СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины 01. литература программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 19.02.10.технология продукции общественного питания

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины 01. литература программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 19.02.10.технология продукции общественного питания»

Министерство образования и молодежной политики СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» с. Дивное











РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 01. ЛИТЕРАТУРА

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности среднего профессионального образования

35.02.07

19.02.10.Технология продукции общественного питания

1 курс 2017- 2018 учебный год



















с. Дивное, 2017г.







Разработчик:

Сиденко Наталья Вячеславовна, преподаватель первой квалификационной


категории ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное



Рецензент:

Переверзева Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебно-

меметодической

(внутренний)

методической работе ГБПОУ АТ с. Дивное


содержание программы соответствует требованиям федерального компонента


государственного стандарта среднего общего образования базового уровня


рекомендована к реализации в ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное


в 2017/2018учебном году


































Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины 01.ЛИТЕРАТУРА (далее – Программа) разработана на основании примерной программы учебной дисциплины Литература для профессиональных образовательных организаций, одобренной от 23 июля 2015 г. Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»

Программа предназначена для изучения литературы в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования (базового уровня), при подготовке программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», входящей в состав укрупненной группы профессий 35.00.00. «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»

На основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016); приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17мая 2012 г. N 413";

Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. – М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «АКАДЕМИЯ», 2015

Авторы:

Г.А. Обернихина, зав. кафедрой преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной и переподготовки, к. п. н., профессор;

Т.В. Емельянова, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент;

Е.В. Мацыяка, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, к. п. н., доцент;

К.В. Савченко, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент Рецензенты:

С.В. Боброва, директор Ресурсного центра русского языка Московского государственного областного университета, к.п.н.; Н.В. Серова, преподаватель литературы ГАПОУ "Московский образовательный комплекс им. В. Талалихина" г. Москвы, отличник профессионально-технического образования РФ Абз.2 излагается в следующей редакции: …., с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня

2016 г. № 2/16-з).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Агротехнический техникум» с. Дивное

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


10

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»


11


  1. условия реализации учебной дисциплины


23

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


25





1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа ОУД. 01 Литература предназначена для изучения литература в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», входящей в состав укрупненной группы профессий 35.00.00. «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) русский язык и литература в учреждениях начального профессионального образования изучается как базовый предмет с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Литература» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области ФГОС среднего общего образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Цель ОУД 01. «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель дисциплины – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Задачи ОУД 01. «Литература»:

– получение опыта медленного чтения13 произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;

– овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

– овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);



– формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

– формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

– овладение умением определять стратегию своего чтения;

– овладение умением делать читательский выбор;

– формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

– овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

– знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

– знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).

Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" включают результаты изучения учебных предметов:

"Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы отражает:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

11) для слепых, слабовидящих обучающихся: сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;

12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;

13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.\

1.3.1.Задачи учебной дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов интернета, специальной и научно-популярной литературы;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- осваивать элементы содержания дисциплины, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры;

- обеспечивать миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру;

- работать с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

- готовиться к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

- составлять тексты для самоконтроля;

- составлять библиографические карточки по творчеству писателя;

- готовить рефераты;

- работать со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- историко-культурный процесс 19 века;

- периодизацию русской литературы 19 века;

- самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала);

- взаимодействие русской и западноевропейской литературы в 19 веке;

- феномен русской литературы;

- взаимодействие разных литературных стилей и направлений;

- литературную критику;

- эстетическую полемику;

- журнальную полемику;

- общую характеристику культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков и его отражение в литературе;

- неповторимость развития русской культуры;

- новаторство литературы начала 20 века;

- многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы послереволюционных лет;

- роль искусства в жизни общества;

- полемику по вопросам литературы;

- противоречивость развития культуры в 20 годы;

- литературные группировки и журналы;

- полемику партии в области литературы в 20-е годы;

- становление новой культуры в 30-е годы;

- новые тенденции в литературе 50 — 80-х годов;

- публицистическую направленность художественных произведений 80-х годов.

1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки – 168 часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 117 часов;

самостоятельной работы: 56 часов.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

«ЛИТЕРАТУРА»


Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


Лекции

100

практические занятия


17

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

56

1. Выполнение домашнего задания по теме.


2.Внеаудиторная деятельность обучающихся:

- рефераты;

- проектная деятельность;

- исследовательская работа; - выполнение творческих заданий при подготовке к

предметной неделе;

- написание эссе;

- работа с интернет ресурсами.


Итоговая аттестация в виде дифзачёта во втором семестре



2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Литература 19 века.

Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность русской литературы.

2

1

8


Тема 1.1.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Лирика: «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», « Подражания Корану», «Элегия», «…Вновь я посетил…».

2

2

Тема 1.2.

Тема поэта и поэзии, любви и дружбы в творчестве А.С. Пушкина. Философская лирика. Тематическое многообразие лирики. Свобода как философский идеал.

«Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти, неоднозначность его решения в поэме. Стихия и разум. Философское осмысление темы бунта.

2


Тема 1.3.

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова

Лирика: «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу» (для обязательного изучения)

«Гляжу на будущность с боязнью…», «Есть речи - значенье…», «Благодарность» (по выбору)

Лирическое Я поэта и его воплощение в поэтическом тексте. Своеобразие поэтического видения мира. Философское начало в лирике.

Поэзия М.Ю. Лермонтова в восприятии читателей разных эпох.

2


Тема 1.4.

Н.В. Гоголь, биография, «Петербургские повести». Мотивы личного и социального разочарования.

«Портрет». Тема искусства и ее философская интерпретация на страницах повести. Образ главного героя и средства его создания. Своеобразие композиции.

Произведения Н.В. Гоголя и их читательская интерпретация.

2



Самостоятельная работа студентов:



А.С. Пушкин, поэма «Медный всадник»

2

3

М.Ю. Лермонтов, поэма «Демон»

2

1

М.Ю. Лермонтов «Маскарад».

2

2

Раздел 2.

Русская литература второй половины 19 века

Художественный мир русской литературы второй половины XIX века.

42

2

Тема 2.1.

Культурно-историческое развитие России Середины 19 века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы

Художественные открытия русской литературы: эпоха русского романа, своеобразие русской драматургии.

2


Тема 2.2.

Биография и творческий путь А.Н. Островского. Драма «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы

Художественный мир А.Н. Островского.

Театр Островского и традиции русской классической драматургии.

«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.

2


Тема 2.3.

Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.

Тема греха и святости и ее современная интерпретация.

2


Тема 2.4.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ в драме А.Н. Островского «Гроза». Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Споры вокруг образа главной героини. (Статьи Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.А. Григорьева)

2


Тема 2.5.

Авторская позиция А.Н. Островского и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика «Грозы»

Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.

2


Тема 2.6.

И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов» - прошлое и будущее России (обзор).

Художественный мир И.А. Гончарова.

«Обломов». Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Обломовка, обломовцы, обломовщина. Авторский приговор идеалам главного героя.

Споры вокруг образа Обломова (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина», А.В. Дружинин «Обломов», роман И.А. Гончарова)

2


Тема 2.7.

И.С. Тургенев. Сведения из биографии. Роман «Отцы и дети». Временной всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа.

Художественный мир И.С. Тургенева. Своеобразие авторской концепции мира, эстетические и этические позиции писателя, жанровое многообразие творчества.

2


Тема 2.8.

Нравственная проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова

«Отцы и дети». Смысл названия, полемический пафос, своеобразие композиции, система художественных образов. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.

Споры об образе главного героя и нигилизме в русской критике (Статьи М.А. Антоновича, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова)

2


Тема 2.9.

Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Поэзия как выражение идеала и красоты

Художественный мир Ф.И. Тютчева.

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» (для обязательного изучения)

«Осенний вечер», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Тени сизые сместились…»

Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. Вечные проблемы человеческого бытия и их осмысление в философской лирике.

Художественный мир А.А. Фета.

«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (для обязательного изучения)

«Вечер», «На заре ты ее не буди», «Заря прощается с землею…» (по выбору)

Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.

2


Тема 2.10.

Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. Поэзия Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет

Художественный мир Н.А. Некрасова (6).

«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «О, Муза! Я у двери гроба…» (для обязательного изучения).

«Праздник жизни - молодости годы…», «Рыцарь на час», «Размышления у парадного подъезда» (по выбору).

Основные жанры и темы поэзии Н.А. Некрасова. Тема народа и родины как ведущая в творчестве поэта.

2


Тема 2.11.

Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья

Крестьянские типы в изображении Некрасова.

2


Тема 2.12.

Образ женщины в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Авторская позиция.

Ключи от «счастья женского» (Некрасов, поэма «Кому на Руси жить хорошо»).

2


Тема 2.13.

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы

Проблема счастья и ее разрешение. Фольклорная основа поэмы.

2


Тема 2.14.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина.

Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина.

«История одного города». Смысл названия, споры о жанровой природе произведения, трактовка финала.

Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя, образы градоначальников.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина.

2


Тема 2.15.

Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе

Жанровое многообразие лирики. Основные темы, мотивы и образы.

Художественный мир Ф.М. Достоевского. Достоевский и нигилизм.«Преступление и наказание». Жанровое своеобразие.

2


Тема 2.16.

Социальная и нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе

Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. Нравственно - философская проблематика. Тема преступления и наказания и ее интерпретация на страницах романа.

2


Тема 2.17.

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова

Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.


2


Тема 2.18.

Страдание и очищение в романе Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе

«Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.

2


Тема 2.19.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя (обзор)

Личность Л.Н. Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.

«Война и мир». История создания, особенности художественной структуры, жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий война и мир.

