделю- 2 ч),из них 7 тестовых работы, 6 лабораторных работы.

Составители

Ефимова Ольга Николаевна

Цель курса


- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции

Формирование УУД.


формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

-овладение научным подходом к решению различных задач;

-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Краткое содержание курса 8 класс

Введение(1ч)

Организм человека. Общий обзор (5ч);

Опорно-двигательная система (8ч);

Кровообращение (9ч);

Дыхательная система (5ч);

Пищеварительная система (6ч);

Обмен веществ и энергии (2ч);

Мочевыделительная система(2ч);

Кожа (2ч);

Эндокринная система (2ч);

Нервная система(5ч);

Органы чувств .Анализаторы(5ч);

Поведение и психика(6ч);

Индивидуальное развитие(7ч).













































Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу.

Личностные : У учащихся будут сформированы:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные

Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

К концу 8 класса ученик обучающийся:

-основные этапы развития наук, изучающих человека;

-место человека в систематике;

-основные этапы эволюции человека;

-человеческие расы;

-общее строение организма человека;

-строение тканей организма человека;

-рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека;

-строение скелета и мышц, их функции;

-компоненты внутренней среды организма человека;

-защитные барьеры организма;

-правила переливания крови;

-органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

-о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике;

-строение и функции органов дыхания;

-механизмы вдоха и выдоха;

-нервную и гуморальную регуляцию дыхания;

-строение и функции пищеварительной системы;

-пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

-правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельментозов;

-обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ;

-роль ферментов в обмене веществ;

-классификацию витаминов;

-нормы и режим питания;

-наружные покровы тела человека;

-строение и функции кожи;

-органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

-заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения;

-строение нервной системы;

-соматический и вегетативный отделы нервной системы;

-анализаторы и органы чувств, их значение;

-вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;

-особенности высшей нервной деятельности человека;

-железы внешней, внутренней и смешанной секреции:

-взаимодействие нервной и гуморальной регуляции;

-жизненные циклы организмов;

-мужскую и женскую половую системы;

-наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:

-выделять специфические особенности человека как биосоциального существа;

-объяснять место и роль человека в природе;

-определять черты сходства и различия человека и животных;

-доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;

-выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

-наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

-выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;

-объяснять особенности строения скелета человека;

-распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

-оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов;

-выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

-проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах;

-объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

-выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

-измерять пульс и кровяное давление;

-выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

-оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.;

- выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

-приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы;

-выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

-объяснять роль витаминов в организме человека;

--приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов;

-выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

-оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова;

-объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

-объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;

-выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

-выделять существенные особенности поведения и психики человека;

-объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

-характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека;

-выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

-устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;

-выделять существенные признаки органов размножения человека;

-объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

-приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека .


Выпускник получит возможность научиться:


•характеризовать особенности строения и процессов

жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;


•применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;


•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;


•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;


•использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;


•выделять эстетические достоинства человеческого тела;


•реализовывать установки здорового образа жизни;


•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;


•находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;


•анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению

к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
















Раздел 3. Содержание учебных программ, курса.


Введение

Биологическая и социальная природа человека.

Тема 1. Организм человека: общий обзор.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.    

    Л. р. № 1 Клетки и ткани человека под микроскопом. ИТБ         

Тема 2. Опорно-двигательная система

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Л. р.№2 Строение костной ткани.

Тема 3. Кровь. Кровообращение

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Л. Р.№3 Состав крови человека

Тема 4. Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

Л. Р. № 4 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Л. Р. № 5 Дыхательные движения.



Тема 5. Пищеварительная система

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

Л. р.№ 6 Действие ферментов слюны на крахмал.

Тема 6. Обмен веществ и энергии

Обменные  процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Тема 7. Выделение

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний.

 Тема 8. Кожа

Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

Тема 9. Эндокринная система

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Тема 10. Нервная система

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг.

Тема 11. Органы чувств.  Анализаторы

Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

Тема 12. Поведение и психика

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

Тема 13. Индивидуальное развитие организма

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.































Раздел 4. Тематическое планирование курса биологии с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Виды деятельности учащихся на уроках биологии : работают с раздаточным материалом, участвуют во фронтальной работе, работа­ют в группах, в парах, работают индивидуально.

По форме выполнения задания: слушают, пишут, решают устно и письменно, читают, объясняют, наблюдают, строят модель (рисун­ки, схемы)отвечают, считают, проверяют, комментируют, проговаривают вслух («про себя»), оценивают, дополняют.

Основные виды деятельности на уроке: беседы, деловые игры, лабораторные работы, практические работы, домашние работы, самостоятельные работы.

8 класс

Раздел

Кол-во часов

Лабораторные работы

Тестовые

1. Введение

1



2. Организм человека. Общий обзор


5

1


3.Опорно-двигательная система

8

1


4.Кровь.Кровообращение.

9

1

1

5. Дыхательная система

5

2


6. Пищеварительная система

6

1

1

7.Обмен веществ и энергии

2



8.Мочевыделительная система

2



9. Кожа

2



10.Эндокринная система


2



11.Нервная система

5


1

12.Органы чувств. Анализаторы

5



13.Поведение и психика

6



14.Индивидуальное развитие организма

7



Итого:

68

6


3+промеж.аттест.




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета№4

МБОУ СОШ №15

от 31.05.2022г.

Председатель ШМС

________ И.А.Кравченко




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ И.А.Кравченко

_____________ г.



Приложение №1. Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Дата урока

Тема раздела, урока, практической работы.

Кол-во часов

Вид

контроля

Введение. (1 ч)

1

5.09.

Введение. Биологическая и социальная природа человека.


1 ч

Устный опрос

Глава 1 Организм человека. Общий обзор.(5ч)

2

7.09

Науки, изучающие организм человека

1 ч

Устный опрос

3

12.09

Структура тела. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

Устный опрос

4

14.09

Входная диагностика (тест)

1 ч

Тест

5

19.09

Ткани.

