ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.
Рабочая программа по биологии 7 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4
Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»
Примерная основная образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2016. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность: Устава МКОУ «Краснознаменская СОШ»;
Учебного плана на 2019-2020 год;
ООП ФГОС ООО МКОУ «Краснознаменская СОШ»;
Программа ориентирована на использование учебника В.В.Латюишна, В.А. Шапкина.Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2016. Учебник входит в линию УМК «Биология. 5-11 классы» В.В. Пасечника и др., построенный по концентрическому принципу.
В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение биологии в 7 классе отведено 2 ч в неделю (всего 70 ч). Отбор норм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным работам.
Содержание курса биологии восновной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, курс биологии в основной школе - это базовое звено в системе непрерывного биологического образования. Он является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую - позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, обшей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
организацнонно-планирующую–предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
- формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
- приобретение новых знаний о строении, жизнедеятельности и значении животных в природе и в жизни человека;
- овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдении за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровьюи здоровью других людей: культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Основные задачи обучения (биологического образования):
- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей: экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе: познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности. и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс биологии в 7 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курсов биологии в 5-м и 6-м массах. Он направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях животных, их многообразии и эволюции, а также воздействии человека и его деятельности на животный мир. В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения.
«Введение» знакомит обучающихся с историей развития зоологии как самостоятельной науки, принципами современной классификации животных организмов, основными таксонами царства Животные. Школьники получают представление о значении зоологических знаний в практической деятельности человека.
Глава I«Простейшие» знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности представителей различных систематических групп простейших.
Изучая главу 2 «Многоклеточные животные», обучающиеся приобретают навыки классификации животных, учатся определять систематическое положение того или иного животного организма на основании знаний особенностей его строения и жизнедеятельности, узнают о зависимости особенностей строения тела животных от условий среды их обитания.
Материалглавы 3«Эволюция строения и функции органон и их систем» знакомит с процессами размножения и развития животных. преимуществами полового размножения над бесполым. Школьники учатся выявлять черты сходства в строении определенных систем органов у животных разных систематических групп и объяснять причины различий в их строении, выявлять взаимосвязи между особенностями строения органов, систем органов и их функциями, могут оценить биологическое значение развития с превращением.
В главе 4 «Развитие и закономерности размещения животных на Земле» собраны сведения об эволюции как длительном и необратимом историческом процессе развития органического мира, о многообразии видов как результате эволюции, о закономерностях размещения животных на Земле.
В главе 5 «Биоценозы» представлена информация о факторах среды, оказывающих влияние на биоценозы. Школьники расширяют свои знания о многообразии связей между организмами в природных сообществах и приспособлениях организмов к совместному проживанию на обшей территории, учатся различать группы организмов в составе биоценозов, сравнивать естественные и искусственные биоценозы и выявлять причины различий между ними. Они строят цепи питания и объясняют направление потока энергии в биоценозе, характеризуют структуры биоценозов и объясняют причины устойчивости биоценозов.
В главе 6 «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»особое внимание уделено изучению законов России об охране природы. Школьники учатся обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении животного мира. Они получают представление о домашних животных, причинах их одомашнивания и значении в жизни современного человека.
Развитие и закрепление навыков проведения биологических исследований осуществляются посредством самостоятельного выполнения лабораторных работ. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Проведение региональных модулей обеспечивает развитие деятельности обучающихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МКОУ «Краснознаменская СОШ» на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа расчитана на 70 часов и предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и крас
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение курса «Биология» в 7 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД).
Личностные результаты
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- формирование и развитие ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий; оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
- формирование личного позитивного отношения к окружающему миру, уважительного отношения к окружающим; терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД -формирование и развитие навыков и умений:
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Регулятивные УУД- формирование и развитие навыков и умений:
- организовывать и планировать свою учебную деятельность - определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности.