Основные персонажи романа. Поиски «мира» и своего места в жизни любимых героев Толстого.

2


Тема 2.20.

А.П. Чехов. Сведения из биографии. Художественное совершенство рассказов Чехова.

Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Символические образы

2


Тема 2. 22.

Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Авторская позиция и способы ее реализации.

Рассказы «Студент», «Ионыч», «человек в футляре», «Дама с собачкой».

Проблема человеческого счастья в рассказах. Вопрос о назначении человека.




Самостоятельная работа студентов:



Н.Г. Чернышевский, роман «Что делать?»

2

3

А.К. Толстой, поэзия.

2

1

К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

2

2

Н. С. Лесков, повесть «Очарованный странник».

2

3

Л.Н. Толстой, роман «Война и мир».

3

2

Литература 20 века

65

2

Раздел 3.

Введение. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20-х веков и его отражение в литературе. Русская литература на рубеже веков

Развитие реализма на рубеже веков. Продолжение и переосмысление традиций реализма XX века в творчестве русских писателей. Неоромантические тенденции в русской прозе

2

1

Тема 3.1.

И.А. Бунин. Сведения из биографии. Изображение «мгновений жизни» в рассказах Бунина

Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание».

Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения жизни». Соотношение национального, социального и общечеловеческого в рассказах. Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени». «Чистый понедельник». Синтез поэтического и прозаического (сопоставление изученных рассказов со стихотворениями, например: «Одиночество», «Не видно птиц, покорно чахнет…», «Вечер»).

2


Тема 3.2.

Контрольная работа

2


Раздел 4.

Поэзия начала 20 века

Художественный мир русской поэзии начала XX века.

10

2

Тема 4.1.

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца 19 – начала 20 века. К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Ходасевич и др.

Философские основы и эстетические принципы, их воплощение в творчестве поэтов-символистов.

В.Я. Брюсов « Кинжал», «Творчество», «К счастливым», «Весной».

К.Д. Бальмонт «Я вольный ветер, я вечно вею…», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…», «Ангелы опальные».

2


Тема 4.2.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модернизма: символизма, акмеизма и футуризма. Имажинизм и «крестьянская поэзия».

2


Тема 4.3.

Истоки русского символизма. К.Д. Бальмонт. Истоки акмеизма. Н.С. Гумилев. Героизация действительности в поэзии Гумилева. Футуризм

Символизм. Акмеизм и его эстетические задачи. «Тоска по мировой культуре» и ее воплощение в поэтическом творчестве Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама.

Судьба поэтов – акмеистов и раздумья о ней. Н.С. Гумилев «Невольничья », «Жираф», «Ослепительное», «Заблудившийся трамвай», «Мужик», «Слово»

Футуризм и его основополагающие эстетические принципы.

2


Тема 4.4.

А.А. Блок. Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта

А.А. Блок «Незнакомка », «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (для обязательного изучения). « Вхожу я в темные храмы…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Русь», «Пушкинскому дому» (По выбору).

Тема «двоемирия» в ранней лирике. Лирический герой и «страшный мир». Тема родины и своеобразие ее воплощения

2


Тема 4.5.

Тема родины, тревога за судьбу России в поэзии Блока. Поэма «Двенадцать» (обзор)

«Двенадцать». Своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика. Сюжетная основа и философская проблематика поэмы, неоднозначность трактовок финала.

2


Раздел 5.

Литература 20-х годов (обзор)

6

2

Тема 5.1.

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. В. Маяковский. Сведения из биографии. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в поэзии поэта.

Общая характеристика развития русской литературы после 1917 года. Октябрьская революция и судьбы русской классической литературы. Литературная борьба 20 – 30 –х годов, поиски новаторских художественных форм. Новые темы в «новой» литературе.

2


Тема 5.2.

С.А. Есенин. Сведения из биографии. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи

Имажинизм. Эстетические принципы. Имажинисты и «крестьянские поэмы»

С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная!…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» (для образовательного изучения).

«Русь», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Несказанное, синее, нежное…», «До свиданья, друг мой, до свидания…» (по выбору).

2


Тема 5.3.

Народно-песенная основа стихов С. Есенина

Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Образ родины и своеобразие его воплощения в лирике. Метафоричность и образность поэтического языка.

2



Самостоятельная работа студентов:




Крестьянская поэзия 20-х годов: С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков,

П. Васильев.

2

2


Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество

М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко).

6

2


В. Маяковский, поэма «Во весь голос».

2

2


С. Есенин, поэма «Анна Снегина».

2

2


А. Фадеев, роман «Разгром». Куприн, рассказы.

2

2

Раздел 6.

Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Литературная борьба 30 –х годов, поиски новаторских художественных форм. Новые темы в «новой» литературе. Первый Всесоюзный съезд писателей и его роль в развитии литературы 30 – х годов и судьбах художников слова: от эстетического многообразия к единству.

14

2

Тема 6.1.

