СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5-6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответсвии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-6 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вересаевская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_____________Н.Ф.Литвинова

Протокол заседания ШМО

__30__ _августа_2018 г.№_1_


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «Вересаевская средняя школа»

_____________ И.П.Ревтова

__31_ __августа__2018 г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказ _31 августа_2018 г.№_173__

Директор МБОУ «Вересаевская средняя школа»

__________________М.В.Авраменко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет биология

Уровень базовый _____

Учитель Литвинова Нина Федоровна

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 5-6

Срок реализации два года_____________


Количество часов:

Всего 68 ; в неделю 1 час.


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко. Программы общеобразовательных учреждений. Программы раздела «Биология. 5-6 классы (базовый уровень)» Составители Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, М.: «Просвещение», 2011.

Учебник Сухорукова Л.Н. КучменкоВ.С. Цехмистренко Т.А. Биология 5-6 класс Живой организм, М.: «Просвещение», 2015


2018 г.


1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий. А также способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1. усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6. объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7. овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8. формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

2.Содержание учебного предмета «Биология. Живой организм»

5 класс.

  1. Введение (3 часа).

Биология как наука. Роль биологии в практической деятель­ности людей. Условия необходимые для жизни организмов.



Экскурсия.

Осенние явления в жизни растений



  1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни(12 часов).

Признаки живых организмов. Царства живой природы. Отличительные призна­ки представителей разных царств живой природы. Деление царств на группы.

Среда обитания. Экологические факторы. Вода как среда жизни организмов. Наземно-воздушная среда жизни. Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании. Организменная среда жизни. Сообщество живых организмов. Роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Отношения организмов в сообществе.

Лабораторная работы:

  1. Экологические группы наземных растений по отношению к воде



  1. Строение клетки (10часов).

Развитие знаний о клеточном строении организмов. Клеточная теория. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими при­борами и инструментами.Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с микроскопом. Состав и строение клеток бактерий, растений, животных и грибов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Образование новых клеток. Значение деления клеток. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы.

Лабораторная работы:

  1. Устройство увеличительных приборов

  2. Приготовление микропрепарата кожицы лука.

  3. Состав клеток растений.

  4. Строение клетки листа элодеи.

  5. Одноклеточ­ные грибы, особенности строения и жизнедеятельности



  1. Ткани живых организмов (8 часов).

Ткани растений и животных. Виды тканей. Связь строения клеток тканей с выполняемыми функциями. Характерные ткани растений и животных

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, экспери­мент. Клеточное строение организмов.

Лабораторная работы:

7. Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений.

8 Строение запасающей и образовательной тканей: расположение, особенности строения.

9 Строение соединительных тканей животных.

10 Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышеч­ной ткани, нервной ткани.

Экскурсия.

Весенние явления в жизни растений



2.Содержание учебного предмета «Биология. Живой организм»

6 класс.

1.Введение (1ч)

2. Органы и системы органов живых организмов (11 ч.)

Орган. Системы органов.

Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.

Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.

Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.

Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.

Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

Лабораторные работы:

1. Внешнее строение побега и почек.

2. Определение возраста деревьев по спилам.

3. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение.

4. Строение и функции корня.

5. Видоизменения подземных побегов и корней.

Экскурсия:

1.Разнообразие видов в сообществах родного края

3. Строение и жизнедеятельность организмов (21 ч.)

Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.

Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.

Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.

Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.

Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.

Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.

Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.

Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.

Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.

Лабораторные работы:

6. Строение цветка.

7. Строение семени. Разнообразие плодов.

Практические работы.

1. Вегетативное размножение растений.

2. Способы проращивания семян.

3.Агротехнические приемы выращивания растений.

3.Тематическое планирование

5 класс. 34 ч

№п/п

Темы

Кол-во

часов

Кол-во

Пр.р.

Кол-во

Л.р.

Кол-во

К.р.

Кол-во

экскурсий

1

Введение

3




1

2

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12


1

1


3

Строение клетки

10


5



4

Ткани живых организмов

8


4

1

1


Резервное время

1






Всего

34

-

10

2

2

6 класс. 34 ч

№п/п

Темы

Кол-во

часов

Кол-во

Пр.р.

Кол-во

Л.р.

Кол-во

К.р.

Кол-во

экскурсий

1

Введение

1





2

Органы и системы органов живых организмов.

11


5

1

1

3

Строение и жизнедеятельность организмов

21

3

2

1


4

Резервное время

1






Всего

34

3

7

2

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!