СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии в 8 классе разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классов, авторы В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г. Швецов (Рабочие программы: Биология. 5—9 классы учебно-методическое пособие/ сост. Г. М. Пальдяева. - 4-е изд., М. «Дрофа» 2015) и учебного плана МБОУ «Тирянская ОШ» на 2018-2019 учебный год.


Предметная область: «Естественно-научные предметы»

Место курса. На изучение биологии в 8 классе в учебном плане школы отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 недели).


Характеристика курса

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Цели изучения биологии в 8 классе:

- формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека;

- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека.

Задачи курса:

- познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.

- познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.

- раскрыть роль человека в природе.

- продолжить формировать представление о единстве живой природы


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Тематическое планирование



Название разделов

Количество часов

Лабораторные и практические работы


Раздел 1.Введение

2



Раздел 2. Происхождение человека

3



Раздел 3. Строение организма

4

2


Раздел 4. Опорно-двигательная система

9

5


Раздел 5. Внутренняя среда организма

3



Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы

6

2


Раздел 7. Дыхание

5

2


Раздел 8. Пищеварение

6

1


Раздел 9. Обмен веществ и энергии

3

1


Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. выделение

4

1


Раздел 11. Нервная система

5

1


Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств

5

1


Раздел 13. Высшая нервная деятельность

5

2


Раздел 14. Железы внутренней секреции

2



Раздел 15. Индивидуальное развитие организма

6



ИТОГО

68

18



Содержание программы «Биология. Человек» 8 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)


Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- методы наук, изучающих человека;

- основные этапы развития наук, изучающих человека.

Учащиеся должны уметь:

- выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником и дополнительной литературой.


Раздел 2. Происхождение человека (3ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация. Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны узнать:

- место человека в систематике;

- основные этапы эволюции человека;

- человеческие расы.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять место и роль человека в природе;

- определять черты сходства и различия человека и животных;

- доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.


Раздел 3. Строение организма (4ч)

Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация. Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные и практические работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- общее строение организма человека;

- строение тканей организма человека;

- рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

- наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

- выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


Раздел 4. Опорно-двигательная система (9ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация. Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.

Лабораторные и практические работы

Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение скелета и мышц, их функции.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять особенности строения скелета человека;

- распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

- оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.


Раздел 5. Внутренняя среда организма (3ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- компоненты внутренней среды организма человека;

- защитные барьеры организма;

- правила переливание крови.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

- проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

- выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.


Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация. Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений.

Лабораторные и практические работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

- о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

- выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

- измерять пульс и кровяное давление.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.


Раздел 7. Дыхание (5ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация. Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе (определение частоты дыхания).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение и функции органов дыхания;

- механизмы вдоха и выдоха;

- нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

- оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.


Раздел 8. Пищеварение (6ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация. Торс человека.

Лабораторные и практические работы

Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение и функции пищеварительной системы;

- пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

- правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

- приводит доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3ч)

Обмен веществ и энергии— основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные и практические работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- обмен веществ и энергии— основное свойство всех живых существ;

- роль ферментов в обмене веществ;

- классификацию витаминов;

- нормы и режим питания.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

- объяснять роль витаминов в организме человека;

- приводить доказательства (аргументация)необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- классифицировать витамины.


Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация. Рельефная таблица «Строение кожи».

Лабораторные и практические работы

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация. Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- наружные покровы тела человека;

- строение и функция кожи;

- органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

- заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


Раздел 11. Нервная система (5ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг— центральная нервная система, нервы и нервные узлы— периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

Демонстрация. Модель головного мозга человека.

Лабораторные и практические работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи— тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение нервной системы;

- соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

- объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


Раздел 12. Анализаторы (5ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация. Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.

Лабораторные и практические работы

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- анализаторы и органы чувств, их значение.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должна уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация. Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные и практические работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;

- особенности высшей нервной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные особенности поведения и психики человека;

- объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- классифицировать типы и виды памяти.


Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация. Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

- взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

- устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- классифицировать железы в организме человека;

- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.


Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (6ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков)на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация. Тесты, определяющие тип темперамента.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- жизненные циклы организмов;

- мужскую и женскую половые системы;

- наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки органов размножения человека;

- объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

- приводить доказательства (аргументация)необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- приводить доказательства (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- следить за соблюдением правил поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

- признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

- принимать ценности семейной жизни;

- уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

- понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



















Календарно - тематический план по предмету биология (8 класс)

«Человек» (2 часа в неделю, 68 часов в год)


Дата

Тема

Содержание

Лабораторные (практические) работы

Характеристика видов деятельности ученика

Планируемые предметные результаты

Домашнее задание


Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)

1


Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека

Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе.

Уметь характеризовать социальную сущность человека

§1 выполнить задания №1-2,выучить понятия

2


Стартовая работа (тест)

Становление наук о человеке

Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены человека.


Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине

Называть основные методы и этапы становления наук, изучающих человека.

§2


Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)

3


Систематическое положение человека

Биологическая природа человека. Место человека в системе органического мира, систематике. Черты сходства и различия человека и животных.


Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных

Уметь определять черты сходства и различия человека и животных

§3

4


Историческое прошлое людей

Происхождение и эволюция человека


Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека

Уметь выделять основные этапы эволюции человека

§4

5


Расы человека. Среда обитания

Расы человека и их формирование.


Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов

Уметь объяснять возникновение рас

§5


Раздел 3. Строение организма (4 часа)

6


Общий обзор организма человека

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека.


Отрабатывает умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами. Узнаёт по рисункам расположение органов и систем органов.

Описывать строение организма человека. Называть уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека.

§6,выполнить задания

7


Клеточное строение организма

Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки


Работают с таблицами рисунками. Микроскопируют готовые препараты животной клетки. Зарисовывают выводы.

Называть органоиды клетки и их функции.

Узнавать органоиды на немых рисунках.

Работать с микроскопом. Описывать и узнавать этапы деления клетки.

§7, таблица

8


Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная.

Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

Работают с таблицами, рисунками. Микроскопируют готовые препараты разных видов тканей. Записывают выводы.

Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

§8

9


Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

Нервная ткань. Строение нейрона. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор.

Лабораторная работа: «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения»


Проводят биологические исследования:

мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения;

коленный и надбровный рефлексы. Делают выводы на основе полученных результатов

Выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.


§9


Раздел 4. Опорно-двигательная система (9 часов)

10


Значение опорно-двигательного аппарата, его состав.

Опора и движение. Опорно-двигательная система.

Состав, строение и рост кости.

Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения кости»

Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


Знать: строение костей скелета, их функции.

строение мышц, их функции.

Уметь: объяснять особенности строения скелета человека;

распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; распознавать главные группы мышц; определять гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия.

работать с рисунками, макетами, микроскопом, микропрепаратами.

§10 (до.. строение костей)


11


Строение костей

Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

Лабораторная работа: «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека»

§10

12


Скелет человека. Осевой скелет

Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища.

Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника. Заполняют по ходу объяснения таблицу «Строение скелета человека» в тетради.

§11

13


Скелет человека. Скелет конечностей.

Скелет конечностей и их поясов.

§12 (до соединение костей)

14


Соединения костей

Соединения костей. Сустав


Проверяют таблицу, оценивают себя. Работают с информацией учебника: определяют типы соединения костей. Работа с рис. «Типы соединения костей».

Отвечают на вопросы (фронтально) с опорой на конспект.

Распознавать на наглядных пособиях типы соединения костей.

§12

15


Строение мышц. Обзор мышц человека

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты.

Лабораторная работа: «Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки»

Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.


Знать: строение мышц, их функции.

Уметь: объяснять особенности строения скелета человека;

распознавать главные группы мышц;

определять гармоничность физического развития, нарушение осанки.

работать с рисунками, макетами, микроскопом.

§13,выполнить задания к §

16


Работа скелетных мышц и их регуляция

Работа мышц и её регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

Лабораторная работа: «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»

Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


§14

17


Нарушения опорно-двигательной системы

Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие.

Лабораторная работа: «Выявление нарушений осанки и плоскостопия»

(выполняется дома)

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Знакомство с методами самоконтроля и коррекции осанки. Разъяснить отрицательное последствие гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки.