Л. р.1 Изучение микроскопического строения тканей .

1 ч

Лабораторная работа

6

21.09

Система органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальные регуляции.

1 ч




Глава 2. Нервная система.(5ч)



7

26.09

Значение, строение и функционирование нервной системы.

1 ч

Устный опрос

8

28.09

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

1 ч

Устный опрос

9

3.10

Спиной мозг.

1 ч

Работа с карточками

10

5.10

Головной мозг: строение и функции.

1 ч

Устный опрос

11

10.10

Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор.

1 ч

Устный опрос



Глава 3.Органы чувств. Анализаторы.(5ч)



12

12.10

Заболевания и повреждения глаз.

1 ч

Устный опрос

13

17.10

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1 ч

Устный опрос

14

19.10

Органы обоняния, осязания и вкуса

1 ч

Работа с карточками

15

24.10

Органы обоняния, осязания и вкуса

1 ч

Работа с карточками

16

26.10

Тестовая работа № 1 по теме

«Органы чувств. Анализаторы».

1 ч

Тест

17

7.11

Скелет. Строение и соединение костей

1 ч


Глава 4. Опорно – двигательная система. (8ч)

7

9.11

Скелет. Состав костей.

Л. р. 2 Строение костной ткани.


1 ч

Лабораторная работа

8

14.11

Скелет головы и туловища.

1 ч

Устный опрос

9

16.11

Скелет конечностей.

1 ч

Устный опрос

10

21.11

Первая помощь при травмах, растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1 ч


11

23.11

Мышцы. Работа мышц

1 ч

Устный опрос

12

28.11

Нарушение осанки и плоскостопие.

1 ч

Работа с карточками

13

30.11

Развитие опорно-двигательной системы.

1 ч

Устный опрос

14

5.12

Урок закрепления и обобщения по разделу



Глава 5. Кровь. Кровообращение.(9ч)

15

7.12

Внутренняя среда организма. Кровь.

Л. Р.3. Состав крови человека

1 ч

Лабораторная работа

16

12.12

Иммунитет.

1 ч

Устный опрос

17

14.12

Тканевая совместимость и переливание крови.

1 ч

Работа с карточками

18

19.12

Строение и работа сердца.  Круги кровообращения.


1 ч

Работа с карточками

19

21.12

Движение лимфы. Движение крови по сосудам

1 ч

Устный опрос

20

26.12

Регуляция работы сердца и сосудов.

1 ч

Устный опрос

21

9.01

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1 ч

Устный опрос

22

11.01

Первая помощь при кровотечениях

1 ч

Работа с карточками

23

16.01

Тестовая работа №2 по теме «Кровь. Кровообращение».

1 ч

Тестовая работа

Глава 6 Дыхательная система

24

18.01

Значение дыхания. Органы дыхания.

Л. Р.4 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

1 ч

Лабораторная работа

25

23.01

Строение лёгких, Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения.

1 ч

Устный опрос

26

25.01

Л. Р. 5Дыхательные движения.


1 ч

Лабораторная работа

27

30.01

Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания

1 ч

Устный опрос

28

1.02

Первая помощь при поражении органов дыхания

1 ч

Устный опрос

Глава 7. Пищеварительная система. (6ч)

29

6.02

Значение пищи и её состав. Органы пищеварения.

1 ч

Устный опрос

30

8.02

Зубы.

1 ч

Устный опрос

31

13.02

Пищеварение в ротовой полости и желудке.


1 ч


32

15.02

Л. р. 6 Действие ферментов слюны на крахмал.


1 ч

Лаб.работа

33

20.02

Пищеварение в кишечнике. Регуляция пищеварения.

1 ч

Работа с карточками

34

22.02

Заболевания органов пищеварения.

1 ч

Тестовая работа


35

27.02

Тестовая работа № 3по теме: «Пищеварительная система.

1 ч

Устный опрос

36

1.03

Глава 8. Обмен веществ и энергии.(2ч)

Обменные процессы в организме .Нормы питания. Витамины

1 ч

Работа с карточками

Глава 9. Мочевыделительная система .(2ч)

37

6.03

Строение  и функции почек.

1 ч

Работа с карточками

38

13.03

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1 ч

Устный опрос

Глава 10. Кожа .(2ч)

39

15.03

Значение кожи и её строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.

1 ч

Устный опрос

40

27.03

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

1 ч

Работа с карточками

Глава 11. Эндокринная система.(2ч)

41

29.03

Железы внешней внутренней и смешанной секреции.

1 ч

Работа с карточками

42

3.04

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1 ч

Устный опрос

54

5.04

Глава 12. Поведение и психика. (6ч)

Врожденные и приобретенные формы  поведения.Закономерности работы головного мозга.

1 ч

Устный опрос

55

10.04

Биологические ритмы. Сон и его значение

1 ч

Работа с карточками

56

12.04

Особенности высшей нервной деятельности человека.  Познавательные процессы

1 ч

Устный опрос

57

17.04

Воля, эмоции, внимание

Работоспособность. Режим дня.

1 ч

1 ч

Устный опрос

Работа с карточками

Глава 13. Индивидуальное развитие организма.(7ч)

58

19.04

Половая система человека.

1 ч

Устный опрос

59

24.04

Наследственные и врождённые заболевания.

1 ч

Работа с карточками

60

26.04

Болезни, передающиеся половым путём. СПИД.

1 ч

Устный опрос

61

3.05

Внутриутробное развитие организма.

1 ч

Устный опрос

62

10.05

Развитие после рождения.

1 ч

Работа с карточками

63

15.05

Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье.

1 ч

Работа с карточками

64

17.05

Психологические особенности личности

1 ч

Устный опрос

65

22.05

Подготовка к промежуточной аттестации

тест

66

24.05

Промежуточная аттестация по биологии 8 класс..