Коммуникативные УУД- формирование и развитие навыков и умений:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
- распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
- устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
- приводить примеры животных разных систематических групп;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
- характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
- оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологии;
- выделять прогрессивные черты в строении органов и систем органон животных разных систематических групп: находить сходство в строении животных разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
- объяснять взаимосвязь особенностей строения организма животного с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений животных к среде обитания;
- составлять элементарные цепи питания;
- различать группы живых организмов в зависимости от роли, которую они играют в биоценозах; характеризовать взаимосвязи между животными в биоценозах;
- объяснять причины устойчивости биоценозов: сравнивать естественные и искусственные биоценозы;
- объяснять роль животных в круговороте веществ в биосфере; определять роль животных в природе и в жизни человека;
- обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении животного мира;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
В ценностно-ориентационной сфере:
- демонстрировать знание правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
В сфере трудовой деятельности:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
- владеть навыками ухода за домашними животными;
- проводить наблюдения за животными:
В сфере физической деятельности: уметь оказать первую помощь при укусах ядовитых и хищных животных;
Вэстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.
Изучение курса биологии в 7 классе должно быть направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.
Обучающийся научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности животных как представителей самостоятельного царства живой природы;
- выделять прогрессивные черты в строении органов и систем органов животных разных систематических групп;
- приводить доказательства эволюции и общности происхождения живых организмов;
- различать по внешнему виду и описанию организмы различных систематических групп царства Животные и выделять их отличительные признаки; осуществлять классификацию животных;
- характеризовать приспособления животных разных систематических групп к условиям различных сред обитания, приводить примеры таких приспособлений;
- демонстрировать навыки оказания первой помощи пострадавшим при укусах животных;
- описывать и использовать приемы по уходу за домашними животными;
- применять методы биологической науки для изучения животных - проводить наблюдения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных организмов - приводить доказательства.
- классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей — оценивать информацию о животных, получаемую из разных источников, практическую значимость животных в природе и в жизни человека, последствия деятельности человека в природе;
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять эстетические достоинства животных разных систематических групп;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы – признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы;
- находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
7 класс (70 ч, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Основные понятия: зоология, систематика, систематические категории, классификация, этология, зоогеография, ихтиология, орнитология, эволюция животных.
Персоналии: Аристотель, Антони ванн Левенгук, Карл Линней, М. Ломоносов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
эволюционный путь развития животного мира;
историю изучения животных;
структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.
Учащиеся должны уметь:
определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
давать характеристику методам изучения биологических объектов;
классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Раздел 1. Многообразие животных (36 часа)
Глава 1. Простейшие (2 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Основные понятия: Простейшие, гетеротрофный и автотрофный способы питания, циста, раковина, корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, жгутиконосцы, инфузории, ложноножки, жгутики, реснички, колониальные простейшие.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №1:
«Знакомство с многообразием водных простейших»
Глава 2. Многоклеточные животные (34 часа)
Основные понятия: губки, скелетные иглы, специализация клеток, наружный и внутренний слой клеток, кишечнополостные, кишечная полость, лучевая (радиальная) симметрия тела, щупальца, эктодерма, энтодерма, стрекательные клетки, полип, медуза, коралл, регенерация, плоские черви, кожно-мышечный мешок, гермафродитизм. промежуточный и окончательный хозяин, чередование поколений, круглые черви, пищеварительная, выделительная, половая и нервная система, анальное отверстие, мускулатура, раздельнополость, кольчатые черви, параподии, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка, диапауза, защитная капсула, гирудин, анабиоз, моллюск, раковина, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, терка, пищеварительные и слюнные железы, реактивное движение, перламутр, жемчуг, чернильный мешок, иглокожие, водно-сосудистая система, известковый скелет, членистоногие, хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, развитие без превращения, паутинные бородавки, ловчая сеть, легочные мешки, трахеи, партеногенез, развитие с превращением, гусеница, наездники, матка, трутни, рабочие пчелы, мед, прополис, воск, соты, хордовые, внутренний скелет, хорда, череп, позвоночник. бесчерепные, позвоночные, хряшевые и костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, плавники, жабры. боковая линия, икра, земноводные, голая кожа, глаза с подвижными веками, головастик, пресмыкающиеся, стегоцефалы, динозавры, приспособленность к полету, перьевой покров, пуховые и контурные (рулевые, маховые) перья, киль, обтекаемая форма тела, сухая кожа, железа копчиковая, выводковые и гнездовые птенцы, инкубация, археоптерикс, млекопитающие, шерстный покров, мягкая кожа с железами, губы, дифференцированные зубы, первозвери (яйцекладущие), настоящие звери, сумчатые, миграция, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы,копыта, рота, жвачка, сложный желудок, полуобезьяны, ногти, человекообразные обезьяны.