§15

18


Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Обобщение по теме: «Опорно-двигательная система»

Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы: ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма.

Формулируют задачи урока, выполняют практическую работу по отработке навыков оказания первой помощи при повреждении скелета, отрабатывают основные понятия, получают инструкции по выполнению д.з.

Знание правил оказания первой помощи при различных травмах скелета.

§16


Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа)

19


Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови

Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение.

Развить знания о внутренней среде организма, компонентах внутренней среды. Увидеть ее роль в организме и значение ее постоянства.

§17

20


Борьба организма с инфекцией. Иммунитет


Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека.


Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета.



Знать понятия о внутренней среде и ее компонентов, гомеостаз, фагоцитоз, антитела, антиген. Анализ функций плазмы и форменных элементов крови.

§18, зад. к §

21


Иммунология на службе здоровья. Контроль по теме: «Внутренняя среда организма»

Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергические реакции. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.

Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови. Демонстрируют свои знания, дискутируют.

Знать защитные свойства организма и виды иммунитета, особые свойства крови, систему донорства в нашей стране.

§19


Раздел 6. Кровеносная и лимфатические системы (6 часов)

22


Транспортные системы организма

Транспорт веществ. Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы.

Сравнивают замкнутых и незамкнутых кровеносных систем животных, установление усложнения кровеносной системы позвоночных используя таблицы и рисунки учебника.

Изучают строение лимфатической системы.

Знают особенности строения незамкнутой и замкнутой кровеносной систем, усложнение строения кровеносной системы позвоночных животных.

Устанавливают взаимосвязь между строением сосудов и функциями. Строение лимфатической системы.

Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем.

§20

23


Круги кровообращения

Органы кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Лабораторная работа: «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (выполняется дома)

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


Знают понятия большой круг кровообращения, малый круг кровообращения, процессов происходящих в большом и малом кругах кровообращения, где начинается и где заканчивается большой и малый круг кровообращения, особенности строения и функционирования лимфатической системы человека.

§21

24


Строение и работа сердца

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца.

Кровяное давление (артериальное), пульс.

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями.


Устанавливают взаимосвязи между строением сердца и выполняемыми им функциями; Автоматизм сердца, нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Умение назвать и показать на рисунке и на модели камеры сердца, клапаны

§22

25


Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения


Лабораторная работа: «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки. Выполняют лабораторную работу.


Называть причины движения крови по сосудам, объяснять закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, измерять пульс и артериальное давление.

§23

26


Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности.

Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно -сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов.

Знают физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Что такое гиподинамия, и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактику.

Умеют проводить функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности.

§24, рефераты, доклады

27


Первая помощь при кровотечениях. Контрольное тестирование по теме» Кровеносная система»

Типы кровотечений и способы их остановки. Приёмы оказания первой помощь при кровотечениях.


Работают с учебной литературой для выявления признаков кровотечений и правил первой помощи.

Отрабатывают в группах приемы первой помощи при кровотечениях.

Узнают признаки капиллярного, венозного, артериального, внутреннего кровотечений.

Осваивают приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

§25


Раздел 7. Дыхание (5 часов)

28


Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

Дыхание и его значение. Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение.

Работают с терминами. Формулируют вопросы, отвечают на них. Ответы расширяют знания по теме. Ставят цели, формулирую.

Обмениваются полученной информацией и обсуждают ее. Выполняют задания. Работа с тетрадью, учебником, таблицами. Заполнение таблицы. Делают выводы.

Указывать сущность и значение дыхания, характеризовать особенности строения органов дыхания и голосового аппарата в связи с выполняемыми функциями, объяснять механизм образования голоса, перечислять заболевания верхних дыхательных путей.

§26

29


Административная контрольная работа (комплексная работа)

Газообмен в лёгких и тканях


Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения


Знания о строении легких, газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательной систем, о роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене.


30


Легкие. Легочное и тканевое дыхание

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Охрана воздушной среды.

Практическая работа: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Объясняют механизм регуляции дыхания. Отвечают на вопросы, предполагают и озвучивают тему урока, изучают дополнительную литературу, анализируют полученную информацию, выполняют практическую работу, анализируют проделанную работу, подводят итоги.

