СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Планируемые результаты


Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традици­онных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазви­тию и самообразованию на основе мотивации к обуче­нию и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессио­нальных предпочтений, с учётом устойчивых познава­тельных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и моти­вов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отноше­ния к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценно­сти природы, осознание значимости и общности гло­бальных проблем человечества;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ро­лей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пре­делах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особен­ностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старши­ми и младшими в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безо­пасного образа жизни; усвоение правил индивидуально­го и коллективного безопасного поведения в чрезвы­чайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью лю­дей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отноше­ния к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважитель­ное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение ху­дожественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мо­тивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и про­ектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологиче­ской информации: находить биологическую информа­цию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно вы­бирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельно­сти в процессе достижения результата, определять спо­собы действий в рамках предложенных условий и тре­бований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, при­нятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установ­ки в своих действиях и поступках по отношению к жи­вой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравни­вать разные точки зрения, аргументировать и отстаи­вать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками, рабо­тать индивидуально и в группе: находить общее реше­ние и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных тех­нологий (ИКТ-компетенции).

Предметные:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной кар­тине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, яв­лениях, закономерностях, об основных биологических тео­риях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и из­менчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биоло­гической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения чело­века;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности чело­века в природе, влияние факторов риска на здоровье чело­века; умение выбирать целевые и смысловые установки и своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих;

  • объяснение роли биологии в практической деятельно­сти людей, места и роли человека в природе, родства, общ­ности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюде­ние и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объясне­ние их результатов;

  • формирование представлений о значении биологиче­ских наук в решении локальных и глобальных экологиче­ских проблем, необходимости рационального природо­пользования, защиты здоровья людей в условиях быстро­го изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Содержание тем учебного предмета


Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч)

Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. Искусственная (социальная) и природная среда. Биосоциальная природа человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Санитарно-эпидемиологические институты нашей страны. Части тела человека. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Части клетки. Органоиды в животной клетке. Процессы, происходящие в клетке: обмен веществ, рост, развитие, размножение. Возбудимость.

Ткани организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.

Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Система покровных органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекторная дуга.

Лабораторные работы:

1. Действие каталазы на пероксид водорода.

2. Клетки и ткани под микроскопом.

Практическая работа

1. Изучение мигательного рефлекса и его торможения.

Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч+1ч из резерва)

Строение, состав и типы соединения костей. Скелет конечностей. Скелет головы: отделы черепа, кости, образующие череп. Скелет туловища: отделы позвоночника, строение позвонка, строение грудной клетки.

Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. Виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые переломы). Необходимые приёмы первой помощи при травмах.

Строение, основные типы и группы мышц. Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц.

Работа мышц. Мышцы — антагонисты и синергисты. Динамическая и статическая работа мышц. Мышечное утомление.

Развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления. Значение двигательной активности и мышечных нагрузок. Физическая подготовка. Статические и динамические физические упражнения.

Нарушение осанки и плоскостопие. Осанка. Причины и последствия неправильной осанки. Предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия.

Лабораторные работы:

3. Строение костной ткани и состав костей.

Практические работы:

2. Исследование строения плечевого пояса и предплечья.

3. Изучение расположения мышц головы.

4. Проверка правильности осанки и выявление плоскостопия.

5. Оценка гибкости позвоночника.

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (8 ч)

Значение крови и её состав. Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови в организме. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).

Органы кровообращения. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Лимфатические сосуды. Лимфатические узлы. Роль лимфы в организме.

Движение крови по сосудам. Давление крови в сосудах. Верхнее и нижнее артериальное давление. Заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с давлением крови. Скорость кровотока. Пульс. Перераспределение крови в работающих органах.

Регуляция работы органов кровеносной системы. Отделы нервной системы, управляющие работой сердца. Гуморальная регуляция сердца. Автоматизм сердца.

Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.

Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы. Влияние курения и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы. Виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное).

Лабораторная работа

4. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

Практические работы:

6. Определение ЧСС, скорости кровотока.

7. Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу

8. Изучение явления кислородного голодания.

9. Доказательство вреда табакокурения.

10. Функциональная сердечно-сосудистая проба.

Тема 4. Дыхательная система (7 ч)

Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Связь дыхательной и кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их функции. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.

Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.

Регуляция дыхания. Контроль дыхания центральной нервной системой. Бессознательная и сознательная регуляция. Рефлексы кашля и чихания. Дыхательный центр. Гуморальная регуляция дыхания.

