СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии для 11 класса

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет рабочую программу по астрономии. Рабочая программа разработана для обучающихся 11 класса на основе авторской программы среднего обзего образования В.М.Чаругина. В программе все основные разделы, кроме календарно-тематического планирования (см.следующую публикацию).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии для 11 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Ржева Тверской области

имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад








«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Директор МОУ «СОШ №5»

учитель биологии __________ /Ханина И.И./

__________ /Швыдкая М.А./

протокол №1 приказ №

от «30» августа 2018 года от «31» августа 2018 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АСТРОНОМИЯ»

ДЛЯ 11 КЛАССА, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ





Составитель: Шагов Сергей Николаевич

учитель физики высшей квалификационной категории











город Ржев Тверская область

2017-2018 учебный год

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ПО АСТРОНОМИИ


Федеральный компонент государственного стандарта образования, разработанный в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования, устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.

Федеральный компонент государственного стандарта образования по астрономии направлен на реализацию следующих основных целей:

• осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

• приобретение знаний о физической природе небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

• овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел, принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использование компьютерных приложений для определения вида звёздного неба в конкретном пункте для заданного времени;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

• формирование научного мировоззрения;

• формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.


























ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПО АСТРОНОМИИ

(базовый уровень)

Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полёт Ю.А.Гагарина. Достижения современной космонавтики.


Основы практической астрономии

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звёздная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звёздного неба. Видимая звёздная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.


Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.


Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана – Больцмана.


Звёзды

Звёзды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звёздных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звёзд, параллакс. Двойные и кратные звёзды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звёзд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звёзды. Коричневые карлики. Эволюция звёзд, её этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.


Наша Галактика – Млечный путь

Состав и структура Галактики. Звёздные скопления. Межзвёздный газ и пыль. Вращение Галактики. Тёмная материя.


Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные чёрные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Тёмная энергия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения курса астрономии на базовом уровне обучающийся должен

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астеройд, метеор, метеоройд, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звёзд, реликтовое излучение, Большой Взрыв, чёрная дыра;

смысл величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звёздная величина, видимая звёздная величина, параллакс;

смысл законов: Кеплера, Хаббла;

• основные этапы освоения космического пространства;

• гипотезы происхождения Солнечной системы;

• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использование методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получение астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов, принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звёзд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звёзд, источник энергии звёзд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания в астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звёзд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звёзды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звёзд на любую дату и время суток для данного населённого пункта;


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение её от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях.











КРИТЕРИИ И НОРМЫ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Оценка ответов обучающихся

Оценка «5» (отлично) ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы, графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5» (отлично), но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может сам их исправить, или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более двух-трёх негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3» (удовлетворительно).


Оценка контрольных и самостоятельных письменных работ

Оценка «5» (отлично) ставится, если правильно выполнено не менее 90% от всей работы, или в зависимости от набранного количества баллов, предусмотренных в данной работе на оценку «5» (отлично).

Оценка «4» (хорошо) ставится, если правильно выполнено не менее 70% от всей работы, или в зависимости от набранного количества баллов, предусмотренных в данной работе на оценку «4» (хорошо).

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если правильно выполнено не менее 60% от всей работы, или в зависимости от набранного количества баллов, предусмотренных в данной работе на оценку «3» (удовлетворительно).

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если правильно выполнено менее 60% от всей работы, или набрано меньше баллов, предусмотренных на оценку «3» (удовлетворительно) в данной работе.


Перечень ошибок

Грубые ошибки

1.Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения величин, единиц их измерения.

2.Неумение выделять главное в ответе.

3.Неумение применять знания для решения задач и объяснения астрономических явлений и движений небесных тел; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода её решения; незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённым в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4.Неумение читать графики, принципиальные схемы.

5.Неумение подготовить к работе телескоп или иное лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов.

6.Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7.Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении наблюдений.


Негрубые ошибки

1.Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; вызванные несоблюдением условий проведения наблюдений или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное описание наименований единиц величин, сокращение слов в выводах.

4.Нерациональный выбор хода решения задачи.


Недочёты

1.Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований при решении задач.

2.Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо искажают реальность полученного результата.

3.Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.




























Единые требования к устной и письменной речи обучающихся


Свободное и правильное владение русским языком есть непременное условие успешного усвоения основ наук, преподаваемых в школе и подготовки обучающихся к активному участию в общественной жизни.