Становление новой культуры в 30-е годы. М. Цветаева. Сведения из биографии. Конфликт быта и бытия, времени и вечности в поэзии М. Цветаевой

Развитие традиций русской классической литературы в творчестве писателей русского зарубежья. Золотое десятилетние эмигрантской прозы (1925 - 1935).М. И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое – птица в руке…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…». Своеобразие художественной манеры. Основные темы и мотивы. М. И. Цветаева «Лебединый стан», «Тоска по родине! Давно…», «Бессонница», (по выбору).

Исповедальное и трагедийное начало в лирике. Противопоставление быта бытию, духа – материи. Образ лирического героя. Своеобразие поэтического стиля.

2


Тема 6.2.

О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Противостояние поэта «веку-волкодаву».

Поэзия О. Э. Мандельштама. Мысли-образы.

2


Тема 6.3.

А.П. Платонов. Сведения из биографии. Социально-философское содержание творчества А. Платонова

Художественный мир А.П. Платонова. «Усомнившийся Макар». «Сокровенный человек» Платонова. Композиция и система художественных образов рассказа. Своеобразие языка.

2


Тема 6.4.

М.А. Булгаков. Сведения из биографии. «Мастер и Маргарита». Фантастическое и реальное в романе (обзор).

Художественный мир М.А. Булгакова. Мастер и Маргарита». Своеобразие композиции романа, вечное и временное в тематике и проблематике. Система художественных образов. «Роман в романе»: осмысление библейской темы. Образы Пилата и Иешуа Га – Ноцри.

2


Тема 6.5.

Тайны психологии человека в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: страх сильных мира перед правдой жизни

Ключевые сцены романа и их символика. Множественность интерпретаций.

2


Тема 6.6.

Сатирическое обличение нового быта и нравственности в повести «Собачье сердце» (обзор).

Система художественных образов.

2


Тема 6.7.

М.А. Шолохов. Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон» (обзор)

Художественный мир М.А. Шолохова.

«Тихий Дон» как роман – эпопея (обзорное изучение).

Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа. «Очарование человека» в романе Шолохова: образ Григория Мелехова. Женские образы романа.

2



Самостоятельная работа студентов:




И.Э. Бабель, рассказы «Мой первый гусь», «Соль».

4

1


А.Н. Толстой, роман «Петр 1».

4

2


М.А. Шолохов. «Донские рассказы».

4

1


А.П. Платонов, повесть «Котлован».

4

2

Раздел 7.

Литература русского Зарубежья

Русская литература в изгнании. Литература русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена.

4

2

Тема 7.1.

Н.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька» (обзор). Проблематика и система образов в романе

Мир и его абсурдные законы.

2


Тема 7.2.

Н.А. Заболоцкий. Сведения из биографии. Утверждение непреходящих нравственных ценностей в поэзии Заболоцкого

Тема вечности в поэзии Заболоцкого.

2


Раздел 8.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Война и духовная жизнь общества. Жанровое и тематическое многообразие произведений, созданных в период войны. Высокий патриотический пафос лирики (К. Симонов, А. Сурков, О. Берггольц) и публицистики (М. Шолохов, И. Эренбург). Осмысление опыта войны в произведениях эпических жанров(Л. Соболев, Б. Горбатов, Э. Казакевич, А. Фадеев, К. Симонов) и драматических (Л. Леонов, Е. Шварц).

12

2

Тема 8.1.

А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Судьба страны и народа в поэзии Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…», «Мне ни к чему одические рати…», «Приморский сонет», «Мужество», «Родная земля», «Северные элегии». Тема памяти и судьбы в творчестве. Образ лирической героини. Поэзия Ахматовой и традиции русской классической лирики.

2


Тема 8.2.

Тема любви к родной земле, к России в поэзии В.А. Ахматовой. Поэма «Реквием».

«Реквием». Эпическое и лирическое начало в произведении, сложность жанровой формы, трагедийный пафос, идея преодоления смерти и ее поэтическое воплощение. Своеобразие лирической героини.

2


Тема 8.3.

Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Философичность поэзии Пастернака. Лирика: «Февраль», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (для обязательного изучения). «На ранних поездах», «Август», «Ночь», «Быть знаменитым некрасиво…», «Рождественская звезда» (по выбору).

2


Тема 8.4.

Особенности поэтического восприятия Б. Пастернака. Своеобразие художественной формы стихотворений

Мир природы и мир человек, и их воплощение в лирике. Принадлежность человека времени и вечности.

2


Тема 8.5.

А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Тема войны и памяти в поэзии А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Вся суть в одном - единственном завете…» Тема войны в лирике. Образ лирического героя.

2


Тема 8.6.

Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти» - искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого (обзор).

Судьба народа в поэме Твардовского «По праву памяти»

2



Самостоятельная работа студентов:




Б.Л. Пастернак, роман «Доктор Живаго»

4

2

Раздел 9.