Устный опрос

67

29.05

Урок закрепления о обобщения знаний.



68

31.05

Семинар «Я и мой организм»


Семинар











































Приложение №2. Система учёта и контроля достижений планируемых результатов

Входная диагностика

Вариант 1

1. Совокупность ножки и шляпки у грибов называют

1) мицелием
2) гифой
3) растением
4) плодовым телом.


2. Морской капустой называют:

1) хлорелла
2) фукус
3) ламинарию
4) спирогиру.


3. Торфяным мхом называют:

1) кукушкин лен
2) сфагнум
3) щитовник мужской
4) печеночный мох.


4. Размножение и расселение голосеменных растений осуществляется с помощью:

1) мегаспор
2) семян
3) спор
4) семян и плодов.


5. Мочковатая корневая система характерна для

1) вишни
2) пшеницы
3) капусты
4) малины.


6. К двудольным растениям относится:

1) тюльпан
2) кукуруза
3) картофель
4) чеснок.


7. Злаком является:

1) рябина
2) подсолнечник
3) астра
4) кукуруза.


8. Главными частями цветка являются:

1) чашелистики и цветоножка
2) пестик и тычинки
3) тычиночная нить и пыльник
4) рыльце пестика и завязь.


9. В хлоропластах эвглены зеленой происходит:

1) переваривание пищи
2) накопление питательных веществ
3) фотосинтез на свету
4) накопление вредных веществ жизнедеятельности.


10. Для размножения гидры характерно:

1) почкование
2) деление на двое
3) деление и половое размножение
4) почкование и половое размножение.


11. В организме крупного рогатого скота печеночный сосальщик удерживается с помощью:

1) ротовой присоски
2) щупалец
3) щупалец и ротовой присоски
4) ротовой и брюшной присосок.


12. К типу Круглые черви относятся:

1) бычий цепень
2) дождевой червь
3) острица
4) белая планария.


13. Бычий цепень относится к классу:

1) сосальщики
2) ленточные черви
3) плоские черви
4) ресничные черви.


14. У паукообразных органами выделения являются:

1) зеленые железы
2) мальпигиевы сосуды
3) почки
4) жабры.


15. Сердце рыб состоит из:

1) одной камеры
2) двух камер
3) трех камер
4) четырех камер.


16. У лягушки сердце

1) однокамерное
2) трехкамерное
3) двухкамерное
4) четырехкамерное.


17. У птиц отсутствует:

1) грудина
2) мочевой пузырь
3) зоб
4) почки.


18. К непарнокопытным относится

1) осел
2) лошадь
3) кабан
4) баран.


19. Основной признак покрытосеменных растений наличие:

1) стебля и листьев
2) стебля, листьев и корня
3) цветков и плодов
4) семени.


20. У растений класса двудольных

1) сетчатое жилкование
2) мочковатая корневая система
3) одна семядоля
4) параллельное жилкование листа.






Входная диагностика

Вариант 2

1. Основной признак покрытосеменных растений наличие:

1) стебля и листьев
2) стебля, листьев и корня
3) цветков и плодов
4) семени.


2. У птиц отсутствует:

1) грудина
2) мочевой пузырь
3) зоб
4) почки.


3.Бычий цепень относится к классу:

1) сосальщики
2) ленточные черви
3) плоские черви
4) ресничные черви.


4.У растений класса двудольных

1) сетчатое жилкование
2) мочковатая корневая система
3) одна семядоля
4) параллельное жилкование листа.


5.В организме крупного рогатого скота печеночный сосальщик удерживается с помощью:

1) ротовой присоски
2) щупалец
3) щупалец и ротовой присоски
4) ротовой и брюшной присосок.


6. У паукообразных органами выделения являются:

1) зеленые железы
2) мальпигиевы сосуды
3) почки
4) жабры.


7.У лягушки сердце

1) однокамерное
2) трехкамерное
3) двухкамерное
4) четырехкамерное.


8.Совокупность ножки и шляпки у грибов называют

1) мицелием
2) гифой
3) растением
4) плодовым телом.


9. Мочковатая корневая система характерна для

1) вишни
2) пшеницы
3) капусты
4) малины.


10. Размножение и расселение голосеменных растений осуществляется с помощью:

1) мегаспор
2) семян
3) спор
4) семян и плодов.


11. К непарнокопытным относится

1) осел
2) лошадь
3) кабан
4) баран.


12.Для размножения гидры характерно:

1) почкование
2) деление на двое
3) деление и половое размножение
4) почкование и половое размножение.


13. Морской капустой называют:

1) хлорелла
2) фукус
3) ламинарию
4) спирогиру.


14. К типу Круглые черви относятся:

1) бычий цепень
2) дождевой червь
3) острица
4) белая планария.


15.В хлоропластах эвглены зеленой происходит:

1)переваривание пищи
2) накопление питательных веществ
3) фотосинтез на свету
4) накопление вредных веществ жизнедеятельности.


16. Торфяным мхом называют:

1) кукушкин лен
2) сфагнум
3) щитовник мужской
4) печеночный мох.


17.Злаком является:

1) рябина
2) подсолнечник
3) астра
4) кукуруза.


18. Сердце рыб состоит из:

1) одной камеры
2) двух камер
3) трех камер
4) четырех камер.


19. Главными частями цветка являются:

1) чашелистики и цветоножка
2) пестик и тычинки
3) тычиночная нить и пыльник
4) рыльце пестика и завязь.


20.К двудольным растениям относится:

1) тюльпан
2) кукуруза
3) картофель
4) чеснок.


Ответы


Вариант1

1-4; 2-3; 3-2; 4-2; 5-3; 6-3; 7-4;8-2; 9-3;

10-4; 11-4; 12-3; 13-2; 14-1; 15-2; 16-2
17-2; 18-2; 19-3; 20-1.


Вариант 2

1-3;2-2; 3-2; 4-1; 5-4; 6-1; 7-2; 8-4; 9-3

10-2; 11-2; 12-4; 13-3; 14-3;15-3;16-2

17-4;18-2;19-2; 20-3.


