СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для проведения внеурочных занятий по финансовой грамотности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова





РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

Протокол от 2022 г.№1


Согласовано

зам. директора по ВР

_________

Утверждаю

директор школы

_________ Серебрякова С.В.

Приказ от 2022г №












Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

9 класс





Составитель: Белякова Ю.В.,

учитель математики















Г. Рыбинск

2022


Содержание



1. Пояснительная записка………………………………………………………3-6

2. Учебно-тематический план……………………………………………………7

3. Основное содержание курса: «Основы финансовой грамотности»…...8-12

4. Календарно-тематическое планирование ………………………………..13-15

5. Литература……………………………………………………………………..16

6. Приложения……………………………………………………………………17




































Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся для 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Документы, используемые при составлении рабочей программы:

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

• Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг.- Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.


«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 класса в сфере экономики семьи.

В 9классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Важность данного курса в его практической значимости и в перспективе его применения.

Данный возраст это время самоопределения для многих девятиклассников, связанный с переходом во взрослую жизнь и освоением некоторых ролей взрослого человека. Необходимо научить девятиклассника не бояться взрослой жизни и показать, что существуют различные алгоритмы действия в тех или иных финансовых ситуациях. Поэтому для обучающихся развитие общеинтеллектуальных способностей и расширение своего кругозора в финансовых вопросах является актуальным. В ходе обучения важно опираться на личностные потребности обучающегося, формируя умение действовать самостоятельно в сфере финансов. Одним из основных умений, формируемых у старшеклассников, это умение уценивать финансовую ситуацию и выбирать наиболее приемлемый вариант для её решения.

В данном курсе вопросы, связанные с организацией и планированием бюджета рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую и аналитическую деятельность, а также решение различных жизненных ситуаций для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Цели и планируемые результаты.


Цель обучения: Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 9 классов. Данная программа предполагает освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др.


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.


Требования к личностным результатам освоения курса:

- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.


Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, опорного конспекта;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известными понятиями;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями и умениями;

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

-сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

-владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

-владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

-сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

-умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;


Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Требования к предметным результатам освоения курса:

-владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты, финансовое мошенничество, финансовое планирование, форс-мажор, страхование.

















Учебно-тематический план

внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся для 9 классов



Наименование разделов


Количество часов


всего

учебных часов

повторения

Введение в курс.

1

1


Тема 1. Потребительская культура

16

15

1

Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы)

11

10

1

Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие.

6

3

2

Итоговое повторение

1

-

1


Итого:

34

29

5

Основное содержание курса: «Основы финансовой грамотности»


п/п

Содержание курса

Формы организации

Виды

деятельности

Тема 1. Потребительская культура

-Познавательная беседа: «Что такое потребительская культура»;

-«Потребление: структура и нормы»;

-«Кто такой потребитель?» - «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация»;

-«Поговорим о культуре потребления»;

-«Качество товаров»;

-«Как покупать продукты питания?»;

-«Как выбирать одежду и обувь?»;

-«Бытовая техника: всерьез и надолго»;

-«Всегда ли товар можно обменять»;

-Потребительская культура в сфере услуг: - «Правила пользования коммунальными услугами»;

-«Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу»;

-Познавательная беседа: «Происхождение денег»;

-«Деньги: что это такое?»;

-«Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»;

-«Роль денег в нашей жизни». «Потребление или инвестиции?» Враг личного капитала».

–Беседа с элементами дискуссии: «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия»;

-Познавательная беседа: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»;

«Основные понятия кредитования»;

-Практическая беседа «Виды кредитов»;

-Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»;

- Познавательная беседа с элементами дискуссии: «Плюсы моментальных кредитов»; «Минусы моментальных кредитов»;

-Интерактивная беседа: Финансовое мошенничество -«Финансовые пирамиды»;

-Познавательная беседа: «Для чего нужны финансовые организации?»;

«Банковская ячейка и банковский перевод»;

-Валюта в современном мире. «Обмен валют», - «Что такое валютный рынок и как он устроен?»;

- «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»;

-«Банковские карты»: риски и управление ими.

