Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 390 Красносельского района Санкт-Петербурга.
« Рекомендовано к использованию» « Утверждаю»
Протокол педсовета № Приказ №
от «___»_________2019 от «____» _________2020
Директор
__________Л.В.Иванова
Рабочая программа
по астрономии
для 11 классов.
Автор-составитель
Учитель: Надел Л.Н.
Санкт-Петербург
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования ГБОУ СОШ №390 на 2019-2020 и примерной программы основного общего образования «Астрономия-11»; М. «,Просвещение», 2014, учебного плана ГБОУ СОШ №390 Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
В ней отводится 34 часа для изучения астрономиив 11 классе (1 учебный час в неделю), по Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации
Количество учебных недель 34
Количество плановых контрольных работ 4
Особенности организации учебного процесса по предмету
При реализации рабочей программы используется учебник «Астрономия-11» Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута. входящий в Федеральный перечень, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Особенно важное значение в преподавании астрономии имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.
Формы организации учебного процесса.
Основной формой обучения является урок.
В качестве других форм организации учебного процесса применяются:
-экскурсии,
-проектная система,
-домашняя работа,
-внеклассная учебная работа (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы).
По параметру «количество» выделяют следующие формы работы:
индивидуальная,
групповая,
фронтальная,
коллективная.
Программа предусматривает проведение следующих типов уроков:
1. Урок изучения нового материала
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков
3. Урок обобщения и систематизации знаний
4. Урок контроля
5. Комбинированный урок
6.Урок-диалог
7.Урок-консульация
8. Урок-практикум по решению задач
9.Лабораорная работа
10.Проблемно-поисковое занятие
Методы контроля.
1.Письменный контроль (контрольная работа, тестирование, зачет, экзамен).
2.Устный контроль (индивидуальный или фронтальный опрос, устный зачет, устный экзамен).
3.Лабораторный контроль.
4.Контроль при помощи компьютера.
Стр.2
Учебно-методический комплекс
№ п\п | Авторы,составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | Б.А.Воронцов-Вельяминов Е.К.Страут | Астрономия-11 (учебник) | 2018 | М:»ВЕРТИКАЛЬ» |
2. | Б.А.Воронцов-Вельяминов Е.К.Страут | Астрономия. 11 класс. Проверочные и контрольные работы к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута. Базовый уровень | 2018 | М:»ВЕРТИКАЛЬ» |
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
Обучающиеся должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимоеи реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Стр3.
Астрономиф как наука выступает в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения астрономии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение астрономии как составной части общего образования состоит в том, что, она вооружает школьника Научным методам познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Стр.4
Содержание учебного предмета.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Содержание курса |
1 | Введение в астрономию | 6 | Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении). |
2 | Строение Солнечной системы | 5 | Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера — законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы). |
3 | Физическая природа тел Солнечной системы. | 6 | Система «3емля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). |
4 | Солнце и звезды | 10 | Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон — протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса—светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). |
5 | Строение и эволюция Вселенной. | 7 | Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций). |
Тематическое планирование.
№ п/п | Название разделов тем | Всего часов | В том числе на |
| контрольные работы |
1 | Введение в астрономию | 6 | | 1 |
2 | Строение Солнечной системы | 5 | | 1 |
3 | Физическая природа тел Солнечной системы. | 6 | | 1 |
4 | Солнце и звезды | 10 | | 1 |
5 | Строение и эволюция Вселенной. | 7 | | 1 |
6 | Всего | 34 | | 5 |