Литература 50-80-х годов (обзор)

Современный литературный процесс: «узкая» и «широкая» трактовка термина. Основные тенденции в развитии литературы после 1956 года. Современная литература и «возвращенные имена». «Массовая» литература конца XX века.

8

2

Тема 9.1.

А.И. Солженицын. Сведения из биографии. Мастерство А.И. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. «Матренин двор» (обзор).

«Один день Ивана Денисовича». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и его герои.

2


Тема 9.2.

В.М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы Шукшина

“До третьих петухов”. Фольклорные основы сказки, ее нравственная и социальная проблематика.

Изображение жизни русской деревни в рассказах Шукшина: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

2


Тема 9.3.

Н.М. Рубцов. Сведения из биографии. Тема родины в поэзии поэта, острая боль за ее судьбу.

Мир русской деревни и картины родной природы в изображении Н. Рубцова.

2


Тема 9.4.

А.В. Вампилов. Сведения из биографии. Пьеса «Утиная охота» (обзор). Гоголевские традиции в драматургии Вампилова

«Утиная охота»: проблематика, основной конфликт, своеобразие композиции. Образ Зилова в системе художественных образов пьесы. Смысл финала пьесы.

2



Самостоятельная работа студентов:




В.Т. Шаламов, «Колымские рассказы».

2

2


Расул Гамзатов, поэзия.

2

2

Раздел 10.

Русская литература последних лет (обзор)

Литература последнего десятилетия 20 века.

2

2

Тема 10.1.

Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов

Литературные итоги XX века: основные имена и направления. Постмодернизм в прозе. Многообразие поэтических течений. Специфика чтения постмодернистских текстов.

2


Раздел 11.

Зарубежная литература (обзор)

Западноевропейская и американская литература XX века: основные тенденции развития и «культовые» имена.

2

2

Тема 11.1.

П. Коэльо, «Алхимик»

«Знаки» в судьбе человека по П. Коэльо.

2



Самостоятельная работа студентов: Э. – М. Ремарк, «Три товарища»

4


Раздел 12.

Произведения для бесед по современной литературе

Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол».

Э.М. Ремарк. «Три товарища», Триумфальная арка».

Ф. Кафка. «Превращение».

Г. Б. Шоу «Пигмалион».

Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества».

С. Кинг. «Мертвая зона».

1

2

Тема 12.1.

Творчество А. Арбузова, В. Розова, В. Ерофеева (обзор).

Мир и человек в творчестве данных писателей.

2


Всего:

Самостоятельная работа студентов

56


Всего:


112


1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)








3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Русский язык. Литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству студентов;

- стулья;

- доска классная;

- книжный шкаф;

- рабочее место преподавателя;

Учебные пособия:

- учебники.

Действующая нормативно-техническая документация:

- правила техники безопасности.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Основные источники:

Учебно-методическое обеспечение :

1.Литература в двух частях под редакцией Г. А. Обернихиной, Москва, Изд-во «Академия», 2015 год.

2. Литература - практикум под редакцией Г. А. Обернихиной, Москва, Изд-во «Академия», 2015 год.,

Дополнительная литература:

Учебники и учебные пособия ( в т.ч. и для обучающихся):

  1. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2).10 кл.,под. Г. Н. Ионина- М., 2005

  2. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл'; Под ред. под. Г. Н. Ионина - М., 2005.

  3. Практикум: учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2007.

  4. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учрежденй. – М.: Русское слово, 2008. – 431 с.

  5. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М., 1995. – 193 с.

  6. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1983. – 218 с.

  7. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2003. – 262 с.

  8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2002. – 197 с.

  9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2004. – 207 с.

Рекомендуемая литература для обучающихся:

  1. Александрова З.Е. и др. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005. – 437 с.

  2. Алекторова Н.М. и др. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005. – 301 с.

  3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 2004. – 208 с.

  4. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 2002.

  5. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. Учебник. – М.: Русское слово.

  6. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. – М., 2006. – 447 с.

  7. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. – М., 2006. – 316 с.

  8. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. – М., 1996. – 396 с.

Для преподавателей:

  1. История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред.

  2. В.Н. Аношкиной и СМ. Петрова. - М., 2000.

  3. История русской литературы XI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина,

  4. Н.И. Якушина. - М., 2001.

  5. История русской литературы XIX в. / Под ред, В.Н. Аношкина, Л.Д.

  6. Громова. - М., 2001.

  7. Кожинов В. Пророк В своем Отечестве. - М., 2002.

  8. Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.

  9. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М.,.

  10. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

  11. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.

  12. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М.

  13. Смирнова Л.Н. Русская литература конца XIX - начала ХХ в. - М., 2001.

  14. Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.

  15. Тимина СИ. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.

