СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа разработана в сооттветствии с ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Календарно- тематическое планирование


п/п

Раздел/тема


Количество

часов


Вид деятельности


Дата проведения

по плану по факту

Организация живой природы (5 ч)

1

Организм.

1

Называть основные уровни организации живой природы.

Описывать общие признаки живых организмов.

Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов.

Использовать различные источники информации для подготовки и обсуждения рефератов о разнообразии живых организмов, методах их

изучения



2

Вид.

1

Выделять существенные признаки организма как живой системы; признаки, по которым особи объединяются в популяции и виды. Сравнивать организменный и популяционно-видовой уровни организации живой природы.

Приводить примеры близких видов.

Объяснять связи между особями одной популяции, делать выводы о значении внутрипопуляционных отношений для обеспечения целостности вида, его длительного существования



3

Природное сообщество

1

Называть естественные и искусственные природные сообщества родного края.

Объяснять роль ярусности в использовании живыми организмами ресурсов среды обитания.

Прогнозировать последствия исчезновения доминирующих и средообразующих видов.

Оценивать значение видового разнообразия.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока



4

Разнообразие видов в сообществе.

1

Называть черты приспособленности растений к совместному существованию в сообществе.

Определять растения одного и разных видов.

Работать в группе при проведении наблюдений и обсуждении результатов.

Фиксировать наблюдения в ходе экскурсии «Разнообразие видов в сообществе», делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе



5

Экосистема.

1

Приводить примеры организмов производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистеме.

Устанавливать взаимосвязь между живыми компонентами экосистемы и неживой природой.

Сравнивать естественные и искусственные экосистемы.

Составлять пищевые цепи. Называть компоненты экосистемы. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии экосистем в биосфере



Эволюция живой природы (4 ч)

6

Эволюционное учение.

1

Называть движущие силы и результаты эволюции.

Объяснять формирование приспособлений с позиций учения Дарвина.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщения, презентации доклада о жизни и деятельности Ч. Дарвина, его путешествии



7

Доказательства эволюции.

1

Приводить примеры реликтовых видов животных и растений.

Объяснять значение рудиментарных органов, реликтовых видов, сходство ранних этапов эмбрионального развития животных и человека для доказательства эволюции.

Использовать информацию разнообразных источников для подготовки докладов



8

История развития жизни на Земле.

1

Называть эры в истории развития жизни на Земле и наиболее важные события в развитии животного и растительного мира.

Характеризовать возникновение и существование жизни на Земле в форме экосистемы



9

Систематика растений и животных.

1

Определять предмет изучения систематики, естественной классификации.

Устанавливать соподчинённость основных систематических групп растений и животных.

Обосновывать необходимость двойных латинских названий в ботанической и зоологической классификации.

Характеризовать вклад К. Линнея в развитие биологической науки



Растения — производители органического вещества (22 ч)

10

Царство Растения.

1

Выявлять отличительные признаки представителей царства Растения.

Называть и приводить примеры основных жизненных форм растений.

Описывать основные этапы эволюции растений.

Обосновывать роль растений в природе.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений об историческом развитии растительного мира



11

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

1

Выявлять характерные особенности состава и строения водорослей. Приводить примеры представителей подцарств Настоящие водоросли и Багрянки.

Объяснять причины разнообразия водорослей с позиции знания о движущих силах эволюции.

Устанавливать взаимосвязь состава и строения водорослей в связи с условиями обитания в водной среде



12

Изучение одноклеточных и многоклеточных зелёных водорослей. Лабораторная работа № 1 « Водоросли»

1

Проводить наблюдение, используя увеличительные приборы в процессе лабораторной работы.

Описывать и сравнивать представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Фиксировать результаты наблюдения, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



13

Роль водорослей в водных экосистемах.

1

Обосновывать роль водорослей в водных экосистемах, значение фитопланктона.

Устанавливать причины сокращения водорослей в природе.

Применять знания о разнообразии и значении водорослей в практических ситуациях, приводить примеры их использования человеком. Использовать информационные ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений о практическом значении водорослей



14

Подцарство Высшие растения.

1

Называть основные события в эволюции высших растений.

Выявлять характерные черты псилофитов, прогрессивные признаки высших растений. Сравнивать особенности строения водорослей и высших растений, делать выводы о связи их строения со средой обитания



15

Отдел Моховидные.

1

Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности.

Устанавливать взаимосвязь полового и бесполого поколений в жизненном цикле мхов.

Делать выводы о связи особенностей строения и размножения мхов со средой обитания



16

Изучение строения мхов. Лабораторная работа № 2 «Строение мхов»

1

Выявлять особенности строения мхов на основе наблюдений при выполнении лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Формулировать выводы о более высокой организации мхов по сравнению с водорослями.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



17

Роль мхов в образовании болотных экосистем.

1

Выявлять характерные особенности сфагновых мхов.

Сравнивать особенности строения кукушкина льна и сфагнума. Обосновывать роль сфагновых мхов в болотных экосистемах.

Оценивать значение болотных экосистем для биосферы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о значении и охране болот



18

Папоротникообразные. Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Лабораторная работа № 3 «Папоротникообразные»

1

Определять представителей отделов Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные на натуральных объектах, рисунках.

Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о более прогрессивном строении папоротников.

Устанавливать особенности строения и размножения папоротников, хвощей и плаунов в связи с их средой обитания.

Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



19

Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов.

1

Описывать роль древних вымерших папоротникообразных в образовании каменного угля.

Приводить примеры папоротников, хвощей и плаунов, произрастающих на территории родного края; называть виды, нуждающиеся в охране. Обосновывать значение современных папоротников в лесных экосистемах, их роль в практической деятельности человека.

Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений о разнообразии папоротников, хвощей, плаунов.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



20

Отдел Голосеменные. Лабораторная работа № 4 «Отдел голосеменные»

1

Выявлять общие черты семенных растений.

Объяснять преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



21

Разнообразие хвойных. Лабораторная работа № 5 «Хвойные растения»

1

Приводить примеры наиболее распространённых хвойных растений, реликтовых видов голосеменных.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями хвои.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Применять знания о строении и особенностях размножения голосеменных в практической деятельности. Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений о разнообразии голосеменных. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



22

Роль голосеменных в экосистеме тайги.

1

Сравнивать доминирующие виды темнохвойной и светлохвойной тайги.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для развития экосистемы тайги.

Оценивать значение тайги как устойчивой экосистемы для сохранения целостности биосферы; важность природоохранной деятельности, своего участия в ней



23

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Лабораторная работа № 6 « Цветковые растения»

1

Выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных.

Называть и сравнивать представителей разных классов покрытосеменных растений.

Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения происхождения цветковых растений.

Фиксировать результаты наблюдений в форме сравнительных таблиц в процессе лабораторной работы, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Использовать информационные ресурсы для подготовки реферата об исследованиях учёных-систематиков



24

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Лабораторная работа № 7 «Крестоцветные»

1

Описывать отличительные признаки растений семейства Крестоцветные, составлять формулу цветка.

Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Крестоцветные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Применять знания в ситуациях повседневной жизни об эволюции крестоцветных.

Фиксировать наблюдения, делать

выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



25

Класс Двудольные. Семейство Бобовые. Лабораторная работа № 8 « Бобовые»

1

Описывать отличительные признаки растений семейства Бобо- вые, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Бобовые по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ.

Применять знания об эволюции бобовых в ситуациях повседневной жизни.

Фиксировать наблюдения, делать

выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



26

Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Лабораторная работа № 9 «Пасленовые»

1

Описывать отличительные признаки растений семейства Паслёновые, составлять формулу цветка.

Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Паслёновые по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной работы.

Применять знания в ситуациях по- вседневной жизни об эволюции паслёновых.

Фиксировать наблюдения, делать

выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



27

Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Лабораторная работа № 10 «Лилейные»

1

Описывать отличительные признаки растений семейства Лилейные, составлять формулу цветка.

Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Лилейные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.



28

Класс Однодольные. Семейство Злаки. Лабораторная работа № 11 «Злаки»

1

Описывать отличительные признаки растений семейства Злаки, составлять формулу цветка.

Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Злаки по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной работы.

Применять знания в ситуациях по- вседневной жизни об эволюции злаковых.

Фиксировать наблюдения, делать

выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



29

Выращивание овощных растений в теплице.

1

Обосновывать условия выращивания растений в закрытом грунте.

Применять методы наблюдения и измерения, сравнивать виды и сорта. Устанавливать связь между особенностями строения и условиями обитания растений.

Фиксировать результаты наблюдений во время экскурсии.

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в теплице



30

Роль покрытосеменных в развитии земледелия.