Система оценивания контрольной работы:

20 заданий

1 задание 1 балл


Критерий оценки

18-20 баллов -оценка «5»

15-17 баллов – оценка «4»

12-14 баллов -оценка 3

Менее 12 баллов -оценка «2»


Тестовая работа № 1 по теме «Нервная система и анализаторы»

1вариант

Часть А

А1.Как называется короткий отросток нейрона

а)аксон б)дендрит

в)нерв г)синапс


А2.К периферической нервной системе относят

а)головной мозг и нервы б)спинной мозг и нервные узлы

в)нервы и нервные узлы г)спинной и головной мозг.


А3.Сигналы идут в центральную нервную систему по нервам

а)чувствительным б)исполнительным

в)смешанным г)все ответы верны.


А4.Сколько пар нервов отходит от спинного мозга

а)30 б)31

в)32 г)33.


А5.Серое вещество мозга образованно

а)дендритами б)телами нейронов

в)аксонами г)дендритами и телами нейронов.


А6.Куда стекается вся информация от органов чувств

а)гипоталамус б)таламус

в)большие полушария г)мозжечок.


А7.В пределах центральной нервной системы находятся

а)рецептор б)вставочный нейрон

в)чувствительный нейрон г)двигательный нейрон.


А8.Центр жажды и голода находится в

а)кора головного мозга б)промежуточный мозг

в)мост г)средний мозг.


А9.Обонятельные и вкусовые зоны находятся в …. доле

а)лобной б)височной

в)затылочной г)теменной.


А10.Верны ли следующие суждения?

А. Рефлекс начинается с раздражения рецепторов.

Б.В рефлекторную дугу входят рецепторы, головной мозг и рабочий орган

а)верно только А б)верно только Б

в)верны оба суждения г)оба суждения неверны.


Часть 2. Выберите три правильных ответа.

  1. Радужка – это:

а) образование, в клетках которого содержится пигмент, определяющий цвет глаза;

б) часть сосудистой оболочки;

в) часть фиброзной оболочки, или склеры;

г) часть аппарата, определяющего количество света, проникающего внутрь глаза.

  1. Болевые рецепторы располагаются:

а) в коже и мышцах; г) в жёлтом костном мозге;

б) в надкостнице; д) во внутренних органах.

в) в красном костном мозге;

  1. В толще височной кости находятся:

а) среднее ухо; в) вестибулярный аппарат;

б) улитка внутреннего уха; г) ушная раковина.

  1. Ядро глаза покрыто оболочками:

а) фиброзной; г) эпителиальной;

б) хрящевой; д) сетчаткой.

в) сосудистой;


Часть 3. Выберите правильные утверждения.

1) Анализаторы – это сложные анатомо-физиологические системы, обеспечивающие восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.

2) Палочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.

3) Колбочки – это рецепторные клетки глаза, воспринимающие цвет.

4) Отёчность и воспаление слизистой носа ограничивают возможность восприятия запаха.

5) Корковый конец зрительного анализатора находится в лобной доле.


Часть 4. Впишите вместо точек нужное слово (или слова).

  1. Широкая вкусовая гамма создаётся из сочетаний четырёх вкусовых ощущений: горького, сладкого, … , … .

  2. Рецепторы слухового анализатора находятся в улитке …. уха.

  3. Рецепторы, воспринимающие свет и преобразующие его в нервные импульсы, находятся в … глаза.



Ответы

Задание А

№ варианта

А1-1;А2-б;А3-в;А4-а;А5б;А6-г;А7-б;А8-б;А9-б;А10-а

Задание В.

№ варианта

В1-1

В2-1,3,4

В3

А-1

Б-1

В-2

Г-2

Д-1

Е-1

Задание С.

С1

Затылочная доля, зрительный центр

Он включается после напряжённой работы. Он возвращает деятельность сердца в состояние покоя, уменьшает давление и содержание сахара в крови. Под ее влиянием дыхание становится более редким, расширяется кожные сосуды и активизируются органы пищеварения.


Система оценивания контрольной работы:

Часть А: 10 заданий

1 задание -1 балл

Часть В: 3 задания

1 задание -2 балла

Часть С: 1 задание

1 задание- 3 балла


Критерий оценки

17-19 баллов -оценка «5»

14-16 баллов – оценка «4»

11-13 баллов -оценка 3

Менее 9 баллов -оценка «2».




Тестовая работа №2 по теме «Кровь. Кровообращение».


Вариант 1

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Внутреннюю среду организма составляют

А) кровь и лимфа                                

Б) кровь и межклеточное вещество

В) кровь, лимфа и тканевая жидкость

Г) плазма крови, лимфа, межклеточное вещество.


2. Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то нижнюю часть пробирки займут

А) эритроциты                                        Б) плазма

В) лейкоциты                                        Г) тканевая жидкость.


3. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов

А) эритроциты                                        Б) лейкоциты

В) тромбоциты                                        Г) никакие не способны.


4. От чего зависит красный цвет эритроцитов?

А) от фибрина                                        Б) от хлорина

В) от хлорофилла                                        Г) от гемоглобина.


5. Кровь состоит из

А) форменных элементов                        Б) плазмы и форменных элементов

В) межклеточной жидкости и клеток        Г) лимфы и форменных элементов.


6. Фагоцитоз был открыт

А) И.П. Павловым                                Б) Л. Пастером

В) И.И. Мечниковым                                Г) И.М. Сеченовым.


7. Первую прививку против оспы осуществил:

А) Эдвард Дженнер                                Б) Луи Пастер

В) Илья Ильич Мечников                        Г) Иван Михайлович  Сеченов.


8. Антитела – это:

А) особые клетки крови;                        Б) вирусы и бактерии;

В) особые белки крови.                                Г) бактерии симбионты.