-Интерактивная беседа: «Банковские услуги: кредит, депозит». «Заем, виды займов»;

-Познавательная беседа - «Ипотека»;

-«Арифметика ипотеки»;

-«Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»;

-«Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»;

-«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»;

-«Психология потребителя». Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя»

-«Кто защищает потребителя?»;

-«Государственные органы защиты прав потребителей»;

-«Общественные организации по защите прав потребителей»;

-«В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»;

-«Что такое моральный вред и как он возмещается?»;

-Интерактивная беседа: «Инфляция. Причины и последствия».


Познавательная беседа;


-Круглый стол;


-Решение экономических задач «Арифметика кредитов»;


-Практическая работа;


-Дискуссия;


Решение проблемной ситуации;


-Творческая работа;


-Мини-проект;


-Правовая консультация;


-Показ презентации

-Выступления учащихся;


-Поиск информации в различных источниках в том числе в интернет;


-Аналитическая работа;


-Ролевая игра;

-Мини-исследование;


-Деловая игра;


-Работа с документами;

Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы..)

- Интерактивная беседа: Построение семейного бюджета

-«Что такое семейный бюджет и как его построить?», «Как оптимизировать семейный бюджет?»;

-Познавательная беседа: Источники денежных средств семьи;

-«Какие бывают источники доходов?»

От чего зависят личные и семейные доходы?»;

-Беседа-дискуссия: Куда уходят деньги?, «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»;

-«Разумные расходы – статьи расходов»;

-«Статьи доходов и расходов»;

-Познавательная беседа: «Зарплата как источник дохода»;

-Познавательная беседа: «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния»;

-Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»;

-«Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»;

-«Рациональный бюджет школьника»;

-Познавательная беседа: «Человек и государство: как они взаимодействуют»:

-«Налоги и их роль в жизни семьи»;

-«Что такое налоги и зачем их платить?»;

-Работа с документами: «Какие налоги мы платим?»;

-«Каждый платит налоги»;

-Познавательная беседа: «Безработица, почему она возникает и какой бывает?». Пособие по безработице.

-Интерактивная беседа: «Особая жизненная ситуация» - рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы;

Чем поможет страхование?»;

-Познавательная беседа: «Собственный бизнес, как способ пополнения семейного бюджета»;

-Мини-проект: «Как создать свое дело?»;

-Практическая работа: «Составление бюджета семьи»


-Круглый стол;


-Практическая работа;


-Беседа-дискуссия;


Познавательная беседа:


-Правовая консультация;

-Зачёт;

-Выступления учащихся;


-Решение

практических задач;


-Аналитическая работа;


-Работа с документами;


-Деловая игра;

-Мини-проект;


-Решение жизненных задач;


Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие

-Познавательная интерактивная беседа: «Информация для потребителя»;

-Инвестиции:

-Правовая консультация: «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги»;

-Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги»;

-Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы»;

-Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»;

«Депозиты и их виды»;

-Познавательная беседа: «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости»;

-Правовая консультация: «Источники информации»; «Реклама и ее виды»;

-Страхование:

-Творческая работа: «Участники страхового рынка»;

-Аналитическая работа: «Личное страхование»;

-Правовая консультация: «Страховые накопительные программы»;

-Правовая консультация: «Мошенники на рынке страховых услуг»;

Пенсии:

-Познавательная беседа: «Государственное пенсионное страхование»;

-Познавательная беседа: «Профессиональные участники пенсионной системы»;

-Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»;

-Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся;

-Защита проектов

-Правовая консультация;


Познавательная интерактивная беседа;

-Творческая работа;

-Аналитическая работа;


Познавательная беседа;


-Практическая работа;


-Мини-исследование;


-Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся;


-Показ презентации


-Ролевая игра;


-Решение экономических задач;


-Выступления учащихся;


-Дискуссия;


-Практическая работа;


-Аналитическая работа;


-Защита проектов;


-Демонстрация презентации.

Итоговое повторение

-Итоговая работа по теме «Финансовая грамотность»

Тест


Тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

ЦОР


1

Введение в курс.

1



Тема 1. Потребительская культура

16


2

Деньги. Виды денег.

1

https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/10-11-klass/riski-i-finansovaia-bezopasnost-159205/dengi-chto-eto-takoe-159630/re-967ddfda-d236-4286-bfa7-c001f9b52760

3

Банки. История развития банков.

