СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Обучение грамоте " УМК ШКОЛА РОССИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ составлена на основе АООПНОО обучающихся с ОВЗ, с учетом особенностей класса и графиком работы школы-интерната.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Обучение грамоте " УМК ШКОЛА РОССИИ»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

















Учитель Гуторова Г.В.







Пояснительная записка

 

Рабочая программа по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ составлена на основе АООПНОО обучающихся с ОВЗ, с учетом особенностей класса и графиком работы школы-интерната.

Программа рассчитана на 92 часа (4 часа в неделю)


Методическое обеспечение

1.Т.М.Андрианова. «Букварь». - М.: АСТ, «Астрель». 2017г.

2.Т.М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей. – М.: АСТ, «Астрель». 2011г.

3. В.А. Илюхина. Прописи к «Букварю» Т.М. Андриановой. - М.: АСТ, «Астрель». 2017г

4.Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику «Букварь» и прописям. - М.: АСТ


Содержание авторской программы:

1.Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Обучение чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Механизм чтения основывается на позитивном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука.

В обучении грамоте выделяются два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный).

Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объём доступного для чтения материала.

2.Обогащение и активизация словарного запаса детей.

В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствуют началу формирования у учащихся ведущих приёмов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение.

3.Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности учащихся:

слушания – восприятие и понимание звучащей речи;

говорения – использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой;

чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала.

Тексты, представленные в учебных пособиях, являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи учащихся.

Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков учащихся и их умение работать в паре. Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В то же время, работая в паре, учащиеся на практике совершенствуют навыки общения.

4.Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.

Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале дети учатся:

  • понимать содержание и главную мысль произведения;

  • понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;

  • извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.

На уроках обучения грамоте учитель систематически знакомит учащихся с разнообразными произведениями детской художественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок на протяжении всего букварного периода «помогают» учащимся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге.

Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребёнка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку.









Тематическое планирование изучения учебного материала «Букварь» 92 ч (4 ч в неделю)


урока

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты(в соответствии с ФГОС)

Дата план.

предметные

УУД

личностные

НАША РЕЧЬ (14 ч)




1

Вводный инструктаж по охране труда.

Здравствуй, школа!

C. 3

Познакомить учащихся с первой учебной книгой — букварем и с рабочей тетрадью

Ориентироваться в букваре и рабочей тетради.

Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге.

П.Ориентироваться в учебнике и тетради.


Р.Организовывать свое рабочее место.


В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на маршрутный лист.


Понимать цель выполняемых действий.



Обсуждать свою новую социальную роль школьника.


Адекватно относиться к оценке своей работы учителем.


Осознавать язык как основное средство общения людей.


Понимать нравственные нормы, закрепленные в языке народа.

03.09

2

Мы теперь не просто дети — мы теперь ученики

С. 4–5

Формировать понимание важности нового социального статуса детей — ученик

Сравнивать (с помощью иллюстраций) дошкольную и школьную учебную деятельность.

Обсуждать свою новую социальную роль школьника

04.09

3

Мы живем в России. Наш общий язык — русский

С. 6–8

Дать представление учащимся о речи как процессе общения между людьми

Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты). Комментировать иллюстрации в учебнике.

05.09

4

Как мы общаемся. Язык мимики и жестов

С. 9

Познакомить учащихся с неязыковыми средствами устного общения: жестом, мимикой, движением

Определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций).

06.09

5

Как зарождалась речь

С. 10

Дать первоначальное представление о том, как зарождалась речь

Комментировать последовательность иллюстраций в букваре.

Разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи.

10.09

6

Устная и письменная речь

С. 11

Познакомить учащихся с понятиями «устная речь», «письменная речь»

Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок

К.Вступать в диалог в процессе совместной игры.


Участвовать в групповой работе, связанной с общением.


Осваивать правила выполнения работы в паре.


11.09

7

Предложение

С. 12

Научить учащихся различать слово и предложение

Составлять самостоятельно и под диктовку схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы. Определять количество слов в предложении

12.09

8

Знаки препинания

С. 13

Познакомить учащихся с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения

Читать и сравнивать предложения с разной интонацией. Определять соответствие интонационных средств смыслу предложений

16.09

9

Предмет и слово

С. 14

Научить детей различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Познакомить со звуковыми схемами слов

Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова (количество звуков)

17.09

10

Слоги. Деление слова на слоги.

С. 15

Дать учащимся первоначальное представление о слоге как минимальной произносительной единице речи. Формировать умение делить слова на слоги

Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова

18.09

11

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

С. 16–17

Формировать умение различать гласные и согласные звуки

Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Соотносить название предмета с его звуковой схемой

20.09


12

Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки

С. 16–17

Научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи (мак – рак, лук – люк). Характеризовать звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов

24.09


13

Ударение. Ударный слог

С. 18

Познакомить учащихся с ударением и ударным слогом

Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок—замок). Выделять ударные слоги при произнесении различных слов. Определять на схеме место ударения в слове

25.09


14

Звуки и буквы

С. 19

Научить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме

Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения: буквы — знаки звуков

26.09


Внеклассная деятельность учащихся

С. 20–21

Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме, предложенной в букваре (по желанию)



АЛФАВИТ




15

Звук [а]. Буквы А, а

С. 22–24

Познакомить учащихся с гласным звуком [а] и буквами А и а, обозначающими этот звук на письме

Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов. Определять количество звуков и их последовательность в словах. Рассматривать «А» как букву, слог и слово (с опорой на иллюстрации в букваре).

П.Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).


Моделировать различные языковые единицы.


Использовать на доступном уровне логические приемы мышления на языковом материале.


Использовать простейшие таблицы и схемы.


Р.Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями .


Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».


Осуществлять контроль. Используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.


Вносить изменения и дополнения в свою работу.


Понимать цель выполняемых действий.



К.Распределять роли и очередность действий при работе в парах (под руководством учителя) .


Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым


Находить информацию по заданию в букваре .


Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию .


Участвовать в обсуждении организационных и учебных проблем (высказывать пожелания при выборе текста и распределении ролей)


Высказывать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие.


Обсуждать свою учебную деятельность в школе.


Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме

Выражать свое отношение к поступкам героя рассказа .


Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте.


Познавательная мотивация.


Адекватно относиться к оценке своей работы учителем.


Осознавать язык как основное средство общения людей.


Понимать нравственные нормы, закрепленные в языке народа.





28.09





16

Звук [у]. Буквы У, у

С. 25

Познакомить учащихся с гласным звуком [у] и буквами У и у, обозначающими этот звук на письме

Читать предложения со словами «А» и «У». Экспериментировать в звукоподражании. Распределять роли и очередность действий при работе в паре. Обсуждать смысл пословиц, приводить примеры, иллюстрирующие пословицы

1.10


17

Закрепление изученного

С. 26

Закрепить навыки работы со звуковыми моделями слов. Обучать детей чтению двузвучных слов

Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов. Читать и правильно интонировать предложения

2.10


18

Обычные буквы — специальные знаки

С. 27

Познакомить учащихся со специфичным использованием букв А и У

Расшифровывать значение букв «А» и «У», используемых на транспорте. Заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов)

3.10


19

Звуки [м], [м']. Буквы М, м

С. 28

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [м], [м'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме

Читать двухсложные слова. Определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] и мягкого [м']. Различать слоги и слова, слова и предложения.

05.10


20

Звуки [н], [н']. Буквы Н, н

С. 29

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [н], [н'] и буквами Н, н, обозначающими эти звуки на письме

Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Наблюдать за многозначностью слов с опорой на иллюстрации

15.10


21

Большая буква в именах людей и кличках животных

С. 30

Информировать учащихся об использовании большой буквы в написании имен людей и кличек животных

Выделять среди слов имена людей. Сопоставлять похожие по написанию, но разные по значению слова. Определять количество предложений в тексте

16.10


22

Закрепление изученного. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

С. 31

Чтение слогов и слов с изученными буквами

Дополнять слоги до слов. Расшифровывать буквенную символику («М», «ТУ», «АН»). Экспериментировать со своей фамилией, используя ее часть для придумывания названия марки самолета

17.10



24

Звук [о]. Буквы О, о

С. 32

Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме

Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки. Соотносить названия предметов со звуковой и неполной буквенной схемами. Выделять из цепочки слогов слова и читать их

19.10


25

Звук [э]. Буквы Э, э

С. 33

Познакомить учащихся гласным звуком [э] и буквами Э и э, обозначающими этот звук на письме

Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения. Устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения) и наблюдать за изменением слов.

22.10


26

Использование слов

он, она, оно

С. 34

Учить детей правильно использовать в своей речи слова он, она, оно

Соотносить изображённые предметы с соответствующими словами он, она, оно. Дополнять слоги до слов с опорой на рисунки. Сравнивать звучание рифмующихся слогов и слов

23.10



28

Закрепление изученного. Чтение слов, записанных нестандартным способом.

С. 35, 46–47

Тренировать детей в чтении слогов и слов

Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой. Читать слова, записанные нестандартным способом. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове

24.10


29

Звуки [р], [р']. Буквы Р, р

С. 36

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [р], [р'] и буквами Р и р, обозначающими эти звуки на письме

Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки. Читать предложения, перемещая логическое ударение (в процессе коллективной работы). Сочинять чистоговорку, используя слоги ра-ру (работа в парах)

25.10


30

Звуки [л], [л']. Буквы Л, л

С. 37

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [л], [л'] и буквами Л и л, обозначающими эти звуки на письме

Читать слова, заменяя буквы «р» на «л» и наоборот. Выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме. Составлять рассказ по заданной теме ( из 3-4 предложений)

26.10


31

Закрепление изученного. Звукобуквенный анализ слов.

С. 38

Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов

Анализировать звуковой и буквенный составы слов. Подбирать пару к полным и уменьшительным (кратким) именам (при работе в парах и самостоятельно)

29.10



33

Закрепление изученного. Чтение слов с пропущенными буквами.

С. 39

Тренировать детей в чтении слов с пропущенными буквами

Восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами и слова-палиндромы. Наблюдать за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов)

30.10


34

Звук [ы]. Буква ы

С. 40

Познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой ы, обозначающей этот звук на письме

Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы ). Различать слова в форме единственного и множественного числа на основе игры «Один — много». Отвечать на вопросы в тексте

31.10


35

Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и

С. 41

Познакомить учащихся с гласным звуком [и] и буквами И и и, обозначающими этот звук на письме. Познакомить учащихся с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме

Выявлять общий признак у изображенных предметов. Читать слова с мягкими согласными звуками. Классифицировать предметы по признаку их использования



02.11


36

Закрепление изученного. Образование слов с помощью приставки.

С. 42, 46–47

Тренировать детей в словообразовании

Образовывать слова из данных с помощью приставок (без использования термина). Придумывать свои варианты данной скороговорки, используя перестановку слов.

06.11



38

Слова с противоположным значением

С. 43

Тренировать учащихся в подборе слов с противоположным значением

Подбирать слова-антонимы (с опорой на иллюстрации в букваре). Наблюдать за изменением слов по числам( один — много). Выбирать подходящие неязыковые средства для пантомимы по заданной теме

7.11


39

Звук [й']. Буквы Й, й

С. 44


Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [й'] и буквами Й и й, обозначающими этот звук на письме

Определять на слух наличие в словах звука [й']. Правильно произносить и читать слова со звуком [й'] и буквой й. Разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре)

9.11


40

Закрепление изученного. Чтение слов с буквой й.

С. 45

Тренировать детей в чтении слов с буквой й

Дополнять слоги до слов, учитывая особенности их написания. Правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите или разрезной азбуке

12.11


41

Звуки [б], [б']. Буквы Б, б

С. 48

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [б], [б'] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме

Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи. Восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в букваре). Составлять слово из первых букв названий предметов

13.11


42

Звуки [п], [п']. Буквы П, п

С. 49

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [п], [п'] и буквами П, п, обозначающими эти звуки на письме

Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. Находить слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме

14.11


43

Закрепление изученного. Чтение слогов и слов со стечением согласных.

С. 50

Тренировать детей в чтении слогов и слов со стечением согласных звуков

Находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить. Подбирать антонимы к многозначным словам (с опорой на иллюстрации в букваре)



16.11


44

Парные звонкие и глухие согласные звуки:

б] – [п], [б'] – [п']

С. 51

Познакомить учащихся с парными (по звонкости–глухости) согласными звуками: [б] – [п], [б'] – [п']

Наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах. Сопоставлять парные звуки по твердости–мягкости [б] — [б'] и [п] — [п'] и парные звуки по звонкости–глухости [б] — [п], [б'] — [п']

26.11


45

Звуки [в], [в']. Буквы В, в

С. 52

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [в], [в'] и буквами В, в, обозначающими эти звуки на письме

Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов. Читать слова с переносом на другую строку. Находить «слово в слове», не меняя буквы местами

27.11


46

Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф

С. 53

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [ф], [ф'] и буквами Ф, ф, обозначающими эти звуки на письме

Образовывать мужские и женские фамилии от данных имен (работа в паре).

28.11


47

Закрепление изученного. Чтение слов с изученными буквами.

С. 54, 56–57

Тренировать детей в чтении слов, различающихся одной буквой

Наблюдать за изменением слов в столбиках и объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Расшифровывать анаграммы с опорой на заданный порядок букв

30.11


48

Закрепление изученного. Парные (по звонкости-глухости) звуки в – ф , в – ф .

С. 55

Познакомить учащихся с парными (по звонкости–глухости) согласными звуками [в] – [ф] и [в'] – [ф']

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [в] в предложенных словах. Осваивать новые способы решения ребусов с использованием воображаемого предлога «в». Определять прямое и переносное значение слов

3.12


49

Звуки [г], [г']. Буквы Г, г

С. 58

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [г], [г'] и буквами Г, г, обозначающими эти звуки на письме

Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать ее. Объяснять происхождение слов (названий грибов). Читать стихотворение по ролям. Воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками



04.12


50

Звуки [к], [к']. Буквы К, к

С. 59

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [к], [к'] и буквами К, к, обозначающими эти звуки на письме

Сравнивать слова и находить в словах общую часть. Экспериментировать с образованием слов, добавляя к ним разные буквы

05.12


51

Закрепление изученного. Образование слов с помощью буквы к (рыба-рыбка).

С. 60

Информировать детей об участии буквы к в словообразовании (рыба–рыбка)

Объяснять специфику словообразования с помощью буквы к (образование уменьшительно-ласкательных слов, исключая имена). Подбирать слова-признаки к изображенным предметам и антонимы к данным словам.

07.12


52

Закрепление изученного. Парные (по звонкости-глухости) согласные г – к , г – к .

