СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

с. Федоровка МР Федоровский район

Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

Протокол № ______

от «____» _________ 2019г.

Руководитель ШМО

__________/Никитина Н.Е.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________/ Т.В. Занина


«___» ___________ 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ№2

____________/Н.А. Анчина

Приказ № _________

от «___» ___________ 2019г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии 5 а.б класс

на 2019-2020учебный год










Разработала: О.Д. Шишкина

учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №2 с.Федоровка»













2019

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

— основные признаки живого;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и неорганические вещества клетки;

— ведущих естествоиспытателей.

— признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы

— предков человека, их характерные черты и образ жизни;

— основные экологические проблемы;

— правила поведения человека в опасных ситуациях;

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны планеты и их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований

—работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

— определять принадлежность объекта к царству;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— узнавать объекты в природе и на рисунках;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде;

— объяснять роль представителей царств в жизни человека;

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни человека;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать в природе и на рисунках опасные для человека виды растений и животных; — вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей;

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособления живых организмов к определенным условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разные виды информации;

— составлять план выполнения учебной задачи

— проводить простейшую классификацию живых организмов;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; — самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

— Формирование ответственного отношения к учебе.

— формирование познавательного интереса и мотивации к обучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— формирование основ экологической культуры.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 класс.

Введение

Основные свойства живых организмов. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Многообразие живых организмов. Экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные.) Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания


Раздел 1. Живой организм.

Многообразие живых организмов. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Клетка и ее строение. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы. Различия в строении растительной, животной и грибной клеток. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества и их роль. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы (виртуальные и реальные). Знакомство с оборудованием для научных исследований. Определение метода изучения. Изготовление водяной линзы. Устройство светового микроскопа. Строение клеток растений и животных. Крахмал и жиры в клетках растений.


Раздел 2. Многообразие живых организмов

Путешествие в царство бактерий. Строение шляпочных грибов. Изучение плесени. Водоросли. Из чего состоит тина. Строение мха. Папоротникообразные. Голосеменные. Разнообразие покрытосеменных растений. Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода. Охрана растений. .Экскурсии в природу (виртуальные и натуральные).


.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Наименование раздела

Содержание

Количество часов

Введение

Биология-наука о живой природе. Методы изучения биологии. Царства живых организмов. Экологические факторы.

6

Живой организм.

Что такое живой организм?

Строение клетки. Химический состав клетки

Жизнедеятельность клетки. Ткани растений. Ткани животных. Органы растений. Системы органов животных. Организм -биологическая система

12

Многообразие живых организмов

Путешествие в царство бактерий. Строение шляпочных грибов. Изучение плесени. Водоросли. Из чего состоит тина. Строение мха. Папоротникообразные. Голосеменные. Разнообразие покрытосеменных растений. Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода. Охрана растений.

16


Итого


34

























Календарно- тематическое планирование 5а


Номер урока

Дата план

Дата факт

Тема урока

Примечание

Введение

1

2.09


Введение в науку биологию. Биология-наука о живой природе.


2

9.09


Методы изучения биологии.


3

16.09


Разнообразие живой природы. Царства живой природы


4

23.09


Среда обитания. Экологические факторы


5

30.09


Среда обитания.(водная, наземно-воздушная)


6

7.10


Среда обитания.(почвенная, организменная)


Живой организм



Строение организма

7

14.10


Что такое живой организм?


8-9

21.10

11.11


Строение клетки. Приготовление препарата клетки кожицы лука


10

18.11


Химический состав клетки


11

25.11


Жизнедеятельность клетки


12

2.12


Ткани растений


13

9.12


Ткани животных


14

16.12


Органы растений



15-16

23.12

13.01


Системы органов животных


17

20.01


Организм-биологическая система


18

27.01


Обобщающий урок


Многообразие живых организмов



Многообразие живых организмов

19

27.01


Как развивалась жизнь на Земле


20

3.02.


