СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требо­ваний ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Рабочая программа по биологии 7 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3  ст.47; п.1 ч.1 ст.4

  2. Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»

  5. Примерная основная образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность;

  6. Программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2016. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).

  7. Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность: Устава МКОУ «Краснознаменская СОШ»;

Учебного плана на 2019-2020 год;

ООП ФГОС ООО МКОУ «Краснознаменская СОШ»;


Программа ориентирована на использование учеб­ника В.В.Латюишна, В.А. Шапкина.Биология. Живот­ные. 7 класс. М.: Дрофа. 2016. Учебник входит в линию УМК «Биология. 5-11 классы» В.В. Пасечника и др., построенный по концентрическому принципу.

В Федеральном базисном учебном общеобразова­тельном плане на изучение биологии в 7 классе отведено 2 ч в неделю (всего 70 ч). Отбор норм организации об­учения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лаборатор­ным работам.

Содержание курса биологии восновной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, курс биологии в основной школе - это базовое звено в системе непрерывного биологи­ческого образования. Он является основой для после­дующей уровневой и профильной дифференциации.

Программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую - позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, обшей стратегии обучения, воспитания и раз­вития учащихся средствами данного учебного предмета;

организацнонно-планирующую–предусматривает выделение этапов обучения, структури­рование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ


- формирование представлений о целостной кар­тине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятель­ности людей;

- приобретение новых знаний о строении, жизнедеятельности и значении животных в природе и в жизни человека;

- овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдении за биологическими объ­ектами;

- развитие познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биоло­гических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отноше­ния к живой природе, собственному здоровьюи здоровью других людей: культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и уме­ний в повседневной жизни для ухода за домаш­ними животными, заботы о собственном здо­ровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Основные задачи обучения (биологического об­разования):

- ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей: экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе: познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти. и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Курс биологии в 7 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курсов биологии в 5-м и 6-м массах. Он направлен на фор­мирование у школьников представлений об отличи­тельных особенностях животных, их многообразии и эволюции, а также воздействии человека и его дея­тельности на животный мир. В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения.

«Введение» знакомит обучающихся с историей раз­вития зоологии как самостоятельной науки, принципа­ми современной классификации животных организмов, основными таксонами царства Животные. Школьники получают представление о значении зоологических зна­ний в практической деятельности человека.

Глава I«Простейшие» знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности представителей раз­личных систематических групп простейших.

Изучая главу 2 «Многоклеточные животные», обу­чающиеся приобретают навыки классификации жи­вотных, учатся определять систематическое положение того или иного животного организма на основании знаний особенностей его строения и жизнедеятельности, узнают о зависимости особенностей строения тела животных от условий среды их обитания.

Материалглавы 3«Эволюция строения и функции органон и их систем» знакомит с процессами размноже­ния и развития животных. преимуществами полового размножения над бесполым. Школьники учатся выяв­лять черты сходства в строении определенных систем органов у животных разных систематических групп и объяснять причины различий в их строении, выяв­лять взаимосвязи между особенностями строения ор­ганов, систем органов и их функциями, могут оценить биологическое значение развития с превращением.

В главе 4 «Развитие и закономерности размещения животных на Земле» собраны сведения об эволюции как длительном и необратимом историческом про­цессе развития органического мира, о многообразии видов как результате эволюции, о закономерностях размещения животных на Земле.

В главе 5 «Биоценозы» представлена информация о факторах среды, оказывающих влияние на биоцено­зы. Школьники расширяют свои знания о многообразии связей между организмами в природных сообще­ствах и приспособлениях организмов к совместному проживанию на обшей территории, учатся различать группы организмов в составе биоценозов, сравнивать естественные и искусственные биоценозы и выявлять причины различий между ними. Они строят цепи питания и объясняют направление потока энергии в биоценозе, характеризуют структуры биоценозов и объясняют причины устойчивости биоценозов.

В главе 6 «Животный мир и хозяйственная деятель­ность человека»особое внимание уделено изучению законов России об охране природы. Школьники учат­ся обосновывать значение природоохранной деятель­ности человека в сохранении и умножении животно­го мира. Они получают представление о домашних животных, причинах их одомашнивания и значении в жизни современного человека.

Развитие и закрепление навыков проведения био­логических исследований осуществляются посред­ством самостоятельного выполнения лабораторных работ. Обучающиеся вовлекаются в исследователь­скую деятельность, что является условием приобре­тения прочных знаний.

Проведение региональных модулей обеспечивает развитие деятельности обучающихся по изучению и сохране­нию природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с  учебным планом МКОУ «Краснознаменская  СОШ» на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа расчитана на 70 часов и предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все  ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и крас

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Изучение курса «Биология» в 7 классе направле­но на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД).