С. 61

Познакомить детей с парными (по звонкости–глухости) согласными звуками [г] – [к] и [г'] – [к']

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах. Различать сказки, написанные в поэтической и прозаической форме. Придумывать и восстанавливать вопросительные предложения

10..12


53

Звуки [д], [д']. Буквы Д, д

С. 62

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [д], [д'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме

Анализировать текст скороговорок на наличие в них слов со звуками [д], [д']. Различать слова — названия предметов и слова — признаки предметов. Находить в словах общую часть. Определять в тексте функции небуквенных графических средств

11.12


54

Звуки [т], [т']. Буквы Т, т

С. 63

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [т], [т'] и буквами Т, т, обозначающими эти звуки на письме

Обобщать слова по тематическому признаку. Находить в тексте слово, используемое в разных значениях.

П.Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).


Использовать на доступном уровне логические приемы мышления на языковом материале.

Р.Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями .

Осуществлять контроль. используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.


Вносить изменения и дополнения в свою работу.


Понимать цель выполняемых действий.


К.Распределять роли и очередность действий при работе в парах (под руководством учителя) .


Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым


Находить информацию по заданию в букваре .


Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию .


Участвовать в обсуждении организационных и учебных проблем (высказывать пожелания при выборе текста и распределении ролей)


Высказывать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие.


Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме

Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте.


Познавательная мотивация.


Адекватно относиться к оценке своей работы учителем.


Осознание понятия «дружба».

Выражать свое отношение к поступкам героя рассказа

12.12


55

Закрепление изученного. Тренировочные упражнения в чтении. Подбор названия текста.

С. 64, 74–75

Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении

Выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных. Рассуждать на тему «Кого можно называть другом?», приводить примеры, опираясь на личный опыт

14.12


56

Большая буква в географических названиях

С. 65

Информировать учащихся о правописании названий стран, населенных пунктов и рек


Узнавать географические названия среди других слов. Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах. Находить закономерность в цепочке названий городов и продолжать эту закономерность

17.12


57

Звук [ж]. Буквы Ж, ж

С. 66

Познакомить учащихся с непарным твердым согласным звуком [ж] и буквами Ж, ж, обозначающими этот звук на письме

Группировать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана с добрые дела»

18.12


58

Звук [ш]. Буквы Ш, ш

С. 67

Познакомить учащихся с непарным твердым согласным звуком [ш] и буквами Ш, ш, обозначающими этот звук на письме

Различать слова-названия предметов и слова-действия предметов. Находить рифмы в стихотворении. Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки

19.12


59

Сочетания букв жи–ши

С. 68

Тренировать детей в чтении слов, содержащих сочетания букв жи–ши

Сравнивать произношение слов (содержащих жи–ши) с их написанием. Воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками

21.12


60

Закрепление изученного. Парные (по звонкости-глухости) согласные ж – ш .

С. 69

Познакомить учащихся с парными (по звонкости–глухости) согласными звуками [ж] – [ш]

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [ж], в предложенных словах. Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Классифицировать (в процессе совместной работы) сказки: народная – авторская, русская – зарубежная


24.12


61

Звуки [з], [з']. Буквы З, з

С. 70

Познакомить с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [з], [з'] и буквами З, з, обозначающими эти звуки на письме

Подбирать синонимы к названиям предметов. Классифицировать слова-названия предметов, слова – признаки и слова-действия. Сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему. Пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд

25.12


62

Звуки [с], [с']. Буквы С, с

С. 71

Познакомить учащихся с парными (по твердости–мягкости) согласными звуками [с], [с'] и буквами С, с, обозначающими эти звуки на письме

Подбирать слова-антонимы к разным частям речи (без использования терминов). Самостоятельно озаглавливать текст. Объяснять использование букв в спортивной символике

26.12


63

Закрепление изученного. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

С. 72

Закрепить знания детей о многозначности слова, о словах синонимах, словах-антонимах

Активизировать и расширять словарный запас, используя знания о многозначности слова, о синонимах и антонимах (без использования терминов).

2812


64

Слова: в, на, за, над, под, к, с, и др.

С. 73

Информировать учащихся о словах в, на, за, над, под, к, с, и др., служащих для связи слов в предложениях

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [з]. Устанавливать зависимость между смыслом предложения и средствами связи слов (предлогами).


9.01


65

Сочетания звуков [й'э], [й'о]. Буквы Е, е и Ё, ё

С. 76

Познакомить учащихся с буквами Е, е и Ё, ё, обозначающими на письме сочетания звуков [й'э], [й'о]

Сравнивать слова, содержащие буквы е и ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Выявлять общий признак у изображенных предметов. Объяснять значения слов и причину переноса названия одного предмета на другой

10.01


66

Буквы е, ё — показатели мягкости предшествующих согласных звуков

С. 77

Познакомить учащихся с использованием букв е, ё для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме

Соотносить слова, содержащие буквы е, ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов. Заучивать наизусть стихотворение или его часть (по желанию). Вспоминать ранее изученные стихи по данной тематике

14.01


67

Диалог. Речевой этикет

С. 80

Познакомить учащихся с правилами речевого этикета при ведении диалога

Придумывать и разыгрывать диалоги с использованием «вежливых» слов. Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом

15.01


68

Закрепление изученного. Звуко-буквенный анализ слов, содержащих буквы е, е.

С. 81

Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы е, ё

Определять на слух наличие в словах звука ']. Различать две функции букв е, ё в словах. Осмысленно читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать текст. Подбирать к названиям изображенных предметов синонимы

16.01


69

Сочетание звуков [й'у]. Буквы Ю, ю

С. 82

Познакомить учащихся с буквами Ю, ю, обозначающими на письме сочетание звуков [й'у]

Выделять первую букву и первый звук в предложенных словах. Сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему. Приводить примеры многозначных слов и объяснять их значение


П. Использовать на доступном уровне логические приемы мышления на языковом материале.


Р.Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками (в ситуациях учебного и бытового общения).


К.Доказывать свою точку зрения.


Участвовать в работе в парах.



Познавательная мотивация.


Адекватно относиться к оценке своей работы учителем.



18.01


70

Сочетание звуков [й'а]. Буквы Я, я

С. 83

Познакомить учащихся с буквами Я, я, обозначающими на письме сочетание звуков [й'а]

Использовать ранее полученные знания для проведения звуко-буквенного анализа. Находить в четверостишии рифмующиеся слова, определять их сходство и различие. Выразительно читать рассказ по ролям

21.01


71

Устное народное творчество

С. 84

Расширить и углубить знания детей о русских народных песнях и сказках

Рассказывать о своем восприятии и о своем отношении к русским народным песням и сказкам. Выявлять в текстах песен и сказок звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости. Экспериментировать с названиями сказок по предлагаемому образцу

22.01


72

Закрепление изученного. Тренировочные упражнения в чтении. Звуко-буквенный анализ слов, содержащих буквы ю, я.

