Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом Протокол от 2022 г.№1 | Согласовано зам. директора по ВР _________ | Утверждаю директор школы _________ Серебрякова С.В. Приказ от 2022г № |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
9 класс
Составитель: Белякова Ю.В.,
учитель математики
Г. Рыбинск
2022
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………3-6
2. Учебно-тематический план……………………………………………………7
3. Основное содержание курса: «Основы финансовой грамотности»…...8-12
4. Календарно-тематическое планирование ………………………………..13-15
5. Литература……………………………………………………………………..16
6. Приложения……………………………………………………………………17
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся для 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
• Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг.- Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 класса в сфере экономики семьи.
В 9классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Важность данного курса в его практической значимости и в перспективе его применения.
Данный возраст это время самоопределения для многих девятиклассников, связанный с переходом во взрослую жизнь и освоением некоторых ролей взрослого человека. Необходимо научить девятиклассника не бояться взрослой жизни и показать, что существуют различные алгоритмы действия в тех или иных финансовых ситуациях. Поэтому для обучающихся развитие общеинтеллектуальных способностей и расширение своего кругозора в финансовых вопросах является актуальным. В ходе обучения важно опираться на личностные потребности обучающегося, формируя умение действовать самостоятельно в сфере финансов. Одним из основных умений, формируемых у старшеклассников, это умение уценивать финансовую ситуацию и выбирать наиболее приемлемый вариант для её решения.
В данном курсе вопросы, связанные с организацией и планированием бюджета рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую и аналитическую деятельность, а также решение различных жизненных ситуаций для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 9 классов. Данная программа предполагает освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др.
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Требования к личностным результатам освоения курса:
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, опорного конспекта;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известными понятиями;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями и умениями;
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
-сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
-владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
-владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
-сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
-умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Требования к предметным результатам освоения курса:
-владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты, финансовое мошенничество, финансовое планирование, форс-мажор, страхование.
Учебно-тематический план
внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся для 9 классов
Наименование разделов | Количество часов |
| всего | учебных часов | повторения |
Введение в курс. | 1 | 1 | |
Тема 1. Потребительская культура | 16 | 15 | 1 |
Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы) | 11 | 10 | 1 |
Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие. | 6 | 3 | 2 |
Итоговое повторение | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 29 | 5 |
Основное содержание курса: «Основы финансовой грамотности»
№ п/п | Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Тема 1. Потребительская культура | -Познавательная беседа: «Что такое потребительская культура»; -«Потребление: структура и нормы»; -«Кто такой потребитель?» - «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация»; -«Поговорим о культуре потребления»; -«Качество товаров»; -«Как покупать продукты питания?»; -«Как выбирать одежду и обувь?»; -«Бытовая техника: всерьез и надолго»; -«Всегда ли товар можно обменять»; -Потребительская культура в сфере услуг: - «Правила пользования коммунальными услугами»; -«Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу»; -Познавательная беседа: «Происхождение денег»; -«Деньги: что это такое?»; -«Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»; -«Роль денег в нашей жизни». «Потребление или инвестиции?» Враг личного капитала». –Беседа с элементами дискуссии: «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия»; -Познавательная беседа: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»; «Основные понятия кредитования»; -Практическая беседа «Виды кредитов»; -Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»; - Познавательная беседа с элементами дискуссии: «Плюсы моментальных кредитов»; «Минусы моментальных кредитов»; -Интерактивная беседа: Финансовое мошенничество -«Финансовые пирамиды»; -Познавательная беседа: «Для чего нужны финансовые организации?»; «Банковская ячейка и банковский перевод»; -Валюта в современном мире. «Обмен валют», - «Что такое валютный рынок и как он устроен?»; - «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»; -«Банковские карты»: риски и управление ими. -Интерактивная беседа: «Банковские услуги: кредит, депозит». «Заем, виды займов»; -Познавательная беседа - «Ипотека»; -«Арифметика ипотеки»; -«Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»; -«Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»; -«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»; -«Психология потребителя». Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя» -«Кто защищает потребителя?»; -«Государственные органы защиты прав потребителей»; -«Общественные организации по защите прав потребителей»; -«В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»; -«Что такое моральный вред и как он возмещается?»; -Интерактивная беседа: «Инфляция. Причины и последствия». | Познавательная беседа; -Круглый стол; -Решение экономических задач «Арифметика кредитов»; -Практическая работа; -Дискуссия; Решение проблемной ситуации; -Творческая работа; -Мини-проект; -Правовая консультация; -Показ презентации | -Выступления учащихся; -Поиск информации в различных источниках в том числе в интернет; -Аналитическая работа; -Ролевая игра; -Мини-исследование; -Деловая игра; -Работа с документами; |
Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы..) | - Интерактивная беседа: Построение семейного бюджета -«Что такое семейный бюджет и как его построить?», «Как оптимизировать семейный бюджет?»; -Познавательная беседа: Источники денежных средств семьи; -«Какие бывают источники доходов?» -«От чего зависят личные и семейные доходы?»; -Беседа-дискуссия: Куда уходят деньги?, «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»; -«Разумные расходы – статьи расходов»; -«Статьи доходов и расходов»; -Познавательная беседа: «Зарплата как источник дохода»; -Познавательная беседа: «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния»; -Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»; -«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»; -«Рациональный бюджет школьника»; -Познавательная беседа: «Человек и государство: как они взаимодействуют»: -«Налоги и их роль в жизни семьи»; -«Что такое налоги и зачем их платить?»; -Работа с документами: «Какие налоги мы платим?»; -«Каждый платит налоги»; -Познавательная беседа: «Безработица, почему она возникает и какой бывает?». Пособие по безработице. -Интерактивная беседа: «Особая жизненная ситуация» - рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы; -«Чем поможет страхование?»; -Познавательная беседа: «Собственный бизнес, как способ пополнения семейного бюджета»; -Мини-проект: «Как создать свое дело?»; -Практическая работа: «Составление бюджета семьи» | -Круглый стол; -Практическая работа; -Беседа-дискуссия; Познавательная беседа: -Правовая консультация; -Зачёт; | -Выступления учащихся; -Решение практических задач; -Аналитическая работа; -Работа с документами; -Деловая игра; -Мини-проект; -Решение жизненных задач; |
Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие | -Познавательная интерактивная беседа: «Информация для потребителя»; -Инвестиции: -Правовая консультация: «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги»; -Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги»; -Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы»; -Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»; «Депозиты и их виды»; -Познавательная беседа: «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости»; -Правовая консультация: «Источники информации»; «Реклама и ее виды»; -Страхование: -Творческая работа: «Участники страхового рынка»; -Аналитическая работа: «Личное страхование»; -Правовая консультация: «Страховые накопительные программы»; -Правовая консультация: «Мошенники на рынке страховых услуг»; Пенсии: -Познавательная беседа: «Государственное пенсионное страхование»; -Познавательная беседа: «Профессиональные участники пенсионной системы»; -Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»; -Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся; -Защита проектов | -Правовая консультация; Познавательная интерактивная беседа; -Творческая работа; -Аналитическая работа; Познавательная беседа; -Практическая работа; -Мини-исследование; -Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся; -Показ презентации | -Ролевая игра; -Решение экономических задач; -Выступления учащихся; -Дискуссия; -Практическая работа; -Аналитическая работа; -Защита проектов; -Демонстрация презентации. |
Итоговое повторение | -Итоговая работа по теме «Финансовая грамотность» | Тест | |
Тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | ЦОР |
|
1 | Введение в курс. | 1 | |
| Тема 1. Потребительская культура | 16 | |
2 | Деньги. Виды денег. | 1 | https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/10-11-klass/riski-i-finansovaia-bezopasnost-159205/dengi-chto-eto-takoe-159630/re-967ddfda-d236-4286-bfa7-c001f9b52760 |
