СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5-9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 5-9 класс 2020-2021 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


Совхозная средняя общеобразовательная школа





«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

на педагогическом совете школы

Зам. директора по УВР

Директор МКОУ Совхозной СОШ

Протокол № 1

______Зубова М.Э.


от

Протокол №1 от

_______Богомолов А.А..



Приказ № от












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии




Уровень образования (класс) основное общее образование (5-9 классы)

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)






Количество часов 272









Составитель: учитель биологии ВКК

Меркулова Ольга Ивановна







2020 год

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования и авторской программы по биологии 5-9 классы авторов В.В.Пасечника ,С.В.Суматохина М.: Просвещение, 2011 г..


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


– освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;


– овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;


– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;


– воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;


– использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


На изучение биологии в каждом классе отводится:


–5 класс – 1 час;

–6 класс – 1 час;


–7 класс – 2 часа;


–8 класс – 2 часа;

–9 класс – 2 часа.

Курс рассчитан на 272 часов.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

– знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;


– сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:


– овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;


– умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;


– способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;


– умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются следующие.


В познавательной (интеллектуальной) сфере:


– выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);


– приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;


– классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;


–объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места

  • роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции

растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;


– различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;


– сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;


– выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;


– овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


В ценностно-ориентационной сфере:


– знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;


– анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


В сфере трудовой деятельности:

–знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;


– соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).


В сфере физической деятельности:


– освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


В эстетической сфере:


– овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета.


Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии


  • эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.


Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание


условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.


Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять


  • научно аргументировать полученные выводы.


Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.


Живые организмы.


Биология – наука о живых организмах.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии


  • познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.


Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен


веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.


Клеточное строение организмов.


Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.


Многообразие организмов.


Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни.


Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.


Царство Растения.


Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.


Органы цветкового растения.


Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.


Микроскопическое строение растений.


Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.


Жизнедеятельность цветковых растений.


Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.


Многообразие растений.


Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.


Царство Бактерии.


Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы.


Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.


Царство Животные.


Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.


Одноклеточные животные, или Простейшие.


Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.


Тип Кишечнополостные.


Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.


Типы червей.


Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.


Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков.

Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.


Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни.

Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.


Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.


Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.


Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые.


Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.


Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.


Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.


Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц


  • природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.


Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие


млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.


Человек и его здоровье.

Введение в науки о человеке.


Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности

человека как социального существа. Происхождение современного человека.


Расы.


Общие свойства организма человека.


Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).


Нейрогуморальная регуляция функций организма.


Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.


Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.


Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции. Регуляция функций эндокринных желез.


Опора и движение.


Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.


Кровь и кровообращение.


Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.


Дыхание.


Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных

заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.


Пищеварение.


Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.


Обмен веществ и энергии.


Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.


Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.


Выделение.

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования


  • выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.


Размножение и развитие.


Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.


Сенсорные системы (анализаторы).


Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.


Высшая нервная деятельность.


Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память,

мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.


Здоровье человека и его охрана.


Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.


Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных


  • чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.


Общие биологические закономерности. Биология как наука.


Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.


Клетка.


Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.


Организм.


Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ


  • превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие

организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.


Вид.


Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений


  • животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.


Экосистемы.


Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


Список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»:


    1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с

ними;


    1. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода

томата);

    1. Изучение органов цветкового растения;

    2. Изучение строения позвоночного животного;

    3. Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;

    4. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;


    1. Изучение строения водорослей;

    2. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);

    3. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);


    1. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;


    1. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;

  1. Определение признаков класса в строении растений;


  1. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;


  1. Изучение строения плесневых грибов;

  2. Вегетативное размножение комнатных растений;

  3. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;


  1. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;


  1. Изучение строения раковин моллюсков;

  2. Изучение внешнего строения насекомого;

  3. Изучение типов развития насекомых;

  4. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;

  5. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;


  1. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.


Список экскурсий по разделу «Живые организмы»:

  1. Многообразие животных;

  2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;

  3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;


  1. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу).


Список лабораторных и практических работ по разделу «Человек и его здоровье»:

  1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей;


  1. Изучение строения головного мозга;

  2. Выявление особенностей строения позвонков;


  1. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;

  2. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;


  1. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;


  1. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

  2. Изучение строения и работы органа зрения.


Список лабораторных и практических работ по разделу «Общебиологические закономерности»:


  1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;


  1. Выявление изменчивости организмов;


  1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).


Список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:

  1. Изучение и описание экосистемы своей местности.

  2. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного

участка).

  1. Естественный отбор - движущая сила эволюции.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 5 класс (34 часа)


Темы урока


К-во





час.


Введение




1.

Биология — наука о живой природе



1

2.

Методы исследования в биологии



1

3.

Разнообразие живойприроды.

Царства живых

организмов.

1


Отличительные признаки живого от неживого



4.

Среды обитания живых организмов.



1

5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы


1

6.

Обобщающий урок



1


Клеточное строение организмов




7.

Устройство увеличительных приборов



1


Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с



ними.»




8.

Строение клетки Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука,

1


рассматривание его под микроскопом»




9.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

10.

Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост. Л.р.№3 «Приготовление

1


препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в



клетках листа элодеи»




11.

Понятие «ткань» Л.р.№4 «Рассматривание под микроскопом готовых

1


микропрепаратов различных растительных тканей»



12.

Обобщающий урок



1


Царство Бактерии




13.

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.


1

14.

Роль бактерий в природе и жизни человека


1

15.

Обобщающий урок



1


Царство Грибы




16.

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль

1


грибов в природе и жизни человека.




17.

Шляпочные грибы. Л.р.№5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

1

18.

Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№6 «Изучение особенностей строение

1


плесневого гриба мукора и дрожжей».




19.

Грибы-паразиты



1

20.

Обобщающий урок



1


Царство Растения




21.

Ботаника — наука о растениях



1

22.

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Л.р.№7 «Строение

1


зеленых водорослей»




23.

Лишайники



1

24.

Мхи Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах)»


1

25.

Папоротники, хвощи, плауны.



1


Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»


26.

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни

1


человека.




27.

Голосеменные растения.



1


Л.р.№10 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»


28.

Многообразие голосеменных.



1

29.

Покрытосеменные растения



1

30.

Многообразие покрытосеменных

1

31.

Происхождение растений

1

32.

Основные этапы развития растительного мира

1

33.

Обобщающий урок

1

34.

Резерв

1

6 класс (34часа)


Темы урока

К-во



час.


Строение и многообразие покрытосеменных растений


1.

Строение семян двудольных растений.

1


Л/р №1. «Изучение строение семян двудольных растений».



Л/р №2. «Изучение строение семян однодольных растений».


2.

Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Л/р № 3«Виды

1


корней. Типы корневых систем».


3.

Зоны корня Л/р № 4«Корневой чехлик и корневые волоски».

1

4.

Условия произрастания и видоизменение корней.

1

5.

Побег и почки. Рост и развитие побега.

1


Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек



на стебле»


6.

Внешнее строение листа.

1

7.

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

1

8.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

1


Л/р № 6«Внутреннее строение ветки дерева».


9.

Видоизменённые побеги.

1


Л/р № 7«Изучение видоизменённых побегов



(корневище, клубень, луковица)


10.

Строение цветка. Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий».

1

11.

Соцветия. Л/р № 9

1


«Строение цветка. Различные виды соцветий».


12.

Плоды и их классификация. Л/р № 10 «Ознакомление с сухими и сочными

1


плодами».


13.

Распространение плодов и семян

1

14.

Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных

1


растений»



Жизнь растений


15.

Минеральное питание растений.

1

16.

Фотосинтез.

1

17.

Дыхание растений.

1

18.

Испарение воды. Листопад.

1

19.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

1


Л/р №11. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу



растения


20.

Прорастание семян.

1


Л/р №12. «Определение всхожести семян растений и их посев».


21.

Способы размножения растений.

1

22.

Размножение споровых растений.

1

23.

Размножение голосеменных растений.


24.

Размножение покрытосеменных растений.

1

25.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №13.

1


«Вегетативное размножение комнатных растений».


26.

Обобщающий урок по теме «Жизнь растений»

1


Классификация растений


27.

Систематика покрытосеменных растений.

1

28.

Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

1


Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению



растений».


29.

Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые).

1

30.

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

1

31.

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

1


Природные сообщества


32.

Природные сообщества. Взаимосвязи

1


в растительном сообществе.


33.

Влияние хозяйственной деятельности



человека на растительный мир.

1

34

Резерв.

1

7 класс (68часов)


Темы урока

К-во



час.


Введение


1.

История развития зоологии

1

2.

Современная зоология

1


Простейшие


3.

Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики

1

4.

Простейшие: жгутиконосцы, инфузории

1

5.

Многоклеточные животные


6.

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

1

7.

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые

1


полипы


8.

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

1

9.

Тип Круглые черви

1

10.

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или

1


Полихеты


11.

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки

1

12.

Тип Моллюски

1

13.

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

1

14.

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи,

1


Голотурии, или Морские огурцы, Офи- УРЫ


15.

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные

1

16.

Тип Членистоногие. Класс Насекомые

1

17.

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки

1

18.

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

1

19.

Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукры-

1


лые, Блохи


20.

Отряд насекомых: Перепончатокрылые

1

21.

Контрольно-обоб- щающий урок по теме «Многоклеточные животные.

1


Беспозвоночные»


22.

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

1

23.

Классы рыб: Хрящевые, Костные

1

24.

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

1

25.

Класс Костные рыбы. Отряды: Осётро- образные, Сельдеобразные,

1


Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные


26.

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые,

1


Бесхвостые


27.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

1

28.

Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы

1

29.

Класс Птицы. Отряд Пингвины

1

30.

Отряды птиц: Страусообразные, Нанду- образные, Казуарообразные,

1


Гусеобразные


31.

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные

1

32.

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

1

33.

Экскурсия «Изучение многообразия птиц»

1

34.

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые,

1


Насекомоядные, Рукокрылые


35.

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

1

36.

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные,

1


Хищные


37.

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

1

38.

Отряд млекопитающих: Приматы

1

39.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные.

1


Бесчерепные и позвоночные»



Эволюция строения и функций органов и их систем у животных


40.

Покровы тела

1




41.

Опорно-двигатель- ная система животных

1

42.

Способы передвижения и полости тела животных

1

43.

Органы дыхания и газообмен

1

44.

Органы пищеварения

1

45.

Обмен веществ и превращение энергии

1




46.

Кровеносная система. Кровь

1

47.

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций

1


органов и их систем»


48.

Способы размножения животных. Оплодотворение

1

49.

Развитие животных с превращением и без превращения

1

50.

Периодизация и продолжительность жизни животных

1

51.

Доказательства эволюции животных

1




52.

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира

1




53.

Усложнение строения животных. Многообразие видов как

1


результат эволюции


54.

Естественные и искусственные биоценозы

1

55.

Факторы среды и их влияние на биоценозы

1

56.

Цепи питания. Поток энергии

1




57.

Экскурсия.

1


Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами



биоценоза


58.

Воздействие человека и его деятельности на животный мир

1

59.

Одомашнивание животных

1

60.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

1




61.

Охрана и рациональное использование животного мира

1

62.

Экскурсия

1


Наблюдение за дикими и домашними животными





63-68.

Резервное время.

6

8 класс (68часов)


Темы урока

К-во



час.


Тема №1. Науки, изучающие организм человека


1.

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.

1

2.

Становление наук о человеке.

1


Тема №2. Происхождение человека.


3.

Систематическое положение человека.

1

4.

Историческое прошлое людей.

1

5.

Расы человека.

1


Тема №3. Строение организма.


6.

Общий обзор организма.

1

7.

Клеточное строение организма.

1

8.

Ткани.

1

9.

Рефлекторная регуляция.

1


Тема №4. Опорно-двигательная система.


10.

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.

1

11.

Скелет человека. Осевой скелет.

1

12.

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение

1


костей.


13.

Строение мышц.

1

14.

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

15.

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

1

16.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1

17.

Контрольная работа №1 по темам «Строение организма», «Опорно-

1


двигательная система»



Тема №5. Внутренняя среда организма.


18.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1

19.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

20.

Иммунология на службе здоровья.

1


Тема №6. Кровеносная и лимфатическая системы.


21.

Транспортные системы организма.

1

22.

Круги кровообращения.

1

23.

Строение и работа сердца.

1

24.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

1

25.

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях

1


сердца и сосудов.


26.

Первая помощь при кровотечениях.

1


Тема №7. Дыхание.


27.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути,

1


голосообразование. Заболевания дыхательных путей.


28.

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1

29.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

30.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель

1


здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая



помощь. Приёмы реанимации.


31.

Контрольная работа №2 по темам «Внутренняя среда организма»,

1


«Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание».



Тема №8. Пищеварение.


32.

Питание и пищеварение.

1

33.

Пищеварение в ротовой полости.

1

34.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

1

35.

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная функция

1


печени. Аппендицит.


36.

Регуляция пищеварения.

1

37.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных

1


инфекций.



Тема №9. Обмен веществ и энергии.


38.

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1

39.

Витамины.

1

40.

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

1


Лабораторная работа «Определение изменения веса тела за день в



зависимости от пищевого рациона и энергозатрат».



Тема №10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.


41.

Кожа – наружный покровный орган.

1

42.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1

43.

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

44.

Выделение.

1

45.

Контрольная работа №3 по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и

1


энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.»



Тема №11. Нервная система.


46.

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

47.

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга,

1


моста и мозжечка.


48.

Функции переднего мозга.

