ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:
Концентрический курс:
Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2013. – (УМК «Сфера жизни»).
Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина « Биология. Живой организм »/ Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).
Данная рабочая программа адаптирована для учащихся с ОВЗ.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Цели курса
Изучение биологии на базовом уровне на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | ТЕМА | К-во часов | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | 11 | |
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов | 1 | |
1 | Чем живое отличается от неживого. | 1 | |
Тема 1.2. Химический состав клеток | 2 | |
2 | Химический состав клетки | 1 | |
3 | Лабораторная работа 1. Определение состава семян пшеницы. | 1 | |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система | 2 | |
4 | Строение растительной клетки | 1 | |
5 | Строение животной клетки Лабораторная работа 2. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). | 1 | |
Тема 1.4. Деление клетки | 1 | |
6 | Деление клетки. Митоз. Мейоз | 1 | |
Тема 1.5. Ткани растений и животных | 1 | |
7 | Ткани растений и животных. | 1 | |
Тема 1.6. Органы и системы органов | 3 | |
8 | Органы цветковых растений. | 1 | |
9 | Органы и системы органов животных. | 1 | |
10 | Лабораторная работа 3. Распознавание органов растений и животных. | 1 | |
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы | 1 | |
11 | Организм как единое целое | 1 | |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов | 18 | |
Тема 2.1. Питание и пищеварение | 2 | |
12 | Питание и пищеварение | 1 | |
13 | Питание и пищеварение | 1 | |
Тема 2.2. Дыхание | 2 | |
14 | Дыхание. | 1 | |
15 | Дыхание. | 1 | |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме | 2 | |
16 | Транспорт веществ в растениях. | 1 | |
17 | Транспорт веществ в организмах животных. | 1 | |
Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии | 2 | |
18 | Выделение. | 1 | |
19 | Обмен веществ и энергии. | 1 | |
Тема 2.5. Опорные системы | 1 | |
20 | Скелет – опора организма. Лабораторная работа 4. Разнообразие опорных систем животных. | 1 | |
Тема 2.6. Движение | 2 | |
21 | Движение. | 1 | |
22 | Лабораторная работа 5. Движение животных. | 1 | |
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности | 2 | |
23 | Раздражимость | 1 | |
24 | Координация и регуляция | 1 | |
Тема 2.8. Размножение | 2 | |
25 | Размножение растений. Лабораторная работа 6. Вегетативное размножение комнатных растений. | 1 | |
26 | Размножение животных. | 1 | |
Тема 2.9. Рост и развитие | 2 | |
27 | Рост и развитие растений | 1 | |
28 | Рост и развитие животных. Лабораторная работа 7. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале) | 1 | |
Тема 2.10. Организм как единое целое | 1 | |
29 | Что мы узнали о жизнедеятельности организмов | 1 | |
Раздел 3. Организм и среда | 2 + 2 | |
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды | 2 | |
30 | Среда обитания. | 1 | |
31 | Экологические факторы | 1 | |
Тема 3.2. Природные сообщества | 2 | |
32 | Природные сообщества. Экосистемы | 1 | |
33 | Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды | 1 | |
| Итого | 33 | |
Резервное время - 2 часа. | |
Литература для учителя
А.А.Плешаков Н. И. Сонин. Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013. - (УМК «Сфера жизни»).
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).
Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Литература для учащихся
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013. - (УМК «Сфера жизни»).
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).
Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс.