Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с. Федоровка МР Федоровский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО Протокол № ______ от «____» _________ 2019г. Руководитель ШМО __________/Никитина Н.Е. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________/ Т.В. Занина «___» ___________ 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ№2 ____________/Н.А. Анчина Приказ № _________ от «___» ___________ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 5 а.б класс
на 2019-2020учебный год
Разработала: О.Д. Шишкина
учитель химии и биологии
МБОУ «СОШ №2 с.Федоровка»
2019
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живого;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и неорганические вещества клетки;
— ведущих естествоиспытателей.
— признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы
— предков человека, их характерные черты и образ жизни;
— основные экологические проблемы;
— правила поведения человека в опасных ситуациях;
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны планеты и их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований
—работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
— определять принадлежность объекта к царству;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— узнавать объекты в природе и на рисунках;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде;
— объяснять роль представителей царств в жизни человека;
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать в природе и на рисунках опасные для человека виды растений и животных; — вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей;
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособления живых организмов к определенным условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— систематизировать и обобщать разные виды информации;
— составлять план выполнения учебной задачи
— проводить простейшую классификацию живых организмов;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; — самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
— Формирование ответственного отношения к учебе.
— формирование познавательного интереса и мотивации к обучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— формирование основ экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 класс.
Введение
Основные свойства живых организмов. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Многообразие живых организмов. Экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные.) Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания
Раздел 1. Живой организм.
Многообразие живых организмов. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Клетка и ее строение. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы. Различия в строении растительной, животной и грибной клеток. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества и их роль. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы (виртуальные и реальные). Знакомство с оборудованием для научных исследований. Определение метода изучения. Изготовление водяной линзы. Устройство светового микроскопа. Строение клеток растений и животных. Крахмал и жиры в клетках растений.
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Путешествие в царство бактерий. Строение шляпочных грибов. Изучение плесени. Водоросли. Из чего состоит тина. Строение мха. Папоротникообразные. Голосеменные. Разнообразие покрытосеменных растений. Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода. Охрана растений. .Экскурсии в природу (виртуальные и натуральные).
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование раздела | Содержание | Количество часов |
| Введение | Биология-наука о живой природе. Методы изучения биологии. Царства живых организмов. Экологические факторы. | 6 |
| Живой организм. | Что такое живой организм? Строение клетки. Химический состав клетки Жизнедеятельность клетки. Ткани растений. Ткани животных. Органы растений. Системы органов животных. Организм -биологическая система | 12 |
| Многообразие живых организмов | Путешествие в царство бактерий. Строение шляпочных грибов. Изучение плесени. Водоросли. Из чего состоит тина. Строение мха. Папоротникообразные. Голосеменные. Разнообразие покрытосеменных растений. Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода. Охрана растений. | 16 |
| Итого | | 34 |
Календарно- тематическое планирование 5а
Номер урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Примечание |
Введение |
1 | 2.09 | | Введение в науку биологию. Биология-наука о живой природе. | |
2 | 9.09 | | Методы изучения биологии. | |
3 | 16.09 | | Разнообразие живой природы. Царства живой природы | |
4 | 23.09 | | Среда обитания. Экологические факторы | |
5 | 30.09 | | Среда обитания.(водная, наземно-воздушная) | |
6 | 7.10 | | Среда обитания.(почвенная, организменная) | |
Живой организм | | | Строение организма |
7 | 14.10 | | Что такое живой организм? | |
8-9 | 21.10 11.11 | | Строение клетки. Приготовление препарата клетки кожицы лука | |