Беспозвоночные животные.
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №2:
«Знакомство с многообразием круглых червей»
Лабораторная работа №3:
«Внешнее строение дождевого червя»
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №4:
«Особенности строения и образ жизни моллюсков»
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №5:
«Знакомство с разнообразием ракообразных»
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №6:
«Изучение представителей отрядов насекомых»
Тип Хордовые. Класс Рыбы.
Позвоночные животные. Класс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу НАО.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №7:
«Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу НАО.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №8:
«Изучение внешнего строения птиц»
Экскурсии
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу НАО.
Демонстрация
Видеофильм.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
систематику животного мира;
особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
Учащиеся должны уметь:
находить отличия простейших от многоклеточных животных;
правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;
применять полученные знания в практической жизни;
распознавать изученных животных;
определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
наблюдать за поведением животных в природе;
прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;
отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;
вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
Раздел 2 Строение и индивидуальное развитие, эволюция
Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.
Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Основные понятия: плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа, наружный и внутренний скелет, осевой скелет, позвоночник, позвонок, скелет свободных конечностей, пояса конечностей, сустав, амебоидное движение, движение за счет биения жгутиков и ресничек, движение с помощью сокращения мышц, первичная, вторичная и смешанная полости тела, диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки, обмен веществ, превращение энергии, ферменты, сердце, артерии, вены, капилляры, замкнутая и незамкнутая кровеносная система, круги кровообращения, аорта, плазма, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин. артериальная и венозная кровь, выделительные канальцы - извитые трубочки, почка, мочеточник, мочевой пузырь, моча, раздражимость, нервная ткань.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №9:
«Изучение особенностей различных покровов тела»
Лабораторная работа №10:
«Изучение способов передвижения животных»
Лабораторная работа №11:
«Изучение способов дыхания животных»
Лабораторная работа №12:
«Изучение ответной реакции животных на раздражение»
Лабораторная работа №13:
«Изучение органов чувств животных»
Лабораторная работа №14:
«Определение возраста животных»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные системы органов животных и органы, их образующие;
особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
эволюцию систем органов животных.
Учащиеся должны уметь:
правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;
объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;
описывать строение покровов тела и систем органов животных;
показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
выявлять сходства и различия в строении тела животных;
различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;
выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;
устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;
составлять тезисы и конспект текста;
осуществлять наблюдения и делать выводы;
получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;
обобщать, делать выводы из прочитанного.
Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Основные понятия: филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудименты, атавизмы, наследственность, изменчивость, определенная (ненаслелственная) и неопределенная (наследственная), борьба за существование, естественный отбор, дивергенция, разновидность, видообразование, ареал, эндемики, космополиты, реликтовые, возрастные, периодические и непериодические миграции.
Персоналии:Чарлз Дарвин.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
причины эволюции по Дарвину;
результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;
анализировать доказательства эволюции;
характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;
устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;
доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;
сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;
конкретизировать примерами доказательства эволюции;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;
анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;
толерантно относиться к иному мнению;
корректно отстаивать свою точку зрения
Глава 5. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Основные понятия: биоценоз, естественный биоценоз, пространственная и временная ярусность, продуценты, консументы. редуценты, абиотические, биотические и антропогенные факторы среды, цепь питания, пищевая пирамида (пирамида биомассы), энергетическая пирамида, экологическая группа, пищевые (трофические) связи.
Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
признаки экологических групп животных;
признаки естественного и искусственного биоценоза.
