СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" 2020-2021 учебный год для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"»

Пояснительная записка


Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ) (в действующей редакции);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577;

- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №30, г. Тюмень, 2015 г.,

А также в соответствии с учётом методических рекомендаций «Основы финансовой грамотности» под редакцией Чумаченко В.В., Горяева А.П., Москва «Просвещение» 2017 год.


Место предмета в базисном учебном плане


В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №30 города Тюмени на 2019-2020 учебный год на изучение курса «Дружи с финансами» отведено 0,5 часа в неделю, 34 часа в год (8-9 класс).

Для реализации учебной программы по курсу «Дружи с финансами» используется методическая литература:

  • В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации с примером рабочих программ: учеб. пособие для общеобразоват. орг.М.: «Просвещение», 2017.

  • В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для общеобразоват. орг.М.: «Просвещение», 2018.

Особенности преподавания предмета

Программа составлена в соответствии с примерной авторской с разбивкой по 0,5 часа на 8 и 9 классы.

Планируемые результаты


Изучение курса «Дружи с финансами» в 8-9 классах дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:


Личностные:

  • формирование ответственного и осознанного отношения к управлению личными финансами.


Метапредметные:

    • формирование навыков сбора и критического анализа информации;

  • формирование навыков принятия решений.


Предметные:

    • формирование знаний о базовых финансовых инструментах и основных типах финансовых посредников;

    • формирование навыков критического анализа различных финансовых предложений с учетом преимуществ и недостатков;

    • формирование навыков принятия финансовых решений в типичных жизненных ситуациях;

    • получение мотивации к самостоятельному изучению личных финансов на более глубоком уровне.



Обучающийся научится:

  • разбираться в своих активах и пассивах;

  • планировать свои доходы и расходы;

  • формулировать личные финансовые цели;

  • понимать основные риски, угрожающие финансовому благополучию семьи;

  • видеть предназначение базовых финансовых услуг: банковских депозитов и кредитов, платёжных карт, дистанционного банковского обслуживания, страховых программ и т. д.;

  • представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;

  • подбирать финансовые инструменты для управления расходами, защиты от рисков и получения инвестиционного дохода;

  • критически оценивать и сравнивать финансовые предложения с учётом их преимуществ и недостатков;

  • понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских,


страховых и инвестиционных услуг;

  • разбираться в основных видах налогов и налоговых вычетов;

  • представлять суть работы государственной пенсионной системы и корпоративных

пенсионных программ;

  • понимать основные виды махинаций с банковскими картами, кредитами, инвестициями и способы защиты от них.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

  • оценивать различные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал;

  • вести учёт личных расходов и доходов;

  • рассчитывать стоимость использования банковских, страховых и инвестиционных продуктов;

  • находить и анализировать информацию, необходимую при выборе финансовых услуг;

  • рассчитывать доход от инвестирования и сравнивать с инфляцией;

  • сравнивать различные виды инвестиций по критериям доходности, надежности и ликвидности;

  • рассчитывать личный доход с учётом налогов и налоговых вычетов;

  • подбирать инвестиционные инструменты для формирования частной пенсии;

  • сравнивать и выбирать финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг;

  • знать и защищать свои права как потребителя финансовых услуг.

Содержание учебного курса

«Дружи с финансами» 8-9 класс (34ч)


Курс финансовой грамотности в 8—9 классах состоит из пяти модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий.

Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни.

Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д.

В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практико-ориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ).


Тематическое планирование

«Дружи с финансами» 8-9 класс (34 ч)


темы/главы

Наименование темы/главы

Количество часов

Глава 1.

Личное финансовое планирование

6

Глава 2.

Депозит

4

Глава 3.

Кредит

7

Глава 4.

Рассчетно-кассовые операции

2

Глава 5.

Страхование

4

Глава 6.

Инвестиции

4

Глава 7.

Пенсии

2

Глава 8.

Налоги

2

Глава 9.

