муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школы №13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
«Биология», 5 класс
Количество часов на год: 35
Всего в неделю: 1 час.
Уровень: базовый
Утверждено директор ___________________________ Е.Ю. Румянцева 25.08.2020 г. |
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), из них 35 часов –
основной курс биологии, в котором выделены 11 часов на внутрипредметный модуль «Развитие структурного мышления».
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
В данной программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются метапредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по биологии для основной школы.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Результаты учебного предмета изучения
Деятельность образовательной организации в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— систематизировать и обобщать разумные виды информации;
— составлять план выполнения учебной задачи.
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— формирование основ экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела |
1 | Биология как наука (5 часов) | Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. |
2 | Раздел 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов). | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей. Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. Лабораторные и практические работы 1. Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы. 2. Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним. 3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. |
3 | Раздел 2. Многообразие организмов (17 часов). | Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений. Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование. Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников. Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение. Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком. Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека. Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Многообразие и охрана живой природы. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы 1. Особенности строения мукора и дрожжей. 2. Внешнее строение цветкового растения. |
4 | Резервное время— 3 часа. | используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний. |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | КЭС | КПУ |
| Биология как наука (5 часов) |
1 | Биология – наука о живой природе. | 1 | 1.1 | 2.1.1 2.2 |
2 | Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории. | 1 | 1.1 | 2.1.1 |
3 | Разнообразие живой природы. ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Составление схемы «Живые организмы»). | 1 | 1.1 | 2.1.1 |
4 | Среды обитания живых организмов | 1 | 5.1 | 2.4 |
5 | Контрольная работа «Разнообразие живых организмов» | 1 | 1.1 | 2.1.1 |
| Раздел 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов) |
6 | Устройство увеличительных приборов | 1 | 1.1 | 2.1.1 |
7 | Химический состав клеток. Неорганические вещества | 1 | 2.1 | 2.3.1 |
8 | Химический состав клеток. Органические вещества | 1 | 2.1 | 2.3.1 |
9 | Строение клетки. ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Работа со слепым рисунком «Клетка». Составление таблицы «Строение клетки»). | 1 | 2.1 | 1.1.2 2.3.1 |
10 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Л.р. | 1 | 2.1 | 1.1.2 2.3.1 |
11 | Особенности строения клеток. Пластиды. | 1 | 2.1 | 1.1.2 2.3.1 |
12 | Процессы жизнедеятельности в клетке. | 1 | 2.1 | 1.1.2 2.3.1 |
13 | Деление и рост клеток | 1 | 2.1 | 1.1.2 2.3.1 |
14 | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов | 1 | 2.1 | 1.1.2 2.3.1 |
15 | Текущая аттестация. Контрольная работа «Клетка – основа строения и жизнедеятельности». | 1 | 1.1 2.1 5.1 | 2.1.1 2.2 2.3.1 |
| Раздел 2. Многообразие организмов (17 часов) |
16 | Классификация организмов. ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Составление схемы «Царства живой природы»). | 1 | 3 | 3.1.5 |
17 | Характеристика царства Бактерии. ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Строение бактериальной клетки»). | 1 | 3.1 | 2.1.3 2.1.6 |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | 3.1 | 2.1.3 2.1.6 |
19 | Характеристика царства Растения. | 1 | 3.3 | 1.1.1 2.1.3 2.1.4 |
20 | Водоросли. ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Водоросли»). | 1 | 3.3 | 1.1.1 2.1.3 2.1.4 |
21 | Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. | 1 | 3.3 | 1.1.1 2.1.3 |
22-23 | Высшие споровые растения. ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Мхи, Хвощи, Плауны», «Папоротники»). | 2 | 3.3 | 1.1.1 2.1.2 |
24 | Голосеменные растения. ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Голосеменные растения»). | 1 | 3.3 | 1.1.1 2.1.2 |
25 | Покрытосеменные растения. ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Покрытосеменные растения»). | 1 | 3.3 | 1.1.1 2.1.2 |
26 | Общая характеристика царства Животные | 1 | 3.4 | 1.1.1 |
27 | Подцарство Одноклеточные. ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Общая характеристика простейших»). | 1 | 3.4 | 1.1.1 |
28 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Беспозвоночные животные»). | 1 | 3.4 | 1.1.1 |
29 | Подцарство Многоклеточные. Хордовые животные. ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Позвоночные животные»). | 1 | 3.4 | 1.1.1 |
30 | Характеристика царства Грибы. ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Грибы»). | 1 | 3.2 | 2.1.3 2.1.4 |
31 | Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | 3.2 | 2.1.3 2.1.4 |
32 | Лишайники. | 1 | 3.3 | 1.1.1 2.1.2 |
| Обобщение и закрепление знаний (3 часа) |
33 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | | |
34-35 | Происхождение бактерий, грибов, растений и животных. | 2 | 3.3 3.4 | 2.1.3 2.1.5 2.1.6 |
11