Учащиеся должны уметь:
правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;
распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;
выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;
определять направление потока энергии в биоценозе;
объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;
определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;
выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;
самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
систематизировать биологические объекты разных биоценозов;
находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
находить в словарях и справочниках значения терминов;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
поддерживать дискуссию.
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Основные понятия: промысел, промысловые животные, одомашнивание, отбор, селекция, разведение, мониторинг, биосферный заповедник, заповедник, заказник, памятник природы, национальный парк.
Экскурсии
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
методы селекции и разведения домашних животных;
условия одомашнивания животных;
законы охраны природы;
признаки охраняемых территорий;
пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики)
Учащиеся должны уметь:
пользоваться Красной книгой;
анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
Учащиеся должны понимать:
причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;
выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;
находить значения терминов в словарях и справочниках;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
знать правила поведения в природе;
понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
признавать право каждого на собственное мнение;
формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь отстаивать свою точку зрения;
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) программы | Кол-во часов |
1 | Введение. Общие сведения о животном мире | 2 |
2 | Многообразие животных. Простейшие | 2 |
3 | Многоклеточные организмы. Беспозвоночные | 21 |
4 | Многоклеточные организмы. Хордовые. | 20 |
5 | Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие. | 14 |
6 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | 4 |
7 | Биоценозы | 2 |
8 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 3 |
9. | Итоговое повторение | 2 |
| Всего: | 70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту |
| ВВЕДЕНИЕ. Общие сведения о животном мире | 2 | | | |
| История развития зоологии. | 1 | §1 | | |
| |
| Современная зоология. | 1 | §2 | | |
| МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. | 34 | | | |
| Простейшие Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики | 1 | §3 | | |
| Простейшие Жгутиконосцы, Инфузории Л.р. №1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | 1 | §4 | | |
| Многоклеточные животные. Беспозвоночные | | | | |
| Тип Губки. Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | 1 | §5 | | |
| Тип Кишечнополостные. Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | 1 | §6 | | |
| Тип Плоские черви. Ресничные, Сосальщики, Ленточные | 1 | §7 | | |
| Тип Круглые черви. Л.р. №2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | 1 | §8 | | |
| Тип Кольчатые черви. Многощетинковые | 1 | §9 | | |
| Классы кольчецов. Малощетинковые, Пиявки Л.р. №3 «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | §10 | | |
| Тип Моллюски. Л.р. №4 «Особенности строения и жизни моллюсков » | 1 | §11 | | |
| Классы Моллюсков. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | 1 | §12 | | |
| Тип Иглокожие. Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии,Офиуры | 1 | §13 | | |
| Тип Членистоногие. Ракообразные Л.р. №5 «Знакомство с ракообразными » | 1 | §14 | | |
| Тип Членистоногие. Паукообразные | | §14 | | |
| Класс Насекомые. Л.р. №6 «Изучение представителей отрядов насекомых » | 1 | §15 | | |
| Отряды насекомых Таракановые, Прямокрылые, Уховертки. | 1 | §16 | | |
| Отряды насекомых Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 | §17 | | |
| Отряды насекомых Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | 1 | §18 | | |
| Отряд Перепончатокрылее | | §19 | | |
| Зачет № 1: «Беспозвоночные животные» | 1 | | | |
| Тип Хордовые. Бесчерепные, Черепные. | 1 | §20 | | |