Ведущая роль в достижении высокой культуры устной и письменной речи обучающихся принадлежит преподавателям русского языка и литературы. Но с такой ответственной и трудной задачей можно успешно справиться при активном участии всего педагогического коллектива школы. Борьба за высокую грамотность обучающихся, за правильную литературную речь – прямая обязанность всех учителей во главе с администрацией школы.

Требования к устной и письменной речи, к грамотности обучающихся, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов и другими работниками школы, как на уроках, так и во время внеклассных мероприятий, в работе общественных организаций, в оздоровительно-трудовых лагерях, в общественных местах и т.д.


I.Обязанности учителя


1.Каждый учитель, какой бы предмет он не преподавал, должен владеть правильной, точной, выразительной и ясной речью, которая могла бы служить образцом для обучающихся. В письменной речи от учителя требуется внимательное отношение к каждой записи: на доске, в журнале, в дневнике и тетради ученика, в письмах к родителям и т.п. Небрежные записи, описки, ошибки, допущенные учителем, подрывают авторитет учителя, служат для некоторых обучающихся своеобразным оправданием недостаточных усилий в овладении грамотным письмом, наносят тяжёлый ущерб престижу образовательного учреждения.

Каждый учитель, готовясь к уроку, обязан продумать последовательность и доступность изложения учебного материала, подготовить точные формулировки выводов, вопросов к обучающимся. Недопустимы на уроке неправильно построенные предложения и обороты речи, нарушения норм произношения русского языка, небрежность в выборе слов и в формулировках определений.

При затруднениях в процессе подготовки к уроку учитель должен пользоваться словарями и соответствующими справочниками.

2.Грамотность лозунгов и плакатов, стенных школьных газет, приказов и распоряжений, которые вывешиваются в образовательном учреждении, а также документов, выдаваемых на руки обучающимся, должна тщательно проверяться ответственными за это лицами.

3.В процессе учебной работы преподаватели всех предметов обязаны:

а) следить за устной речью обучающихся, добиваться, чтобы она была логически последовательной, связной, правильной, соответствующей нормам литературного произношения и достаточно выразительной (паузы, логические ударения); вести борьбу с засорением речи обучающихся диалектизмами и канцеляризмами, словесными штампами, с употреблением иностранных слов без надобности; требовать точного ответа на вопрос, законченного выражения мысли, не допуская в то же время схематизма и трафаретности ответов обучающихся;

б) заботиться о том, чтобы обучающиеся понимали, правильно произносили и писали новые термины и другие слова, которые впервые включаются в их речевую практику. При объяснении такие слова следует выписывать на доске, при опросе – проверять усвоение новых слов (значение, произношение, написание, умение включать данное слово в предложение, использовать его в речи); однако, следует исправлять недочёты в произношении слов, в построении фраз или по окончании высказывания, если оно короткое, или во время логических интервалов, так как частые поправки учителя прерывают ход мыслей ученика;

в) ограничить количество и объём записей обучающимися по разным предметам самым необходимым минимумом и следить за грамотностью, почерком и аккуратностью всех записей обучающихся, исправлять орфографические ошибки; в случаях проявления обучающимися недостаточной грамотности сообщать об этом учителям русского языка.

4.Внимание и требовательность учителей к речи обучающихся не должна ограничиваться только учебными занятиями. Во внеклассной работе, на переменах, на экскурсиях, на школьном вечере учитель любого предмета, слыша неправильную речь обучающегося, должен поправить его, соблюдая необходимый такт.

5.В условиях диалектного произношения обучающихся учителя русского языка, зная особенности местного говора, должны предупредить учителей других предметов о недостатках произношения школьников и рассказать о приёмах исправления диалектных недочётов в речи обучающихся.

6.Рекомендуется учителям всех предметов пользоваться таблицами, которые содержат трудные по написанию и произношению слова, относящиеся к данной учебной дисциплине. Таблицы, исправляющие наиболее распространённые ошибки в повседневной речи, вывешиваются в школе на видных местах с крупным заголовком: «Говори правильно!» или «Пиши грамотно!». Содержание таблиц должно пополняться по мере необходимости.

7.Целесообразно практиковать ведение обучающимися справочных словариков, куда заносятся слов, трудные по значению, произношению и написанию. Преподаватели руководят этой работой, проверяют правильность записей. Слова записываются с постановкой ударения, подчёркиванием орфограммы, затрудняющей обучающегося.

Следует постепенно приучать обучающихся к пользованию печатными словарями: в начальных классах – словарями в учебниках русского языка и специальными орфографическими словарями для начальной школы; в 5-8 классах – школьными орфографическими, а в старших классах – словарями толковыми, иностранных языков и другими, предназначенными для широкого пользования.