1

Называть основные культурные растения различных семейств.

Устанавливать отличительные особенности твёрдой и мягкой, озимой и яровой форм пшеницы, разновидностей капусты.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о хлебных зерновых культурах, овощах



31

Обобщающий урок.

1

Определять и классифицировать представителей царства Растения, приводить примеры цветковых растений различных семейств.

Описывать характерные особенности растений различных систематических групп.

Устанавливать филогенетические связи между отделами растений, делать выводы об эволюции растительного мира.

Обосновывать роль мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных в естественных экосистемах. Использовать различные источники информации для подготовки и презентации учебных проектов, со- общений, рефератов о разнообразии и роли растений в экосистемах



Животныепотребители органического вещества (28 ч)

32

Царство Животные.

1

Выявлять отличительные признаки царства Животные.

Описывать основные симметрии многоклеточных животных, наиболее значимые события в эволюции животного мира.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщений и презентации учебных проектов о происхождении и развитии животного мира



33

Подцарство Одноклеточные. Роль одноклеточных в экосистемах.

1

Выявлять характерные признаки подцарства Одноклеточные, типа Саркожгутиконосцы.

Приводить примеры представителей типа.

Распознавать представителей подцарства и типа по рисункам, фотографиям.

Обосновывать роль простейших в экосистемах



34

Подцарство Одноклеточные.

Тип Споровики. Тип Инфузории.

1

Описывать и выявлять характерные признаки типов Споровики, Инфузории. Характеризовать роль представителей типов в экосистемах и жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь в строении и размножении малярийного плазмодия в связи с паразитическим

образом жизни.

Распознавать представителей типов Споровики и Инфузории на таблицах, фотографиях, микропрепаратах.

Приводить доказательства более сложной организации инфузорий по сравнению с представителями других типов.

Раскрывать роль простейших в экосистемах



35

Подцарство Многоклеточные.

Беспозвоночные животные.

1

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные.

Называть представителей многоклеточных животных.

Обосновывать выводы об усложнении живой природы в ходе эволюции.

Выделять признаки наиболее вероятного предка многоклеточных беспозвоночных.

Раскрывать роль беспозвоночных в экосистемах



36

Тип Кишечнополостные.

1

Выявлять характерные признаки типа Кишечнополостные.

Приводить примеры представителей разных классов типа Кишечнополостные.

Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах.

Характеризовать признаки более высокой организации кишечнополостных по сравнению с простейшими. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности гидры обыкновенной.

Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах



37

Тип Плоские черви.

1

Выделять характерные особенности типа Плоские черви.

Распознавать представителей классов плоских червей по таблицам, рисункам, фотографиям.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания плоских червей.

Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими видами плоских червей.

Обосновывать вклад отечественных учёных в развитие паразитологии.

Раскрывать роль плоских червей в экосистемах



38

Тип Круглые черви.

1

Описывать характерные особенности типа Круглые черви.

Устанавливать черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими — появление первичной полости тела.

Распознавать представителей круглых червей, используя наглядные средства.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, жизнедеятельности и средой обитания круглых червей.

Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими вида- ми круглых червей



39

Тип Кольчатые черви. Роль червей в почвенных экосистемах.

1

Выявлять черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми червями — наличие замкнутой кровеносной системы и вторичной полости тела. Распознавать и классифицировать представителей типа Кольчатые черви.

Устанавливать взаимосвязь между строением и жизнедеятельностью дождевого червя с обитанием в почве. Сравнивать представителей разных классов кольчатых червей.

Обосновывать значение дождевых червей в почвообразовании.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о роли кольчатых червей в экосистемах и жизни человека



40

Тип Моллюски. Лабораторная работа №12 «Тип моллюски»

1

Выявлять характерные признаки типа Моллюски, приводить примеры его представителей.

Распознавать, сравнивать и классифицировать представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни представителей типа Моллюски. Обосновывать роль моллюсков в водных экосистемах.

Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



41

Тип Членистоногие. Класс

Ракообразные. Лабораторная работа № 13 «Тип членистоногие»

1

Выявлять характерные признаки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями. Определять представителей класса Ракообразные на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь строения речного рака с условиями среды

его обитания. Описывать роль членистоногих в

водных экосистемах и жизни человека. Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений и учебных проектов о разнообразии ракообразных



42

Тип Членистоногие. Класс

Паукообразные.

1

Выявлять характерные признаки паукообразных.

