СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 6 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 6 класс.»

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего

образования





Рабочая программа

по биологии

для учащихся 6 класса



Составитель: Чучалина К.В.,

учитель биологии















Пояснительная записка

Рабочая программа адаптирована для детей с ОВЗ, получающих цензовое образование, сопоставимое по уровню их академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

  2. Программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2018).Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана – Граф, 2018.Программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Содержание курса ставит целью обеспечить ученику понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащегося: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе. Материал 6 класса изучается блоками. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-х классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.

Цель: Усвоение учащимся не только определенной суммы знаний, но и развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.

Задачи

Содержание образования

Приемы и способы деятельности

Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы;

Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений.

Органы цветковых растений.

Основные процессы жизнедеятельности растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.

Природные сообщества.

Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа.

Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска

4 работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.;

проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

Общее знакомство с растениями.

Клеточное строение растений.

Органы цветковых растений.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Основные отделы царства растений.

Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.

Природные сообщества.

Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.

Внешнее строение корневища и клубня.

Инструктирование, самостоятельная работа, сообщающая и эвристическая беседа, проблемные задачи и задания, имеющие практический характер, наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.

Строение растительной клетки. Строение семени.

Строение корня.

Строение почки.

Строение листа.

Строение стебля.

Внешнее строение корневища и клубня.

Соцветия.
Вегетативное размножение растений.

Одноклеточные водоросли.

Отдел Мохообразные.

Папоротникообразные.

Отдел Голосеменные.

Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия, Работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой.

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

Условия жизни растений на Земле. Многообразие стеблей и плодов. Водоросли.

Отдел Голосеменные.

Отдел Покрытосеменные. Многообразие и происхождение культурных растений.

Природное сообщество.

Приспособленность растений

Наблюдение, слушание, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, инструктирование.

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для наблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Общее знакомство с растениями.

Клеточное строение растений.

Органы цветковых растений.

Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений.

Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.

Природные сообщества.

Наблюдение, слушание, выполнение действий по образцу, эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания.


Предметно - информационная

Деятельностно - коммуникативная

  • иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;

  • Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • Знать растительный мир Среднего Урала, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Свердловской области;

  • Знать основные методы осуществления природоохранной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности;

  • Знать методы отбора достоверной и необходимой информации;

  • Знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование и саморазвитие подростка

  • владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;

  • демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах;

  • проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;

  • владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • участвовать в экологических акциях района, микрорайона, школы;

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;

  • владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе;

  • уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.

Ценностно - ориентационная

  • осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле;

  • принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;

  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;

  • сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;

  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона.



РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии 6 класса

Личностными результатами являются следующие умения:

- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;


Метапредметными результатами являются формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

- определять роль растений в природе и жизни человека;

- объяснять роль растений в круговороте веществ;

- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;

- перечислять отличительные свойства растений;

- различать основные группы растений;

- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;

- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые растения ЕАО.

Содержание курса


Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.


Глава 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.

Глава 2. Органы растений (8 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения семени фасоли».

Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.

Лабораторная работа № 2«Строение корня проростка».

Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Лабораторная работа № 3«Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».

Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения. Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна(сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения. Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды. Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Глава 5. Природные сообщества (5 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах. Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Экскурсия № 1 «Весенние явления в жизни экосистем»

Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Из них

Уроков

Л/р

Экскурсий

1.

Наука о растения - ботаника

4

0

0

2.

Органы растений

8

4

0

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

1

0

4.

Многообразие и развитие растительного мира

10

1

0

5.

Природные сообщества

5

0

1

ИТОГО

34

6

1


Календарно – тематическое планирование.

(34 часа – 1 раз в неделю)


п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Л/р

Д/p

Предметные



Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4ч)

1

Царство Растений. Внешнее строение и общая характеристика растений.

Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Семенные и споровые растения.



2

Многообразие жизненных форм растений

Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав



3

Клеточное строение растений.
Свойства растительной клетки.

Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки



4

Ткани растений

Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Объяснять значение тканей в жизни растения.




5

Семя, его строение и значение
Лабораторная работа 1

«Строение семени фасоли»

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени.
Описывать строение зародыша растения.
Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Лабораторная работа 1

«Строение семени фасоли»


6

Условия прорастания семян

Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян.

Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян.

Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий.

Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур



7

Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа 2

«Строение корня проростка»

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.

Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста.
Характеризовать значение видоизменённых корней для растений

Лабораторная работа 2

«Строение корня проростка»


8

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа 3

«Строение вегетативных и генеративных почек»

Называть части побега.

Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега.

Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.

Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.

Лабораторная работа 3

«Строение вегетативных и генеративных почек»


9

Лист, его строение и значение

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев растений



10

Стебель, его строение и значение.

Лабораторная работа 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.

Называть внутренние части стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Лабораторная работа 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»


11

Цветок, его строение и значение


Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Называть функции частей цветка.

Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.

Характеризовать значение соцветий.

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений.
Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления



12

Плод. Разнообразие и значение плодов


Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.



Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

13

Минеральное питание растений

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.



14

Воздушное питание растений — фотосинтез

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете



15

Дыхание и обмен веществ у растений

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни



16

Размножение и оплодотворение у растений


Характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры.
Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия



17

Вегетативное размножение растений и его использование человеком .

Лабораторная работа 5

«Черенкование комнатных растений»

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.

Лабораторная работа 5

«Черенкование комнатных растений»


18

Рост и развитие растений

Называть основные черты, характеризующие рост растения.

Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития.
Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.



19

Обобщение знаний по темам: «Наука о растениях – ботаника», «Органы растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.



Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

20

Систематика растений, её значение для ботаники

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам.
Характеризовать единицу систематики — вид.
Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии



21

Водоросли, их многообразие в природе.

Выделять и описывать существенные признаки водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей.

Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки.
Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека



22

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Лабораторная работа 6

«Изучение внешнего строения моховидных растений».

Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.

Называть существенные признаки мхов.
Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям.
Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности.
Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.

Лабораторная работа 6

«Изучение внешнего строения моховидных растений».


23

Плауны. Хвощи. Папоротники.
Их общая характеристика.

Сравнивать особенности строения и размножения мхов и плаунов. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе



24

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России



25

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды.

Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.

Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений



26

Семейства класс Двудольные.

Выделять основные признаки класса Двудольные.

Описывать отличительные признаки семейства Розоцветные.

Распознавать представителей семейства на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека



27

Семейства класс Однодольные.

Выделять признаки класса Однодольные.
Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства.
Описывать характерные черты семейства Лилейные.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Приводить примеры охраняемых видов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные



28

Историческое развитие растительного мира.

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.

Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира.

Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений



29

Многообразие и происхождение культурных растений.

Дары Старого и Нового Света

Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.

Приводить примеры культурных растений своего региона.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.

Называть родину наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком.
Характеризовать значение растений в жизни человека.



Тема 5. Природные сообщества (5 ч)

30

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме.

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России



31

Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы».

Заповедники ЕАО

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе.
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе

Экскурсия



32

Совместная жизнь организмов
в природном сообществе.


Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества.
Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, приводить примеры, наблюдаемые в природе.
Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов.

Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции



33

Смена природных сообществ и её причины

Объяснять причины смены природных сообществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами.

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.



34

Обобщение знаний по курсу «Биология»

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.



Итого: 34 часа

Лабораторная работа – 6

Экскурсия – 1



Контрольно –измерительный материал для проведения

промежуточной аттестации по биологии для учащихся 6-го класса


Часть 1: Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.


1. Укажите признак, характерный только для покрытосеменных растений:

1) в клетках содержится хлорофилл

2) в результате фотосинтеза образуется кислород

3) размножаются бесполым и половым путем

4) имеют цветок и плод


2. Что относится к вегетативным органам растения

1) цветок и корень

2) лист и семя

3) плод и лист

4) побег и корень


3. Верны ли суждения:

А. Семена большинства двудольных растений состоят из зародыша и семенной кожуры.

Б. Запас питательных веществ в семени фасоли находится в эндосперме.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны оба суждени .

4) Оба суждения неверны.


4.Роль корня в жизни растения:

1) образование органических веществ

2) поглощение органических веществ из почвы

3) укрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей

4) опыление и оплодотворение растений.


5. Стебель –это орган растения, выполняющий функции:

1) Выносит листья к свету 2) По нему поступает вода с растворёнными веществами.

3) Запасает питательные вещества 4) Все ответы верны.


6. Кукуруза – однодомное растение, потому что

1) Для неё характерно самоопыление.

2) Цветки кукурузы –обоеполые.

3) Пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении

4) Цветки собраны в соцветия


7. Вода с растворенными в ней минеральными веществами поднимается по:

1) сосудам древесины

2) ситовидным трубкам луба

3) по камбию

4) специальным каналам в пробке


8. Из предложенных растений относятся к семейству розоцветных:

1) томат;

2) шиповник;

3) вишня;

4) ромашка;

5) малина


1) 1. 2;

2) 1. 2. 5;

3) 2.3.4

4) 2.3.5


9. Что общего у картофеля и лука репчатого?

1. Относятся к отделу Покрытосеменные.

2. Двудольные растения.

3. У них развиваются видоизменённые побеги.

4. Относятся к семейству Паслёновые.

5. Могут размножаться только семенами.

1) 1,2,3

2)2,5

3) 1,3,5

4)1,3


10.Верны ли суждения:

А. Нарцисс –однолетнее растение, так как осенью отмирает надземная часть.

Б. Банан -травянистое многолетнее растение, так как его вертикальный «ствол» образован

большими листьями, расположенными по спирали.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны оба суждения.

4) Оба суждения неверны.




Часть 2.


11. Из приведенных ниже выберите признаки, характеризующие процессы фотосинтеза и

дыхания. Внесите в таблицу буквы, обозначающие признаки этих процессов.

А. Происходит во всех клетках.

Б. Протекает только на свету.

В. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород.

Г. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ.

Д. Происходит в клетках с хлоропластами.

Е. Протекает на свету и в темноте.

Ж. Органические вещества образуются.

З. Органические вещества расщепляются до более простых.

1. ФОТОСИНТЕЗ


2. ДЫХАНИЕ



12. Установите соответствие между органами растений и их функциями:

Органы растения Функции

1. Корень А. Выносит листья к свету

2. Стебель Б. Всасывает воду с растворёнными минеральными веществами

3. Цветок В. Служит для семенного размножения

4. Лист Г. Осуществляет процесс испарения воды

Д. Может быть и однодомным, и двудомным.

1

2

3

4






Ответы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

4

4

1

3

4

3

1

4

4

2

1-Б,В,Д,Ж

2-А,Г,Е,З

1-Б

2-А

3-В

4-Г


Критерии оценивания


Часть 1

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Всего 10 баллов

Часть 2

По 0,5 б. за каждый правильный ответ

Всего 4 балла

Всего

14 баллов


Отметка



«5»

85%

13,5-14

«4»

70—82%

12-13

«3»

50-67%

8,5-11,5

«2»

менее 50%

Меньше 8,5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!