Заболевания дыхательной системы. Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз лёгких). Рак лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека.

Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца

Лабораторные работы:

5. Дыхательные движения.

6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Практические работы:

11. Определение запылённости воздуха.

12. Измерение обхвата грудной клетки.

Тема 5. Пищеварительная система (7 ч)

Строение пищеварительной системы. Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы.

Зубы. Строение зубного ряда человека. Смена зубов. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка. Пищеварение в кишечнике. Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции.

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения.

Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов)

Заболевания органов пищеварения. Инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь.

Лабораторные работы:

7. Действие ферментов слюны на крахмал.

8. Действие ферментов желудочного сока на белки.

Практическая работа:

13. Определение местоположения слюнных желёз.

Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обменные процессы в организме. Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен

Нормы питания. Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.

Витамины. Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины, их значение для организма. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.

Практическая работа:

14. Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)

Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках.

Заболевания органов мочевыделения. Причины заболеваний почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка воды. ПДК

Тема 8. Кожа (3 ч)

Значение кожи и её строение.

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожении. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе

Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма. Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин.

Значение, строение и функция нервной системы. Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы. Прямые и обратные связи.

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы. Связь желёз внутренней секреции с нервной системой. Согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на организм. Скорость реагирования нервной и гуморальной систем.

Строение спинного мозга. Рефлекторная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы). Проводящая функция спинного мозга. Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий

Практические работы:

15. Изучение действия прямых и обратных связей.

16. Штриховое раздражение кожи.

17. Изучение функций отделов головного мозга.

Тема 10. Органы чувств. Анализаторы

Принцип работы органов чувств и анализаторов. Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Развитость органов чувств и тренировка. Иллюзия.

Орган зрения и зрительный анализатор. Значение зрения. Строение глаза. Слёзные железы. Оболочки глаза. Заболевания и повреждения органов зрения. Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз.

Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органа равновесия.

Органы осязания, обоняния и вкуса. Значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса.

Практические работы:

18. Исследование реакции зрачка на освещённость и принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна.

19. Оценка состояния вестибулярного аппарата.

20. Исследование тактильных рецепторов.

Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч)

Врождённые формы поведения. Положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы.

Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы и торможение рефлекса. Подкрепление рефлекса. Динамический стереотип.

Закономерности работы головного мозга. Центральное торможение. Безусловное (врождённое) и условное (приобретённое) торможение. Явление доминанты. Закон взаимной индукции.

Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. Наука о высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии. Внутренняя и внешняя речь. Познавательные процессы. Восприятие и впечатление. Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мышление.

Психологические особенности личности. Типы темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него. Экстраверты и интроверты. Интересы и склонности. Способности. Выбор будущей профессиональной деятельности

Регуляция поведения. Волевые качества личности и волевые действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Астенические и стенические эмоции. Непроизвольное и произвольное внимание. Рассеянность внимания.

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. Стадии работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение). Значение и состав правильного режима дня, активного отдыха. Сон как составляющая суточных биоритмов. Медленный и быстрый сон. Природа сновидений. Значение сна для человека. Гигиена сна.

Вред наркогенных веществ. Примеры наркогенных веществ. Причины обращения молодых людей к наркогенным веществам. Процесс привыкания к курению. Влияние курения на организм. Опасность привыкания к наркотикам и токсическим веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм.

Практические работы:

21. Перестройка динамического стереотипа.

22. Изучение внимания.

Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч)

Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой системы. Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД.

Развитие организма человека. Созревание зародыша. Закономерности роста и развития ребёнка. Ростовые скачки. Календарный и биологический возраст.

РС: Особенности индивидуального развития детей в условиях Севера

Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» (1ч) (Промежуточная аттестация)


Тематическое планирование


п/п

Темы разделов программы, темы уроков, лабораторные работы, экскурсия, цели уроков

Кол-во часов


Введение

1

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Место и рол человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Биологическая и социальная природа человека

1


Организм человека. Общий обзор

5

2

Науки об организме человека. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни

1

3

Структура тела. Место человека в живой природе.

1

4

Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

1

5

Ткани

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа№2 « Просмотр под микроскопом тканей человека»

1

6

Система органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»

1


Опорно-двигательная система

9

7

Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета. Соединение костей.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №3 «Строение костной ткани»

1

8

Строение и состав костей.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №4 «Состав костей»

1

9

Скелет головы и скелет туловища

1

10

Скелет конечностей

1

11

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

12

Мышцы.