С. 85

Тренировать учащихся в чтении и в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы ю и я, являющихся показателями мягкости предшествующих согласных звуков

Определять в словах наличие звука [й'], его место в слове и обозначение на письме. Доказывать, что принцип написания данного стихотворения основан на сходстве звучания пар слов, не являющихся рифмами

23.01


73

Буква ь. Мягкий знак — показатель мягкости предшествующего согласного звука

С. 86

Познакомить учащихся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука

Сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы. Обсуждать свою учебную деятельность в школе. Рассуждать на тему «Кого можно назвать заботливым человеком»

2501


74

Закрепление изученного

С. 87

Тренировать детей в чтении и в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих мягкий знак

Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Группировать слова по тематическому принципу. Фантазировать на тему, как может выглядеть лень. Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения

28.01


75

Разделительный мягкий знак — ь

С. 88

Тренировать детей в чтении слов с разделительным мягким знаком

Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й'], но нет буквы й (разные случаи). Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком. Сочинять веселую путаницу методом перестановки слов (работа в парах)

29.01


76

Буква ъ. Разделительный твердый знак

С. 90

Познакомить детей с разделительным твердым знаком

Сравнивать написание и произношение слов с разделительным твердым знаком. Правильно называть изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке. Рассуждать на тему «Нужно ли думать о других?»

30.01


77

Закрепление изученного. Тренировка в чтении слов, содержащих разделительный твердый знак.

С. 91

Тренировать детей в чтении слов, содержащих разделительный твердый знак

Дополнять словосочетания соответствующими словами с разделительным твердым знаком с опорой на иллюстрации в букваре. Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й'], но нет буквы й (все случаи). Объяснять переносное значение слов, обозначающих способы подъема в гору

1.02


78

Звуки [х], [х']. Буквы Х, х

С. 92

Познакомить учащихся с парными (твердым и мягким) согласными звуками [х], [х'] и буквами Х, х, обозначающими эти звуки на письме

Находить сходство и различие в представленных парах слов. Выразительно читать текст по ролям. Подбирать рифмующиеся слова к названиям изображенных предметов. Сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами

04.02


79

Звук [ц]. Буквы Ц, ц

С. 93

Познакомить учащихся с непарным твердым согласным звуком [ц] и буквами Ц, ц, обозначающими этот звук на письме

Определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание. Дифференцировать похожие звуки [ц], [с], [з] в процессе коллективной работы. Вспоминать сказку «Царевну-лягушка» и продолжать отрывок, приведенный в букваре

П.Находить в тексте ответы на поставленные вопросы.


Использовать на доступном уровне логические приемы мышления на языковом материале.



Р.Контролировать свою деятельность, находить и исправлять ошибки.


К.Рассуждать на заданную тему.

Принимать участие в чтении текста по ролям и в разыгрывании сценок.

Формирование уважительного отношения к окружающим.


Понимать ценность природы в жизни человека.


Формирование интереса к истории русского языка, устному народному творчеству.


Формирование положительного отношения к учебе.

05.02


80

Закрепление изученного

С. 94

Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении

Рассуждать на тему бережного отношения к природе. Различать понятия «цветы» и «цвета»

06.02


81

Веселые путаницы

С. 95

Расширить и углубить знания детей о путаницах (авторских и фольклорных)

Сравнивать написание и произношение слов с гласными е, ы, и, стоящими после ц. Обобщать знания о непарных твердых согласных звуках ж, ш, ц. Придумывать различные варианты путаницы. Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки

08.02


82

Звук [ч']. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов

С. 96

Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [ч'] и буквами Ч, ч, обозначающими этот звук на письме

Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой ч.

Приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении, опираясь на иллюстрации в букваре

11.02


83

Звук [ш']. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща и чу-щу

С. 97

Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [ш'] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме и буквосочетаниями ча-ща и чу-щу

Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой щ. Различать произведения малых фольклорных форм (загадки, путаницы, скороговорки, считалки). Вспоминать знакомые считалки, объяснять их назначение

12.02


84

Шипящие согласные звуки

С. 98

Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках ж, ш, ч, щ

Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать.

13.02

85

Закрепление изученного. Упражнения в чтении.

С. 99

Тренировать учащихся в осмысленном правильном и выразительном чтении

Определять, к каким строчкам стихотворения выполнена иллюстрация. Высказывать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие с призывом «подружиться с книгой…»


15.02

86

Алфавит

С. 100

Обобщить знания детей об изученных буквах и об алфавите

Объяснять, как появилось в русском языке слово «азбука». Правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке. Сравнивать алфавит с буквами, которые описываются в стихотворении.

25.02

87

Необычные азбуки

С. 101

Познакомить детей с различными авторскими стихотворными азбуками

Наблюдать за сходством различных стихотворных азбук. Включаться в работу по поиску детских книг, в которых можно прочитать эти азбуки целиком

26.03

88

Из истории букварей

С. 102–103

Информировать учащихся об истории создания букварей и первого русского букваря Ивана Федорова

Сравнивать страницы старых букварей со страницами данного букваря.

27.03

89



Внеклассная работа

С. 104–105


Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме «Алфавит» (по желанию)

01.03

90

Сказки-диалоги о животных

С. 106–107

Совершенствовать навыки чтения и инсценирования сказок

Читать и инсценировать сказки.

04.03

91

Ребятам о зверятах

С. 108–109

Расширить и углубить знания детей о повадках лесных животных и их образе жизни

Описывать случаи своего общения с животными. Рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях

05.03


92

Сказки в сказке

С. 110

Обобщить знания детей о сказках

Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного.

06.03


ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ по «Прописям» (92час.) Примерное календарно-тематическое планирование изучения учебного материала



урока

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата план.

предметные

УУД

личностные

Добуквенный период (17 ч)

1

Вводный инструктаж по охране труда.

Знакомство с прописью

С. 3

Знакомство учащихся с гигиеническими правилами письма: посадка, положение прописи, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму

Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на парте

П.Анализировать образцы письма.


Читать простейшие схемы.

Пользоваться условными знаками.


Р.Контролировать свои действия в процессе работы.


Контролировать свою работу (находить правильно выполненные, исправлять неверные элементы букв).

Проверять выполнение задания товарищем при работе в парах.


Принятие образа хорошего ученика.


Ответственно относиться к выполнению задания, к проверке работы товарища.


Адекватное восприятие оценки своей работы учителем.


Понимание здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка умственная и физическая).

03.09

2

Выполнение рисунков

в прописи

С. 4

Формирование умений правильно держать ручку, сохранять позу за столом, располагать тетрадь при выполнении заданий. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу

Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Выполнять работу по образцу

04.09

3

Знакомство с разлиновкой прописи

С. 5

Знакомство с разлиновкой прописи. Формирование умения соблюдать наклон при проведении горизонтальных и наклонных линий. Формирование умения обводить предметы по контуру. Развитие наблюдательности

Различать направление линий в прописи. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения

05.09

4

Знакомство с основным алгоритмом письма

С. 6 — 8

Знакомство с этапами овладения алгоритмом письма с помощью маршрутного листа (6 элементов). Формирование умения писать и соединять «крючок» и наклонную линию

Отслеживать этапы освоения основного алгоритма письма с помощью маршрутного листа. Различать последовательность написания элементов буквы и







Обучение отдыху при письме.


К. Строить монологическую речь в процессе выполнения графических действий.


Корректно сообщать об ошибках товарища.

Рассуждать при сравнении выполняемых элементов букв.


Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
06.09

5

Знакомство с основным алгоритмом письма

С. 9

Знакомство с седьмым элементом алгоритма. Формирование умения находить основные места соединения элементов и букв между собой 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений

Комментировать этапы выполнения основного алгоритма письма (написание буквы и). Находить характерные элементы основного алгоритма в образце письма

10.09

6

Закрепление умений. Отработка умений писать элементы основного алгоритма

С. 10

Отработка умений писать элементы основного алгоритма

Сопоставлять изученные элементы, находить их сходство и различия. Определять элементы алгоритма на слух и воспроизводить их на бумаге

11.09

7

Знакомство с рабочим пространством дополнительных строк

С. 11

Формирование умений проводить наклонные линии, используя пространство дополнительных строк, писать «крючки»

Ориентироваться в разлиновке прописи, различать рабочую и дополнительную строчки. Тренироваться в написании крючков

12.09

8

Написание элементов букв И, Г, П, Т

С. 12

Освоение письма элементов букв Г, П, Т. Развитие наблюдательности

Выполнять задание по образцу. Сопоставлять похожие элементы прописных букв И, Г, П, находить сходства и различия в их написании

16.09

9

Написание элементов букв Л, Г

С. 13

Обучение умению различать похожие элементы букв. Освоение основного алгоритма письма (письмо буквы и). Формирование умения писать букву .Знакомство с правилами работы в паре

Сопоставлять похожие элементы прописных букв Л и Г, находить сходства и различия в их написании (письмо буквы Г начинается сверху, а в букве Л — снизу). Ориентироваться в тетради товарища при обмене тетрадями (работа в паре)

17.09

10

Написание элементов букв н, к, Э

С. 14

Формирование умения выписывать новый элемент («стульчик») буквы к.

Находить места соединения элементов в букве и в слове, находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать их условными значками.


18.09

11

Написание элементов букв К, И

С. 15

Формирование умения выписывать новый элемент («двойной крючок»), находить основные места соединения элементов и букв между собой в слове: 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений

Контролировать расстояние между элементами во время их написания. Самостоятельно находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать их условными значками.

15.09

12

Написание элементов букв у.п, Н

С. 18 — 19

Знакомство с новым элементом «бугорок». Формирование умений воспроизводить услышанный алгоритм написания элемента на письме, комментировать вслух письмо заданного элемента. Развивать внимание, усидчивость

Сопоставлять услышанный алгоритм с написанным элементом. Комментировать вслух написание изученных элементов

20.09

13

Соединение 3-х и 4-х крючков в связку

С. 20 — 21

Формирование умений соединять крючки в связку. Отработка умений писать изученные элементы букв. Развитие наблюдательности

Писать буквы и, ш. Соблюдать наклон при письме.

24.09

14

Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма

С. 22 — 23

Отработка умений писать элементы основного алгоритма письма, воспроизводить их по памяти. Развитие пространственных представлений

Воспроизводить полностью основной алгоритм письма (букву и) и комментировать его при письме. Воспроизводить написание элементов по памяти (под диктовку учителя)


25.09

15


Упражнение в написании элементов букв

С. 24 — 25

Упражнение в написании элементов букв

Тренировать написание основного алгоритма письма (буквы и), воспроизводить его по образцу и на слух. Сопоставлять предложенные элементы букв и соединений, находить известные



26.09


16

Письмо строчной буквы а

С. 26 — 27

Освоение алгоритма написания строчной буквы а. Формирование осознанного отношения к письму (использование основного алгоритма письма при написании буквы а).

Сравнивать написание букв а и и, находить общие элементы. Анализировать графические ошибки в написании буквы а. Вписывать изученную букву в образец, читать незнакомые слова с опорой на рисунок. Находить изученную строчную букву в алфавите

П. Формирование умения поэтапно выстраивать свои действия и анализировать их.


На доступном уровне использовать анализ, сравнение, классификацию.


Ориентироваться в таблице.

Наблюдать, делать выводы.


Р.Сравнивать результат своей работы с образцом, находить и исправлять ошибки в своей работе и работе товарища.


Оценивать свои возможности и выбирать задание из предложенных.


К. Давать графическое задание товарищу.







Восприятие русского языка как родного.


Понимать необходимость аккуратного отношения к своей работе.


Адекватное восприятие оценки своей работы учителем.



28.09

17

Письмо строчной буквы у

С. 28 — 29

Освоение алгоритма написания строчной буквы у. Формирование умений сравнивать две изученные буквы (а и у), писать две буквы в связке, показывая безотрывное соединение двух букв (отрыв-отдых при написании первой буквы). Развитие внимания на игровом материале

Воспроизводить написание буквы у по образцу. Сравнивать написание букв а и у, находить одинаковые элементы. Правильно соединять две буквы. Восстанавливать последовательность алгоритма письма буквы у

1.10

18

Письмо заглавной буквы А

С. 30 — 31

Освоение алгоритма написания заглавной буквы А.

Выполнять поэтапно письмо букв. Находить графические ошибки в написании слов. Узнавать характерные элементы букв и дополнять буквы недостающими элементами. Находить изученную заглавную букву в алфавите

2.10

19

Письмо заглавной буквы У

С. 32 — 33

Освоение алгоритма написания заглавной буквы У. Формирование умений обозначать интонацию восклицания на письме знаками завершения

Правильно соединять изученные буквы на письме. Обозначать на письме интонацию восклицания знаками завершения. Классифицировать печатные и письменные буквы.

Участвовать в анализе начертания буквы, совместно вырабатывать алгоритм ее написания.


Формирование умений работать в паре.


Задавать вопросы для уточнения непонятного, отвечать на вопросы.






3.10

20

Закрепление умений писать буквы а, у, и, А, У. Письмо строчной буквы м


С. 34 — 35

Закрепление умений писать буквы а, у, и, А, У. Развитие внимания, интуиции

Дополнять буквы недостающими элементами. Классифицировать буквы по разным признакам. Тренироваться в написании математических знаков. Не читая, определять место каждого слова в записи предложения, вписывать пропущенные буквы в слова

5.10

21

Письмо строчной буквы н

С. 38—39

Освоение алгоритма написания строчной буквы н.

Анализировать написание буквы н, находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию. Писать букву под комментирование.

15.10

22

Письмо заглавной буквы М

С. 40—41

Освоение алгоритма написания заглавной буквы М.

Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Конструировать слово из набора букв. Писать буквы в связке.

16.10

23

Письмо заглавной буквы Н

С. 42—43

Освоение алгоритма написания заглавной буквы Н. Развитие графической зоркости

Анализировать написание буквы Н, находить знакомые элементы письма. Писать предложение, правильно оформлять его на письме. Классифицировать буквы по разным признакам. Восстанавливать буквы по характерным элементам

17.10

24

Письмо строчной буквы о

С. 3—5

Освоение алгоритма написания строчной буквы о. Формирование умения проводить анализ начертания изучаемой буквы, способов соединения с другими буквами

Экспериментировать с изображением буквы о (сложение листа бумаги.Участвовать в анализе начертания буквы о, совместно вырабатывать алгоритм ее написания. Сопоставлять верхнее и нижнее соединение букв с буквой о. Писать слова (слоги) по образцу (по пунктиру, самостоятельно).

П.Наблюдать, делать выводы.


Ориентироваться в таблице.


Развитие внимания, мышления, способности анализировать.


Моделировать различные языковые единицы.


Р.Выбирать задание из предложенных.


Сравнивать свою работу с образцом.


Оценивать свои достижения с помощью листа диагностики.


Анализировать графические ошибки.


Выбирать способ выполнения задания.




Принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения.


Понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа.


Адекватное восприятие оценки своей работы учителем.


Внимание к мелодичности народной звучащей речи.