Строение и жизнедеятельность бактерий


21

10.02


Бактерии в природе и жизни человека


22

17.02


Грибы. Общая характеристика


23

24.02


Многообразие и значение грибов


24

2.03


Царство растений


25

9.03


Водоросли. Общая характеристика


26

16.03


Многообразие водорослей


27

6.04


Лишайники.

6.04 Лишайники

28

13.04


Мхи

13.04 Мхи

29

20.04


Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники.

https://www.youtube.com/watch?v=zThYumsBgac


5а- https://dnevnik.ru/ad/promo/yaklass?utm_source=dnevnik&utm_medium=appcentet&utm_content=appcenter#%2Ftestwork%2FResults%2F6086269%3Ffrom%3D%252Ftestwork

20.04. Плауны. Хвощи. Папоротники.

5б-https://dnevnik.ru/ad/promo/yaklass?utm_source=dnevnik&utm_medium=appcentet&utm_content=appcenter#%2FTestWork%2FResults%2F6086892%3Ffrom%3D%252FTestWork

30

27.04


Голосеменные растения.

https://www.youtube.com/watch?v=8kmdQxWOWhw

https://www.youtube.com/watch?v=uP8fEVM-dSg


27.04 п.27 работа с текстом, и моделями, подг. Сообщения


31

4.05


Покрытосеменные (Цветковые) растения


https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/pokrytosemennye-ili-tsvetkovye


18.05

32

11.05


Основные этапы развития растений на Земле


https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/proishozhdenie-zhizni-i-razvitie-organicheskogo-mira/etapy-razvitiya-zhizni-na-zemle


18.05

33

18.05


Значение и охрана растений

18.05

34

25.05


Итоговый обобщающий урок. Летние задания




Календарно- тематическое планирование 5б


Номер урока

Дата план

Дата факт

Тема урока

Примечание

Введение

1


4.09

Введение в науку биологию. Биология-наука о живой природе.


2


11.09

Методы изучения биологии.


3


18.09

Разнообразие живой природы. Царства живой природы


4


25.09

Среда обитания. Экологические факторы


5


2.10

Среда обитания.(водная, наземно-воздушная)


6


9.10

Среда обитания.(почвенная, организменная)


Живой организм



Строение организма

7


16.10

Что такое живой организм?


8-9


23.10

6.11

Строение клетки. Приготовление препарата клетки кожицы лука


10


13.11

Химический состав клетки


11


20.11

Жизнедеятельность клетки


12


27.11

Ткани растений


13


4.12

Ткани животных


14


11.12.

Органы растений



15-16


18.12

25.12

Системы органов животных


17


15.01

Организм-биологическая система


18


22.01

Обобщающий урок


Многообразие живых организмов



Многообразие живых организмов

19


29.01

Как развивалась жизнь на Земле


20


5.02

Строение и жизнедеятельность бактерий


21


12.02

Бактерии в природе и жизни человека


22


19.02

Грибы. Общая характеристика


23


26.02

Многообразие и значение грибов


24


4.03

Царство растений


25


11.03

Водоросли. Общая характеристика


26


18.03

Многообразие водорослей


27


1.04

Лишайники.

6.04 Лишайники.

28


8.04

Мхи

13/04 мхи

29


15.04

Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники.

20.04

30


22.04

Голосеменные растения.


31


29.04

Покрытосеменные (Цветковые) растения


32


5.05

Основные этапы развития растений на Земле


33


12.05

Значение и охрана растений


34


19.05

Итоговый обобщающий урок. Летние задания


35


26.05

Резерв




Вариант I

Часть I

Инструкция для обучающихся

К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.



