СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательная. 

Базовый учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова « Биология: Общая биология.11 класс: базовый уровень»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Лесные озера»

___________________________________________________________________________________________________________________









Рабочая программа

по биологии

11 класс













Составитель:

учитель биологии Липатова О.И.







2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана согласно:

- приказу Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, внесенными Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12, 2015 г. №1577);

- основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ «Лесные озера»;

- программе по биологии для 10–11 классов авторов И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова (М.: Дрофа, 2019);

-учебному плану школы на 2021-2022 учебный год.

Содержание реализуется с помощью учебника «Биология. Общая биология. Базовый уровень» 11 класс / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова.- М.: Просвещение,2021.

В соответствии с образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Биология» в 11 классе отводится 34 часа в год, 1 раз в неделю.


Цели и задачи рабочей программы

Цели изучения биологии в средней школе следующие:

- социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки), ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
- развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания, овладение учебно-познавательными и ценностно- смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
- формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Задачи изучения биологии в средней школе следующие:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.


Планируемые результаты

Личностными результатами обучения биологии в средней школе являются:
- реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам,

- признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей,

- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.

Метапредметными результатами обучения биологии в средней школе являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметные результаты:

По окончании 11 класса обучающийся научится:

- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

- объяснять причины наследственных заболеваний;

- выявлять изменчивость у организмов;

- объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

- объяснять последствия влияния мутагенов;

- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.


По окончании 11 класса обучающийся получит возможность научиться:

- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

- характеризовать современные направления в развитии биологии, описывать их возможное использование в практической деятельности;

- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.





Содержание учебного предмета

Глава 1. ВИД (20 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1. «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Лабораторная работа №2. «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Лабораторная работа №3. «Анализ и оценка различных гипотез проис­хождения жизни».

Лабораторная работа №4 « Анализ и оценка различных гипотез проис­хождения человека».

.


Глава 2. ЭКОСИСТЕМЫ (13 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.


Лабораторные работы

Лабораторная работа №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем».

Лабораторная работа №6 «Составление схем передачи вещества и энер­гии в экосистеме».

Лабораторная работа № 7 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах» (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.)

Лабораторная работа №8 «Анализ и оценка глобаль­ных экологических проблем и путей их реше­ния».



Заключение (1ч.)











Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Число практических, лабораторных работ, экскурсий

1.

История эволюционных идей


4

-

2.

Современное эволюционное учение


9

2

3.

Происхождение жизни на Земле

3

1

4.

Происхождение человека

4

1

5.

Экосистемы

13

4

6.

Заключение

1

-

Итого

34

8

























У Т В Е Р Ж Д А Ю


Директор МБОУ СОШ «Лесные озера»


___________________ В.В.Николаева



К А Л Е Н Д А Р Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н на 2021/2022 учебный год


Липатова Ольга Ивановна Биология 11Б класс

Ф.И.О. учителя предмет классы

Количество часов в неделю / год 1/34 Программа общеобразовательная

Базовый учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова « Биология: Общая биология.11 класс: базовый уровень»

Ф.И.О. автора, название учебника


п/п

Тема

Кол-во часов

Даты проведения

по плану

факт

по плану

факт

1

2

3

4

5

6


Глава 1. Вид

Тема 1. История эволюционных идей

20

4




1

Развитие биологии в додарвиновский период.

1




2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1




3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1




4

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

1





Тема 2. Современное эволюционное учение

9




5

Вид: критерии и структура. Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологиче­скому критерию».

1




6

Популяция – структурная единица вида.

1




7

Популяция – единица эволюции.

1




8

Факторы эволюции.

1




9

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

1




10

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

1




11

Видообразование как результат эволюции.

1




12

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

1




13

Доказательства эволюции органического мира.

1





Тема 3. Происхождение жизни на Земле

3




14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Лабораторная работа №3 «Анализ и оценка различных гипотез проис­хождения жизни».

1




15

Современные взгляды на развитие жизни.

1




16

Развитие жизни на Земле.

1





Тема 4. Происхождение человека

4




17

Гипотезы происхождения человека. Лабораторная работа №4 « Анализ и оценка различных гипотез проис­хождения человека».

1




18

Положение человека в системе животного мира.

1




19

Эволюция че­ловека

1




20

Человеческие расы.

1





Глава 2. Экосистемы

Тема 1. Экологические факторы

13

3




21

Организм и среда. Экологические факторы.

1




22

Абиотические факторы среды.

1




23

Биотические факторы среды

1





Тема 2. Структура экосистем

4




24

Структура экосистем. Лабораторная работа №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем».

1




25

Пищевые связи. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Лабораторная работа №6 «Составление схем передачи вещества и энер­гии в экосистеме».

1




26

Причины устойчивости и смены экосистем.

1




27

Влияние человека на экосистемы. Лабораторная работа № 7 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах» (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.)

1





Тема 3. Биосфера – глобальная экосистема

2




28

Биосфера – глобальная экосистема.

1




29

Роль живых организмов в биосфере.

1





Тема 4. Биосфера и человек

4




30

Биосфера и человек.

1




31

Основные экологические проблемы современности.

1




32

Пути решения экологических проблем. Лабораторная работа №8 «Анализ и оценка глобаль­ных экологических проблем и путей их реше­ния».

1




33

Роль биологии в будущем.

1





Заключение

1




34

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 11 класса.

1





Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель ____________________

подпись

Заключение зам. директора по УВР ___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

подпись





23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!