Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 8 классе разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классов, авторы В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г. Швецов (Рабочие программы: Биология. 5—9 классы учебно-методическое пособие/ сост. Г. М. Пальдяева. - 4-е изд., М. «Дрофа» 2015) и учебного плана МБОУ «Тирянская ОШ» на 2018-2019 учебный год.
Предметная область: «Естественно-научные предметы»
Место курса. На изучение биологии в 8 классе в учебном плане школы отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 недели).
Характеристика курса
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Цели изучения биологии в 8 классе:
- формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.
- познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.
- раскрыть роль человека в природе.
- продолжить формировать представление о единстве живой природы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Тематическое планирование
| Название разделов | Количество часов | Лабораторные и практические работы |
| Раздел 1.Введение | 2 | |
| Раздел 2. Происхождение человека | 3 | |
| Раздел 3. Строение организма | 4 | 2 |
| Раздел 4. Опорно-двигательная система | 9 | 5 |
| Раздел 5. Внутренняя среда организма | 3 | |
| Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы | 6 | 2 |
| Раздел 7. Дыхание | 5 | 2 |
| Раздел 8. Пищеварение | 6 | 1 |
| Раздел 9. Обмен веществ и энергии | 3 | 1 |
| Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. выделение | 4 | 1 |
| Раздел 11. Нервная система | 5 | 1 |
| Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств | 5 | 1 |
| Раздел 13. Высшая нервная деятельность | 5 | 2 |
| Раздел 14. Железы внутренней секреции | 2 | |
| Раздел 15. Индивидуальное развитие организма | 6 | |
| ИТОГО | 68 | 18 |
Содержание программы «Биология. Человек» 8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- методы наук, изучающих человека;
- основные этапы развития наук, изучающих человека.
Учащиеся должны уметь:
- выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником и дополнительной литературой.
Раздел 2. Происхождение человека (3ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация. Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны узнать:
- место человека в систематике;
- основные этапы эволюции человека;
- человеческие расы.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять место и роль человека в природе;
- определять черты сходства и различия человека и животных;
- доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Раздел 3. Строение организма (4ч)
Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация. Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- общее строение организма человека;
- строение тканей организма человека;
- рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
- наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
- выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (9ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация. Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять особенности строения скелета человека;
- распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
- оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- компоненты внутренней среды организма человека;
- защитные барьеры организма;
- правила переливание крови.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
- проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
- выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация. Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
- о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
- выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
- измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 7. Дыхание (5ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация. Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе (определение частоты дыхания).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение и функции органов дыхания;
- механизмы вдоха и выдоха;
- нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
- оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 8. Пищеварение (6ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация. Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение и функции пищеварительной системы;
- пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
- правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
- приводит доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3ч)
Обмен веществ и энергии— основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- обмен веществ и энергии— основное свойство всех живых существ;
- роль ферментов в обмене веществ;
- классификацию витаминов;
- нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
- объяснять роль витаминов в организме человека;
- приводить доказательства (аргументация)необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- классифицировать витамины.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация. Рельефная таблица «Строение кожи».