10 | 18.11 | | Химический состав клетки | |
11 | 25.11 | | Жизнедеятельность клетки | |
12 | 2.12 | | Ткани растений | |
13 | 9.12 | | Ткани животных | |
14 | 16.12 | | Органы растений | |
15-16 | 23.12 13.01 | | Системы органов животных | |
17 | 20.01 | | Организм-биологическая система | |
18 | 27.01 | | Обобщающий урок | |
Многообразие живых организмов | | | Многообразие живых организмов |
19 | 27.01 | | Как развивалась жизнь на Земле | |
20 | 3.02. | | Строение и жизнедеятельность бактерий | |
21 | 10.02 | | Бактерии в природе и жизни человека | |
22 | 17.02 | | Грибы. Общая характеристика | |
23 | 24.02 | | Многообразие и значение грибов | |
24 | 2.03 | | Царство растений | |
25 | 9.03 | | Водоросли. Общая характеристика | |
26 | 16.03 | | Многообразие водорослей | |
27 | 6.04 | | Лишайники. | 6.04 Лишайники |
28 | 13.04 | | Мхи | 13.04 Мхи |
29 | 20.04 | | Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники. https://www.youtube.com/watch?v=zThYumsBgac 5а- https://dnevnik.ru/ad/promo/yaklass?utm_source=dnevnik&utm_medium=appcentet&utm_content=appcenter#%2Ftestwork%2FResults%2F6086269%3Ffrom%3D%252Ftestwork | 20.04. Плауны. Хвощи. Папоротники. 5б-https://dnevnik.ru/ad/promo/yaklass?utm_source=dnevnik&utm_medium=appcentet&utm_content=appcenter#%2FTestWork%2FResults%2F6086892%3Ffrom%3D%252FTestWork |
30 | 27.04 | | Голосеменные растения. https://www.youtube.com/watch?v=8kmdQxWOWhw https://www.youtube.com/watch?v=uP8fEVM-dSg | 27.04 п.27 работа с текстом, и моделями, подг. Сообщения |
31 | 4.05 | | Покрытосеменные (Цветковые) растения https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/pokrytosemennye-ili-tsvetkovye | 18.05 |
32 | 11.05 | | Основные этапы развития растений на Земле https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/proishozhdenie-zhizni-i-razvitie-organicheskogo-mira/etapy-razvitiya-zhizni-na-zemle | 18.05 |
33 | 18.05 | | Значение и охрана растений | 18.05 |
34 | 25.05 | | Итоговый обобщающий урок. Летние задания | |
Календарно- тематическое планирование 5б
Номер урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Примечание |
Введение |
1 | | 4.09 | Введение в науку биологию. Биология-наука о живой природе. | |
2 | | 11.09 | Методы изучения биологии. | |
3 | | 18.09 | Разнообразие живой природы. Царства живой природы | |
4 | | 25.09 | Среда обитания. Экологические факторы | |
5 | | 2.10 | Среда обитания.(водная, наземно-воздушная) | |
6 | | 9.10 | Среда обитания.(почвенная, организменная) | |
Живой организм | | | Строение организма |
7 | | 16.10 | Что такое живой организм? | |
8-9 | | 23.10 6.11 | Строение клетки. Приготовление препарата клетки кожицы лука | |
10 | | 13.11 | Химический состав клетки | |
11 | | 20.11 | Жизнедеятельность клетки | |
12 | | 27.11 | Ткани растений | |
13 | | 4.12 | Ткани животных | |
14 | | 11.12. | Органы растений | |
15-16 | | 18.12 25.12 | Системы органов животных | |
17 | | 15.01 | Организм-биологическая система | |
18 | | 22.01 | Обобщающий урок | |
Многообразие живых организмов | | | Многообразие живых организмов |
19 | | 29.01 | Как развивалась жизнь на Земле | |
20 | | 5.02 | Строение и жизнедеятельность бактерий | |
21 | | 12.02 | Бактерии в природе и жизни человека | |
22 | | 19.02 | Грибы. Общая характеристика | |
23 | | 26.02 | Многообразие и значение грибов | |
24 | | 4.03 | Царство растений | |
25 | | 11.03 | Водоросли. Общая характеристика | |
26 | | 18.03 | Многообразие водорослей | |
27 | | 1.04 | Лишайники. | 6.04 Лишайники. |
28 | | 8.04 | Мхи | 13/04 мхи |
29 | | 15.04 | Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники. | 20.04 |
30 | | 22.04 | Голосеменные растения. | |
31 | | 29.04 | Покрытосеменные (Цветковые) растения | |
32 | | 5.05 | Основные этапы развития растений на Земле | |
33 | | 12.05 | Значение и охрана растений | |
34 | | 19.05 | Итоговый обобщающий урок. Летние задания | |
35 | | 26.05 | Резерв | |
Вариант I
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:
цитология
энтомология
микология
орнитология
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
неподвижны
состоят из химических веществ
имеют клеточное строение
имеют цвет
АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:
зеркало
увеличительное стекло
штатив
зрительная трубка (тубус)
А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:
митохондрия
ядро
хлоропласт
цитоплазма
А5. Бактерии размножаются:
делением
с помощью оплодотворения
черенкованием
половым путем
А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:
грибы
животные
растения
бактерии
А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
А8. Торфяным мхом называют:
хвощ полевой
плаун булавовидный
кукушкин лен
сфагнум
А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
стеблей
цветков
листьев
корней
А10. Цветки характерны для
хвощей
папоротников
голосеменных
покрытосеменных
Часть II
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.
