СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым


РАССМОТРЕНО



Руководитель ШМО


_________ Э.У. Сулейманова

Протокол № _____

от «___»_________ 2022 г.


СОГЛАСОВАНО



Зам. директора по УВР


__________ С.Н. Колесникова


«___»________ 2022 г.


«УТВЕРЖДЕНО»


Директор

МБОУ «Холмовская СОШ»


__________ Е.В. Рогожникова

Приказ № _____

от «___»___________ 2022 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ



6-А, 6-Б классы


на 2022/2023 учебный год

Количество часов в год – по 34 (1 час в неделю)





Учитель Хатипова Ленара Эскендеровна













с. Холмовка, 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:


  • ­ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. №287) (с изменениями)

  • Примерная программа основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений, авторская программа под редакцией В.В. Пасечника, Линия жизни, издательство «Просвещение», 2017 г.


  • Учебник: «Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова; под ред. В.В. Пасечника – М.: Просвещение, 2020. – 224 с. : ил. – (Линия жизни)».


  • Электронные образовательные ресурсы:

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

http://www.vgf.ru/ - сайт Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»

http://www.drofa.ru/ - сайт издательства «ДРОФА»

http://fgos74.ru - информационно-консультационный портал ФЦПРО

http://vvvvvv.fipi.ru - федеральный институт педагогических измерений

http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

http://www.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал

http://window.edu.ru/ - Федеральная информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

www.bio.1september.ru - для учителей «Я иду на урок Биологии»

www.websib.ru - раздел «Биология» Новосибирской образовательной сети

www.nrc.edu.ru – «Биологическая картина мира» - раздел электронного учебника «Концепции современного естествознания»

www.livt.net - электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа»


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Основные цели изучения биологии в 6 классе:

  • освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.

  • научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов;

  • научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;

  • научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.



I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Требования к результатам освоения курса биологии в 6 классе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы в 6 классе являются:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить

биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной и справочной литературе), анализировать и оценивать информацию;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения

несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;

• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Функциональная грамотность – один из главных результатов образования и ориентации в мире профессий, способность учащегося действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности осуществляется через оценку стратегий, действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

  • Для развития читательской компетенции на уроках биологии должны использоваться аутентичные тексты (не адаптированные для учебной деятельности). На уроках следует предлагать учащимся задания на извлечение информации из инструкций к биологическим объектам, схемы растений и т.д.

  • Задания, направленные на развитие математической грамотности, предполагают использование умений формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, факты, процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание. Для этого необходимо предлагать задания, содержание которых включает графические данные (рисунки, схемы, графики, таблицы), а также задачи, решение которых может быть выполнено графическим способом.

  • Для развития финансовой грамотности на уроках биологии необходимо включать задания, которые включают в себя расчет. Например, задания на повышения продуктивности определенного сорта растения, породы животного и т.д.

  • Рекомендуется систематически включать в число самостоятельных заданий для учащихся подготовку сообщений о деятельности ученых биологов, ученых-генетиков, физиологов. Это необходимо для решения глобальных проблем (экологических, ресурсных, биотехнологических).

  • Предлагаемые качественные задания необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Они должны включать выдвижение важных решений, их совершенствование и уточнение, а также отбор креативных идей и оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты…», «оцените…», «как изменится…, если…», «разработайте…» и т.д.

  • Наибольшим потенциалом в развитии естественнонаучной грамотности обладают экспериментальные задания, лабораторные и практические работы, опыты, требующие самостоятельного определения цели, гипотезы, ее проверки, планирования этапов работы или опыта, анализ полученных данных, представление результатов в различной форме (таблицы, графики).


II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (15ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. 

Демонстрация 

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. 


Лабораторные и практические работы 


Л/р №1. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения

Л/р №2 «Определение всхожести семян растений и их посев».


П/р №1. «Вегетативное размножение комнатных растений».                           

   

Раздел 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений (19ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. 

Демонстрация 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. 


Лабораторные и практические работы 

 Л/р №3. «Изучение  строение семян однодольных и двудольных растений».

Л/р № 4 «Виды корней. Типы корневых систем».

Л/р № 5«Изучение видоизменённых побегов»

Л/р № 6«Строение почек. Расположение почек на стебле»

Л/р № 7 «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья»

Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий».

П/р № 2«Ознакомление с сухими и сочными плодами»



III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания в составе ООП ООО. В воспитании учащихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений учащихся и прежде всего ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать;

  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за собственное будущее.


раздела

Наименование разделов и тем

Учебные

часы

Контрольные

работы

Практическая часть

Практи-ческие

работы

Лабораторные

работы

1

Жизнедеятельность организмов


15

1

1

2

2

Строение и многообразие покрытосеменных растений

19

1

1

6


Итого:

34

2

1

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!