Личностные результаты

- осознание единства и целостности окружающе­го мира, возможности его познания и объясне­ния на основе достижений науки;

- формирование и развитие ответственного отно­шения к обучению, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (дока­зывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от­ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение применять полученные знания в прак­тической деятельности;

- осознание потребности и готовности к самооб­разованию, в том числе в рамках самостоятель­ной деятельности вне школы;

- знание основных принципов и правил отно­шения к живой природе, основ здорового об­раза жизни и здоровьесберегаюших технологий; оценка жизненных ситуаций с точки зрения без­опасного образа жизни и сохранения здоровья;

- определение жизненных ценностей, ориента­ция на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

- формирование личного позитивного отно­шения к окружающему миру, уважительного отношения к окружающим; терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

- формирование экологического мышления: уме­ние оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окру­жающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты:

  1. Познавательные УУД -формирование и разви­тие навыков и умений:

- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

- проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

- сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность.

  1. Регулятивные УУД- формирование и развитие навыков и умений:

- организовывать и планировать свою учебную деятельность - определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

- работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности.

  1. Коммуникативные УУД- формирование и раз­витие навыков и умений:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

- интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оце­нивать их роль в познании живой природы;

- осуществлять элементарные биологические ис­следования;

- описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

- распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

- устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

- приводить примеры животных разных система­тических групп;

- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

- характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

- оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологии;

- выделять прогрессивные черты в строении ор­ганов и систем органон животных разных систе­матических групп: находить сходство в строе­нии животных разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;

- объяснять взаимосвязь особенностей строения организма животного с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений животных к среде обитания;

- составлять элементарные цепи питания;

- различать группы живых организмов в зави­симости от роли, которую они играют в био­ценозах; характеризовать взаимосвязи между животными в биоценозах;

- объяснять причины устойчивости биоценозов: сравнивать естественные и искусственные био­ценозы;

- объяснять роль животных в круговороте ве­ществ в биосфере; определять роль животных в природе и в жизни человека;

- обосновывать значение природоохранной дея­тельности человека в сохранении и умножении животного мира;

- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабора­торных работ;

- проводить биологические опыты и экспери­менты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь эле­ментарные навыки приготовления и изучения препаратов;

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

- демонстрировать знание правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализировать и оценивать последствия дея­тельности человека в природе;

  1. В сфере трудовой деятельности:

- соблюдать правила работы в кабинете биоло­гии, с биологическими приборами и инстру­ментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

- владеть навыками ухода за домашними живот­ными;

- проводить наблюдения за животными:

  1. В сфере физической деятельности: уметь оказать первую помощь при укусах ядовитых и хищных жи­вотных;

  2. Вэстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.

Изучение курса биологии в 7 классе должно быть направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.

Обучающийся научится:

- характеризовать особенности строения и про­цессов жизнедеятельности животных как пред­ставителей самостоятельного царства живой природы;

- выделять прогрессивные черты в строении ор­ганов и систем органов животных разных си­стематических групп;

- приводить доказательства эволюции и общно­сти происхождения живых организмов;

- различать по внешнему виду и описанию орга­низмы различных систематических групп царства Животные и выделять их отличительные призна­ки; осуществлять классификацию животных;

- характеризовать приспособления животных разных систематических групп к условиям различных сред обитания, приводить примеры таких приспособлений;

- демонстрировать навыки оказания первой по­мощи пострадавшим при укусах животных;

- описывать и использовать приемы по уходу за домашними животными;

- применять методы биологической науки для изучения животных - проводить наблюдения, ставить несложные биологические эксперимен­ты и объяснять их результаты;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живот­ных организмов - приводить доказательства.

- классифицировать, сравнивать, выявлять взаи­мосвязи;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей — оценивать информацию о жи­вотных, получаемую из разных источников, практическую значимость животных в природе и в жизни человека, последствия деятельности человека в природе;

- соблюдать правила работы в кабинете биоло­гии, с биологическими приборами и инстру­ментами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять эстетические достоинства животных разных систематических групп;

- осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы – признание высокой ценности жиз­ни во всех ее проявлениях, экологическое со­знание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы;

- находить информацию о животных в научно­-популярной литературе, биологических слова­рях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

7 класс (70 ч, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Основные понятия: зоология, систематика, систематические категории, классификация, этология, зоогеография, ихтиология, орнитология, эволюция животных.

Персоналии: Аристотель, Антони ванн Левенгук, Карл Линней, М. Ломоносов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • эволюционный путь развития животного мира;

  • историю изучения животных;

  • структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.