3 | Банки. История развития банков. | 1 | |
4 | Банки и их функции. | 1 | https://studfile.net/preview/5151697/page:3/ |
5 | Денежные переводы, счета и вклады. | 1 | |
6 | Кредитные продукты. | 1 | https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskiy-i-kreditnyy-produkt-kak-innovatsionnyy-termin-klientoorientirovannyy-podhod |
7 | Виды кредитов и их свойства. | 1 | |
8 | Банковские карты. Виды банковских карт. | 1 | https://ru.wikipedia.org/wiki/Банковская_карта |
9 | Банковский кредит и условия его предоставления. | 1 | |
10 | Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги. | 1 | https://videouroki.net/video/22-razlichnye-vidy-platyozhnyh-sredstv.html |
11 | Современные деньги России и других стран. | 1 | |
12 | Что такое кредитная история. | 1 | |
13 | Микрофинансовые организации. | 1 | https://finuch.ru/lecture/8714 |
14 | Инфляция. Причины и последствия. | 1 | https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/11-klass/finansovye-mekhanizmy-raboty-predpriiatiia-6843716/chem-opasna-vysokaia-infliatciia-dlia-biznesa-158284/re-9eeef957-1fb1-40c2-a8d3-721350948403 |
15 | Что такое страхование, как оно работает. | 1 | |
16 | Мошенничество на финансовых рынках. Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей". | 1 | http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/consumer-information/faq/3485-170920 |
17 | Мини проект по теме «Анализ банковских услуг, расчет кредита для покупки автомобиля» | 1 | |
| Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы…) | 11 | |
18 | Личный и семейный бюджет | 1 | https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-po-finansovoj-gramotnosti-lichnye-finansy-i-semejnyj-byudzhet-5-6-klass-6300527.html |
19 | Цели планирования составление плана. | 1 | |
20 | Виды бюджета семьи. | 1 | https://lusana.ru/presentation/27676 |
21 | Структура доходов семьи. | 1 | |
22 | Зарплата как источник дохода. | 1 | |
23 | Структура семейных расходов. | 1 | |
24 | Безработица: почему она возникает и какой бывает. Пособие по безработице | 1 | https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=21578 |
25 | Подоходный налог. Налог на имущество. | 1 | |
26 | Виды налогов. Какие налоги вам предстоит платить. | 1 | https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/9-klass/bankovskaia-i-nalogovaia-sistemy-6843698/kakie-nalogi-my-platim-127384/re-7e5ff451-93d3-4e05-8ef0-ef9260a84597 |
27 | Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. | 1 | |
28 | Мини проект «Составление бюджета семьи» | 1 | |
| Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие. | | |
29 | Информационное общество. Портал государственных услуг. | 1 | https://infourok.ru/urok-prezentaciya-primenenie-elektronnih-gosuslug-po-esia-i-eyo-preimuschestva-1374926.html |
30 | Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды. | 1 | https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/8-klass/vozmozhnosti-pensionnogo-nakopleniia-6843705/kak-rabotaet-gosudarstvennaia-pensionnaia-sistema-v-rossii-160169/re-760b9d01-1781-42db-aeb3-08d7aaab36ed |
31 | Пенсионное законодательство Российской Федерации. | 1 | https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/8-klass/vozmozhnosti-pensionnogo-nakopleniia-6843705/kak-rabotaet-gosudarstvennaia-pensionnaia-sistema-v-rossii-160169 |
32 | Практическая работа. Финансовая грамотность. | 1 | |
33 | Мини проект «Пенсионные накопления» | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
Литература:
-Интернет ресурсы:
1.Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». 2.Информационное общество. Портал государственных услуг.
-Печатные издания: 1.Деловой вестник «Ваши личные финансы», издатель ООО «Р-консалт», г. Томск, главный редактор М.С. Сергейчук, 2017 г.
2.Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
3. Рязанова, О. И. Р99 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
Приложение
Рабочая программа внеурочной деятельности должна учитывать особенности психофизического развития учащихся с ОВЗ, содержать требования к организации учебных занятий по предмету в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При проектировании рабочей программы как документа, характеризующего систему организации образовательной деятельности, учитываются: требования ФГОС (ориентация на результат и реализация деятельностного подхода), специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые заложены в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Программа по ВД составлена таким образом, чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Но объем изучаемого материала значительно уменьшается. Обязательным является планирование коррекционной работы по предмету. Использование специальных коррекционно-развивающих технологических приемов, использование специальных дидактических материалов, адаптированных для детей с ОВЗ, важно наличие технических средств обучения.
9