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация. Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- наружные покровы тела человека;
- строение и функция кожи;
- органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
- заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 11. Нервная система (5ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг— центральная нервная система, нервы и нервные узлы— периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация. Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи— тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение нервной системы;
- соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
- объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 12. Анализаторы (5ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация. Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должна уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация. Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
- особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные особенности поведения и психики человека;
- объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- классифицировать типы и виды памяти.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация. Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
- взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
- устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- классифицировать железы в организме человека;
- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (6ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков)на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация. Тесты, определяющие тип темперамента.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- жизненные циклы организмов;
- мужскую и женскую половые системы;
- наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки органов размножения человека;
- объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
- приводить доказательства (аргументация)необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- приводить доказательства (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- следить за соблюдением правил поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
- признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
- принимать ценности семейной жизни;
- уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
- понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Календарно - тематический план по предмету биология (8 класс)
«Человек» (2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ | Дата | Тема | Содержание Лабораторные (практические) работы | Характеристика видов деятельности ученика | Планируемые предметные результаты | Домашнее задание |
| Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа) |
1 | | Науки о человеке. Здоровье и его охрана | Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека | Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе. Уметь характеризовать социальную сущность человека | §1 выполнить задания №1-2,выучить понятия |
2 | | Стартовая работа (тест) Становление наук о человеке | Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены человека. | Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине | Называть основные методы и этапы становления наук, изучающих человека. | §2 |
| Раздел 2. Происхождение человека (3 часа) |
3 | | Систематическое положение человека | Биологическая природа человека. Место человека в системе органического мира, систематике. Черты сходства и различия человека и животных. | Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных | Уметь определять черты сходства и различия человека и животных | §3 |
4 | | Историческое прошлое людей | Происхождение и эволюция человека | Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека | Уметь выделять основные этапы эволюции человека | §4 |
5 | | Расы человека. Среда обитания | Расы человека и их формирование. | Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов | Уметь объяснять возникновение рас | §5 |
| Раздел 3. Строение организма (4 часа) |
6 | | Общий обзор организма человека | Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека. | Отрабатывает умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами. Узнаёт по рисункам расположение органов и систем органов. | Описывать строение организма человека. Называть уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека. | §6,выполнить задания |
7 | | Клеточное строение организма | Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки | Работают с таблицами рисунками. Микроскопируют готовые препараты животной клетки. Зарисовывают выводы. | Называть органоиды клетки и их функции. Узнавать органоиды на немых рисунках. Работать с микроскопом. Описывать и узнавать этапы деления клетки. | §7, таблица |
8 | | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная | Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная. Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» | Работают с таблицами, рисунками. Микроскопируют готовые препараты разных видов тканей. Записывают выводы. | Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. | §8 |
9 | | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция | Нервная ткань. Строение нейрона. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Лабораторная работа: «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения» | Проводят биологические исследования: мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и надбровный рефлексы. Делают выводы на основе полученных результатов | Выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. | §9 |
| Раздел 4. Опорно-двигательная система (9 часов) |
10 | | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. | Опора и движение. Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения кости» | Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Знать: строение костей скелета, их функции. строение мышц, их функции. Уметь: объяснять особенности строения скелета человека; распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов; распознавать главные группы мышц; определять гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия. работать с рисунками, макетами, микроскопом, микропрепаратами. | §10 (до.. строение костей) |
11 | | Строение костей | Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека. Лабораторная работа: «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека» | §10 |
12 | | Скелет человека. Осевой скелет | Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. | Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника. Заполняют по ходу объяснения таблицу «Строение скелета человека» в тетради. | §11 |
13 | | Скелет человека. Скелет конечностей. | Скелет конечностей и их поясов. | §12 (до соединение костей) |