| Классы рыб. Хрящевые, Костные. Л.р. №7 «Внешнее строение и передвижение рыб » | 1 | §21 | | |
| Класс Хрящевые рыбы. Акулы, Скаты, Химерообразные. | 1 | §22 | | |
| Костные рыбы. Осетрообразные, Сельдеобразные, | 1 | §23 | | |
| Класс Земноводные. Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | 1 | §24 | | |
| Класс Пресмыкающиеся. Чешуйчатые | 1 | §25 | | |
| Класс Пресмыкающиеся Черепахи, Крокодилы. | 1 | §26 | | |
| Класс Птицы. Пингвины. Л.р. №8 «Изучение внешнего строения птиц » | 1 | §27 | | |
| Отряды птиц. Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | 1 | §28 | | |
| Отряды птиц Дневные хищники, Совы, Куринные. | 1 | §29 | | |
| Отряды птиц Воробьинообразные и голенастые. | 1 | §30 | | |
| Класс Млекопитающие. Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | 1 | §31 | | |
| Отряды млекопитающих. Грызуны и Зайцеобразные. | 1 | §32 | | |
| Отряды млекопитающих Китообразные, ластоногие, хищные млекопитающие. | 1 | §33 | | |
| Отряды млекопитающих. Парнокопытные, Непарнокопытные Отряды млекопитающих. Приматы. | 1 | §34 | | |
| Зачет № 2:« Позвоночные животные» | 1 | | | |
| СТРОЕНИЕ, ИНДВДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЭВОЛЮЦЯ. Эволюция строения и функций органов и их систем. | 14 | | | |
| Покровы тела. Л.р. №9 «Изучение особенностей покровов тела» | 1 | §35 | | |
| Опорно-двигательная система. | 1 | §36 | | |
| Способы передвижения животных. Л.р. №10 «Изучение способов передвижения животных» | 1 | §37 | | |
| Органы дыхания и газообмен. Л.р. №11 «Изучение способов дыхания рыб» | 1 | §38 | | |
| Органы пищеварения. | 1 | §39 | | |
| Кровь и ее функции. | 1 | §40 | | |
| Органы выделения. | 1 | §41 | | |
| Нервная система. Л.р. №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение» | 1 | §42 | | |
| Органы чувств. Способы регуляции процессов жизнедеятельности в организме животного. Л.р. №13 «Изучение органов чувств животных» | 1 | §43 | | |
| Органы размножения. | 1 | §44 | | |
Способы размножения животных. Оплодотворение | 1 | §45 | | |
| Особенности развития животных. Л.р. №14 «Определение возраста животных» | 1 | §46 | | |
| Периодизация продолжительность жизни животных. | 1 | §47 | | |
| Зачет № 3:«Строение и функции органов животных» | 1 | §48 | | |
| РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ | 6 | | | |
| Доказательства эволюции животных. | 1 | §49 | | |
| Доказательства эволюции животных. | 1 | §50 | | |
| Причины эволюции животного мира. | 1 | §51 | | |
| Многообразие видов как результат эволюции. | 1 | §52 | | |
| Ареалы обитания. | 1 | §53 | | |
| Миграции. | 1 | §54 | | |
| БИОЦЕНОЗЫ. | 4 | | | |
| Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 | §55 | | |
| Цепи питания. Поток энергии. | 1 | §56 | | |
| Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 | §57 | | |
| Экскурсия № 1. Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. | 1 | §58 | | |
| Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 5 | | | |
| Воздействие человека и его деятельности на животных. | 1 | §59 | | |
| Одомашнивание животных. | 1 | §60 | | |
| Законы об охране животных. | 1 | §61 | | |
| Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 | §62 | | |
| Повторение | 5 | | | |
| Повторение по теме «Многообразие животных. » | | | | |
| Повторение по теме «Биоценозы» | 1 | | | |
| Повторение по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» | 1 | | | |
| Итоговое повторение | 2 | | | |
Учебно - методическое обеспечение
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В.Пасечника (http://school-collection.edu.ru/).
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://bird.geoman.ru/ - Птицы
http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
http://animal.geoman.ru/ - Животные
http://fish.geoman.ru/ - Рыбы
http://www.gbmt.ru/ - Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева. Виртуальные экскурсии: Животные в мифах и легендах, Животные-строители, Забота о потомстве, Опасные животные. Цифровые копии фонда музея могут быть использованы в качестве иллюстраций на уроках и рекомендованы для самостоятельной работы при изучении мира животных.
http://www.moscowzoo.ru/ - Московский зоопарк
http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей
http://zmmu.msu.ru/ - Зоологический музей Московского университета
http://iceage.ru/ - Музей-театр «Наш ледниковый период»