1

13

Работа мышц

1

14

Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №2 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия»

1

15

Развитие опорно-двигательной системы

1


Кровь и кровообращение

8

16

Внутренняя среда организма Значение крови, ее состав.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №5 « Сравнение крови человека с кровью лягушки»

1

17

Иммунитет

1

18

Группы. Тканевая совместимость и переливание крови

1

19

Строение и функции сердца. Круги кровообращения

1

20

Кровеносная и лимфатическая системы. Движение крови по сосудам.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №3 «Пульс и движение крови»

1

21

Регуляция работы сердца и сосудов

1

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

1

23

Первая помощь при кровотечениях

1


Дыхательная система

6

24

Строение органов дыхания

1

25

Обмен газов в легких и тканях.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 6« Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

26

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №7 «Дыхательные движения»

1

27

Болезни органов дыхания.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №4 «определение запыленности воздуха в зимний период»

1

28

Первая помощь при поражении органов дыхания

1

29

Контрольная работа №1 по теме «Опорно-двигательная система. Кровеносная и дыхательная системы»

1


Пищеварительная система

7

30

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества

1

31

Строение органов пищеварения

1

32

Пищеварительные железы.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа№8» Ознакомление с действием слюны на крахмал»

1

33

Пищеварение в ротовой полости. Строение зубов.

1

34

Переваривание пищи в желудке и двенадцатиперстной кишке

1

35

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

1

36

Заболевания органов пищеварения

1


Обмен веществ и энергии. Витамины

3

37

Обменные процессы в организме


38

Нормы питания.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №5 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

39

Витамины, их значение. Авитаминозы, их предупреждение и лечение

1


Мочевыделительная система

2

40

Строение и функции мочевыделительной системы

1

41

Предупреждение заболеваний почек

1


Кожа

3

42

Строение кожи

1

43

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи

1

44

Роль кожи в теплорегуляции

Закаливание организма

1


Эндокринная система

2

45

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

1

46

Роль гормонов в обмене веществ

1


Нервная система

4

47

Значение нервной системы.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №6 «Действие прямых и обратных связей»

1

48

Рефлекторный принцип работы нервной системы

1

49

Строение и функции спинного мозга

1

50

Отделы головного мозга.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №7 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»

1


Органы чувств. Анализаторы

5

51

Строение анализаторов, их значение

1

52

Зрительный анализатор

1

53

Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика

1

54

Слуховой анализатор

1

55

Орган осязания, обоняния, вкуса

1


Поведение и психика

9

56

Врожденные формы поведения

1

57

Приобретенные формы поведения

Практическая работа №8 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма»

1

58

Закономерности работы головного мозга

1

59

Биологические ритмы. Сон, его значение

1

60

Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы

1

61

Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы

1

62

Воля и эмоции.

1

63

Внимание

1

64

Стадии работоспособности. Режим дня

1


Индивидуальное развитие организма

5

65

Половая система человека

1

66

Наследственные и врожденные заболевания

1

67

Внутриутробное развитие организма

1

68

О вреде наркогенных веществ

1

69

Психологические особенности личности

1

70

Промежуточная аттестация. Проверочная работа

1






Приложение 1.


Количество контрольных, лабораторных и практических работ



п\п

Тема

Количество часов

Уроки

В том числе

лабораторные

практические

контрольные

1

Введение

1

1




2

Организм человека. Общий обзор

5

5

2

1


3

Опорно-двигательная система

9

9

2

1


4

Кровь и кровообращение

8

8

1

1


5

Дыхательная система

6

6

2

1

1

6

Пищеварительная система

7

7

1

7

Обмен веществ и энергии. Витамины

3

3

1


8

Мочевыделительная система

2

2



9

Кожа

3

3




10

Эндокринная система

2

2




11

Нервная система

5

5


3


12

Органы чувств. Анализаторы

5

5



13

Поведение и психика

9

9


1


14

Индивидуальное развитие организма

5

5




15

Промежуточная аттестация. Проверочная работа

1

1



1


Всего

70

70

8

9

2









Приложение 2.


Аннотация к рабочей программе по биологии для 8 класса

  1. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №9 п. Известковый, с учебным планом школы на 2020/2021 учебный год, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по биологии (авторы: И. Н. Понамарева, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов, Т. С. Сухова).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (авторы: Р.Д. Маш, А.Г., Драгомилов «Биология.Человек» 8 класс -М.; Вентана-Граф, 2016 г.).

  1. Цели и задачи программы:

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни:

для ухода за заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи:

  • создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;

  • продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;

  • продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий;

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков;

  • способствовать формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию в органичной связи с их нравственным воспитанием.

  1. Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов: 70 часов (35 недель).

  2. Содержание программы представлено следующими темами:

Введение - 1 час

Организм человека. Общий обзор – 5 часов

Опорно-двигательная система – 9 часов

Кровь и кровообращение – 8 часов

Дыхательная система – 6 часов

Пищеварительная система – 7 часов

Обмен веществ и энергии. Витамины – 3 часа

Мочевыделительная система – 2 часа

Кожа – 3 часа

Эндокринная система – 2 часа

Нервная система – 4 часа

Органы чувств. Анализаторы – 5 часов

Поведение и психика – 9 часов

Индивидуальное развитие организма – 5 часов

Промежуточная аттестация. Проверочная работа – 1 час

В авторской программе 1 час отводится на итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье», в рабочей программе этот час отводится на проведение промежуточной аттестации в форме проверочной работы.

  1. Формы текущего контроля

Контроль и учѐт достижений учащихся ведѐтся по оценочной системе.

Знания и умения учащихся по биологии оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, лабораторных работ, тестов, проектных работ.

Количество контрольных работ – 2, лабораторных работ – 8, практических работ – 9.

Форма промежуточной аттестации: Проверочная работа.

  1. Список учебников и Интернет-ресурсов, используемых для реализации программы.

Учебник:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2016.

Адреса сайтов в Интернете:

ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Государственный дарвиновский музей. http://www.darwin.museum.ru

  2. Конкурс им. Вернадского (http://vernadsky.dnttm.ru/);

  3. Научная сеть. www.nature.ru Достоверная научная информация по основным разделам биологии. Аннотации книжных новинок, научные статьи, биографии ученых.

  4. Программа «Юниор – старт в науку»(http://www.abitu.ru/start/about.esp);

  5. Программа «Шаг в будущее (http://www.step-into-the-future.ru/);

  6. Тропинка в загадочный мир. www.biodan.narod.ru Размещена информация по ботанике. зоологии, антропологии, юриспруденции в биологии.

  7. Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» http://www.livt.net/

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Интернет технологии в образовании http://www.curator.ru/e-books/

  2. Информация об УМК на сайте «Всё об учебниках федерального перечня» http://fp.edu.ru/asp

  3. Новаторство в образовании http://www.intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/index.htm

  4. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании” http://www.ict.edu.ru/

  5. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru

  6. Учитель.ru http://teacher.fio.ru

  7. www.posobie.ru Содержит каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования РАО с комментариями, минимальный перечень учебного оборудования;

  8. www.uroki.ru Содержит тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе;

  9. http://learnware.ru/intro/На сайте представлены программы для создания мультимедийных обучающих продуктов и дистанционного обучения.

  10. school-collection.edu.ru/collection

  11. http://mirbiologii.ru/8-klass

  12. http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»















































Приложение 3.


Требования к оцениванию знаний и умений учащихся по биологии


Знания и умения учащихся по биологии оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, лабораторных работ, тестов, проектных работ.

Критерии оценивания различных видов работ

Оценка знаний учащихся

Отметка 5

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или

  • допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

Отметка «2»:

  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Критерии оценки устного ответа:

«5»

  1. Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

  2. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

  3. Приведены самостоятельно примеры.

  4. Ответ содержит логику изложения.

  5. Ответ полностью самостоятельный.

«4»

  1. Конкретный ответ на поставленный вопрос.

  2. Приведены самостоятельно примеры.

  3. Ответ содержит логику изложения.

  4. Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»

  1. Ответ неконкретный, излишне пространный.

  2. Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя.

  3. Допущены две существенные ошибки.

«2»

  1. Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

  2. Допущены существенные множественные ошибки

Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.

Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:

  • лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;

  • учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

  • в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


















Приложение 4.