Знать механизмы вдоха и выдоха, роль защитных рефлексов (кашля и чихания), характеризовать нервную и гуморальную регуляцию дыхания, обосновывать основные гигиенические правила дыхания и вредное влияние курения.

§27, §28

31


Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

Лабораторная работа: «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

Жизненная ёмкость лёгких. Вред табакокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Заболевания органов дыхания и их выявление и предупреждение.


Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Планирование работы с учителем и сверстниками. Обсуждение в группе.

Знают простейшие приемы самообследования дыхательной системы: измерение обхвата грудной клетки в состоянии выдоха и вдоха, измерение жизненной емкости легких и выносливости дыхательных мышц; знакомятся со значением флюорографии в ранней профилактике болезней легких и сердца, в том числе туберкулеза и рака легких; имеют практический опыт оказания первой помощи утопающему, получившему электротравму и другие повреждения органов дыхательной системы;

§29 (до болезни дыхательной системы)

32


Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации

Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов


§29 (до конца)


Раздел 8. Пищеварение (6 часов)

33


Питание и пищеварение

Питание и его значение. Пищеварение. Пищеварительная система. Органы пищеварения и их функции

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы

Перечислять существенные признаки процессов питания и пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи, основные этапы пищеварения, называть органы пищеварительной системы человека и этапы пищеварения.

§30

34


Пищеварение в ротовой полости

Пищеварение в ротовой полости.

Лабораторная работа: «Изучение действия ферментов слюны на крахмал. Определение положения слюнных желёз,

движение гортани при глотании»

Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


Называть особенности строения зубов в связи с выполняемыми функциями, описывать процесс пищеварения в ротовой полости, проводить учебный эксперимент.

§31

35


Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока

Пищеварение в желудке и кишечнике. Изучение действия ферментов желудочного сока на белки

Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы.

Характеризовать строение желудка, состав желудочного сока и сока поджелудочной железы, описывать особенности пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке, роль ферментов и условия их активности.

§32

36


Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит


Отвечают на вопросы. Формулируют цели и задачи урока. Представляют презентации и выступления, приготовленные дома. Слушают, анализируют, оформляют опорные схемы.

Выполняют тестирование, самопроверку.


Описывать механизм всасывания питательных веществ в кишечнике, перечислять функции толстого кишечника, знать значение печени для организма человека.

§33

37


Регуляция пищеварения

Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения.

Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения.


Объяснять сущность фистульной методики И.П. Павлова, описывать механизмы нервной и и гуморальной регуляции пищеварения, уметь строить графически рефлекторные дуги безусловного и условного слюноотделительного рефлексов.

§34

38


Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.


Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни.


Перечислять основные правила приема пищи, признаки кишечных инфекций и меры их предупреждения, оказывать первую помощь при отравлении.

§35


Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

39


Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека.

Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии.

§36

40


Витамины

Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека

Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов

Знать: основные группы

витаминов и продукты, их содержащие; роль витаминов в организме

§37, таблица

41


Энергозатраты человека и пищевой рацион

Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Лабораторная работа: «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена»

Обсуждают правила рационального питания

Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ

§38, составить суточный рацион


Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)

42


Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи.

Лабораторная работа: «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти».

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Знать: особенности строения кожи, функции кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

§39

43


Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви.

Лабораторная работа: «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки»

Приводят доказательства необходимос­ти ухода за кожей,

волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены.

Уметь использовать приобретенные знания для

оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики

§40

44


Терморегуляция организма. Закаливание

Роль кожи в терморегуляции обменных процессах.

Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи.

Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

§41

45


Выделение

Выделение. Строение и функции выделительной системы Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Знать особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. Роль различных систем в удалении ненужных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи.

§42


Раздел 11. Нервная система (5 часов)

46


Значение нервной системы.

Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности


Описывают проявление функций нервной системы

Структурируют содержание изучаемой темы (составление опорной схемы по ходу беседы)

Анализируют содержание рисунков. Комментируют выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира»

Учащиеся узнают об особенности строения и значения нервной системы. Владеют основными понятиями по теме

§43

47


Строение нервной системы. Спинной мозг

Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга


Знание особенностей строения спинного мозга. Умение на рисунках выделять основные его части.

