СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»



Филиал «Морд.Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия



Рассмотрено/принято:

Заседание МО

протокол №___ от «____»______2020г.

______________/Вельмякина Е.Н.



Утверждаю:

Директор школы

________________/Силантьев А.Н.

Приказ №_____ от «___»______2020 г.




Рабочая программа по предмету

«Биология»

11 класс







Программа: авторская программа под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) «Биология 5-9 классы», М.: Дрофа, 2017г.;

Учебник: А.А Каменский, Е.А. Криксунов. В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа :2016

Количество часов: 68 часов

Составитель: учитель биологии Рогачева Наталья Михайловна















С.Морд.Коломасово – 2020г.







Курс биологии на ступень среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаков – уровневой организации и эволюции поэтому программа сведения об общих биологический закономерностях , проявляющихся на разных уровнях организаций живой природы.

Основа отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведения человека, в окружающей среде востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляет ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные разделы курса: Биология как наука. Методы научного познания; Основы цитологии; Размножение и индивидуальное развитие организмов; Генетика; Основы учения об эволюции; Основы экологии и пр.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне, направленном на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологический системах (клетка, организм, вид, экосистема);

история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науке в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношениях в природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний.





Предметными результатами освоения учащимися 11 класса программы по биологии являются:


1
. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии выпускник должен

знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).









































Содержание программы.

Эволюционное учение - 12 часов

Развитие Дарвинизма. Вид, его критерии. Популяции. Генетический состав популяции. Борьба за существование. Естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Главные направления эволюции.

Обучающиеся должны знать: что такое биологический вид, популяция; как полезные изменения закрепляются в популяции под действием естественного отбора, как происходит накопление различий между популяциями одного вида и их изоляция друг от друга; как происходит образование новых видов; что такое микро- и макроэволюция, каковы основные закономерности этих процессов.

Обучающиеся должны уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, общность происхождения и эволюцию растений и животных; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; классифицировать биологические объекты.

Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»;

Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»;

Основы селекции и биотехнологии – 4 часа

Основные методы селекции и биотехнологии. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Обучающиеся должны знать: о задачах селекции и биотехнологии; о методах, применяемых в селекции и биотехнологии; о достижениях селекции; о перспективах развития селекции и биотехнологии.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов и биотехнологии; проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Лабораторная работа №3 «Искусственный отбор и его результаты как одного из методов селекции»

Антропогенез – 4 часа

Положение человека в системе животного мира. Стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы.

Обучающиеся должны знать: систематическое положение человека; основные этапы антропогенеза; о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека; о человеческих расах.

Обучающиеся должны уметь: определять принадлежность человека к определённым систематическим группам, родство человека с млекопитающими животными; характеризовать стадии и движущие силы антропогенеза; сравнивать расы человека.

Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Основы экологии -10 часов

Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы. Основные типы экологических взаимодействий. Экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Загрязнения окружающей среды. Основы рационального природопользования.

Обучающиеся должны знать: что изучает экология; в чём значение факторов среды; какую роль играют условия внешней среды и внутренние свойства популяционной группы; о различных типах взаимодействия организмов; о составе и свойствах экосистемы; о потоках энергии и круговороте веществ.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; анализировать воздействие факторов окружающей среды, пищевые цепи и экологические пирамиды; оценивать последствия деятельности человека на окружающую среду.

Лабораторная работа №4 «Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности»; Пр/р №2 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Эволюция биосферы и человек – 5 часов

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Обучающиеся должны знать: об основных гипотезах происхождения жизни; об основных этапах эволюции биосферы; о месте и роли человека в биосфере.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать биологическое разнообразие биосферы; анализировать гипотезы и представления о происхождении жизни, этапы развития жизни; оценивать антропогенное воздействие на биосферу.

Практическая работа №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле» Итоговый контроль знаний по изученному курсу – 1час











Формы и методы организации учебного процесса.


При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции;

  • лабораторно-практические занятия;

  • экскурсии

Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный, самостоятельные и контрольные работы, а также защиту проектов. Для контроля и коррекции знаний будут использоваться методы устного, письменного, лабораторного, компьютерного контроля. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся используются задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ.

Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приемы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.












Тематическое планирование по биологии 11 класс


Наименование темы


Кол-во часов


Лабораторные и практические работы



Контрольные работы

1.Основы учения об эволюции


10

Л.Р.№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Л.Р№2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»


Контрольная работа №1 «Эволюция»

2.Основы селекции и биотехнологии

4


Л/р №3 «Искусственный отбор и его результаты как одного из методов селекции»



3.Антропогенез

4

П.Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»


Контрольная работа №2 «Антропогенез»

4.Основы экологии

12

Л/р №4 «Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности» П.Р №2 «Составление схем передачи веществ и энергии
( цепей питания)»


Контрольная работа №3 «Основы Экологии»

5.Эволюция биосферы и человек

4

П.Р.№3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»



Итоговая контрольная работа №4

Итого:


34

7

4

Календарно-тематическое планирование по предмету
«Биология» 11 класс на 2020-21учебный год

34 ч/год (1 ч/нед.)

п/п

Тема урока

Вид занятия

Всего часов

Лабораторные и практические работы, контроль знаний

Дата проведения занятия по плану

Дата проведения занятия фактическая


Эволюционное учение (12 ч)



1.


Основные этапы развития эволюционных идей. Основные положения теории Ч.Дарвина

Изучение нового материала

1ч..

 

 



2.

Вид. Критерии вида. Л/Р №1

практикум

1ч.

Л/Р№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию». (ПТБ).



3.

Популяция. Генетический состав популяций

Комбинирован-ный урок

1ч.




4.

Изменение генофонда популяций.

Комб.

1ч.




5.

Борьба за существование и её формы.

Комб.

1ч.




6.

Естественный отбор и его формы. Л/Р№2

практикум

1ч.

Л/Р№2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» (ПТБ).



7.

Изолирующие механизмы

Комб.

1ч.




8.

Видообразование. Микроэволюция.

Комб.

1ч.




9.

Макроэволюция, её доказательства

Комб.

1ч.




10.

Система растений и животных – отображение эволюции

Комб.

1ч.




11.

Главные направления эволюции. Л/Р №3

практикум

1ч.




12.

Повторение и обобщение материала по теме «Эволюционное учение». Зачет.

Контроль и учет знаний

1ч.

Контрольный зачет



Основы селекции и биотехнологии (4ч)

13

Основные методы селекции и биотехнологии

Изучение нового материала

1ч.

Л/Р№4»Искусственный отбор и его результат как одного из методов селекции»



14.

Методы селекции растений

Комб.

1ч.

 



15.

Методы селекции животных

Комб.

1ч.

 



16.

Селекция микроорганизмов и современное состояние биотехнологии

Комб.

1ч.




Антропогенез (4 часа)

17.

Положение человека в системе животного мира.

Изучение нового материала

1ч.

 



18.

Основные стадии антропогенеза

Комб.

1ч.




19.

Движущие силы антропогенеза. Прародина человека.

практикум

1ч.

П/Р№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»



20.

Расы и их происхождение. Повторение и обобщение материала по теме «Селекция и биотехнология. Антропогенез»

Повторение и обобщение изученного материала

1ч.

Самостоятельная работа




Основы экологии (10 часов)



21.

Экология. Экологические факторы.

Изучение нового материала

1ч.

 



22.

Экологические ниши.


Комб.

1ч.




23.

Типы экологических взаимодействий.

Комб.

1ч.




24.

Экологические характеристики. Динамика популяций.

Комб.

1ч.




25.

Экологические сообщества, их структура.

Комб.

1ч.




26.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.

практикум

1ч.

П/Р№2 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»



27.

Экологическая сукцессия

Комб.

1ч.




28.

Рациональное природопользование.

практикум

1ч.

Л/Р №4 «Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности»



29.

Повторение и обобщение темы «Основы экологии»


Повторение и обобщение изученного материала






Эволюция биосферы и человек (5 часов)



30

Гипотезы о происхождении жизни на Земле.

Изучение нового материала

1ч.

 



31.

Современные представления о происхождении жизни. П/Р

практикум

1ч.

П/Р №2«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле»



32.

Основные этапы развития жизни на Земле. Понятие о биосфере. Эволюция биосферы.

Комб.

1ч.




33.

Антропогенное воздействие на биосферу. Повторение и обобщение материала по изученному курсу

Повторение и обобщение изученного материала

1ч.

семинар



34.

Итоговое контрольное тестирование по материалу изученного курса

Контроль и учет знаний

1ч.

Итоговый контрольный зачет





















Литература для учителя

1. А.А Каменский, Е.А. Криксунов. В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа :2006

  1. Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс. М. Экзамен :2006.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.

  3. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

  4. И.В.Лысенко . Поурочные планы для преподавателей. Волгоград,2009.

  5. Каминова Г.С. ЕГЭ.

  6. Усольцева И.В. Контрольно измерительные материалы. Биология 10-11 класс, Курган, 2009

  7. Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2010.

  8. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.

  9. Янутение С.А. Модульное обучение биологии. Первое сентября. Биология.№ 15,16,17,18,19,

20,23,24\2005, 2,3\2010.

Дополнительная:

Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.

Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция орга­нического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука,

Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.

Литература для учеников

  1. А А Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа .2006

2.Сборники по подготовке к ЕГЭ 2016-2020гг

Дополнительная:

1.Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.

Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

2.Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция орга­нического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука,

3.Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы ( учебное электронное издани

2.Мультимедийное пособие «1 С: Школа.Биология 11 класс»

3. Мультимедийное пособие «ЕГЭ .Биология .2011» ,Дрофа

4. Мультимедийное пособие « Общая биология 11 класс» приложение к учебнику, ООО «Дрофа», 2010

http://window.edu.ru

http://mmc.berdsk-edu.ru

http://edu.of.ru

www.alleng.ru/d/bio/bio

www.chgaki.ru



Тематический тест по теме «Эволюционное учение»

1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

а. формулировании биогенетического закона

б. создании первой эволюционной теории

в. разработке теории естественного отбора

г. создании закона наследственных рядов.


2. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

а. борьба за существование

б. наследственная изменчивость

в. естественный отбор

г. все перечисленные.


3. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

а. определенная

б. модификационная

в. групповая

г. мутационная.


4. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

а. наследственной изменчивости

б. борьбы за существование

в. вымирания

г. видообразования.


5. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

а. борьбу с неблагоприятными условиями

б. внутривидовую

в. межвидовую

г. все перечисленные формы в равной степени.


6. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

а. создает новые виды

б. доставляет материал для эволюции

в. закрепляет созданный в процессе эволюции материал

г. сохраняет наиболее полезные изменения.


7. Естественный отбор действует на уровне:

а. отдельного организма

б. популяции

в. вида

г. биоценоза.

8. Движущая форма отбора обычно приводит к:

а. уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции

б. сужению прежней нормы реакции

в. расширению прежней нормы реакции
г. сдвигу прежней нормы реакции.


9. Результатом действия естественного отбора не является:

а. приспособленность организмов к среде обитания

б. многообразие органического мира

в. борьба за существование

г. совершенствование организации живых существ.


10. Изоляция — это фактор эволюции, который:

а. не влияет на скорость видообразования популяции внутри вида

б. замедляет процесс формирования приспособленности

в. не препятствует смешиванию

г. ускоряет эволюционный процесс.

11. Гомологичными органами являются:

а. лапа кошки и нога мухи

б. глаз человека и глаз паука

в. чешуя рептилий и перья птиц

г. крыло бабочки и крыло птицы.


12. Аналогичными органами являются:

а. жабры рака и жабры рыбы

б. лапа собаки и крыло птицы

в. листья березы и иголки кактуса

г. все перечисленные пары.


13. Микроэволюция приводит к образованию новых:

а. семейных групп

б. подвидов и видов

в. родов

г. отрядов и семейств.


14. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем:

а. ароморфоза

б. идиоадаптации

в. общей дегенерации

г. направленной эволюции.


15. К идиоадаптации следует отнести:

а. многоклеточность

б. четырехкамерное сердце млекопитающих

в. игольчатые листья растений пустынь

г. все перечисленные эволюционные приспособления.


16. Примером ароморфоза является:

а. уплощение тела у донных рыб

б. покровительственная окраска

в. отсутствие кишечника у паразитических червей

г. возникновение полового процесса





Тематический тест по теме: «Селекция растений”

Выпишите номера правильных суждений.