1

49.

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

1


Тема №12. Анализаторы. Органы чувств.


50.

Анализаторы.

1

51.

Зрительный анализатор.

1

52.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

53.

Слуховой анализатор.

1

54.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

1


Тема №13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.


55.

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной

1


деятельности.


56.

Врождённые и приобретенные программы поведения.

1

57.

Сон и сновидения.

1

58.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание.

1


Познавательные процессы.


59.

Воля, эмоции, внимание.

1

60.

Контрольная работа №4 по темам «Нервная система», «Анализаторы.

1


Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.»



Тема №14. Эндокринная система.


61.

Роль эндокринной регуляции.

1

62.

Функции желез внутренней секреции.

1


Тема №15. Индивидуальное развитие организма.


63.

Жизненные циклы. Размножение.

1

64.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и

1


врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.


65.

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.

1


Интересы, склонности, способности.


66.

Повторение основных тем курса «Биология человек».

1

67.


1


Итоговое тестирование.


68.

Итоговый урок.

1

9 класс (68часов)


Темы урока

К-во



час.

1.

Введение в основы общей биологии. Биология – наука о живом мире.

1

2.

Общие свойства живых организмов.

1

3.

Многообразие форм живых организмов.



Экскурсия: «Биологическое разнообразие вокруг нас».

1

4.

Основы учения о клетке. Цитология – наука, изучающая клетку.

1


Многообразие клеток.


5.

Химический состав клетки.

1

6.

Органические вещества клетки.

1

7.

Строение клетки.

1

8.

Основные органоиды клетки растений и животных.

1


ЛР №1: «Растительные ткани (ассимиляционные, покровная, запасающая).


9.

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

10.

Биосинтез белков в живой клетке.

1

11.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1

12.

Обеспечение клетки энергией.

1

13.

ОУ «Основы учения о клетке».

1

14.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).Типы

1


размножения организмов.


15.

Деление клетки. Митоз.

1


ЛР №2: «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток».


16.

Образование половых клеток. Мейоз.

1

17.

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

1

18.

ОУ «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

1

19.

Основы учения о наследственности и изменчивости. Наука генетика. Из

1


истории развития генетики.


20.

Основные понятия генетики.

1

21.

Генетические опыты Менделя.

1


ЛР №3: «Отличительные признаки сорта у разных семян гороха, фасоли».


22.

Дигибридное скрещивание.

1

23.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

1

24.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

1

25.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

26.

Наследственные болезни человека.

1

27.

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1


ЛР №4: «Изучение изменчивости у организмов».


28.

Другие виды изменчивости.

1

29.

ОУ «Основы учения о наследственности и изменчивости».

1

30.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1


Генетические основы селекции организмов.


31.

Особенности селекции растений.

1

32.

Центры происхождения культурных растений.

1

33.

Особенности селекции животных.

1

34.

Основные направления селекции микроорганизмов.

1

35.

Происхождение жизни и развитие органического мира.

1


Современные представления о возникновении жизни на Земле.


36.

Современная теория возникновения жизни на Земле.

1

37.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии

1


жизни.


38.

Этапы развития жизни на Земле.

1

39.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

1

40.

Учение об эволюции.

1


Идея развития органического мира в биологии.


41.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

1

42.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за

1


существование, отбор.


43.

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность

1


организмов к среде обитания.



ЛР №5: «Приспособленность организмов к среде обитания и её



относительный характер».


44.

Современные представления об эволюции органического мира.

1

45.

Вид, его структура и особенности.

1

46.

Процесс образования видов – видообразование.

1

47.

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

1

48.

Основные направления эволюции.

1

49.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

1

50.

«Основные закономерности эволюции».

1

51.

Происхождение человека (антропогенез).

1


Место и особенности человека в системе органического мира.


52.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

1

53.

Этапы эволюции вида Человек разумный.

1

54.

Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

1

55.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

1

56.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

1

57.

Основы экологии. Среды жизни на земле и экологические факторы

1


воздействия на организмы.


58.

Закономерности действия факторов среды на организмы.

1

59.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

1

60.

Биотические связи в природе.

1

61.

Популяции как форма существования видов в природе.

1


Функционирование популяции и динамика её численности в природе


62.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

1


Понятие о биогеоценозе и экосистеме.



Экскурсия: «Лес и водоём как природные экосистемы»


63.

Развитие и смена биогеоценозов.

1

64.

Основные законы устойчивости живой природы.

1


Экскурсия: «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды»


65.

Рациональное использование природы и её охрана.

1

66.

Заключение по курсу «Основы общей биологии».

1

67-68.

Резерв.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!