СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование на 1 час

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов


1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 

2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни; 

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. 


Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются: 

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; 

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. 


Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового уровня являются: 

B познавательной (интеллектуальной) сфере

1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки; 

2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения 

энергии в экосистемах и биосфере); 

3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; 

4) приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов; 

5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой; 

6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); 

7) описание особей видов по морфологическому критерию; 

8) выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях; 

9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножения) и формулировка выводов на основе сравнения. 

B ценностно-ориентационной сфере

1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников; 

2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). 

B сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов. 

B сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде. 


































2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Биология как комплекс наук о живой природе 

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. 

Лабораторные работы.

Лабораторная работа 1«Использование различных методов при изучении биологических объектов

Лабораторная работа 2 «Механизмы саморегуляции».

Лабораторная работа 3 «Обнаружение Липидов, углеводов, белков с помощью качественных реакций»

Лабораторная работа 4 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)»


Структурные и функциональные основы жизни 

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. 

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. 

Вирусы ― неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. 

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. 

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.Соматические и половые клетки. 

Лабораторные работы.


Лабораторная работа 5 «Техника микроскопирования».

«Сравнение строения клеток растений, животных грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».


Лабораторная работа 6 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука».

Лабораторная работа 7 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений».

Лабораторная работа 8 «Наблюдение движения цитоплазмы на примере листа элодеи».

Лабораторная работа 9«Сравнение строения клеток растений, животных,

грибов и бактерий».

Практическая работа 1 Решение элементарных задач по молекулярной биологии.




Название раздела

Количество часов

1

Биология как комплекс наук о живой природе

5

2

Структурные и функциональные основы жизни

30


1.Молекулярный уровень организации живой природы

13


2.Клеточный уровень организации живой природы

17


35



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,

в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тематическое планирование по биологии для 10 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО

создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

  1. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  2. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  3. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

  4. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;



п/п

Наименование

разделов, тем

Количество часов

Дата

по плану

фактически


Биология как комплекс наук о живой природе

5



1

Биология в системе наук




2

Объект изучения биологии.





3

Методы научного 

познания в биологии Лабораторная работа 1 «Использование различных методов при зучении биологических объектов




4

Биологические системы 

и их свойства. Лабораторная работа 2 «Механизмы саморегуляции». 




5

Обобщающий урок по теме: «Биология как комплекс наук о живой природе»





Структурные и функциональные основы жизни





Молекулярный уровень организации живой природы

13



6

Молекулярный уровень: общая характеристика 




7

Неорганические вещества: вода, соли 




8

Липиды, их строение и функции.




9

Углеводы, их строение и функции.




10

Белки, состав и структура.




11

Белки. Функции белков




12

Лабораторная работа 3 «Обнаружение 

Липидов, углеводов, белков с помощью качественных реакций» 




13

Ферменты - Биологические катализаторы. Лабораторная работа 4 «Каталитическая 

активность ферментов (на примере 

амилазы)»




14

Нуклеиновые кислоты: 

ДНК и РНК




15

АТФ и другие нуклеотиды. 




16

Витамины




17

Вирусы




18

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»





Клеточный уровень организации живой природы

17



19

Клеточный уровень: общая 

характеристика. Клеточная 

теория.  Лабораторная работа № 5 Техника микроскопирования«Сравнение 

строения клеток растений, животных грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». 




20

Строение клетки. 

Клеточная мембрана. Цитоплазма. Клеточный центр. Цитоскелет 

Лабораторная работа № 6 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука».  




21

Рибосомы. Ядро Эндоплазматическая сеть.




22

Вакуоли.Комплекс Гольджи.Лизосомы. Лабораторная работа № 7 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений». 




23

Митохондрии. Пластиды.Органоиды движения. Клеточные включения. Лабораторная работа8 «Наблюдение движения цитоплазмы на примере листа элодеи». 




24

Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов. Лабораторная работа 9 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». 




25

Обобщающий урок по теме «Особенности строения клеток живых организмов»




26

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.




27

Энергетический обмен в клетке.




28

Типы клеточного питания. Фотосинтез. Хемосинтез




29

Пластический обмен: биосинтез белков




30

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.




31

Деление клетки. Митоз.




32

Деление клетки. Мейоз. Половые клетки. Практическая работа «Решение элементарных задач по молекулярной биологии». 




33

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»




34

Обобщающий урок конференция по итогам учебно- исследовательской 

и проектной деятельности 




35

Годовая промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа (итоговый контрольный тест)





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!