Рассмотрено «Согласовано» Утверждено
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор _________ Круглова Н.В. ____________ Белова О.В. ___________А.А. Мамаев
«____» августа 2022 г. «_____» августа 2022 г.
Протокол №____
от «____» мая 2022 г.
КГОБУ «Елизовская районная вечерняя (сменная) школа»
Рабочая программа по «Биологии» 11 класс
учителя Мавлюдова Махмуда Омаровича
Учебник: «Биология» авторского коллектива А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (ФГОС программа для общеобразовательной школы 10-11 классы А.А. Каменский, Биология: Общая биология. Москва : Дрофа, 2016).
Уровень:
г. Елизово
2022 -2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ №1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2016. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентации.
Базовый уровень ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Общая биология»
Личностные
- имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира; понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;
- способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
- способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; метапредметных:
- осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационнокоммуникационных технологий;
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решения поставленных задач, оптимизируя материальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью
Познавательные УУД
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий в суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средства и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и.т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать
выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливает связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать свои идеи;
- характеристика содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки.
Содержание ООО по «Общей биологии»
Раздел 1. Основы учения об эволюции (11 ч.).
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Определение биологической эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Роль эволюционной биологии в формировании современной естественной картины мира и решении практических проблем. Развитие эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции: палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, молекулярные. Прямые наблюдения эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции: мутации, рекомбинации, отбор. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Основные направления эволюционного процесса.
Раздел 2. Основы селекции и биотехнологии (3 ч.).
Основы селекции и биотехнологии. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции и биотехнологии. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
Раздел 3. Антропогенез (4 ч.).
Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Основные стадии и движущие силы антропогенеза. Расселение человека по Земле. Происхождение человеческих рас; их единство. Критика расизма и социального дарвинизма.
Раздел 4. Основы экологии (9 ч.).
Экология как наука. Экологические факторы. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, мутуализм. Функциональная и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.
Потоки веществ и превращения энергии в экосистеме. Динамика экосистем и их устойчивость. Основные типы воздействия человека на экосистемы и их результаты. Экосистемы, трансформированные и созданные человеком.
Раздел 5. Эволюция биосферы и человек. (7 ч.).
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы развития органического мира на Земле. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Основные учения об эволюции. | 11 часов |
2. | Основы селекции и биотехнологии. | 3 часа |
3. | Антропогенез. | 4 часа |
4. | Основы экологии. | 9 часов |
5. | Эволюция биосферы и человека. | 7 часов |
| Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Количество часов |
Основы учения об эволюции (11 часов) |
1.1. | | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Вводной инструктаж по ТБ на рабочем месте. | 1 |
1.2. | | Вид, его критерии. Лабораторная работа №1 «Морфологические критерии вида». | 1 |
1.3. | | Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. | 1 |
1.4. | | Борьба за существование и ее формы. | 1 |
1.5. | | Естественный отбор и его формы. Лабораторная работа №2 «Выявление идиоадаптаций у животных. Относительность адаптации». | 1 |
1.6. | | Изолирующие механизмы. Видообразование. | 1 |
1.7. | | Макроэволюция, доказательства. | 1 |
1.8. | | Система растений и животных – отображение эволюции. | 1 |
1.9. | | Главные направления эволюции органического мира. | 1 |
1.10. | | Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». | 1 |
1.11. | | Контрольная работа №1 по теме: «Основы учения об эволюции». | 1 |
Основы селекции и биотехнологии (3 часа) |
2.1. | | Основные методы селекции и биотехнологии. | 1 |
2.2. | | Методы селекции растений и животных. | 1 |
2.3. | | Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии. | 1 |
Антропогенез (4 часа) |
3.1. | | Положение человека в системе органического мира. гипотезы происхождения человека. | 1 |
3.2. | | Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. | 1 |
3.3. | | Расы и их происхождение. | 1 |
3.4. | | Контрольная работа №2 по темам: «Основы селекции и биотехнологии», «Антропогенез». | 1 |
Основы экологии (9часов) |
4.1. | | Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы. | 1 |
4.2. | | Местообитания и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. | 1 |
4.3. | | Конкурентные взаимодействия. Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций. | 1 |
4.4. | | Экологические сообщества. | 1 |
4.5. | | Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществе. | 1 |
4.6. | | Пищевые цепи. Экологические пирамиды. | 1 |
4.7. | | Экологические сукцессия. | 1 |
4.8. | | Влияние загрязнений на живые организмы. | 1 |
4.9. | | Основы рационального природопользования. | 1 |
Эволюция биосферы и человек (7 часов) |
5.1. | | Гипотезы о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 |
5.2. | | Современные представления о происхождении жизни. | 1 |
5.3. | | Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 |
5.4. | | Эволюция биосферы. Основные этапы развития биосферы. | 1 |
5.5. | | Влияние человека на эволюцию биосферы. | 1 |
5.6. | | Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 |
5.7. | | Контрольная работа №3 по темам: «Основы экологии», «Эволюция биосферы и человек». | 1 |
Практические работы:
Практическая работа №1 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».
Лабораторные работы:
Раздел Основы учения об эволюции:
а) «Морфологические критерии вида»;
б) «Выявление идиоадаптации у животных. Относительность адаптации».
Раздел Основы экологии:
а) «Приспособления организмов к влиянию различных экологических факторов»;
б) Составление схем передачи веществ и энергии»;
в) «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем»
Контрольные работы по разделам:
№1 «Основы учения об эволюции»;
№2 «Основы селекции и биотехнологии», «Антропогенез»;
№3 «Основы экологии», «Эволюция биосферы и человек».
Темы творческих работ:
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина. «Система природы» К. Линнея и её значение для развития биологии.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения . Современный этап развития человечества. Человеческие расы.
Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.