А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:

  1. цитология

  2. энтомология

  3. микология

  4. орнитология

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

  1. неподвижны

  2. состоят из химических веществ

  3. имеют клеточное строение

  4. имеют цвет

АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:

  1. зеркало

  2. увеличительное стекло

  3. штатив

  4. зрительная трубка (тубус)

А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:

  1. митохондрия

  2. ядро

  3. хлоропласт

  4. цитоплазма

А5. Бактерии размножаются:

  1. делением

  2. с помощью оплодотворения

  3. черенкованием

  4. половым путем

А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:

  1. грибы

  2. животные

  3. растения

  4. бактерии

А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:

  1. дыханию

  2. питанию

  3. фотосинтезу

  4. росту и размножению

А8. Торфяным мхом называют:

  1. хвощ полевой

  2. плаун булавовидный

  3. кукушкин лен

  4. сфагнум

А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:

  1. стеблей

  2. цветков

  3. листьев

  4. корней

А10. Цветки характерны для

  1. хвощей

  2. папоротников

  3. голосеменных

  4. покрытосеменных


Часть II

Инструкция для обучающихся

Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).

В1. Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.



3

(В ответ запишите цифру.)

В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка жи­вотных и растений:

  1. Дышит

  2. Питается

  3. Имеет хлоропласты

  4. Растет и делится

  5. Может участвовать в оплодотворении

  6. Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)

В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:

  1. Водоросли

  2. Мхи

  3. Шляпочные грибы

  4. Животных

  5. Одноклеточные грибы

  6. Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)


Часть III

Инструкция для обучающихся

Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.

С1. Что изучает ботаника?

С2. Какого цвета могут быть пластиды?

С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?


Вариант II

Часть I

Инструкция для обучающихся

К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.

А1. Наука, изучающая растения, называется:

  1. Ботаника

  2. Зоология

  3. Анатомия

  4. Микология

А2. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:

  1. зрительную трубку

  2. предметный столик

  3. увеличительное стекло

  4. штатив

АЗ. Каждая клетка возникает путем:

  1. гибели материнской клетки

  2. слияния клеток кожи

  3. деления материнской клетки

  4. слияния мышечных клеток

А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:

  1. орнитология

  2. микология

  3. цитология

  4. энтомология

А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, ра­стений и грибов, не имеет:

  1. цитоплазмы

  2. наружной мембраны

  3. ядра

  4. белков и нуклеиновой кислоты

А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:

  1. морскими водорослями

  2. цветковыми растениями

  3. мхами и лишайниками

  4. папоротниками, хвощами и плаунами

А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного све­та — это:

  1. хлорофилл

  2. фототаксис

  3. хлоропласт

  4. фотосинтез

А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосемен­ных, имеют:

  1. корни

  2. стебли и листья

  3. цветки

  4. семена

А9. Наука, изучающая строение и функции клеток:

  1. орнитология

  2. микология

  3. цитология

  4. энтомология

А10. Важнейший признак представителей царства Расте­ния — это способность к:

  1. дыханию

  2. питанию

  3. фотосинтезу

  4. росту и размножению


Часть II

Инструкция для обучающихся

Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).

В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?



В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:

  1. Координация

  2. Сложение

  3. Измерение

  4. Вычитание

  5. Эксперимент

  6. Наблюдение


В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорос­лями не являются:

  1. Ламинария

  2. Фитофтора

  3. Хламидомонада

  4. Порфира

  5. Хлорелла

  6. Спирогира


Часть III

Инструкция для обучающихся

Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.

С1. Значение растений в природе.

С2. Назовите основные части клетки?

С3. Какие царства живых организмов вы знаете?


  1. Шкала оценивания результатов учащихся.


Количество баллов

Отметка

19-22

5

13-18

4

7-12

3

0-6

2


Ответы к итоговой контрольной работе по биологии для 5 класса


Номер задания

Ответ


Вариант I

Вариант II

А1

1

1

А2

3

3

А3

2

3

А4

3

3

А5

1

3

А6

4

4

А7

3

4

А8

4

3

А9

2

3

А10

4

3

В1

4

3

В2

124

356

В3

356

124

С1

Ботаника – это наука о растениях.

Значение растений в природе: пища животным, участие в фотосинтезе.

С2

Пластиды бывают – бесцветные, зелёные, красные, жёлтые.

Основные части клетки -ядро, цитоплазма, оболочка

С3

Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная.

Существует 4 царства живых организмов - бактерии, грибы, растения, животные.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!