14 | | Соединения костей | Соединения костей. Сустав | Проверяют таблицу, оценивают себя. Работают с информацией учебника: определяют типы соединения костей. Работа с рис. «Типы соединения костей». Отвечают на вопросы (фронтально) с опорой на конспект. | Распознавать на наглядных пособиях типы соединения костей. | §12 |
15 | | Строение мышц. Обзор мышц человека | Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. Лабораторная работа: «Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки» | Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. | Знать: строение мышц, их функции. Уметь: объяснять особенности строения скелета человека; распознавать главные группы мышц; определять гармоничность физического развития, нарушение осанки. работать с рисунками, макетами, микроскопом. | §13,выполнить задания к § |
16 | | Работа скелетных мышц и их регуляция | Работа мышц и её регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Лабораторная работа: «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц» | Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | §14 |
17 | | Нарушения опорно-двигательной системы | Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. Лабораторная работа: «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» (выполняется дома) | Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Знакомство с методами самоконтроля и коррекции осанки. Разъяснить отрицательное последствие гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки. | §15 |
18 | | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Обобщение по теме: «Опорно-двигательная система» | Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы: ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма. | Формулируют задачи урока, выполняют практическую работу по отработке навыков оказания первой помощи при повреждении скелета, отрабатывают основные понятия, получают инструкции по выполнению д.з. | Знание правил оказания первой помощи при различных травмах скелета. | §16 |
| Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа) |
19 | | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение. | Развить знания о внутренней среде организма, компонентах внутренней среды. Увидеть ее роль в организме и значение ее постоянства. | §17 |
20 | | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. | Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета. | Знать понятия о внутренней среде и ее компонентов, гомеостаз, фагоцитоз, антитела, антиген. Анализ функций плазмы и форменных элементов крови. | §18, зад. к § |
21 | | Иммунология на службе здоровья. Контроль по теме: «Внутренняя среда организма» | Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергические реакции. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. | Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови. Демонстрируют свои знания, дискутируют. | Знать защитные свойства организма и виды иммунитета, особые свойства крови, систему донорства в нашей стране. | §19 |
| Раздел 6. Кровеносная и лимфатические системы (6 часов) |
22 | | Транспортные системы организма | Транспорт веществ. Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы. | Сравнивают замкнутых и незамкнутых кровеносных систем животных, установление усложнения кровеносной системы позвоночных используя таблицы и рисунки учебника. Изучают строение лимфатической системы. | Знают особенности строения незамкнутой и замкнутой кровеносной систем, усложнение строения кровеносной системы позвоночных животных. Устанавливают взаимосвязь между строением сосудов и функциями. Строение лимфатической системы. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. | §20 |
23 | | Круги кровообращения | Органы кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Лабораторная работа: «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (выполняется дома) | Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Знают понятия большой круг кровообращения, малый круг кровообращения, процессов происходящих в большом и малом кругах кровообращения, где начинается и где заканчивается большой и малый круг кровообращения, особенности строения и функционирования лимфатической системы человека. | §21 |
24 | | Строение и работа сердца | Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца. Кровяное давление (артериальное), пульс. | Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями. | Устанавливают взаимосвязи между строением сердца и выполняемыми им функциями; Автоматизм сердца, нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Умение назвать и показать на рисунке и на модели камеры сердца, клапаны | §22 |
25 | | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | Лабораторная работа: «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки. Выполняют лабораторную работу. | Называть причины движения крови по сосудам, объяснять закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, измерять пульс и артериальное давление. | §23 |
26 | | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности. | Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно -сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов. | Знают физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Что такое гиподинамия, и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактику. Умеют проводить функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности. | §24, рефераты, доклады |
27 | | Первая помощь при кровотечениях. Контрольное тестирование по теме» Кровеносная система» | Типы кровотечений и способы их остановки. Приёмы оказания первой помощь при кровотечениях. | Работают с учебной литературой для выявления признаков кровотечений и правил первой помощи. Отрабатывают в группах приемы первой помощи при кровотечениях. | Узнают признаки капиллярного, венозного, артериального, внутреннего кровотечений. Осваивают приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | §25 |
| Раздел 7. Дыхание (5 часов) |
28 | | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | Дыхание и его значение. Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. | Работают с терминами. Формулируют вопросы, отвечают на них. Ответы расширяют знания по теме. Ставят цели, формулирую. Обмениваются полученной информацией и обсуждают ее. Выполняют задания. Работа с тетрадью, учебником, таблицами. Заполнение таблицы. Делают выводы. | Указывать сущность и значение дыхания, характеризовать особенности строения органов дыхания и голосового аппарата в связи с выполняемыми функциями, объяснять механизм образования голоса, перечислять заболевания верхних дыхательных путей. | §26 |
29 | | Административная контрольная работа (комплексная работа) | Газообмен в лёгких и тканях | Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения | Знания о строении легких, газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательной систем, о роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене. | |