1. Задачи селекции состоят в создании новых и улучшение существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

2. И.В. Мичурин пользовался основным методом гибридизации и отбором.

3. Полиплодия - это перестройка хромосом.

4. Сорт яровой пшеницы Саратовская-29 вывел П.П. Лукьяненко.

5. И.В. Ремесло вывел высокоурожайные сорта Мироновская-264, Мироновская-808, Мироновская юбилейная, Ильичевка.

6. Академик П.П. Лукьяненко создал ряд высокоурожайных сортов озимой пшеницы Безостая-1, Кавказ, Аврора.

7. Большинство сортов, полученных И.В. Мичуриным, представляет собой сложные гетерозиготы.

8. Впервые способы преодоления бесплодия межвидовых гибридов разработал Н.И. Вавилов.

9. При скрещивании разных сортов растений, а также при межвидовом скрещивании, наблюдается эффект гетерозиса.

10. Совокупность культурных растений одного вида искусственно созданная человеком называется породой.

11. М.И. Хаджинов занимался выведением новых сортов кукурузы.

12. В.С. Пустовойт вывел сорта подсолнечника: Передовик, Армарвиский, Зеленка-368, Салют, Заря, Восход.

13. А.Н. Луткова, П.В. Засимович работали по выведению новых сортов сахарной свеклы.

14. В результате гибридизации пшеницы с рожью Цицин получил новое культурное растение тратикале.

15. Башкирский ученый-селекционер А.С. Кунакбаев вывел сорт озимой ржи Чулпан-3.

(Номера правильных ответов: 1, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15).





В конце урока ученикам предлагается решить биологические задачи:

1. Многие культурные растения, например пшеница, картофель, овёс, сахарная свекла полиплоиды. Они обладают хорошей урожайностью и большой устойчивостью к действию неблагоприятных факторов по сравнению со своими дикими сородичами. Какому типу изменчивости относится полиплоидия, и почему она повышает продуктивность особей?

2. Существует выражение: “Человека кормят и одевают полиплоиды”. Как это объяснить?

3. При подборе родительских пар для гибридизации И.В. Мичурин широко использовал географические удаленные формы. Таким образом был создан сорт яблони Бельфлер-китайка, полученный в результате гибридизации китайской яблони из Сибири и американского Бельфлера жёлтого. Объясните, почему И.В. Мичурин большое внимание уделял скрещиванию географически удаленных форм.

4. Известно, что в блокадном Ленинграде работники Всесоюзного института растениеводства бережно хранили коллекцию семян зерновых культур, созданную Н.И. Вавиловым на основе образцов, привезенных из многочисленных экспедиций в страны разных географических широт. Объясните, в чём заключается уникальность данной коллекции.



































Тематический тест по теме: «Возникновение жизни на Земле»

1.

Жизнь занесена на нашу планету извне. Это - гипотеза

панспермии

стационарного состояния жизни

креационизма

биохимической эволюции жизни



2.

 Дж. Холдейн полагал, что решающую роль в превращениях неживого в живое принадлежит

белкам

нуклеиновым кислотам

липидам

углеводам





3.

Какое вещество в ходе эволюции совмещало в себе и каталитические, и информационно-генетические функции

белки

ДНК

РНК

РНК и ДНК



4.

Происхождение каких органоидов объясняет симбиотическая теория 

рибосом

митохондрий

пластид

лизосом

комплекса Гольджи



5.

Какой способ получения энергии появился первым

хемосинтез

фотосинтез

брожение

гликолиз

аэробное окисление



6.

Какие крупнейшие ароморфозы возникли в архейскую эру

многоклеточность

хлорофилл

ядро

половые клетки

ткани и органы



7.

Выходу растений на сушу способствовали появление и развитие у них

покровной, проводящей, всасывающей,механической тканей

хорошо развитых ризоидов

корней, листьев, стеблей

половых клеток

семени





8.

Ароморфозы, способствовавшие расцвету млекопитающих

постоянная температура тела

живорождение

забота о потомстве

откладывание яиц

выкармливание детёнышей молоком



9.

