ГБОУ "Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А.Кашина"
Рассмотрено/принято на заседании МО учителей _______________________ _______________________ Руководитель МО _______________________ Протокол № __ от _______ | Согласовано Зам. директора по УР _________ Ю.М.Волкова _________ | Утверждено Директор ________ И.М. Никольская __________________________ __________________________ |
Рабочая программа
по биологии
для 6 класса на 2021-2022 учебный год
Составитель: Прусакова Т.Ю, учитель
(ФИО, должность, квалификационная категория)
г.Дятьково
2021
Аннотация к рабочей программе по биологии в 5-9 классе
2021-2022 учебный год
Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа | Программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897); Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020г «442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.11.2020 г.№655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г №442»; Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (с действующими изменениями и дополнениями); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Дятьковская кадетская школа» на 2020-2025 гг.; (для 5-9 кл) Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 75 с. -- (Стандарты второго поколения). Учебный план ГБОУ «Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А. Кашина» на 2021-2022 учебный год; Годовой календарный график ГБОУ «Дятьковская кадетская школа» на 2021-2022 учебный год; Устав ГБОУ «Дятьковская кадетская школа». на основе примерной программы основного общего образования по биологии с учетом учебника Лапшиной В.И., Рокотовой Д.И. «Биология» 6 класс. |
УМК, используемый в учебном процессе | Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.И. Лапшиной: Биология 6 класс. В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. 2-е изд., пересмотр. М.:Академкнига/Учебник, 2016. – 240 с.: ил. Учебник рекомендован Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015/2016 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576) |
Цели учебного предмета | социализация кадет, как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм ценностей ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленной обществом в сфере биологической науки. |
Задачи | овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. |
Количество часов на изучение предмета | На изучение предмета « Биология» в учебном плане ГБОУ «Дятьковская кадетская школа » на 2021-2022 учебный год отводится 1,5 часа в неделю, что составляет 53 ч. (из них:7 ч.- лабораторные, 7ч - практические работы, 2 часа предусмотрены на резервные уроки, в т. ч. уроки отработки умений и рефлексии) . |
Основное содержание предмета | Введение Тема 1 Общая характеристика живых организмов Тема 2 Многообразие живых организмов Тема 3 Основные жизнедеятельные функции организмов Тема 4 Организмы и окружающая среда |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации | Устный опрос Тесты Контрольный срез знаний (в конце первого полугодия) промежуточная аттестация (в конце года) |
Рабочая программа
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 6 классе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
Соблюдение правил поведения в природе;
Осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
Развитие эстетического восприятия живой природы;
Формирование ответственного отношения к учению и труду;
Формирование познавательного интереса к изучению предмета;
Развитие навыков обучения;
Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе и дома; уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;
Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умение слушать и слышать другое мнение;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
Метапредметные результаты:
Организовывать учебную деятельность планировать свою деятельность под руководством учителя, родителей;
Составлять план работы;
Участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
Выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
Работать с текстом параграфа и его компонентами;
Составлять план ответа;
Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части. Делать подзаголовки;
Работать с биологическими объектами. Узнавать изучаемые объекты на рабочих пособиях, в природе;
Оценивать свой ответ, свою работу, а как же работу одноклассников.
Предметные результаты:
Влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
Основные среды обитания живых организмов;
Основные типы природных сообществ;
Почему необходимо охранять местообитание животных и растений;
Приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
Объяснять значение ярусности экосистем;
Называть природные сообщества, типичные для родного края;
Приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;
Приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Содержание учебного предмета
53 ч
Введение 1 час
Тема 1 Общая характеристика живых организмов - 10 часов.
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы
Признаки живых организмов
Химический состав растительных организмов
Строение растительной клетки
Изучение тканей
Тема 2 Многообразие живых организмов -11 часов.
Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные : простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные , пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация
Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Строение бактерий на примере сенной палочки.
Разнообразие корневых систем цветковых растений.
Строение цветка.
Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.
Тема 3 Основные жизнедеятельные функции организмов 22 часа.
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем , пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений : механические ткани. Опорные системы животных : известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных : хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья) , ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных . Органы размножения. Половые клетки : сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение . Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.
Демонстрация
Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы
Изучение роли воздуха в прорастании семян
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Передвижение растворов органических веществ по стеблю.
Дыхание семян как доказательство обмена веществ.
Передвижение дождевого червя.
Образование и рост корней.
Тема 4 Организмы и окружающая среда 9 часов.