Определять и классифицировать представителей класса по рисункам, коллекциям, фотографиям.

Распознавать ядовитых паукообразных. Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных с их хищным и паразитическим образом жизни. Объяснять необходимость мер профилактики клещевого энцефалита и

болезни Лайма.



43

Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

1

Описывать характерные признаки внешнего и внутреннего строения представителей класса Насекомые. Устанавливать взаимосвязь строения насекомых с образом их жизни и средой обитания



44

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Размножение, развитие, разнообразие.

1

Выявлять черты более высокой организации насекомых по сравнению с представителями других классов в процессе выполнения лабораторной работы.

Определять, сравнивать и классифицировать представителей раз- личных отрядов класса Насекомые, используя коллекции, рисунки, фотографии.

Устанавливать различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением.

Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов насекомых.



45

Тип Хордовые.

1

Описывать основные признаки типа Хордовые.

Сравнивать особенности строения бесчерепных и позвоночных животных.

Выявлять черты более высокой организации ланцетника по сравнению с беспозвоночными, позвоночных животных по сравнению с бесчерепными.

Обосновывать выводы о родстве бесчерепных и позвоночных животных



46

Надкласс Рыбы. Лабораторная работа № 14 «Надкласс рыбы»

1

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения рыб.

Выявлять черты приспособленности к обитанию в водной среде.

Обосновывать роль представителей надкласса в водных экосистемах.

Изучать внешнее и внутреннее строение на основе наблюдений в процессе выполнения лабораторной работы.



47

Класс Хрящевые рыбы.

1

Описывать внешнее и внутреннее строение рыб в связи с жизнью в водной среде.

Выявлять признаки более низкой организации хрящевых рыб по сравнению с костными.

Распознавать и классифицировать представителей хрящевых рыб по таблицам, рисункам, фотографиям. Наблюдать и описывать поведение рыб.

Обосновывать роль хрящевых рыб в экосистемах и жизни человека, необходимость их охраны



48

Класс Костные рыбы.

1

Описывать основные признаки класса Костные рыбы.

Определять и сравнивать представителей костных рыб по таблицам, рисункам, фотографиям, влажным препаратам.

Выявлять черты более высокой организации костных рыб по сравнению с хрящевыми, лучепёрых по сравнению с лопастепёрыми.



49

Класс Земноводные.

1

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами. Определять и классифицировать

представителей земноводных по таблицам, фотографиям, рисункам, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания. Наблюдать стадии индивидуального развития лягушки.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии земноводных



50

Класс Пресмыкающиеся.

1

Называть и описывать общие признаки класса Пресмыкающиеся.

Определять и классифицировать пресмыкающихся по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Устанавливать черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Приводить примеры представителей разных отрядов пресмыкающихся



51

Класс Птицы.

1

Описывать особенности внешнего строения птиц в процессе выполнения лабораторной работы.

Распознавать птиц в природе, а так- же на таблицах, рисунках, фотографиях.

Сравнивать строение птиц и пресмыкающихся, делать выводы о происхождении птиц.

Устанавливать связь внешнего и внутреннего строения птиц с их приспособленностью к полёту.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.



52

Птицы наземных и водных экосистем.

1

Описывать особенности строения и образа жизни птиц в связи с жизнью в определённых экосистемах.

Обосновывать необходимость охраны птиц наземных и водных экосистем.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии экологических групп птиц



53

Класс Млекопитающие.

1

Описывать основные признаки млекопитающих.

Распознавать и классифицировать конкретных представителей класса на рисунках, фотографиях, таблицах.

Сравнивать млекопитающих с пресмыкающимися, делать выводы о происхождении млекопитающих, более высоком уровне их организации. Объяснять причины высокого уровня обмена веществ и теплокровности млекопитающих



54

Особенности размножения и развития млекопитающих.

1

Сравнивать особенности размножения представителей первозверей и зверей, сумчатых и плацентарных млекопитающих.

Обосновывать выводы о происхождении млекопитающих.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о первозверях, разнообразии сумчатых и плацентарных млекопитающих



55

Млекопитающие различных экосистем.

1

Описывать характерные особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни млекопитающих различных экосистем.

Приводить примеры представите- лей млекопитающих различных экосистем, редких и исчезающих видов.

Определять представителей млекопитающих различных экосистем, используя натуральные объекты, рисунки, фотографии.

