ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/_______/ Ф.И.О. Протокол № ___ от «___»______2019 г | «Согласовано» Заместитель по УВР ________/____________/ Ф.И.О. «_____»___________2019 г | «Утверждаю» Директор ГКОУ СОШ № 1 при ИУ ________/_________/ Ф.И.О. Приказ №____ от «___»_______ 2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
биология
11 класс
Составитель: учитель биологии В.Н. Лизина
Составлена на основе: авторской программы Пасечник В. В. Биология. Базовый уровень. 10—11 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник. — М. : Дрофа, 2017. —25с.
Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. –М.: Дрофа, 2014.
Количество часов: очная форма : 1 час
с. Кочубеевское
2019-2020 уч. год.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 11-х классах являются следующие:
– осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора
жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.);
– постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта;
– использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного) образования;
– приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
– учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
– учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
– использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). Также важную роль в становлении качеств исследователя играют специальные исследовательские задачи и задания в конце глав.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете);
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
– самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
– сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из азличных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
– преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
– представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1, 2, 3 и 4-ю линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.
характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
2-я линия развития – формирование представления о природе как развивающейся системе.
объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова);
приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический смысл;
характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения человека;
характеризовать основные этапы происхождения человека.
3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.
пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);
использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества.
4-я линия развития – овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.
объяснять специфику биологии как науки;
находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
характеризовать основные уровни организации живого;
объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы;
характеризовать основные положения клеточной теории;
перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств живых организмов;
характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза, энергетического обмена и биосинтеза белка;
характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное значение;
объяснять причины многообразия живых организмов;
объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
5-я линия развития – оценка биологического риска взаимоотношений
человека и природы.
характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
6-я линия развития – оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.
применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности;
применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности (профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений окружающей среды).
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
II. Содержание учебного предмета
11 класс
Содержание | Количество часов | Из них – п/р( л/р) | Из них – к/р |
РАЗДЕЛ 1.Основы учения об эволюции | 11 | - | 1 |
РАЗДЕЛ 2.Основы селекции и биотехнология | 4 | - | 1 |
РАЗДЕЛ 3. Антропогенез. | 3 | - | - |
РАЗДЕЛ 4.Основы экологии | 9 | - | - |
РАЗДЕЛ 5.Эволюция биосферы и человека | 7 | - | 1 |
Итого | 34 | 0 | 3 |
III. Календарно – тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование
11 класс 1 час в неделю (34 часа)
№ урока | | Тема | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1.Основы учения об эволюции (10 часов+ 1 час из резерва) 11 |
| | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина Вид, его критерии. | 1 |
| | Диагностическая контрольная работа | 1 |
| | Популяции. Генетический состав популяции. | 1 |
| | Изменения генофонда популяции | 1 |
| | Борьба за существование и её форма | 1 |
| | Естественный отбор и его форма. | 1 |
| | Изолирующие механизмы | 1 |
| | Видообразование. | 1 |
| | Макроэволюция, её доказательства | |
| | Система растений и животных – отображение эволюции | 1 |
| | Главные направления эволюции органического мира | 1 |
РАЗДЕЛ 2.Основы селекции. Биотехнология. (3 часа + 1 час из резерва) 4 |
| | Основные методы селекции и биотехнологии. | 1 |
| | Методы селекции растений, животных, микроорганизмов. | 1 |
| | Современное состояние и перспективы биотехнологии | 1 |
| | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 |
РАЗДЕЛ 3. Антропогенез 3 |
| | Положение человека в системе животного мира | 1 |
| | Основные стадии антропогенеза | 1 |
| | Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение | 1 |
РАЗДЕЛ 4.Основы 9 |
| | Что изучает экология. | 1 |
| | Среда обитания организмов и её факторы | 1 |
| | Местообитание и экологические ниши. | 1 |
| | Экологические сообщества, структура. | 1 |
| | Структура сообщества. | 1 |
| | Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Практическая работа№3 | 1 |
| | Экологическая сукцессия. | 1 |
| | Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. | 1 |
| | Обобщающий урок «Основы экологии» | 1 |
РАЗДЕЛ 5.Эволюция биосферы и человека. 7 |
| | Гипотезы о происхождении жизни. | 1 |
| | Современные представления о происхождении жизни. | 1 |
| | Основные этапы развития жизни на Земле | 1 |
| | Эволюция биосферы. | 1 |
| | Антропогенные воздействия на биосферу | 1 |
| | Контрольная работа за год | 1 |
| | Обобщение курса «Общая биология» | 1 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет Биология
Класс ______________
Учитель Лизина В.Н.
2019-2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |