Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………………….…3 стр.
2. Содержание учебного предмета, курса ……………………………………………….......6 стр.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы..7 стр.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты обучения
—Воспитание у обучающихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—соблюдать правила поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение обучающимися реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
—признание обучающихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—осознание значения семьи в жизни человека и общества;
—готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
—уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—признание права каждого на собственное мнение;
—эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так
и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения:
Обучающиеся должны уметь:
- работать с учебником и дополнительной литературой;
- составлять сообщения на основе обобщения материала, дополнительной литературы;
- устанавливать причинно- следственные связи при анализе материала.
Предметные результаты обучения:
Обучающиеся должны знать:
- общее строение организма человека;
- строение тканей человека;
Уметь
- выделять существенные признаки организма человека;
- особенности его биологической природы.
В результате изучения биологии обучающиеся научатся:
•характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
•применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани,процессы жизнедеятельности организма человека;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека,получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Получит возможность научиться:
•использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
•выделять эстетические достоинства человеческого тела;
•реализовывать установки здорового образа жизни;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
•находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять еёв виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
•анализировать и оценивать целевые и смысловыеустановки в своих действиях и поступках по отношениюк здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
2.Содержание чебного предмета, курса
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3. Строение организма
Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.
Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро_ и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление,
предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5. Внутренняя среда организма
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови.
Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилла и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус - фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови,
пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека. Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова. Приёмы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыты, выявляющие природу пульса.
Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку.
Раздел 7. Дыхание
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация
Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной ёмкости лёгких. Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Раздел 8. Пищеварение
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатраты.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение
и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Модель почки.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.
Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Раздел 11. Нервная система
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга.
Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Обнаружение слепого пятна.
Определение остроты слуха.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения, торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей
и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления).
Двойственные изображения. Иллюзии установки.
Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация
Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода.
Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём:
СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация
Тесты, определяющие тип темперамента.
3. Тематическое планирование
8 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
Веление (2 часа) | |
1 | Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека | 1 | | | |
2 | Становление наук о человеке | 1 | | | |
Происхождение человека (3 часа) |
3 | Систематическое положение человека | 1 | | | |
4 | Историческое прошлое людей | 1 | | | |
5 | Расы человека | 1 | | | |
Раздел 2. Строение и функции организма (57 часов) Общий обзор организма (1 час) |
6 | Общий обзор организма | 1 | | | |
Клеточное строение организма. Ткани (3 часа) |
7 | Строение и жизнедеятельность клетки | 1 | | | |
8 | Покровные и соединительные ткани | 1 | | | |
9 | Мышечная и нервная ткани | 1 | | | |
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час) |
10 | Рефлекторная регуляция | 1 | | | |
Опорно-двигательная система (7 часов) |
11 | Строение костей. Соединения костей. Лабораторная работа №1 «Микроскопическое строение кости» | 1 | | | |
12 | Скелет человека | 1 | | | |
13 | Строение мышц. Лабораторная работа №2 «Мышцы человеческого тела» | 1 | | | |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция Лабораторная работа №3 «Утомление при статистической работе» | 1 | | | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа №4 «Осанка и плоскостопие» | 1 | | | |
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 | | | |
17 | Зачет №1 | 1 | | | |
Внутренняя среда организма (3 часа) |
18 | Компоненты внутренней среды | 1 | | | |
19 | Кровь | 1 | | | |
20 | Борьба организма с инфекцией | 1 | | | |
Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов) |
21 | Транспортные системы организма | 1 | | | |
22 | Круги кровообращения. Лабораторная работа №5 «Функции венозных клапанов» | 1 | | | |
23 | Строение и работа сердца | 1 | | | |
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения Лабораторная работа №6 «Изменение скорости кровотоков сосудов ногтевого ложа» | 1 | | | |
25 | Гигиена сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов Лабораторная работа №6 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | 1 | | | |
26 | Первая помощь при кровотечениях | 1 | | | |
27 | Зачет №2 | 1 | | | |
Дыхательная система (4 часа) |
28 | Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания | 1 | | | |
29 | Значение и механизм дыхания | 1 | | | |
30 | Регуляция дыхания | 1 | | | |
31 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Лабораторная работа №7 «Измерения обхвата грудной клетки состояние вдоха и выдоха» | 1 | | | |
Пищеварительная система (7 часов) |
32 | Питание и пищеварение | 1 | | | |
33 | Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости | 1 | | | |
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке Лабораторная работа №8 «действие слюны на крахмал» | 1 | | | |
35 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание | 1 | | | |
36 | Регуляция пищеварения | 1 | | | |
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | 1 | | | |
38 | Зачет №3 | 1 | | | |
Выделительная система (1 час) |
39 | Выделение | 1 | | | |
Обмен веществ и энергии (3 часа) |
40 | Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни | 1 | | | |
41 | Витамины | 1 | | | |
42 | Энерготраты человека и пищевой рацион Лабораторная работа №9 «Установление независимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 | | | |
Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа) |
43 | Кожа – наружный покровный орган | 1 | | | |
44 | Теплорегуляция. Закаливание | 1 | | | |
45 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | 1 | | | |
46 | Зачет №4 | 1 | | | |
Нервная система человека |
47 | Значение и строение нервной системы | 1 | | | |
48 | Спинной мозг | 1 | | | |
49 | Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечвек Лабораторная работа №10 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» | 1 | | | |
50 | Передний мозг | 1 | | | |
51 | Соматический и автономный отделы нервной системы Лабораторная работа №11 «Развитие утомления» | 1 | | | |
Анализаторы (5 часов ) |
52 | Анализаторы | 1 | | | |
53 | Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней | 1 | | | |
54 | Слуховой анализатор | 1 | | | |
55 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса | 1 | | | |
56 | Зачет № 5 | 1 | | | |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) |
57 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | | | |
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | | | |
59 | Сон и сновидения | 1 | | | |
60 | Речь и создание. Познавательные процессы | 1 | | | |
61 | Воля, эмоции, внимание | 1 | | | |
Железы внутренней секреции (2 часа) | |
62 | Роль эндокринной регуляции | 1 | | | |
63 | Функции желез | 1 | | | |
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов) |
64 | Жизненные циклы. Размножение | 1 | | | |
65 | Развитие зародыша и плода | 1 | | | |
66 | Наследственные и врожденные заболевания | 1 | | | |
67 | Развитие ребенка после рождения | 1 | | | |
68 | Интересы и склонности | 1 | | | |
69-70 | Повторение | 2 | | | |
20