  16. Издательский дом «Первое сентября»:

Адреса интернет ресурсов:

http://lit.1september.ru – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

http://festival.1september.ru/subjects/9/ – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы

www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269 – Каталог образовательных ресурсов по литературе

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10 – Ресурсы по литературе

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort – Литература

Методические материалы:

www.uchportal.ru – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

www.proshkolu.ru/club/lit – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

www.uroki.net/docrus.htm – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970 – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе

www.a4format.ru – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)

http://www.saharina.ru/ – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е. А. Уроки русского языка и литературы. Тесты. Подготовка к ЕГЭ

http://t-razumova.ru/ – Сайт учителя русского языка и литературы Разумовой Т.Н. Методические разработки, презентации, тесты















4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых студентами знаний, умений и навыков.

Результаты обучения (освоенные умения и навыки)

Показатели

Критерии

Формы и методы контроля

1

2

3

4

Умения:




Раздел 1.

Темы 1.1. – 1.4.

Умения:

- понимать определяющее влияние русской литературы на развитие мировой литературы и культуры;

- уметь соотносить вольнолюбивые настроения общества с мироощущением поэтов (Пушкин, Лермонтов).

Знания:

- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы;

- понимание Пушкиным России как могущественной державы.


- ответы на поставленные вопросы;

- обобщить ранее изученный материал;

- определить студентам эволюцию лирического героя

Чтение стихотворений наизусть (А. С. Пушкин,

М. Ю. Лермонтов)

Раздел 2.

Темы 2.1. – 2. 22.

Умения:

- уметь воспринимать информацию литературного и общекультурного содержания;

- развивать интеллектуальные и творческие способности в ходе работы над литературными произведениями.

Знания:

- знать культурно-историческое развитие России середины 19 века;

- взаимодействие разных стилей и направлений;

- литературная критика;

- эстетическая полемика;

- журнальная полемика;

- социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского;

- театрально-сценическое открытие А.Н. Островского.

- работа с литературными произведениями;

- выделять главное;

- определять тематику произведений

Самостоятельная работа

Литература 20 века.

Введение.

Умения:

- уметь анализировать явления окружающего мира на основе прочитанного;

- уметь использовать информацию из прочитанных произведений для повышения качества жизни.

Знания:

- знать общую характеристику культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков и его отражение в литературе;

- знать общечеловеческие проблемы начала 20 века в прозе и поэзии.

конспектирование

Беседа по пройденной теме

Раздел 3.

Темы 3.1. – 3.2.


Умения:

- убеждаться в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации.

Знания:

- тонкость восприятия психологии человека и мира природы.

- чтение текста;

- осуждение бездуховности существования, опираясь на опыт героев.

Контрольная работа

Раздел 4.

Темы 4.1. – 4.5.

Умения:

- уметь делать обзор русской поэзии и поэзии народов России конца 19 – начала 20 века;

- уметь подбирать стихотворения согласно тематике.

Знать:

- творчество Бальмонта, Брюсова, Гумилева, Мандельштама;

- знать традиции в литературе начала 20 века;

- разбираться в литературных течениях поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

конспектирование;

-выучить стихотворение наизусть.

Самостоятельная работа

Раздел 5.

Темы 5.1. – 5.3.

Умения:

- уметь работать с учебником: конспектирование и реферирование критических статей.

Знания: противоречивость развития культуры в 20-е годы; литературный процесс 20-х годов; эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты- обериуты); разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны.

конспектирование;

- чтение текстов;

- анализ произведений

Самостоятельная работа

Раздел 6.

Темы 6.1. – 6.7.

Умения:

- уметь увидеть сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий, О. Мандельштам.

Знания:

- знать основные темы творчества Цветаевой;

- знать теорию поэтического слова О. Мандельштама;

- поиски положительного героя (А.П. Платонов);

- знать принципы создания характера автором.

- определять конфликт бытия и быта, времени и вечности;

- выучить стихотворение наизусть

Самостоятельная работа

Раздел 7.

Темы 7.1. – 7.2.

Умения:

- определять проблематику и систему образов в романе.

Знания:

- знать своеобразие художественного воплощения темы природы.

- выучить стихотворение наизусть;

- описание эмигрантской среды через воспоминания героев произведения.

Самостоятельная работа

Раздел 8.

Темы 8.1. – 8.6.

Умения:

- вычленение проблем человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях.

Знания:

- знать деятелей литературы и искусства, которые находились на защите Отечества;

- знать публицистику военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой;

- знать исторический масштаб и трагизм поэмы «Реквием» А. Ахматовой.

- чтение произведений;

- чтение стихотворений наизусть

Самостоятельная работа

Раздел 9.

Темы 9.1. – 9.4.

Умения:

- уметь увидеть изменения в общественной и культурной жизни страны;

- понять отражение конфликтов истории в судьбах героев.

Знания:

- знать новые тенденции в литературе;

- знать тематику и проблематику, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов;

- новой осмысление проблемы человека на войне.

- чтение стихотворений наизусть;

- чтение текстов;

- умение выделять главное;

- умение строить аналогии;

- умение делать выводы

Самостоятельная работа

Раздел 10.