9. Универсальными донорами считаются люди с:

А) первой группой крови                        Б) второй группой крови

В) третьей группой крови                        Г) четвертой группой крови.


10.  В свертываемости крови принимают участие

А) лейкоциты и витамины                        Б) тромбоциты и белок фибриноген

В) эритроциты  и лейкоциты                        Г) белки крови.


11. Сколько камер в сердце человека:

А) две                    Б) три                        В) четыре                    Г) шесть.


12.  При сокращении предсердий:

А) створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты

Б) створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты

В) и створчатые и полулунные клапаны закрыты

Г)  и створчатые и полулунные клапаны открыты.


13. Прочными и упругими стенками обладают

А) артерии                                                Б) вены                        

В) капилляры                                        Г) лимфатические сосуды.


14. Малый круг кровообращения начинается в:

А) левом желудочке                                Б) правом желудочке

В) правом предсердии                                Г) левом предсердии.


15. Из желудочков кровь поступает

А) в предсердия                                        Б) в артерии

В) в вены                                                Г) в капилляры.


16.  Наименьшая скорость движения крови наблюдается

А) в аорте                                                Б) в венах

В) в капиллярах                                        Г) везде одинаковая.


17.  Гипертония –это…

А) пониженное давление                        Б) повышенное давление                

В) пульс                                                 Г) иммунитет человека.


18. Какая кровь течет по легочной вене (малый круг кровообращения) человека

А) артериальная                                        Б) венозная

В) смешанная                                        Г) нет верного ответа.


19. Симпатический нерв вызывает

А) учащение сердечного ритма                Б) замедление сердечного ритма

В) не влияет на сердечный ритм                Г) другой ответ.


Задания уровня В

В1. Выберите три верных ответа из шести:

Венозная кровь  течет

1. из правого предсердия в правый желудочек

2. из левого предсердия в аорту

3. из левого предсердия в левый желудочек

4. в нижней и верхней полых венах

5. из легочных вен в правое предсердие

6. из правого желудочка в легочные артерии.


В2. Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, к  которой  он относится

1. эритроциты                         а) переносят О2 от органов дыхания к клеткам тела

2. лейкоциты                         б) захватывают и переваривают чужеродные тела

                                         в) удаляют СО2  из клеток и тканей

                                 г) не имеют ядра

                                 д) вырабатывают антитела

                                 е) имеют ядро


Вариант 2

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Жидкая часть крови называется

А) эритроциты                                        Б) плазма

В) лейкоциты                                        Г) тканевая жидкость.


2. Мелкие безъядерные клетки крови, двояковогнутой формы

А) эритроциты                                        Б) лейкоциты

В) тромбоциты                                        Г) лимфоциты.


3. Фагоцитоз осуществляют

А) эритроциты                                        Б) лейкоциты

В) тромбоциты                                        Г) лимфоциты.


4. Кровяными пластинками называют

А) эритроциты                                        Б) лейкоциты

В) тромбоциты                                        Г) лимфоциты.


5. Лейкоциты образуется в  

А) красном костном мозге                        Б) желтом костном мозге

В) в лимфатических узлах                        Г) в кровяном русле.


6. Антигены – это

А) особые клетки крови                

Б)чужеродные тела (вирусы и бактерии)

В) особые белки крови                        

Г) бактерии -симбионты .

       

7. Вакцина представляет собой

А) активных возбудителей                        Б) готовые антитела

В) ослабленных возбудителей                Г) плазму крови.


8. Естественный иммунитет связан:

А) с накоплением определенных антител в крови;

Б) с накоплением ослабленных возбудителей болезни;

В) с введением готовых антител в кровь человека.

Г) ответы А и Б верны.


9. Универсальными реципиентами считаются люди с:

А) первой группой крови                        Б) второй группой крови

В) третьей группой крови                        Г) четвертой группой крови.


10. Гомеостаз – это

А) свертываемость крови                        

Б) постоянство состава внутренней среды организма

В) постоянная изменчивость внутренней среды организма

Г) повышенное артериальное давление.


11. Сколько слоев выделяют в стенке сердца

А) один                Б) два                В) три                Г) четыре.


12.  Наибольшее давление крови наблюдается в:

А) аорте                                                Б) крупных венах

В) капиллярах                                        Г) тканевой жидкости.


13. В малом круге кровообращения кровь насыщается:

А)  кислородом                                        В) углекислым газом

В) азотом                                                 Г) угарным газом.


14.  Большой круг кровообращения начинается в:

А) правом желудочке                                Б) левом желудочке

В) правом предсердии                               Г) левом предсердии.


15. Во время (диастолы) паузы сердца

А) створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты

Б) створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты

В) и створчатые и полулунные клапаны закрыты

Г)  и створчатые и полулунные клапаны открыты.


16. Из предсердия кровь поступает

А) в желудочек                                        Б) в артерию

В) в вену                                                 Г) в капилляры.


17. Кармановидные клапаны находятся

А) между предсердиями и желудочками

Б) на границе желудочков сердца и артериями

В) на границе предсердий и артерий

Г) в венах.


18.  Биологическая фильтрация лимфы происходит в:

А) лимфатических узлах                        Б) лимфатических сосудах

В) лимфатических капиллярах                Г) крови.


19. Адреналин вызывает

А) учащение сердечного ритма                Б) замедление сердечного ритма

В) не влияет на сердечный ритм                Г) другой ответ.


Задания уровня В

В1. Выберите три верных ответа из шести:

По артериям большого круга кровообращения у человека течет кровь

1) от сердца

2) к сердцу

3) насыщенная углекислым газом

4) насыщенная кислородом

5) быстрее, чем в других кровеносных сосудах

6) медленнее, чем в других кровеносных сосудах.


В2. Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, к  которой  он относится

1. артерии                                а) сосуды несущие кровь от сердца

2. вены                                 б) сосуды несущие кровь к сердцу

                                         в) стенки толстые и упругие

                                 г) сосуды впадают в левое предсердие

                                 д) сосуды отходят от правого желудочка

                                 е) имеют клапаны.




