СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Основы финансовой грамотности 10-11

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Основы финансовой грамотности 10-11»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы «__»_______2022 г.

Протокол №___

Утверждена приказом МБОУ «ЖердевскаяСОШ»



№___ от « » _____2022 г.



Рабочая программа

Элективного курса «основы финансовой грамотности»

10-11 классЫ





















Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 10-11-х классов составлена на основе авторской программы: Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю.Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 — 16 с.

Содержание программы направлено на расширение и углубление знаний старшеклассников о финансовой сфере жизни общества, основных финансовых институтах, полученные при изучении базовых курсов обществознания, а выполнение практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Цель программы: создать условия для формирования у учащихся 10–11-х классов необходимые компетенции с целью повышения финансовой грамотности в сфере управления личными финансами.

Задачи изучения курса «Основы финансовой грамотности»:

o социальная адаптация выпускников школ к реалиям российского рынка;

o повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности;

o усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач в повседневной жизни;

o развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, организации личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния

Актуальность программы обусловлена тем, что финансовый аспект сегодня является важной составляющей жизнедеятельности человека, она затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Развитие финансовой системы в условиях рыночной экономики и появление широкого спектра сложных финансовых продуктов и услуг ставят перед гражданами задачи рационального использования финансовых ресурсов. Система финансового образования направлена на создание условий для освоения умений принимать решения в области личных финансов, исходя из своих интересов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка.

Данная программа направлена на формирование у учащихся 10-11-х классов основ финансовой грамотности, составлена с учётом возрастных и психологических особенностей старших подростков. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности старших школьников предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Программа ориентирована на учащихся 10-х классов в качестве элективного курса и рассчитан на 34 учебных часа в год (из расчета 1 час в неделю), 11-х классов из расчета 2 час в неделю. В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

  • Лекция-беседа или диалог с аудиторией;

  • Практикум;

  • Игра;

  • Занятие – презентация учебных достижений.



Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты освоения курса:

- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное отношение к членам своей семьи;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

Предметные результаты:

-определять термины (понятия) и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений: коммерческий банк, депозит, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд, страховые компании, личный и имущественный риск владение основными понятиями и инструментами.

владеть основными принципами принятия рациональных финансовых решений: планировать использование различных инструментов в процессе реализации целей и задач в области управления личными финансами; осуществлять выбор оптимальных путей достижения поставленных целей и решения практических финансовых задач.

Метапредметные результаты:

Познавательные: осуществляют структурирование информации; выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют анализ, синтез и интерпретацию финансовой информации из различных источников, выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже из­вестно и усвоено, и того, что ещё неиз­вестно; учитывают установлен­ные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаго­вый и итоговый контроль; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; прогнозируют результа­ты уровня усвоения изучаемого материа­ла.

Коммуникативные: умеют находить источники информации для достижения поставленных целей и решения задач, осуществляют коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

планируют цели и способы взаимодействия; участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют способность к взаи­модействию; обменивают­ся мнениями, слушают друг друга, пони­мают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают дей­ствия с партнером.


Содержание курса

Модуль 1. Финансы в жизни человека.

Что такое финансы. Финансы, как денежные средства, ценные бумаги и иные денежные обязательства государства, предприятия, семьи. Финансовые потребности. Цели финансового планирования: финансовое благополучие и независимость. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Совокупный капитал человека. Сбережения и их значение в жизни человека. Куда инвестировать сбережения.

Финансовые институты. Общая характеристика деятельности финансовых институтов. Финансовые институты как коммерческие учреждения, осуществляющие финансовые операции. Виды финансовых институтов: банки, страховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды, фондовые биржи, межгосударственный финансово-кредитный институт. Роль финансовых институтов в жизни человека, общества, государства. Основное предназначение финансовых институтов – организация посредничества, т.е. эффективного перемещения денежных средств от сберегателей к заёмщикам.

Модуль 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни.

Банковская система. Банки и их роль в современном обществе. Виды банков. Центральный банк, функции. Коммерческие банки, функции. Кредитно-финансовые организации и их функции. Банковская система как совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции. Задачи банковской системы: обеспечение экономического роста, регулирование инфляции, регулирование платёжного баланса.

Банковские услуги. Банковские операции: активные операции, пассивные операции. Сберегательный вклад. Ставка процентов. Капитализация процентов. Предоставление кредитов, мобилизация денежных доходов и сбережений и их аккумуляция. Осуществление наличных и безналичных платежей, выпуск и хранение ценных бумаг, трастовые (доверительные) операции.