Учащиеся должны уметь:

  • определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

  • объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику методам изучения биологических объектов;

  • классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

  • наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

  • использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

  • применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.


Раздел 1. Многообразие животных (36 часа)

Глава 1. Простейшие (2 часа)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Основные понятия: Простейшие, гетеротрофный и автотрофный способы питания, циста, раковина, корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, жгутиконосцы, инфузории, ложноножки, жгутики, реснички, колониальные простейшие.


Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №1:

«Знакомство с многообразием водных простейших»


Глава 2. Многоклеточные животные (34 часа)

Основные понятия: губки, скелетные иглы, специа­лизация клеток, наружный и внутренний слой кле­ток, кишечнополостные, кишечная полость, лучевая (радиальная) симметрия тела, щупальца, эктодерма, энтодерма, стрекательные клетки, полип, медуза, ко­ралл, регенерация, плоские черви, кожно-мышечный мешок, гермафродитизм. промежуточный и окончатель­ный хозяин, чередование поколений, круглые черви, пищеварительная, выделительная, половая и нервная система, анальное отверстие, мускулатура, раздельно­полость, кольчатые черви, параподии, замкнутая кро­веносная система, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка, диапауза, защитная капсула, гиру­дин, анабиоз, моллюск, раковина, мантия, мантий­ная полость, легкое, жабры, сердце, терка, пищева­рительные и слюнные железы, реактивное движение, перламутр, жемчуг, чернильный мешок, иглокожие, водно-сосудистая система, известковый скелет, чле­нистоногие, хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, развитие без превращения, паутинные бородавки, ловчая сеть, легочные мешки, трахеи, партеногенез, развитие с превращением, гусеница, наездники, мат­ка, трутни, рабочие пчелы, мед, прополис, воск, соты, хордовые, внутренний скелет, хорда, череп, позвоноч­ник. бесчерепные, позвоночные, хряшевые и костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, плавники, жа­бры. боковая линия, икра, земноводные, голая кожа, глаза с подвижными веками, головастик, пресмыкаю­щиеся, стегоцефалы, динозавры, приспособленность к полету, перьевой покров, пуховые и контурные (ру­левые, маховые) перья, киль, обтекаемая форма тела, сухая кожа, железа копчиковая, выводковые и гнез­довые птенцы, инкубация, археоптерикс, млекопи­тающие, шерстный покров, мягкая кожа с железами, губы, дифференцированные зубы, первозвери (яйце­кладущие), настоящие звери, сумчатые, миграция, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы,ко­пыта, рота, жвачка, сложный желудок, полуобезьяны, ногти, человекообразные обезьяны.


Беспозвоночные животные.

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.


Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №2:

«Знакомство с многообразием круглых червей»

Лабораторная работа №3:

«Внешнее строение дождевого червя»

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.


Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №4:

«Особенности строения и образ жизни моллюсков»


Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.


Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.


Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №5:

«Знакомство с разнообразием ракообразных»


Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.


Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №6:

«Изучение представителей отрядов насекомых»


Тип Хордовые. Класс Рыбы.

Позвоночные животные. Класс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу НАО.



Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №7:

«Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»


Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.


Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.


Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу НАО.


Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №8:

«Изучение внешнего строения птиц»


Экскурсии

Изучение многообразия птиц.


Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу НАО.

Демонстрация

Видеофильм.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • систематику животного мира;

  • особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

  • исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.


Учащиеся должны уметь:

  • находить отличия простейших от многоклеточных животных;

  • правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

  • работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

  • распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

  • раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

  • применять полученные знания в практической жизни;

  • распознавать изученных животных;

  • определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;

  • наблюдать за поведением животных в природе;

  • прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

  • работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

  • объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

  • понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

  • отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

  • совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;

  • вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;

  • привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

  • выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

  • абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.

Раздел 2 Строение и индивидуальное развитие, эволюция

Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.

Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Основные понятия: плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа, наружный и внутренний скелет, осевой скелет, позвоночник, позвонок, скелет свободных конечностей, пояса конечностей, сустав, амебоидное движение, движение за счет биения жгу­тиков и ресничек, движение с помощью сокращения мышц, первичная, вторичная и смешанная полости тела, диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, лег­кие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки, об­мен веществ, превращение энергии, ферменты, сердце, артерии, вены, капилляры, замкнутая и незамкнутая кровеносная система, круги кровообращения, аорта, плазма, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемо­глобин. артериальная и венозная кровь, выделитель­ные канальцы - извитые трубочки, почка, мочеточник, мочевой пузырь, моча, раздражимость, нервная ткань.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.


Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №9:

«Изучение особенностей различных покровов тела»

Лабораторная работа №10:

«Изучение способов передвижения животных»

Лабораторная работа №11:

«Изучение способов дыхания животных»

Лабораторная работа №12:

«Изучение ответной реакции животных на раздражение»

Лабораторная работа №13:

«Изучение органов чувств животных»

Лабораторная работа №14:

«Определение возраста животных»


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные системы органов животных и органы, их образующие;

  • особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;

  • эволюцию систем органов животных.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

  • объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

  • сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

  • описывать строение покровов тела и систем органов животных;

  • показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;

  • выявлять сходства и различия в строении тела животных;

  • различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

  • использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;

  • выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;

  • устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • осуществлять наблюдения и делать выводы;

  • получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;

  • обобщать, делать выводы из прочитанного.


Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Основные понятия: филогенез, переходные фор­мы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудименты, атавизмы, наследственность, изменчи­вость, определенная (ненаслелственная) и неопреде­ленная (наследственная), борьба за существование, естественный отбор, дивергенция, разновидность, видообразование, ареал, эндемики, космополиты, реликтовые, возрастные, периодические и неперио­дические миграции.

Персоналии:Чарлз Дарвин.


Демонстрация

Палеонтологические доказательства эволюции.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;

  • причины эволюции по Дарвину;

  • результаты эволюции.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;

  • анализировать доказательства эволюции;

  • характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;

  • устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;

  • доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

  • объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;

  • различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;

  • сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;

  • конкретизировать примерами доказательства эволюции;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

  • получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;

  • анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;

  • толерантно относиться к иному мнению;

  • корректно отстаивать свою точку зрения


Глава 5. Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Основные понятия: биоценоз, естественный био­ценоз, пространственная и временная ярусность, продуценты, консументы. редуценты, абиотические, биотические и антропогенные факторы среды, цепь питания, пищевая пирамида (пирамида биомассы), энергетическая пирамида, экологическая группа, пи­щевые (трофические) связи.


Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;

  • признаки экологических групп животных;

  • признаки естественного и искусственного биоценоза.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;

  • распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;

  • выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;

  • определять направление потока энергии в биоценозе;

  • объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;

  • определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

  • сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

  • устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;

  • конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;

  • выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;

  • самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;

  • систематизировать биологические объекты разных биоценозов;

  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;

  • находить в словарях и справочниках значения терминов;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

  • поддерживать дискуссию.



Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Основные понятия: промысел, промысловые жи­вотные, одомашнивание, отбор, селекция, разведение, мониторинг, биосферный заповедник, заповедник, заказник, памятник природы, национальный парк.

Экскурсии

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • методы селекции и разведения домашних животных;

  • условия одомашнивания животных;

  • законы охраны природы;

  • признаки охраняемых территорий;

  • пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики)

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться Красной книгой;

  • анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;

Учащиеся должны понимать:

  • причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

  • выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;

  • выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;

  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;

  • находить значения терминов в словарях и справочниках;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.


Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • знать правила поведения в природе;

  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;

  • признавать право каждого на собственное мнение;

  • формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • уметь отстаивать свою точку зрения;

  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

  • уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

1

Введение. Общие сведения о животном мире

2

2

Многообразие животных. Простейшие

2

3

Многоклеточные организмы. Беспозвоночные

21

4

Многоклеточные организмы. Хордовые.

20

5

Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие.

14

6

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

4

7

Биоценозы

2

8

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

3

9.

Итоговое повторение

2


Всего:

70



































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Домашнее задание

Дата

по

плану

Дата

по

факту


ВВЕДЕНИЕ. Общие сведения о животном мире

2




История развития зоологии.

1

§1






Современная зоология.

1

§2




МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.

34




Простейшие

Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

1

§3



Простейшие

Жгутиконосцы, Инфузории

Л.р. №1 «Знакомство с многообразием водных простейших»

1

§4




Многоклеточные животные. Беспозвоночные





Тип Губки.

Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

1

§5



Тип Кишечнополостные.

Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

1

§6



Тип Плоские черви.

Ресничные, Сосальщики, Ленточные

1

§7



Тип Круглые черви.

Л.р. №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

1

§8



Тип Кольчатые черви.

Многощетинковые

1

§9



Классы кольчецов.

Малощетинковые, Пиявки

Л.р. №3 «Внешнее строение дождевого червя»

1

§10



Тип Моллюски.

Л.р. №4 «Особенности строения и жизни моллюсков »

1

§11



Классы Моллюсков.

Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

1

§12



Тип Иглокожие.

Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии,Офиуры

1

§13



Тип Членистоногие.

Ракообразные

Л.р. №5 «Знакомство с ракообразными »

1

§14



Тип Членистоногие.

Паукообразные


§14



Класс Насекомые.

Л.р. №6 «Изучение представителей отрядов насекомых »

1

§15



Отряды насекомых

Таракановые, Прямокрылые, Уховертки.

1

§16



Отряды насекомых

Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1

§17



Отряды насекомых

Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

1

§18



Отряд Перепончатокрылее


§19



Зачет № 1: «Беспозвоночные животные»

1




Тип Хордовые.

Бесчерепные, Черепные.

1

§20



Классы рыб.

Хрящевые, Костные.

Л.р. №7 «Внешнее строение и передвижение рыб »

1

§21



Класс Хрящевые рыбы.

Акулы, Скаты, Химерообразные.

1

§22



Костные рыбы.

Осетрообразные, Сельдеобразные,


1

§23



Класс Земноводные.

Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

1

§24



Класс Пресмыкающиеся.

Чешуйчатые

1

§25



Класс Пресмыкающиеся

Черепахи, Крокодилы.

1

§26



Класс Птицы.

Пингвины.

Л.р. №8 «Изучение внешнего строения птиц »

1

§27



Отряды птиц.

Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

1

§28



Отряды птиц

Дневные хищники, Совы, Куринные.

1

§29



Отряды птиц

Воробьинообразные и голенастые.

1

§30



Класс Млекопитающие.

Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

1

§31



Отряды млекопитающих.

Грызуны и Зайцеобразные.

1

§32



Отряды млекопитающих

Китообразные, ластоногие, хищные млекопитающие.

1

§33



Отряды млекопитающих.

Парнокопытные, Непарнокопытные

Отряды млекопитающих.

Приматы.

1

§34



Зачет № 2:« Позвоночные животные»

1





СТРОЕНИЕ, ИНДВДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЭВОЛЮЦЯ.

Эволюция строения и функций органов и их систем.

14




Покровы тела.

Л.р. №9 «Изучение особенностей покровов тела»

1

§35



Опорно-двигательная система.

1

§36



Способы передвижения животных.

Л.р. №10 «Изучение способов передвижения животных»

1

§37



Органы дыхания и газообмен.

Л.р. №11 «Изучение способов дыхания рыб»

1

§38



Органы пищеварения.

1

§39



Кровь и ее функции.

1

§40



Органы выделения.

1

§41



Нервная система.

Л.р. №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

1

§42



Органы чувств.

Способы регуляции процессов жизнедеятельности в организме животного.

Л.р. №13 «Изучение органов чувств животных»

1

§43



Органы размножения.

1

§44



Способы размножения животных. Оплодотворение

1

§45



Особенности развития животных.

Л.р. №14 «Определение возраста животных»

1

§46



Периодизация продолжительность жизни животных.

1

§47



Зачет № 3:«Строение и функции органов животных»

1

§48




РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ

6




Доказательства эволюции животных.

1

§49



Доказательства эволюции животных.

1

§50



Причины эволюции животного мира.

1

§51



Многообразие видов как результат эволюции.

1

§52



Ареалы обитания.

1

§53



Миграции.

1

§54




БИОЦЕНОЗЫ.

4




Естественные и искусственные биоценозы.

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1

§55



Цепи питания. Поток энергии.

1

§56



Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1

§57



Экскурсия № 1. Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.

1

§58




Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

5




Воздействие человека и его деятельности на животных.

1

§59



Одомашнивание животных.

1

§60



Законы об охране животных.

1

§61



Охрана и рациональное использование животного мира.

1

§62




Повторение

5




Повторение по теме «Многообразие животных. »





Повторение по теме «Биоценозы»

1




Повторение по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

1




Итоговое повторение

2



























Учебно - методическое обеспечение


  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В.Пасечника (http://school-collection.edu.ru/).

  2. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  3. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  7. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  8. http://bird.geoman.ru/ - Птицы

  9. http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые

  10. http://animal.geoman.ru/ - Животные

  11. http://fish.geoman.ru/ - Рыбы

  12. http://www.gbmt.ru/ - Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева. Виртуальные экскурсии: Животные в мифах и легендах, Животные-строители, Забота о потомстве, Опасные животные. Цифровые копии фонда музея могут быть использованы в качестве иллюстраций на уроках и рекомендованы для самостоятельной работы при изучении мира животных.

  13. http://www.moscowzoo.ru/ - Московский зоопарк

  14. http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей

  15. http://zmmu.msu.ru/ - Зоологический музей Московского университета

  16. http://iceage.ru/ - Музей-театр «Наш ледниковый период»




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!