19.10

25

Письмо строчной буквы э

С. 6—7

Освоение алгоритма написания строчной буквы э. Развитие графической зоркости

Воспроизводить изученные буквы на слух. Угадывать место изученных букв в слове, вписывать их. Восстанавливать буквы по характерным элементам

22.10

26

Письмо заглавной буквы О

С. 8—9

Освоение алгоритма написания заглавной буквы О. Формирование умения соблюдать интервал между словами при письме

Соотносить слова «он», «она», «оно» с названиями предметов Восстанавливать деформированное слово по нижним элементам букв и дописывать его. Объяснять смысл пословицы

23.10

27

Письмо заглавной буквы Э

С. 10—11

Освоение алгоритма написания заглавной буквы Э. Расширение словарного запаса учащихся.

Сравнивать начертание букв, выявлять их графическое сходство, определять, по каким признакам сгруппированы буквы. Соотносить букву и ее элементы.

24.10

28

Письмо строчной буквы р

С. 14—15

Освоение алгоритма написания строчной буквы р, способов соединения ее с другими буквами на письме

Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм ее написания. Конструировать буквы из элементов

25.10

29

Письмо строчной буквы л

С. 16—17

Освоение алгоритма написания строчной буквы л, способов соединения ее с другими буквами на письме. Формирование умения интонировать вопросительное предложение

Писать слова и предложения по пунктиру и самостоятельно. Правильно оформлять запись предложения, соблюдать интервал между словами. Находить правильно написанную букву

К.Задавать вопросы, формулировать задание товарищу.


Участвовать в совместном обсуждении задания.


Проверять выполнение задания товарищем, корректно сообщать об ошибках.




26.10

30

Письмо заглавной буквы Р

С. 18—19

Освоение алгоритма написания заглавной буквы Р, способов соединения ее с другими буквами на письме

Анализировать образец письма, вычленять все мелкие элементы предложенного слова. Дописывать деформированные слова. Находить заданную букву в таблице

29.10

31

Письмо заглавной буквы Л

С. 20—21

Освоение алгоритма написания заглавной буквы Л, способов соединения ее с другими буквами на письме. Формирование навыка писать имена с большой буквы

Сравнивать и анализировать начертание буквы Л с изученными буквами. Наблюдать за изменением слов в предложении (по родам). Конструировать слово из заданного набора букв

30.10

32

Письмо строчной буквы ы

С. 24—25

Освоение алгоритма написания строчной буквы ы. Развитие воображения, логики, смекалки

Выполнять задание по образцу. Восстанавливать деформированные буквы. Устанавливать последовательность поэтапного письма. Наблюдать за изменением слов по числам. Решать ребусы

31.10

33

Письмо строчной буквы и

С. 26—27

Формирование навыка писать имена и фамилии с большой буквы.

Сопоставлять начертание буквы и с другими буквами. Комментировать письмо изученных букв. Узнавать деформированные слова и восстанавливать их.

2.11

34

Письмо заглавной буквы И

Запись печатного шрифта письменными буквами.

С. 30—31

Освоение алгоритма написания заглавной буквы И. Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами.

Писать слова под диктовку и по образцу. Определять букву на слух по заданному алгоритму. Записывать печатные слоги письменными буквами. Восстанавливать деформированные слова

06.11

35


Письмо слов под диктовку

С.36-37



Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. Развитие логики, внимания, наблюдательности

Сравнивать начертание букв, находить общее и отличия. Упражняться в соединении букв между собой. Составлять и записывать слоги с печатной буквой. Восстанавливать деформированные слова

7.11

36

Письмо строчной буквы й

С. 34—35

Формирование умений соблюдать при письме высоту и ширину букв; правильно употреблять заглавные буквы при письме (начало предложения, имена людей, клички животных)

Правильно употреблять заглавные буквы при письме (начало предложения, имена людей, клички животных). Конструировать слово из предложенного набора букв.

9.11

37

Письмо заглавной буквы Й

С. 42—43

Обучение самостоятельному письму по памяти (с опорой на начальные буквы слов). Развитие умения выполнять взаимопроверку

Сравнивать слова, находить общую часть, использовать наблюдения при письме. Выполнять письмо по памяти. Составлять слова по образцу. Конструировать буквы из графических элементов, слова из слогов.

П.Наблюдать, делать выводы.


Ориентироваться в таблице.


Развитие внимания, мышления, способности анализировать.


Моделировать различные языковые единицы.


Р.Выбирать задание из предложенных.


Сравнивать свою работу с образцом.


Оценивать свои достижения с помощью листа диагностики.


Анализировать графические ошибки.


Выбирать способ выполнения задания.




Принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения.


Понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа.


Адекватное восприятие оценки своей работы учителем.


Внимание к мелодичности народной звучащей речи.

12.11

38

Письмо строчной буквы б

С. 44—45

Освоение алгоритма написания строчной буквы б, способов соединения ее с другими буквами на письме. Развитие графической зоркости, наблюдательности

Анализировать начертание буквы б, вырабатывать алгоритм ее написания. Находить правильно выполненную букву среди 6 предложенных, объяснять графические ошибки в других буквах

13.11

39

Письмо строчной буквы п

С. 46—47

Освоение алгоритма написания строчной буквы п, способов соединения ее с другими буквами на письме. Развитие графической зоркости, наблюдательности

Анализировать начертание буквы б, вырабатывать алгоритм ее написания. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы на письме.

14.11

40

Письмо заглавной буквы Б

С. 48—49

Освоение алгоритма написания заглавной буквы Б, способов соединения ее с другими буквами на письме. Развитие речи, наблюдательности, логики

Вычленять известные элементы в начертании буквы Б. Выполнять письмо с графическим комментированием. Наблюдать за парами слов, устанавливать сходство и различие

16.11

41

Письмо заглавной буквы П

С. 50—51

Освоение алгоритма написания заглавной буквы П, способов соединения ее с другими буквами на письме.

Коллективно составлять алгоритм написания буквы П. Определять в слове графические ошибки, сравнивать с образцом. Конструировать слова из слогов, из заданного слова (анаграммы)


К.Задавать вопросы, формулировать задание товарищу.


Участвовать в совместном обсуждении задания.


Проверять выполнение задания товарищем, корректно сообщать об ошибках.


Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.


26.11

42

Письмо строчной буквы в

С. 54—55

Освоение алгоритма написания строчной буквы в, способов соединения ее с другими буквами на письме. Развитие монологической речи

Проговаривать алгоритм написания строчной буквы в. Записывать буквы по алгоритму под диктовку; слова, данные печатными буквами. Находить общие элементы в буквах

27.11

43

Письмо строчной буквы ф

С. 56—57

Освоение алгоритма написания строчной буквы ф, способов соединения ее с другими буквами на письме. Формирование умения самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы

Находить известные элементы в новых буквах. Самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. Вычленять из ряда правильно написанную букву.

28.11

44

Письмо заглавной буквы В

С. 58—59

Освоение алгоритма написания заглавной буквы В, способов соединения ее с другими буквами на письме. Отрабатывать умение правильно употреблять большую букву при письме

Записывать слоги под диктовку алгоритма написания. Анализировать виды соединения с другими буквами. Наблюдать за изменением слов по числам, использовать наблюдения при записи слов с глухими согласными

30.11

45

Письмо заглавной буквы Ф

С. 60—61

Освоение алгоритма написания заглавной буквы Ф, способов соединения ее с другими буквами на письме. Развитие логики, смекалки, наблюдательности

Выполнять письмо по образцу (самостоятельно). Восстанавливать деформированные слова, буквы. Ориентироваться в столбцах таблицы, дополнять слова буквами.