Что такое депозит. Банковский депозит: достоинства и недостатки. Виды депозитных вкладов. Депозит и инфляция. Возможности использования депозитов для управления личным капиталом. Риски депозитных вкладов.

Кредит: зачем он нужен и где его получить. Кредитные организации в РФ. Виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита. Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть.

Модуль 3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Понятие фондового рынка. Виды ценных бумаг: акция, облигация, вексель, пай. Паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Брокер, дилер. Типы валютных сделок.

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления.

Операции на валютном рынке: риски и возможности.. Валюта, валютный курс, рынок FOREX. Типы валютных сделок. Риски и возможности. Граждане на рынке ценных бумаг.

Модуль 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата.

Что такое налоги и почему их нужно платить. Основы налогообложения граждан РФ. ИНН и порядок его получения. Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами. Виды налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Основы налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Ответственность за неуплату налогов.

Основы налогообложения граждан. Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан. Что такое налоговые вычеты. Процедура получения налоговых вычетов. Как заполняется налоговая декларация.

Модуль 5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Страховой рынок России. Виды и формы страхования. Страховой рынок. Основные участники страхового рынка. Особенности развития страхового рынка в России. Классификация страховых продуктов.

Обязательное и добровольное страхование. Принципы выбора страховой компании. Условия осуществления различных видов страхования. Факторы, влияющие на стоимость страхового полиса. Страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.

Страховые выплаты. Страховой случай, страховая выплата. Алгоритм действий при наступлении страховых случаев.

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения.

Финансовые риски и стратегии инвестирования). Что такое инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель. Срок инвестирования, сумма инвестирования. Как выбрать стратегию инвестирования. Финансовый риск, доходность. Виды рисков при осуществлении финансовых операций.

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников). Виды рисков при осуществлении финансовых операций. Виды финансовых пирамид. Хайп, фишинг, фарминг. Признаки финансовой пирамиды. Способы защиты от финансовых мошенничеств. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет.

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Пенсия и пенсионная система.. Понятие пенсии. Возможности пенсионного накопления. Пенсионный фонд. Управляющая компания. Негосударственное пенсионное обеспечение.

Пенсионная система России. Виды пенсий в РФ. Как формируется пенсия. Что такое СНИЛС. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости.


Учебно-тематический план курса

«Основы финансовой грамотности»


Модуль

Тема.

Количество часов

1

Введение. Финансы в жизни человека. Финансовые институты.

4

2

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни.

7

3

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

3

4

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата.

4

5

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.

3

6

Риски в мире денег: как защититься от разорения.

4

7

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.

3

8

Итоговое повторение, обобщение по курсу.

2

9

Резерв.

2


Всего часов по курсу

34














Учебно-методический комплект:

  1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.

  2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.

  3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

  4. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.



Дополнительная литература

1. А.П. Алмосов, Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012 – 28 с. – (Простые финансы).

2. А.П. Алмосов, Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012 – 28 с. – (Простые финансы).

3. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.

4. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.

5. Ю.В. Брехова, Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011 – 24 с. – (Простые финансы).

6. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.

7. Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. -метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013 – 80 с.

8. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. 9. Материалы обучения по основам финансовой грамотности (тексты к видео - лекциям) Москва 2015г.

9. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013 – 182 с.

9. Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013 – 122 с.


  1. Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. www.nlu.ru

  2. www.banki.ru

  3. www.banki.ru

  4. www.nalog.ru

  5. www.prostrahovanie.ru








Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Основы финансовой грамотности» 10-11 класс


Модуль. Тема


Всего часов

Дата

Модуль 1. Финансы в жизни человека (4 час.)

1-2

Что такое финансы

2


3-4

Финансовые институты

2


Модуль 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (7 час.)

5-6

Банковская система

2


7-8

Банковские услуги

2


9

Что такое депозит

1


10-11

Кредит: зачем он нужен и где его получить

2


Модуль 3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

(3 час.)

12

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

1


13

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

1


14

Операции на валютном рынке: риски и возможности

1


Модуль 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (4 час.)

15-16

Что такое налоги и почему их нужно платить

2


17-18

Основы налогообложения граждан

2


Модуль 5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (4 час.)

19

Страховой рынок России

1


20

Обязательное и добровольное страхование

1


21-22

Страховые выплаты

2


Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (4 час.)

23-24

Финансовые риски и стратегии инвестирования

2


25-26

Финансовая пирамида, или Как не попасть в руки мошенников

2


Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4 час.)

27-28

Пенсия и пенсионная система

2


29-30

Пенсионная система России

2


31-32

Итоговое повторение (защита индивидуальных проектов)

2


33-34

Резерв

2



Всего часов

34




9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!