Ответы


1

2

1

В

Б

2

А

А

3

Б

Б

4

Г

В

5

Б

А

6

В

Б

7

А

В

8

В

А

9

А

Г

10

Б

Б

11

В

В

12

Б

А

13

А

А

14

Б

Б

15

Б

Б

16

В

А

17

Б

Г

18

А

А

19

А

А

В1

1,4, 6

1, 4, 5

В2

1-авг

2-бде

1- авд

2- бге


Система оценивания контрольной работы:

Часть А: 19 заданий

1 задание -1 балл

Часть В: 2 задания

1 задание -2 балла


Критерий оценки

21-23 баллов -оценка «5»

18-20 баллов – оценка «4»

15-17 баллов -оценка 3

Менее 15 баллов -оценка «2».


Тестовая работа №3 по тебе « Пищеварительная система».


Вариант 1

Часть А.


1.Комплекс органов, осуществляющих процесс механической и химической обработки пищи, всасывание переработанных веществ и выведение наружу непереваренных частей – это

А) дыхательная система Б) кровеносная система

В)пищеварительная Г) выделительная.


2. Систему органов пищеварения образуют…

А) ротовая полость

Б) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок

В) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник

Г) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы.


3. Количество зубов у взрослого человека составляет:

А) 28 б)30 в)32 г) 34.


4. В ротовой полости под действием ферментов слюнных желез перевариваются:

А) углеводы б) жиры в) белки г) белки, жиры, углеводы.


5. В желудке расщепляет белки до полипептидов:

А) липаза б) пепсин в) желатиназа г) лизоцим.


6. Начальный отдел тонкой кишки:

А) прямая кишка б) повздошная кишка

В) двенадцатиперстная кишка г) слепая кишка.


7. Крахмал в пищеварительной системе человека расщепляется до:

А)глюкозы б) аминокислот

В) глицерина и жирных кислот г) углекислого газа и воды.


8. В двенадцатиперстной кишке перевариваются:

А) белки б) белки и углеводы в) белки, углеводы и жиры

г) белки, углеводы, жиры и минеральные соли.


Часть В. Выберите все верные, по вашему мнению, ответы:


1.Основные функции органов пищеварения:

А) секреторная б)двигательная в) всасывательная г) защитная д) опорная е) покровная.


2.Установите соответствие:

А. Печень

Б. Поджелудочная железа

В. Слюнные железы


1. самая большая железа тела человека.

2. расположена позади желудка на задней брюшной стенке.

3. выполняет барьерную функцию, обезвреживает ядовитые вещества.

4. сок содержит трипсин.

5. в состав секрета железы входят вода и вещества, которые придают клейкость, убивают микробов и начинают переваривание.

6. выделяют подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.


3. Установите соответствие:

А. Слюна

Б. Пепсин

В. Кишечный сок


1. действует в ротовой полости

2. действует в желудке

3. действует в двенадцатиперстной кишке

4. расщепляет углеводы

5. расщепляет углеводы, белки, жиры

6. Расщепляет белки и жиры



Вариант 2

Часть А.


1.Процесс превращения питательных веществ в менее сложные по составу растворимые соединения, которые легко всасываются в кровь и лимфу- это…

А)выделение б) дыхание

В)пищеварение г)глотание


2. пищеварительный канал образуют:

А)ротовая полость б)ротовая полость, глотка, пищевод, желудок

В) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник

Г) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы


3. Коронка зуба состоит из:

А)дентин и эмаль б)эмаль и цемент

В)цемент и дентин г)дентин и пульпа


4. бактерицидное вещество слюны:

А) муцин б)лизоцим в)амилаза г) мальтаза


5. Соляная кислота в желудке:

А) убивает вредные микроорганизмы и способствует процессу пищеварения

Б) убивает вредные микроорганизмы и благодаря ей белки распадаются на более простые соединения

В)защищает оболочку желудка от механических повреждений и способствует процессу пищеварения

Г) гидролизует желатин и защищает оболочку желудка от механических повреждений


6. Проток печени у человека открывается в:

А) двенадцатиперстную кишку б) желудок

В) повздошную кишку г) тощую кишку


7.Углеводы в пищеварительной системе расщепляются до:

А)глюкозы б) аминокислот в) глицерина и жирных кислот г) углекислого газа и воды

8. И жиры и белки и углеводы перевариваются в:

А) ротовой полости б) двенадцатиперстной кишке в)желудке г)толстой кишке


Часть В.

Выберите все верные, по вашему мнению, ответы:


1.К желудочно-кишечным заболеваниям относят:

А) брюшной тиф б)холера в)дизентерия г)оспа д) лейкемия


2.Установите соответствие:

А. Печень

Б. Поджелудочная железа

В. Слюнные железы

1. повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечной железами

2. расположена под диафрагмой в правой части брюшной полости

3. выполняет барьерную функцию, обезвреживает ядовитые вещества.

4. сок содержит трипсиноген.

5. в состав секрета железы входят вода и вещества, которые придают клейкость, убивают микробов и начинают переваривание.

6. выделяют подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.


3. Установите соответствие:

А. Слюна

Б. Пепсин

В. Кишечный сок

1. действует в ротовой полости

2. действует в желудке

3. действует в двенадцатиперстной кишке

4. продукт расщепления- глюкоза

5. продукт расщепления-аминокислоты, глицерин, жирные кислоты

6. продукт расщепления- глюкоза, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты



Ответы

Вариант 1


Часть А : А 1-В; А2-Г; А3-В ; А4- А ;А5- Б; А6- В; А7- А; А8-В.

Часть В:

В1. А,Б,В

В2.

А-1,3

Б-2,4

В-5,6

В3.


Вариант 2


Часть А: А1-В; А2-В; А3- А; А4- Б ;А5- А ;А6- А; А7- А; А8-В

Часть В

В1. А,Б,В

В2.