Финансовые махинации

4


Итого

34



Календарно-тематическое планирование

«Дружи с финансами» 8 класс (17 ч)

на 2019-2020 уч. год


Дата план

Дата факт

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Глава 1. Управление денежными средствами семьи (6ч)

1



Личное финансовое планирование. Введение в предмет

1

Знать понятия: человеческий капитал, конвертация капитала.

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные:

формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.)

• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;

• понимание различий между расходными статьями семейного

бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;

• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.

2



Человеческий капитал

1

3



Принятие решений

1

Знать: основные этапы принятия решения, краткосрочные и долгосрочные цели, SWOT-анализ

Познавательные:

умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

Сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов

4



Использование SWOT-анализа для выбора карьеры

1

5



Домашняя бухгалтерия

1

Знать понятия:, структура доходов семьи, структура личных доходов, активы и пассивы, личный финансовый план.

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные:

формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.)

Понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям

6



Составление личного финансового плана

1

Глава 2. Депозит (4ч)

7



Накопления и инфляция


Знать понятия: инфляция, депозит, банк, процентная ставка, депозитный договор, ликвидность, реальная ставка по депозиту

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные:

формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.)

Осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.

8



Что такое депозит и какова его природа

1

9



Условия депозита

1

10



Преимущества и недостатки депозита

1

Глава 3. Кредит (7ч)

11



Кредит. Как работает кредит

1

Знать понятия: банк, кредит, срок кредита, полная стоимость кредита, дифференцированный кредит, коллектор, микрофинансирование, кредитный договор

Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем

Коммуникативные: формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.)

• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;

• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.

12



Характеристики кредита

1

13




Практикум. Принятие решения о взятии кредита


1

14



Как выбрать наиболее подходящий кредит


1

15



Как сэкономить при использовании кредита

1

16



Итоговое повторение за курс 8 класса

1




17



Резерв

1




Итого: 17 часов

Календарно-тематическое планирование

«Дружи с финансами» 9 класс (17 ч)

на 2019-2020 уч. год


Дата план

Дата факт

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Глава 3. Рассчетно-кассовые операции (2ч)

1



Рассчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег

1

Определять понятия:

банковская ячейка, валютный курс, денежный перевод, дорожный чек, банковская карта, мобильный и онлайн банкинг

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

  • понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется;

• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками

2



Платежные средства. Электронные деньги и дистанционное банковское обслуживание

1

Тема 4. Страхование (3ч)

3



Способы защиты от рисков

1

Определять понятия: страхование,

страховщик, страховая сумма, страховая премия, страховой случай, страхователь

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

• понимание причин финансовых рисков;

• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений)

4



Виды страхования. Как использовать страхование в повседневной жизни



1

5



Практикум. Принятие решения о покупке страховки

1




Тема 5. Инвестиции (4ч)

6



Что такое инвестиции


Определять понятия:

инвестирование, акция, облигация, дивиденд, акционер, фондовый рынок и т.д.


Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

• понимание основных принципов устройства банковской системы;

• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия

7



Основы инвестирования


1

8



Процесс инвестирования

1

9



Практикум по инвестициям

1

Глава 7. Пенсии(2ч)

10



Пенсионная система

1

Определять понятия:

пенсия, НПФ, солидарная пенсионная система и т.п.

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

Понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте

11




Частная пенсия


1

Тема 8. Налоги (2ч)

12



Как работает налоговая система


1

Определять понятия:

налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

• представление об ответственности налогоплательщика;

• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет

13



Какие налоги мы платим. Правила расчета налогов на физических лиц в РФ


1

Тема 9. Финансовые махинации (4ч)

14



Махинации с банковскими картами и кредитами

1

Определять понятия:

ГОЗНАК, махинация, финансовая пирамида, схема Понци и т.д.

Познавательные:

нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

Коммуникативные:

умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

Регулятивные:

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению

Понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления

средств в банках и негосударственных пенсионных фондах

15



Финансовые пирамиды

1

16



Представление проектов


1

17



Итоговое повторение за курс 9 класса



1




Итого: 17 часов

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту





















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!