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ .Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрации
Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
уроки | контрольные работы |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Общая характеристика живых организмов | 10 | 9 | 1 |
3 | Многообразие живых организмов | 11 | 10 | 1 |
4 | Основные жизнедеятельные функции организмов | 22 | 21 | 1 |
5 | Организмы и окружающая среда | 9 | 8 | 1 |
Итого | | 53 | 49 | 4 |
Тематическое планирование
| Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание |
по плану | фактически |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Введение | 1 | | | Сообщение |
Тема №1 «Общая характеристика живых организмов» 10 ч. |
2 | Чем живое отличается от неживого. | 1 | | | § 1, записи в тетради |
3 | Химический состав живого организма | | | | § 2, зад. 4,5, стр. 16 |
4 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Химический состав растительных организмов» | | | | § 2 |
5 | Клетка – основа жизни. | 1 | | | § 3, зад. 6, сообщения |
6 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Строение растительной клетки» | 1 | | | § 3 |
7 | Ткани. Общая характеристика. | 1 | | | § 4, зад. 4,5, стр. 27 |
8 | Специализированные ткани организма | | | | § 4 |
9 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение тканей» | 1 | | | § 4 |
10 | Органы и системы органов. | 1 | | | § 1-4 |
11 | Контрольная работа по теме « Общая характеристика живых организмов» | 1 | | | Составить кроссворд по теме |
Тема 2 «Многообразие живых организмов» 11 ч. | |
12 | Систематика живых организмов | 1 | | | §5, зад. 4, стр. 43 |
13 | Основные царства живой природы | 1 | | | § 6, зад. 5 |
14 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | | | § 7 |
15 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Строений бактерий на примере сенной палочки» | 1 | | | § 8, сообщения |
16 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Разнообразие корневых систем цветковых растений» | 1 | | | § 8 |
17 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Строение цветка» | 1 | | | § 8 |
18 | Животные | 1 | | | § 9, сообщения |
19 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок» | 1 | | | § 9, зад. 6- 9, стр. 72 |
20 | Контрольный срез знаний за I полугодие. | 1 | | | § 9 |
21 | Грибы. | 1 | | | § 10, зад. 6, стр. 77 |
22 | Повторный инструктаж по ТБ. Биология – наука о живых организмах | 1 | | | § 11, зад. 5,6, стр. 81 |
Тема 3 «Основные жизненные функции организмов» 22 ч. |
23 | Питание растений | 1 | | | § 12, сообщения |
24 | Пищеварение животных | | | | § 12 |
25 | Дыхание | 1 | | | § 13, сообщения |
26 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Изучение роли воздуха в прорастании семян» | 1 | | | § 13 |
27 | Транспорт веществ | 1 | | | § 14, зад. 6,7, стр. 179-180 |
28 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» веществ | 1 | | | § 14 |
29 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю» | 1 | | | § 14 |
30 | Выделение | 1 | | | § 15, зад. 1,7,стр. 129 |
31 | Обмен веществ и преобразование энергии | 1 | | | § 16, зад. 3, стр. 134 |
32 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 « Дыхание семян как доказательство обмена веществ» | 1 | | | § 16 |
33 | Скелет – опора организма. | 1 | | | § 17,сообщения |
34 | Скелет – опора организма. | 1 | | | § 17, зад. 3,9, стр. 139-140 |
35 | Движение | 1 | | | § 18, сообщения |
36 | Движение | 1 | | | § 18, зад. 7,8, стр. 146 |
37 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Передвижение дождевого червя» | 1 | | | § 18 |
38 | Размножение (бесполое) | 1 | | | § 19, зад. 6,7,стр. 150-151 |
39 | Размножение (половое) растений | 1 | | | § 20, зад. 7-9,стр. 156 |
40 | Размножение (половое) животных | 1 | | | § 19, 20 |
41 | Рост и развитие организмов. | 1 | | | § 21, зад. 2-4, стр. 162 |
42 | Рост и развитие организмов | | | | § 21 |
43 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Образование и рост корней» | | | | § 21 |
44 | Контрольно – обобщающий урок «Организм – как единое целое» | 1 | | | § 22, составить синквейн по теме |
Тема 4 «Организмы и окружающая среда» 9 ч |
45 | Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | | | § 23, зад. 2,7, стр. 199 |
46 | Природные сообщества | 1 | | | § 24, зад. 1,4,6, стр. 207 |
47 | Значение живых организмов в природе | 1 | | | § 25, зад. 3, стр. 212 |
48 | Человек и живые организмы. | 1 | | | § 26, сообщения |
49 | Контрольный срез знаний за II полугодие. | | | | |
50 | Человек и живые организмы | 1 | | | § 26, зад. 2, стр. 219 |
51 | Охрана живых организмов и природных сообществ. Выполнение тестов. | 1 | | | § 27, зад. 5-7, стр. 226 |
52-53 | Резервное время | 2 | | | |