А-1,2,3

Б-4

В-5,6

В3.

Система оценивания контрольной работы:

Часть А: 8 заданий

1 задание -1 балл

Часть В: 3 задания

1 задание -2 балла


Критерий оценки

13-14 баллов -оценка «5»

11-12 баллов – оценка «4»

9-10 баллов -оценка 3

Менее 9 баллов -оценка «2».


Промежуточная аттестация

Вариант 1.                                

                                               

Часть 1.

Выберите только один верный ответ из предложенных ( А1 – А15)

А1. К какому врачу-специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи?

      а) окулисту                                        в) дерматологу

      б) отоларингологу                            г) невропатологу

А2. Переваривание пищевых частиц и удаление отмерших клеток происходит в организме с помощью

        а) аппарата Гольджи                      в) эндоплазматической сети

        б) лизосом                                       г) рибосом

А3.  В каком отделе мозга расположен центр дыхания
        а) продолговатый мозг              в) мозжечок
        б) промежуточный мозг             г) кора больших полушарий

А4. Гипофиз выделяет

          а)   адреналин                                в) гормон роста          .              

          б) тироксин                                    г) инсулин

А5.  Изображение видимых предметов формируется на:

          а) роговице                                       в) радужке      

          б) сетчатке                                       г) хрусталике

А6. Кости растут в толщину за счет надкостницы, так как

          а) она расположена снаружи

          б) ее поверхность гладкая

          в) ее внутренний слой состоит из клеток, которые растут и делятся

          г) она образована соединительной тканью

А7. Скелет свободной верхней конечности образуют:

           а) плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти

     б) лопатка и ключица

     в) бедренная кость, малая и большая берцовые кости, кости стопы

     г) ребра и грудина

А8. При вдохе:

           а) диафрагма не изменяется

           б) мышцы диафрагмы расслабляются

           в) сокращаются мышцы брюшной стенки и туловища

           г) сокращаются межреберные мышцы и мышцы диафрагм

А9. В каком отделе пищеварительного тракта выделяется соляная кислота?

           а) в тонкой кишке      б) в пищеводе       в) в толстой кишке           г) в желудке

А10. В каком отделе пищеварительного канала у человека в основном происходит всасывание питательных веществ?

            а) ротовой полости                         в) тонком кишечнике

            б) желудке                                       г) толстом кишечнике

А11. Орган, в котором отфильтровываются из крови лекарства, избыток воды, минеральных солей, остаточные продукты обмена:

       а) печень;                                           б) почки;

       в) прямая кишка;                               г) лёгкие.

А12. Как называются мелкие кровяные пластинки, участвующие в процессе свертывания крови?

            а) лейкоциты                                  в) тромбоциты

            б) лимфоциты                                г) ферменты

А13. К малому кругу кровообращения относят

          а) аорту                                             в) нижнюю полую вену

          б) легочную вену                             г ) плечевую артерию

А14. Какой признак характерен  для безусловного рефлекса?

         а) является врожденным                      в)  не передается по наследству

         б) приобретается в течение жизни     г) вырабатывается у каждой особи вида

А15. Цинга развивается при недостатке витамина

         а) D            б) B12           в) С             г) А

А16. При открытом переломе со смещением костей необходимо:

а) поправить смещение и наложить шину

б) оправить смещение и перевязать

в) наложить шину с возвращением костей в исходное положение

         г) перевязать рану, не тревожа перелом, и наложить шину.

Часть 2.

Выберите три верных ответа из предложенных вариантов в задании В1

В1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

  1.  искривлению позвоночника

  2.  нарушению строения суставов верхних конечностей

  3.  смещению внутренних органов

  4.  нарушению функций костного мозга

  5.  изменению химического состава костей

  6.  нарушению кровоснабжения органов

В2. Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом.

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Способ приобретения                                                               Вид

иммунитета

А) передается по наследству                                                    1) Естественный

Б) вырабатывается под действием вакцины                           2) Искусственный

В) возникает после введения в организм лечебной сыворотки

Г) формируется после перенесенного заболевания

            А

         Б

         В

        Г





В3. Установите правильную последовательность прохождения пищи по пищеварительному каналу, начиная с момента ее попадания в ротовое отверстие

А) желудок                                               Д) тонкая кишка

          Б) глотка                                                   Е) пищевод

В) двенадцатиперстная кишка                Ж) толстая кишка

Г) ротовая полость                                    З ) прямая кишка

1

2

3

4

5

6

7

8









Часть 3.

Задания со свободным ответом.

С1. Какие виды соединения костей существуют? Назовите. Приведите примеры.

С2. В ряде случаев для спасения жизни человека необходимо переливание крови. Что в первую очередь нужно учитывать при таких манипуляциях? Почему?



Вариант 2

Часть 1.

Выберите только один верный ответ из предложенных ( А1 – А15)

А1. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека и животных, изучает наука 

а) морфология                                 в) анатомия

          б) физиология                                г) эмбриология

А2. Как называется органоид, обеспечивающий клетку энергией?

        а) аппарат Гольджи                           в) эндоплазматическая сеть

        б) лизосома                                        г) митохондрия

А3. В затылочной доле коры головного мозга находится

        а) моторная зона                                в) зона обонятельной чувствительности

        б) слуховая зона                                 г) зрительная зона.                              

А4. Сахарный диабет – заболевание, вызванное недостаточной деятельностью

  а) щитовидной железы                      в) поджелудочной железы

  б) надпочечников                               г) гипофиза

А5. Количество света, поступающего в глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:

        а) роговицы                                        в) зрачка        

        б) сетчатки                                          г) хрусталика

А6. Какие вещества придают костям твердость?
       а) белки и жиры                                                        в) соли кальция и фосфора                                              

        б) аминокислоты и нуклеиновые кислоты            г) глюкоза и глюкоген

А7. Какие кости скелета соединены подвижно?

