СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии для 11 классов.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии для 11 классов.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 390 Красносельского района Санкт-Петербурга.



« Рекомендовано к использованию» « Утверждаю»

Протокол педсовета № Приказ №

от «___»_________2019 от «____» _________2020

Директор

__________Л.В.Иванова



Рабочая программа

по астрономии

для 11 классов.







Автор-составитель

Учитель: Надел Л.Н.







Санкт-Петербург

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования ГБОУ СОШ №390 на 2019-2020 и примерной программы основного общего образования «Астрономия-11»; М. «,Просвещение», 2014, учебного плана ГБОУ СОШ №390 Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.

В ней отводится 34 часа для изучения астрономиив 11 классе (1 учебный час в неделю), по Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации

Количество учебных недель 34

Количество плановых контрольных работ 4


Особенности организации учебного процесса по предмету

При реализации рабочей программы используется учебник «Астрономия-11» Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута. входящий в Федеральный перечень, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Особенно важное значение в преподавании астрономии имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.

Формы организации учебного процесса.

Основной формой обучения является урок.

В качестве других форм организации учебного процесса при­меняются:

-экскурсии,

-проектная система,

-домашняя работа,

-внеклассная учебная работа (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы).

По параметру «количество» выделяют следующие формы ра­боты:

  • индивидуальная,

  • групповая,

  • фронтальная,

  • коллективная.

Программа предусматривает проведение следующих типов уроков:

1. Урок изучения нового материала

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков

3. Урок обобщения и систематизации знаний

4. Урок контроля

5. Комбинированный урок

6.Урок-диалог

7.Урок-консульация

8. Урок-практикум по решению задач

9.Лабораорная работа

10.Проблемно-поисковое занятие


Методы контроля.

1.Письменный контроль (контрольная работа, тестирование, зачет, экзамен).

2.Устный контроль (индивидуальный или фронтальный оп­рос, устный зачет, устный экзамен).

3.Лабораторный контроль.

4.Контроль при помощи компьютера.

Стр.2

Учебно-методический комплекс

п\п

Авторы,составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

Б.А.Воронцов-Вельяминов

Е.К.Страут

Астрономия-11 (учебник)

2018

М:»ВЕРТИКАЛЬ»

2.

Б.А.Воронцов-Вельяминов

Е.К.Страут

Астрономия. 11 класс. Проверочные и контрольные работы к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута. Базовый уровень

2018

М:»ВЕРТИКАЛЬ»

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.

Обучающиеся должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимоеи реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Стр3.

Астрономиф как наука выступает в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения астрономии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение астрономии как составной части общего образования состоит в том, что, она вооружает школьника Научным методам познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.







































Стр.4


Содержание учебного предмета.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Содержание курса

1

Введение в астрономию

6

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изме­нение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система коорди­нат, изменение горизонтальных координат, кульми­нации светил). Изменение вида звездного неба в тече­ние года (экваториальная система координат, види­мое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и гео­графическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географиче­ской широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

2

Строение Солнечной системы

5

Видимое движение планет (петлеобразное движе­ние планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелио­центрическая система мира, становление гелиоцент­рического мировоззрения). Законы Кеплера — зако­ны движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, опре­деление размеров тел Солнечной системы).


3

Физическая природа тел Солнечной системы.

6

Система «3емля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнеч­ные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные поро­ды). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, мете­оры и болиды, метеорные потоки).


4

Солнце и звезды

10

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, враще­ние, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон — протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспекти­вы использования солнечной энергии, коротковолно­вое излучение, радиоизлучение, корпускулярное из­лучение, проблема «Солнце — Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движе­ния и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химиче­ский состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристи­ками звезд (диаграмма «спектр—светимость», соотно­шение «масса—светимость», вращение звезд различ­ных спектральных классов). Двойные звезды (оптиче­ские и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спут­ники звезд). Физические переменные, новые и сверх­новые звезды (цефеиды, другие физические перемен­ные звезды, новые и сверхновые).


5

Строение и эволюция Вселенной.


7

Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космиче­ские лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радио­излучение). Другие галактики (открытие других га­лактик, определение размеров, расстояний и масс га­лактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Все­ленной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Сол­нечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении пла­нет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселен­ной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).





Тематическое планирование.

№ п/п

Название разделов тем

Всего часов

В том числе на


контрольные

работы

1

Введение в астрономию

6


1

2

Строение Солнечной системы

5


1

3

Физическая природа тел Солнечной системы.

6


1

4

Солнце и звезды

10


1

5

Строение и эволюция Вселенной.


7


1

6

Всего

34


5


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!