30 | | Легкие. Легочное и тканевое дыхание Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Охрана воздушной среды. Практическая работа: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | Объясняют механизм регуляции дыхания. Отвечают на вопросы, предполагают и озвучивают тему урока, изучают дополнительную литературу, анализируют полученную информацию, выполняют практическую работу, анализируют проделанную работу, подводят итоги. | Знать механизмы вдоха и выдоха, роль защитных рефлексов (кашля и чихания), характеризовать нервную и гуморальную регуляцию дыхания, обосновывать основные гигиенические правила дыхания и вредное влияние курения. | §27, §28 |
31 | | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. | Лабораторная работа: «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» Жизненная ёмкость лёгких. Вред табакокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Заболевания органов дыхания и их выявление и предупреждение. | Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Планирование работы с учителем и сверстниками. Обсуждение в группе. | Знают простейшие приемы самообследования дыхательной системы: измерение обхвата грудной клетки в состоянии выдоха и вдоха, измерение жизненной емкости легких и выносливости дыхательных мышц; знакомятся со значением флюорографии в ранней профилактике болезней легких и сердца, в том числе туберкулеза и рака легких; имеют практический опыт оказания первой помощи утопающему, получившему электротравму и другие повреждения органов дыхательной системы; | §29 (до болезни дыхательной системы) |
32 | | Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации | Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов | §29 (до конца) |
| Раздел 8. Пищеварение (6 часов) |
33 | | Питание и пищеварение | Питание и его значение. Пищеварение. Пищеварительная система. Органы пищеварения и их функции | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы | Перечислять существенные признаки процессов питания и пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи, основные этапы пищеварения, называть органы пищеварительной системы человека и этапы пищеварения. | §30 |
34 | | Пищеварение в ротовой полости | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа: «Изучение действия ферментов слюны на крахмал. Определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании» | Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Называть особенности строения зубов в связи с выполняемыми функциями, описывать процесс пищеварения в ротовой полости, проводить учебный эксперимент. | §31 |
35 | | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока | Пищеварение в желудке и кишечнике. Изучение действия ферментов желудочного сока на белки | Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. | Характеризовать строение желудка, состав желудочного сока и сока поджелудочной железы, описывать особенности пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке, роль ферментов и условия их активности. | §32 |
36 | | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит | Отвечают на вопросы. Формулируют цели и задачи урока. Представляют презентации и выступления, приготовленные дома. Слушают, анализируют, оформляют опорные схемы. Выполняют тестирование, самопроверку. | Описывать механизм всасывания питательных веществ в кишечнике, перечислять функции толстого кишечника, знать значение печени для организма человека. | §33 |
37 | | Регуляция пищеварения | Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. | Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения. | Объяснять сущность фистульной методики И.П. Павлова, описывать механизмы нервной и и гуморальной регуляции пищеварения, уметь строить графически рефлекторные дуги безусловного и условного слюноотделительного рефлексов. | §34 |
38 | | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни. | Перечислять основные правила приема пищи, признаки кишечных инфекций и меры их предупреждения, оказывать первую помощь при отравлении. | §35 |
| Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа) |
39 | | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ | Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека. | Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии. | §36 |
40 | | Витамины | Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека | Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов | Знать: основные группы витаминов и продукты, их содержащие; роль витаминов в организме | §37, таблица |
41 | | Энергозатраты человека и пищевой рацион | Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Лабораторная работа: «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена» | Обсуждают правила рационального питания | Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ | §38, составить суточный рацион |
| Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа) |
42 | | Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Лабораторная работа: «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти». | Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Знать: особенности строения кожи, функции кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | §39 |
43 | | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви. Лабораторная работа: «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки» | Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены. | Уметь использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики | §40 |
44 | | Терморегуляция организма. Закаливание | Роль кожи в терморегуляции обменных процессах. Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи. | Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. | Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. | §41 |
45 | | Выделение | Выделение. Строение и функции выделительной системы Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. | Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы | Знать особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. Роль различных систем в удалении ненужных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи. | §42 |
| Раздел 11. Нервная система (5 часов) |
46 | | Значение нервной системы. | Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | Описывают проявление функций нервной системы Структурируют содержание изучаемой темы (составление опорной схемы по ходу беседы) Анализируют содержание рисунков. Комментируют выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира» | Учащиеся узнают об особенности строения и значения нервной системы. Владеют основными понятиями по теме | §43 |
47 | | Строение нервной системы. Спинной мозг | Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга | Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга | Знание особенностей строения спинного мозга. Умение на рисунках выделять основные его части. | §44 |