Контрольная работа №1 по теме «Опорно-двигательная система. Кровеносная и дыхательная системы»


  1. Строение организма человека, его органов и систем изучает

1) гигиена

2) анатомия

3) физиология

4) медицина


2. У человека, в отличие от млекопитающих животных

1) скелет костный внутренний

2) расширенная грудная клетка и позвоночник с изгибами

3) развитие зародыша происходит в матке

4) сальные и потовые железы в коже


3. За пределы центральной нервной системы не выходят нейроны

1) вставочные

2) двигательные

3) чувствительные

4) исполнительные


При ответе на задания 4-6 используйте рисунок строения животной клетки





4. Название органоида, зашифрованного под номером 6


1) митохондрии

2) клеточный центр

3) рибосомы

4) аппарат Гольджи


5. Функция органоида, зашифрованного под номером 9

1) синтез белка

2) хранение углеводов, жиров, белков

3)энергетические станции клетки

4)участие в делении клетки


6. Укажите, под каким номером отмечен и как называется органоид клетки, который характерен только для животной клетки

Ответ_______


7. Установите соответствие между признаками ткани человека и их типом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.


А) выстилает полости органов
Б) обеспечение связи между организмом

 и окружающей средой 

В) формирует хрящи и кости

Г) формирует большинство желез
Д) обеспечивает транспорт газов и веществ в организме

1) соединительная
2) эпителиальная

3) нервная

8. Установите соответствие между способом приобретения иммунитета и его вида

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ

А.Активный

Б.Пассивный

ВИД ИММУНИТЕТА

1. Приобретается при грудном вскармливании

2. Передается по наследству

3. Формируется при введении в организм ослабленных возбудителей заболевания

4. Возникает при введении лечебной сыворотки с готовыми антителами

5. Вырабатывается после перенесения заболевания

9. Прочитайте суждения А и Б. Выберите правильный ответ.

А. Работа, связанная с перенесением тела и груза в пространстве, называется статической

Б. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, -статической

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны


10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, капилляры.

Ответ:_________________________________________________________


11. Установите последовательность расположения костей в скелете верхней конечности, начиная с фаланг пальцев

1) фаланги пальцев

2) запястье

3) скелет плеча

4) пясть

5) скелет предплечья

Ответ:

12. Определите последовательность действий при оказании первой доврачебной помощи больному с артериальным кровотечением на предплечье


1) обработать рану дезинфицирующим раствором

2) наложить повязку

3) зажать кровеносный сосуд выше раны

4) наложить жгут на плечевом отделе конечности

5) доставить пострадавшего к врачу

6) под жгут положить записку с указанием время наложения жгута:


13.Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Запишите цифры, обозначающие выбранные вами слова, в таблицу для ответов под соответствующими буквами


Снаружи легкие покрыты _____ (А), между которой и пристеночной плеврой имеется ______(Б), заполненная ______(В). Газообмен происходит в _______ (Г) легких. Кровь в легких становится ______(Д) и по ______(Е) поступает в левое предсердие.


Список слов:

1) плевральная жидкость 6) альвеолы

2) плевральная полость 7) артериальная

3) бронхи 8) легочные артерии

4) венозная кровь 9) легочные вены

5) легочная плевра

Прочитайте текст и выполните задания 14А, 14Б, 14В.


Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую центральной нервной системой, называют импульсом, а путь его осуществления рефлекторная дуга. Ее начало - рабочий орган, который воспринимает раздражение и преобразует в рефлекс - сигналы нервной системы, имеющие электрическую природу и направляющиеся по нейронам в центральную нервную систему.


14А. Найдите в тексте 3 ошибки и замените их правильными ответами.


14Б. Назовите в правильной последовательности нейроны, которые образуют рефлекторную дугу. Как называются короткие отростки нейрона, передающие нервные сигналы другим клеткам?


14В. Укажите место расположения и функцию чувствительного нейрона.


Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания №№ 1-5, 9 оцениваются в 1 балл, №№ 6-8,10-13 – в 2 балла, №14 -в 6 баллов Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 26 баллов.


Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки


Школьная отметка Первичный балл


5 26–23

4 22–18

3 17–13

2 менее 13




Приложение 5.


Демострационный вариант промежуточной аттестации. Проверочная работа


Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А15) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1 Наука, изучающая функции органов и их систем

  1. анатомия

  2. физиология

  3. гигиена

  4. эмбриология

А2 Повышенное содержание сахара в крови свидетельствует о нарушении функции

1)

почек

2)

желез желудка

3)

лимфатических узлов

4)

поджелудочной железы



А3 Проявлением какого рефлекса является поворот головы в сторону незнакомого звука?

1)

болевого

2)

условного

3)

защитного

4)

ориентировочного


А4 Почему врачи рекомендуют употреблять в пищу йодированную соль?

1)

Йод влияет на изменение состава крови.