1


4

Банки и их функции.

1

https://studfile.net/preview/5151697/page:3/

5

Денежные переводы, счета и вклады.

1


6

Кредитные продукты.

1

https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskiy-i-kreditnyy-produkt-kak-innovatsionnyy-termin-klientoorientirovannyy-podhod

7

Виды кредитов и их свойства.

1


8

Банковские карты. Виды банковских карт.

1

https://ru.wikipedia.org/wiki/Банковская_карта

9

Банковский кредит и условия его предоставления.

1


10

Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги.

1

https://videouroki.net/video/22-razlichnye-vidy-platyozhnyh-sredstv.html

11

Современные деньги России и других стран.

1


12

Что такое кредитная история.

1


13

Микрофинансовые организации.

1

https://finuch.ru/lecture/8714

14

Инфляция. Причины и последствия.

1

https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/11-klass/finansovye-mekhanizmy-raboty-predpriiatiia-6843716/chem-opasna-vysokaia-infliatciia-dlia-biznesa-158284/re-9eeef957-1fb1-40c2-a8d3-721350948403

15

Что такое страхование, как оно работает.

1


16

Мошенничество на финансовых рынках.

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей".

1

http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/consumer-information/faq/3485-170920

17

Мини проект по теме «Анализ банковских услуг, расчет кредита для покупки автомобиля»

1



Тема 2. Бюджет. Планирование бюджета (доходы, расходы…)

11


18

Личный и семейный бюджет

1

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-po-finansovoj-gramotnosti-lichnye-finansy-i-semejnyj-byudzhet-5-6-klass-6300527.html

19

Цели планирования составление плана.

1


20

Виды бюджета семьи.

1

https://lusana.ru/presentation/27676

21

Структура доходов семьи.

1


22

Зарплата как источник дохода.

1


23

Структура семейных расходов.

1


24

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Пособие по безработице

1

https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=21578

25

Подоходный налог. Налог на имущество.

1


26

Виды налогов. Какие налоги вам предстоит платить.

1

https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/9-klass/bankovskaia-i-nalogovaia-sistemy-6843698/kakie-nalogi-my-platim-127384/re-7e5ff451-93d3-4e05-8ef0-ef9260a84597

27

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1


28

Мини проект «Составление бюджета семьи»

1



Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие.



29

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

https://infourok.ru/urok-prezentaciya-primenenie-elektronnih-gosuslug-po-esia-i-eyo-preimuschestva-1374926.html

30

Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды.

1

https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/8-klass/vozmozhnosti-pensionnogo-nakopleniia-6843705/kak-rabotaet-gosudarstvennaia-pensionnaia-sistema-v-rossii-160169/re-760b9d01-1781-42db-aeb3-08d7aaab36ed

31

Пенсионное законодательство Российской Федерации.

1

https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/8-klass/vozmozhnosti-pensionnogo-nakopleniia-6843705/kak-rabotaet-gosudarstvennaia-pensionnaia-sistema-v-rossii-160169

32

Практическая работа. Финансовая грамотность.

1


33

Мини проект «Пенсионные накопления»

1


34

Итоговое занятие

1






























Литература:

-Интернет ресурсы:

1.Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». 2.Информационное общество. Портал государственных услуг.

-Печатные издания: 1.Деловой вестник «Ваши личные финансы», издатель ООО «Р-консалт», г. Томск, главный редактор М.С. Сергейчук, 2017 г.

2.Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

3. Рязанова, О. И. Р99 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)























Приложение

Рабочая программа внеурочной деятельности должна учитывать особенности психофизического развития учащихся с ОВЗ, содержать требования к организации учебных занятий по предмету в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При проектировании рабочей программы как документа, характеризующего систему организации образовательной деятельности, учитываются: требования ФГОС (ориентация на результат и реализация деятельностного подхода), специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые заложены в основной образовательной программе образовательного учреждения. 

 Программа по ВД составлена таким образом, чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Но объем изучаемого материала значительно уменьшается.  Обязательным является планирование коррекционной работы по предмету. Использование специальных коррекционно-развивающих технологических приемов, использование специальных дидактических материалов, адаптированных для детей с ОВЗ, важно наличие технических средств обучения.

 





















9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!