3.12

Пропись № 3


46

Письмо строчной буквы г

С. 3—5

Развитие орфографической зоркости путем наблюдения за получением нового слова с помощью перестановки букв. Формирование умений: а) дополнять предложенные слова недостающими элементами в буквах; б) выдерживать интервал между словами

Комментировать алгоритм буквы, определять правильность написания и пути устранения графических ошибок. Выполнять написание слов по образцу. Наблюдать за получением нового слова с помощью перестановки букв

П.Овладевать графической зоркостью .


Классифицировать языковые единицы.


Наблюдать за образцом, выполнять задания по образцу.


Развитие логики.



Р. Находить графические ошибки в заданных словах


Объяснять устранение графических ошибок.


Устранять допущенные графические ошибки.


К. Рассуждать на заданную тему.


Работать в паре.

Ответственно относиться к выполнению задания, к проверке работы товарища.


Адекватное восприятие оценки своей работы учителем.

Понимание здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка умственная и физическая).


Восприятие русского языка как родного.



4.12

47

Письмо строчной буквы к . С.6—7

Освоение алгоритма написания буквы к. Формирование знаний о месте соединения новой буквы. Формирование умений: а) правильно записывать слова по образцу; б) соблюдать точный интервал между словами

Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв.

05.12

48

Письмо заглавной буквы Г . с. 8—9

Освоение алгоритма написания буквы Г. Формирование умений: а) четко, аккуратно, соблюдая высоту и ширину букв, записывать слова по образцу; б) правильно вписывать парный согласный на конце заданных слов

Самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. Проговаривать алгоритм буквы для записи одноклассниками. Различать на письме парные согласные и выделять их подчеркиванием. Классифицировать слова по обозначенному признаку

Выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью.

Понимать необходимость аккуратного отношения к своей работе.


07.12

49

Письмо заглавной буквы К . С.10—11

Формирование умений: а) сравнивать заглавную и строчную буквы; б) правильно и точно писать по обводке. Формирование навыка написания имен с большой буквы и записи вопросительных предложений.

Самостоятельно дописывать в буквах недостающие элементы. Правильно переводить печатный текст в письменный. Составлять анаграммы, решать ребусы

10.12

50

Письмо строчной буквы д

С. 14—15

Формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания новой буквы. Освоение алгоритма написания буквы д. Формирование умений объяснять, из каких частей букв можно «собрать» новую букву

Самостоятельно объяснять и проговаривать алгоритм написания буквы д. Сравнивать предложенную группу слов, наблюдать за их изменением. Без ошибок переводить печатный текст в письменный, видеть в словах «опасные» места. Составлять из слов слова, знать, какие из них всегда пишутся с большой буквы и почему



11.12

51

Письмо строчной буквы т

С. 16—17

Освоение алгоритма написания строчной буквы т. Отработка всех видов соединения т с другими буквами

Видеть в букве т уже изученную букву п. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Обосновывать правильность выбора буквы из группы с графическими ошибками.

12.12

52

Письмо заглавной буквы Д

С. 18—19

Освоение алгоритма написания заглавной буквы Д. Формирование умений: а) читать предложенные пословицы и понимать их значение; б) работать с анаграммами (из разбросанных слогов составлять слово)

Воспроизводить написание по образцу под комментирование алгоритма учителем. Точно повторять различные виды соединений с другими буквами. Овладевать точным графическим письмом по образцу. Соблюдать правильный интервал между словами на письме. Восстанавливать деформированное предложение. Писать имена и фамилии с большой буквы

14.12

53

Письмо заглавной буквы Т

С. 20—21

Формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания новой буквы. Освоение алгоритма написания заглавной буквы Т. Закрепление написания имён с большой буквы

Самостоятельно выводить алгоритм написания буквы Т. Самостоятельно выполнять работу по образцу

17.12

54

Письмо строчной буквы ж

С. 24—25

Освоение алгоритма написания строчной буквы ж. Формирование умений: а) разбирать букву на мелкие графические детали; б) выполнять работу по образцу

Писать предложенные слова по образцу. Записывать печатные слова письменными буквами. Находить в группе слов одинаковую часть и доказывать сходство

18.12

55

Письмо строчной буквы ш

С. 26—27

Формирование умений: а) объяснять алгоритм написания новой буквы; б) находить сходство в написании с уже изученными буквами; в) дописывать в предложении недостающее слово; г) самостоятельно проводить устный графический диктант

Наблюдать за словами с общей частью, находить эту часть, обосновывать сходство в написании слов. Изменять слова по образцу. Самостоятельно составлять слова из слогов и записывать в тетрадь. Дополнять элементы до букв, классифицировать их по заданным признакам

19.12

56

Письмо заглавной буквы Ж С. 28—29

Анализ алгоритма написания буквы Ж (под руководством учителя) и установление сходства в написании заглавной и прописной букв.

Различать слова с написанием с большой буквы. Доказывать, почему в середине предложения слово пишется с большой буквы. Работать с образцом. Находить в слове мелкие элементы письма и обозначать их значками. Воспроизводить слово по заданным слогам. Объяснять значение пословицы. Отгадывать ребусы, решать кроссворды, загадки

21.12

57

Письмо заглавной буквы Ш С. 30—31

Анализ алгоритма написания буквы Ш (соотнести графику с изученными буквами).

Находить знакомые элементы в букве Ш. Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Наблюдать за словами, которые имеют изменения на конце, доказывать разницу между ними. Подбирать в слово правильные недостающие элементы. Наблюдать за написанием слов со слогом ши. Работать с анаграммами

К. Формулировать пути устранения графических ошибок в букве.


Участвовать в обсуждении учебной задачи.


Правильно формулировать письменный ответ на поставленный вопрос.



24.12

58

Письмо строчной буквы з

С. 34—35

Освоение алгоритма написания буквы з. Формирование умений: а) выделять уже известный элемент; б) воспроизводить на слух алгоритм проговаривания слогов; в) записывать слова по образцу.

Классифицировать буквы с дописанными недостающими элементами. Доказывать обоснованность предложенной классификации. Находить в группе предложенных слов общую часть, давать признаки сходства и различия между ними. Восстанавливать слова с пропущенными элементами. Решать ребусы

25.12

59

Письмо строчной буквы с

С. 36—37

Освоение письма строчной буквы с. Упражнение в написании слов по образцу с соблюдением всех правил графического письма: соблюдать отступы в начале и конце строки, интервал между словами, точно соединять буквы и элементы в буквах.

Наблюдать за словами, находить различия в них. Подбирать к заданному элементу буквы, в которых он встречается. Уметь анализировать слова в предложении

26.12

60

Письмо заглавной буквы З

С. 38—39

Знакомство с алгоритмом написания буквы З (анализ её поэлементного состава). Сравнение написания буквы с изученными ранее. Формирование умения вычленять новый элемент и усвоение алгоритма его написания. Обсуждение написания слов с парными согласными на конце

Сравнивать начертание заглавной и строчной буквы. Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими. Писать имена и фамилии с большой буквы. Работать по образцу. Составлять анаграммы. Решать ребусы



28.12

61

Письмо заглавной буквы С

С. 40—41

Составление алгоритма буквы С на основе образца. Формирование умений: а) записывать буквы по алгоритму, заданному учителем; б) находить в предлагаемых словах мелкие элементы письма и обозначать значками места соединений элементов, букв и просветы

Списывать печатный текст. Наблюдать над изменением слова по родам и числам. Восстанавливать букву из заданных элементов, слова с недостающими элементами

9.01

62


Письмо строчных букв е, ё

С. 46—47; 48—49

Составление под руководством учителя алгоритма написания букв е, ё. Объяснение правил соединения их с другими буквами

