СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.И. Лапшиной: Биология 6 класс. В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. 2-е изд., пересмотр.  М.:Академкнига/Учебник, 2016. – 240 с.: ил.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»


ГБОУ "Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А.Кашина"

Рассмотрено/принято на заседании МО учителей

_______________________

_______________________

Руководитель МО

_______________________

Протокол № __ от _______

Согласовано

Зам. директора по УР

_________ Ю.М.Волкова


_________

Утверждено

Директор

________ И.М. Никольская


__________________________

__________________________







Рабочая программа

по биологии

для 6 класса на 2021-2022 учебный год







Составитель: Прусакова Т.Ю, учитель

(ФИО, должность, квалификационная категория)







































г.Дятьково

2021



Аннотация к рабочей программе по биологии в 5-9 классе

2021-2022 учебный год

Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа

Программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020г «442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.11.2020 г.№655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г №442»;

  • Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (с действующими изменениями и дополнениями);

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Дятьковская кадетская школа» на 2020-2025 гг.; (для 5-9 кл)

  • Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 75 с. -- (Стандарты второго поколения).

  • Учебный план ГБОУ «Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А. Кашина» на 2021-2022 учебный год;

  • Годовой календарный график ГБОУ «Дятьковская кадетская школа» на 2021-2022 учебный год;

  • Устав ГБОУ «Дятьковская кадетская школа».

  • на основе примерной программы основного общего образования по биологии с учетом учебника Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И. «Биология» 6 класс. 

УМК, используемый в учебном процессе

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.И. Лапшиной: Биология 6 класс. В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. 2-е изд., пересмотр.  М.:Академкнига/Учебник, 2016. – 240 с.: ил. Учебник рекомендован Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015/2016 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576)

Цели учебного предмета

  • социализация кадет, как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм ценностей ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленной обществом в сфере биологической науки.

Задачи

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Количество часов на изучение предмета

На изучение предмета « Биология» в учебном плане ГБОУ «Дятьковская кадетская школа » на 2021-2022 учебный год отводится 1,5 часа в неделю, что составляет 53 ч. (из них:7 ч.- лабораторные, 7ч - практические работы, 2 часа предусмотрены на резервные уроки, в т. ч. уроки отработки умений и рефлексии) .

Основное содержание предмета

Введение

Тема 1 Общая характеристика живых организмов

Тема 2 Многообразие живых организмов

Тема 3 Основные жизнедеятельные функции организмов

Тема 4 Организмы и окружающая среда

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Устный опрос

Тесты

Контрольный срез знаний (в конце первого полугодия) промежуточная аттестация (в конце года)





Рабочая программа

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 6 классе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

  • Соблюдение правил поведения в природе;

  • Осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

  • Развитие эстетического восприятия живой природы;

  • Формирование ответственного отношения к учению и труду;

  • Формирование познавательного интереса к изучению предмета;

  • Развитие навыков обучения;

  • Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе и дома; уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;

  • Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умение слушать и слышать другое мнение;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

Метапредметные результаты: 

  • Организовывать учебную деятельность планировать свою деятельность под руководством учителя, родителей;

  • Составлять план работы;

  • Участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

  • Выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;

  • Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

  • Работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • Составлять план ответа;

  • Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части. Делать подзаголовки;

  • Работать с биологическими объектами. Узнавать изучаемые объекты на рабочих пособиях, в природе;

  • Оценивать свой ответ, свою работу, а как же работу одноклассников.

Предметные результаты:

  • Влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;

  • Основные среды обитания живых организмов;

  • Основные типы природных сообществ;

  • Почему необходимо охранять местообитание животных и растений;

  • Приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;

  • Объяснять значение ярусности экосистем;

  • Называть природные сообщества, типичные для родного края;

  • Приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;

  • Приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

































































Содержание учебного предмета

53 ч

Введение 1 час

Тема 1 Общая характеристика живых организмов - 10 часов.

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции.

Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.

Демонстрация

Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.

Лабораторные и практические работы

Признаки живых организмов

Химический состав растительных организмов

Строение растительной клетки

Изучение тканей


Тема 2 Многообразие живых организмов -11 часов.

Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные : простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные , пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.

Демонстрация

Представители разных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы

Строение бактерий на примере сенной палочки.

Разнообразие корневых систем цветковых растений.

Строение цветка.

Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.

Тема 3 Основные жизнедеятельные функции организмов 22 часа.

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем , пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений : механические ткани. Опорные системы животных : известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных : хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья) , ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных . Органы размножения. Половые клетки : сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение . Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие.

Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.

Демонстрация

Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы

Изучение роли воздуха в прорастании семян

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

Передвижение дождевого червя.

Образование и рост корней.


Тема 4 Организмы и окружающая среда 9 часов.

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество. Экосистема. Структура связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ .Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.

Демонстрации

Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.









Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

контрольные работы

1

Введение

1

1

-

2

Общая характеристика живых организмов

10

9

1

3

Многообразие живых организмов

11

10

1

4

Основные жизнедеятельные функции организмов

22

21

1

5

Организмы и окружающая среда

9

8

1

Итого

53

49

4


























































Тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения


Домашнее задание

по плану

фактически

1

Вводный инструктаж по ТБ. Введение

1



Сообщение

Тема №1 «Общая характеристика живых организмов» 10 ч.

2

Чем живое отличается от неживого.

1



§ 1, записи в тетради

3

Химический состав живого организма




§ 2, зад.

4,5, стр. 16


4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Химический состав растительных организмов»




§ 2

5

Клетка – основа жизни.

1



§ 3, зад. 6, сообщения

6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки»

1



§ 3

7

Ткани. Общая характеристика.

1



§ 4, зад.

4,5, стр. 27


8

Специализированные ткани организма




§ 4

9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение тканей»

1



§ 4

10

Органы и системы органов.

1



§ 1-4

11

Контрольная работа по теме « Общая характеристика живых организмов»

1



Составить кроссворд по теме

Тема 2 «Многообразие живых организмов» 11 ч.


12

Систематика живых организмов

1



§5, зад. 4,

стр. 43


13

Основные царства живой природы

1



§ 6, зад. 5

14

Роль бактерий в природе и жизни человека

1



§ 7

15

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Строений бактерий на примере сенной палочки»

1



§ 8, сообщения

16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Разнообразие корневых систем цветковых растений»

1



§ 8

17

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Строение цветка»

1



§ 8

18

Животные

1



§ 9, сообщения

19

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок»

1



§ 9, зад. 6- 9, стр. 72


20

Контрольный срез знаний за I полугодие.

1



§ 9

21

Грибы.

1



§ 10, зад. 6, стр. 77


22

Повторный инструктаж по ТБ. Биология – наука о живых организмах

1



§ 11, зад. 5,6, стр. 81


Тема 3 «Основные жизненные функции организмов» 22 ч.

23

Питание растений

1



§ 12, сообщения

24

Пищеварение животных




§ 12

25

Дыхание

1



§ 13, сообщения

26

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Изучение роли воздуха в прорастании семян»

1



§ 13

27

Транспорт веществ

1



§ 14, зад. 6,7, стр. 179-180


28

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» веществ

1



§ 14

29

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю»

1



§ 14

30

Выделение

1



§ 15, зад. 1,7,стр. 129


31

Обмен веществ и преобразование энергии

1



§ 16, зад.

3, стр. 134


32

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 « Дыхание семян как доказательство обмена веществ»

1



§ 16

33

Скелет – опора организма.

1



§ 17,сообщения

34

Скелет – опора организма.

1



§ 17, зад. 3,9, стр. 139-140


35

Движение

1



§ 18, сообщения

36

Движение

1



§ 18, зад.

7,8, стр. 146


37

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Передвижение дождевого червя»

1



§ 18

38

Размножение (бесполое)

1



§ 19, зад. 6,7,стр. 150-151


39

Размножение (половое) растений

1



§ 20, зад. 7-9,стр. 156


40

Размножение (половое) животных

1



§ 19, 20

41

Рост и развитие организмов.

1



§ 21, зад. 2-4, стр. 162


42

Рост и развитие организмов




§ 21

43

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Образование и рост корней»




§ 21

44

Контрольно – обобщающий урок «Организм – как единое целое»

1



§ 22, составить синквейн по теме

Тема 4 «Организмы и окружающая среда» 9 ч

45

Среда обитания. Экологические факторы.

1



§ 23, зад. 2,7, стр. 199


46

Природные сообщества

1



§ 24, зад. 1,4,6, стр. 207


47

Значение живых организмов в природе

1



§ 25, зад.

3, стр. 212


48

Человек и живые организмы.

1



§ 26, сообщения

49

Контрольный срез знаний за II полугодие.





50

Человек и живые организмы

1



§ 26, зад.

2, стр. 219


51

Охрана живых организмов и природных сообществ. Выполнение тестов.

1



§ 27, зад. 5-7, стр. 226


52-53

Резервное время

2


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!