48 | | Строения головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка | Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. Рефлексы и рефлекторная дуга. | Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга. | Знание особенностей строения и функций головного мозга. Умение на рисунках выделять основные его части. | §45 |
49 | | Функции переднего мозга | Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции | Раскрывают функции переднего мозга. Прогнозируют последствия для организма при нарушении функций головного мозга. Заполняют таблицу по функциям отделов головного мозга. | Знать особенности строения и функции головного мозга. Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма. | §46, таблица |
50 | | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Лабораторная работа: «Штриховое раздражение кожи» | Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы. Описывать проявление функций симпатической и парасимпатиской нервных систем. Объяснять механизм совместной работы симпатического и парасимпатического отделов (принцип дополнительности). Анализировать содержание рисунков. | Различать функции симпатической и парасимпатической нервной системы | §47 |
| Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов) |
51 | | Анализаторы | Понятие об анализаторах. Органы чувств. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств | Знать особенности строения органов чувств и анализаторов. Уметь распознавать на таблицах их основные части, описывать их | §48 |
52 | | Зрительный анализатор | Строение зрительного анализатора. Строение и функции органа зрения. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора | Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Уметь объяснять результаты наблюдений | §49 |
53 | | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | Заболевания органов зрения и их предупреждение. Нарушения зрения и их предупреждение. | Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения. | Знать заболевания органов зрения. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье. | §50 |
54 | | Слуховой анализатор. Гигиена слуха | Слуховой анализатор, его строение. Строение и функции органа слуха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Нарушения. Лабораторная работа: «Определение остроты слуха» | Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха. | Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия. | §51 |
55 | | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус. Контроль по теме: «Анализаторы. Органы чувств» | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы. | Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь применять на практике полученные знания | §52 |
| Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) |
56 | | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Поведение и психика человека Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | Характеризуют вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека | Знать вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | §53, сообщение |
57 | | Промежуточная аттестация | | | | |
58 | | Врожденные и приобретенные программы поведения | Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека. Врождённое и приобретённое поведение | Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. | Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма | §54 |
59 | | Сон и сновидения | Сон и бодрствование. Значение сна. | Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека | Знать основные виды биоритмов. Уметь объяснять значение сна для организма человека | §55, сообщения, презентации |
60 | | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательные процессы: мышление, внимание, память. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Лабораторная работа: «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста» | Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. | Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека. | §56 |
61 | | Воля. Эмоции. Внимание. | Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания. Эмоции и чувства: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Лабораторная работа: «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях» | Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания | Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля». Уметь: использовать приобретённые знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека | §57 |
| Раздел 14. Эндокринная система (2 часа) |
62 | | Роль эндокринной регуляции | Эндокринная система. Органы эндокринной системы и их функционирование. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Единство нервной и гуморальной регуляции. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции | Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы. Уметь: распознавать на таблицах её основные части; различать железы внешней и внутренней секреции | §58 |
63 | | Функция желез внутренней секреции | Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека. Гормоны, механизмы их действия на клетки. | Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека | Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности росте и развитии организма, в поведении. | §59 |
| Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (6 часов) |
64 | | Жизненные циклы. | Размножение и развитие. Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. | Выделяют существенные признаки органов размножения человека. | Знать особенности строения женской и мужской половых систем. Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма по тому или иному типу. | §60 |
65 | | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека. Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. | Характеризовать сущность процессов овуляции, оплодотворения, имплантации, признаки беременности, периоды родов, харак4теризовать развитие зародыша и плода. | §61 |
66 | | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. | Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека | Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний. Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | §62 |
67 | | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности | Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность. | Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий: «темперамент», «черты характера» | Перечислить этапы развития ребенка после рождения и становления личности, распознавать типы темперамента и черты характера, называть определение понятий «интерес», «склонности», «способности», определить свои склонности с помощью психологических тестов. | §63, 64 |
68 | | Обобщение по курсу биологии за 8 класс | | Повторяют изученные термины. | Знание основ здорового образа жизни. | |
Приложение