Списывать слова с образца. Списывать печатный текст. Наблюдать за изменением слов, различать признаки их изменения. Дописывать недостающие элементы в букве, классифицировать их по графическому признаку. Решать ребусы. Изменять слова по образцу, доказывать обоснованность своего выбора


10.01


63

Письмо заглавных букв Е, Ё

С. 50—51; 52—53

Составление алгоритма написания букв Е, Ё. Сравнение изучаемых букв с пройденными ранее. Развитие наблюдательности

Сравнивать изучаемые буквы с ранее изученными. Находить в изучаемых буквах уже изученные элементы. Дописывать в предложении окончания у некоторых слов


14.01


64

Закрепление изученного

С. 54—55

Сравнение букв Е и З по графическому признаку

Сравнивать печатный и письменный шрифт. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Собирать из разбросанных слогов слова

15.01

16.01

65

Письмо строчной буквы ю

С. 56—57

Составление алгоритма написания буквы ю. Формирование умения воспринимать на слух алгоритмы изученных букв и угадывать их без фиксирования на бумаге

Конструировать букву ю из знакомых элементов. Находить недочёты в графическом написании предложенной ленты букв ю. Объяснять вид соединения, устанавливать причину недочёта. Сравнивать начертание новой буквы с изученными, вычленять схожие элементы

18.01

66

Письмо строчной буквы я

С. 58—59

Составление алгоритма написания буквы я. Письмо по образцу под комментирование учителя. Формирование умения писать в заданном темпе. Расширение словарного запаса

Вступать в диалог с учителем при объяснении новой буквы. Воспроизводить изменённые имена по образцу. Находить в родственных словах общую часть, устанавливать их лексическое значение, доказывать обоснованность своего выбора. Восстанавливать слова путём дописывания недостающих элементов

21.01

Пропись № 4


67

Письмо заглавной буквы Ю С. 3—5

Анализ алгоритма написания буквы Ю

Комментировать написание известных букв по алгоритму или писать их под диктовку учителя, учащихся. Отмечать в слове заданными значками мелкие элементы письма в буквах и соединениях. Собирать из элементов буквы и составлять слова

П.Классифицировать языковые единицы.


Понимать информацию, представленную в виде таблиц.


Использовать на доступном уровне логические приемы мышления(анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.


Развитие орфографической зоркости, наблюдательности.


Формирование умения делать выводы.


Р. Работать по заданному образцу.


Самостоятельно определять допущенное количество графических ошибок в слове, находить пути их устранения


Сравнивать свою работу с образцом.


Оценивать свои возможности при выборе задания.


Обучение отдыху при письме



Понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа.


Адекватное восприятие оценки своей работы учителем.


Внимание к мелодичности народной звучащей речи.


Понимать необходимость аккуратного отношения к своей работе.


22.01

69

Письмо заглавной буквы Я

С. 6—7

Исследование написания буквы Я. Расширение знаний по написанию имён собственных с большой буквы. Письмо под диктовку.

Составлять из слогов слова. Дописывать недостающие элементы в буквах слова. Объяснять смысл пословицы.

23.01

70

Письмо строчной буквы ь

С. 10—17

Наблюдение за элементами буквы ь. Формирование умений: а) сопоставлять изучаемую букву с известными буквами и выделять в них схожие элементы; б) различать мягкий знак смягчающий (показывающий мягкость) и разделительный

Анализировать образец, работать по образцу. Отгадывать загадки. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Дополнять заданный элемент до буквы. Правильно ставить ударение

25.01











71

Письмо строчной буквы ъ

С. 18







Составление алгоритма написания буквы ъ. Анализ двух видов соединения ъ с другими буквами

Наблюдать за написанием буквы ъ в словах. Наблюдать за словами типа сестьсъесть, объяснять написание ъ в словах. Дописывать недостающие элементы в буквах и группировать их по выбранному графическому признаку

28.01

72

Диагностическая работа


Упражнение в написании изученных букв

Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Объяснять смысл пословицы



29.01

73

Тренинг


Коллективный анализ алгоритма написания буквы

Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.



30.01

74

Диктант

Расширение знаний по написанию . Письмо под диктовку.

Комментировать написание известных букв по алгоритму или писать их под диктовку учителя, учащихся. Отмечать в слове заданными значками мелкие элементы письма в буквах и соединениях.




1.02


75

Письмо строчной буквы х

С. 22—23

Коллективный анализ алгоритма написания буквы х. Упражнение в написании буквы. Формирование умения правильно ставить ударение в словах

Наблюдать за изменением слов по родам. Соблюдать при списывании заданные параметры написания букв и слов. Анализировать своё письмо и находить пути исправления графических ошибок


4.02


76

Письмо строчной буквы ц

С. 24—25

Наблюдение над образцом написания буквы ц. Упражнение в написании буквы. Формирование умения правильно выписывать букву в словах

Наблюдать за словами, делать выводы о написании слова в одном случае с большой буквы, а в другом — с маленькой (в середине предложения). Восстанавливать деформированное предложение. Собирать буквы из заданных элементов, слова из букв

Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке.


Проверять работу товарища


К. Формулировать пути устранения графических ошибок в букве.


Участвовать в обсуждении учебной задачи.


Правильно формулировать

5.02








6.02


77

Письмо заглавной буквы Х

С. 26—27

Коллективный анализ алгоритма написания буквы Х. Упражнение в написании буквы.

Соблюдать при списывании заданные параметры написания слов. Анализировать своё письмо и находить пути исправления графических ошибок. Собирать буквы из заданных элементов, слова из букв


78

Письмо заглавной буквы Ц С. 28—29

Анализ поэлементного написания буквы Ц (выделить изученные элементы, соотнести с буквами, в которых эти элементы встречались)

Конструировать модель изучаемой буквы. Восстанавливать деформированное предложение. Составлять слова по заданию, наблюдать за изменением слов.

письменный ответ на поставленный вопрос.


Корректно сообщать товарищу о его ошибках.

8.02


79

Письмо строчной буквы ч

С. 32—33

Сравнение начертания буквы ч с изученными ранее буквами. Наблюдение за правописанием сочетаний чк, чу

Самостоятельно, без помощи учителя составлять алгоритм написания буквы ч. Собирать из слогов слова и самостоятельно их записывать с предварительным анализом



11.02

80

Письмо строчной буквы щ

С. 34—35

Объяснение написания буквы щ (соотнести с написанием схожих букв). Письмо буквы под графическое комментирование учителя (с соблюдением заданного темпа)

Самостоятельно списывать печатный текст. Давать письменный ответ на поставленный вопрос.



12.02

81

Письмо заглавной буквы Ч С. 36—37

Составление алгоритма написания буквы Ч. Знакомство с новыми именами собственными

Находить элементы буквы Ч в изученных буквах, конструировать букву Ч из изученных элементов. Составлять предложения по образцу и записывать их. Составлять анаграммы. Составлять буквы из заданных элементов



13.02

82

Письмо заглавной буквы Щ С. 38—39

Наблюдение за написанием слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу. Упражнение в написании фамилии, имя, отчества, названии города с большой буквы

Самостоятельно составлять алгоритм написания буквы Щ. Строго следовать образцу при письме, соблюдать все правила графического начертания букв, их соединений, интервала между словами, отступов на строке

15.02

83-92


Закрепление изученного

С. 40—41

Упражнение в написании изученных букв

Объяснять смысл пословицы

25.02

26.02

27.02

28.02

1.03

4.03

5.03

6.03




48



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!