Ниже сформулированы требования к обучающимся. Эти требования должны быть тщательно разъяснены всем обучающимся. Необходимо также показать обучающимся значение взаимного товарищеского контроля за устной и письменной речью.


II.Требования к обучающимся


1.Обучающиеся должны стремиться к тому, чтобы их речь была литературно правильной, избегать употребления слов и выражений, а также местных слов, которые не входят в состав литературного языка; избегать засорения ненужными словами и трафаретными оборотами.

2.При выполнении домашних заданий обучающимися необходимо не только усвоить содержание урока, но и подготовиться к устному ответу: позаботиться о последовательности и самостоятельности изложения, о правильном построении предложений, произношении трудных слов.

3.Обучающиеся обязаны:

а) по требованию учителя отвечать полно, последовательно; пользоваться разнообразными способами выражения мыслей; следить за правильностью своей речи и речи своих товарищей;

б) в письменной речи излагать мысли последовательно; правильно выделять части текста красной строкой; обдумывать построение фразы, прежде чем писать её, выбирать слова и обороты речи, наиболее точные и выразительные; в процессе письма следить за орфографией и пунктуацией; внимательно проверять написанное;

в) выполнять все требования учителей в отношении исправления индивидуальных недочётов устной и письменной речи, уметь пользоваться при выполнении обучающих работ орфографическим словарём; вести словарик трудных по написанию и произношению слов;

г) писать правильным, красивым почерком, разборчиво, не искажая букв, оставлять промежутки между словами; дописывать строчки до конца, соблюдая правила переноса слов, не выходить за пределы строки;

д) помогать своим товарищам преодолевать недостатки в устной и письменной речи.

4.При всех видах письма обучающиеся пользуются стандартными тетрадями, замена тетрадей блокнотами или отдельными листами бумаги допускается только в 9-11 классах с разрешения учителя.

5.Все указанные выше требования в отношении устной речи, изложении мыслей, безупречной грамотности и аккуратности письма обучающихся предъявляются также к их выступлениям и записям, в процессе внеклассной и общественной работы и рекомендуются к выполнению в повседневной устной и личной переписке.










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по астрономии для 11 класса (базовый уровень)


Рабочая программа по астрономии для 11 класса (базовый уровень) разработана на основе программы среднего общего образования по астрономии, 11 класс (автор программы: В.М.Чаругин; опубликована: сборник «Программы для общеобразовательных учреждений» М.: «Просвещение», 2017 год). Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта образования (приказ Министерства образования и науки РФ №506 от 7 июня 2017 года «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089»).

Астрономия всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. Главной целью современного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностно-смысловой человеческой деятельности: коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Особое место занимает и гуманитарный аспект образования. Гуманитарное значение астрономии как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире и Вселенной. Знания, полученные на уроках астрономии, необходимы для изучения химии, биологии, физической географии и многих других наук.

Астрономия является предметом, реализуемым за счёт школьного компонента образовательной организации. Изучение курса «Астрономия» рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).

При изучении курса предусмотрены не только теоретические занятия, но и наблюдения. Специфика наблюдений заключается в том, что они проводятся во внеурочное время, так как необходимо учитывать условия видимости небесных тел.

На основании требования Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Исходя из сказанного выше, можно выделить следующие цели обучения астрономии на базовом уровне:

• осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

• приобретение знаний о физической природе небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

• овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел, принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использование компьютерных приложений для определения вида звёздного неба в конкретном пункте для заданного времени;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

• формирование научного мировоззрения;

• формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.


Планируемые результаты освоения курса астрономии


1.Получить представление о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.

2.Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических наблюдений люди научились измерять время и вести календарь.

3.Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.

4.На примере использования закона всемирного тяготения получить представление о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля-Луна, и эволюцию этой системы в будущем.

5.Узнать о современном представлении в строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астеройдов, комет, метеоройдов и нового класса небесных тел карликовых планет.

6.Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физических свойств небесных тел.

7.Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.

8.Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и об источниках их энергии; о необычности свойств белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.

9.Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.

10.Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать, как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.

11.Узнать, как устроена наша Галактика – Млечный путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть сквозь толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.

12.Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазарах, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.

13.Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.

14.Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности и расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.

15.Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и её связь с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.

16.Узнать об открытии экзопланет – планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.

17.Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца, солнечную активность и её зависимость от времени.

































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11 класс, базовый уровень


Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: 4 часа (1 час в неделю).


Количество работ практикума (наблюдения): 1.


