Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижнеякушкинская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР _____________________/Васина Т.Н./ «30» августа2021 г. | УТВЕРЖДЕН Приказом МОУ Нижнеякушкинская ООШ № 102 от 30 августа 2021 г. Директор ____________ /А.В.Долгова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет | Русский язык (обучение грамоте +обучение письму) |
Класса | 1 класс |
Количество часов - годовых и недельных | 1 класс - 207 часов (обучение грамоте 4 недельных часа +обучение письму 5 недельных часов). (из них115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте +обучение грамоте 92 ч.) |
Срок реализации программы | 2021-2022 учебный год |
Учебная программа на основе которой разработана рабочая программа (изд-во, год изд.) | Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с. — ISBN 978-5-09-031535-7. |
Учебник, с указанием авторов, издательства, года издания | Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/В.Г.Горецкий, В.А.Киррюшкин, Л.А.Виноградская и др..-10-е изд.-М.:Просвещение,2018.-127 с.:ил- (Школа России)-ISBN 978-5-09-0523253-2 |
Разработчики | Романова Надежда Вармандеевна |
Год разработки программы | 2021 |
1/Планируемые результаты освоения учебного предмета
Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
1 класс |
Личностные | Метапредметные |
Личностными результатами являются: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | Метапредметными результатами являются: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты 1 класса |
Предметные |
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: отличать текст от набора предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст; составлять устный рассказ по картинке; называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове; писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставить пунктуационные знаки конца предложения; списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; находить корень в группе доступных однокоренных слов. |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся научатся: называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем); вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; paзличать гласные и согласные звуки и буквы; правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова; выделять слоги, различать ударные и безударные; определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений; устно составлять 3-5 предложений на определенную тему. К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму.» учащиеся научатся: называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия; вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки; соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки при письме; чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова; выделять слова, предложения из потока речи; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом. | К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся получат возможность научатся: называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем); вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; paзличать гласные и согласные звуки и буквы; правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова; выделять слоги, различать ударные и безударные; определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений; устно составлять 3-5 предложений на определенную тему. К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся получат возможность научиться: слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество; при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы; выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук; оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное предложение с образцом. |
2 Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности.
Слушание.Оознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным почерком с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серии картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение письму.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п | Раздел | Количество часов | Кол-во к/р,п,р | Кол-во к/спис |
обучение чтению | обучение письму | | |
1 | Добукварный период | 9 часов | 11часов | | |
2 | Букварный период | 67 часов + 2 часа резерва | 83часов + 6 часов резерва | 1 | 1 |
3 | Послебукварный период | 16 часов | 21 час | 1 | 1 |
| Итого: | 92 | 115 | | |
1