Тема 10.1.

Умения:

- уметь составлять текст для самоконтроля.

Знания:

- знать гоголевские традиции в творчестве Вампилова;

- чтение текстов;

-видение глубины и цельности духовного мира русского человека

Самостоятельная работа

Раздел 11.

Тема 11.1.

Умения:

- споры о путях развития зарубежной культуры.

Знания:

- знать позицию современных изданий.

Чтение текстов (на выбор)

Беседа по пройденной теме

Раздел 12.

Тема 12.1.

Умения:

- уметь применять знания по литературе в повседневной жизни.

Знания:

- воспринимать и интерпретировать литературную и общекультурную информацию.

Знать литературные новинки.

Зачетный урок

Знания:




З 1. знать историко-литературный процесс и периодизацию русской литературы;




З 2. Понимать специфику литературы как вида искусства.





Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой:


Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

отметка

вербальный аналог

5

отлично

4

хорошо

3

удовлетворительно

2

неудовлетворительно

































ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

по учебной дисциплине «Русский язык и литература»

для 1-2 курсов всех профилей


Уважаемые студенты!

Вам предлагаются примерные темы проектных работ.

Вы можете выбрать любую тему из этого списка, которая отвечает вашим интересам. От того, насколько вы серьезно и вдумчиво отнесетесь к выбору темы, во многом зависит ваш дальнейший успех: интересная тема (проблема) стимулирует работу, создает установку на творчество; контакт и взаимопонимание с руководителем поможет преодолеть трудности.

Ваша задача: в течение года проработать с темой и в конце года на заключительном занятии представить и защитить свою работу.

Конечный продукт проекта: мини-макет, проектная работа с презентацией, сборник материалов (раскладушка «новых идей», брошюра, мини-словари, альбомы)

Литература:

1. Владимир Гуркин – человек с золотым сердцем

Тема нацелена на раскрытие личности писателя через его произведения, через биографию.

Конечный продукт: мини-макет, брошюра, творческий альбом-раскладушка

2. Русский «сценарий чувств»: «как это по-русски!»

Данная тема потребует от вас работы как с различными словарями (лингвистическими и энциклопедическими), так и с лингвокультурологическими исследованиями, в которых раскрывается национально-культурная специфика восприятия различных чувств: зависти и обиды, тоски и любви, надежды и др.

Конечный продукт: презентация, мини-сборник творческих идей

3. Герои «темной стороны» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема может быть направлена на раскрытие образа персонажей свиты темной стороны романа (Воланд, Бегемот, Азазелло, Коровьев, Гелла, Абадонна и другие представители темного мира). Происхождение демонического образа в романе Булгакова М.А.

Конечный продукт: мини-макет, презентация, творческий альбом, раскладушка

4. Кабинет профессора Преображенского – практика или научные исследования (по роману М.А. Булгакова «Собачье сердце»)

Данная тема требует изучения рабочего места Преображенского через прочтение романа «Собачье сердце» и просмотра фильма, выделение основных описательных моментов. Какова роль рабочего места профессора? Раскрытие через разные функциональные стороны работы кабинета: прием пациентов и медицинские исследования.

Конечный продукт: мини-макет, презентация

5. Генеалогическое древо А.С. Пушкина

Данная тема имеет исследовательский характер, требует подробного изучения истории семьи Пушкиных через исторические, биографические источники

Конечный продукт: иллюстрация, презентация, раскладушка, альбом.

6. Моя профессия на страницах художественных произведений (на примере двух-трех произведений)

В данной теме необходимо проанализировать художественную литературу, где раскрывается профессия героя.

Конечный продукт: презентация, сборник материалов

7. Трехмерное изображение действительности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема нацелена на анализ изображения Булгаковым трехмерной действительности, умение писателя переплести несколько реальностей: с одной стороны - советский быт Москвы 20-30-х годов, с другой - город Ершалаим, и наконец, - реальность всесильного Воланда.

Конечный продукт: мини-макет, альбом, сборник «творческих идей»

8. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях

Данная тема должна быть анализом работы над сказками самим Салтыковым-Щедриным. Попробовать себя в качестве иллюстратора сказок писателя

Конечный продукт: раскладушка, альбом, книжка иллюстраций сказок

9. Распад семьи Головлевых (роман «Господа Головлевы» М.Е. Салтыков-Щедрин)

В работе показать историю семьи Головлевых и причины распада через образы, характеры героев.

Конечный продукт: сборник « творческих идей», альбом, раскладушка, мини-макет

10. Литературный Петербург

Данная тема нацелена на произведения, которые характеризую Петербург в разные времена (А.С. Пушкин «Медный всадник», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Невский проспект» Гоголя, Петербург Лермонтова)

Конечный продукт: мини-макет, альбом «литературного Петербурга», презентация

11. В творческой лаборатории поэта

Данная работа должна показать мир творчества поэта, его творческие искания, привычки через изучения быта писателя, атмосферы воспитания в семье.

Конечный продукт: мини-макет, презентация, раскладушка, сборник «творческих идей»

12. Русский женский альбом начала XIX века

Проанализировать женское общество начала 19 века через художественные произведения (например, Толстой Л.Н. «После бала», светское общество в романе «Война и мир»)

Конечный продукт: мини-макет, творческий альбом, сборник иллюстраций

13. Изображение идеальной семьи в романе Толстого Л.Н. «Война и мир»

Данная работа нацелена на анализ представления идеальной семьи не только в романе Л.Н. Толстого, но и в жизни писателя.

Конечный продукт: сборник «творческих идей», альбом, презентация

14. Реальные лица в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В работе следует указать какие реальные исторические лица использует для своего романа писатель, провести связь исторического и литературного персонажа

Конечный продукт: альбом, сборник «творческих идей», исторический словарь имен

15. Создание сайта, посвященного одному из писателей

Проектная работа научит лучше понимать писателя, его жизненный и творческий путь.

Конечный продукт: сайт

16. Создание мультипликационного фильма по одному из произведений русской литературы

В данной теме следует проявить творческие способности по созданию мультипликационного фильма, сюжетом которого может стать любое художественное произведение, как на примере «История одного города», «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина М.Е.

Конечный продукт: мультипликационный фильм

17. Литературный имена в названиях улиц нашего города

Данная тема нацелена на рассуждения и анализ выбора названия для одной из улиц города. Умение доказательно обосновать свой выбор названия, провести исследовательскую работу

Конечный продукт: макет улицы города с выбранным названием

18. Что читают герои романа Ф.М. Достоевского «преступление и наказание»?

Данная работа требует более детального изучения романа и анализ литературы, которую читают герои романа.

Конечный продукт: макет библиотеки героев .М. Достоевского, книжный альбом героя

19. Бальные платья начала XIX века (на материале романа «Война и мир»)

В работе должен быть представлен анализ нарядов для балов через произведение Л.Н. Толстого «Война и мир», а также привлечение дополнительной энциклопедической литературы, которая охарактеризует моду начала XIX века. Провести сравнение литературных нарядов с историей

Конечный продукт: мини-макет нарядов, сборник «творческих идей»

20. Расписание дня дворянина в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого

Тема нацелена на изучение распорядка дня героя-дворянина из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» *на примере семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Безухова и других). Провести сравнительный анализ с современностью.

Конечный продукт: сборник «творческих идей», брошюра, презентация

21. Любимые женщины Есенина (юность)

Данная тема должна представить часть биографической и творческой жизни юного Есенина. Провести анализ между любовной лирикой поэта и его увлечением юности. Составление портретной галереи любимых женских образов Сергея Есенина

Конечный продукт: альбом «Любимые женщины юного Сергея Есенина»

22. Сны и сновидения в русской литературе

Данный проект включает в себя раскрытие снов и сновидений в произведениях русских писателей (на примере, Гончарова И.А. «Обломов», Чернышевский Н.Г. «Что делать?», Жуковский В.А. «Светлана», Пушкин А.С «Евгений Онегин» (сон Татьяны) и т.д.)

Конечный продукт: сборник «творческих идей», презентация, раскладушка

23. Цветы в поэзии А.А. Ахматовой

Данная тема требует рассмотрение и изучение образов цветов в творчестве Ахматовой представляет интерес и поможет глубже вникнуть и понять сущность поэзии великой поэтессы.

Конечный продукт: презентация, сборник «творческих идей», сборник «цветовой гаммы» А. Ахматовой

24. Тайна романа М. Булгакова

Проект нацелен на изучении истории и этапов создания романа Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»

Конечный продукт: презентация, сборник «творческих идей», раскладушка

25. Экскурсия в «нехорошую квартиру» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Данная тема нацелена на более глубокое и детальное изучение комнаты, куда автор поселил своего главного персонажа - Воланда, выявление причин, почему квартира именуется «нехорошей». Изучение событий, которые произошли в «нехорошей» квартире.

Конечный продукт: макет «нехорошей» квартиры или мини-макет комнаты, где проживал М.А Булгаков в «нехорошей» квартире, «виртуальная экскурсия по «нехорошей» квартире через презентацию или альбом

26. Жизнь замечательных людей

Проект нацелен на раскрытие интересных фактов из жизни и творчества одного из писателей или поэтов

Конечный продукт: презентация, сборник «творческих идей», мини-кинолента

27. Маскарад в произведениях русской литературы XIX века.

Проект должен отражать доказательство, что бал является важнейшим сюжетным элементом, реализующим авторский замысел в художественном произведении

Конечный продукт: презентация, альбом

28. Литературный календарь

Данная тема предполагает создание литературного календаря по писателям-юбилярам (по периодам литературы, по величайшим произведениям литературы)

Конечный продукт: альбом. презентация, литературное пособие


Темы проектных работ для студентов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!