Количество контрольных работ: 1 (проводится в домашних условиях).


Промежуточный контроль знаний проводится в форме тестов, самостоятельных, зачётных работ (по 20-30 минут).


Содержание программы курса астрономии среднего общего образования

(базовый уровень)


11 класс (34 часа, 1 час в неделю)


Введение в астрономию (1 час)

Строение и масштабы Вселенной, современные наблюдения.

Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.


Астрометрия (5 часов)

Звёздное небо.

Звёзды и созвездия северного полушария Земли. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.

Видимое движение планет и Солнца.

Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.

Движение Луны и затмения. Фазы луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений.

Время и календарь.

Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования. Юлианский и григорианский календари.


Небесная механика (3 часа)

Гелиоцентрическая система мира.

Представления о строении Солнечной системы в античные времена и средневековье. Доказательства движения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.

Законы Кеплера.

Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

Космические скорости.

Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А.Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.

Межпланетные перелёты.

Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.

Луна и её влияние на Землю.

Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Строение Солнечной системы (7 часов)

Современные представления о Солнечной системе.

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и пояс Койпера. Размеры тел Солнечной системы.

Планета Земля.

Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.

Планеты земной группы.

Исследование Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.

Планеты-гиганты.

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.

Планеты-карлики и их свойства.

Малые тела Солнечной системы.

Природа и движение астеройдов. Специфика движения групп астеройдов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.


Практическая астрофизика и физика Солнца, звёзды (7 часов)

Методы астрофизических исследований.

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов и радиоинтерферометров.

Солнце.

Основные характеристики Солнца. Определения массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.

Внутреннее строение Солнца.

Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода. Перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдение потока нейтрино от Солнца.

Основные характеристики звёзд.

Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «Спектр-светимость», связь между массой и светимостью звёзд.

Внутреннее строение звёзд.

Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.

Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры.

Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.

Двойные, кратные и переменные звёзды.

Наблюдение двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.

Новые и сверхновые звёзды.

Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звёзду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – вспышка сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.

Эволюция звёзд, их рождение жизнь и смерть.

Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд. Гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд, проверка теории эволюции звёзд.


Млечный путь и другие галактики (6 часов)

Газ и пыль в Галактике.

Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.

Рассеянные и шаровые звёздные скопления.

Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактике и обнаружение в центре Галактике сверхмассивной чёрной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдение космических лучей и их связь с взрывами сверхновых звёзд.

Галактики.

Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактики. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.

Закон Хаббла.

Вращение галактик и тёмная материя в них.

Активные галактики и квазары.

Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.

Скопления галактик.

Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения скоплений галактик.

Строение и эволюция Вселенной (2 часа)

Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии.

Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрическими свойствами пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.

Расширяющаяся Вселенная.

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.


Современные проблемы астрономии (3 часа)

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.

Наблюдение сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы всемирного отталкивания.

Обнаружение планет возле других звёзд.

Наблюдения за движением звёзд и определение масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.

Поиски жизни и разума во Вселенной.

Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.


Практикум – 1 час

Использование телескопа для наблюдений за небесными телами. Наблюдения невооружённым взглядом за звёздным небом и планетами.
























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ


Для реализации целей и задач обучения по курсу астрономии на базовом уровне в 2018-2019 учебном году используется УМК, включённый в федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2018-2019 учебном году (приказ Минобрнауки России от 20.07.2017 №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253).


1.В.М.Чаругин «Астрономия 10-11»: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень. – М.: Просвещение, 2017.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ


1.Подвижная карта звёздного неба

2.Карта Венеры

3.Карта Луны

4.Карта Марса

5.Школьный астрономический календарь на текущий учебный год


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


1.В.А.Коровин, В.А.Орлов программы для общеобразовательных учреждений «Физика-астрономия» (7-11 классы). – М.: Дрофа, 2017.

2.Электронное приложение к газете «Физика», издательский дом «Первое сентября».

3.О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов и другие (под редакцией А.А.Пинского) «Физика-10»: учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением физики, профильный уровень, 11-е издание. – М.: Просвещение, 2009.

4.О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов и другие (под редакцией А.А.Пинского) «Физика-11»: учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением физики, профильный уровень, 9-е издание. – М.: Просвещение, 2007.

5.В.Ф.Шилов, техника безопасности в кабинете физики. – М.: Школьная пресса, 2002.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Телескоп

2.Спектроскоп

3.Теллурий

4.Модель небесной сферы

5.Звёздный глобус

6.Глобус Луны

7.Модель Солнечной системы



Скачать

© 2018 644 16

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!