§44

48


Строения головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. Рефлексы и рефлекторная дуга.

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга.


Знание особенностей строения и функций головного мозга. Умение на рисунках

выделять основные его части.

§45

49


Функции переднего мозга

Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции

Раскрывают функции переднего мозга. Прогнозируют последствия для организма при нарушении функций головного мозга. Заполняют таблицу по функциям отделов головного мозга.

Знать особенности строения и функции головного мозга.

Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

§46, таблица

50


Соматический и вегетативный отделы нервной системы

Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Лабораторная работа: «Штриховое раздражение кожи»

Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы.

Описывать проявление функций симпатической и парасимпатиской нервных систем. Объяснять механизм совместной работы симпатического и парасимпатического отделов (принцип дополнительности).

Анализировать содержание рисунков.

Различать функции симпатической и парасимпатической нервной системы

§47


Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов)

51


Анализаторы

Понятие об анализаторах. Органы чувств.


Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств

Знать особенности строения органов чувств и анализаторов.

Уметь распознавать на таблицах их основные части, описывать их

§48

52


Зрительный анализатор

Строение зрительного анализатора. Строение и функции органа зрения.


Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора

Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Уметь объяснять результаты наблюдений

§49

53


Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Заболевания органов зрения и их предупреждение. Нарушения зрения и их предупреждение.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения.

Знать заболевания органов зрения.

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных

поступков на здоровье.

§50

54


Слуховой анализатор. Гигиена слуха

Слуховой анализатор, его строение. Строение и функции органа слуха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Нарушения. Лабораторная работа: «Определение остроты слуха»

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха.

Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия.

§51

55


Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус. Контроль по теме: «Анализаторы. Органы чувств»

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние.


Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы.

Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь применять на практике полученные знания

§52


Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

56


Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Поведение и психика человека Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

Характеризуют вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека

Знать вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

§53, сообщение

57


Промежуточная аттестация





58


Врожденные и приобретенные программы поведения

Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека.

Врождённое и приобретённое поведение

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Знать определения основных понятий.

Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма

§54

59


Сон и сновидения

Сон и бодрствование. Значение сна.


Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека

Знать основные виды биоритмов.

Уметь объяснять значение сна для организма человека

§55, сообщения, презентации

60


Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательные процессы: мышление, внимание, память. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти.

Лабораторная работа: «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста»

Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти.

Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека.

§56

61


Воля. Эмоции. Внимание.

Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания. Эмоции и чувства: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.

Лабораторная работа: «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания

Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля».

Уметь: использовать приобретённые знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека

§57


Раздел 14. Эндокринная система (2 часа)

62


Роль эндокринной регуляции

Эндокринная система. Органы эндокринной системы и их функционирование. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Единство нервной и гуморальной регуляции. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции

Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы. Уметь: распознавать на таблицах её основные части; различать железы внешней и внутренней секреции

§58

63


Функция желез внутренней секреции

Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека. Гормоны, механизмы их действия на клетки.


Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека

Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности росте и развитии организма, в поведении.

§59


Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (6 часов)

64


Жизненные циклы.

Размножение и развитие. Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание.


Выделяют существенные признаки органов размножения человека.

Знать особенности строения женской и мужской половых систем. Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма по тому или иному типу.

§60

65


Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды


Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека.

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций,

передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Характеризовать сущность процессов овуляции, оплодотворения, имплантации, признаки беременности, периоды родов, харак4теризовать развитие зародыша и плода.

§61

66


Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём

Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся

половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика.

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций,

передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека

Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний. Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

§62

67


Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность.


Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий: «темперамент», «черты характера»

Перечислить этапы развития ребенка после рождения и становления личности, распознавать типы темперамента и черты характера, называть определение понятий «интерес», «склонности», «способности», определить свои склонности с помощью психологических тестов.

§63, 64

68


Обобщение по курсу биологии за 8 класс


Повторяют изученные термины.

Знание основ здорового образа жизни.





Приложение


Дата

Тема






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!