1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Холмовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _________ Э.У. Сулейманова Протокол № _____ от «___»_________ 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ С.Н. Колесникова «___»________ 2022 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Холмовская СОШ» __________ Е.В. Рогожникова Приказ № _____ от «___»___________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
6-А, 6-Б классы
на 2022/2023 учебный год
Количество часов в год – по 34 (1 час в неделю)
Учитель Хатипова Ленара Эскендеровна
с. Холмовка, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. №287) (с изменениями)
Примерная программа основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений, авторская программа под редакцией В.В. Пасечника, Линия жизни, издательство «Просвещение», 2017 г.
Учебник: «Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова; под ред. В.В. Пасечника – М.: Просвещение, 2020. – 224 с. : ил. – (Линия жизни)».
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
http://www.vgf.ru/ - сайт Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»
http://www.drofa.ru/ - сайт издательства «ДРОФА»
http://fgos74.ru - информационно-консультационный портал ФЦПРО
http://vvvvvv.fipi.ru - федеральный институт педагогических измерений
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://www.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал
http://window.edu.ru/ - Федеральная информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
www.bio.1september.ru - для учителей «Я иду на урок Биологии»
www.websib.ru - раздел «Биология» Новосибирской образовательной сети
www.nrc.edu.ru – «Биологическая картина мира» - раздел электронного учебника «Концепции современного естествознания»
www.livt.net - электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.
научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов;
научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам освоения курса биологии в 6 классе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы в 6 классе являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной и справочной литературе), анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Функциональная грамотность – один из главных результатов образования и ориентации в мире профессий, способность учащегося действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности осуществляется через оценку стратегий, действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
Для развития читательской компетенции на уроках биологии должны использоваться аутентичные тексты (не адаптированные для учебной деятельности). На уроках следует предлагать учащимся задания на извлечение информации из инструкций к биологическим объектам, схемы растений и т.д.
Задания, направленные на развитие математической грамотности, предполагают использование умений формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, факты, процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание. Для этого необходимо предлагать задания, содержание которых включает графические данные (рисунки, схемы, графики, таблицы), а также задачи, решение которых может быть выполнено графическим способом.
Для развития финансовой грамотности на уроках биологии необходимо включать задания, которые включают в себя расчет. Например, задания на повышения продуктивности определенного сорта растения, породы животного и т.д.
Рекомендуется систематически включать в число самостоятельных заданий для учащихся подготовку сообщений о деятельности ученых биологов, ученых-генетиков, физиологов. Это необходимо для решения глобальных проблем (экологических, ресурсных, биотехнологических).
Предлагаемые качественные задания необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Они должны включать выдвижение важных решений, их совершенствование и уточнение, а также отбор креативных идей и оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты…», «оцените…», «как изменится…, если…», «разработайте…» и т.д.
Наибольшим потенциалом в развитии естественнонаучной грамотности обладают экспериментальные задания, лабораторные и практические работы, опыты, требующие самостоятельного определения цели, гипотезы, ее проверки, планирования этапов работы или опыта, анализ полученных данных, представление результатов в различной форме (таблицы, графики).
II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (15ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Л/р №1. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения
Л/р №2 «Определение всхожести семян растений и их посев».
П/р №1. «Вегетативное размножение комнатных растений».
Раздел 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений (19ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Л/р №3. «Изучение строение семян однодольных и двудольных растений».
Л/р № 4 «Виды корней. Типы корневых систем».
Л/р № 5«Изучение видоизменённых побегов»
Л/р № 6«Строение почек. Расположение почек на стебле»
Л/р № 7 «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья»
Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий».
П/р № 2«Ознакомление с сухими и сочными плодами»
III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания в составе ООП ООО. В воспитании учащихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений учащихся и прежде всего ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за собственное будущее.
№ раздела | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
Практи-ческие работы | Лабораторные работы |
1 | Жизнедеятельность организмов | 15 | 1 | 1 | 2 |
2 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 19 | 1 | 1 | 6 |
| Итого: | 34 | 2 | 1 | 8 |