Древние членистоногие - . Предки земноводных - . Первые земноводные - . Древняя птица - . Первые наземные растения - . Первые семенные растения - .



10.  1. Почему в конце палеозоя вымирали споровые растения и земноводные животные?

2.Какие преимущества имеет семя по сравнению со спорой?

3. Докажите, что птицы произошли от пресмыкающихся.

Тематический тест по теме: «Антропогенез»



Из перечня признаков, свойственных человеку, выделить признаки сходства с человекообразными обезьянами (I  вариант) и признаки различия с ними (II вариант).

 

1. Четыре группы крови.

2. Пара сосков молочных желез.

3. S-образная форма позвоночника.

4. Конечности хватательного типа.

5. 46 хромосом.

6. Наличие подбородочного выступа.

7. Редукция хвостового отдела позвоночника.

8. Членораздельная речь.

9. Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым.

10. Ногти на пальцах.

11. Развитие мимической мускулатуры.

12. Наличие резус-фактора.

13. Рука орган труда.

14. Рождение одного детеныша.

15. Выпрямленность конечностей в коленном суставе.

16. Сводчатая стопа.

17. Развитые ключицы.

18. Значительная редукция волос на теле.

19. Отсутствие надбровного валика.

20. Аппендикс.




Тематический тест по теме «Основы экологии».



I.Выберите один правильный ответ.

1. К биотическим факторам окружающей среды относят:

А) образование озона

Б) отношение хищников и жертв

В) затопление пастбищ при половодье

Г) использование гербицидов для борьбы с сорняками


2. Действие антропогенного фактора на живую природу не носит закономерного характера, поэтому у организмов:

А) постоянно возникают мутации

Б) не сформировались к нему приспособления

В) выработались к нему защитные реакции

Г) большинство мутаций сохраняется естественным отбором


3. Прирост биомассы в экосистеме за единицу времени называется:

А) производительностью В) продукцией

Б) прибылью Г) эффективностью


4. В биоценозе организмы-производители органического вещества, его потребители и разрушители тесно связаны между собой:

А) сходством способа питания В) происхождением

Б) сходным строением Г) пищевыми связями


5. Автотрофами в биоценозе являются:

А) редуценты

Б) продуценты

В) консументы I порядка

Г) консументы II порядка


6. Конкурентные отношения в лесном биоценозе существуют между волком и:

А) рысью

Б) зайцем

В) лосем

Г) кабаном


7. Биологическое разнообразие в экосистеме озера поддерживается:

А) размножением организмов

Б) длинными цепями питания

В) сезонными изменениями уровня воды

Г) «цветением» воды в летний период


8. От загрязнения окружающей среды в большей степени страдают хищники, т.к. они:

А) обладают большей подвижностью

Б) имеют высокую скорость роста

В) являются конечными звеньями в цепях питания

Г) имеют широкий ареал обитания


9. Природные территории, полностью изъятые из хозяйственной деятельности человека:

А) ботанические сады

Б) национальные парки

В) заказники

Г) заповедники


II. Выберите несколько правильных ответов:

  1. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, т.к. в ней:

А) боле плодородная почва

Б) больше видов

В) более длинные разветвленные цепи питания

Г) есть продуценты, консументы и редуценты

Д) замкнутый круговорот веществ

Е) сложная пищевая сеть

  1. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что:

А) численность деревьев сокращается в результате лесного пожара

Б) волки ограничивают рост численности кабанов

В) массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев

Г) численность белок зависит от урожая семян ели

Д) популяция кабанов полностью уничтожается волками

Е) совы и лисицы ограничивают рост численности мышей


III. Установите последовательность:

  1. Трофических звеньев в цепи питания:

А) зоопланктон

Б) чайки

В) мелкие рыбы

Г) хищные рыбы

Д) фитопланктон



  1. Установите последовательность процессов, происходящих при развитии первичной сукцессии на субстратах, не затронутых почвообразованием:

А) развитие травянистой растительности

Б) почвообразование

В) развитие накипных и листовых лишайников

Г) развитие кустарниковой растительности

Д) развитие кустистых лишайников и мхов


IV. Дайте полный развернутый ответ на вопрос:

Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности слизней, обитающих в лесу и питающихся растениями?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!