3
(В ответ запишите цифру.)
В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений:
Дышит
Питается
Имеет хлоропласты
Растет и делится
Может участвовать в оплодотворении
Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)
В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:
Водоросли
Мхи
Шляпочные грибы
Животных
Одноклеточные грибы
Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)
Часть III
Инструкция для обучающихся
Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Что изучает ботаника?
С2. Какого цвета могут быть пластиды?
С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Вариант II
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая растения, называется:
Ботаника
Зоология
Анатомия
Микология
А2. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:
зрительную трубку
предметный столик
увеличительное стекло
штатив
АЗ. Каждая клетка возникает путем:
гибели материнской клетки
слияния клеток кожи
деления материнской клетки
слияния мышечных клеток
А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:
орнитология
микология
цитология
энтомология
А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, растений и грибов, не имеет:
цитоплазмы
наружной мембраны
ядра
белков и нуклеиновой кислоты
А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:
морскими водорослями
цветковыми растениями
мхами и лишайниками
папоротниками, хвощами и плаунами
А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного света — это:
хлорофилл
фототаксис
хлоропласт
фотосинтез
А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
корни
стебли и листья
цветки
семена
А9. Наука, изучающая строение и функции клеток:
орнитология
микология
цитология
энтомология
А10. Важнейший признак представителей царства Растения — это способность к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
Часть II
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?
В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:
Координация
Сложение
Измерение
Вычитание
Эксперимент
Наблюдение
В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорослями не являются:
Ламинария
Фитофтора
Хламидомонада
Порфира
Хлорелла
Спирогира
Часть III
Инструкция для обучающихся
Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Значение растений в природе.
С2. Назовите основные части клетки?
С3. Какие царства живых организмов вы знаете?
Шкала оценивания результатов учащихся.
Количество баллов | Отметка |
19-22 | 5 |
13-18 | 4 |
7-12 | 3 |
0-6 | 2 |
Ответы к итоговой контрольной работе по биологии для 5 класса
Номер задания | Ответ | |
Вариант I | Вариант II |
А1 | 1 | 1 |
А2 | 3 | 3 |
А3 | 2 | 3 |
А4 | 3 | 3 |
А5 | 1 | 3 |
А6 | 4 | 4 |
А7 | 3 | 4 |
А8 | 4 | 3 |
А9 | 2 | 3 |
А10 | 4 | 3 |
В1 | 4 | 3 |
В2 | 124 | 356 |
В3 | 356 | 124 |
С1 | Ботаника – это наука о растениях. | Значение растений в природе: пища животным, участие в фотосинтезе. |
С2 | Пластиды бывают – бесцветные, зелёные, красные, жёлтые. | Основные части клетки -ядро, цитоплазма, оболочка |
С3 | Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная. | Существует 4 царства живых организмов - бактерии, грибы, растения, животные. |