Обосновывать необходимость охраны редких видов млекопитающих и экосистем.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии экологических групп млекопитающих



56

Млекопитающие родного края.

1

Называть млекопитающих разных экосистем родного края.

Описывать черты приспособленности млекопитающих к жизни в разных экосистемах.

Выявлять черты различия млекопитающих разных экологических групп.

Обосновывать необходимость сохранения лесов как местообитания многих животных.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в музее



57

Роль птиц и млекопитающих в жизни человека.

1

Оценивать значение птиц и млекопитающих в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Называть предков домашних птиц и млекопитающих, их основные породы



58

Обобщающий урок.

1

Выявлять характерные особенности животных разных типов и классов. Устанавливать взаимосвязи строения и образа жизни животных с условиями среды обитания.

Классифицировать представителей царства Животные.

Устанавливать филогенетические связи между основными типами животных.

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии животных и их роли в экосистемах



Бактерии, грибы — разрушители органического вещества. Лишайники (4 ч)

59

Царство Бактерии.

1

Описывать характерные признаки бактерий.

Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий, бактерий — возбудителей заболеваний человека.

Раскрывать значение бактерий в экосистемах, деятельности человека.

Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями



60

Царство Грибы. Лабораторная работа № 15 «строение грибов»

1

Описывать признаки одноклеточных и многоклеточных грибов.

Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных.

Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания.

Объяснять средообразующую роль грибов в природе.

Фиксировать наблюдения, делать

выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием



61

Роль грибов в природе и жизни человека.

1

Описывать признаки грибов различных экологических групп.

Распознавать и классифицировать съедобные, ядовитые и паразитические грибы по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Оценивать роль грибов в экосистемах.

Соблюдать правила сборки плодовых тел шляпочных грибов.

Осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами



62

Лишайники.

1

Описывать особенности строения, роста и размножения лишайников; условия их обитания; основные компоненты лишайника как симбиотического организма.

Распознавать накипные, листоватые и кустистые лишайники.

Раскрывать роль лишайников в экосистемах.

Использовать электронные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии лишайников и лихеноиндикации



Биоразнообразие (5 ч)

63

Видовое разнообразие.

1

Называть и определять исчезнувшие виды растений и животных на рисунках и фотографиях.

Оценивать значение видового разнообразия для поддержания устойчивости экосистемы.

Устанавливать причины сокращения видового разнообразия в процессе эволюции и в результате деятельности человека.

Прогнозировать последствия сокращения видового разнообразия для целостности биосферы



64

Экосистемное разнообразие и деятельность человека.

1

Описывать естественные и искусственные экосистемы, лесные и степные экосистемы.

Объяснять причины сокращения экосистем лесов и степей.

Прогнозировать последствия сокращения естественных экосистем для биосферы



65

Пути сохранения биоразнообразия.

1

Называть и определять некоторые редкие и исчезающие виды, включённые в федеральную и региональную Красные книги, по рисункам, фотографиям.

Знать наиболее известные особо охраняемые природные территории (ООПТ) России и своего края. Оценивать значение Красных книг и ООПТ.

Объяснять роль биосферных заповедников.

Прогнозировать последствия сокращения численности популяций редких видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о сохранения видового и экосистемного разнообразия



66

Разнообразие птиц леса родного края.

1

Называть и определять птиц, обитающих на территории родного края. Описывать черты приспособленности птиц к жизни в разных ярусах леса.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе



67

Итоговый контроль.

1

Называть и характеризовать органы и системы органов растительно- го и животного организмов.

Объяснять роль представителей различных царств живой природы в природных сообществах и биосфере в целом.

Определять средообразующую роль представителей различных царств. Излагать собственную точку зрения на способы сохранения биоразнообразия



68-70

Резерв

3





Итого :

70





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Биология» для 7 класса составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции от 31 декабря 2015 №1577;

  • Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Примерной программы по биологии: Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М. : Просвещение, 2011. — 144 с. — ISBN 978-5-09-024748-1

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана на 70 часов в год из расчета 2 час в неделю, количество недель – 70 .

Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входит учебник: Учебник. Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова; М.: Просвещение, 2014.


Цели и задачи курса биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков).

Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и самоопределению личности. Способности к целенаправленной и мотивированной познавательной деятельности.

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5. Совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

6. Преобразовывать информацию из одного в другое.

7. Вычитывать все уровни текстовой информации.

8. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

2. Формулировать выводы по теме урока.

3. Взаимодействовать с учителем на уроке

4. Оценивать работу одноклассников

5. Делать сообщения по теме урока

Предметные результаты включают умения специфические для данной области знаний.

1.Определять роль в природе различных групп организмов;

2. Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

3. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания и объяснять причины возникновения приспособлений.

4. Уметь использовать биологические знания в быту.

5. Различать основные группы живых организмов.

6. Определять основные органы растений.

7. Соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

8. Различать съедобные и ядовитые цветковые растения и грибы своей местности.

9. Объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

10. Различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений.

Содержание программы 7 класс 70 часов.

  1. Организация живой природы (5ч).

Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Организм и вид — различные уровни организации живой природы. Общие признаки особей одного вида. Популя­ция — часть вида. Значение объедине­ния особей в популяции и виды. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Экскурсия.

  1. Эволюция живой природы (4 ч)

Ч. Дарвин — основополож­ник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Результаты эволюции: мно­гообразие видов, приспо­собленность организмов к среде обитания. Система и эволюция орга­нического мира. Многообразие растений и животных, принципы их классификации.

  1. Растенияпроизводители органического вещества (22 ч).

Многообразие растений, принципы их классифика­ции. Усложнение растений в процессе эволюции. Водоросли. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Роль биологии в практичес­кой деятельности людей. Значение растений в приро­де и жизни человека. Рост, развитие и размно­жение растений. Голосе­менные. Усложнение растений в процессе эволюции. По­крытосеменные растения. Многообразие растений и животных, принципы их классификации. Охрана редких и исчезающих видов растений. Важнейшие сельскохозяй­ственные культуры. Размножение, рост и раз­витие животных.

Лабораторная работа № 1 « Водоросли»

Лабораторная работа № 2 «Строение мхов»

Лабораторная работа № 3 «Папоротникообразные»

Лабораторная работа № 4 «Отдел голосеменные»

Лабораторная работа № 5 «Хвойные растения»

Лабораторная работа № 6 « Цветковые растения»

Лабораторная работа № 7 «Крестоцветные»

Лабораторная работа № 8 « Бобовые»

Лабораторная работа № 9 «Пасленовые»

Лабораторная работа № 10 «Лилейные»

Лабораторная работа № 11 «Злаки»

  1. Животныепотребители органического вещества (28 ч)

Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Принципы их классификации. Усложне­ние животных в процессе эволюции. Влияние экологических факторов на организмы. Многообразие животных, их роль в природе и жиз­ни человека. Сельскохо­зяйственные и домашние животные. Охрана редких и исчезающих видов жи­вотных. Усложнение животных в процессе эволюции. Пове­дение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты.

Лабораторная работа №12 «Тип моллюски»

Лабораторная работа № 13 «Тип членистоногие»

Лабораторная работа № 14 «Надкласс рыбы»

  1. Бактерии, грибыразрушители органического вещества.

Лишайники (4 ч).

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профи­лактики заболеваний, вы­зываемых бактериями. Грибы. Многообразие гри­бов. Методы изучения живых организмов: на­блюдение, измерение, эксперимент. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни че­ловека. Съедобные и ядови­тые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Принципы их классификации. Роль ли­шайников в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 15 «строение грибов»

  1. Биоразнообразие (5 ч)

Результаты эволюции: мно­гообразие видов, приспособ­ленность организмов к сре­де обитания. Охрана редких и исчезающих ви­дов животных. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Экскурсия.

Контрольная работа

  1. Резерв (3 ч)

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся соответствует оцениванию устных ответов учащихся.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы/раздела

Всего часов

В том числе

Лабораторные работы

Экскурсии

Контрольные работы

1

Организация живой природы

5


1


2

Эволюция живой природы

4




3

Растенияпроизводители органического вещества

22

11



4

Животныепотребители органического вещества

28

3



5

Бактерии, грибыразрушители органического вещества. Лишайники

4

1



6

Биоразнообразие

5


1

1

7

Резерв

3




8

Итого:

70

15

2

1





































Лист корректировки

Дата

Тема урока

Содержание и форма коррекции (уплотнение материала, др.)

Причина коррекции (болезнь, курсы, праздничные дни, отмена занятий по приказу)

Основание внесенных изменений (№ приказа)

Контроль

Урока, который требует коррекции

Дата урока, который содержит коррекцию



























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!