2)

Йод нормализует деятельность щитовидной железы.

3)

Йод предупреждает заболевание туберкулезом.

4)

Йод способствует образованию витамина D.


А5 В скелете человека подвижно соединены между собой кости

1)

плечевая и локтевая

2)

ребер и грудины

3)

мозгового отдела черепа

4)

грудного отдела позвоночника


А6. Артериальная кровь человека превращается в венозную

1)

В печеночной вене

2)

Лимфатических сосудах

3)

Капиллярах малого круга кровообращения

4)

Капиллярах большого круга кровообращения



А7 Некоторые люди страдают малокровием. С какими изменениями крови это связано?

1)

разрушением тромбоцитов

2)

уменьшением гемоглобина

3)

увеличением числа лейкоцитов

4)

изменением скорости тока крови

А8 Часто у детей наблюдаются изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина наблюдается это явление?

1)

А

2)

В2

3)

С

4)

D

А9 Центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных, расположены у человека в

1)

мозжечке

2)

среднем мозге

3)

коре больших полушарий

4)

продолговатом мозге


А 10 В какой доле коры больших полушарий находится зона слухового анализатора?

1) затылочной

2) теменной

3) височной

4) лобной


А 11 На рисунке изображена схема глаза. Какой буквой на ней обозначена оболочка глаза, в которой происходит преобразование энергии света в нервные импульсы?



1)А 2)Б 3)В 4)Г











А12 Наложение шины на сломанную конечность

1) уменьшает ее отек

2) замедляет кровотечение

3) предупреждает смещение сломанных костей

4) препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома


А13 Дыхание обеспечивает организм энергией за счет

1) синтеза органических веществ

2) окисления органических веществ

3) поглощения солнечной энергии

4) круговорота веществ


А14 Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней

1) образуется желчь

2) обезвреживаются ядовитые вещества

3) образуется гликоген

4) гликоген превращается в глюкозу


А15. В организме человека превращение артериальной крови в венозную кровь происходит в

1

камерах сердца

2

артериях большого круга кровообращения

3

венах малого круга кровообращения

4

капиллярах большого круга кровообращения


Часть 2

В1 Выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

Белое вещество переднего отдела головного мозга:

  1. образуют его кору

  2. расположено под корой

  3. состоит из нервных волокон

  4. образует подкорковые ядра

  5. соединяет кору головного мозга с другими отделами головного мозга и со спинным

  6. выполняет функцию высшего анализатора сигналов от всех рецепторов тела

В2 Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом.


СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ


ВИД ИММУНИТЕТА

А)

передается по наследству

1)

естественный

Б)

вырабатывается под действием вакцины

2)

искусственный

В)

возникает после введения в организм лечебной сыворотки



Г)

формируется после перенесенного заболевания




А

Б

В

Г






В3 Установите последовательность движения крови в большом круге кровообращения

А) капилляры тканей
Б) левый желудочек
В) аорта
Г) верхняя и нижняя полая вена
Д) восходящая и нисходящая артерии

Е) правое предсердие

В4 Вставьте в пропущенном тексте нужные термины.

От центральной нервной системы к сердцу подходят два нерва: парасимпатический (блуждающий) и симпатический. Блуждающий нерв замедляет работу сердца, а симпатический ее ускоряет. На интенсивность работы сердца влияют __________ и другие органические вещества. Так, ион К+ замедляет и ослабляет сердечную деятельность, а ион Са+ ее усиливает, так же как и адреналин, выделяющийся______________


Перечень терминов:


1 – ферменты

2 – гормоны

3 – витамины

4 – гипофиз

5– щитовидную железу

6 – надпочечник

Часть 3

1. Что вводится в организм при лечении антидифтерийной сывороткой, а что - при вакцинации против этой болезни?- 2 балла

2. Выскажите предположение, почему сердце работает в течение всей жизни без остановки? В чём секрет его неутомимости и работоспособности? Ответ обоснуйте. – 3 балла


Критерии оценивание результатов:

за каждый правильный ответ в части А - ставится 1 балл. В части В – за правильно выполненное задание 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0 баллов. За задние в части С, с кратким ответом- 2 балла, с развернутым ответом 3 балла. Сумма баллов – 28 баллов.

В) Шкала оценивания: 90 % выполненных заданий – оценка «5»(от 25-28 баллов), от 70 % до 90% выполненных заданий (от 20 – 24 баллов) - оценка «4», от 16 – 19 баллов оценка «3».








20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!