        а) тазовые кости                               в) ребра грудной клетки                

        б) кости фаланг пальцев                  г) кости мозгового отдела черепа

А8. При выдохе воздух из гортани попадает в

        а) лёгкие                                           в) бронхи       

        б) носоглотку                                   г) трахею

А9. В ротовой полости ферменты слюны расщепляют

         а) белки                                          в) жиры      

         б) крахмал                                      г) целлюлозу

А10. Какой процесс из перечисленных, происходит в толстом кишечнике?

         а) интенсивное всасывание воды     в) образование желчи

         б) расщепление жиров                      г) переваривание

А11. Первичная моча по своему составу сходна с

         а) лимфой                                          в) межклеточным веществом  

         б) вторичной мочой                         г) плазмой крови

А12. Из чего образуется лимфа?

         а) из артериальной крови    

         б) из тканевой жидкости, всосавшейся в лимфатический капилляр.       

         в) из плазмы крови, вышедшей из кровеносного сосуда;

         г) из венозной крови;

А13. В организме человека превращение артериальной крови в венозную, происходит в

        а) камерах сердца                                          

        б) артериях большого круга кровообращения  

        в) венах малого круга кровообращения

        г) капиллярах большого круга кровообращения

А14. Какой вид памяти лежит в основе обучения ребенка катанию на велосипеде, коньках, скейтборде?

          а)  словесная                        в) двигательная                

          б) образная                           г) эмоциональная

А15. Каким последствиям приведет недостаток в пище витамина D?

а) к цинге

б) к замедлению роста, к «куриной слепоте»

в) к выводу солей кальция и фосфора из организма человека, к рахиту

г) к заболеванию «бери-бери» - поражению нервной системы, параличам.

А16. С какой целью врач накладывает шину на сломанную конечность? Чтобы

    а) предупредить смещение сломанных костей

    б) уменьшить отек в области повреждения

    в) закрыть доступ проникновению микроорганизмов

    г) уменьшить кровотечение

Часть 2.

Выберите три верных ответа из предложенных вариантов в задании В1

В1. Какие структуры организма человека участвуют в терморегуляции?

  1. потовые железы

  2. сальные железы

  3. кровеносные сосуды кожи

  4. вены малого круга кровообращения

  5. мышцы стенок кишечника

  6. подкожная жировая клетчатка

В2. Установите соответствие между особенностью строения органа слуха и его отделом у человека. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Особенности строения                                                 отдел органа слуха

А) заканчивается барабанной перепонкой                     1) наружное ухо

Б) включает спирально закрученный                              2) среднее ухо

     канал – улитку                                                              3) внутреннее ухо

В) расположен орган равновесия

Г) имеются слуховые косточки

            А

         Б

         В

        Г





В3. Установите последовательность расположения отделов позвоночника, начиная с ближайшего к черепу

А) крестцовый                       Г) шейный

Б) грудной                             Д) копчиковый

В) поясничный

1

2

3

4

5






 Часть 3.

Задания со свободным ответом.

С1. Опишите правила оказания первой помощи при артериальном кровотечении.  

С2. Объясните, почему вредно носить тесную обувь, а в подростковом возрасте и обувь на высоком каблуке.



Ответы

Вариант 1.

Часть 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

в

б

а

в

б

в

а

г

г

в

А11

А12

А13

А14

А15

А16





б

в

б

а

в

г





        

Часть 2.

В1. 1),         3), 6).        

В2.  

А

Б

В

Г

1

2

2

1

                        

В3.

1

2

3

4

5

6

7

8

Г

Б

Е

А

В

Д

Ж

З

                                                        

Часть 3.

Задания со свободным ответом.

С1. Какие виды соединения костей существуют? Назовите. Приведите примеры.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

А) подвижные(суставы): плечевой, тазобедренный, коленный, локтевой

Б) неподвижные : кости черепа, тазовые кости

В) полуподвижные: позвонки

С2. В ряде случаев для спасения жизни человека необходимо переливание крови. Что в первую очередь нужно учитывать при таких манипуляциях? Почему?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) Совместимость групп крови и резус-фактор.

2) Если кровь будет переливаться без учёта совместимости, то в крови реципиента возможно склеивание эритроцитов, так как происходит взаимодействие по схеме антитело-антиген. В результате мелкие сосуды будут непроходимы для крови и наступит смерть



Вариант 2.

Часть 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

б

г

г

в

в

в

а

б

б

а

А11

А12

А13

А14

А15

А16





г

б

г

в

в

а





        

Часть 2.

В1. 1),         3), 6).        

В2.  

А

Б

В

Г

1

3

3

2

                        

В3.

1

2

3

4

5

Г

Б

В

А

Д

Часть 3.

Задания со свободным ответом.

С1. Опишите правила оказания первой помощи при артериальном кровотечении

 Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Пережать сосуд выше места повреждения.

2. Наложить жгут на конечность.

3.Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута.

4.Отправить пострадавшего в медицинское учреждение

С2. Объясните, почему вредно носить тесную обувь, а в подростковом возрасте и обувь на высоком каблуке.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) В узкой обуви сдавлена стопа, перенапряжены мышцы, ухудшается кровообращение, нарушается осанка, изменяется походка. При длительном ношении тесной обуви появляются потертости кожи, усиливается потливость и возникает усталость ног, часто сопровождающаяся ломотой и болями.

2) Ношение обуви на высоком каблуке, особенно в подростковом возрасте — в период интенсивного роста — может привести к неправильному формированию скелета, нарушению осанки, возникновению плоскостопия.


Система оценивания контрольной работы:

Часть А: 16 заданий

1 задание -1 балл

Часть В: 3 задания

1 задание -2 балла

Часть С: 2 задания

1 задание- 3 балла


Критерий оценки

25-28 баллов -оценка «5»

22-25 баллов – оценка «4»

19-21 баллов -оценка 3

Менее 19 баллов -оценка «2».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!